Скачать epub pdf Житие и страдания святого апостола Варфоломея Память 11 июня Святой апостол Варфоломей был один из числа двенадцати апостолов Христовых. По принятии Святого Духа, сошедшего на апостолов в виде огненных языков ( Деян.1:13, 2:1–4 ), святому Варфоломею выпал жребий, вместе с апостолом Филиппом, идти на проповедь Евангелия в Сирию и в Малую Азию. Туда они оба и отправились – то проповедуя вместе, то расходясь отдельно по разным городам, то вновь сходясь и приводя людей ко спасению через веру в Иисуса Христа. Проповедуя Евангелие в Малой Азии, святой Филипп на некоторое время отделился от святого Варфоломея и обращал ко Христу диких и непокорных жителей Лидии и Мизии 3825 . В это время святому Варфоломею, проповедовавшему Христа в соседних городах, было повеление от Господа идти на помощь ко святому Филиппу. Присоединясь к нему, святой Варфоломей вместе с ним единодушно подвизался в апостольских трудах и подвигах. За Филиппом следовала еще и сестра его – девица Мариамна, и все вместе они стали служить делу спасения рода человеческого. Проходя города Сирии и Мизии и благовествуя слово Божие, они претерпевали от неверных многие напасти, биение и скорби, были заключены в темницы, избиваемые камнями, но несмотря на все гонения, благодатью Божиею, оставались живы для предстоящих трудов по распространению веры Христовой. В одном из лидийских селений они встретили возлюбленного ученика Христова, святого Иоанна Богослова, и вместе с ним отправились в страну Фригийскую. Войдя в город Иераполь 3826 , они проповедовали там Христа. Этот город был переполнен идолами, которым поклонялись все его жители; между другими ложными божествами была там одна громадная ехидна 3827 , для которой был построен особый храм; туда ей приносили пищу и совершали многочисленные и разнообразные жертвоприношения; безумцы почитали также и других гадов и ехидн. Святой Филипп, прежде всего, вместе со своей сестрой вооружился молитвой на ехидну, в чем помогал им и святой Иоанн Богослов, который был в то время с ними. Все они вместе молитвой, как бы копьем, победили ту ехидну и силой Христовой, умертвили ее. После сего Иоанн Богослов разлучился с ними, предоставив им Иераполь для проповедания слова Божия, а сам пошел в другие города, распространяя повсюду святое благовествование. Святой же Филипп с Варфоломеем и Мариамной оставались в Иераполе, усердно стараясь уничтожить мрак идолопоклонства, дабы воссиял на заблудших свет познания истины; над этим они и трудились день и ночь, уча неверных слову Божию, вразумляя неразумных и направляя заблудших на путь истинный.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

1854 год 1 Я в Петербурге Октябрь. Вечером второго дня октября, в субботу прибыл в Петербург и остановился в гостинице, что супротив Павловского кадетского корпуса. 3, воскресенье. Пишу о своем первом свидании с митрополитом Никанором. Он принял меня сухо и, проговоривши: «Давно мы ожидаем вас», – спросил: «зачем вы ездили в Рим?». – Я ответил: «Туда увлекло меня желание поклониться мощам святых апостолов Петра и Павла и изучить древнейшие памятники христианского зодчества и иконописания». «Но вам не было позволено ездить туда», – возразил он деспотически и отпустил меня с наказом, чтобы я с просьбами моими обращался к его наместнику. Наместник указал мне две грязные кельи в верхнем жилье подле лаврского собора у южной стороны его. В одной из них поместился я, а в другой служивший при мне в Иерусалиме студент семинарии Петр Соловьев. Нас разделяли холодные сени. Моя поездка в Рим, как сдается, взбудоражила духовное начальство. За неудовольствием его скрывается что-то таинственное. Не явился ли в Питер дьявол ранее меня и не нашептал ли, что я в Риме сделался католиком? Время раскроет сию тайну. 4, понедельник. В час пополудни я по долгу службы явился в азиатский департамент министерства иностранных дел. Директор его Николай Иванович Любимов принял и проводил меня весьма ласково, расспросив о политическом проявлении умов в Италии и Австрии. Товарищ же канцлера Лев Григорьевич Сенявин через Любимова просил меня придти к нему в середу, во втором часу пополудни. В министерстве мне два теплых ветра веют и два солнца греют. 6, Середа. А в духовном ведомстве обдал меня холод. Обер-прокурор Протасов, выслушав вызванный им самим рассказ мой об аудиенции моей у папы, и только этот рассказ, простился со мною, отвернувшись от меня по-солдатски направо кругом. За то и душа моя стала к нему задом. Директор канцелярии его, Сербинович, принял меня и отпустил, ни о чем не спросивши и извинившись каким-то недосугом. А милый Сенявин обласкал меня, как нельзя лучше, и обещался поддерживать всеми силами.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Беседа четвертая. «Едино же есть на потребу» (о спасении души) 73 Дорогие мои дети! Из Святого Евангелия мы все знаем о четверодневном Лазаре 74 . У Лазаря было две сестры, Марфа и Мария 75 . Как-то они пригласили к себе в дом Иисуса Христа. Господь пришёл. Марфа заботилась о том, чтобы приготовить стол, а Мария, её сестра, села в ногах у Иисуса и слушала Его Божественное Учение. Марфа стала просить Марию помочь и обратилась к Господу, чтобы он разрешил Марии встать и прийти ей на помощь. Тогда Христос, желая вразумить Марфу, чтобы она знала меру в житейских попечениях, сказал: «Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе, едино же есть на потребу. Мариа же благую часть избра, яже не отимется от нея». Эти слова Христа касаются всех нас, чтобы и мы знали меру в своих житейских попечениях. А «единое на потребу» – это то, что согласно христианскому учению имеет действительную ценность, – это попечение о том, чтобы угодить Богу, попечение о спасении своей бессмертной души. Марфа озаботилась, как материально угодить Господу. Мария же, более мудрая, более рассудительная, решила, что теперь удобный случай услышать Божественные Словеса, дескать: «Сколько-то Господь ещё будет с нами?» Она села рядом, и Господь сказал, что эта участь – внимание к Божественным Словесам и услаждение учением Христа и созерцанием Его – уже не отнимется от нея. Мы тоже имеем житейские попечения, неизбежные в нашей жизни, потому что по природе мы и вещественны, и духовны, а, значит, не можем жить без заботы о материальных вещах. Тело имеет нужду в пище, одежде и т.д. Но превыше всего – это «единая на потребу» нужда нашей бессмертной души во спасении. Настоящая наша забота должна состоять в том, как очистить свою душу, как соединить её с Богом, как согласовать нашу волю с волей Божией и сделать так, чтобы наша душа не погибла. Спасение души – это не игра! Мы не можем играть вечной жизнью, потому что знаем прекрасно, что смертны, что мы гости, мы – странники; на земле мы в гостях. Придёт день, и каждый из нас перестанет гостить и отправится домой. А домой – это значит, что душа вернется туда, откуда изошла. «И дунул, – говорит Писание, – в ноздри мёртвого тела Адама, и стал Адам душою живою». Живая сущность человека – душа – сотворена Богом дуновением, Его энергией, и она возвратится туда, откуда изошла.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

В первые минуты после смерти лицо умершего человека сохраняет отпечаток только что отлетевшей души. И лицо Анастасии Ивановны после того, как она прошла уже до конца все испытания, — внешние и внутренние — отражало какую-то глубокую умудренность вечностью, величие и доверчивость к Богу. Каждый, кто встречался с Анастасией Ивановной, наверняка скажет о ней, прежде всего, что это было удивительно легкое и светлое существо. Она обладала прекрасным чувством юмора: никогда не унывать было ее природным свойством. Однако в ее легкости и веселости было нечто большее, чем то, что открывалось видимой стороной. Достоевский говорил: «Кто весел, тот верит в Бога». Такое видение жизни было присуще и Анастасии Ивановне. Что бы ни происходило, как бы ни было горько и темно, все равно есть иная, главная глубина, есть Бог, все будет в конце концов хорошо. Такой же была у нее способность воспринимать людей: плохое в них как бы случайно, оно не может заслонить человека, как не может и обмануть, потому что человек по сути своей все-таки хороший. Между прочим, в этом отличие ее от Марины и от всех тех, кто знал мистику, но не знал Искупителя, и потому был исполнен отчаяния. Она неизменно, в течение последних лет, подписывала свои письма откуда-нибудь из Кясму, или Коктебеля, или Переделкино: «Целую Вашу руку. Ваша 82-летняя (или: Ваша 97-летняя) дочь Анастасия». Я понимал, что я тут ни при чем. Руку священника, благословляющую благословением Христа, она целовала, как руку Бога, к Которому была исполнена бесконечного доверия. Она хорошо знала, что жизнь человека зависит прежде всего от милости Божией, знала об этом всегда! С юных лет у нее были порок сердца и туберкулез, однако Господь подарил ей почти 100 лет жизни. Когда следователь (ее взяли за то, что она была «богомолка»), угрожал: «Мы тебя сгноим, сошлем туда, откуда тебе не будет возврата», она отвечала: «Вы тут ни при чем. Бог предал меня вам за мои грехи. И вы сможете меня сослать только туда, куда сошлет меня Господь. Вы не можете сделать мне ничего, кроме того, что мне сделает Бог».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/05/ko...

Глава IX. Кончина мира И второе пришествие Христово Прежде нежели приити дню Господню, взыщите Господа, яко да покрыетеся в день гнева Его. Чтобы взыскать Господа, – придти в разум неприступной Его славы, нужно обратить внимание на откровения Его о кончине мира сего и втором Его пришествии. Ибо нигде нельзя более усмотреть Его Божественного величия, как при явлении Царствия Его во всей силе и славе. Если мы ежедневно просим: да приидет Царствие Твое, – то и должны ежедневно ожидать и размышлять о наступлении кончины века сего и славном Его пришествии. Как иудеев учил Господь: испытайте Писания, ибо они свидетельствуют о Мне ( Ин.5:39 ), – так и нам нужно рассматривать свидетельства Господни, если желаем познать Его величие и славу, сокровенную ныне в Писании. Потому и сказано всякому из нас: аще взыщеши премудрости, (открывающей величие Господа), и, яко сокровища, испытавши и тогда уразумевши страх Господень, и познание Божие обрящеши ( Прит.2:4, 5 ). Итак потрудимся, как вещают нам пророки, потрудимся, еже увидети Господа, и яко утро готово, обрящем Его ( Ос.6:3 ). Избрании бо мои, – Господь говорит, – не имут трудитися вотще ( Ис.65:23 ). И узрят людие славу Божию и высоту Божию ( Исх.32:2 ). Кто не хочет ныне познать величия Господа своего и воздать ему чести и славы, о том Писание возвещает: да возьмется нечестивый, да не видит славы Господней ( Ис.26:10 ). – Но куда же, подумаем, возьмется нечестивый, когда явится Господь во славе, и озарятся ею все концы земли? На небо ли? Но там престол Его. Переселится ли на край моря? Но и там слава Господня виднеться будет, как солнце, во всей своей светлости; потому и там не будет нечестивому места, чтобы ему не видеть света, происходящего от славы Господней. Так куда же он будет взят? Не в ту ли страшную страну, где царствует вечный мрак и никакому оку на мгновение не дает видеть славы Господней? Туда, действительно, туда он будет взят; и вот уж там-то в стране, лишённой всякого признака славы Господней, вовеки он не увидит, даже и не услышит ни одного слова, сказанного во славу Божию. Там, где без благого Бога нет никакой радости, да и быть вовеки не может, где непрестанные у всех стоны и вопли заградят уста всякого для славословия Божия, там не только славить, но и внимать славословиям, если бы они были, никто не возможет. Ибо кто безутешно станет рыдать, того ничто занимать не возможет, кроме величайшего своего мучения. Вот ведь куда возьмется тот из нас, кто ныне не хочет придти в познание истины и уразуметь, сколь славен наш Господь. Потому-то Писание и говорит нам: дадите Господу Богу славу, прежде даже не смеркнется, прежде даже не преткнутся ноги ваши к горам темным: и пождете света, и тамо сень смертная, и положены будете во мрак ( Иер.3:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 11. Монахи-подвижники. Старец Макарий Если мы оглянемся на несколько лет назад, всего на два с половиной года, то увидим, что 8 ноября 1839-го, в воскресный день, прибыл в Оптину пустынь бывший наставник Липецкого духовного училища Александр Михайлович Гренков, который поступил в число послушников. Это – будущий великий старец преподобный Амвросий. В Оптину его направил старец-затворник Иларион Троекуровский. О старце Амвросии у нас речь впереди, но тут необходимо сказать об этом событии. Пятеро старцев сошлось в Оптиной в это время: оканчивающий свои земные дни отец Леонид, скитоначальник отец Антоний, настоятель обители отец Моисей, духовник братии отец Макарий и вот – только что появившийся послушник Александр, старец будущий. «Когда старец Иларион, – пишет далее архимандрит Агапит, – благословлял Александра Михайловича поступить в Оптину пустынь, то советовал ему предварительно сходить или съездить туда, чтобы ознакомиться с этою обителью, и потому Александр Михайлович имел в мысли съездить туда дня на два. “Но, приехавши, – так впоследствии рассказывал старец Амвросий, – я ничего не мог в два дня узнать и понять. Пришел к старцу Льву. Вижу, сидит он на кровати, сам тучный, и все шутит и смеется с окружающим его народом. Мне это на первый раз не понравилось. Потом пошел я к отцу игумену Моисею. В другой раз, вижу я, идет к старцу Льву скитской иеросхимонах отец Иоанн в схиме. Его только что постригли в схиму. Лицо у него ангелоподобное. Он очень мне понравился, и я пошел за ним. Пришедши к старцу, схимник поклонился ему в ноги. Я смотрю. Отец Иоанн начал говорить: “Вот, батюшка, я сшил себе новый подрясник, – благословите его носить?”. Старец Лев отвечал: “Разве так делают? Прежде благословляются сшить, а потом носить. Теперь же, когда сшил, так уж и носи, не рубить же его”. Тут я понял, – продолжал старец Амвросий, – в чем дело (то есть что монашество состоит главным образом в отсечении своей воли). С тех пор я полюбил старца Льва» 140 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

МОНАШЕСКИЙ ПУТЬ СТАРЦА ФАДДЕЯ 13 – Отец архимандрит, расскажите нам, что Вас подвигло к монашеской жизни и что произошло за то время, как Вы ступили на монашеский путь. – В юности, лет в пятнадцать-шестнадцать, я очень сильно простудился, у меня началось сильное воспаление легких, и я попал в больницу. Провел там три с половиной месяца, но мое состояние не улучшилось. Болезнь легких оказалась для меня очень тяжелой. Я никогда не ел мяса, жирной пищи, даже молока и яиц. От пациентов, которые испытали на себе такое лечение, я знал, что это очень болезненный способ и его не могли вынести люди более сильные физически; и я сказал врачам: «Если у вас есть еще какой-нибудь метод – хорошо, а если нет, то я отказываюсь от лечения». Мой отказ вызвал недовольство, и мне сказали: «Ты будешь нас учить, как надо лечить?! Завтра же отправишься в туберкулезное отделение на первую процедуру!» Хорошо, завтра вы меня не увидите, – подумал я. Значит, вы не уверены в моем выздоровлении, – рассуждал я и, смирившись со своим положением, принял решение посвятить эти пять лет Богу. Но тут возникла другая проблема – родители были против моего выбора. Но я стоял на своем и против родительской воли пошел в монастырь Горняк. Приехал туда вечером; наместник только вышел из храма после вечерней службы. Он принял меня; я рассказал ему о своем решении, о том, как я представляю себе монашескую жизнь. При нашем разговоре присутствовал один русский монах. Я уже не вспомню всего, что говорил наместнику, но на следующий день увидел того русского монаха, он нес в храм просфору, воду и вино; я пошел за ним. Он вошел в алтарь, а я остался, чтобы приложиться к престольной иконе. Монах вышел и сказал мне: «Я слышал вчера твой разговор с наместником. Ты не найдешь в наших монастырях такого монашества. Такое устройство есть только у русских в монастыре Мильково. Там собрались русские, беженцы из Валаамского монастыря». «Тебе надо туда идти, только там ты найдешь то, что ищет твоя душа», – сказал он мне. «А меня примут?» – спросил я. «Примут...»

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Vitovni...

Первая Пасха общественного служения Иисуса Христа Спаситель на первой Пасхе иудейской 7 ( Ин.23–22 ) «Воскресное чтение», 1808 «И близ бе Пасха Иудейска», повествует евангелист Иоанн ( Ин.2:13 ), «и взыде в Иерусалим Иисус. Это была первая Пасха, на которой после крещения Своего Спаситель торжественно благоволил явить Себя миру как обетованный Мессия, Искупитель рода человеческого, как Господь праздников и субботы, как Владыка Храма и как Законодатель ветхозаветной Церкви и новозаветной. Город представлял в это время вид всемирной столицы; не тысячами, а можно сказать, миллионами стекались туда евреи со всех краев земли. Это видно из того, что: 1) законом Моисеевым было предписано, дабы каждый еврей мужского пола каждый год непременно шел в Иерусалим на праздник Пасхи, исключая тех евреев, кои жили в самых далеких краях света и кои вместо себя присылали дары ( Исх.23:17, 34:23 ); 2) если о празднике Пятидесятницы, во время которого Дух Святой сошел на апостолов, евангелист Лука замечает, что тогда сошлись в Иерусалим «от всего языка, иже под небесем» ( Деян.2:5 ), – тем более то же надобно сказать о празднике Пасхи, которая как первый праздник всегда праздновалась в Иерусалиме торжественнее, чем другие. Кроме евреев, тут, без сомнения, были и язычники – римляне, греки, арабы, египтяне (ср. Деян.2:4–11 ); 3) повествуя о последнем разрушении Иерусалима от римлян, случившемся также в праздник Пасхи, Иосиф Флавий замечает, что бывали такие времена, когда на Пасху стекалось в Иерусалим, по приблизительному счету, около двух миллионов пятисот шестидесяти пяти тысяч человек 8 только таких, коим закон позволял вкушать пасхального агнца, – исключая тех, коим по закону запрещено было участвовать в священной жертве. Таков был, или по крайней мере таков мог быть Иерусалим в то время, когда Спаситель пришел туда праздновать первую Пасху. Поскольку самое многолюдное стечение народа обыкновенно бывало при храме Иерусалимском и поскольку для Начальника веры всего важнее были дела веры и благочестия, то Господь отправился ко храму.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Письма об Искуплении Религиозно-психологическое восприятие Искупления Вместо предисловия Как спастись Ныне Прощеное воскресенье. Вчера читалось и пелось на всенощной об изгнании из рая. Ныне Евангелие о прощении обид, чтобы самим получить прощение от Бога... Невольно все наводит на вопрос: Как же спастись? Ведь это – единственный вопрос. И не только монахи, но и миряне, приходя к какому-либо старцу, вопрошали прежде всего: «Скажи, отче, – КАК СПАСТИСЬ?» И эти мысли и мне, убогому, постоянно приходят (увы! не могут не приходить, – ибо поистине «студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих; храм носяй телесный», храм Духа Божия (см.: 1Кор. 3:16; 6:19 ), «весь осквернен», – как поет Церковь теперь), а особенно в связи с изучением вопроса об Искуплении: В ЧЕМ ЖЕ СПАСЕНИЕ? Что именно сделал Спаситель? А когда видишь современные разногласия среди не только общества, но даже и нас, иерархов, причем каждый считает свой путь правым, [заявляя]: «Вы это хорошо знаете», – то еще острее ставится вопрос: Где же истинный путь спасения? Когда же начнешь читать жития святых, особенно же изречения великих подвижников, то не только стыдно, но и страшно становится: так высоки требования их; возьму для примера два-три изречения. «Совершающий великие знамения и исцеления, имеющий разум духовный и воскрешающий мертвых, если прежде этого подвергся падению, то он, как состоящий в разряде кающихся, не может быть без печали о вечной участи своей» ( авва Исаия . Слово 8). Или: «Учить ближнего столько же противно смиренномудрию, как и обличать его», – говорил святой Пимен Великий (см.: Алфавитный патерик). А я?., постоянно учу... а часто, гордый, и обличаю. И когда это читаешь, страшно становится за спасение свое; возникает вопрос: Так ли спасаешься? Спасаешься ли? И вот такими мыслями обуреваема была душа моя и ныне, пред литургией. Стал я думать: о чем говорить проповедь?.. Изгнание из рая... Желание снова возвратиться туда... Какой же путь указывает туда Церковь ? Нынешнее Евангелие – отвечает: «заслуги и прощение – это и есть помилование, или:

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

поиск:   разделы   рассылка Соколов Алексей Нам не дано выбирать свою смерть Епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон Источник:  Фома О волонтерах и работе Церкви в Крымске, о том, как относиться к подобным трагедиям и что такое подвиг, " Фома " побеседовал с председателем Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви епископом Смоленским и Вяземским Пантелеимоном. О бессильных словах утешения – После пожаров 2010 года Церковь направила ряд священников и своих сотрудников-мирян для прохождения курсов при МЧС. Помогла ли эта мера при работе в Крымске? – Да. Раньше, когда случалась такая беда, неизвестно было даже – кому туда ехать. А сейчас у нас есть люди (их немного, но они есть), которые готовы по первому зову броситься туда, где нужна помощь. Каждый день кто-то из них дежурит в нашем отделе. Они встречали ночью самолеты с погибшими и пострадавшими в ДТП в Черниговской области псковскими паломниками. Они поехали в Крымск и работают там в контакте со спасателями. У них есть соответствующие дипломы, а кроме того, люди, прошедшие курсы, хорошо знают работу МЧС изнутри, у них есть там знакомые, им легче найти общий язык со спасателями. – И все-таки у Церкви в подобных трагедиях всегда особая роль. Не только помогать материально и физически, но и утешать, отвечать на вопросы. А возможно ли это? Что сказать родителям, только что потерявшим ребенка? – Знаете, сейчас говоря с вами, я могу спокойно на эту тему порассуждать. Но когда ты сталкиваешься с бедой, когда ты встречаешься с людьми, которые пережили страшную трагедию, то тут, конечно, очень трудно что-то сказать. Если бы я сейчас смотрел в глаза матери, у которой погиб ребенок, мужу, у которого погибла жена, сыну, у которого погибла мать, я не знаю, что бы я сказал... Я сам пережил подобное, я сам понимаю, как это тяжело. У меня у самого умерла жена, умерло трое моих внуков в младенчестве. Мир становится черно-белым вместо цветного. Еда теряет свой вкус, когда ты рядом с близким человеком переживаешь опыт умирания. Но без этого опыта невозможно приобщиться к вечности.

http://religare.ru/2_95880.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010