Здесь не подразумевается поклонения святым иконам и мощам, в чем часто нас упрекают протестанты и разные сектанты. Почитая святые иконы, мы не считаем их богами или кумирами, они для нас только изображение, образ Бога, или Ангелов, или святых. Слово «икона» греческое и означает образ. Поклоняясь иконам и молясь перед иконой, мы молимся не краске, дереву или металлу, а Тому, Кто на иконе изображен. Не противоречит второй заповеди и почитание святых мощей. В святых мощах мы почитаем благодатную силу Божию, которая действует через мощи святых. Грех против второй заповеди – идолопоклонство, любостяжание, чревоугодие, лакомство, объядение, пьянство, гордость, тщеславие. Вторая заповедь учит нелюбостяжанию, щедрости, воздержанию, посту, смирению, деланию добра в тайне. Для христиан идолопоклонство в том виде, которому преданы язычники, невозможно. Но у нас более тонкое идолопоклонство – служение греховным страстям, любостяжание, чревоугодие, гордость, тщеславие и тому подобное. Стяжательство – в этот грех мы впадаем, когда излишне увлекаемся накопительством тленных богатств или ища человеческой славы в работе, в творчестве, когда отказываемся под предлогом занятости от молитвы и посещения храма даже в воскресные и праздничные дни, предаемся многозаботливости, суетности. Это приводит к пленению ума и окаменению сердца. Здесь надо упомянуть и о грехе тщеславия, честолюбия. Мы впадаем в этот грех, когда тщеславимся, выставляя напоказ свою одаренность, душевную и телесную, ум, образованность, и когда демонстрируем свою поверхностную духовность, показную церковность, мнимое благочестие. Сребролюбие проявляется в форме расточительности или противоположной ей скупости. Здесь одновременно проявляется отвержение веры в Бога, любви к людям и пристрастие к низшим чувствам. Сребролюбие порождает злобу, окаменение, многозаботливость, зависть. Преодоление сребролюбия есть частичное преодоление и этих грехов. Со слов Самого Спасителя мы знаем, что богатому трудно войти в Царство Божие. Христос учит: Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на Небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 112. О ХВАСТОВСТВЕ Далее мы исследуем хвастовство и самоиронию, которые, согласно Философу, являются частями лжи 733 . Под первым заглавием, а именно хвастовством, наличествует два пункта: 1) какой добродетели оно противоположно; 2) является ли оно смертным грехом. Раздел 1. ПРОТИВОПОЛОЖНО ЛИ ХВАСТОВСТВО ДОБРОДЕТЕЛИ ПРАВДЫ? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1 . Кажется, что хвастовство не противоположно добродетели правды. В самом деле, правде противоположна ложь. Но хвастаться можно и безо лжи, как когда человек демонстрирует собственное превосходство. Так, [в Писании] сказано, что Артаксеркс «сделал пир,... показывая великое богатство царства своего и отличный блеск величия своего» ( Есф. 1, 3, 4 ). Следовательно, хвастовство не противоположно добродетели правды. Возражение 2 . Далее, Григорий считает хвастовство одним из четырех видов гордости, «когда», так сказать, «человек хвастает тем, чего у него нет» 734 . В связи с этим [в Писании] сказано: ««Слыхали Мы о гордости Моава, гордости чрезмерной, об его высокомерии, и его надменности, и кичливости его, и превозношении сердца его. Ведомо Мне хвастовство его» 735 , говорит Господь, «но это ненадежно; пустые слова его»» ( Иер. 48, 29, 30 ). Кроме того, Григорий говорит, что хвастовство возникает из тщеславия 736 . Но гордость и тщеславие противоположны добродетели смирения. Следовательно, хвастовство противоположно не правде, а смирению. Возражение 3 . Далее, хвастовство, похоже, обусловливается богатством; так, [в Писании] сказано: «Какую пользу принесла нам гордость, и что доставило нам хвастовство богатством?» 737 ( Прем. 5, 8 ). Но избыток богатства, похоже, связан с грехом жадности, которая противоположна правосудности или щедрости. Следовательно, хвастовство не противоположно правде. Этому противоречит сказанное Философом о том, что хвастовство противоположно правде 738 . Отвечаю: непосредственно хвастовство (jactantia) обозначает, похоже, превозношение себя посредством слов; в самом деле, если человек желает далеко бросить (jactare) вещь, он её высоко поднимает.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

1. Не знаю, каким образом между другими родами зла вошло в природу человеческую зло испытания и неуместного осуждения ближних, которое и Христос обличал, когда говорил: «не судите, да не судимы будете» ( Мф.7:1 ). Оно не доставляет даже никакого удовольствия, как другие грехи, а ведет только к неприятностям и наказанию. Между тем мы, будучи сами виновны в бесчисленных грехах и имея в глазах своих как бы бревно, тщательно разбираем грехи ближнего, которые не более сучка ( Мф.7:3 ). Так было и у коринфян. Мужей благочестивых и богоугодных они осмеивали и отвергали за неученость их, а виновных в бесчисленных пороках уважали за их красноречие. Принимая на себя роль судей, они с дерзостью произносили приговоры: такой-то достоин, такой-то лучше такого-то, этот выше того, а тот ниже этого; вместо того, чтобы оплакивать свои грехи, судили о других, и таким образом возбуждали великую борьбу. Для уврачевания этой болезни Павел, смотри, как мудро вразумляет их. Сказав: «от домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным» ( 1Кор.4:2 ), и этими словами, по-видимому, дозволив им судить и исследовать жизнь каждого, – отчего и происходили смятения, – он хочет освободить их от такой страсти и говорит: «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы», опять сводя речь на свое лицо. Что значит: «для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или другие люди». Недостойно меня, говорит, быть судимым вами; что я говорю: вами? – и другим кем бы то ни было. Не подумайте, что Павел по гордости говорит, что никто из людей не достоин произносить о нем суд. Во-первых, он не для себя говорит это, а для того, чтобы других исцелить от их болезни; во-вторых, он не остановился на коринфянах, но не приписал и себе права суждения, сказав, что такое суждение выше его собственного разумения: но «я и сам», присовокупляет он, «не сужу о себе». Притом надобно смотреть, с каким расположением он сказал это; он часто употреблял высокие выражения, но не из гордости или тщеславия, а с мудрой предусмотрительностью; так точно и теперь в этих словах он не превозносит самого себя, но смиряет других и старается показать достоинство святых. А что он был один из числа весьма смиренных, послушай, что говорит он, представляя свидетельство о себе врагов своих: «в личном присутствии слаб, и речь его незначительна» ( 2Кор.10:10 ); и в другом месте: «а после всех явился и мне, как некоему извергу» ( 1Кор.15:8 ). И однако этот смиренный, в случае нужды, смотри, на какую высоту возводил понятия учеников, не гордости научая их, но внушая им здравомыслие. Беседуя с теми же коринфянами, он говорит: «если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? " ( 1Кор.6:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

С тех пор прошло два с половиной года. Я чувствую себя великолепно. Я так и не умер спустя две недели, как ожидалось, ни мой рак не метастазировал, ни лекарств я не принимал. Я чувствую себя прекрасно. Только вот мне тяжело передвигаться, так как у меня нет легких, при помощи которых я смог бы легче дышать...». Рассказав об этом, он с радостью обсуждая еще многое другое, так мы дошли до монастыря. – Время от времени я навещаю его, – сказал он мне. – Только вот в монастыре я не могу оставаться. Сразу же, как только закрываются ворота, я чувствую себя словно в тюрьме. Поэтому я ухожу в Карею, в отель, и вечером в ресторане общаюсь с людьми. Таким образом, я раскрыл загадку, связанную с его поведением. В то же время я получил свидетельство о еще одном из многих духовных даров старца, а именно о даре исцеления: он мог исцелять людей от любых болезней. Очень многих людей, среди которых и этого офицера, он вырвал из лап смерти в последний момент. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов... возложат руки на больных, и они будут здоровы ( Мк. 16, 17–18 ).       ”Операция” Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? ( Рим. 7, 24 ) Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. ( Ин. 5, 26 ) В целом наша самая острая проблема состоит в том, что мы не знаем самих себя. Мы игнорируем то, что касается внутреннего содержания нашего сердца. Большинство из нас находится под властью гордости. Другими словами, мы думаем о себе нечто более, чем мы являемся в реальности. Мы переоцениваем свои возможности. Человек, подавленный гордостью, живет под властью воображения, таким образом теряя контакт с самой интимной реальностью – со своей собственной персоной. Я считаю, что пик этого безумия гордости достигается тогда, когда кто-то начинает считать себя Богом. Тщеславному человеку объективность недоступна, он всегда недооценивает других по отношению к себе. Гордость является одним из худших проявлений духовного неведения. Люцифер думал, что он мог бы стать Богом путем воровства и обмана, и из светлого архангела, превратился в темного и безумного дьявола. Таким же образом воображают себя богами значительная часть современных гуру и наставников New Age. Плод гордости – эгоизм. Человек, порабощенный эгоизмом, вращается исключительно вокруг собственной персоны, живет только для удовлетворения своих инстинктов и с полным отсутствием интереса о своем ближнем. Он теряет свою способность, пусть даже теоретически, представить себе, что такое «жертва».

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Так, с первым преступлением заповеди, сразу вошло в человека начало греха, «закон греха» — n o mos tis amart i as. Оно поразило самую природу человека и быстро стало в нем укореняться и развиваться. Об этом греховном начале, вошедшем в природу человека, ап. Павел пишет: «Знаю, что не живет во мне, то есть, в плоти моей доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу… Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием: но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим. 7:18, 22-23). В человеке греховные наклонности приняли господствующее положение, он стал «рабом греха» (Рим. 6:7). В нем помрачились ум и чувство, поэтому и сама нравственная свобода стала часто склоняться в нем не к добру, а к злу. В глубине побуждений жизненной деятельности человека оказались — похоть и гордость. О них читаем в 1 Иоан. 2:15-16: «Не любите мира, ни того, что в мире… Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего». Плотская похоть — ослабление власти духа над телом, подчинение низшим, плотским желаниям; «похоть очей» — ложные кумиры и привязанности, жадность и алчность мирская, зависть; гордость — самомнение, эгоизм, превозношение, презрение к другим людям, к слабейшим, любовь к себе, тщеславие. И современные психологические наблюдения приводят исследователей к выводу, что похоть и гордость (жажда превосходства над другими) являются главными рычагами стремлений современного падшего человека, даже когда они глубоко скрыты в душе и не выступают вполне в сознании. Физические следствия грехопадения . — Физическими следствиями явились: болезни, тяжелый труд, смерть. Они были естественным результатом падения нравственного, разобщения с Богом, отхода людей от Бога. Люди подчинились тленным началам мира, в которых действует разложение и смерть. В людях ослабело питание от Источника жизни и постоянного обновления всех сил. Господь Иисус Христос указал на зависимость болезней от греха при исцелении расслабленного, сказав ему: «вот ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже» (Иоан. 5:14).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Гордость есть болезнь душевного чувства вследствие его извращения. Начало ее – удаление человека от Господа и отступление сердца его от Творца. Следствием этого бывает грех во всех его видах 424 . Проявления гордости в уме, чувстве и воле человека имеют свои особенности. I Ум гордого во всех помыслах чуждается Бога, не представляет Его пред собою. По высокомерию гордый возносит себя в помыслах своей души, строит злые замыслы и не обращает внимания на суды Божии. Обо всем он говорит свысока, ругательски, надменно, языком своим нагло расхаживает по земле и в пылу гордости нередко изрыгает несносную для слуха ложь, клевету, кощунства, брань 425 . Первый из разумно свободных тварей гордец и царь над всеми сынами гордости – сатана. Отпадая от Бога, он говорил в сердце своем: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» 426 . Подобно сатане, и человек, не заботящийся иметь Бога в разуме, тщеславясь мысленно и словесно, как пила, начинает гордиться пред Тем, Кто двигает ее. Дыша сатанинским духом, он высоко поднимает глаза на святого Бога, поносит и порицает Его. Надмеваясь знанием плотского ума своего и физической силой, он иногда говорит внутренно: «Моя рука высока. Сделаю себе имя. Кирпичи (у меня) пали, построю дом из тесаного камня. Я считаю надменных счастливыми. А Господь не взыщет (ни за что)» 427 . Гордость губит мудрость души и обогащает человека одними высокопарными словами, лишенными благодатной силы 428 . II Надменные мысли облагают сердце гордого, как ожерельем, утучняют его, притупляют его чувствительность к силе Божией. Гордое сердце делается строптивым, вспыхивающим огнем раздражительности, дерзости, пренебрежения и надмения 429 . Именно из сердца человеческого, сказал Христос Спаситель, исходит гордость.... и оскверняет человека 430 тщеславными чувствами 431 . Смирение отвратительно гордому сердцу, в котором укоренилось злое растение 432 . Допуская безрассудные поступки, такое сердце не содрогается от страха, так как непрестанно кичится и превозносится земными преимуществами. Его увлекают телесная красота, богатство, власть, военные успехи, могущество физической силы, насилие, дерзость, плодородие земли, сытая жизнь 433 . Подобные увлечения имели место, между прочим, у гордых древних царей: Александра Македонского, Антиоха Евпатора, Антиоха Епифана и других. О них Библия характерно замечает, что в земной жизни вознеслось сердце каждого из них 434 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

«Только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» ( Гал. 5:13 ). Святость в христианстве это и есть любовь, а не-любовь – не святость. Природа любви не постижима, как природа божественная, но одно мы знаем, что если есть гордость, то значит нет любви, что любовь есть смиренное забвение о себе, что она есть отдача себя для других: для Бога и детей Божиих. Грех же, наоборот, есть «память о себе» и забвение других, самоутверждение и самоукорение, грубо-физическое или тонко-душевное. Поэтому все грехи есть большой или малый отказ от любви, большая или малая гордость. «Попечение о плоти, – говорит апостол, – не превращайте в похоти» ( Рим. 13:14 ), не самоуслаждайтеся, не побеждайтесь своей самостью. Но не то же ли самое, только в душе, совершается в общении с людьми, когда вместо отдачи себя им, заботе и тревоге о них, я занят опять же собой и внутренне себя пред ними утверждаю, и, разговаривая с ними, посматриваю на себя в зеркало? А когда я стою на молитве, то не бывает ли так, что вместо Бога я молюсь «на самого себя» – любуюсь собой и пребываю в тщеславии. Во всем этом и во множестве другого, – когда я осуждаю, обижаюсь, раздражаюсь, ненавижу, присваиваю, жадничаю, – я в основе делаю всегда одно и то же: утверждаю себя, свою грешную самость, свое «Я», вместо «не Я», вместо Бога и людей, вместо любви. И наоборот. Перечислив многие совершенства, к которым мы призываемся (а в их лице все остальные совершенства), апостол заключает: «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» ( Кол. 3:14 ), ибо в ней совокупно существует весь путь к Богу. Она излагает гордость, отметает самость и самоугождение – плоти и духа. Вот почему существует мрак не только разврата, но и ложной добродетели, не только безделия, но и подвига, или, как говорили святые отцы, «лучше поражение со смирением, чем добродетель с гордостью» («Отечник» еп. Игнатия). Вот почему истинная святость и любовь есть одно и то же. Блаженный Августин так говорил: «Всякая добродетель есть любовь».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/u...

При всем том, хотя эти несчастные и находятся в такой ничтожности, что позволяют порокам своим господствовать над собой, осуждаемые на то или похотью плоти, или гордостью, или любопытством, или всем этим одновременно, однако, пока остаются с этой привязанностью к человеческой жизни, они могут еще вступить в борьбу с пороками и победить их, если только наперед уверуют в то, что не в силах понять, и если перестанут любить мир, ибо, как прекрасно сказано, «все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» ( 1Uoah. II, 16 ). В этих словах обозначены три указанные страсти, а именно: похоть плоти означает поклонников низших удовольствий, похоть очей – любопытных, гордость житейская – гордых. Отсюда: человеку, которого восприняла сама Истина, указано остерегаться троякого искушения. «Скажи, – говорит искуситель, – чтобы камни сии сделались хлебами». Но этот единый и единственный учитель отвечает: »Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» ( Mф. IV, 3–4 ). Так показал он, что должно быть побеждаемо желание удовольствия, чтобы не поддаваться даже голоду! Но тот, кто мог не поддаться похоти плоти, мог, пожалуй, быть уловлен тщеславным желанием временного господства: поэтому ему были показаны все царства мира и сказано было: «Все это дам Тебе, если падши поклонишься мне». На это ответом было: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему единому служи» ( Mф. IV, 9–10 ). Так попрана была гордость! Между тем, пущена была в ход и последняя приманка любопытства: ибо броситься с вершины храма искуситель подстрекал не для чего иного, как для того, чтобы только сделать какое-нибудь испытание. Но Христос не был побежден и дал такой ответ, который дает нам понять, что для познания Бога нет надобности в попытках, имеющих целью выведать божественное видимым образом; «Не искушай, – говорит, – Господа Бога твоего» ( Mф. IV, 7 ). Поэтому тот, кто внутренне питается словом Божиим, тот не ищет удовольствия в сей пустыне; кто предан одному только Богу, тот не ищет тщеславия на горе, т. е. в земном превозношении: кто отдается вечному зрелищу неизменной Истины, тот не устремляется с вершины сего тела, т. е. глазами, чтобы познавать и низшее. Глава 39

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

IV. Неосновательно почитают чувство смирения необходимым спутником только убеждения в спасении одною верою, как делом самого Бога, утверждая, что мысль о спасении верою, поспешествуемою любовию, ведет к гордости. Если не одна только вера, но всякое вообще доброе дело христианина есть дело в нем самого Бога 709 ; то явно, что отнюдь не гордость, но именно смирение должно быть необходимым спутником и мысли о спасении верою, споспешествуемой любовию. Так действительно и бывало на самом деле. В этом удостоверяют нас сами веровавшие. Св. пр. напр. Давид говорил о себе: и воздаст ми Господь по правде моей, и по чистоте руку моею воздаст ми. Яко сохраних пути Господни, и не нечествовах от Бога моего. Яко вся судьбы его предо мною и оправдания его не отступиша от Мене. И буду непорочен с ним и сохранюся от беззакония моего. И воздаст ми Господь по правде моей, и по чистоте руку моею, пред очима Его ( Пс. 17:21–25 ). Благоч. царь Езекия молился Богу: Помяни, Господи, како ходих пред тобою со истиною, и сердцем истинным, и угодная пред тобою сотворих ( Ис. 38:3 ). Праведная Есфирь так же молилась Господу: Ты вся веси, ты знаеши, Господи, яко не в укоризне, ни в гордости, ниже во тщеславии сотворих сие, еже не покланятися прегордому Аману. Ты веси нужду мою, яко гнушаюся знамения гордости моея, еже есть на главе моей во днех видения моего, гнушаюся его, яко рубищ оскверненных, и не ношу его в день молчания моего, и не яде раба твоя от трапезы Амановы, и не прославлях пира царева, ниже пиях вино требищ (идольских): и не возвеселися раба твоя от дне пременения моего даже до ныне, точию о тебе, Господи Боже Авраамов. Боже могий над всеми, услыши глас безнадежных, и избави нас от руки лукавнующих и изми мя от страха моего ( Есф. 4:17 ). Св. ап Павел исповедал: подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох. Прочее убо соблюдается мне венец правды, егоже воздаст ми Господь в день он, праведный судия: не токмо же мне, но и всем возлюбльшим явление Его ( 2Тим. 4:7,8 ). Кратко сказать, все истинно верующие, подвизающиеся на земле о Господе, в Господе и с Господом, уповали на подвиги и труды свои в соделывании спасения своего, однако не были горды, но проникнуты были чувством глубокого смирения. Иначе и быть не могло; ибо они имели истинную любовь о Христе, которая отличается и тем, что не превозносится, не гордится ( 1Кор. 13:4 ). § 284. Основания из творений св. отцев и писателей Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Вообще, выражаясь словами бл. Августина, «воды смирения сердца... нет ни в каких внехристианских книгах: ни в эпикурейских, ни в стоических, ни в платоновских. Везде... имеются на лицо превосходные правила нравов и учения, однако этого смирения нет; оно пришло от Иисуса Христа» 401 . И действительно, только христианство открыло нам истинное достоинство и величие добродетели смирения. Смирение – это одно из самых главных отличительных свойств Пресвятой Девы Богородицы, которое и привлекло на нее, по ее собственному признанию, особенное благоволение Божие ( Лк. 1:48 ). Смирение было отличительным свойством и ее Сына, Господа Иисуса Христа, Который завещал Своим последователям: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» ( Мф. 11:29 ). «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» ( Лк. 14:11 ). Однажды Иисус Христос, призвав дитя, поставил его посреди учеников Своих и сказал: «Кто умалится ( ταπεινση ε  αυτν – смирится), как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» ( Мф. 18:4 ). И потому ап. Павел учит: «Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» ( Флп. 2:3 ). Если гордый человек весь заклеймен пороками, а смиренный сияет христианскими добродетелями, то тайну этого ап. Иаков объясняет так: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» ( Иак. 4:6 . ср. Притч. 3:34 ). Отсюда понятно, куда могут привести нас гордость и смирение по окончании настоящей жизни. Гордость неизбежно должна привести туда же, куда привела она падших духов ( Лк. 10, 18 . Ср. Иуд. 1, 6 ) и согрешивших прародителей наших, т.е. к «удалению от Господа» ( Сир. 10, 14 ), к лишению блаженства. Смирение, естественно, приведет, напротив того, к соединению с Богом, введет в Царство Небесное. Не напрасно сказал Спаситель: «Блаженни нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное» ( Мф. 5:3 ). Как гордость, по словам Премудрого, есть главный корень всякого зла, как бы это последнее ни было, по-видимому, не похоже на нее и далеко от нее: «Начало греха – гордость» ( Сир. 10:15 ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010