Просфора (греч. προσφορ – приношение; мн. ч.: просфоры; в быту также просвира, просвирка) – в православной практике специально приготовленный для Евхаристии квасной (дрожжевой) пшеничный хлеб на воде без соли и сахара (в сирийской традиции в просфоры добавляются соль и масло). С древнейших времен этот хлеб (в виде лепешки) имел форму сдавленного кружка с оттиснутым сверху изображением креста. Для IV в. об этом свидетельствует Епифаний Кипрский . Север Александрийский называет просфоры «кружками», автор «Бесед», изданных под именем св. Цезария, пишет, что тело Христа находится на небе, а на алтаре имеется «круг», а Григорий Великий называет эти хлебы «коронами». В суриевом жизнеописании св. Отлиара (VIII в.) сказано, что когда открыли могилу этого святого, под головой у него нашлись маленькие хлебы в виде кружков (panis rotularis). На Востоке просфора так же была круглой с изображением креста. Позже (время не установлено) при кресте появилась надпись IC ХС N К, почти тождественная надписи на знамени Константина Великого (по Евсевию): обе имеют слово ΝΙΚΑ. Однако надпись на евхаристическом хлебе, как полагают, древнее Константиновой. У сирийцев и коптов на евхаристическом хлебе была печать в виде нескольких больших (в средине) и многих маленьких зображений креста в форме decussata (х), иногда с надписью γος σχυρς, расположенной по кругу. Такие же изображения встречаются на ранних печатях и на Западе (с крестами вида и х). На Западе очень рано евхаристические хлебы уменьшились в объеме (один из Толедских соборов узаконил modica oblata), приобретя с течением времени вид современной католической хостии (облатκи). Для их изготовления с XII в. используют специальные формы с рельефными изображениями распятия, агнца и других христианских символов. Такая форма возможна только для пресного хлеба и потому не распространилась на Востоке, где принят квасной (дрожжевой) хлеб, увеличивающийся в объеме при выпечке. Круглый евхаристический хлеб мог отличаться в разных местах деталями формы, так что Арльский собор в VI в. должен был постановить, чтобы внешний вид евхаристического хлеба был бы одинаковым во всех церквах провинции.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кресты вделаны в фут?? устроенные в виде крестов; по краям каждого из них надпись славя?? вязью: «сей животворящий крест пожалован усердием своим в Староладожском Николаевском монастыре Преосвященным Гавриилом митрополитом Новгородским и С.-Петербургским, за старание и возобновление оной обители, новоладожским купцам Петру и Василию Охряевым в 1797 году месяца июня в 10 день» в) Священнослужебных сосудов в монастыре 8 номеров. Из них наиболее замечателен, по своей прочности и изящной работе, сребропозлащенный массивный сосуд, весом 7 ф. 82 зол., работы Ф. А. Верховцева ??меров сосудов серебряные, позолоченные; один оловянный. г) Ковчегов 4 номера: два сребропозлащенные, один бронзовый и оловянный. Дароносица одна серебряная; по местам золоченая. д) Кадил 7: 5 из них серебряные; 2 апплике. е) Водосвятных чаш три: две апплике и одна медная, старинная ??последняя чаша заслуживает внимания в археологическом отношении. ?? тику чаши цирован образ Спасителя (один лик), по венцу коего славя ?? литерами начертано: «ООН и IC. ХС». Потом следует надпись: «Лет?? (1602 г.) мая в 20 день Божией матери стые живоначальне Трца и прид?? богоносного отца нашего Михаила Клопского чудотворца сделана бысть ч?? вней же святити вода при игоумене Макариа повелением раба Божия тое ??тели инока Иоакима в дом живоначальныя Троица и преподобномоу Мих?? Клопско». Как попала эта чаша в Николаевский монастырь, неизвестно ж) Из икон, хранящихся в ризнице, замечательны – одни по сво?? ности, а другие по поводам к их устроению. 1) Образ выносной, вышиной без рукояти 13 верш., шириной 11?? древнего письма с выемкой. На нем по зеленому фону изображены: с ?? стороны – Знамение Пресвятой Богородицы, а с другой – св. мученик?? и Лавр, мученица Параскева и архидиакон Стефан. Подпись на это?? следующая: «агиос Фрол, агиос Лавр, стая Пятница и агиос Стефан».?? фон и иконокопка иконы говорит о древности иконы; сличение подписи?? с палеографическими таблицами почерков, изданными в Москве 182?? побуждает думать, что икона эта написана не позже начала XV века.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Лаврский звон поражал мощью своего самого большого колокола (« Царь » – в тоне низкое си, вес более 4000 пудов), богатым подбором медных голосов, достаточным для самых искусных и многообразных звонов (в Лавре находился свой рукописный Устав звонам), наконец древностью колоколов, из них наиболее чтимый – колокол «чудотворцов», восходящий ко времени первых игуменов. На этом древнем колоколе имеется надпись: «IC.XC.+HK. В славу Святыя и Живоначальныя Троицы совершися сей колокол в лета благочестиваго и великаго князя Василия Дмитриевича и архиепископа Фотия, митрополита Киевского и всея Руси, во обитель Преподобнаго отца нашего Сергия, при настоятельстве отца нашего Никона игумена, в лето 6928(1420) индикта 13, месяца августа 15, на Успение Пречистыя Владычицы нашея Богородицы Марии». Никоновский колокол (вес 20 пудов) висел в юго-западном углу паперти в храме преподобного Никона, в настоящее время – на лаврской колокольне. Из прежних колоколов вторым по величине (вес от 1700 до 2000 пудов) был Годунов (Полиелейный), в тоне до-диез, вклад царя Бориса Годунова, третьим – Карнаухий , в тоне ре, вес 1275 пудов, отлитый в Лавре в 1683 году. В настоящее время самый низкий по звучанию колокол – Лебедь , или Славословный, в тоне ми-бемоль, отлит в 1594 году, весом 625 пудов. «...Сей колокол в Дом Святыя и Живоначальныя Троицы и Преподобнаго и Богоноснаго отца нашего великого чудотворца Серьгия, – говорит надпись, – велел слить слуга и конюшей боярин Борис Федорович Годунов с своею женою Мариею и с сыном своим Феодором...» Переспор (или Вседневный), в тоне соль – до-диез, вес 315 пудов, висит в четвертом ярусе колокольни, «вылит сей колокол 1780 года во обитель Преподобных и Богоносных отец Сергия и Никона игуменов Радонежских чудотворцев...». Применен в бое часов. По описанию 1919 года, далее идут семь клавишных колоколов: четыре брата , имеющие одну настройку, основной тон колеблется между фа и фа-диез три рожка : си–бемоль, ми-бемоль, и чуть выше ми Вожак , он же Панихидный, вес 106 пудов, отлит в 1796 году, тон между до и до-диез

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

К числу ковчегов дароносных относятся также сионы или ерусалимы и ковчеги для хранения святых мощей. В ризнице новг. Софийского собора хранятся два сиона, употребляемые во время торжественных богослужений в соборных кафедральных церквах 407 . Сионы сии имеют вид столпообразной церкви, круглые, серебряные, вызолоченные, со вставками простых камней. Внизу у них блюдо; на нём у одного начертан крест четырёхконечный и в средине Иисус Христос, а у другого крест восьмиконечный, на блюдах утверждены круглые столбцы с дверцами 408 , состоящими из двух створов, на коих вычеканены Евангелисты и Апостолы со свитками в руках и с надписями, начертанными отвесно из смеси греческих букв с славянскими, на пр. о агиос Петрос, о агиос Павлъ, Ι Προδρο (Иоанн Предтеча). Замечательно, что Ап. Пётр изображён не со свитком, а с тремя ключами в одной руке, и с жезлом в другой. Верх у сионов полукруглый выпуклый с семью крестами четырёхконечными; наверху в шести круглых клеймах за стеклянными вставками вычеканены – Спаситель, Божия Матерь, Иоанн Предтеча, Василий Великий и два Архангела 409 . В изображении лиц художник, как видно, подражал византийским образцам. Сионы эти, судя по работе, должны быть отнесены, по крайней мере, к XV веку. В прежние времена, при праздничных служениях архиерейских, на большом выходе, они выносились диаконами вместо митры, и смотря по важности праздника иногда оба, а иногда один 410 . В ризнице Соф. собора много находится ковчегов с частями святых мощей; но с летописной надписью известен только один сребропозлащенный с правой стопой от ноги святителя Никиты, На ковчежце вычеканена надпись: «лта отъ свта 7217, отъ всеспасителънаго же Богочеловка Христа истиннаго Рождества 1709 въ мсяц устройся сей ковчегъ на святыхъ и чудодйственныхъ мощей иже во святыхъ отца нашего Никиты епископа новгородского, и великого господина преосвященнаго митрополита Великого Новгорода и Великихъ Лукъ, изъ ево домовыя казны при казначе Другой сребропозлащенный ковчег в Духове монастыре с костью от руки святителя Моисея; на ковчеге изображён св. Моисей, внизу ковчега надпись: «IC. ХС. НИ. КА. 7301 (1693) мая въ 13 день частъ мощей Моисея новгородского чудотворца принесена при держав цар и великомъ княз Алексевич, Петр Алексевич всея самодержц, при Московскомъ и при митрополит Новгородскомъ въ Духовъ монастырь, что въ В. Новград тоя обители при архимандрит Никодим». 6. Панагии

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

В церкви Феодора Стратилата на Соф. стороне чаша водосвятная медная лужёная, с надписью: «лта 7189 (1681) года генваря въ 31 день бысть чаша въ Росткинъ двичь монастырь въ церковь святаго Предтечи по иноки Мары схимниц и по е родителехъ» 452 . В Петропавловской церкви на Панской улице чаша водосвятная медная лужёная с надписью: «лта 7193 (1685) года мсяца въ 16 день, далъ чашу въ церковь водосвященную св. верховныхъ Апостолъ Петру и Павлу въ Неревской конецъ новгородской посадской человкъ, тоежъ церкви прихожанинъ Тарасей Перфильевъ по своихъ родителехъ». В Троицкой церкви в Ямской слободе медная лужёная водосвятная чаша с надписью: «лта 7205 (1697) году августа въ 4 день построена чаша водосвященная слободы въ церковь Луки Евангелиста тоежъ церкви попа Бориса съ причетники». В Антониевом монастыре чаша серебряная для кропления св. водой. Надпись, находящаяся на ней, показывает, что чаша сдлана лта 7205 (1697) изъ монастырского серебра при архимандрит 2 . Кратиры имеют вид стопы или кружки для св. воды. Два таковых древних кратира хранятся в ризнице нов. Софийского собора. Оба они серебряные вызолоченные, обронной работы, с выпуклыми гранями и литыми рукоятками. На одном из них, среди узоров, начертаны благословляющий Спаситель (IC. ХС) Божия Матерь, в молении (Мρ. ), Апостол Пётр с жезлом и свитком (о агиос Петросъ) и мученица Анастасия; с крестом в руке (и aria Hacmacia); а на другом – те же первые три лика и мученица Варвара с надписью – «aria Варвара». Как на том, так и на другом кратире по верхнему краю надпись чернью: «niйme из нея bci, се iecmь кръвь моя новаго завета» а по нижнему н а одном; «+сь съсудъ Петриловъ и женъи его Варвары»: на другом «+сь съсудъ Петровъ и жены его Маръе». На поддонах ещё надписи – у одного: «Господи помоги рабу своему, Костантинъ Коста длалъ аминъ»; на другом: «+Господи помоги рабу своему Фълорови. Братило длалъ. Шестъ фунт» 453 . Об употреблении кратиров этих в прежние времена известно из рукоп. архиерейского Чиновника или Устава XII века 454 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Другой подобный по работе и по древности крест сребропозлащенный, сканной также работы; на нём четыре небольших камушка, а пятый в сканной головке; на задней стороне надписи о частях св. мощей 376 . Третий крест медный складной, древней работы; на нём вычеканено распятие с надписью: ХС.; на ушке цирован образ Спаса с надписью IC. ХС.; а на исподней стороне едва заметное изображение Спасителя, сгладившееся от времени. Четвёртый крест сребропозлащенный, складной, украшенный по местам алмазными искрами и яхонтовыми камешками. Он пожалован Императором Петром I. Пятый крест золотой, состоящий из трёх голубых продолговатых яхонтов, пожалован Императрицей Екатериной II митрополиту Гавриилу. На среднем яхонте его изображено распятие Иисуса Христа, Коего ноги пригвождены одним гвоздём по римскому обычаю 377 ; на боковых яхонтах предстоящие Божия Матерь и Иоанн Богослов; по сторонам сего креста три пчёлки; внизу надпись: Urb. VIII. P. M., т. е. Urbanus VIII Pontifex Maximus; на другой стороне солнце и травы из эмали 378 Изображениями пчёл, вероятно, намекается на слова ( Пс.117:12 ): «обыдоша Мя яко пчелы сотъ». Рисунок с этого креста приложен в Древностях Росс. Государства Отд. I. 26. В Юрьеве монастыре наперсный сребропозлащенный крест с таковой же цепочкой; на исподней его стороне надписи о находящихся в нём св. мощах. По преданию, крест сей приложен в монастырь царём Иоанном VI. К крестам подвесным должно отнести в Знаменском соборе две золотые четырёхугольные, продолговатые медали, пожертвованные царём Иоанном IV и сыном его Иоанном. На первой надпись: «лта 7087 (1579) октебря чепъ кпречистое Богородице кзнаменью приложилъ Государъ своего Ливонского походу»; на второй: «к пречистой приложилъ царевичъ своего Ливонского походу». Об этом походе известно, что во время оного взято было Русскими 11 городов в Ливонии, в один 1560 год 379 . В Антониевом монастыре крест наперсный сребропозлащенный, тощий. На лицевой стороне вырезано распятие, с правой стороны коего изображение Божией Матери, с левой какого-то преподобного, имя которого стёрто; над распятием изображение Серафима, а под распятием – Иоанна Богослова. Ушко так же сделано, как и самый крест, тощее; на нём изображён Спас нерукотворный.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Однако, весьма возможно, что эта завеса есть своего рода благочестивая монастырская подделка, во вкусе пышных завес и надгробных покровов молдовлахийских господарей, если даже не от них и происходит. В Руссике в ризнице Воздух (рис. 91) шелковый, темно-фиолетовый, гладкий. Фигуры выполнены по основе красного, голубого, серо-зеленого, бледно-голубого шелка, золотом и серебром; поверх прошиты контуры соответствующими основе нитями. Лики сделаны светло-желтыми, зелеными шелками, волосы светло-коричневые, часть контуров черными. Нос с теневой стороны обведен красным шелком. Рисунок для шитья замечательно правильный, кроме волос. Молдовлахийской работы XV века. На воздухе изображен обычный сюжет: Св. Евхаристия. Христос в золотой одежде перед престолом преподает правою рукою часть св. даров ап. Петру и в левой держит свиток. У Христа золотой нимб с серебряным крестом. Над головой надписание имени. Над Спасителем сень, а сверх ее полог, перекинутый на видные по сторонам здания. Справа от Христа стоит ангел в серебряном диаконском стихаре, в золотом ораре, обратившись к подходящим апостолам, как бы с приглашением: «с врою и любовью приступите» и указывает на Спасителя. Престол в серебряной индитии с гамматами напереди, на нем золотая чаша с вином, напереди золотой четвероконечный крест и вокруг обычные надписи: IC XC NIKA и буквы от слов: φς Χριστο φανει πσι. Справа три апостола: седой (Петр) принимает дары простертыми и покрытыми одеждою руками, за ним Андрей и Иаков (с темною бородою) подходит, простирая руки. Слева от престола три апостола: Матфей (седой), апостол с темною бородою и безбородый Иоанн. Все апостолы в золотых одеждах, не обуты в сандалии. Поверх всего надпись: Н Вокруг идет надпись славянскими буквами: ДАСТЬ СВОИМЪ УЧЕНИКОМЬ И АПЛОМЪ РЕКЪ ПРИИМТЕ ЯДИТЕ СЕЕ ТЛО МОЕ ЕЖЕ ЗА ВЫ ЛОМИМОЕ В ГРХОМЬ ТАКОЖДЕ И ЧАШЯ ПО ВЕЧЕРИ ГЛАГОЛЯ. Воздух имеет 0,48 и 0,51 м... Кругом нашиты новые коймы из красного атласа с полосками в 12 сант. Плат замечателен разноцветными шелками.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

В. приходится на VI в. (напр., икона из мон-ря вмц. Екатерины на Синае), тогда же появляются образы на монетах (напр., монета Юстина II, 565-578, надпись: Rex regnatium). В монументальной живописи этот образ получил особое значение в послеиконоборческий период. Его стали помещать в куполе, важнейшем месте в системе храмовой росписи. О значении образа известно из Слова свт. Фотия, патриарха К-польского (858-867; 877-886), сказанного им на освящении к-польской церкви мон-ря Богородицы Одигон или дворцовой ц. Богородицы Фара: «Он [Христос] как бы обозревает землю и обдумывает ее украшение и устройство» (Ομιλα 10. 6// Θωτου Ομιλαι/Εκδ. Β. Λαορδας. Θεσσαλονκη, 1959. Σ. 102). Г. В., Царь Небесный, окруженный свитой архангелов в лоратных одеждах, представлен в куполе собора Св. Софии в Киеве (1037-1045); в куполе ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Дафни (ок. 1100) - без ангельского окружения. В куполе Палатинской капеллы в Палермо (1143-1146) медальон с Г. В. окружают чины небесных сил, а по кайме медальона идет греч. текст: «Небо - престол Мой, земля - подножие ног Моих,- так говорит Господь Вседержитель». В сицилийских базиликах, не имеющих купола, образ Г. В. помещается в конхе апсиды. Так, в мозаиках кафедральных соборов в Монреале (1180-1190) и в Чефалу (1148) Христос представлен с открытым Евангелием, на страницах к-рого на латыни и греч. языке написан текст: «Аз есмь свет всему миру…», наиболее часто встречающийся в изображениях Г. В., а по сторонам лика идет надпись: IC ХС О παντοκρατωρ. Образ Г. В. может сочетаться с др. образами Христа. Так, в росписи свода ц. св. Стефана в Кастории (XII в.) рядом с медальоном с образом Г. В. представлены медальоны с Христом Еммануилом и Христом Ветхим денми . Господь Вседержитель. Мозаика ц. Марторана в Палермо. 1146 - 1151 гг. Господь Вседержитель. Мозаика ц. Марторана в Палермо. 1146 - 1151 гг. Особое распространение образ Г. В. получает в монументальной живописи и на иконах в палеологовскую эпоху. Помимо надписи: παντοκρατωρ (иконы: 1363, ГЭ; XIV в., мон-рь Пантократор на Афоне; кон.

http://pravenc.ru/text/166345.html

Нужно при этом заметить, что в русских крестах форма греческого подножия была видоизменена в косую балку и в памятниках письменности XVI–XVII вв. встречается уже и символическое толкование такого положения подножия. Что касается доски для надписи вверху креста, то в древнейших памятниках распятия её нет, но в памятниках последующего времени она обычна. В древности высказывалось мнение, что крест Христов был сделан из кипариса, певга и кедра, но оно разделялось не всеми отцами церкви и тем более не было утверждено церковью. Иногда отцы церкви применяли к кресту слова из послания к Ефесянам 3:18, толкуя: высота – верхняя часть креста, глубина – нижняя, широта и долгота – два конца поперечного древа. В русской письменности подобные толкования нередко видоизменялись и осложнялись. К половине XVII века в России преобладающею формою креста сделалась шестиконечная и восьмиконечная, но тогда же по образцам западной иконографии стала получать широкое распространение и еще более древняя форма креста – четвероконечная. Церковь допускала такое разнообразие, потому что, почитая крест осьмиконечный, шестиконечный и четвероконечный, христиане почитают не два и не три креста, а один крест Христов, только в разных видах начертанный, подобно тому, как и иконе Спасителя покланяются в разных её видах – во весь рост, в пояс и изображению единой главы Его. Само собою разумеется, что при этом и древние образцы четвероконечных крестов продолжали существовать в русских храмах и на храмах. По подражанию западным образцам тогда же, т. е. не позже первой половины XVII века – явился в России обычай начертывать титло на кресте: I. Н. Ц. I. Древнейшею формою надписи на дщице была IC. ХС. Она повторяется и на позднейших памятниках греческих и русских до XVI века включительно. Латинская надпись I. N. R. I. впервые появилась на западе; в греческих памятниках встречается не ранее XVII века; в русских памятниках XVII века надпись эта обычно изображалась славянскими буквами: I. Н. Ц. I. Таковы исторические данные для суждений по вопросу о форме креста и о титле на нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Немало таких памятников в южной Италии и Сицилии, где даже до XIV в. преобладала византийская обрядность. Не говоря о свидетельстве Льва Остийского, подтверждающем оскудение художественных сил в Италии и призыв сюда византийских художников, отметим лишь некоторые из уцелевших здесь памятников: такова Солетская церковь св. Стефана, с византийской живописью 1347 г.; стены ее украшены изображениями евангельских событий: детства Иисуса Христа, чудес и последних дней земной жизни, событий из жизни Богоматери, св. Стефана и отдельными изображениями мучеников и апостолов; на западной стене – страшный суд. Заслуживает внимания здесь то, что простые изображения расположены на нижних частях храма, сложные – на верхних; так и в храмах византийских и позднегреческих, напр. афонских. Композиции сюжетов имеют характер византийский; в числе их замечательно в алтарной апсиде изображение Спасителя в длинных белых одеждах, в крестообразном нимбе, с ангельскими крыльями, с чашей в руке; надпись говорит, что это «Премудрость слово Божие» ( γ. σοφα λγος θεο); повыше еще два ангела с кадильницами и факелами 87 . Подобное же изображение не так давно открыто было в Александрийских катакомбах 88 ; здесь также ангел с крыльями и надпись: ουδι... σοφα Ic. Хс. Смысл этого изображения Диль определяет на основании Ис. 11:2 , где говорится: «и почиет на нем Дух Божий, дух премудрости и разума». Но подробности изображения не находят объяснения в приведенном тексте. Чаша в руках ангела – софии, кадильницы и факелы в руках других ангелов напоминают о совершении литургии и бескровной жертве, и потому вернее видеть здесь наглядное выражение мысли притчей Соломоновых: «премудрость созда себе дом... и раствори в чаши своей вино и уготова свою трапезу» ( Притч. 9:1–2 ). Трапеза эта и чаша, в памятниках старинного русского искусства, как будет показано ниже, всегда истолковывается в смысле евхаристической жертвы. Изображение это должно быть принято во внимание при решении давно уже поставленного вопроса о происхождении новгородского типа Софии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010