Для объективности нужно отметить, что священники входят в Церковь из нашего общества, со всеми его недостатками. Мы же приходим в Церковь, прежде всего к Богу, а не для того, чтобы лицезреть недостатки священнослужителей. Каждый ответит за себя лично… Будем внимательнее к своим грехам и помолимся о людях, которые помогают нам обрести веру и утвердиться в ней. епископ Иларион (Алфеев) : «По учению Церкви, нравственное несовершенство того или иного священнослужителя не влияет на действенность таинств, совершенных им, потому что при совершении таинств он является лишь орудием Бога. Сам Христос крестит людей, Сам совершает Евхаристию и причащает их, Сам в таинстве исповеди отпускает им грехи. Священник в чине исповеди говорит кающемуся: «Вот, Христос невидимо стоит, принимая исповедь твою… я же только свидетель, чтобы свидетельствовать перед Ним все, что ты скажешь». Однако, если Христос по Своему безграничному милосердию терпит недостойных и порочных служителей в Церкви, как Он терпел Иуду среди апостолов, это не оправдывает самих священнослужителей, носящих сан не по праву. Будучи орудием, свидетелем и служителем Бога, священник должен быть, насколько возможно, чист, непорочен и непричастен греху. Нравственное несовершенство клириков, грехи и пороки духовенства всегда были болезнью и бедой Церкви, так как они, хотя и не влияют на действенность таинств, тем не менее подтачивают авторитет Церкви в глазах людей, разрушают веру в Бога. Чаще всего о Боге судят по его служителям, что вполне естественно, так как священник является образом Христа. И как горько иногда человеку увидеть в священнике вместо сочувствия равнодушие, вместо любви неприязнь, вместо нравственной чистоты распущенность, вместо честности лицемерие. От человека, на груди которого крест с изображением Христа, распятого за людей, ждут такого же сострадания и такой же любви, как от Самого Христа. «Будь образцом для верных в слове, в жизни, в любви, в духе, в вере, в чистоте», – говорит апостол Павел Тимофею, которого он рукоположил в сан епископа ( 1Тим.4:12 )». Слово св. Иоанна Златоуста , како подобает чтити Иерея

http://azbyka.ru/za-chto-sudit-batyushku

А которого числа сей его Императорского Величества Указ получен, и когда и как распубликован будет, о том в Святейший Правительствующий Синод прислать доношение неотлагательно. – Подлиный подписали: – Стефан Митрополит Рязанский. Феофан Архиепископ Псковский, Гавриил Архимандрит Троицы Сергиева монастыря. Феофилакт Архимандрит Чудовский. Иерофей Архимандрит Новоспасский. Петр Архимандрит Симоновский. Варлаам Игумен Угретский. Обер Секретарь Тимофей Палехин. 13 день Июня 1722 года.– Списано с подлинника, хранлщегося в Киево-Софийской ризнице. 39. Настольная Грамота Преосвященному Митрополиту Тимофею Щербацкому 1748 г Божиею Милостию Святейший Правительствующий Всероссийский СИНОД. А если бы кто не получил от него праведне требуемого удовольствования, или и был бы истязан, и тому нигде на него не доносить и не бить челом, но токмо в Святейшем Синоде, которому он, яко и вси прочии Архиереи Российский, непосредственно подсудствуют. Но и сам Преосвященный Митрополит Тимофей должен всегда в незабвенной памяти иметь и тщаться неленостно исполнять делом все, к чему одолжает его высокий Сан Пастырский, еже есть бодрственно наблюдать, дабы ему врученное стадо Христово не было в нужном себе наставлении скудно; но был бы им прямо показуемый путь спасения; и того ради поставлять по церквам Пресвитеры, по завещанию Апостольскому, нескорым рук возложением, прилежно прежде испытуя производимых на степень Пресвитерства житие и учение, аще достойны такового звания. Тожде хранить и в поставлении Настоятелей монашеских, и всех прочих всякого именования Духовных Чинов; смотреть же опасно, всяк ли, в чем зван, пребывает, и по усмотрению добре ходящих утверждать, ленивых возбуждать, нерадивых наказывать, развращающих отлучать, а развращенных исправлять. К сему же надлежит его Преосвященству чувственно и непременно пещися, какобы Богоданную себе паству охранять от еретиков, от лукавых лицемеров и пустосвятов, сущих волков, овчия кожи носящих, от которых рассеваются суеверия, расколы и ереси, и в прельщенном ими простом народе безбожныя со временем рождаются помышления, великое ж иметь опасение и в том, дабы не было в Духовном святокупства, нарицаемого симония, от начала Христовы Церкви многократно проклятию преданная и предаваемая, зло всех зол горшее и всех душевредных развратов корень; а ко истреблению толь богомерского злодейства, подобает Пастырю не токмо запретительным словом и надлежащим по силе власти своея наказанием, но и, во-первых, жилым самого себе образом подчиненных себе удерживать от всякого скверноприбытчества, и кратко рещи: вся елика в Священнособорных Отеческих Правилах и в Духовном Российском Регламенте или Уставе и во Архиерейских во время поставления обещаниях о деле Пастырском содержать заповеди, часто прочитуя, хранить и в дело производить Преосвященный Митрополит Тимофей должен.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Непредсказуемый Собор Можно ли прогнозировать исход церковных выборов? 22.01.2009 404 Время на чтение 6 минут Накануне Поместного Собора в РПЦ началась настоящая предвыборная лихорадка, связанная с борьбой между кандидатами в Патриархи. После того как Местоблюстителем был избран митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, аналитики заговорили о нем как о наиболее вероятном преемнике Алексия II. Однако Местоблюстителю сразу же составил конкуренцию митрополит Калужский и Боровский Климент. Началась жесткая война компроматов, причем сами иерархи публично остаются в стороне, предоставляя вести баталии своим " группам поддержки " . Можно ли говорить, что исход выборов предрешен? Есть ли альтернатива митрополиту Кириллу? Редакция " НГ-религий " предоставила возможность ответить на эти вопросы диакону Андрею Кураеву и публицисту Владимиру Можегову. Православные епископы - люди молчаливые. В отличие от политиков, писателей, артистов или ученых они никогда не скажут: " Вот мой коллега такой-растакой, он и тут не прав и это он не так делает, а я-то намного лучше! " Да и со стороны различия епископов между собой кажутся незаметными и малозначащими. С точки зрения церковного человека, слово " епископ " пишется очень большими буквами, а последующее имя - маленькими и почти ничего не значащими. Но когда речь идет о выборах Патриарха, то, конечно, приходится научиться замечать разнообразие. А для этого нужно перенастроить свое зрение, и среди людей, исповедующих одну веру и носящих одинаковый священный сан, все же увидеть людей с теми человеческими достоинствами или недостатками, которые отличают их друг от друга. Хорошо бы не обращать внимания на человеческие недостатки и сравнивать программы. Но вот беда-то - этих программ как раз нет. Как не увидела страна " плана Путина " , так не увидит она " планов " нынешних кандидатов на Патриарший престол. Никто из них не говорит: " Если я стану Патриархом, то... " Вопрос в другом - в чем нуждается Церковь?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Обратили ли Вы внимание на последние слова моего первого (общего) письма: «Поручаю Вас Божьей Матери, святым угодникам нашим и друг другу»? Бывают времена, когда служение сердцем выдвигается для всех на первое место. Сейчас для нас в особенности такое время. Ваш первый талант не отойдёт от Вас, беритесь за приобретение второго – за расширение своего малого сердца. Хотелось мне поставить перед Вами этот вопрос во всю ширь. Помните, писал я Вам о пастырстве и подвижничестве? Для приобретения «пространства» в сердце утеснённом всегда существовало два пути: 1) с Богом, 2) с людьми. Служить Богу и через это служить людям. Служить людям и через это служить Богу. Служить Богу – этим служить людям – подвижничество. Служить людям и этим служить Богу – пастырство. Эти два пути часто приводили идущих по ним к разделению, даже и великих. Если идти с образом «пастыря» и дальше, то можно говорить в христианском делании о подпаске и пастушонке, даже о верной, настоящей помощнице-овчарке. Всё это будет относиться к пастырству. В этом смысле всех работающих во Христовом царстве, не только носящих священный сан или образ монашества, мужей, жён и даже детей можно поделить на «пастырей» и подвижников. Часто бывает, что пастыри «не признают» подвижников, подвижники не понимают пастырей. Особенно заметно это на великих. «В 1856 году, кажется, я именно для того и возобновил знакомство с оптинскими, – пишет владыка Игнатий, – чтобы ещё более разойтись с ними. Отец архимандрит Моисей 770 известил меня о кончине старца иеросхимонаха Макария 771 ... Оптина лишилась души своей. Отец Макарий хотя и был наиболее телесным исполнителем заповедей, но имел любовь к ближнему и ею поддерживал братство. Он незаменим, по моему мнению... Оставшиеся слишком телесные делатели. Святой Исаак Сирин сказал, что телесное делание без душевного к разуму Божию приближаться не может, а весьма способно к доставлению мнения о себе. Мир прославляет оптинских как святых, но мнение мира всегда бывает противно истине: оскудело монашество и ещё более должно оскудеть» 772 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Духовные дети батюшки считали, что тяжкие его болезни были попущением Божиим по их грехам, чтобы привести их в совершенное покаяние, чтобы и после кончины пастыря паства пребыла в твердом благочестии. «Приходите ко мне на могилку…» Чувствуя, что приближаются последние дни, отец Валентин прощался с паствой, еле слышно говоря и с трудом поднимая руку для благословения. Последний раз он принимал посетителей за два дня до кончины. 20 июля 1908 года, в праздник святого пророка Илии, отца Валентина не стало. Ночь накануне была особенно тяжелой, приезжал доктор, вызванный по телефону, затем стало как будто получше, в одиннадцатом часу опять приехал доктор Корнилов, и в это время батюшка тихо скончался. Думается, что день кончины о. Валентина был неслучаен. Среди его проповедей есть несколько посвященных св. пророку Илии, из которых видно, что батюшка особенно почитал великого пророка: «По милости Божией, мы дожили и в этот год до дня славной памяти одного из великих и замечательнейших пророков древности. ...Откуда в святом Илии взялось такое изумительное мужество, такая смелая, благородная отвага – одному, одинокому, решиться на борьбу, можно сказать, с тысячами?! Откуда? Пророк Божий смиренно дает ключ к решению этого вопроса. В своей уединенной молитве, свидетелем которой была его совесть и небо, он взывал: «Горе! Горе! Сыны Израилевы оставили Тебя, Господа Вседержителя, а я приложил свое усердие, ревностью поревновал». Эта любовь к Божиему закону, крепкая, как истина, в течение целой его жизни не давала ему покоя, постоянно его порывала, как воздух в пространство, на дело народной проповеди и заставляла презирать все опасности в неравной борьбе с нечестием и пороками. Святой пророк – учитель священников ревностных и укоритель недостойно носящих этот сан. Священнику нужно, как служителю алтаря, стоять на стезе безукоризненного благочестия, ему нужно наблюдать, чтобы горел светильник веры, чтобы во всех сословиях не было к ней охлаждения». 188 Так говорил о. Валентин о святом, который особенно прославлен своей великой ревностью по Богу, и пример которого, очевидно, был особенно близок батюшке.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Но что похожего на это в православных священниках. Епифаний ссылается на Постановления апостольские (1, 3), где речь идет о мирянах, которые не должны допускать роскоши ни в чем, дабы тем... не привлечь к себе тех женщин, которые таким образом уловляются или уловляют» (стр. 5, изд. 1864 г.)... «Ибо тебе, верующему и человеку Божию, непозволительно отращивать волосы на голове и собирать их в едино, т. е. в косу, или завивать их, или беречь их не обстриженные, равно как взбивать их, или чрез расческу и завивку делать их кудрявыми, или подкрашивать их... Не должно также и на бороде портить волосы и изменять образ человека вопреки природе» (стр. 6–7). Ясно, что здесь говориться о мирянах и осуждается чрезмерная заботливость о внешности, чему подражали и некоторые монахи, о которых и писал Епифаний. Что не сама по себе власяница им осуждается? а тщеславие, это можно видеть из дальнейших слов св. Епифания: «Некоторые носят сокровенную власяницу, при чем хорошо, если носят ее ради добродетели и покаяния; ибо неприлично выступать во власянице открыто перед всеми, как делают некоторые» (стр. 356). Следов., не власяница осуждается, а открытое, ради тщеславия, хождение и ней. 4) Феодор Студит ч. 1, п. 27 к Никите патрицию, стр. 195: «Гораздо больше гибельно и опасно нам, призванным к священству, не исполнять всего, предписанного Царем всех и Богом, чрез божественные правила досточтимых отцов. А что о волосах есть божественное повеление, это, во-первых, объясняет апостол ( 1Кор.11:14 ), потом постановления (ап. постановл.1:3), затем Златоуст, доказывающий, что мужчинам растить волосы несомненный грех, наконец, правило св. собора шестого, в котором предписывается и отлучение не повинующимся, которое я прилагаю, дабы ты сам прочитавши знал, что мы, грешные, ни чего не делаем без правил». И так и св. Феодор Студит явно говорит, что «к нам, носящим на себе сан священства», первым долгом относятся божественные законы, воспрещающие носить длинные волосы. Затем, перечисляя свидетельства – св. ап. Павла, постановлений апостольских и св. Златоуста, как воспрещающие носить неостриженные волосы, он заключает 42 правилом 6 всел. собора, которое подвергает отлучению всех, носящих длинные волосы (Коновалов – «о первонач. устройстве церкви Христовой» стр. 193–194).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Преосвященный епископ Модест, возлюбленный о Христе брат! Избранием Святейшего Синода, по высочайшему изволению благочестивейшего государя императора, ты назначен, утвержден и хиротонисан, благодатью Всесвятого Духа, чрез нашу мерность, во епископа богоспасаемого града Вереи. Не телесная немощь наша, не старческий возраст были причиною назначения к четырем уже бывшим пятого викария вверенной нам Московской епархии, а приумножение дел епархиального управления и архипастырского служения. Московская епархия обслуживает не одни свои нужды, но нужды и других епархий, наипаче же Сибирских. Москва составляет как бы центр миссионерства. В Москве главный орган по изысканию средств для содержания внешних миссий – Совет Православного Миссионерского общества; в Москве существуют Пастырские курсы, имеющие своей задачей приготовлять священнослужителей для Сибирских епархий, крайне нуждающихся в пастырях по случаю наплыва туда миллионов переселенцев. Святейшему Синоду угодно было, чтобы во главе таковых Пастырских курсов стояло правоспособное лицо в епископском сане. Вот одна из главнейших причин открытия нового викариатства в Московской епархии и назначения в лице твоем епископа, нашего о Господе сотрудника. Как символ предстоящего тебе архипастырского служения вручается тебе этот жезл. Прими его как от руки Господней, помня завет Его святому апостолу Петру: паси агнцы Моя и паси овцы Моя ( Ин.21:15–17 ). Этот жезл нужен тебе, конечно, не для того, чтобы поражать им агнцев и овец, но чтобы охранять их от волков, во множестве теперь рыщущих и хотящих расхищать и разгонять и погубить овец стада Христова. Прими этот жезл, взыди на архиерейскую кафедру и благослови народ! Речь при вручении жезла новопоставленному епископу Можайскому Димитрию (Добросердову) 31 Преосвященный епископ Димитрий! Приветствую тебя, брат возлюбленный, с получением благодати епископства. Насколько высок сан епископский, настолько тяжел омофор архиерейский. Много почестей воздается этому сану, но много и тяготы налагается на рамена 32 носящих омофор. И в высоте и в тяготе архиерейства заключается немало опасности.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Формулированное таким образом, учение церкви называется догматом. Догматические определения вселенской иерархии настолько же и потому же обязательны для всех членов церкви, насколько и почему обязателен в них божественный авторитет откровения и его хранительницы церкви. Распространяется церковное учение посредством миссии в обширном смысле этого слова. Если миссия обращена к народам и обществам, уже принадлежащим христианству, то она называется внутренней; если же она действует между не-христианами, то называется внешней. Средствами или, точнее, видами внутренней миссии служат: 1) Проповедь в церквах. Как составная часть богослужения, проповедь в церкви, естественно, может быть только делом лиц, совершающих само богослужение, т.е. носящих священный сан. Впрочем, дозволяется публичная проповедь и не клирикам, имеющим богословское образование и готовящимся к принятию священства. Для лиц церковно-иерархических (архиереев и священников) проповедь есть служебная обязанность, за нерадение о которой они, в крайнем случае, лишаются должности (Ап. пр. 58; VI всел. 19). Для побуждения священников к сказанию проповедей у нас предписано благочинным отмечать в клировых ведомостях, кто из священников и сколько, в продолжение года, сказал проповедей своего сочинения; а о неисправных в этом отношении консистория представляет епархиальному архиерею, со своим заключением. Кроме проповедования в приходских церквах, утверждается в соборах кафедральных и уездных очередное проповедование, по расписанию, ежегодно составляемому в духовных консисториях и утверждённому архиереем. 2) Издание вероучительных (иначе – символических) книг, катехизисов и учебных руководств по Закону Божию. У нас такие книги издаются только с одобрения Св. Синода. 3) Преподавание Закона Божия, как обязательного предмета, во всех светских учебных заведениях. Это преподавание находится под наблюдением епархиальных архиереев, от которых, в известном отношении, зависит и само назначение законоучителей. Епархиальный архиерей —48— должен быть приглашаем в высшие и средние учебные заведения на экзамены по Закону Божию, и иметь право рассматривать конспекты по этому предмету (Ук.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Русский Синод сделал только две второстепенных уступки этому давлению Государевой власти, не уступив ни в чем существенном. Московская Синодальная контора и Московский митрополит Макарий с викарным преосвященным Модестом Верейским сделали гораздо больше уступок, чем Синод. Первая синодальная уступка сделана Синодальным определением от 22–25 апреля 1914 года за 3479 – каковым определением преподано было указание, «что засвидетельствование привлеченными к суду афонскими монахами о своей преданности Православной Церкви, точном следовании ее догматам и учению, отречении от имябожнического лжеучения и послушания Богоустановленной иерархии может быть удостоверяемо и без письменного акта, который требовался по данным Московской Синодальной конторе указаниям от Святейшего Синода, устным свидетельством с целованием Святого Креста и Евангелия, о чем Синодальной конторой должны быть составлены письменные акты без истребования от привлеченных к суду подписей». Признав это определение только уступкой давления Государевой власти необходимо потому, что в определении Синод отказался отбирать подписи под отречением от имябожничества даже и от имябожников, носящих священный сан, и мотивировал свой отказ такими доводами, неосновательность которых не мог не сознавать. Вот эти прямо странные с точки зрения обязательности для всех единой истинной веры доводы: «В Святейшем Синоде получены были сведения о том, что некоторые из привлеченных к суду Московской Синодальной конторы афонских монахов, изъявляя искреннюю свою преданность Православной Церкви и твердое намерение ни в чем не отступать от ее святых догматов и учения, отвергаясь всяких новых лжеизмышлений и пребывая в каноническом послушании Богоустановленной иерархии, коей они подвластны – Вселенскому Патриарху и Российскому Святейшему Синоду, затрудняются лишь в удостоверении такого их исповедования своими подписями. Затруднение это вызывалось опасением их, в виду бывших на Афоне волнений, связать свою мятущуюся совесть какими-либо письменными актами, сущности которых в простоте своей веры и при недостатке книжного образования они не могли уразуметь со всею полнотой, испытывая обычный в простых людях страх пред подписями изложенных на бумаге документов.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

Вас. 89 Предписание испытывать строго всех желающих поступить в клир и оставлять на решение епископа. Лаод. 5 О том, что выборы священнослужителей должны совершаться только полноправными членами церкви. Лаод. 14 О запрете обычая в посылать из одного прихода в другой Святые Дары, в качестве подарка на праздник Пасхи. Лаод. 15 О запрете мирянам, не принадлежащие к клиру в качестве певцов, становиться на амвон и самовольно петь. Лаод. 18 О том, что вполне достаточно существующих молитв и для вечерни и для девятого часа и потому никто не имеет права составлять новых молитв и читать их в церкви. Лаод. 20 О том, что не подобает диакону сидеть в присутствии пресвитера без его повеления. Подобно и причётникам с иподиаконами в присутствии диакона. Лаод. 21 О запрете иподиаконам прикасаться к святому дискосу и святому потиру в то время, когда приносится Святая Жертва, или переносить их во время Великого входа. Лаод. 22 О запрете иподиаконам носить орарь и напоминание им находиться неотлучно при церковных вратах. Лаод. 25 О запрете диаконам исполнять во время богослужения священнические обязанности и воспрещении им раздавать народу Святое причастие. Лаод. 36 Об извержении клириков, верящих или занимающихся гаданиями, астрологией или носящих талисманы. Лаод. 49 Повеление совершать в Великий Пост Таинство Евхаристии только в субботние и воскресные дни. Лаод. 51 О запрете в Великий Пост совершать празднования мученикам, за исключением суббот и воскресных дней. Лаод. 54 О запрете христианам присутствовать на свадьбах в то время, когда там происходят представления, приличествующие только язычникам. Лаод. 59 Предписание употреблять при церковных богослужениях только канонические книги Ветхого и Нового Завета, перечисленные в следующем (60) правиле. Лаод. 60 Перечисляются канонические книги Ветхого и Нового Завета (см. предыдущее Правило), кроме Апокалипсиса, который не был ещё известен во Фригии как каноническая книга Нового Завета. VIIBc. 1 О том, чтобы все принявшие священнический сан, знали и свято хранили предписания правил, изданных законною церковною властью, в т.ч. предыдущих 6 Вселенских Соборов.

http://azbyka.ru/pravo/subject/prichetni...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010