Новейшие научные исследования не внесли ясности в этот вопрос. С опорой на выводы прот. В. Рыбакова А. Ю. Никифоровой было отмечено существование разных гимнографических школ: Палестинской и Константинопольской, первая из которых создала практику восьмипесенного канона 6 . Что побудило Палестинскую школу изъять вторую песнь (причем не исправляя нумерации остальных песен канона) и окончательно ввести восьмипесенный канон в свою практику? Это остается неразгаданной тайной многие века. Причина неуспеха, возможно, в том, что до сих пор не обращалось должного внимания на практическую сторону исполнения канона. Первый, кто указал на это, был вышеупомянутый проф. А. И. Пападуло-Керамевс. По его мнению, удаление второй песни связано со следующими уставными предписаниям Ирмология 7 : «По возгласе священника Милостию и щедротами начинаем: Господеви поем, на глас канона Минеи дне святаго и глаголют стихи песней скоро кийждо лик свой стих, дондеже достигнут до Огустеша, и от того начинают стихи держати на 14. И поем Минеи со ирмосом на 6, поем же сице. Первый лик, глаголет стих: Огустеша, и поет ирмос. Второй же лик глаголет вторый стих: Рече враг, и по нем тропарь канона. И по ряду стихи по ликом» (раздел «Во Святую и Великую Четыредесятницу стихословятся песни сице»). Из этих указаний видно, что канон поется с библейскими песнями, антифонно и постишно, т. е. поется стих библейской песни и за ним тропарь канона, причем стихи библейских песен поются на глас канона Минеи. Так же поются и песни с 3й по 9ю. Иначе исполняется вторая песнь: «Подобает ведати, яко вторая песнь никогдаже стихословится, токмо во единой Великой Четыредесятнице, во вторник, стихословим же ю даже до конца, к тропарем же глаголем припев: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе: по единому коегождо». Рассмотрим причины отдельного от тропарей канона исполнения второй библейской песни. Во-первых, тропари канона затмевались многочисленными стихами библейских песен, преобладало обличительное настроение ветхозаветной песни. Известно, что каноны поются на 12, то есть двенадцать тропарей, в лучшем случае на праздники — на 14 (и то с ирмосами по дважды), а во второй библейской песни — 65 стихов. Сократить эту песнь не решились, как было сделано с другими песнями для будничных дней (во Святую Четыредесятницу все песни поются в полном составе).

http://azbyka.ru/k-voprosu-o-vtoroj-pesn...

Исполнение канона в храме святого будет такое. 1-я песнь. Поется ирмос Минеи (без предшествующего пения или чтения библейских стихов) и читается (без стиха, с обычным припевом) первый тропарь Минеи. Затем хор поет библейский стих, имеющий надпись «на 8»: «Тогда потщашася...». Чтец – 2-й тропарь и т.д. Со стиха, пред которым стоит надпись «на 4», читается канон храма. Катавасия – ирмос канона храма. 3-я песнь. Хор – ирмос Минеи. Чтец – 1-й тропарь (с обычным припевом). Хор – библейский стих с надписью «на 8»: «Даяй молитву молящемуся...». Чтец – 2-й тропарь и т.д. Со стиха с надписью «на 4»: «Господь взыде на небеса...» читается канон храма. Катавасия (ирмос канона храма) и обычная малая (не заупокойная) ектения. Кондак и икос святого Минеи. 4-я песнь. Хор – ирмос Минеи. Чтец сразу же – 1-й тропарь, без библейского стиха. Далее хор – библейский стих с надписью «на 8»: «Зане смоквь не плодопринесет...». От стиха, имеющего надпись «на 4»: «Господь Бог мой – сила моя...» – тропари канона храма. Катавасия. 5-я песнь. Ирмос и 1-й тропарь канона Минеи. Хор – стих с надписью «на 8»: «Приложи им...». Со стиха «на 4»: «Воскреснут мертвии...» – тропари канона храма. Пением на катавасии ирмоса 5-й песни канона храма заканчивается чтение канона храма. С 6-й песни по 9-ю песнь канон Минеи и четверопеснец Триоди. Канон храма оставляется. «Песни же 6-я, яже во Псалтири, не глаголем, но поем ю всю в запевах» (Типикон). «Это указание означает, что 6-я песнь не имеет в себе предыдущих стихов до цифры 14 и поэтому все они распределяются по тропарям этой песни канонов. Исполняется 6-я песнь так: сначала поется ирмос канона Минеи и первый библейский стих 6-й песни: «Возопих в скорби моей...». Чтец – тропарь Минеи. Хор: «Из чрева адова...». Чтец – 2-й тропарь Минеи. Хор: «Вся высота Твоя...». Чтец – 3-й тропарь Миней. Хор: «И аз рех...». Чтец – 4-й тропарь; если его нет, то повторяется 3-й тропарь. Хор: «Возлияся вода...». Чтец – Богородичен Минеи. Таким образом, канон Минеи исполняется с ирмосом на 6. Хор – библейский стих, перед которым стоит надпись «на 8»: «Понре глава моя...». Чтец – 1-й тропарь 1-го канона Триоди и т.д. по порядку. Со стиха: «Хранящий суетная и ложная...», перед которым стоит надпись «на 4», чтец читает 1-й тропарь 2-го канона Триоди. Хор: «Аз же со гласом...». Чтец – 2-й тропарь. Хор: «Слава». Чтец – Троичен. Хор: «И ныне». Чтец – Богородичен. Хор: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» или стих: «Дивен Бог во святых Своих...». Чтец – мученичен. Хор: «Души их во благих водворятся». Чтец – покоин. Хор поет на катавасию ирмос 2-го четверопеснца: «Глубина страстей...». Малая заупокойная ектения. Кондак: «Со святыми упокой» и икос: «Сам един еси...».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

На великопостной утрене три канона – из Минеи (полный) и два трипеснца из Триоди. Трипеснцы состоят: в понедельник – из 1-й, 8-й и 9-й песней; во вторник – из 2-й, 8-й и 9-й песней; в среду – из 3-й, 8-й и 9-й песней; в четверг – из 4-й, 8-й и 9-й песней; в пятницу – из 5-й, 8-й и 9-й песней . Песни, в состав которых входят трипеснцы, поются на 14: канон Минеи со ирмосом на 6 (ирмос единожды), затем трипеснцы на 8. Кроме того, 2-й трипеснец Триоди содержит один или два тропаря, не входящие в число 14; эти тропари должны петься с припевом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Песни, в которых нет трипеснцев, поются на 4, без ирмоса, т. е. ирмосы в этот счет не входят. В 1-й, 4-й, 5-й и 7-й песнях ирмосы предваряют пение тропарей, а в 3-й (кроме среды) и 6-й служат катавасией и поются только по окончании тропарей. Песни, имеющие в своем составе трипеснцы, непременно заканчиваются катавасией – ирмосом второго трипеснца. Канон стихословится с библейскими песнями (в изложении специального раздела Ирмология – для Великого поста). Полностью текст библейской песни исполняется только в песнях с трипеснцами. (Таким образом, за седмицу целиком пропевается весь цикл Песней Священного Писания.) В остальных песнях в качестве припевов к тропарям используется только необходимое количество последних стихов. Если случатся два святых , то в песнях с трипеснцами два канона Минеи поются на 6, путем соединения в обоих канонах двух тропарей в один. Богородичен первого канона опускается. Примечание. Оба канона Минеи поются на 6 (со ирмосом) следующим образом: ирмос канона первого святого, два тропаря этого канона за один, тропарь перед Богородичном (Богородичен опускается); из канона второго святого – два тропаря за один, тропарь перед Богородичном и Богородичен. О пении канонов двух святых в песнях без трипеснцев Типикон умалчивает. Согласно распространенной практике, оба канона Минеи поются на 8 , предваряемые не входящим в счет ирмосом канона первого святого. В 3-й (кроме среды) и 6-й песнях ирмос первого канона Минеи поется в начале песни, а ирмос канона второго святого на катавасию.

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-18/

Священник после ектении возгласно: «Яко подобает Тебе…» Хор: «Аминь». Диакон после возгласа и поклона во время 1-го антифона отходит от Ц.В. и становится у иконы Спасителя, держа орарь тремя перстами. Хор: поёт 1-й антифон «Благослови, душе моя, Господа…», «Слава, и ныне», «Благослови, душа моя, Господа…» Диакон , после пения 1-го антифона, став на своё место в Ц.В. и поклонясь, говорит малую ектению: «Паки и паки…» и отходит к иконе Спасителя после ектении. Священник во время ектении тайно читает молитву 2-го антифона: «Господи, Боже наш, спаси люди Твоя….» и возглас после ектении: «Яко Твоя держава…» Хор: «Аминь», «Слава» и поёт 2-й антифон: «Хвали, душе моя Господа…», «И ныне», «Аминь». Хор: «Единородный Сыне…» Диакон: «Паки и паки…» (перед Ц.В., по окончании ектении, сделав поклон, уходит южной дверью в алтарь). Священник: тайно молитву 3-го антифона: «Иже общыя сия и согласныя…» и возглас: «Яко Благ и Человеколюбец…» Хор: «Аминь» и поёт 3-й антифон: «Во царствии Тоем…» (блаженны). Изобразительные антифоны, помещённые здесь, печатаются в Ирмологионе; они поются в седмичные дни, когда показана песнь от Минеи или Триоди, в воскресные дни, в дни праздников с великим славословием, полиелеем и бдением, в предпразднества, попразднества и отдания праздников и во дни всей Пятидесятницы. «Блаженны» с прибавлением к ним тропарей канона составляют 3-й антифон. В Октоихе есть особые тропари – «блаженны»; из Минеи же и Триоди на «блаженны» поются тропари песней положенного на утрени канона. Выражения устава: «Блаженна гласа» или «блаженна осмогласника», указывают на «блаженны» Октоиха; «блаженна песнь 3» (или 6, или 3 и 6) святого – на тропари песней канона из Минеи; «Блаженна праздника» – на тропари канона праздника; «блаженна Триоди» – на тропари канона из Триоди. Выражения «на 4», «на 6» указывают сколько петь тропарей со стихами «о блаженствах». Если положена из Минеи одна 3 песнь, то (в седмичные дни, кроме субботы) 4 песнопения берется из Октоиха и 4 от 3 песни канона святого из Минеи (в субботу сначала песнь канона Минеи, а потом «блаженны» Октоиха);

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но почему опять канон Богородице? Припоминаю такое сравнение: к царю идут иногда через мать-царицу, посредницу. И мы в молитвах (в отпустах особенно) сначала к Ней обращаемся. Священник: Пресвятая Богородице, спаси нас! Лик: Честнейшую… величаем… А уж после: Слава Тебе, Христе… Слава Богу! Лик, взяв себе таковых ходатаев, славит уже Троицу: – Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И только тогда священник делает отпуст. Так и здесь: завтра будет созерцание славы; ныне же просим ходатайства у Матери. Далее излагаются мысли уже общепреображенские, но только в них говорится, что это «грядет», то есть приближается, вот-вот уже начнется: ныне уже предпразднство. И душа мало-помалу входит в чувство праздника. Ждет Царя Небесного. Восплещим песньми… И мы облистаемся… Христа узрим, странно преобразующася; гору превысокую, то есть сердце очищено от страстей имущи, Троицу прославим православно (тропари 1-й песни трипеснца предпразднства). Грядет Христос, Божества зарю паче ума показати славным учеником, якоже можаху. Илия и Моисей со страхом предстояста… Облак Света… Глас Отца… (седален предпразднства). Небесный лик с земными радуется… (тропарь 4-й песни канона). Таинство показа Христос… просияв паче зари лицем, одеждою ж риз Своих убелився светло, яко снег (тропарь 5-й песни канона). Чертог славы будущия радости другом готовя, восходит Христос, к житию Небесному от жизни, долу влекущия, возведя мир (землю). Раболепно представил «начальников закона и пророков, а через них живым и мертвым свидетельствуется Бог… Идем же к сиянию Его, прямо (против) лицу Его радующеся (лицом к лицу) (тропари 6-й песни канона). Божественным днесь преображением человеческое все естество просиявает божественно, в веселии зовущее: преобразуется Христос, спасаяй вся (кондак). Осквернившееся очистил еси естество человеческое водою же (в крещении) и огнем (в преображении) (тропарь 7-й песни канона) – вот новая связь двух «Богоявлений», двух величайших событий, между рождеством и смертью . Апостолы – этому верные свидетели: Кто не удивится, Всецарю славы, великолепию славы Твоея?.. Даруй нам высоту небеснаго жития и славы присносущныя сияние. Ты для этого свет в мире просиял еси, с плотию пришед (тропари 8-й песни канона). Страшен явился еси в славе Божественнаго зрака (тропарь 9-й песни канона).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

В своих утверждениях архим. Митрофан, видимо, повторяет злобно – клеветнические нападки пресловутой г-жи Н. Каллаш, которая в пробольшевистской газеты “Русские Новости” за 1949 год, приводя даже несколько выдержек из “Службы всем святым в земле Российской просиявшим” – единственные места во всей службе, которые почему-то уцелели от “чистки” (быть может, это сделано с преднамеренным умыслом, на всякий случай!) и где действительно сохранились слова “князья”, “Царь” и “Царица”, – однако, умалчивает о тех ДЕСЯТКАХ МЕСТ СЛУЖБЫ, где эти слова ТЩАТЕЛЬНО “ВЫЧИЩЕНЫ”. Так, на протяжении всей службы последнего Московского издания Просветитель св. Равноапостольный Князь Владимир и прочие наши благоверные Князья НИГДЕ НЕ НАЗЫВАЮТСЯ князьями, как это было в прежнем издании службы; мало того, выброшена даже вся целиком СТИХИРА, воспевающая наших благоверных князей; равным образом, НАЛОЖЕН ЗАПРЕТ НА СЛОВА “Царь” и “Царица”, как например – в 5-ой песни канона ВМЕСТО “ГОСПОЖЕ и ЦАРИЦЕ” стоит просто “Госпоже”. Целиком выброшена 5-ая стихира на “Господи воззвах” прославляющая “мучеников Христовых преблаженных”; совершенно исключены и заменены другими последние тропари 9-ой песни канона, воспевающие “новых страстотерпцев, веру Христову, яко щит пред учении мира сего державших”, выброшен 3-й и тропарь той же песни, посвященный Святителю Иосифу Астраханскому, пострадавшему от “безбожных мятежников”. В 4-ой песни канона СОВЕРШЕННО ПЕРЕДЕЛАН тропарь священномученику Патриарху Гермогену, очевидно, вследствие того, что он там прославляется, как “другой Златоуст во обличение грехолюбных и мятежных и строитель православного Царствия” ОТОВСЮДУ из службы ВЫБРОШЕНЫ слова и выражения, где говорится о каких-либо нестроениях, мятежах, гонениях на веру, страданиях и скорбях русского народа (смотри стихири на литии, на стиховне, 7-ый тропарь 1-ой песни канона, Богородичен 7-ой песни канона, 1-ый тропарь 8-ой песни канона и Богородичен той же песни). Самым ТЩАТЕЛЬНЫМ ОБРАЗОМ “ВЫЧИЩЕНЫ” ВСЕ МЕСТА, где говорится о “тьме неверия” (разве можно по марксо-ленинским представлениям неверие назвать тьмою?!), о злой бесовской силе и о борьбе с нею: СМОТРИ 2-ой тропарь 6-ой песни канона, Богородичен той же песни, первый тропарь 7-ой песни и 7-ой тропарь той же песни, 1-ый тропарь 8-ой песни”.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Мы же многолетствуем: Великаго господина: И бывает расход. В пяток на утрени Если утреня совершается отдельно от вечерни, глаголем двупсалмие. Если же утреня совершается накануне, сразу после вечерни, то вместо отпуста вечерни по обычаю священник произносит возглас на шестопсалмие: Слава святей: Обычное шестопсалмие и ектения великая, постовым распевом. Вместо Бог Господь: Возглашает священник Аллилуйя: со стихи: От нощи утреннюет: и прочая. И глаголем Троичен прилучившагося гласа, к немуже припеваем: Свят, Свят, Свят еси Боже наш, силою Креста Твоего сохрани нас, Господи. На Славу: Свят, Свят, Свят еси Боже наш, молитвами всех святых Твоих помилуй нас. На И ныне: Свят, Свят, Свят еси Боже наш, Богородицею помилуй нас Кафисмы чтем 19-ю и 20-ю. Между кафисмами и седальнами малой ектений несть. По 1-м стихословии глаголем седальны Октоиха Крестны. По 2-м стихословии глаголем седальны Триоди. Посем, Господи помилуй (3), Слава и ныне, и глаголем псалом 50-й. И абие канон. Канон Триодь излагает полный канон Кресту и трипеснец на 5, 8 и 9 песни. Сего ради перемещаются тропари канона Минеи из песен с трипеснцем. Песнь Тропари Тропари Тропари Катавасия Октоих Октоих Триодь (канон Кресту) Октоих Октоих Триодь (канон Кресту) Триодь Малая ектения. Седален Минеи. Слава и ныне, Крестобогородичен (Песнь) (Ирмос) (Тропари) (Тропари) (Тропари) (Катавасия) Октоих Октоих Минея 2 троп, из 4 песни, 2 троп, из 5 песни Триодь (канон Кресту) Триодь Триодь (канон Кресту) Триодь (трипеснец) Триодь (трипеснец) Триодь Октоих Октоих Минея 2 троп, из 6 песни, 2 троп, из 8 песни Триодь (канон Кресту) Триодь (Очисти мя, Спасе:) Малая ектения. Кондак и икос святаго Минеи. 7 Октоих Октоих Минея 2 троп, из 7 песни, 2 троп, из 9 песни Триодь (канон Кресту) Триодь Триодь (канон Кресту) Триодь (трипеснец) Триодь (трипеснец) Триодь Триодь Триодь (канон Кресту) Триодь (трипеснец) Триодь (трипеснец) Триодь (Чужде матерем:) И абие: Достойно есть: постовым распевом Малая ектения. Светилен постовой прилучившагося гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   Утреня Великого канона. Звон к утрене праздничный. Начало утрени обычное. Шестопсалмие, великая ектения, «Аллилуиа» и Троичны рядового гласа. Кафизма одна – 8-я. Седальны – Октоиха гласа. Чтение Жития преподобной Марии Египетской (первая половина). Псалом 50-й. «Спаси, Боже» не произносится, и тотчас начинается пение Великого канона косно и с сокрушенным сердцем. Ирмосы по дважды, тропари сколько их есть, читает сам настоятель среди храма при закрытых царских вратах. Где несколько священников, чтение отдельных песней Великого канона может быть разделено между всеми. К тропарям Великого канона припев «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». К тропарям преподобной Марии припев «Преподобная мати Марие, моли Бога о нас», к тропарям преподобного Андрея припев «Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас». При пении каждого из этих припевов все полагают по три поясных поклона. Только поющие, благочиния ради, полагают поклоны не во время пения, а по окончании его. Если же поют на два лика, то когда один лик поет – поклонов не творит, другой, не поющий, совершает положенные поклоны. Катавасия поется только на 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях. На 2-й песни оба ирмоса на своих местах поются по единожды. По 3-й песни – седальны Триоди и чтение 2-й половины Жития преподобной Марии Египетской. На 4-й, 8-й и 9-й песнях присоединяются трипеснцы. Ирмосы их не поются, а только одни тропари читаются чтецом на клиросе, припев: «Святии апостоли, молите Бога о нас». К Троичным трипеснца – «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе», к Богородичным их – «Пресвятая Богородице, спаси нас». По прочтении тропарей трипеснца поется ирмос Великого канона, дважды, и следует чтение тропарей его. По 6-й песни и малой ектении – кондак Великого канона «Душе моя». Икос, если не будет исполнен пением, должен быть прочитан тем, кто будет читать следующие за икосом Блаженны. Евангельские стихи на Блаженнах должно петь, а тропари можно читать. По окончании каждого тропаря 3 поясных поклона. Певцы полагают поклоны не во время пения, а по окончании его. По 8-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – катавасия «Безсеменнаго зачатия». По окончании сего ирмоса земной поклон. По 9-й песни – малая ектения. Светилен – Троичен рядового гласа, как обычно. Хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне – стихиры Триоди. По «Благо есть» и «Отче наш» – тропарь «В храме стояще...», и обычное великопостное окончание утрени, только с 3 великими поклонами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Наконец, тропари в честь преподобного Андрея, автора канона, – самые поздние в нынешней службе четверга 5-й седмицы. В старопечатных Триодях присутствует только один тропарь на 9-й песни (как у нас на 1-й седмице); также Никифор Каллист, насчитавший 250 тропарей во всём каноне, возможно, имел перед собой текст, не содержавший тропарей в честь автора (впрочем, не исключено, что Никифор намеренно мог их не учитывать при подсчёте). Интересно также, что и эти тропари – индивидуальные, составленные специально для четверга 5-й седмицы, ибо в службе 4 июля в Минее они не встречаются. Структура Великого канона Любому человеку, даже поверхностно знакомому с церковными песнопениями, сразу бросается в глаза главное внешнее отличие Великого канона от других – наличие большого количества тропарей. Составитель синаксаря насчитывает около 250 тропарей и так говорит о превосходстве Великого канона над всеми остальными: «Тогда как в других канонах по тридцать с небольшим тропарей, в этом – 250, и поэтому он доходит до каждого, проникает и трогает его, источая невыразимую сладость» 407 . Если же говорить точно, то в современной Триоди сам Великий канон имеет 213 покаянных тропарей. Если к этому числу добавить 11 ирмосов, 18 тропарей в честь преподобной Марии, 9 тропарей в честь автора канона, 10 Троичных и 11 Богородичных, то получим всего 272 песнопения во всём каноне в том его виде, который употребляется в службе четверга 5-й седмицы. С литературной точки зрения ирмосы и тропари канона написаны прозой, но архиепископ Филарет (Гумилевский) считает их поэтическими по содержанию: «Они – самое высокое произведение поэзии: так много в них чувства живого, глубокого, святого, так много образов, и образов не мечтанием созерцаемых, а мыслию верною!» 408 . Ирмосы Великого канона отличаются своей текстуальной близостью к стихам библейских песней: некоторые ирмосы (1-й и 7-й) представляют собой просто совокупность двух фрагментов (стихов) библейской песни, в ирмосе 6-й песни соединены две фразы, но в изменённой форме 409 . Напротив, ирмосы 8-й и 9-й песней – почти полностью авторские, в обоих из текста библейской песни заимствована только заключительная фраза. Наконец, ирмосы других песней в этом смысле представляют собой «золотую середину»: здесь есть и цитаты из библейской песни, и авторские предложения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В попразднство существует система рядовых песней, т.е. там из канона могут браться не только 3-я или 6-я, а и 1-я, 4-я, 5-я и проч. Для каждого дня попразднства своя песнь. Такая же система и в Триоди Цветной, когда каждая седмица – попразднство своей недели, там действуют рядовые песни (т.е. песни, выстроенные по порядку). Тропари на Блаженнах могут быть не на одну тему, а как бы составные. Скажем, в воскресный день будет назначено несколько тропарей из Октоиха и несколько из службы святому. Одни будут из Октоиха – специальные, вторые – из 6-й песни канона святому. Тропари на Блаженнах могут быть на 12, 10, 8, 6. В Ирмологии есть разметка, и в зависимости от того, сколько Устав вам указывает на сегодня спеть Блаженн, вы с нужной отметки начинаете. Написано: 12-й стих, значит, после этого стиха надо припевать тропари. Стих – тропарь, стих – тропарь. На самом деле такое исполнение третьего изобразительного антифона почти не встречается в приходском богослужении; это указание Устава очень мало где выполняют. В Московской Духовной Академии тропари поют, и довольно красиво, но, насколько помнится, меньше нужного числа. У нас на приходах если хотят, но не умеют их петь, тропари читают. Так что полное исполнение этой части службы очень трудно где-либо встретить. Последнее, что нам осталось рассмотреть, это вопрос о том, что такое «есть Блаженны» и «нет Блаженн». Блаженны бывают, конечно, на все праздники с красными знаками в месяцеслове и при шестеричном святом. В каком случае Блаженн нет? Их может не быть на службе без знака, но не обязательно. Бывает, что служба без знака, а тропари на Блаженнах есть. Можно сказать так: Блаженн нет на самой простой будничной службе, этого достаточно. В Типиконе вы открываете конкретное число – предположим, 24 сентября, – и видите описание вечерни, потом описание утрени, потом канон, ексапостиларий, стихиры, потом сказано так: на литургии на Блаженнах Октоиха 4 и от шестой песни канона на столько-то. Встречается слово «Блаженны» и указано, откуда их взять – значит, Блаженны есть. А если открыть другое число в месяцеслове – там описание вечерни, утреня, и кончается так: светилен Октоиха, и все – описание службы закончилось. Нет слова «Блаженны» и не сказано, откуда их брать – значит, их нет вовсе. Трудность только в том, что мы редко служим лишь по Типикону; мы служим русским святым, которые в Типиконе вынесены за число, их богослужение там не описано, и регенту бывает трудно решить, в какой день можно петь вседневные антифоны. Можно попробовать сказать так: когда Типикон в описании древней службы не называет Блаженны, и когда богослужение русскому святому совершается как святому без знака, на литургии следует петь вседневные антифоны (если это не суббота и не воскресенье).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010