На этот вопрос лучше ответить словами святого апостола Иакова: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» ( Иак.1: 17 ). О смирении и гордости ОДИН ОТШЕЛЬНИК пришел жаловаться старцу, что каждый день с девяти утра он в своем уединении чувствует странный голод. Хотя в монастыре, где он жил раньше, ему удавалось без труда по нескольку дней проводить без еды. – Не удивляйся этому, сын мой, – ответил ему старец. – В пустыне нет никого, кто был бы свидетелем твоих постов и кто поддерживал бы и питал тебя похвалами. Прежде тщеславие служило тебе пищей в монастыре, и удовольствие, которое ты испытывал, выделяясь среди других своим воздержанием, для тебя было еще слаще обеда. ОДНОГО ОТЦА-пустынника спросили: – Хорошо ли это – хвалить ближнего? – А молчать еще лучше, – ответил старец. КАК-ТО ОДИН СТАРЕЦ изрек, что лошадь, вращающая колесо мельницы, съела бы зерно, которое туда кладут, если ей не завязывать глаза. Так же и Господь нередко скрывает от нас по своему милосердию то добро, которое мы делаем. Иначе мы, видя свои добрые дела, стали бы считать себя лучшими, чем мы есть на самом деле, и наше самолюбие уничтожило бы цену всех добрых дел. ПРИГЛАСИЛИ ОДНАЖДЫ святого старца на совет, чтобы решить, как наказать согрешившего монаха. Но старен отказался идти на совет. Спорили-спорили братья, но, так и не придумав достойного наказания, решили сами пойти к старцу. Провидел это старец, взвалил на плечо дырявый мешок с песком и вышел им навстречу. Куда ты идешь? – спрашивает старца братия. – К вам иду на совет. – А мешок с песком зачем с собой взял? – Откуда вы знаете, что в мешке песок? Так погляди назад. У тебя мешок прохудился, и из него песок сыплется. Это не песок, это грехи мои сыплются позади меня, – сказал им старец. – Но я на них даже не оглядываюсь, зато иду судить чужие грехи. Поняли монахи, что имел в виду старец, и простили своего брата. СРЕДИ ИНОКОВ одного монастыря никто не имел пресвитерского сана. Настоятель любил повторять: – Помысел гордости в своем начале подобен огню на гумне, который, если не поспешить погасить, погубит труд всего года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Такое троякое разделение грехов мы находим в Священном Писании. Святой апостол Иоанн Богослов в Первом своем соборном послании говорит: Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1 Ин. 2, 16). Похоть плотская собственно относится к телу, похоть очес - к любостяжанию, а гордость житейская относится к душе. А так как эта болезнь, о которой мы говорили, трехсоставная, то и врачевство для нее потребно троякое. Мы оскорбляем Бога тремя злыми делами. Но, если захотим, можем укротить гнев Его при помощи благодати Божией также тремя благими делами, касающимися души, тела и любостяжания. Благотворение душе -молитва, благотворение телу - пост, а благотворение (т.е. врачевство) любостяжанию - милостыня. Это трехсоставное лекарство против трехчисленных наших язв должно сопровождаться святою исповедью и покаянием. Что касается молитвы и милостыни, то здесь у нас меньше бывает прений с противниками веры, нежели тогда, когда речь идет о посте, где мы встречаем их великое противление и упорство. Но прежде чем коснуться разных сторон поста, необходимо рассмотреть некоторые положения, относящиеся к разумению сего предмета. 2. Пост как воздержание и его слагаемые Пост вообще есть добровольное воздержание желания от наслаждения принимаемой пищей. Пост называется добровольным воздержанием потому, что можно воздерживаться от желаемой пищи или по нужде, т.е. по причине скудости, как это бывает с бедными неимущими людьми, или по причине немощи, как это бывает с больными, или по причине тщеславия, как это обнаруживается в лицемерах. Таковые при всем своем воздержании не стяжают благотворной силы, свойственной посту, потому что такого рода пост происходит не от благого произволения, но от других причин. Пост бывает четырех видов: духовный, нравственный, естественный и церковный. Первый пост, духовный, есть воздержание и удаление себя от грехов. К нему Господь призывает Свой народ через пророка Исаию: Таков ли тот пост, который я избрал, и день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник и подстилает под себя рубище и пепел ? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и всякое твое писание неправедное раздери. Раздробляй алчущим хлеб твой и нищих, не имеющих крова, введи в дом твой. Если видишь нагого, одень его, и единокровного твоего не презри (Ис. 58, 5-7). Таков духовный пост, призывающий нас к воздержанию от неправды и от всех злых дел вообще, и в нем подвизаться потребно всем и на всякое время. Каждый человек должен соблюдать такой пост и в самые светлые праздники. Но не об этом посте предстоит нам прение с противниками веры.

http://zavet.ru/book/post-yv.htm

Итак, если он призвал к слушанию весь род человеческий, то приступим и мы, и посмотрим, что хочет сказать нам Псалмопевец, общий наставник рода человеческого. Как, хотя бы то были варвары, хотя бы мудрецы, хотя бы простолюдины, ты всем повелеваешь приступить? Да, говорит; поэтому и начинает так: «все народы», и еще присовокупляет: «земнородные и сыны человеческие», разумея все человечество. О, какое учение! Как оно полезно всем и относится ко всем! Поэтому он и призывает всех не только просто слушать, но и повелевает внимать возвещаемому с великим усердием и ревностью. Не сказал только: «услышьте сие, все народы», но и: «внемлите». Выражение: «внемлите» значит не что иное, как слушать с усердием и напря­женным вниманием. Слово «внемлите» употребляется собственно тогда, когда кто-нибудь говорит к самому уху, и сам, внимая, и другого, заставляя внимать внушаемому. «Внемлите, все живущие во вселенной». Если есть племена, еще не сло­жившиеся в народы, рассеянные и кочующие, то и их, говорит, я призываю к слушанию. И посмотри на мудрость проповедника. Прежде всего он возбудил внимание и возвысил душу слу­шателей, призвав всех их вместе к слушанию; а потом, когда призвал, смиряет гордость их, чтобы они по много­численности своей не стали превозноситься. Действительно, кто намеревается говорить о предметах любомудрия, тому особенно нужны такие слушатели, сокрушенные и смиренные, чуждые гор­дости и тщеславия. Как же он смирил их душу? Напомнив им об их природе. Сказав: «народы», он присовокупил: «земнородные и сыны человеческие»; указал на природу, из ко­торой начало бытия нашего, напомнил об общей матери всех нас. Для чего он прибавил: «сыны человеческие»? Так как он сказал: «земнородные», то чтобы кто-нибудь не подумал, по­добно языческим баснословам, будто люди в начале выросли из земли, как некоторые баснословили, представляя людей посеянными, он и прибавил: «сыны человеческие». Отцы ваши – люди, но начало бытия у вас и у них – земля. «Что гордится земля и пепел?» ( Сир.10:9 ) Представь свою мать, и смири гордость, укроти высокомерие; вспомни, что ты «прах ты и в прах возвратишься» ( Быт.3:19 ), и оставь всякое тщеславие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«Помни, что если ты во время молитвы не празднословишь, а с чувством говоришь слова молитвы, то слова твои не возвратятся к тебе тощи (Ср.: Ис. 55:11 ), без силы (как шелуха хлебная без зерна), но непременно принесут тебе те самые плоды, которые заключаются в слове, как плод в оболочке. – Это дело самое естественное, как естественны и обыкновенны в природе плод и оболочка его. Но если ты слова бросаешь попусту, без веры и не чувствуя силы их, как шелуху без ядра, то пустыми они к тебе и воротятся: шелуху бросаешь – шелуха к тебе и воротится, семя бросаешь – колос целый тебе принесет, и чем лучше, тучнее семя, тем обильнее колос; так и с нашими молитвами: чем искреннее, сердечнее будешь произносить каждое слово, тем больше плода от молитвы: каждое слово, как зернышко, принесет тебе плод духовный, как зрелый колос. Кто из молящихся не испытал этого? – Не напрасно Спаситель сравнивал семя с словом, а сердца человеческие – с землею (См.: Мф. 13:19–23 ). Это же надо сказать и о словах молитвы. Еще: кто не знает, что дождь орошает землю и растения и напояет их, – так слово Божие, да и наше слово, сказанное с верою, не возвратится к нам без того, чтобы не напоить нашей души или души благопослушные и верующие. Это естественно точно так же, как естественно дождю поить и питать землю и растения – и способствовать произращению» 161]. Мф. 13:24 . Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; Мф.13:25 . «когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел;» Мф.13:26 . «когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.» Мф.13:27 . «Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?» Мф.13:28 . «Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?» " Не доброе ли семя сеял еси на селе твоем (Церкви Твоей); откуда убо имать плевелы ( Мф. 13:27 ): ереси, расколы, допущение новых догматов; всякие пороки: гордость, лицемерие, тщеславие, желание господства, главенства в Церкви католической; искажение Богослужения, Таинств, обрядов (опресноки)? Господь отвечал: враг человек сие сотвори ( Мф. 13:28 ), гордость и злоба человеческая. Хочешь ли, говорят Ангелы, мы пойдем выполем худую траву? Нет, говорит Хозяин поля (Церкви и сердца человеческого), оставьте расти то и другое до жатвы, и т. д.; пшеницу собирайте в житницу Мою (Ср.: Мф. 13:28–30 ), а плевелы сожгите огнем негасимым (Ср.: Мф. 3:12 ). Говорится о Церквах, православной и еретической, и о нравах христиан» 60].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Сжигая мир без сожаления, подобно македонскому царю, сжигались собственной совестью. Величайшее заблуждение – достичь счастья, захлебываясь собственной гордостью и тщеславием. К сожалению, с трудом наступает понимание, что гордость, этот краеугольный камень искаженного человеческого естества, ведет не к миру, но взаимному пожиранию. «Гордость заключается в отрицании собственной слабости, в неадекватно завышенной самооценке, в стремлении к соревновательности, закрытости в отношении людей и Благодати. Как гибельный финал – изоляция, ненужность Бога, отрицание факта своей абсолютной зависимости от Него, спасение через само-совершенствование. Итак, чтобы не постигла нас эта участь, будем строить созвучие своей души вслед за Псалмопевцем: «Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое. Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди » (Пс. 130:1-2)» (С.А. Белорусов). Быть кротким означает сохранение истинного достоинства человека, которое заключено в непоколебимом следовании вослед Богу, в Котором полнота Истины, и блажен ищущий Ее. «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5: 6). Достижение Правды возможно только чрез веру во Христа, в которой рождается, по слову Апостола Петра, «добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» (2 Пет. I, 5-7). Уставшая от цинизма душа жаждала приобщения к истинным ценностям, к евангельскому роднику. Но, как это не странно, но человеку, даже испившему из Святого родника, трудно припадать только к евангельской Правде. Душе еще хочется сохранить в себе бунтарский дух, который кажется сродным творческому порыву. Еще думалось, что с помощью бунта, возможно, разорвать порочный круг человеческой тошноты. Однако вместо прорыва – абсурд, в финале которого не свобода, но смерть без Христа, ибо Сизифов миф не способен человеку дать освобождение, как и не способно искусство, в котором много веков ищем Истину, и не находим (когда-то Альбер Камю сказал, что «дух освобождает только та мысль, которая оставляет его наедине с самим собой, убежденным в своей ограниченности и в предстоящей ему смерти. Никакая доктрина его не соблазняет. Он ждет, чтобы созрели и произведение, и жизнь. Отделившись от него, произведение позволит расслышать еще раз слегка приглушенный голос души, навеки избавившейся от надежды… Таким образом, я жду от абсурдного творчества того же самого, чего я требовал от мысли, - бунта, свободы и многообразия. Затем оно обнаружит свою полнейшую бесполезность творить – значит, придавать форму своей судьбе»).

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/25/...

Таким образом и Иоанн не представил бы такого свидетельства о Христе, если бы Он не был Богом. Если бы и от себя отклонил эту честь, как такую, которая выше его природы, то конечно не приписал бы ее и другому, низшему существу. «Стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете». Это он сказал потому, что (Христос) обыкновенно вмешивался в толпу народа, как человек простой, и учил всегда противу гордости и тщеславия. Ведением же здесь Иоанн называет знание точное, именно о том, кто Он таков и откуда. А выражение: «Идущий за мною» Иоанн часто употребляет, говоря как бы так: «не думайте, что все заключается в моем крещении. Если бы оно было совершенно, то не пришел бы после меня другой с установлением другого крещения. А мое крещение только приготовление и указание пути к тому крещению. Наше дело – тень и образ. Должно придти другому лицу, которое покажет истину». Таким образом, слова: «Идущий за мною» наиболее указывают на Его достоинство. Если бы (крещение Иоанново) было совершенно, то не было бы нужды искать второго. «Стал впереди меня», т. е., Он досточтимее, славнее меня. А чтобы не подумали, что это превосходство есть только сравнительное, то, желая показать Его несравненное достоинство, Иоанн присовокупляет: «я недостоин развязать ремень у обуви Его», т.е., Он не просто «стал впереди меня», но так, что я недостоин быть в числе даже последних служителей Его: развязывать обувь и есть дело самого низкого служения. Если же Иоанн недостоин развязать ремень, – Иоанн, «из рожденных женами нет ни одного пророка больше» ( Лк.7:28 ), то где же нам поместить себя? Если достойный целого мира, или лучше, больший его (так как сказано: «которых весь мир не был достоин» ( Евр.11:38 )), если он признает себя недостойным быть в числе Его последних служителей, то что же скажем мы, обремененные тысячи пороков, – мы, настолько отстоящие от добродетели Иоанна, насколько отстоит земля от неба? 4. Итак, Иоанн говорит о себе, что «я недостоин развязать ремень у обуви Его»; а враги истины доходят до такого безумия, что считают себя достойными знать Его также, как Он знает Себя самого. Что может быть хуже такого безумия? Что сумасброднее такого самохвальства? Хорошо сказал некто мудрый: «Начало гордости – удаление человека от Господа и отступление сердца его от Творца его» ( Сир.10:14 ). Дьявол, не бывший прежде дьяволом , не был бы низвержен и не стал бы дьяволом, если бы не заболел этою самою болезнью. Она лишила его прежнего достоинства, она низвела его в геенну, она послужила для него причиною всех зол. Порок этот может сам по себе повредить всякую добродетель души – милостыню ли, молитву ли, пост, или что-либо другое. Сказано, что высокое у людей не чисто перед Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Святитель Игнатий вместе с другими святыми отцами выделял восемь основных греховных страстей – это чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Некоторые святые отцы придерживались несколько иной классификации, но суть дела это не меняет. Мне, как воспитанному на творениях святителя Игнатия, удобнее писать о восьми вышеназванных. Если не будем вести борьбы со страстями, то благодать Святого Духа не сможет нам помочь в деле нашего спасения. Ведь Бог не нарушает свободы человека, а если человек добровольно сохраняет в себе греховные страсти и любит их проявления – грехи, то и Бог уважает свободный выбор человека и насильно не навязывает ему спасение. Как в одном сосуде не могут пребывать огонь и вода, так и благодать Святого Духа не может пребывать в сердце человека, который добровольно сохраняет там греховные страсти . « Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?» (2Кор. 6:14-15). «Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2Кор. 6:16). Итак, чтобы наши сердца сделались храмами Божиими, чтобы Бог мог вселиться в них Своею благодатью, мы должны очистить их от идолов. Идолами святые отцы называют наши греховные страсти. Страсти имеют свойство помрачать наш ум. Если мы не ведём качественной борьбы с ними, то наш ум находится как бы в помутненном состоянии. Такой ум иногда может очень качественно рассуждать о мирских, житейских делах и проблемах, он может очень логично и грамотно решать различные математические задачи, он может преуспевать в земных науках, философии, бизнесе и финансах. Но он никогда не сможет правильно рассуждать о вещах духовных и не сможет правильно руководить человека на его пути к спасению, в этих духовных вопросах он почти всегда будет ошибаться. При этом он почти никогда не способен признать свои ошибки, потому что главная страсть человека – гордость – ни за что не позволит ему это сделать.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/18/ka...

Откр.12:4 Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца. Далее читаем о сатане-драконе, что хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Подобно как в 9,10,19 у демонов, так здесь, у сатаны, видим силу его в хвосте. Как обыкновенный змей-дракон, сатана действует хвостом. Это можно рассматривать как указание на то, что вредоносная сила его разлита по всему его существу, до кончика хвоста, а также это показывает его особую мерзость и чудовищность. Под низвержением драконом звезд на землю описывается первое грехопадение сатаны и падших ангелов. Звездами в Писании часто означаются существа неземные, небесные, ангелы Божии. Люцифер, ангел света, денница, сын зари «говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих (то есть ангелов) вознесу престол мой и сяду на горе... буду подобен Всевышнему» ( Ис. 14:13–14 ). Так «от красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я (Бог – Г. Ф.) повергну тебя на землю» ( Иез. 28:17 ). Гордость, первое движение греха (голова дракона), вознесла его превыше звезд Божиих, ангелов. Но Бог низринул возгордившегося. И тогда при своем падении вознесшийся выше ангелов своим хвостом, то есть последним движением греха – завистью, увлек с неба третью часть звезд , оставшихся ниже его. Теперь уже из зависти он не мог потерпеть, что один только он будет повержен на землю на позор, и поверг их на землю . Начал с величественного – главы гордости, кончил ничтожным – хвостом зависти. Вознесся от гордости выше ангелов. Падая, от зависти увлек и их за собой. Но не все ангелы последовали сатане, а только третья часть их. Это и есть ангелы, не сохранившие своего достоинства, но оставившие свое жилище ( Иуд. 1:6 ). Так из всех ангелов третья часть превратилась в демонов. Небожители оказались на земле , сменив небесное мудрствование на земное. Они уже не могли больше остаться там, где престол Божий, где святые премирные небесные силы. То, что сатана увлек своих ангелов и поверг их именно на землю , можно объяснить существующим мнением, что еще до грехопадения он был поставлен управлять именно землею, а потому именно она оказалась «безвидна и пуста» и во тьме ( Быт. 1:2 ) ангел света, оторвавшись от Бога –самосущего Света ( 1Ин. 1:5 ), превратился в ангела тьмы, земля погрузилась во тьму, а... увлеченные сатаной ангелы оказались «под мраком» ( Иуд. 1:6 ) и стали «мироправителями тьмы века сего» ( Еф. 6:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Только ложная наука может противоречить христианству. Полузнание уводит от Бога, знание ведет к Нему, Истина ведет к Истинному, а Истинный – Христос. Но гордость и тщеславие века не познают этого, это познают немощь и смирение «филадельфийцев». Желаете познать истину – «облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» ( 1Пет. 5:5 ). Гордость ума уводит от истины, страх Господень начало премудрости. Отвергающие Христа ученые века сего, вы проходите все классы и степени познания, но еще и не начинали познавать премудрость. Истина есть «сущее», а Сущий – Христос. Вы еще не успеваете родить мысль, как уже рождаете другую, опровергающую ее. О подобных вам Писание говорит как о «всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины» ( 2Тим. 3:7 ). Так где же Премудрость, Истина? «В Церкви Всевышняго она откроет уста свои, и пред воинством Его будет прославлять себя: «я вышла из уст Всевышняго и подобно облаку покрыла землю; я поставила скинию на высоте, и престол мой – в столпе облачном; я одна обошла круг небесный и ходила во глубине бездны; в волнах моря и по всей земле и во всяком народе и племени имела я владение: между всеми ими искала я успокоения, и в чьем наследии водвориться мне. Тогда Создатель всех повелел мне, и Произведший меня (предвечное рождение Логоса от Отца) указал мне покойное жилище и сказал: поселись в Иакове и прими наследие в Израиле» ( Сир. 24:2–9 ). Так Истина (Христос) поселяется не в народах, не в мирских академиях, а в Израиле, в Церкви является смиренным и немощным филадельфийцем. Имея в себе Христа, Церковь становится столпом и утверждением Истины ( 1Тим. 3:15 ). Здесь «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его (=семь таинств Церкви)» ( Притч. 9:1 ). Имеющий ключ Давидов, Который отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит . Ключом Давидовым означена царская власть Христа, ибо ключ есть символ власти. С Давидом началось благословенное Богом ветхозаветное царство.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Он был искушаем также тщеславием по подобию нашему, когда Ему было сказано: «если Ты Сын Божий, то бросься вниз» ( Мф.4:6 ). Но Он не был уловлен лукавым внушением дьявола и, опровергая тщеславного обольстителя изречением Св. Писания, ответил: «не искушайте Господа, Бога вашего» ( Мф.4:7 ; Втор.6:16 ). Он был искушаем и гордостью по подобию нашему, когда дьявол обещал Ему все царства мира и славу их; но злое искушение отвергнуто и посрамлено, ибо Он ответил ему: «отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» ( Мф.4:10 , Втор.6:13 ). Из этих свидетельств научаемся, что и мы также словами Св. Писания должны противиться лукавым внушениям врага. Опять, Спаситель был искушаем гордостью по подобию нашему, когда тот же хитрый клеветник через людей старался предложить Ему царство, которое Он прежде отверг; но он без греха посрамил наветы искусителя. Ибо когда Иисус узнал, что хотят прийти, взять Его и сделать Его царем, опять ушел на гору один ( Ин.6:15 ). Был Он искушаем по подобию нашему, когда били Его бичами, рукою по ланитам, плевали, когда до конца претерпел чрезвычайные мучения на кресте; но никогда никакими, не говорю, поношениями, даже и мучениями Он не был возбужден и к самому легкому негодованию; напротив, вися на кресте, умилительно взывал: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк.23:34 ). Глава 11. Один Христос пришел в подобии плоти греха Как же тогда понимать и то, что апостол говорит об Иисусе Христе, что Он пришел в подобии плоти греховной, если бы и мы могли иметь плоть, не оскверняемую никаким грехом ( Рим.8:3 )? Ибо и это о Том, кто Один есть без греха, упоминается как нечто единственное. Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной; потому что Спаситель, принимая истинное и целое существо человеческой плоти, принял не сам грех в ней, но подобие греха. Подобие должно относиться не к истинности плоти, по превратному понятию некоторых еретиков, а к образу греха. Ибо в Нем была хотя и истинная плоть, но без греха, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010