1-я песнь в Библии 19 ст., в пост 19, в будни 12, празд. 10. 2-я песнь в Библии 43 ст., в пост 65. 3-я песнь в Библии 11 ст., в пост 16, в будни 12, празд. 10. 4-я песнь в Библии 19 ст., в пост 30, в будни 12, празд. 10. 5-я песнь в Библии 11 ст., в пост 15, в будни 12, празд. 10. 6-я песнь в Библии 8 ст., в пост 11, в будни 10, празд. 10. 7-я песнь в Библии 31 ст., в пост 34, в будни 12, празд. 10. 8-я песнь в Библии 22 ст., в пост 20, в будни 12, празд. 10. 9-я песнь Богородицы в Библии 10 ст., в богослужении 8. Песнь Захарии в Библии 12 ст., в пост 12, в будни 10, празд. 10. Сокращение делается так, что из песни выпускаются стихи, менее поэтические и отсутствие коих не нарушает хода речи и не трогает главной мысли; например, из 1 песни выпущены стихи — для будничного употребления: «Избранныя всадники тристаты потопи в Чермнем мори», — мысль, заключающаяся и в предыдущем стихе: «Силу его вверже в море»; или ст.: «Десница Твоя, Господи, прославися в крепости…» — мысль общая; для праздничного употребления выпущены стихи: «Огустеша яко стена воды… рече враг, гнав постигну…» — за подробное описание события. Из 5 песни опущено только 1 1/2 ст., из 6-й — 1. Первый стих никогда не опускается, равно как последний, почему песнь сохраняет и внешний свой вид. Будничное исполнение библейских песней носит название «Господеви поим», а праздничное «Поим Господеви» (см. гл. 18 Тип.). Песни в указанном трояком объеме помещены в Ирмологии; в Псалтири же следованной только в великопостном. К Ирмологию отсылает и разбираемая глава Тип.: «и по амине (на возглас: Милостию и щедротами) начинаем ирмос канона воскресна — К 1-му же тропарю припев: Слава, Господи, св. воскресению Твоему. Таже припевы песней воскресных (писаны в Ирмологии)». Способ исполнения в древности И в древней Западной Церкви библейские песни пелись более торжественным напевом, чем псалмы [ 682 ]. Можно думать, что первоначально библейские песни пелись с кратким припевом к каждому стиху, и такой способ пения их не оставлен был и тогда, когда появились каноны: до ирмоса или тропарей выпевалась вся песнь с этим припевом, а тропари пелись или без припевов, или с особыми припевами не из песни, или, наконец, с повторением последних стихов песни в качестве припевов. След такого исполнения ныне — 2-я песнь и песнь Богородицы, равно как способ пения канона в Страстную и Пасхальную седмицы (службы которых сохранили наиболее следов древней практики) [ 683 ].

http://predanie.ru/book/72341-tolkovyy-t...

Каноны: праздника 2-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и Предтечи на 8. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия Пятидесятницы: «Божественным покровен...». По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 8-й; седален Предтечи, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 8-й: «Спасовы рачителие...» (см. в Неделю). Примечание. Типикон умалчивает о седальне Предтечи на «Славу», глас 4-й: «Пророче Божий...». В Минее синодального периода (см.: Минея-Май. Киев, 1893. Л. 215) этот седален также отсутствует. По 6-й песни – кондак и икос Предтечи, глас 6-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Предтечи. «Слава» ин светилен Предтечи, «И ныне» – светилен праздника (по выбору; см. в Неделю). «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры Предтечи, глас 5-й 4 (первая стихира – дважды). «Слава» Предтечи, глас 6-й: «Всечестную главу...», «И ныне» Триоди, глас тот же: «Царю Небесный...» (см. на стиховне утрени). Примечание. Допустимо стихиры на хвалитех петь следующим образом: стихиры Триоди, глас 2-й – 3 (см. на стиховне утрени) и Предтечи, глас 5-й – 3. «Слава» Предтечи, глас 6-й: «Всечестную главу...», «И ныне» – Триоди, глас тот же: «Царю Небесный...» (см. на стиховне утрени). Великое славословие. По Трисвятом – тропарь Предтечи, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 8-й. Отпуст: «Иже в видении огненных язык...». На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь Предтечи. Кондаки праздника и Предтечи читаются попеременно. На Литургии блаженны Предтечи, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и песнь 6-я 4. Примечание. Допустимо тропари на блаженнах петь следующим образом: блаженны праздника (обоих канонов), песнь 4-я – 4 (1-го канона – со ирмосом), и Предтечи, песнь 3-я (или 6-я) 4. При подобном распределении тропарей на блаженнах в богослужении сохраняется рядовая песнь канонов праздника (Пятидесятницы). На входе – «...спаси ны, Утешителю Благий...». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь праздника, тропарь Предтечи. «Слава» – кондак Предтечи, «И ныне» – кондак праздника.

http://patriarchia.ru/bu/2023-06-07/

О самодревнейшем Октоихе XI века югославянского юсового письма, найденном в 1868 году А. Ф. Гильфердингом в Струмнице Источник Октоих Струмницкий 1 Писан уставом по нарезам на пергаменте на 84-х листах. Длина пергамента 5 3 / 4 вершка, ширина 4 1 / 4 в. к корешку от писаного 1 / 2 в. к правой стороне 1 в. к верху 5 / 8 в. к низу 3 / 4 в. Число строк на странице неопределенно: 23. 24. 25. 26. 27. и 28. 2 Пергамент выделан не довольно хорошо; есть немало повреждений и по краям и по средине; у краев же от времени почернел. Заглавные буквы довольно простые. Заглавия писаны киноварью пунцового цвета. У заглавий и ирмосов вместо украшен й писаны точки . : или в роде: ее, и кой где в роде поперек написанной буквы Ж или переменно: 3. Колер чернил темный и местами темно-серый. В сей рукописи первых 3-х гласов недостает. Лист первый начинается тропарем мученичным канона 1-й песни 4-го гласа в четверток св. Апостолам: въри не атвориша ннин. Здесь в каноне и в других канонах седальны написаны после 3-й песни и не по одному, а по четыре и более, которые у нас положено петь или читать после 1-й и 2-й кафизм. Так они написаны в. Греческом октоихе XII–XIII века Севастьяновского собрания 74. Только в Греческом не все те седалны, какие есть в описываемой рукописи. После 1-го листа вырезано, и следующий 2-й лист начинается 7-ю песнею того же канона, которая здесь не по-Славянски названа, а по-Гречески δ, что встречается всей единственной и древнейшей рукописи много раз почти до конца ее. На обороте 82-го листа оканчивается такое название. После 4-го листа недостает. Лист 5-й начинается концом стихиры уже 5-го гласа: трети днь въскрсе дш наш. На листе 6-м над Антифоном: ркшихъ… написано в 5-ти отделениях не оу апл (не. оу. апл. (не. оу. апл. а далее по бледности букв трудно прочитать. В этих отделениях означено, когда в какую неделю читается утреннее Евангелие и Апостол. Первый канон воскресной службы 5-го гласа в Греческом Октоихе XII–XIII века Севастьяновского собрания написан вторым, как и теперь в печатном Октоихе. Тропари, которых нет в 5-й песни 1-го канона в печатном Октоихе, и которые есть здесь, находятся в Славянском Параклитике XIII–XIV в. Синод. Типографской Библиотеки 3 . Кондак и икос написаны в своем месте после 6-й песни. В Славянских рукописных Октоихах XIV в. и позднее нет кондаков и икосов по 6-й песни. Они печататься начали в канонах только в начале XVII века. В Славянском Параклитике XIII–XIV в. они написаны в конце всех канонов. В Греческом XII–XIII в. Севастьяновского собрания они написаны после 6-й песни, а в рукописном Греческом Октоихе 1471 года, его же собрания, нет кондаков с икосами нигде.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

При переплёте листы в ркп. не везде расположены в правильном порядке, а некоторые и совсем утрачены. Так листы: 263–268 должны стоят после л. 450. 419 (по преж. кат. 837). Параклитик., в лист, персаг., пис. уставом, 137 л., 1369 г. Параклитиком у Греков называется октоих или осмогласникъ. Октоих, изданный в 1837 г. в Венеции, имеет такое заглавие: Παρακλητικ τοι μεγλη κτηχος. Сие название встречается и в некоторых Славянских изданиях октоиха (Львов. 1644. 1686 г.). Но по всем спискам Синодальной библиотеки параклитик сокращённее октоиха и довольно от него разнится. В параклитике содержатся только по два канона на дни воскресные, и по одному на прочие дни седмицы каждого гласа. В каноне воскресном полагается по 6-й песни кондак и икос. Но нет в параклитике никаких стихир на Господи воззвах, на стиховне, на хвалите; вообще нет ничего кроме канонов: но и те не все. Нет канонов богородичных на повечерии, и канонов троичных на полунощнице воскресной. Притом не во всех списках одни и те же каноны, не во всех одинаковы по числу тропарей, в них содержащихся. В параклитике 419. каноны имеют не более трёх тропарей в песни. – При рассмотрении сих списков имелись в виду издания октоиха М. 1618. и 1818 г., между собою по большей части сходные, кроме исправлений в переводе. Л. 1. Отдельно написаны разными руками некоторые стихиры: богородичен, следующий за ексапостиларием воскресным 7-м, две стихиры воскресные, поемые после славословия великого, и ексапостиларий 1-й. – об. Параклитъ. о бз. поинамъ. Непосредственно за сим следуют два канона в неделю, 1-го гласа, – воскресный и крестовоскресный: впрочем, в рукописи сих названий нет. Первый тот же, что в печат. издании, только один из тропарей 9 песни иной, и богородичны 8 и 9 песни заимствованы из 3-го канона, богородичного, положенного на утрени того же гласа. Второй канон разнится иногда в ирмосах, но также и в тропарях, именно в песни 1, 7 и 8. – Над словами первого ирмоса и первых двух тропарей в первом каноне повторяется один и тот же нотный знак: фита, окружённая двумя чертами горизонтальными и двумя отвесными, с левой и с правой стороны. Отсюда видно, что и тропари пелись, а не читались. (См. тоже и в кан. воскр. 8 гласа, л. 118 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Вероятно, древними связями слав. традиции с фессалоникийской следует объяснять то, что в слав. странах и на Руси день памяти Д. С. 26 окт. отмечался особенно торжественным богослужением. Согласно большинству слав. рукописных и старопечатных Типиконов и Миней XIV - 1-й пол. XVII в., 26 окт. на великой вечерне читаются 1 паремия землетрясения и 2 Д. С. (Ис 43. 9-14а; Прем 4. 7-15; 2 паремии Д. С. приводятся и в нек-рых греч. рукописях - напр., в Минее XII в. (ГИМ. Син. 446; см.: Владимир (Филантропов) . Описание. С. 401); в укр. изданиях XVII в. (напр., в Минее Праздничной 1651 г., изданной во Львове) и в рус. изданиях после появления исправленного слав. Типикона в 1682 г. распределение паремий меняется: по образцу греч. книг назначается чтение 2 паремий землетрясения и 1 - Д. С. (Прем 4. 7-15)); на стиховне поются стихиры землетрясения. На утрене - прокимен из Пс 63 (начиная с издания Типикона 1682 - из Пс 67), Евангелие Д. С.: Мф 10. 16-22 (в нек-рых рукописях: Лк 21. 12-19 - так, в частности, в Евангелиях-апракосах и Четвероевангелиях, написанных в южнослав. странах или скопированных с южнослав. оригиналов; это же чтение помещается в совр. греческом служебном Евангелии); каноны, посвященные землетрясению, на 6 (1 канон) и Д. С. на 8 (2 канона). На литургии на блаженнах, согласно Типиконам XV-XVI вв. и московскому печатному изданию 1633 г., поются тропари из 3-й песни канона Д. С. и из 6-й - землетрясения (согласно изданиям Типикона 1610, 1641 и послениконовским книгам, поются тропари из 3-й песни канона землетрясения и из 6-й - Д. С.); чтения на литургии те же, что и по Студийско-Алексиевскому Типикону, но, согласно памятникам XV-XVI вв., к ним добавляются апостольское и евангельское чтения землетрясения, а по рукописным и печатным книгам начиная с XVII в. на литургии - уже 2 полные службы землетрясения и Д. С. В Типиконах XVI в. 26 окт. имело знак креста, XVII в.- знак креста в круге; в исправленном издании Типикона 1682 г. редакторы вернулись к старой практике обозначения этого числа крестом, отметив возможность по желанию настоятеля совершения всенощного бдения в этот день. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. есть глава, отсутствующая в более ранних памятниках, о совпадении 26 окт. с воскресным днем. Эта глава сохранилась и в послениконовских рус. изданиях Типикона и Миней. Следует отметить, что праздничность службы Д. С. усиливается тем, что она, как и мн. большие праздники, имеет сопровождающую память - у праздника Д. С. это 27 окт., память мч. Нестора.

http://pravenc.ru/text/Димитрий ...

Чин младенческого погребения короче чина погребения мирских человек (возрастных) и отличается от последнего следующим: Чин отпевания младенцев также начинается чтением 90-го псалма, но в нем не поются ни кафизма (непорочны), ни тропари по непорочных. Канон поется с припевом: «Господи, упокой младенца». Ектения малая об упокоении младенца (помещенная после 3-й песни канона) отличается от произносимой об умерших в возрасте: в ней усопший младенец называется блаженным и содержится моление ко Господу об упокоении младенца, чтобы Он «по Своему неложному обещанию (ср. Мк.10:14 ) Небесному Своему Царствию того сподобил». В ектении нет моления о прощении согрешений; молитва же, читаемая священником тайно пред возгласом после ектении, – иная, чем при ектении об усопших возрастных. Эта малая ектения произносится после 3-й, 6-й и 9-й песни и в конце чина отпевания пред отпустом. После 6-й песни канона поется кондак «Со святыми упокой», а вместе с икосом «Сам един еси Безсмертный» поются еще 3 икоса, изображающие скорбь родителей по умершему младенцу. После канона читаются Апостол и Евангелие другие, чем при отпевании мирских человек: Апостол – о различном состоянии тел по воскресении ( 1Кор.15:39–46 ), а Евангелие – о воскресении мертвых силой воскресшего Господа ( Ин.6:35–39 ). Вместо разрешительной молитвы, положенной при отпевании возрастных, читается молитва: «Храняй младенцы», в которой священник молит Господа принять душу усопшего младенца в ангельские светозарные места. Священник разрешительную молитву над погребаемым младенцем читает, стоя у главы умершего, обратившись лицом к алтарю. При последнем целовании поются другие стихиры, чем при погребении «мирских человек». В них выражается скорбь родителей об усопшем младенце и предлагается утешение им, что он вселился к ликам святых. Проводы на могилу и предание земле совершается по чину погребения «мирских человек». Лития, которая совершается по младенце на дому, а также в конце отпевания при погребении на кладбище, отличается от обычного чина литии при отпевании взрослых только ектенией: вместо «Помилуй нас, Боже» произносится малая заупокойная ектения о младенце, помещенная после 3-й песни канона младенческого отпевания.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Завершая разговор о каноне, необходимо еще раз представить процесс его составления. Во-первых, песнописец для каждой песни составлял ирмос, который должен был отражать тему соответствующей библейской песни. Далее по образцу ирмоса, соблюдая его метрику и мелодию, автор составлял тропари, которые отражали смысл праздника, и в то же время начальные буквы всех ирмосов и тропарей должны были вместе давать акростих, связанный с празднуемым событием. Ясно, что такое творчество было настоящим искусством, и для его осуществления был необходим как талант самого автора, так и Божественная помощь (вдохновение). §2.5. Седален Седален 60 , как показывает само наименование, есть песнопе­ние, приуроченное к сидению верующих во время его исполнения. Действительно, в монастырях, при уставном исполнении богослужения, когда оно длилось несколько часов, отдых после долгого стояния был необходим, и такими моментами отдыха были седальны. Уже в VII веке пелись седальны после стихословия Псалтири. По своему содержанию и по напеву седальны близки к тропарям, в древних уставах они так и именуются «тропарями». В настоящее время седальны поются: – после чтения кафисм на утрене (из Октоиха, Минеи или Триоди); – после полиелея (Минея или Триодь); – после 3-й песни канона на утрене (Минея или Триодь); – после 6-й песни канона Богородице на малом повечерии (Октоих). §2.6. Ипакои Ипакои представляют собой одно из древнейших церков­ных песнопений. Происходит это слово от греческого глагола υπακοω, что означает «прислушиваться, быть послушным» 61 . Уже святой Мефодий Патарский , живший в III веке, в произведении «Пир десяти дев» упоминает о песнопении, названном им «ипакои». Напев ипакои близок к седальнам, однако по Уставу при пении ипакои необходимо стоять. Близость ипакои к седальнам подтверждается и их местом в богослужениях суточного круга. В настоящее время ипакои положены там, где обычно присутствуют седальны: на воскресной утрене по полиелеи, на некоторые праздники по 3-й песни канона 62 , а также на воскресной полунощнице по Трисвятом (если совершается воскресная полунощница). §2.7. Светилен

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 7 сентября 2023 года 25. Четверг. Перенесение мощей ап. Варфоломея. Ап. от 70-ти Тита, еп. Критского. Служба апп. Варфоломея и Тита шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха. На вечерне кафизма 12-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: ап. Варфоломея, глас 4-й – 3, и ап. Тита, глас тот же – 3. «Слава» – ап. Варфоломея, глас 2-й: «Оставив земная…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Яко плодовита маслина…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Избави ны…». По Трисвятом – тропарь апостолов, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Пророцы проповедаша…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь апостолов, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Пророцы проповедаша…». Кафизмы 13-я и 14-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), ап. Варфоломея на 4 и ап. Тита на 4. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (ап. Тита). По 3-й песни – кондак ап. Тита, глас 2-й; седален ап. Варфоломея, глас 3-й. «Слава» – седален ап. Тита, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос ап. Варфоломея, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен апостолов (Минеи), «И ныне» – Богородичен Минеи. «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Тя стену стяжахом…». По Трисвятом – тропарь апостолов, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Кийждо, идеже спасается…». На часах – тропарь апостолов. Кондаки ап. Тита и ап. Варфоломея читаются попеременно. На Литургии вседневные антифоны. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня , ин тропарь дня; кондак дня, ин кондак дня, кондак ап. Варфоломея, кондак ап. Тита. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь дня , ин тропарь дня, тропарь храма; кондак дня, ин кондак дня, кондак храма, кондак ап. Варфоломея, кондак ап. Тита. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…». Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня (и апостолов) . Апостол и Евангелие – дня и апостолов. 1 Тропари дня (четверга) и апостолов (Минеи) совпадают. 2 См. предыдущую сноску. 3 Прокимны, аллилуиарии и причастны дня (четверга) и апостолов (Минеи) совпадают. Рекомендуемые записи Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

   На утрене, на «Бог Господь» – тропарь воскресный (дважды), «Слава» – святому, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря святому. Каноны: воскресен с ирмосом на 4, крестовоскресен – на 2, Богородичен – на 2 и святому – на 6. Катавасия по Уставу. По 3-й песни – кондак, икос и седален святому. По 6-й песни – кондак и икос воскресные. На 9-й песни – «Честнейшую». По 9-й песни, после воскресного светильна, прибавляется светилен святому, на «И ныне» – Богородичен рядового гласа. На хвалитных стихирах, после 4 воскресных, 4 – святому; для двух последних стихир припевы берутся из стиховных на вечерне. Остальное на утрене так, как и в службе, не имеющей праздничного знака. «Слава» – стихира евангельская, «И ныне» – «Преблагословена еси». На 1-м часе тропарь воскресен, «Слава» – святому, «И ныне» – Богородичен часов. По Трисвятом – кондак воскресен. Если святой имеет славословие – по Трисвятом – кондак святому. На прочих часах – кондак воскресен и святому «пременяюще глаголем».    На литургии – «Блаженны» воскресные на 6 (начинать со стиха «Блажени кротцыи») и святому – на 4. Тропари святому нужно взять из 3-й песни канона. Предпоследний тропарь – на «Слава», последний – на «И ныне». Остальное – как и в службе, не имеющей праздничного знака.    III. Если служба с полиелеем (Типикон, глава 4), то на вечерне, на «Господи, воззвах» – 4 стихиры воскресных и 6 – святому. «Слава» – святому, на «И ныне» – догматик текущего гласа. Паримии – святому. На литии – храмовая стихира и стихиры святому (если есть). «Слава» – святому, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу святому. На стиховне стихиры воскресны, «Слава» – святому, «И ныне» – воскресный Богородичен по гласу «Слава» (1-е прибавление в конце Минеи месячной). На благословении хлебов – тропарь «Богородице Дево» (трижды).    На утрене, на «Бог Господь» – тропарь воскресный (дважды), «Слава» – святому, «И ныне» – Богородичен воскресный, но по гласу тропаря святому. Полиелей и непременно величание – святому. После величания «Слава, и ныне» не поется, «Благословен еси, Господи» и воскресные тропари.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

б) Кондак 433 (κονδκιον или κοντκιον – домик.) Так называются краткие песни, выражающие сущность праздника, напр., кондак на Богоявление: «явился еси днесь Вселенней и свет твой Господи знаменася на нас», или содержащие похвалу святому в чертах общих, напр., кондак Иоанну Златоусту : «от небес приял еси божественную благодать, и твоими устнами вся учиши покланятися в Троице Единому Богу, Иоанне Златоусте ». Кондаки служат как бы основанием следующим за ним песням – икосам. в) Икос – (οκος, дом). В нем заключаются те же самые мысли, или та же похвала празднику, что и в кондаке, но излагаются в чертах более подробных. Следуя постоянно за кондаком, икос поется на один глас с ним. Составителем кондаков и икосов большею частью считается Роман Сладкопевец , (в половине 6-го века). Ему, напр., приписывается первая песнь кондака на Рождество Христово: «Дева днесь пресущественнаго раждает». В последствии песнопения этого рода составили книгу богослужебную под именем кондакарь. 434 В) Третью категорию песнопений составляют те из них, которые получают свое наименование от состава, размера и образа пения, как-то: а) Канон – (κανν – правило). Это обширное песнопение, 435 соединяющее в один состав одним стихотворным размером много ирмосов и тропарей в честь праздника или празднуемого святого. Длинный ряд этих песней, написанных одним стихотворным размером, раскрывающих одну общую мысль канона 436 с какой-либо особой стороны, следовательно, имеющих весьма близкое сходство между собою, составляет по своей величине как бы некоторую связь, в коей все звенья, – песни канона, состоящие из тропарей и ирмосов, – равны одни другим, и таким образом составляют одно целое и вместе стройное и правильное песнопение. В объем канона входят обыкновенно 9-ть песней, знаменующих собой небесную Иерархию 9-ти чинов Ангельских. Такой канон называется полным. 437 б) Ирмос – (ερμς, связь). Так называется в каждой песни канона начальный стих. Он часто состоит из буквального повторения слов гимнов Ветхозаветных отцов и представляет собою тот самый вид, какой был в церкви израильской. Он является в каноне образцом и связью целого ряда других песней, называемых тропарями, часто подобных ему по мыслям, и всегда по форме, по размеру, по числу стоп и напеву, или тону их пения; так что ирмос в каноне как связывает между собою тропари за ним следующие, так и выражает связь их и свою с образцом 8-ми Ветхозаветных гимнов, кроме 9-й песни, прославляющей – Матерь Божию. 438

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010