Великопостная утреня    Начинается она так же, как и обычная вседневная с той лишь особенностью, что в начале перед псалмами читается не только «Приидите поклонимся», а «Святый Боже» по «Отче наш». Вместо «Бог Господь», поется «Аллилуиа» гласа, а вместо тропаря святому — «Троичны гласа», помещаемые в конце Триоди с припевом к первому троичну, который меняется в зависимости от дня седмицы. Стихословятся, большей частью, по три кафизмы, Седальны по 1-ой кафизме Октоиха, а по 2-ой и 3-ей Триоди. После 50-го псалма читается иереем на амвоне перед иконою Спасителя молитва «Спаси, Боже люди твоя» (та же, что и на всенощном бдении).    Самой главной отличительной особенностью великопостной утрени является то, что на каноне стихословятся Песни Священного Писания, с которыми соединяются ирмосы и тропари канона Минеи и трипеснца Триоди. Октоих в будничные дни поста вовсе не поется. Полностью стихословятся лишь те три песни Священного Писания, которым отвечают соответствующие песни трипеснца Триоди. Восьмая и девятая песнь стихословятся всегда, а первые песни стихословятся по порядку: в понедельник 1-ая песнь, во вторник — 2-ая, в среду — 3-ья, в четверток — 4-ая и в пяток — 5-ая. В остальных песнях стихословятся только последние стихи каждой песни, которые служат как бы припевами к тропарям.    Порядок этого стихословия, как указывает Типикон, следующий: После молитвы иерея: «Спаси, Боже, люди Твоя» и возгласа: «Милостию и щедротами…» Начинаем: «Господеви поем:» на глас канона Минеи дне святого: и глаголют стихи песней скоро, кийждо лик свой стих, дондеже достигнут до «Огустеша», и от того начинают стихи держати на 14: и поем Минеи со ирмосом на 6. Поем же сице: Первый лик глаголет стих: «Огустеша» и поет ирмос. Второй же лик глаголет второй стих: «Рече враг:» и по нем тропарь канона (святого из Минеи). И по ряду стихи, по ликом, до «Тогда потщашася:» от стиха же «Тогда потщашася»: начинаем трипеснец господина Иосифа на 4. На «Господь же царствуяй:» поем другой трипеснец господина Феодора Студита, и поет един лик тропарь. Другой же лик второй стих и тропарь. Посем соединившимся двум ликом, поют: «Слава», Троичен, высшим гласом: «И ныне», Богородичен. Таже глаголем высочайшим гласом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», и поем иный тропарь господина Феодора: понеже бо по пяти тропарей имать песнь. Последи же глаголем Катавасию — ирмос второго канона.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

Они прославляют празднуемое событие, как и тропари канона, коими иногда заменяются, без отношения к сопровождающим их библейским стихам, за исключением 1-го Блаженна, который, подобно ирмосу в каноне, имеет такое отношение, т. е. всегда говорит о покаянии сораспятого со Христом разбойника. Напев    Поются Блаженны особым напевом чередного гласа, близким к тропарному и канонному. Таким образом, из разных напевов гласа в литургию берутся самые богатые: тропарный, канонный и прокимнический. Чин пения    Для пения евангельские блаженства с предшествующей им молитвой: «Во Царствии Твоем помяни нас Господи» и заключительным (по аналогии с предыдущими псалмами) к ним славословием разделены на 12 стихов, причем молитва с 1-м блаженством соединена в один стих, а от последнего блаженства, ввиду его длины, отделено обетование: «Радуйтеся и веселитеся…», как и «Слава» отделено от «И ныне». Тропари к евангельским блаженствам присоединяются на обычной воскресной, не осложненной другими свящ. памятями, литургии не с 1-го стиха, а как стихиры на Господи воззвах, с одного из дальнейших, именно с 3-го, чтобы всех их было 10, а без Славы и ныне - 8, на два более, чем на будничной литургии. При совпадении с воскресеньем какой-либо памяти, имеющей свои Блаженны, количество воскресных Блаженн сокращается до 6 и 4, а общее число Блаженн может увеличиваться до 12, начинаясь с 1-го стиха. Но Блаженны в собственном смысле имеет только Октоих. Для всех других памятей Блаженнами служат песни канона, именно 3 и 6 песни, или одна 3-я. Такие песни в каноне выбраны, должно быть, потому, что соответствуют нумерацией 3 и 6 часам, с коими совершается литургия, или по соответствию в содержании лежащих в их основе библейских песней Блаженнам (утешение в страдании). Если в воскресенье приходится одна память, имеющая песнь канона на Блаженнах, то воскресные Блаженны поются на 6 и 3-я песнь канона на 4; если две таких памяти, то воскресные Блаженны на 4 и каждая из песней канона - 3-я и 6-я - на 4 (об этом в главах 3, 4, 5 Тип., в месяцеслове, например 1, 9 сентября, в Четыредесятнице, Пятидесятнице).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

На литургии по входе на «И ныне», кроме 5-й недели, поется кондак: «Аще и во гроб» 402 , и положен причастен во все указанные недели – «тело Христово», (а после него воскресный). – Другой разряд песнопений Богослужения указанных недель, а также 7-й недели по Пасхе и недели Всех Святых, составляют триодные песнопения – праздника «настоящия недели», прославляющие особое празднуемое в каждую неделю событие, кроме того, – попразднственные песнопения: в нед. 5-ю – праздника Преполовения, а в 7-ю – праздника Вознесения. 403 События «праздников Триоди» преимущественно воспеваются в канонах утрени (сн. 4 прим. на 653 стр.), тропари песней которых входят также и в состав блаженн на литургии (во все недели песнь 6-я на 4, а в 5-ю нед. еще 3-я и в 7-ю нед. 4-я на 4 от другого канона Триоди); икосы (кроме пасхального в 4-ю и 6-ю нед.) и седальны после 8-й песни канона и икосы, и кондаки после 6-й его песни тоже назначены из Триоди. Вместе с этим, обыкновенно, на «Слава» и «И ныне», или на «Слава» и на «И ныне»: в стихирах (кроме воскресных стихир на «И ныне» в стихирах на «Господи воззвах» и «на стиховне»), тропарях, светильнах, положены, за немногими исключениями, песнопения «праздников Триоди»; кроме того, эти же песнопения имеются в стихирах великой вечерни на «Господи воззвах» – в 5-ю, 7-ю и Всех Святых недели, и в стихирах «на хвалитех» – в те же и 6-ю недели. 404 – На ряду с пасхальными и песнопениями праздников Триоди, во все недели, начиная с 3-й по Пасхе и кончая неделей Всех Святых, поются еще и песнопения воскресные из Октоиха, печатаемые и в Триоди Цветной (о гласах см. 651 стр. 2 прим.). К числу этих песнопений, кроме указанных выше (см. 648 стр. и 2 прим. на 654 же стр.), еще относятся: стихиры (на вечерне), тропари на «Бог Господь», седальны (состав и особенно порядок которых в Триоди Цветной, впрочем, не одинаковы с последованиями Октоиха), ипакои, степенны антифоны, прокимен, стихиры «на хвалитех» 405 , тропари («Днесь спасение» или «Воскрес из гроба», смотря по гласу) отпустительные (на утрене), блаженны (текст которых, впрочем, в 3-ю неделю – всех, а в 5-ю – одной, в Триоди Цветной различен с Октоихом) и причастен: «Хвалите Господа с небес» (на литургии). Так как песнонения Октоиха (кроме поемого на полунощнице троичного канона) печатаются в Триоди Цветной на ряду в тех местах ее последований и в том порядке, как это относительно их указано в Уставе; то обращение к Октоиху, при отправлении недельных служб (за исключением полунощницы) в период пения Цветной Триоди, – излишне. – Совмещение в один состав песнопений, означенных трех разрядов указано в Уставе и Триоди. Цветной. В общем же порядок Богослужения означенных недель по Пасхе тот же, что и в обычные воскресные дни, причем на утрене в означенный недели положены вместо полиелея, «непорочны», т.е., 17-я кафизма (см. 375 стр. и выше, примеч. к Табл. утр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

50, канон панихиды; по 3 песни ектения и седален: по 6 песни кондак Богородицы; по окончании канона Слава в вышних Богу, трисвятое, поклона 3 быстых, молитва вечерни и отпуст» Чин же великопостного повечерия по Еверг. уставу: трисвятое, шестопсалмие, «со гласом» (с пением) С нами Бог, тропари: Невидимых враг, Слава – Яко страшен суд, И ныне — Непостыдную Богородице надежду (тоже с пением), Господи помилуй 45, Иже на всякое время, обычные 15 поклонов, молитва «Господи, Господи, избавлей»; пс. 50, обычный канон паннихиды гласа, по 3 песни седален умилительный глас, по 6 песни кондак Богородицы из обычных, по конце канона Слава в вышних Богу «помедленнее и повнимательнее», трисвятое и ектении, Господи Вседержителю, и вместе молитва за сродников (μογενω ν), «трисвятое за усопших св. отец и братий наших», молитва за них и отпуст, «и бывает обычный поклон и прощение, остальное же последование поем в келиях наших».    Теперь повечерию оставалось развить до нынешнего вида вторую свою часть и на основе ее образовать особый вид малого повечерия. Это наблюдается в часословах Синайской библиотеки 868 XIII-XIV в. и Афано-Ватопедской библ. 350 XII в. В первом повечерие, в составе 1-ой части нынешнего великого, имеет такую добавочную часть: пс. 50, 66 и 69, тропари «Помилуй нас Господи...» и «Милосердия двери...»; молитвы: «Боже отец наших...» (ныне тропарь на малом повечерии), «Величая, величая Тя... " (ныне на полунощнице) и «Господи, Господи избавлей...» (ныне на первой части вел. повечерия). Второй часослов, не употребляя названия «повечерие», соответствующее последование озаглавливает «Обычные молитвы преднощных пений» (τω ν προνυκτων μνων). Оно состоит из трех частей. Первая часть (с. 430) соответствует первой части нынешнего повечерия в несколько сокращенном виде. Недостающие в ней тропари: «Просвети очи мои», «Заступник души моея» и – вместо «Яко не имамы» – «Преславная приснодево», а также молитва «Господи, Господи, избавлей нас», выделившись из состава первой части, в соединении с псалмами предыдущего (Син. 868) «почасия повечерия» (50, 66, 69), образуют вторую часть. Третья часть составляется из великого славословия, молитв царей Езекии (книга Исаии 38, 9—20) и Манассии, трех особых тропарей (гл. 2, «Архистатизи Божии», «Память праведнаго», «Апостоли, мученицы и пророцы») с богородичным («Милосердия сущи источник») и трех молитв – двух нынешних («Иже на всякое время» и «И даждь нам») и одной особенной «Господи Боже небесе и земли прости ми вся елика согреших». В Синайском часослове 806 XIII в. впервые является малое повечерие в нынешнем его составе, но не как самостоятельная служба с теперешним названием, а как третья часть повечерия, причем во время 40-цы эта часть заменяется другою, вполне соответствующею третьей части нынешнего великого повечерия с молитвою» владыка Многомилостиве». В качестве самостоятельной службы малое повечерие выступает впервые в слав Иерусалимских уставах XIV в.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Там же немного далее.    1) Дивен Бог во святых... 2) Покой Господи... 3) Слава... 4) И ныне...    По 3-й песни ирмос... По 6-й песни ирмос... По 9-й песни глаголет иерей: Богородицу и Матерь Света... и поем ирмос 9-й песни.    В ирмологионе 1045 ирмосов.    Редкие случаи нечетного количества стихов в каноне, напр. на повечерии Пятка ВАИЙ и первых четырех дней Страстной седмицы (в некоторых песнях) отмечаются нарочито: Тропари колико их суть.    В воскресном каноне Октоиха, где по 3 тропаря и в первых будничных канонах Октоиха же, где по пять тропарей.    В большинстве праздников. А о канонах двунадесятых праздниках канона всегда особые точные указания.    Напр. при двух святых в Великом Посте на тех песнях, где есть трипеснец.    Первый воскресный канон Октоиха поется со ирмосом на 4. Но на воскресной утрени он не единственный и вызывается это крайней необходимостью ввиду утеснения в канонах: и в Октоихе не один канон, а из Минеи нельзя опустить и всего должно быть не больше, чем на 14 со ирмосом. А когда тот же воскресный канон читается на утрени субботы в Воскресенском храме, то и ирмосы его удвояются и тропари восполняются из крестовоскресного канона. В последовании во время безведрия канон имеет всего по три тропаря. Но там и ирмосы, как вообще на молебнах, не поются, поэтому они и не печатаются полностью. В каноне ко Причащению по три тропаря (кроме 9-й песни). Обычно там читаются и ирмосы. Но этот канон предназначен не для общественного БОГОСЛУЖЕНИЯ, а для чтения, главным образом, келейного, для домашней молитвы.    Богородичные каноны Октоиха, предназначенные для повечерия, имеют в каждой песни ирмос и 4 тропаря. Так же Воскресные Троичные каноны. Но в самом конце Октоиха указывается: на повечерии такожде канон без ирмосов, подобие якоже и на молебне. Также должно петь канон и на воскресной полунощнице. О полунощнице с каноном, какова воскресная, в старинных записях служб говорилось: полунощницу поем молебном (Чиновник Новгородского Софийского Собора), т. е.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Трипеснцы состоят: в понедельник – из 1-й, 8-й и 9-й песней; во вторник – из 2-й, 8-й и 9-й песней; в среду – из 3-й, 8-й и 9-й песней; в четверг – из 4-й, 8-й и 9-й песней; в пятницу – из 5-й, 8-й и 9-й песней. Те песни, в состав которых входят трипеснцы, поются на 14: сначала канон Минеи с ирмосом на 6, затем трипеснцы на 8. Кроме того, последний трипеснец имеет еще обычно один тропарь, не входящий в количество 14 и поемый с припевом «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Песни, в которых нет трипеснцев, поются на 4. Ирмосы в этот счет не входят и в 1-й, 4-й, 5-й и 7-й песнях поются до тропарей, а в 3-й и 6-й – по окончании тропарей. Песни, имеющие в своем составе трипеснцы, заканчиваются катавасией – ирмосом второго трипеснца. Канон стихословится с библейскими песнями, как они изложены для этого в Ирмологии 9 . На основании указаний Типикона об отправлении канона на великопостной утрени, в понедельник песнь 1-я канона поется или читается по Ирмологию от стиха «Поем Господеви...» до «Огустеша...» После стиха «Огустеша...» поется ирмос Минеи. Потом певцы стих: «Рече враг...» Чтец – 1-й тропарь канона Минеи. Певцы: «Послал еси...» Чтец – опять тот же тропарь. Певцы: «Кто подобен Тебе...» Чтец – 2-й тропарь Минеи. Певцы: «Простерл еси...» Чтец – 3-й тропарь Минеи. Певцы: «Утешил еси...» Чтец – Богородичен канона Минеи. Певцы: «Тогда потщашася...» Чтец – 1-й и 2-й тропари 1-го трипеснца (за один). Певцы: «Нападет на ня...» Чтец – 3-й тропарь. Певцы: «Дондеже пройдут...» Чтец – 4-й тропарь. Певцы: «Введ, насади я...» Чтец – Богородичен первого трипеснца. Певцы: «Господь, царствуяй веки и на век». Чтец – 1-й тропарь второго трипеснца. Певцы: «И наведе на ня...» Чтец – 2-й тропарь. Певцы: «Слава». Чтец – Троичен «Единице простая...» Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен «Божию Святую Гору воспоим...» Певцы: «Слава Тебе, Боже наш...» Чтец – тропарь: «Колесница огненная...» Певцы: «Слава Тебе, Боже наш...» Чтец – последний тропарь: «Брашно Адам яде...» Затем поют на катавасию ирмос 2-го канона Триоди «Грядите, людие...» (глас 2-й).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

О чем это говорит? Канон вообще предназначается для антифонного пения на два лика и потому в нем должно быть четное количество тропарей, включая и ирмосы. Поэтому на утрени, напр., ирмосы поются по одному разу, когда в песнях канона нечетное количество тропарей. Когда же в каноне содержится четное количество тропарей, тогда ирмос поется дважды. Насколько строго выдерживается это правило, видно из того, что даже канон на исход души, который читается от лица человека с душею разлучающагося, т.е. одним, а значит, и не антифонно, — подчиняется этому же правилу. В нем по 5 тропарей, а потому в начале нарочито отмечается: канон… со ирмосом на 6. То же самое правило наблюдается и в отношении канона ко Причащению. Так как его песни содержат по 3 тропаря (кроме 9й песни), то и совершается он с ирмосами. А вот когда канон содержит всего 4 тропаря, то ирмосы уже не поются. Соответственно, когда вы встретите канон, где в каждой песни ирмос и 4 тропаря, как например, Богородичные каноны Октоиха, предназначенные для повечерия или Воскресные Троичные каноны, предназначенные для воскресной полунощницы, то не забудьте применить к первому случаю следующее указание Октоиха, согласно которому на повечерии поется канон без ирмосов, подобие якоже и на молебне. А ко второму то, что в старинных записях служб говорилось: «полунощницу поем молебном», т. е. по чину молебна, согласно которому канон совершается без ирмосов. Вообще, когда нужно петь ирмосы, Церковный Устав не забывает отметить это. В таких случаях обычно говорится: канон СО ИРМОСОМ на столько-то. Или: Ирмосы по дважды, тропари на столько-то. И если относительно панихиды при замечании о каноне не упомянуто об ирмосах, это должно понимать в том смысле, что канон здесь поется без ирмосов. Так что пение на панихиде ирмосов сверх четырех тропарей является нарушением точного указания Устава о каноне на панихиде, ибо является пением канона на 5, а не на 4, как должно. Все указания об ирмосах панихиды имеют в виду пение их лишь в качестве катавасий по 3, 6 и 9й песням канона. Причем, должны петься ирмосы именно того канона, который назначен для данного случая, а не для другого. Так, на общей панихиде (в пяток вечера) катавасией должны служить ирмосы соответствующих гласов. А на панихиде по одном усопшем и о младенце поются ирмосы 8го гласа: Небесного круга… Молитву пролию… Ужасеся о сем небо… Когда совершается панихида по случаю дня годовщины усопшего мирянина, то поются ирмосы 6го гласа: Несть свят… Житейское море… Бога человеком.., а в годовщину усопшего священника другие ирмосы того же гласа: Несть свят… Бездна последняя… Не рыдай Мене, Мати…

http://azbyka.ru/video/89-kanony-ob-usop...

Утреня. По Иерусалимскому уставу в чинопоследование 2 утрень в году - четверга 5-й седмицы Великого поста (четверг Великого канона) и Великой пятницы - включены Б. с тропарями (Триодь Постная. [Т. 2.] Л. 441об.- 442об.). Тропари на утрене Великой пятницы упомянуты уже в Типиконе Hieros. S. Crucis. 43; в Синайском Канонаре X-XI вв. (Sinait. gr. 150) Б. есть на утрене в Неделю ваий: после 6-й песни канона и кондака «поются степенны, блаженны и сразу прокимен», затем следует чтение Евангелия ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 190). В западносир. (или сиро-антиохийском) обряде Б. считались одной из библейских песен и пелись на утрене в связи с чтением Евангелия ( Mateos J. Les matins chaldéenes, maronites et syriennes//OCP. 1960. Vol. 26. P. 64). Великосхимнический постриг. Последование пострижения в великую схиму, к-рое должно совершаться на литургии, согласно мн. рукописям, имеет особые тропари на Б. ( Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 258, 279, 560; Пентковский, Йовчева. С. 36); иногда рукописи предписывают петь при постриге Б. с тропарями, даже если он бывает вне литургии ( Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 512). Тем не менее особые схимнические тропари на Б. отмечаются не во всех рукописях (см.: Goar. Euchologion. P. 406; Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 258, 387, 506); совр. чинопоследование (Требник большой. Л. 81об.) их также не содержит. Чины погребения. Б. с тропарями входят в состав чинопоследований погребений мирского, монашеского и священнического (Требник большой. Л. 103-104, 121, 139-139об.). Циклы тропарей в каждом последовании оригинальные. В чине священнического и бельческого (мирянского) погребения, сохранившемся в южнослав. Требниках XIII-XIV вв. (напр., в среднеболг. Зайковском Требнике (НБКМ. 960. Л. 74-75, 1-я пол. XIV в.) и серб. Требнике (РНБ. Q. I. 469. Л. 168-170, посл. четв. XIV в.), есть особые тропари на Б. 6-го гласа (нач.: «Превладаяи душами и телеси»), связанные с предшествующими стихирами 5-го гласа (нач.: «Краснее жития сего несть ничтоже») общим слав. акростихом    , фрагментарно дающимся далее в цикле заупокойных стихир 8 гласов по каноне и стихирах на целование умершего (см.: Holosnjaj B. Zajkovski Trebnik N 960 der Nationalbibliothek «Hl. Kiril und Methodij» in Sofia (Bulgarien): Dissertatio ad Doctoratum. R., 1995. Р. 206-207, 218-228, 240-241). Автором всего цикла песнопений является, по всей вероятности, св. Константин, еп. Преславский (2-я пол. IX - 1-я четв. Х в.).

http://pravenc.ru/text/149359.html

По возгласе: «Яко Ты еси Воскресение...» правый лик начинает петь вторую статию: «Твой есмь аз...». Иерей с диаконом (или диакон) совершают, по традиции, малое каждение (тетрапод окрест, иконостас, лики, народ, местные иконы иконостаса, тетрапод спереди, то есть с западной стороны). Последние стихи: 175-й и 176-й – «Жива будет душа моя и восхвалит Тя, и судьбы Твоя помогут мне»; «Заблудих, яко овча погибшее: взыщи раба Твоего, яко заповедей Твоих не забых» – поются (с припевом) по трижды, и тотчас – тропари по Непорочных, глас 5-й: «Святых лик обрете...», во время которых священник с диаконом совершают, по обычаю, полное каждение всего храма. Затем произносится малая заупокойная ектения (по обычаю, с кадилом; см. по 1-й статии). По возгласе поется седален, глас 5-й: «Покой, Спасе наш...». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «От Девы возсиявый...» . Псалом 50-й. Каноны: храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и Триоди на 8. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия Триоди: «Песнь возслем...». Поется 2-я песнь канона, на 8 (ирмос дважды, тропари на 6, припев к тропарям: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих», к последним тропарям – «Слава» и «И ныне»). В конце этой песни катавасия – тот же ирмос. По 3-й песни – малая ектения (обычная, не заупокойная). Седален Триоди, глас 5-й. «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же. По 6-й песни – малая заупокойная ектения (см. по 1-й статии 17-й кафизмы). Кондак, глас 8-й: «Со святыми упокой...», и икос, глас тот же. Примечание. По традиции, во время пения катавасии 6-й песни, через северные и южные (или через царские) врата священник с диаконом выходят к тетраподу. У тетрапода произносится малая заупокойная ектения (по обычаю, с кадилом). Во время пения кондака «Со святыми упокой...» иерей с диаконом (или диакон) совершают малое каждение (окрест тетрапода, иконостас и предстоящих). После пения кондака и икоса священник с диаконом возвращаются в алтарь. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» обычно не поется . Малая ектения (обычная, не заупокойная). Светилен Триоди. «Слава» – ин светилен Триоди, «И ныне» – Богородичен Триоди.

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-09/

Избыток и нечётность слов и логических понятий в том или другом отделе текста вызывают построение трёхстрочных мелодических периодов с удвоенным повышением, или же дополнение двустрочного периода добавочной вводной строкой. Так, ирмос и тропари песни 3-й пасхального канона распеты каждый двумя трёхстрочными периодами (Обих. л. 213); в ирмосе 7-й песни „Отроки от пещи избавивый“ (л. 221 об.) первый период есть также трёхстрочный. Иногда повышение периода состоит из трех, четырёх и более строк или их вариантов; тогда с присоединением к ним понижения образуются периоды в четыре, пять и более строк. Примеры четырёхстрочных периодов мы видим в песнопениях пасхального канона: и. 1 „Воскресение день“ (Обих. л. 211 об.), и. 4 „На божественней стражи“ (л. 215), и. 6 „Снизшел еси“ (л. 218), и. 9 „Светися, светися“ (л. 228) и „О божественнаго“, а также во многих припевах на 9-й песни того же канона (л.л. 225 и дал.). Периоды пятистрочные находим в песнопениях: пасхального канона: и. 1 „Очистим чувствия“ и в богородичне „Воскресшаго видевши“ (л. 212 и 213), в припеве на 9-й песни „Радуйся, Дево, радуйся“ (л. 227 об.) и проч. В припеве же „Ангел вопяше“ встречаем период даже в семь мелодических строк (л. 226). Построение и употребление разнострочных периодов в песнопениях основывается на словесном составе песнопений и потому не имеет однообразной правильности. Но в некоторых песнопениях нельзя не заметить и правильного расположения строк, симметрически составленными и однообразно повторяющимися строфами. Таковы многие песнопения 8 гласа на молебном каноне Богородице и особенно песнопение 4 гласа „Высшую небес“ (Обих. 237–250). Наконец, в видах сокращения напева, или же вследствие малоколичественности слов текста, нередко повышение и понижение периода сливаются в одну безраздельную строку. При слиянии строк имеют место три случая: 1) иногда повышение имеет полную форму правильной строки и надлежащую раздельность в словах текста, но не имеет в своём конце лишь протяжённого звука, а следовательно и среднего несовершенного окончания и соответствующей ему малой остановки при пении; 2) повышение оканчивается на степени ниже своего нормального окончания, или же соединительными нотами, которыми оно связывается с понижением, но имеет с ним надлежащую раздельность по тексту. Оно узнается в таком случае по сильному ударению и общему характеру мелодического движения; 3) иногда, при краткости текста, повышение имеет всегда краткую форму, тесно примыкающую к понижению, или даже пресекается на недоконченном слове, которое своим концом переходит в звуковую область понижения. Примеры:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010