Итак, тщеславие, славолюбие, честолюбие, корыстолюбие и лицемерие — вот главные пороки, препятствующие христианскому служению Богу. Нетрудно видеть, что все эти пороки по существу суть не что иное, как служение человека самому себе, своему " я " , и в этом вся беда. Нельзя служить сразу двум господам, и тот, кто наряду с Богом поставит кумир своего " я " в сердце своем, тот неизбежно отойдет от Бога. Мы уже видели раньше и знаем, что должен быть единый центр жизни и деятельности человека - Бог. Указанные пороки представляют подмену этого центра другим, этим и объясняется, почему они делают христианскую жизнь бесплодною. Первые три порока — тщеславие, славолюбие и честолюбие — суть пороки одного рода, где главным мотивом является любовь к человеческой славе. Человек больше всего заботится о том, что думают о нем люди, как к нему относятся, заботится об их мнении, уважении, расположении к нему. Для него важнее казаться, чем быть на самом деле, и мнение толпы дороже приговора Божия, Такими были фарисеи,  которые возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию (Ин. XII, 43). Это больше всего мешало им признать Мессию в Иисусе Христе.  Как вы можете веровать, - упрекает их Спаситель, —  когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? (Ин. V, 44). Все дела свои они делали с тем расчетом, чтобы прославляли их люди. Но, достигая этого,  они уже получают награду свою(Мф. VI, 2). Награды от Бога ожидать они уже не могли. Как говорит преподобный Нил Синайский, " тщеславный христианин — бесплатный работник: труды несет, а награды не получает " . Это вполне естественно: раз человек служит не Богу, а самому себе и человеческой славе, то, очевидно, его служение не может быть заслугой перед Богом. Более того: оно является несомненным грехом перед лицом Божиим как прямое нарушение второй заповеди. Вот почему Господь строго карал за грехи гордости и честолюбия даже людей, угодивших Ему, как это мы видим на примере несчастного царя Иудейского Озии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Не соблюдая человеколюбия и справедливости, которой требует право войны, он с побежденными народами поступал жестоко, бесчеловечно; стал превозноситься обширностью своего царства, величием своей власти: все сатрапы мои, говорит Ассирийский царь, как цари повсюду, или все цари суть только мои сатрапы, подвластны мне; тщеславился своим могуществом, и вместо того, чтобы успехи в войне приписать Богу Израилеву, он приписал своей силе: никакой, говорит, город (из упомянутых в ст. 9–11) не мог противиться силе моего оружия, все покорились мне; стал презирать истинного Бога Израилева, говорил как бы так: я своею силою покорил многие царства, не смотря на то, что почитаемые ими боги защищали их; а боги их превосходнее, сильнее Бога, почитаемого в Иерусалиме и Самарии; следовательно, я также легко могу завоевать и Иерусалим, как завоевал прочие царства. Потому Ассур этим навлек на себя гнев Божий, и Пророк от лица Божия возвещает ему бедствие, которому он скоро подвергнется. в) Наказание, определенное Ассуру. Ст. 12. И будет, когда Господ совершит все Свое дело на горе Сионе и в Иерусалиме, скажет: посмотрю на успех надменнаго сердца царя Ассирийскаго и на тщеславие высоко поднятых глаз его. Бог Ассирийским царям попускал следовать внушению их гордости и страсти к завоеваниям, чтобы чрез них наказать нечестивых в Своем народе, очистить Церковь и привести в исполнение сокровенные советы вечной Своей премудрости. По совершении Своих советов Бог, говорит Пророк, положит предел враждебным предприятиям Ассирийских царей и за жестокость, высокомерие и презрение истинного Бога предаст их праведному наказанию, что выражается словами: посещу на плод надменнаго сердца... Под плодом надменного сердца разумеется тщеславное нашествие Сеннахирима на Иудею, соединенное с презрением Бога, которое высказывал Рапсак и послы Сеннахирима ( Ис.36:18–20 ). Второй член; подробное изложение и подтверждение предыдущей речи а) Беззаконие Ассура: гордость и тщеславие. Ст 13. Он говорит: силою руки моей и моею мудростию я сделал это, потому что я умен; и переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их, и низвергаю с престолов, как исполин.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Он побывал в девяти монастырях, но уходил из каждого, считая, что пребывание тем не помогает ему стать святым. Но каждый раз, покидая очередную обитель, он выходил оттуда беднее, чем был при вступлении в нее. Сначала он утратил терпение, затем бдение, затем воздержание, дальше послушание, самообладание, кротость и так далее; тщеславие его все росло, гордыня все более охватывала его, а с ней - вспыльчивость, гневливость, расслабление, своеволие и самонадеянность, ожесточение сердца. И когда он обошел девять монастырей, от его первоначальных добродетелей ничего не осталось: незначительная сперва примесь тщеславия и гордости совершенно вытеснила все добродетели.       Тщеславие разрушительно еще тем, что ему свойственно обольщаться обманчивой видимостью. Христос испытывает сердце человека, Он отметает подчас вполне убедительную очевидность, проникает вглубь видимого. Понять это помогут два примера. Когда после своего воскресения Христос встретил Петра на берегу Тивериадского озера, Он не стал укорять его за отступничество и не потребовал подробной исповеди. Он задал Петру прямой вопрос: Любишь ли ты Меня больше, нежели они?.. Будь Петр внимательнее, его бы озадачили три последние слова: больше, нежели они. Возможно, он вспомнил бы слова Христа: У одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а - другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его?.. Ведь он сам ответил: Думаю, тот, которому более простил... Если бы он немного подумал, он, наверное, как блудный сын, пришел бы в себя; но Петр нетерпелив, горяч и непосредственен и действует прежде, чем дать себе время подумать. Он отвечает от всего сердца: Ты знаешь, что я люблю Тебя... Любишь ли ты Меня? - вновь спрашивает Христос. Так, Господи, - отвечает Петр. Любишь ли ты Меня? - в третий раз вопрошает Господь. И внезапно Петр понимает! Он уже слышал подобный троекратный вопрос во дворе первосвященника, в ночь, когда Христос был предан; трижды его спрашивали, и трижды он отрекся от Христа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

13). Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год и будем торговать и получать прибыль»; «Одни ради торговли и связанного с ней корыстолюбия, постоянно озираясь с жадностью вокруг, совершают большие путешествия, отправляются в плавание. Другие делают доставшуюся им власть орудием (своего) стяжательства, обращенного против окружающих. Иные же набивают кошельки, прибегая к недостойным средствам и нечестиво прибавляя прибыль к прибыли. Они выливают на свои головы карающий огонь» (свт. Кирилл Александрийский ). «Не запрещает иметь намерение, но показывает, что не все зависит от самого человека, – нужна и благодать свыше, ибо можно бегать и торговать, и совершать все нужное для жизни, но должно приписывать это не собственным трудам, а только человеколюбию Божию» (блж. Феофилакт). 14–15). Вы, которые не знаете, что случится завтра; ибо что такое жизнь ваша? Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», – «Пар имеет самое краткое бытие, – вот чему уподобил апостол жизнь нашу и весьма прилично. Прервав на половине речь этим сравнением, он опять возвращается к ней и продолжает ее к говорящим: «Сего дня или завтра отправимся в такой-то город и проч.» (блж. Феофилакт). 16). Вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло. " Ныне же хвалитеся в гордынях ваших, – гордый и гордость занимаются ненастоящими предметами, почему и называется «гордый», что значит «живущий в заблуждении или обольщении». Всякое подобное тщеславие есть зло» (блж. Феофилакт). 17). Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех . «Опять вразумляет лжеучителей, чтобы не смели тому учить, чего не исполнят прежде сами, ибо блажен, сказано не тот, кто научит, но тот кто сотворит и научит ( Мф.5:19 ); так как дела должны предшествовать словам, чем и возвещает праведник веру являемую. Посему и Сам Богочеловек сначала стал творить, а потом учить» (блж. Феофилакт). Пятая глава

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

LIV. Сущность сектантства (По учению слова Божия) Люди отпадают от истинной веры и общения с Церковью Христовой, т.е. становятся сектантами, раскольниками и еретиками, по различным побуждениям и причинам извращая и искажая истинный смысл Божественного Откровения. Неблагоразумная ревность как причина сектантства. Так, – одни оставили Святую Церковь Христову, в которой они были возрождены Духом Святым и освящены божественной благодатью, несомненно, по ревности о своём спасении, но их ревность не была управляема благоразумием и пониманием духа Христова учения. О таковых именно вожаках сектантства писал святой апостол Павел римским христианам: «Свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией» ( Рим.10:2–3 ). В наше время сказанное апостолом можно отнести, например, к скопцам. Оскопляя себя ужасным членовредительством, они едва ли чем иным руководствуются, кроме слепой и неразумной ревности о своём спасении и целомудренной жизни. Люди жалкие, достойные сострадания и скорби! Если они способны на такую жертву, как самооскопление, то, может быть, некоторые из них были бы способны и на великие подвиги христианские, если бы обладали благоразумием и пониманием духа Христова учения!.. Гордость и высокомерие сектантских лжеучителей. Таковы те вожаки сектантства, которые отпали от веры и единения с Церковью Христовой по своей гордости, высокомерию, тщеславию, чрезмерному самомнению, честолюбию, а нередко и ради корысти, по любостяжанию. «Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, – пишет апостол Павел ученику своему Тимофею ( 1Тим.6:3–5 ), – тот горд, ничего не знает, но заражён страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения, пустые споры между людьми повреждённого ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких». По гордости же, высокомерию и заносчивости многие уклонялись и уклоняются от истинного пути ко спасению, думая, что они знают и понимают учение Божественного Откровения лучше и вернее, чем изъяснившие его мужи апостольские, отцы и учители Церкви Христовой. От такого высокомерия и самомнения апостолы часто предостерегали своих христианских слушателей и читателей. «Кто думает, что он стоит, – пишет апостол Павел коринфским христианам ( 1Кор.10:12 ), – берегись, чтобы не упасть». И римлян он увещевает от заносчивости и самомнения: «По данной мне благодати, – пишет он ( Рим.12:3 ), – всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил». «Кто думает, что он знает что-нибудь, – наставляет святой апостол и коринфян ( 1Кор.8:2 ), – тот ничего ещё не знает так, как должно знать» («Вера и Раз.»).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Сими словами пророк как будто оправдывается или как бы желает очистить себя от подозрений в высокомерии и гордости. Хотя эти подозрения в отношении к нему были неосновательны и несправедливы, но они все-таки были. Даже один из братьев Давида, во время войны с филистимлянами, говорил ему: «Я знаю высокомерие твое и дурное сердце твое, ты пришел посмотреть на сражение» ( 1Цар.17:28 ). А некто Семей, во время восстания Авессалома, укорял Давида в том, что он по высокомерию якобы отнял царство у Саула ( 2Цар.16:8 ). Давид не признавал себя праведником, напротив, он всенародно каялся пред Богом в своих грехах и беззакониях (см, например, Пс.50 и др.). Но обличения в гордости и высокомерии, а тем более укоризны в том, что отнял он царскую власть у Саула, он признает клеветами на себя и, желая отразить сии клеветы, призывает всеведущего Бога во свидетеля своего смирения и кротости. «Господи! не надмевается сердце мое, и не возносятся очи мои, и я не вхожу в великое и в то, что выше меня» (так выражены слова его по переводу с еврейского). Так пред Самим Сердцеведцем Богом Давид свидетельствует, что он не имел ни сердца высокомерного, ни надменных очей, но как был кроток и смирен сердцем, так и очами выражал смирение. И затем, сказав об очах и сердце, присовокупляет о словах и делах. Ходить в великих и дивных означает то же, что хвалиться великими и славными делами. Если Давид отрицает и это, говорит, что не позволял себе и этого, то, значит, он похвалялся смиренномудрием. Так, по мнению св. Иоанна Златоуста , он хвалится, но хвалится на пользу, потому что, когда требует того время и необходимость, должно и хвалиться подвигами своими, и тогда похвала сия будет не для тщеславия и хвастовства, но для пользы слушателей и для привлечения их к подражанию подобной добродетели. «Не везде, – говорит св. Иоанн Златоуст , – запрещено хвалиться, но бывают случаи, когда и необходимо. Ибо кто не хвалится крестом, тот глупее всех, кто не хвалится верою, тот несчастнее всех. Посему и Павел говорит: «хвалящийся хвались Господом» ( 2Кор.10:17 ) с 1037].

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Гордость Высокомерие с тщеславием всегда приносили одну гибель человеку Величался некогда вавилонский царь Навуходоносор собой, своим столичным городом и царством, расхаживая по своим царским чертогам и говоря: «Это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия». И еще речь была в устах царя, как услышал он с неба глас: «Тебе говорят, царь Навуходоносор, царство отошло от тебя! И отлучать тебя от людей, и отымется от тебя сердце человеческое, и дастся тебе сердце звериное, и будет обитание твое с полевыми зверями, травою будут кормить тебя, как вола». Тотчас и исполнялось это слово над Навуходоносором, и отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы выросли у него, как у льва, и когти, как у птицы. И возвратились к нему разум человеческий, сановитость, прежний вид и самое царство лишь чрез семь лет, когда он смирился пред Царем небесным, возвел очи свои к небу и благословил и прославил Всевышнего, владычествующего над царством человеческим и дающего его, кому хочет ( Дан.4:26–33 ). Зазнался и царь иудейский Ирод, когда, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и высокомерно говорил к народу, а народ, раболепствуя ему, восклицал: это голос Бога, а не человека… Но вдруг ангел Господень поразил ее за то, что он не воздал славы Богу, и он, будучи изъеден червями, умер ( Деян.12:21–23 ). Гордость под покровом смирения Один брат пришел к авве Серапиону. Старец по обычаю советовал ему сотворить молитву, но брат отказался, называя себя грешником, недостойным и самого монашеского образа. Старец хотел омыть ему ноги; но брат не допустил его, опять представляя те же причины. Авва убедил его вкусить пищи и сам стал есть вместе с ним, потом дал ему такое наставление: «Сын мой! если хочешь себе пользы, то сиди в своей келье, будь внимателен к себе и к своему рукоделию, ибо для тебя полезнее сидеть в келье, чем выходить из нее!» Брат, выслушав наставление, огорчился и так изменился в своем лице, что это не могло укрыться от старца. Посему авва Серапион сказал ему: «Вот, сейчас ты говорил: я грешник, – обвинял себя, как недостойного жизни, а теперь так рассердился, когда я с любовью давал тебе совет мой! Если хочешь быть смиренным, то учись великодушно переносить обиды от других и удерживайся от празднословия» («Достопамятное сказание о подвижничестве святых и блаженных отцов»). От самомнения и добродетельные падали

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Протоиерей Андрей Ткачев: «Договориться с Адом» 28.01.2023 20:24:16 Обилие богатства и успешность в торговле ведут к гордости чрезвычайной, прямо сатанинской. Хочется владеть всем миром. - Большою мудростью твоею, посредством торговли твоей, ты умножил богатство твое, и ум твой возгордился богатством твоим (Иез. 28:5) И далее: От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор.(Иез. 28:16-17) Но пока Божий Суд в пути, а не в действии, гордость слепит глаза. Желание власти над миром расширяется, а не уменьшается. Нужно владеть и царствовать, чтобы дальше грабить. А грабить лучше тех, кого оболванил. Нужно ежечасно и мастерски лгать (владеть мировыми СМИ и формировать повестку). Ну, а оболванивать легче всего тех, кого развратил. Поэтому " меняйте пол, творите срам друг на друге, убивайте детей во чреве, перестаньте молиться и смиряться перед Богом, ибо это Свобода! Чтобы совесть не сильно мучила, употребляйте синтетические наркотики " Так замыкается круг. Всемирный грабеж при помощи всемирной лжи и тотального разврата. Все ради неслыханной гордости. Лукавый за кулисами аплодирует стоя. Но ведь действующие лица все же люди, а не демоны. Совесть должна их тревожить. Страх Суда должен хотя бы по ночам и хоть изредка шевелить душу медиамагнатов, глав корпораций, политиков высшего звена. Чтобы этого не произошло, возникает страшная идея - договориться с Адом и с преисподней сделать договор. Взамен обоих Заветов - Ветхого и Нового. В надежде на то, что мучить будут других, а не меня. Я, дескать, заранее договорился. Об этом тоже сказано: - Итак слушайте слово Господне, хульники, правители народа сего...: Так как вы говорите: " мы заключили союз со смертью и с преисподнею сделали договор: когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдет до нас,- потому что ложь сделали мы убежищем для себя, и обманом прикроем себя " (Ис. 28:14-15)

http://radonezh.ru/2023/01/28/protoierey...

Да, они поддерживают, но дело вот в чем: в идеале они должны быть вовсе не нашими удачами. То есть не гордости нашей, не тщеславию нашему служить. Удачу мы должны видеть в том, что нам удалось, а вернее – что нам Бог дал – для других что-то доброе сделать, именно то, в чем люди нуждаются, им дать. А сами мы «рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17: 10). Мне это понять помогла поэзия, то есть именно писание стихов – как ни странно это для кого-то звучит. Многие ведь привыкли видеть удачу, счастье литературного творчества – именно в успехе внешнем: в известности, «раскрученности», в тиражах, в престижных премиях… Я не лишена отнюдь ни гордости, как уже сказано, ни тщеславия, но всё же Бог помог мне каким-то образом понять, что все эти премии и тиражи можно отдать за счастье в глазах одного человека. Человека, которому ты, сочинитель, смог дать хотя бы и маленький, но – настоящего, чистого хлеба кусочек, хлеба поэзии. Любая работа сродни молитве, если ты несешь ее безропотно, до конца принимая собственную ситуацию Впустую потраченное время… Да, времени всегда жаль. Но ведь мы в любом – вот именно в любом – случае в силах сделать так, чтобы время наше напрасно не пропадало. Совсем ведь не обязательно судить об использовании нами времени по практическим, видимым результатам нашего труда, по тем самым удачам и победам. Наша удача, наше обретение могут оказаться иными, и гораздо более существенными, чем внешний успех. Ведь, как говорили соловецкие (думаю, не только соловецкие) монахи, работа – та же молитва . Полы ли ты моешь, дрова ли колешь, статью ли пишешь умную – работа твоя сродни молитве, если ты несешь ее безропотно, до конца принимая собственную ситуацию, отключив присущее нам нервное напряжение («Мог бы я и лучше это время провести, приятнее») и жалость к себе, если ты делаешь эту работу с радостью. «И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Иисусу Христу», – так писал апостол Павел в Послании к Колоссянам (3: 23–24). Время такой работы – разве это потерянное время?

http://pravoslavie.ru/77006.html

Другой сказал: я купил пять пар волов, и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился, и потому не могу прийти. И возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города, и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям, и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званных не вкусит моего ужина. Ибо много званных, но мало избранных. В этой притче под человеком, сделавшим ужин, разумеется Бог Отец; под ужином – царство небесное; под званными вначале – первосвященники и старейшины иудейские; под извинениями званных – пристрастие к мирской жизни, вследствие которого они отвергли проповедь Христову; под прочими званными – простой народ иудейский и язычники, которые также призываются Богом к вечному спасению. Из приведенной притчи, братие, мы видим, что Господь всех призывает ко спасению, если же кто лишится его, то лишится по своей вине, по пристрастию к мирским благам, по излишней любви к миру. Итак, любовь к миру есть первая причина, по которой человек отказывается от благодати Божией. Любовь к миру, по слову, св. Иоанна Богослова, проявляется трояко: в похоти плоти, похоти очей и гордости житейской ( 1Ин.2:16 ). Если кто бывает всецело привязан к миру и его благам, то бывает глух ко внушениям благодати Божией. Кто предается всевозможным чувственным удовольствиям, кто проводит греховную, плотскую, невоздержную жизнь, тому не может нравиться учение, требующее святой, воздержной жизни. «Входите тесными вратами (в царство небесное), потому что широки врата и пространен путь, говорил Иисус Христос, ведущие в погибель, и многие идут ими. Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» ( Мф.7:13–14 ). Наконец, и по гордости житейской человек противится благодати. Гордому и тщеславному, который выше всего ценит свои способности и преимущества, трудно бывает обратиться ко Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010