93). Почему же они вышли не прежде, как он позвал их? Хорошо и то, что он наперед спросил вельмож, чтобы после своего ответа они не могли сделать никакого возражения, и чтобы они не имели времени одуматься. Как Моисею Бог говорил: что это в руке у тебя? (Исх.4:2), — так и их Навуходоносор предупреждает этим вопросом. Вот, я вижу , говорит он, четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию . Вероятно, он явился в великой красоте. Почему же ты, Навуходоносор, узнал Сына Божия? Посмотри, как варвар пророчествует по одному виду. Тогда подошел Навуходоносор к устью печи, раскаленной огнем, и сказал: Седрах, Мисах и Авденаго, рабы Бога Всевышнего! выйдите и подойдите . Заметь: он не приказал погасить печь, но сказал, чтобы они вышли. Видишь великое и дивное чудо. Он назвал их тем названием, которым надеялся особенно угодить им. Нет ничего равного этому благородному званию. В самом деле, послушай, что говорит сам Бог: Моисей, раб Мой, умер (Иис. Нав.1:2). И Исааку , говорится, рабу Твоему (Быт.24:14). Таким названием восхищаются ангелы, и херувимы, и серафимы. После того отроки не медлили, как сделал бы тщеславный человек, но тотчас послушались; и сошлись все видеть чудо.   ГЛАВА 4   Я, Навуходоносор, спокоен был в доме моем и благоденствовал в чертогах моих (ст. 1). Почему пророк написал так, а не сказал: Навуходоносор спокоен был , — написал как бы от его лица? Мне кажется, что это — слова самого Навуходоносора. Когда он исправился от прежнего заблуждения, то, может быть, обнародовал такое послание. А Даниил приводит сам указ, чтобы быть достоверным. Здесь говорит роду человеческому сам испытавший это. И посмотри, какое наставление дается здесь гордым. То, что он потерпел, — от гордости, и сам и в начале и в конце указывает, что причиною всего была гордость. В конце он говорит: Который силен смирить ходящих гордо (ст. 34), а в приступе, в самом начале, показывает причину гордости: там объясняет, что за это он был унижен, а здесь говорит, отчего это произошло, — именно оттого, что он наслаждался великим благоденствием; так и Давид говорит: овладела ими гордость (Пс.72:6).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

В Церкви существуют награды и отличия, даваемые пастырям как воздаяние за их труды и как средство поощрения к полезной деятельности, этого не запрещает и слово Божие, гласящее: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» ( 1Тим.5,17 ). Со стороны пасомых пастырю всегда воздается осо­бое уважение. Но пастырь не должен это уважение поставлять целью своей деятельности, он не должен искать и домогаться их какими бы то ни было средствами. Для него предосудительно искать их даже путем исправного и усердного исполнения своих обязанностей, тем более, конечно, несвойственно пастырю, если он к приобретению почестей и уважения станет употреблять незаконные средства вроде лести, происков, лжи, клеветы, интриг, измены долгу, совести и т.п. Далее Господь, обращаясь уже и к ученикам Своим, повелевает не называться учителями, отцами и наставниками, «ибо один у вас Учитель и Наставник – Христос, один у вас Отец, Который на небесах все же вы – братья» ( Мф.23,8–10 ). Спаситель, с одной стороны, предостерегает их от честолюбия, выступая не против сущности этих слов, а обличая намерения пастырей добиться, чтобы их величали так, а с другой, научает, каким образом можно избежать этого недуга, то есть говорит о послушании и смирении. «Больший из вас да будет вам слуга» (ст.11) (5, с.120–124). Нравственный характер отношений между начальствующими и подчиненными в Церкви Христовой «Больший из вас да будет вам слуга». Этими словами указывается на нравственный характер отношений между начальствующими и подчинен­ными в Церкви Христовой. Братская любовь, которая не кичится, а назидает ( 1Кор.8,1 ), любовь, полная смирения, – вот только что должно отличать пастыря. Вместе с тем Спаситель представляет и следствия смирения, как и кичливой гордости, смиренный возвысится, гордый унизится, и это не только в очах Божиих, в Царстве воздаяния, но и в очах человеческих, часто еще и здесь в земной жизни сами же люди рано или поздно поймут и разгадают как высоту одного, так и пустоту другого. Так пастырю Христовой Церкви в противоположность тщеславию, честолюбию и корню этих пороков – гордости – внушается безусловное смирение по образу Того кроткого и смиренного сердцем ( Мф.11,29 ), Кто, будучи равен Отцу, Себе умалял, «зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек, смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя» ( Флп.2,7,8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Амасия Амасия (которого укрепляет Иегова) – название пяти лиц: а) ( 4Цap. XIV, 1–20 ) – царь иудейский, сын и преемник Иоаса. Он начал царствовать на 25-м году своего возраста. Его личность замечательно описана в следующих словах: и делал он угодное в очах Господних, однако не от полного сердца ( II Nap. XXV, 2 ). В начале своего царствования он показывал наружное благоговение к закону Господню, но власть и честолюбие извратили его сердце – он впал в сети лукавого и погиб от руки насилия. Амасия решился объявить войну идумеянам, возмутившимся против царства Иудейского за несколько лет до сего; и с этой целью он собрал войско в 300 тыс. из своих подданных и из 100 тыс. наемных солдат израильских, за службу которым он заплатил 100 талантов серебра. Прежде чем он начал свой поход, ему было приказано распустить наемных воинов, под угрозой, что если он не сделает сего, то несомненно падет от руки своих врагов. После некоторого колебания он согласился на исполнение Божественного приказания. Амасия встретил идумеян на месте, называемом соляной долиной, и выиграл победу – причем взял в плен 10 тыс. человек и столько же оставил на поле битвы мертвыми. Возгордившись сим успехом и забыв о Боге воинств, даровавшем ему победу, он взял идолов, которым поклонялся побежденный враг, и поставил им жертвенник как бы своим собственным богам. Господь послал к нему вестника обличить его в тяжком грехе ( II Nap. XXV, 15 ). Но царь уже сильно ожесточил сердце свое; он стал оспаривать власть посланника Божия и даже угрожал ему смертью. Тот уведомил его о гибели, которую он навлечет на себя своим идолопоклонством и неверием. Таким образом, оставленный следовать своим собственным беззаконным стремлениям, Амасия искал случая начать войну с царем израильским. Ответ царя на вызов был передан в виде притчи и выражал собою крайнее презрение и содержал строгое обличение царя иудейского в его гордости и тщеславии. Притча эта передается во II книге Пар. в след. словах: терн, который на Ливане, послал к кедру, который на Ливане же, сказать: отдай дочь свою в жены сыну моему. Но прошли звери дикие, которые на Ливане, и стоптали этот терн. Ты говоришь: вот я побил идумеян, и вознеслось сердце твое до тщеславия. Сиди лучше у себя дома. К чему тебе затевать опасное дело? Падешь ты и Иудея с тобою ( II Nap.XXV, 18, 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении Источник Эта беседа была произнесена в Антиохии за несколько дней до пятой беседы против аномеев (том I), т.е. в последние дни 386 года. В этой именно пятой беседе против аномеев находится объяснение притчи о мытаре и фарисее, о которой упоминается в начале настоящей беседы. Поводом к этой беседе было злоупотребление, которое некоторые еретики делали из слов ап. Павла: «Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно», доказывая, что эти слова означают маловажность того, истинны или ложны учения, если только в них проповедуется Христос. Во вступлении упоминается о пятой беседе против аномеев. – Смирение есть единственная скала, на которой должно основываться здание нашего спасения. – Простота, чистота, единство веры, которых требуют ап. Павел и Сам Господь Иисус Христос . – Обстоятельства, при которых ап. Павел произнес рассматриваемые слова; он был в оковах, и его враги проповедовали Евангелие, чтобы возбудить гнев Нерона и заставить его умертвить апостола; тем не менее, проповедь имела успех, почему ап. Павел и сказал рассматриваемые слова. – Подробное объяснение самих слов. – Увещание к молитве. 1 . Недавно упомянув о фарисее и мытаре и снарядив словом две колесницы из добродетели и зла, мы показали, сколько в смиренномудрии выгоды, а в гордости сколько вреда. Эта, будучи сопряжена даже с праведностью, постами и десятинами, отстала; а та, будучи сопряжена даже с грехом, упредила колесницу фарисея, хотя имела и худого возницу. И в самом деле, что хуже мытаря? Но так как он сокрушил свою душу и назвал себя грешником, каков он и был, то превзошел фарисея, который мог указать на свои посты и десятины и был свободен от всякого зла. Отчего и почему? Потому что, хотя он и свободен был от жадности и грабежа, но мать всех зол – тщеславие и гордость – была вкоренена в душе его. Поэтому и Павел предлагает такое увещание: «Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом» ( Гал.6:4 ). А он стал осуждать всю вселенную и назвал себя лучшим всех людей. Если бы он поставил себя выше только десяти или пяти, или двух, или одного человека, и это было бы невыносимо; но он не только предпочел самого себя вселенной, а еще осуждал всех. Поэтому он и отстал во время бега. Как корабль, прошедши бесчисленное множество волн и избежав много бурь, потом при самом входе в пристань, ударившись о какую-нибудь скалу, теряет все находящиеся в нем сокровища, так точно и этот фарисей, выдержавший труды поста и остальных добродетелей, но не овладевший языком, потерпел тяжкое кораблекрушение в самой пристани. С молитвы, от которой должно было получить пользу, выйти, напротив, с таким вредом для себя, значит не что иное, как потерпеть кораблекрушение в пристани.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Скачать epub pdf Заключение Глава 10. Пути спасения Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший. 1Кор. 12, 31 Как спастись? Этот вопрос уже обсуждался на многих страницах выше. В заключение сделаем попытку очень кратко обобщить изложенное ранее и привести в некоторую систему указания Священного Писания и св. отцов Церкви по этому вопросу. Прежде всего при суждении о спасении и святости нужно различать внешние формы деятельности и внутреннее состояние христианина. Внешними признаками спасения будут благие дела и поведение человека: наличие дел милосердия, молитвы, поста и разных аскетических подвигов (уединения, молчания, затвора, добровольной бедности, безбрачия). Но наличие таких признаков еще не всегда решает вопрос о спасении (т. е. угождения ими Христу) и о степени святости. Правда, Господь в притче о Страшном Суде ( Мф. 25, 31–46 )говорит лишь о том, что критерием (признаком) разделения людей на «овец» и «козлов», достойных жизни вечной и не достойных ее, является наличие у людей дел милосердия. Но надо вспомнить также и слова ап. Павла: «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею – нет мне в том никакой пользы» ( 1Кор. 13, 3 ). И это потому, что в основе внешне добрых дел иногда могут лежать гордость, тщеславие, лицемерие, прелесть и другие пороки души. Вспомним здесь и гневное осуждение Господом фарисеев – праведников по взглядам тогдашнего еврейского общества. Он говорил им: «Фарисей слепой, очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их»( Мф. 23, 26 )и «По наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония»( Мф. 23, 28 ). И хотя Господь и сказал апостолам Иоанну и Иакову, что они пострадают, как и Он, но за это не обещал им просимого – «сесть по правую и левую сторону в Его славе». Он сказал, что это «не от Меня зависит, но кому уготовано» ( Мк. 10, 35–40 ). Очевидно, что не за одни только дела следует награда, но за подготовленность души к Царству Небесному.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

1. После многих объяснений и доказательств (апостол) справедливо употребляет теперь речь более сильную, соединенную с великим обличением, и приводит пример, сообразный с предметом. Дети недоумевают и изумляются при виде малых вещей, а при весьма великих не приходят в такое удивление. Подобным образом и имевшие дар языков, который был последним из всех, думали, что они имеют все; потому он и говорит: «не дети бывайте», т.е. не будьте неразумными там, где следует быть разумными, но будьте простыми детьми там, где неправда, где тщеславие, где гордость. Кто младенец на злое, тому должно быть и мудрым; как мудрость со злобой не была бы мудростью, так и простота с неразумием не была бы простотой; в простоте надобно избегать неразумия, и в мудрости – злобы. Как лекарства более надлежащего горькие или сладкие не приносят пользы, так и простота и мудрость сами по себе. Потому и Христос, повелевая соединять то и другое, сказал: «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» ( Мф.10:16 ). Что же значит – младенствоватъ злобою? Даже и не знать, что такое зло; такими быть он желал им, когда говорил: «есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние» ( 1Кор.5:1 ). Не сказал: допускается, но: слышится. Вы верно, говорит, знаете это, потому что слышали о том некогда. Он хотел, чтобы они были и мужами и детьми, детьми на злое, а мужами по мудрости, и муж тогда будет мужем, когда вместе с тем будет младенцем; а пока он не будет младенцем на злое, то не будет и мужем, потому что злой не может быть совершенным, а бывает неразумным. «Иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь» ( 1Кор.14:21 ). В законе нигде этого не написано; но он, как я сказал прежде, всегда называет законом все ветхозаветное Писание, и пророческие и исторические книги. Приведенное свидетельство он заимствует из пророка Исаии, чтобы опять ограничить славу дара (языков), для пользы слушателей; и здесь впрочем, говорит о нем с похвалой. Слова «но и тогда» показывают, что чудо было достаточно для того, чтобы тронуть их; если же они не убедились, то это их вина. Для чего же Бог сделал это, если они не хотели убедиться? Чтобы сделать со своей стороны все нужное.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Вы лишились имущества Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! ( Иов. 1:21 ). Расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее. ( Евр. 10:34 ). Всякая вещь говорит: «Не люби меня – уйду от тебя». Схимонах Зосима (XVII-XIX вв.). Страсть сребролюбия обнаруживается тем, если кто принимает с радостью, а отдает с печалью. Чей ум привязан к какой-либо земной вещи, тот не любит Бога. Преподобный Максим Исповедник († 662). Мы должны хранить имущества так, как будто оно у нас чужое. О чем скорбишь ты? О том, что потерял имущество? Но представь тех, которые не имеют даже насущного хлеба, и ты тотчас получишь утешение. И при каждом бедствии не печалься о том, что случилось, а благодари за то, что не случилось. Ты владел имуществом и лишился его? Не плачь о потере, а благодари за то время, в которое пользовался им. Вспомни, что ты наг вышел из утробы матери своей, наг и пойдешь отсюда. Святитель Иоанн Златоуст († 407). Истинно милостив не тот, кто произвольно раздает излишнее, но кто охотно уступает необходимое похитителям. Пресвитер Илия Екдик. Чтобы избежать греха, вернее и лучше ни на кого не думать, а полагать, что это испытание и искушение послано тебе за какой-нибудь грех. Подобные искушения посылаются за непристойные мысли о ближних. В утешение свое помышляй, что пропавшая сумма вменится тебе выше милостыни и благотворения. Когда человек делает какое-либо благотворение и милость, то невольно, незаметно окрадается тщеславием, при пропаже же какой-либо суммы тщеславию места нисколько нет. Преподобный Амвросий Оптинский (1812–1891). Из-за преходящего, материального, не пренебрегай вечным, духовным, и не теряй любви и мира с ближними ради материальных потрат, убытков и лишений. Не бойся, не малодушествуй, не раздражайся, когда тебя лишают денег, пищи, питья, сладостей, одежды, жилища, даже самого тела; бойся, когда враг лишает душу твою веры, упования, любви к Богу и ближнему, когда он всевает в твое сердце ненависть, вражду, пристрастие к земным вещам, гордость и прочие грехи. Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить людей ( Мф. 10:28 ). Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908). Пропало состояние, но ты не пропал… Богатство не родилось вместе с тобою. На жизненном пути твоем оно прилепилось к тебе; при конце жизни оно должно отлепиться от всякого. Но оно отошло от тебя ранее конца твоей жизни, и тебя это удручает. Многим это дало величайшее счастье, так как, лишившись гнилого земного богатства, они еще имели достаточно времени обогатить душу свою Богом. Для тех, которые сбрасывают богатства вместе с телом, может быть и поздно, и все для них потеряно... Святитель Николай Сербский (Велимирович) (1881–1956). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Беседа 46 Деян.21:18–19 .  На другой день Павел пришел с нами к Иакову; пришли и все пресвитеры. Приветствовав их, Павел рассказывал подробно, что сотворил Бог у язычников служением его. Обольщения волхвов служили к большему прославле­нию апостольских чудес. – Иудейские секты. – Случай с огла­шением отроковицы. 1. Этот (Иаков) был брат Господень и епископ Иеруса­лимский, муж великий и дивный. К нему-то приходит Павел, подобно как и прежде он был послан к нему же; а каким образом, послушай. «На другой день, – говорит (писатель), – Павел пришел с нами к Иакову». Смотри, как он чужд гордости. «Пришли и все пресвитеры. Приветствовав их, Павел рассказывал подробно, что сотворил Бог у язычников служением его». Опять рассказывает им случившееся у язычников, не из тщеславия, – да не бу­дет! – но чтобы показать Божие человеколюбие и исполнить их великой радости. «Они же, – смотри, – выслушав, прославили Бога»; не стали превозносить Павла и удивляться ему, но прославили Бога, потому что рассказывая он все приписывал (Богу). «Они же, выслушав, прославили Бога и сказали ему: видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона. А о тебе наслышались они, что ты всех Иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям» ( Деян.21:20–21 ). Смотри, как скромно и они го­ворят. Не (Иаков) говорит, как епископ, со властью; но самого (Павла) они делают участником совещания, и тотчас же, с самого начала, как бы извиняются тем, что им не хо­телось бы (видеть его обвиняемым). Видишь ли необходимость этого дела. «Видишь, брат, – говорят, – сколько тысяч уверовавших Иудеев»? Не говорят: сколько тысяч мы обратили, но: «уверовавших». «И все они, – говорят, – ревнители закона». Две причины: множество (уверовавших из иудеев) и образ их мыслей. Если бы их было немного, то и тогда не следовало бы пренебрегать ими; если же их много, – хотя и не все держались закона, – то это – дело важное. Далее и третья причина.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Д. Разное 1. В НЕДЕЛЮ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ ИСТИННАЯ МОЛИТВА С егодня, дорогие отцы, братья и сёстры, св. Церковь , раскрывая перед нами «весну постную», весну нашей души, предложила нашему вниманию поучительную притчу Христа Спасителя о мытаре и фарисее. Всего три недели отделяют нас от св. Четыредесятницы – времени нашего душевного врачевания и устроения. В дни Великого Поста мы будем воспитываться здесь в св. храме в молитве, будем часто возносить ее ко Господу о прощении наших грехов и об оставлении прегрешений усопшим отцам и братиям нашим. И вот, чтобы мы знали, как нужно молиться, какая молитва доходит до Неба и какая бывает неугодна Богу, св. Церковь и дает нам два образа ее: молитву фарисея и молитву мытаря. Слово «мытарь» происходит от «мыто», что значит «пошлина». Это название давалось иудеями откупщикам и сборщикам податей. Так как мытари нередко исполняли свою должность недобросовестно, то возбуждали к себе ненависть у населения Палестины. Для иудеев того времени мытарь и грешник были синонимами. Фарисеи считались знатоками Закона и учителями иудейского народа. Они любили показать себя перед людьми строгими исполнителями законных обрядов: ходили в длинной широкой одежде с надписями из Священного Писания , несколько раз ежедневно совершали омовения. Милостыню они подавали с важностью; принимали постные лица, чтобы люди считали их благочестивыми. Вот с таким или подобным благочестием и пришел в храм упоминаемый в сегодняшнем Евангелии фарисей и, став на видном месте, начал молитву. Я знаю, Боже, – говорил он, – что заслужил Твое благоволение верным исполнением Закона. «Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю», т.е. больше, чем велит Закон. Я превзошел Закон. «Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь» ( Лк. 18, 11–12 )... Сколько гордости, тщеславия в молитве этого знатока Закона! Тут и самохвальство, и превозношение, и жестокое осуждение других. Он услаждается своими наружными добродетелями и не видит своей духовной, внутренней пустоты. Он не чувствует, что пост и молитва – эти поистине великие добродетели – выполняются им не во славу Божию, а во славу свою, «чтобы показаться пред людьми» ( Мф. 6, 5 ), приобрести их уважение, получить известность. Он не видит, что та десятина, которую он жертвует, неугодна Богу, потому что приобретена нечестным путем. Фарисей не замечает в себе ничего плохого. Он и в храм-то пришел не для того, чтобы просить прощения у Бога, а чтобы похвалиться своими добродетелями.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Гордость Страсть гордости: презрение ближнего, предпочтение себя всем, дерзость, омрачение, дебелость ума и сердца, пригвождение их к земному, хула, неверие, прелесть, лжеименный разум, непокорность Закону Божию и Церкви, последование своей плотской воле; чтение книг еретических, развратных и суетных, неповиновение властям, колкое насмешничество, оставление христоподражательного смирения и молчания, потеря простоты, потеря любви к Богу и ближнему, ложная философия, ересь, безбожие, невежество, смерть души. Гордость – верный знак пустого человека, раба страстей, знак души, к которой учение Христово не нашло никакого доступа. Не суди о человеке по наружности его, по наружности не заключай о нем, что он горд или смирен. «Не судите по наружности, но по плодам их узнаете их »( Ин. 7, 24 ; Мф. 7, 16 ). Господь велел познавать людей из действий их, из поведения, из последствий, которые вытекают из их действий. «Я знаю высокомерие твое и дурное сердце твое» ( 1Цар. 17, 28 ), – говорил Давиду ближний его, но Бог засвидетельствовал о Давиде: «обрел Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его» ( Пс. 88, 21 ). «Человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» ( 1Цар. 16, 7 ). " " Слепые судьи часто признают смиренным лицемера и низкого человекоугодника: он – бездна тщеславия. Напротив, для этих невежественных судей представляется гордым не ищущий похвал и наград от человеков и потому не пресмыкающийся перед человеками, а он – истинный слуга Божий, он ощутил славу Божию, открывающуюся одним смиренным, ощутил смрад славы человеческой и отвратил от нее и очи, и обоняние души своей. Что значить веровать? – спросили одного великого угодника Божия. Он отвечал: «Веровать – значит пребывать в смирении и милости». 45 Смирение надеется на Бога – не на себя и не на человеков, – и потому оно в поведении своем просто, прямо, твердо, величественно. Слепотствующие сыны мира называют это гордостью. Смирение не дает никакой цены земным благам, в очах его – велик Бог, велико Евангелие. Оно стремится к ним, не удостаивая тление и суету ни внимания, ни взора. Святую холодность к тлению и суетности сыны тления, служители суетности, называют гордостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010