Повеление это выражено подробно в главе 4-й Книги Чисел ( Числ. 4,5–20 ) приблизительно в таких словах: Аарон и сыны его, войдя в скинию, первую снимут завесу, осеняющую ее, и покроют ею ковчег откровения (Ковчег Завета, или Святое Святых), и обовьют его покрывалом из кож синего цвета, а сверх накинут покров из голубой шерсти и укрепят ковчег на шестах носильных (см.: 5–6). Следуют затем наставления об укупорке стола предложения хлебов и, наконец, золотого жертвенника с его принадлежностями: И очистят жертвенник от пепла и накроют его одеждою пурпуровою; и положат на него все сосуды его, которые употребляются для служения... и вложат их в одежду пурпуровую, и покроют их покрывалом из кож синих, и возложат на носилки (там же: 4, 13–14). Все это законоположение было установлено, как полагают, по той причине, чтобы прочие из народа по одному любопытству не искали случая увидеть самые священные предметы прежде их покрытия под той угрозой, что человек непосвященный, их увидевший, тем более коснувшийся священной вещи, должен умереть. Таким образом, носящие священные принадлежности скинии ни одной из них не видели, а только чувствовали на плечах своих их тяжесть, потому что все было сокрыто багряным покровом от очей носящих. Подобно этому каждый, кто только совершенно предал себя в волю Божию, охотно избегает исследования недоведомых причин Провидения и Премудрости Божией; он не будет спрашивать, зачем Бог допустил то, повелел другое, запретил третье. Тягость такого ограничения нашего любопытства должен каждый из нас нести охотно; довольно для нас быть уверенными, что носимое нами бремя, обвитое синим, голубым или багряным покрывалом, то есть сокровенное в пучине непостижимой воли Божией для нас спасительно.  6  Так должен думать всякий, желающий искренно предать себя Богу; обо всем им потерянном из имевшегося у него он рассуждает так: «Бог дал мне, Бог и взял», то есть он при этом обращает взор свой не к похитителю – человеку, но попустившему это Богу, возвращающему Свое, наперед Им же данное.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Святой Шестой Вселенский Собор предписывает налагать епитимью на тех мужчин и женщин, которые выпрямляют или плетут волосы, и если не исправляются, отлучать их. Об этом говорит 96-е правило этого Собора: «Во Христа крещением облекшиеся дали обет подражати во плоти житию Его. Того ради власы на главе ко вреду зрящих искусственными плетениями располагающих и убирающих и таким образом неутвержденные души прельщающих отечески врачуем приличною епитимиею... аще же кто вопреки сему правилу поступит, да будет отлучен» 74 . Святой Седьмой Вселенский Собор накладывает епитимью на епископов и клириков, которые наряжаются в яркие одежды и умащивают себя благовониями. Об этом говорится в 16-м правиле этого Собора: «Епископы или клирики, украшающие себя светлыми и пышными одеждами, да исправляются. Аще же в том пребудут, подвергати их епитимии», относится это и к тем, кто благовонные масти использует. Епитимьей им является отлучение от священнослужения на одну неделю, согласно 27-му правилу Шестого Вселенского Собора. Какой урок получают любители краситься Бог не оставляет без наказания украшающихся и употребляющих благовония и косметику мужчин и женщин когда рабством, а когда и смертью. Так устрашает Бог богатых женщин Иерусалима через Исаию, чтобы они устыдились и поменяли свои украшения и благовония на зловония, дорогие пояса – на веревки, украшения волос – на плешь, и вместо пурпурных одежд надевают дырявую одежду из мешковины: «Оголит Господь темя дочерей Сиона и обнажит Господь срамоту их; в тот день отнимет Господь красивые одежды... и будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос – плешь, и вместо широкой епанчи – узкое вретище» ( Ис. 3:17–23 ). А пророк Иеремия плачет о мужах Иерусалима, обращенных в рабов, прежде украшенных пурпурными благоуханными плащами, а затем носящих зловонную бедную одежду: «Воспитанные на багрянице жмутся к навозу» ( Плач.4:3 ). И еще говорит: «И прекращу у них голос радости... звук жерновов и свет светильника» ( Иер. 25:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Се Человек. Художник: Mihály Munkácsy, 1896 В некоторых рукописях упоминаемый в Евангелии от Матфея и отпущенный Пилатом на волю разбойник Варавва имеет второе имя, а именно – Иисус, и полностью называется Иисус Варавва (Мф. 27, 16–17). «Ориген отмечает, что в его время (ок. 240 г. по Р. Х.) большинство рукописей содержали именно такую форму имени. Многие современные исследователи также признают, что первична именно эта полная форма имени Варавва”, позднее она была заменена переписчиками на более краткую, чтобы не прилагать личного имени Иисуса Христа к Варавве» . То есть Понтий Пилат предлагает иудеям выбор, кого отпустить: Иисуса Варавву или Иисуса, называемого Христом (Мф. 27, 17). Имя Иисус (евр. Иешуа или Иегошуа) было достаточно распространено среди евреев и переводится как «Иегова есть спасение», «Бог мое спасение» или «помощь Иеговы». В христианской традиции имя «Иисус» принято понимать как «Спаситель». В Священном Писании Ветхого Завета, кроме автора одной из неканонических книг Премудрости – Иисуса, сына Сирахова, можно найти упоминание о двух людях, носящих это имя. Это Иисус, сын Навин и Иисус, сын Иоседеков. Интересно, что деятельность обоих названных Иисусов носила мессианский характер. Иисус Навин был преемником пророка Моисея, именно он ввел израильский народ в Землю Обетованную, а Иисус, сын Иоседеков, был первосвященником, который сопровождал евреев, возвращавшихся из вавилонского пленения, и участвовал в построении второго иерусалимского храма. Именно он являлся прообразом Господа нашего Иисуса Христа в известном мессианском пророчестве: Возьми у них серебро и золото и сделай венцы, и возложи на голову Иисуса, сына Иоседекова, иерея великого, и скажи ему: так говорит Господь Саваоф: вот Муж, – имя Ему ОТРАСЛЬ, Он произрастет из Своего корня и создаст храм Господень. Он создаст храм Господень и примет славу, и воссядет, и будет владычествовать на престоле Своем; будет и священником на престоле Своем, и совет мира будет между тем и другим (Зах. 6, 11–13).

http://pravoslavie.ru/112022.html

Слова стиха 4-го „тучное тело Иакова (Израиля) сделается тощим“, относят к поголовному переселению жителей Царства. Подобная же мера приведена была в исполнение и над Сирией ( 4Цар. 16:9 ). Мы и по надписям и по барельефам Ассирийским знаем, что таковы были вообще меры, принимаемые везде этим жестоким народом, где только народонаселение не внушало им доверия. Таким образом стихи 5-й и 6-й должны рисовать общее положение и Сирии Дамасской и Палестины, в той части, которая принадлежала Царству Израильскому; но пророчество 5 и 6 стихов обращено к Израилю, к которому обращен в особенности следующий стих 7-й: „в тот день обратит человек взор свой к Творцу своему“. – Мы выясняем значение стихов 5 и 6 фактом насильственного выселения Израиля при Салманассаре и Сеннахериме. Таково действие жнецов и собирателей маслин; поле или дерево пустеет, остаются кое где колосья и несколько забытых маслин. Вот к этим-то оставшимся на местах и не угнанных в далекие города Мидии остаткам населения обращался с воззванием Езекия, приглашая людей всех колен присоединиться к празднованию Пасхи Господней в Иерусалиме 795 . Многие откликнулись и таким образом „обратили взор свой к Творцу своему“, – отринув все иноземные мерзости. О долине Рефаимов см. Нав. 15:8, 18:16 . Она лежала на юго-запад от Иевуса (Иерусалима). Здесь повидимому она приведена пророком как известная по плодородию своему местность. Местностей, носящих имя Рефаимов, или связанных воспоминаниями с пребыванием в них исполинских рас, несколько. Долина Рефаимов упомянута в Быт. 14:5 , потомки исполинов несколько раз упомянуты в 3 Кн. Цар. Ср. еще 2Цар. 5:18, 23:13 . Это одно из самых распространенных сказаний, о том, что исторические племена встречали при расселении своем везде доисторические племена гигантского роста и силы. 7 . В тот день обратит человек взор свой к Творцу своему, и глаза его будут устремлены к Святому Израилеву; 8 . и не взглянет на жертвенники, на дело рук своих, и не посмотрит на то, что сделали персты его, на кумиры Астарты и Ваала.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Сущность первого наставления в том, что на общественных церковных собраниях женщины должны присутствовать с покрытой головой, а мужчины с открытой. Св. Златоуст объясняет это наставление тем, что в Коринфе " женщины с открытыми и обнаженными головами и молились и пророчествовали, а мужи отращали волосы, подобно занимавшимся философией, и покрывали свои головы, когда молились и пророчествовали, придерживаясь в том и другом языческого закона " . Св. апостол, находя это неприличным для христиан, требует от жен, чтобы они покрывали свои головы в знак своего подчиненного положения относительно мужа. Кроме того, в те времена женщины-язычницы ходили в свои капища открыто с нечистыми целями и обнажение головы для женщины считалось знаком ее бесстыдства. Распутная женщина наказывалась за распутство снятием волос, почему апостол и говорит: " если жена не хочет покрываться, пусть стрижется " (ст. 1-6). " Сначала муж, — говорит еп. Феофан, — по образу Божию, а потом как бы уже по мужнину образу из него жена, которая " есть потому образ образа, или есть отблеск славы мужа " . " Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов " (ст. 10). " Если ты, — говорит св. Златоуст, — не обращаешь внимания на мужа, то постыдись Ангелов " . Это покрытие жены есть, таким образом, знак ее скромности, покорности и подчинения мужу. Но чтобы муж не превозносился над женой и не злоупотреблял своим главенством, апостол далее говорит: " ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога " (ст. 11-12). " Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестие для него? " — этими словами любят пользоваться сектанты против православных священников, носящих длинные волосы. Но здесь речь идет не о священниках, а о рядовых верующих, и имеется в виду общепринятый обычай, в силу которого только женщины отращивают волосы, а мужчины стригутся. Сектанты забывают при этом, что, по повелению Самого Бога, мужчины, давшие обет назорейства, должны были отращивать свои волосы (Числ.

http://sedmitza.ru/lib/text/430622/

Сущность первого наставления в том, что на общественных церковных собраниях женщины должны присутствовать с покрытой головой, а мужчины с открытой. Святой Иоанн Златоуст объясняет это наставление тем, что в Коринфе " женщины с открытыми и обнаженными головами и молились и пророчествовали, а мужи отращивали волосы, подобно занимавшимся философией, и покрывали свои головы, когда молились и пророчествовали, придерживаясь в том и другом языческого закона " . Святой Апостол, находя это неприличным для христиан, требует от жен, чтобы они покрывали свои головы в знак своего подчиненного положения относительно мужа. Кроме того, в те времена женщины-язычницы ходили в свои капища открыто с нечистыми целями, и обнажение головы для женщины считалось знаком ее бесстыдства. Распутная женщина наказывалась за распутство снятием волос, почему Апостол и говорит: " если жена не хочет покрываться, пусть стрижется " (ст. 1-6) " . " Сначала муж " , говорит еп. Феофан Затворник, " по образу Божию, а потом как бы уже по мужнину образу из него жена, которая " и есть потому образ образа, или есть отблеск славы мужа " . " Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов " (ст. 10). " Если ты " , говорит святой Иоанн Златоуст, " не обращаешь внимания на мужа, то постыдись Ангелов " . Это покрытие жены есть, таким образом, знак ее скромности, покорности и подчинения мужу. Но чтобы муж не превозносился над женой и не злоупотреблял своим главенством, Апостол далее говорит: " впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе; ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога " (ст. 11-12). " Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестие для него? " — этими словами любят пользоваться сектанты против православных священников, носящих длинные волосы. Но здесь речь идет не о священниках, а о рядовых верующих и имеется в виду общепринятый обычай, в силу которого только женщины отращивают волосы, а мужчины стригутся. Сектанты забывают при этом, что, по повелению Самого Бога, мужчины давшие обет назорейства, должны были отращивать свои волосы (Числ. 6:5 [ 1 ]). Отращивание волос у современных православных священников и монахов, имеет в себе точно ту же самую идею назорейства, то есть посвящения себя Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Чарование это было, однако, тщетным: один из Ангелов носящих семь чаш привел Тайновидца к блуднице сидящей на водах многих; с ней блудодействовали цари земные, и вином блудодеяний её упивались живущие на земле. Тайновидец увидел тогда жену сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными с семью головами и десятью рогами. Жена эта облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными каменьями и жемчугом; она держала в руке своей золотую чашу, наполненную мерзостями и нечистотами блудодейства своего. На челе её написаны были слова: «ТАЙНА! Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным» Тайновидец увидел жену эту упоенную кровью святых и свидетелей Иисусовых, а Ангел объяснил ему судьбы её. Когда же он окончил, то другой Ангел громогласно воззвал: «Пал, пал Вавилон – великая блудница, он сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице, ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы, и цари земные любодействовали с ней, и купцы земные разбогатели от великой роскоши её». Другой же голос взывал с неба: «Войди от неё, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах её, и не подвергнуться язвам её, ибо грехи её дошли до неба, и Бог воспомянул неправды её. Воздайте ей тем, чем она воздавала вам, и вдвое воздайте ей, по делам её; в чаше, в которой она приготовляла вам вино, приготовьте ей вдвое. Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей». Невозможно ошибаться в смысле этого пророчества о Вавилоне на семи холмах, упоенном кровью, развратом и тщеславием; о гнусном льстеце царей с целью самому возвыситься до всемирного владычества; о развратителе народов, который поил их из чаши своих любодеяний, то есть ввергал в заблуждения. Никто никогда не сомневался, что здесь подразумевается Рим. Только те, которые желают, чтобы он навсегда остался средоточием Церкви Иисуса Христа, делали неимоверные усилия, стараясь доказать, что Тайновидец разумеет здесь Рим древний, а не Рим папский. Пророчества Апоколипсиса заключали они в тесный круг нескольких только столетий и из-за выгод своей партии обрекали себя на полнейшее непонимание пророчества, которое возвещает будущие судьбы всей Церкви в мире. Достаточно окинуть самым беглым взглядом Апокалипсис, чтобы убедиться, что в нем начертана будущая жизнь Церкви Христианской вообще, подобно тому, как жизнь Церкви подзаконной начертана в пророчествах ветхозаветных. Святой Иоанн по внушению Святого Духа предрек всё даже до дня, когда Царство Божие здесь на земле соделается небесным и бессмертным Иерусалимом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Священникам напомнили о необходимости допускать к Таинствам крещеных людей, носящих национальные имена 31 августа, 2012. Новостная служба Соответствующий циркуляр управляющего Центральным Московским викариатством архиепископа Истринского Арсения был разослан по епархиям Русской Православной Церкви. 31 августа. ПРАВМИР. Священникам напомнили о необходимости допускать к Таинствам крещеных людей, носящих национальные имена. Соответствующий циркуляр управляющего Центральным Московским викариатством архиепископа Истринского Арсения был разослан по епархиям Русской Православной Церкви. «В Московскую Патриархию поступают письма, в которых обращается внимание на случаи отказа в литургическом поминовении и участии в Таинствах по отношению к тем православным верующим, которые крещены в других Поместных Православных церквах», — говорится в сообщении. В связи с тем, что в традиции некоторых Поместных Церквей допускается при крещении нарекать младенцев национальными именами, отсутствующими в церковных месяцесловах, документ напоминает священнослужителям о недопустимости каких-либо ограничений в богослужебном поминовении и допущении к Таинствам для верующих, носящих национальные имена и крещеных в других Поместных Православных Церквах. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/svyashhennikam-napomni...

Что такое стихарь и каково его значение? Стихарь – слово греческое, означает ровную, прямую, как стихи, одежду. Эту длинную, ровную, с широкими рукавами одежду носят причетники и диаконы. Стихарь указывает на ангельское служение носящих его, так как изображает собою ту одежду, в которой являлись Ангелы, служа Господу во время земной Его жизни, например при воскресении и вознесении; а служение причетников и диаконов изображает служение Ангелов. Что такое священнический подризник? Подризник, который носят священники и архиереи, – это тот же стихарь, который мы видим на причетниках и диаконах, только носимый под ризами. Что такое орарь и каково его значение? Это длинный, в виде широкой ленты, плат на левом плече диакона. Орарем в древности диаконы утирали уста причащающихся и давали знак к молитве и другим священнодействиям; орарь означает ревность к служению Богу носящих его, так как изображает собою ангельские крылья, с которыми пишутся у нас Ангелы на иконах, в знак их ревности к служению Богу. Что такое поручи и пояс и каково их значение? Поручи – это короткие нарукавники, надеваемые на концы рукавов под стихарем у диаконов и на подризнике у священников и архиереев. Пояс – это вид обыкновенного широкого пояса. Поручи и пояс, как одежды стягивающие, означают собою готовность к служению Богу носящих их; поручи у священников и архиереев, как изображающих собою иногда на богослужении Иисуса Христа, означают еще узы, которыми был связан Иисус Христос, когда Его вели на суд к первосвященнику Каиафе и правителю Пилату. Что такое епитрахиль и каково ее значение? Епитрахиль – это орарь, сложенный вдвое и надетый на шею у священника и архиерея. «Епитрахиль» с греческого значит «одежда, носимая на шее». Епитрахиль есть знак благодати Божией, излитой на священника и архиерея для совершения Таинств и всего их священного служения, подобно тому как святым миром обливали ветхозаветных священников при их посвящении. Что такое риза, или фелонь, на священниках, а саккос на архиереях и каково их значение?

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

Никто из числящихся в клире пусть ни в городе, ни в пути не одевается в несоответствующую одежду, но носит одежду, предназначенную для уже состоящих в клире. Если же кто-либо так сделает, да будет отлучен на одну неделю. (VII Всел. 16; Гангр. 12, 21.) Толкование Клирики и священнослужители должны и выглядеть скромно, потому что хотя Бог смотрит на сердце, но люди смотрят на внешность, по написанному: Человек смотрит на лицо, Бог же смотрит на сердце ( 1Цар. 16:7 ). Следовательно, из внешнего тоже делают вывод о внутреннем расположении сердца. По этой причине настоящее правило и определяет, чтобы никакой клирик не носил одежд, несвойственных его званию, т. е. дорогих и шелковых или даже военных, ни тогда, когда он пребывает в городе, ни тогда, когда находится в пути, но пользовался обычной одеждой клириков, а именно скромной и простой. Тот же, кто поступит иначе, должен быть отлучен на одну неделю. Согласование Правило VII Всел. 16 также подвергает епитимии священнослужителей, которые носят роскошные одежды и не исправляются, – равно как и тех, которые умащают себя благовониями. Если же правило Гангр. 12 и предает анафеме тех, которые осуждают носящих шелковые одежды с благоговением, то оно не противоречит настоящему правилу. Во-первых, потому, что настоящее правило говорит только о клириках, носящих такие одежды, а правило Гангрского собора говорит вообще как о клириках, так и о мирянах. Во-вторых, потому, что настоящее правило говорит о носящих одежды, несообразные с обычаем. В-третьих, наконец, потому, что тот же Гангрский собор сказанное в упомянутом 12-м правиле поправляет в 21-м правиле, говоря: «Скромные и простые одежды мы хвалим, a изысканных и мягких отвращаемся». А если Собор порицает мягкие одежды, когда их носят миряне, то гораздо более порицает их, когда в них одеваются клирики. Таким образом, Гангрский собор не только не противоречит настоящему, но и согласен с ним и, более того, еще строже подходит к этому вопросу. Так и Господь говорит: Остерегайтесь тех, которые любят ходить в длинных одеждах ( Лк. 20:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010