Идолом этого богача было чрево, и за это идолопоклонство страшная участь постигла его, ибо по смерти душа его была низвергнута в ад для вечного мучения. Вот почему Спаситель предостерегает всех последователей Своих от привязанности к чувственным удовольствиям, говоря: «смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством». Таким образом, мы должны приучать себя к воздержанию и посту. Правда, есть люди, пренебрегающие постом и говорящие, что он вредит здоровью, которое мы обязаны беречь, и должен состоять в духовном посте, который можно сохранять и без телесного. Но подобные люди заблуждаются. В действительности пост, как свидетельствуют многочисленные примеры, не только не расстраивает здоровье, а напротив, поддерживает его и укрепляет. Великие подвижники христианские, проводившие всю жизнь в строгом посте, доживали до глубокой старости. Кроме того, каждый из нас собственным опытом может удостовериться, что при посте ослабевают наши греховные наклонности, тогда как при чревоугодии невозможно усовершаться в добродетелях христианских. Третьим идолом нередко служит для людей гордость, к которой относится также тщеславие. При этом идолопоклонстве человек избирает предметом своего поклонения самого себя. Он выше всего ценит свои способности и преимущества, и таким образом они становятся для него идолом, а тщеславный желает, чтобы и другие почитали сего идола. Как безрассудно это идолопоклонство, видно из того, что все наши способности и преимущества зависят не от нас, а суть дары Божии. Разумно ли, поэтому, величаться тем, что не принадлежит нам? «Кто отличает тебя? – так обличает людей гордых апостол Павел, – что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» Так поступал упоминаемый в Евангелии фарисей, величавшийся тем, что он не такой грешник, как мытарь, а раздает милостыню и постится два раза в неделю. За это превозношение он был осужден Богом, а смиренный мытарь оправданным пошел в дом свой. Гордость была главнейшей причиной грехопадения наших прародителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Ты видел в церкви мытаря и фарисея? Тот называл свои свершения: – Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: – Боже! будь милостив ко мне, грешнику! Говорю вам, что оправданным пошел мытарь в дом свой (ср.: Лк. 18, 11–14 ). Святой Ефрем говорит: «Сделай две повозки: в одну запряги смирение с грехом, а в другую гордость с праведностью, и увидишь, что первая повозка, смирения, хоть оно и с грехом, опередит другую» 173 . Потому что сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит ( Пс. 50, 19 ). Богослов: Итак, отец Клеопа, когда испытываешь радость на молитве, мир и словно время тогда останавливается, это признак того, что молитва хороша, или что это может означать? Отец Клеопа: Брат, как бы это не доставило нам довольства собой. Богослов: Не довольство, а словно чувствуешь тогда, что помолился как следует. Отец Клеопа: Да. Вот, брат, я написал одну проповедь о самолюбии. Ты увидишь там, святость твоя, как самолюбие бывает матерью, и корнем, и источником всех грехов под небом. Потому и Спаситель первым ставит такое условие: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною ( Лк. 9, 23 ). В самолюбии – неразумной любви к плоти… – кроются все беззакония. Ты видел, что из него рождаются гордость, высокомерие, надменность, ненависть, зависть, интриги, злое рвение… Богослов: Отец Клеопа… Отец Клеопа: …вспыльчивость, гнев, нетерпение, ропот, сетование, недовольство полученными благами, неблагодарность, злопомнение, злоречие, клевета, ложь, шутки, смех, балагурство, пустословие, осуждение, любовь к показности, тщеславие, лицемерие, лукавство, хвастовство, саможаление, щадение себя, самооправдание, самодовольство, самохвальство, разглагольствование о себе, самоугождение, самомнение, самоцен, самовозношение, воображение о себе, самосознание, надмение, честолюбие, повышенная самооценка, самоуверенность, опора на самого себя, самонадеянность, дерзость, бесчувствие, окаменение сердца, грехи пяти чувств, невнимание…

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/ve...

Горе за гордость: горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою! ( Uc. V, 21 ). – Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях ( Лyk. XI, 43 ). Увещания избегать гордости: не величайся пред лицом царя, и на месте великих не становись; потому что лучше, когда скажут тебе: «пойди сюда повыше», нежели когда понизят тебя пред знатным, которого видели глаза твой ( Npumч. XXV, 6, 7 ). – Они отломились неверием, и ты держишься верою: не гордись, но бойся ( Puм. XI, 20 ). – (Посему), кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть ( I Kop. X, 12 ) . – Не будем тщеславиться, друга друга раздражать, друг другу завидовать ( Гaл. V, 26 ). – Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, во по смиренномудрию почитайте один другого высших себя ( Фuлun. II, 3 ). в) О средствах борьбы с духом 1 . Первое средство борьбы с гордостию сознавать, что мы не имеем высоких христианских добродетелей. Когда одному подвижнику, ревнующему о блаженном смирении, приходили на ум горделивые помыслы, что стал он уж очень праведен и свят, то, зараньше написав на стене своей келлии названия самых высших добродетелей: совершенной любви, ангельского смиренномудрия, чистой молитвы, и проч., он говорил сам себе: пойдем за доказательством и, подойдя к стене, читал наименование и обличал себя в превозношении ответом: покуда не приобретешь этих добродетелей, дотоле знай, что ты еще далек от Бога». (Леств, стр. 252, § 24). 2 . Второе оружие для поражения гордости можно находить в мысли, что горделивые не войдут в царствие Божие. Преп. Арсению Вел. представились в видении два человека, которые, сколько ни силились пронести бревно в отворенные двери церкви, никак не могли достигнуть своей цели и войти в церковь , потому что бревно несли поперек дверей, не давая один другому зайти вперед и нести вдоль, как бы следовало. И ангел объяснил преподобному, что эти люди добродетельные, но гордые, не желающие смириться друг пред другом, и потому остающиеся вне царства небесного. (По «Ч.-М.»).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Дан.3:92 .  На это он сказал: вот, я вижу четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию. Он видел их чрез отверстие. Дан.3:93 .  Тогда подошел Навуходоносор к устью печи, раскаленной огнем, и сказал: Седрах, Мисах и Авденаго, рабы Бога Всевышнего! выйдите и подойдите! Тогда Седрах, Мисах и Авденаго вышли из среды огня. Почему же они вышли не прежде, как он позвал их? Хорошо и то, что он наперед спросил вельмож, чтобы после своего ответа они не могли сделать никакого возражения, и чтобы они не имели времени одуматься. Как Моисею Бог говорил: «что это в руке у тебя?» ( Исх.4:2 ), – так и их Навуходоносор предупреждает этим вопросом. «Вот, я вижу, – говорит он, – четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию». Вероятно, он явился в вели­кой красоте. Почему же ты, Навуходоносор, узнал Сына Бо­жия? Посмотри, как варвар пророчествует по одному виду. «Тогда подошел Навуходоносор к устью печи, раскаленной огнем, и сказал: Седрах, Мисах и Авденаго, рабы Бога Всевышнего! выйдите и подойдите». Заметь: он не приказал погасить печь, но сказал, чтобы они вышли. Видишь великое и дивное чудо. Он назвал их тем названием, которым надеялся особенно угодить им. Нет ничего равного этому благо­родному званию. В самом деле, послушай, что говорит сам Бог: «Моисей, раб Мой, умер» ( Нав. 1:2 ). И " Исааку, – гово­рится, – рабу Твоему» ( Быт.24:14 ). Таким названием восхи­щаются ангелы, и херувимы, и серафимы. После того отроки не медлили, как сделал бы тщеславный человек, но тотчас послушались; и сошлись все видеть чудо. Глава 4 Дан.4:1 .  Я, Навуходоносор, спокоен был в доме моем и благоденствовал в чертогах моих. Почему пророк написал так, а не сказал: Навуходоносор спокоен был, – написал как бы от его лица? Мне кажется, что это – слова самого Навуходоносора. Когда он исправился от прежнего заблуждения, то, может быть, обнародовал такое послание. А Даниил приводит сам указ, чтобы быть досто­верным. Здесь говорит роду человеческому сам испытавший это. И посмотри, какое наставление дается здесь гордым. То, что он потерпел, – от гордости, и сам и в начале и в конце указы­вает, что причиною всего была гордость. В конце он говорит: «Который силен смирить ходящих гордо» ( Дан.4:34 ), а в приступе, в самом начале, показывает причину гордости: там объясняет, что за это он был унижен, а здесь говорит, отчего это прои­зошло, – именно оттого, что он наслаждался великим благо­денствием; так и Давид говорит: «овладела ими гордость " ( Пс.72:6 ) 2 . Так точно и здесь причиною этого является пол­ное благоденствие. В начале он говорит: «спокоен был в доме моем и благоденствовал в чертогах моих». Невозможно, чтобы соединились вместе все блага.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

У святых отцов указываются восемь главных страстей, от которых происходят другие греховные страсти: чревоугодие, любодеяние, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Одни преподобные отцы признают началом грехопадения леность и праздность, считая корнем всех зол такое умонастроение: «я не хочу себя утруждать, буду жить, как легче и лучше, искать довольства, никогда себя не понуждать». Другие полагают, что в основе наших греховных состояний лежит страсть гордости. Из-за гордости и зависти произошло отпадение от Бога разумных духовных ангельских сил. Денница, или сатана, возомнил о себе, что по своей природе он ничем не меньше Бога и равен Ему. Но ведь он является творением Божиим – а как можно ставить рядом творение и Творца? Вот плотник сделал прекрасный стол, и что же, стол скажет: «Я такой же, как ты, у меня есть ножки, целых четыре, я отделанный, красивый, нужный, меня все любят, дорожат мной»? Апостол Павел приводит в пример горшечника и глиняный сосуд: Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?» Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? ( Рим.9:20–21 ). Гордость лишает разума, и тому, кто обуревается ею, кажется, что он так велик, так велик... Святитель Игнатий (Брянчанинов) , духовно просвещенный подвижник веры, чье каждое слово имеет вес, написал сочинение «В помощь кающимся», где перечисляет грехи, относящиеся к восьми основным страстям. И мы до сих пор обращаемся к его определениям: «1. Чревообъядение. Объядение, пьянство, нехранение и разрешение постов, тайноядение, лакомство, вообще нарушение воздержания. Неправильное и излишнее любление плоти, ее живота (то есть жизни) и покоя, из чего составляется самолюбие, от которого нехранение верности к Богу, Церкви, добродетели и людям». Иногда спрашивают, что такое тайноядение: это когда, например, в семье кто-то ест один тайком, дети, бывает, любят что-нибудь сладенькое утащить... В общем, можно сказать, все перечисленное здесь относится к нарушению воздержания. А норма воздержания – пост. Не только в христианстве, но и в других религиозных системах, и в античной философии существует тезис, что в человеке природа духа и телесная природа должны быть гармонично соединены, уравновешены, как чаши весов. Если что-то перевешивает, значит, человек теряет определенную высоту. Поэтому у того, кто объедается, и тем более привыкает объедаться, телесное начало подавляет духовное: трудно молиться, трудно себя подвигнуть на полезные дела, да и вообще на любое утруждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Breev/...

А кто на самом деле совершен, – хотя бы даже в той степени совершенства, которое возможно для человеческой природы, – тот отмечен богоподобием. Истреблены все, закутанные в серебро. LXX: Истреблены все возвеличившиеся серебром. – Те, которые полагаются на богатства, и имеют такое достояние, что считают себя как бы закутанными и огражденными своим богатством, или – согласно LXX, – те, которые были возвеличены гордостию и презирали бедного, будут уничтожены в день пришествия гнева Божия. Вместе с тем обрати внимание на то, что он не сказал: Погибнут те, которые возвеличились серебром; но уже теперь, прежде чем на них пришел день наказания, они низвержены и погибли от того именно, что гордятся и всегда думают о своих богатствах и служат им. Я думаю, что тот, кто поймет сказанное, уже не будет столь сильно желать тех богатств, в которых не погибнут только, а уже погибли возвеличившиеся [ими]. Не должно также думать и того, что погибнут только те, которые возвеличились серебром, но соответственно указанному разъяснению погибнет и тот, кто хвастается знатностью рода; погибнет и тот, кто хвастается почестями; погибнет и тот, кто обнаруживает надменность; погибнет и тот, кто тщеславится силою; погибнет и тот, кто изнежен подобно женщинам, отращивает волосы на голове, выдергивает на руках, выглаживает свою кожу, причесывается пред зеркалом, – что главным образом есть страсть и безумие женщин. Но если кто либо захочет возвеличиваться и гордиться священною гордостию, тот пусть возвеличивается с апостолами, когда будет удостоен претерпеть поношения за имя Иисуса Христа, пусть радуется с Апостолом, который веселился в испытаниях, зная, что «скорбь производит терпение, терпение порождает надежду, а надежда не обманет» ( Рим.5:3–5 ). Соф.1:12 . И будет в то время: Я со светильником осмотрю Иерусалим и накажу тех, которые сидят на дрожжах своих и говорят в сердце своем: «не делает Господь ни добра, ни зла». И будет в день тот: Я исследую Иерусалим со светильниками и будет посещение Мое против тех людей, которые крепко сидят на подонках своих: которые говорят в сердцах своих: «не сделает Господь добра, не сделает и зла». LXX: И будет в день тот, Я исследую Иерусалим со светильником и отомщу мужам тем, которые не радят о страже своей и говорят в сердцах своих: «Не сделает Господь добра, не сделает и зла».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

е. развращенные и уклоняющиеся от правого пути желания, с которыми обыкновенно молились и фарисеи, презирая Краеугольный Камень. Я, впрочем, думаю, что и гордым полезно быть отвлеченными от надменности своей, а краеугольным укреплениям их и улицам перекрестным уничтожиться, чтобы после того они могли пойти правым путем. После этого следует: И пустынными сделаю дороги, потому что не будет того, кто будет проходить [по ним], как написано и в первом псалме: «и путь нечестивых погибнет» ( Пс.1:6 ). Также и у пророка Осии, у которого говорится о блудодействующем Иерусалиме: «Вот я загорожу дороги ее тернием и завалю пути ее, и она не найдет тропинки и будет устремляться за любовниками своими, и не достигнет до них, будет искать их, и не найдет, и скажет: «Пойду и возвращусь к мужу своему прежнему, ибо тогда мне было лучше, чем теперь»» ( Ос.2:6–7 ). Обрати внимание на то, что если бы не были заперты пути, и не заграждены дороги, и если бы Господь не расстроил путей души блудной, никогда она не сказала бы: «Пойду и возвращусь к мужу своему прежнему». Итак разрушаются пути гордых и краеугольные твердыни их, чтобы они не ходили в гордости а развращении, и города их, дурно построенные в тщеславии и гордости, разоряются, чтобы они не могли поддерживать и охранять нечестивейших жителей. А чтобы кто-нибудь не подумал, что мы насильственно обращаемся с Писанием, пусть научится из дальнейшего: Сделал же Я это, – говорит, – с тем, чтобы сказать им: «Вот разрушены пути злобы; посему бойтесь Меня, научитесь [или: примите наставление], чтобы и наставление Мое не погибло, не принося в вас плодов обращения [ко Мне], и чтобы не оказалось недействительным всё то, чем Я хотел исправить вас, и да не будет возможно применить к вам то слово, которое написано у Иеремии: «Без пользы поразил Я сынов ваших: вы не приняли наставления» ( Иер.2:30 )». Или же так [понимай]: «Бойтесь Меня и примите наставление, чтобы не погибло всё в виду Иерусалима, и чтобы сам он не был обращен в совершенную пустыню вследствие тех бедствий, которыми Я угрожал ему».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Любовь 3 апреля 2013, 20:33 Елене М. Оказывались в ситуации - заметили непорядок в одежде человека и не можете решить, говорить ли ему об этом, или мимо пройти, что, мол, ставить в неловкое положение? Хотела пройти мимо, но не есть ли это равнодушие? Лена, если Вы на протяжении всех комментариев упорно и воинственно отстаиваете свой статус " негордой " , даже пытаетесь аргументировать свои возражения на святоотеческий духовный опыт, как думаете - одержимы Вы гордостью или нет? Для Вас же не существует авторитетов, спаси Господи! Получается, либо на равных со старцами и профессорами богословия, а то и вторая после Самого Господа Бога, да проститься упоминание всуе. Вам чего истинно хочется: узнать свой диагноз и начать лечение, или доказать, что абсолютно здоровы и подлежите выписке? Знаете, тут бы не опоздать. Надеялась всего лишь обратить Ваше внимание на незастегнутый крючок в одежде, не помышляла ни укорить, ни посмеяться, не огорчить, не осудить. Многие через боль начинают свой путь к выходу из комы, это дается большими усилиями. Но хочется жить с Богом, поэтому можно все стерпеть. Удачи Вам. Спаси и помилуй нас, грешных. Елена 3 апреля 2013, 04:14 Спасибо большое за статью! В конце декабря была у старца Серафима в Святогорской Лавре. На личном опыте убедилась в его прозорливости. Считала себя не гордой, так как нечем гордиться. Когда я попыталась рассказать о моих проблемах, он прервал меня сказав: " Гордость! с таким грехом судить других! " . Он открыл мне мои испеводанные и не исповеданные грехи, в конце добавив, что нет таких грехов, которые не прощаются. С уважением Елена Ирина П. 29 марта 2013, 03:12 Просто поразительно! Елена, простите, но Вы такой яркий пример фарисейства!!! Милости и Помощи Божьей Вам, Елена... Больше сказать нечего. Господи, прости нас грешных!!! Елена М 28 марта 2013, 17:01 Если уж обращаться к Посланиям Павла, то я могу Вам привести и такие цитаты:1 " 25 потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков,26 посмотрите братия,кто вы призванные:не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных;27 но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильных. 31 чтобы было как написано: " хвалящийся хвались Господом " " Гл.3:18 никто не обольщай самого себя, если кто из нас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым 19 ибо мудрость мира сего есть безумие перед Богом, как написано " уловляет мудрых в лукавстве их " 21 итак никто не хвастайтесь человеками (!) ибо всё ваше Гл.4:3 для меня очень мало значит, как судите обо мне вы, или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе (?!) 4 ибо хотя я ничего не знаю за собой (?!), но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь 15 ибо хотя у вас тысячи (!) наставников во Христе, но не много отцов, я (?!)родил вас во Христе Иисусе благовествованием 16 по сему умоляю вас: подражайте мне (?!) как я Христу " Ну и как Вам такие цитаты?

http://pravoslavie.ru/60226.html

Служат Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельной.        «Из заречных стран Эфиопии поклонники Мои, дети рассеянных Моих, принесут Мне дары». Здесь уже Софония доходит до разговора о том, что будет в конце, когда будет всё хорошо. Когда уже будут милостивые времена, радостные времена ухода всякой скорби. Это - мессианские пророчества. Судя по грехам, всем конец. Но, судя по тому, что Господь добр и не отрёкся от людей, после того, как будет очень плохо, потом опять всё будет хорошо.        «В тот день ты не будешь срамить себя всякими поступками твоими, какими ты грешил против Меня, ибо тогда Я удалю из среды твоей тщеславящихся твоею знатностью, и не будешь более превозноситься на святой горе Моей». На двух мыслях я здесь остановлю наше общее внимание. «Ты не будешь срамить себя всякими поступками твоими, какими ты грешил против Меня» - это очень похоже на слова апостола Павла, который говорил: «Когда вы не знали Господа, какой плод вы имели тогда?» - спрашивает. И отвечает: «Дела, которых теперь стыдитесь». Пусть каждый христианин, который уже немножко «устал жить на свете», много лет прожил в церкви, но не достиг святости, вспомнит, как он жил, до тех пор, пока не знал Господа. Чего там такого было, когда он Христа не знал? Там же было всё такое, отчего стыдно на свете жить. Так вот: «Ты не будешь срамить себя всякими поступками твоими, какими ты грешил против Меня». «Я удалю из среды твоей тщеславящихся твоею знатностью...» - верой нельзя тщеславиться. Есть некоторые, которые бьют себя в грудь, как орангутанги в зоопарке: «Я православный! Я православный!» Нельзя! «Я удалю из среды твоей тщеславящихся твоею знатностью...» Православие, истинная вера - это не предмет личной гордости, это предмет величайшей ответственности, предмет глубоких сердечных наслаждений, предмет великой сладости, которая мало кому известна, предмет великих упований и дорога к вечному счастью. Но, это ни в коем случае не предмет личного тщеславия, личной гордости: «Я православный! А вы как хотите, вас геенна ждёт. А я православный».  «Я удалю, - говорит Господь, - из среды твоей тщеславящихся твоею знатностью, и не будешь более превозноситься (гордиться) на святой горе Моей».  Православие нужно исповедовать, но православием нельзя кичиться. Нужно быть простым человеком, и простыми глазами смотреть на киргиза, и туркмена, на сенегальца, француза и итальянца, без всякого превозношения, а как на ближнего. И православие не должно рождать в человеке гордость.

http://radonezh.ru/analytics/16-12-2014-...

Иисус отвечает диаволу: и помимо хлеба у Бога есть много способов насытить человека, ты желаешь, чтобы Я сотворил чудо для Своего удовольствия, но Я этого не сделаю. Если бы такое чудо было необходимо, то Сам Бог и сотворил бы его для Меня. Но Он не творит; значит, оно не нужно. Я буду терпеть голод, пока Богу будет угодно насытить Меня. Я буду творить чудеса, но не для Себя, а для славы Божией, для спасения людей. Если волос с головы человека не упадёт без воли Божией, то тем паче Бог не попустит Мне умереть с голоду. Надо только во всём предать себя благому Божиему попечению. А Бог может и единым Своим словом утолить наш голод. У человека есть нужды более важные, чем пропитание: пища духовная важнее телесной. Моя пища – творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его ( Ин. 4:34 ). И беседа с Богом, молитва , для Меня сладостнее всякой пищи. Так диавол хотел обличить Иисуса Христа в неверии Промыслу Божию, но Христос Спаситель всецело возложил надежду на Отца Своего Небесного и не восхотел угождать Своей Плоти чудесным образом. Искушение от плоти победил Он воздержанием. Но диавол хорошо знает, что если человека нельзя победить чревоугодием, то иногда легко обольстить гордостью, тщеславием и корыстолюбием. И честолюбец, и корыстолюбец часто забывают о пище, занятые заботами о почестях и богатстве. А тот, кто победил искушение похоти, легко может забыться, вообразить себя в полной безопасности и не заметить, как подкрадётся враг с другой стороны. И вот сатана пытается искусить Христа безграничным упованием на Бога и духовной гордостью. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею . ( Пс. 90:11–12 ) Диавол берёт Его не насильственно, не влечёт против воли Его, а просто предлагает Ему сопровождать его в Иерусалим. Под крылом храма, вероятно, имеется ввиду часть кровли на притворе Соломоновом, откуда, по словам Иудейского историка Иосифа Флавия, нельзя было и смотреть вниз, к потоку Кедронскому, без головокружения, – так было высоко.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010