Вопрос этот и сложный, и щекотливый… Речь идет о том, что некоторые православные, нестойкие в вере отцов, увлеклись харизматическим движением, практикуют «иные языки», руковозложения, молитву в кругу и другие практики и явления, совершенно несовместимые с Православным вероучением. При этом лживо отвергают все обличения и изобличения в свой адрес, забывая сказанное в Писании: «Всякая неправда есть грех…» ( 1Ин.5:17 ). Рассмотрим вопрос об иных и ангельских языках, о которых говорится в новозаветных текстах и которые пытаются имитировать псевдоправославные харизматы. Прежде всего надо обратить внимание на то, что ангельские языки как таковые ничего общего не имеют с так называемыми глоссолалиями.  «Глоссолалия – практика необычного речевого поведения, характеризующаяся автоматизмом, экспрессией, эмоциональной насыщенностью, пограничными состояниями психики (транс, экстаз, галлюцинации и т.д.) и выражающаяся в форме непонятных для окружающих слов и словосочетаний, странных звуков. Сохраняющих фонетические и речевые признаки языка (структура, темп, ритм, частота и др.). Фонетически глоссолалии имеют сходство с лепетом, бормотанием» 26 . Глоссолалии – достаточно древнее явление, которое проявляется у шаманов, чревовещателей и спиритов. У спиритов глоссолалии называются языками мертвых. Шаманы Африки, Дальнего Востока и Северной Америки практикуют глоссолалии, употребляя дурманящие напитки, кружась на одном месте, куря травы наркотического действия или ощущая на себе некоего духа-«имплантата», который вселяется в них и начинает говорить на своем бесовском языке. Сохранилось свидетельство об экстатическом проявлении глоссолалий во время языческих мистерий в Египте II века до Рождества Христова. В мире эллинистического язычества этим странным психическим феноменом обладали дельфийские жрицы-прорицательницы, и прорицательницы-сивиллы в состоянии экстаза от вселения в них демона тоже говорили невнятными языками. Входили глоссолалии и в дионисийские обряды пьяных оргий в эллинском мире. Многие маги и колдуны проявляли схожий дар чревовещания, о чем рассказывается в Книге Деяний 16-я глава с 16-го по 18-й стихи. Фригиец Монтан провозгласил себя во второй половине II века сосудом Духа Святаго, полагая, что его миссия заключается в подготовке Церкви ко Второму Пришествию. В прошлом Монтан был жрецом Кибелы, похоже, что там он и научился технике глоссолалий. В общинах монтанистов глоссолалии считали обязательным даром, сопутствующим так называемому «крещению Духом Святым». «Это движение , – как пишет профессор Болотов, – распространилось с значительною быстротою и охватило всю Фригию» . Церковь осудила монтанистов и на Соборе Иконийском (вторая четверть III века) постановила обращающихся из монтанизма принимать в Церковь не иначе как через перекрещивание. 

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Рассмотрим вопрос об иных и ангельских языках, о которых говорится в новозаветных текстах и которые пытаются имитировать псевдоправославные харизматы. Прежде всего надо обратить внимание на то, что ангельские языки как таковые ничего общего не имеют с так называемыми глоссолалиями.  «Глоссолалия – практика необычного речевого поведения, характеризующаяся автоматизмом, экспрессией, эмоциональной насыщенностью, пограничными состояниями психики (транс, экстаз, галлюцинации и т.д.) и выражающаяся в форме непонятных для окружающих слов и словосочетаний, странных звуков. Сохраняющих фонетические и речевые признаки языка (структура, темп, ритм, частота и др.). Фонетически глоссолалии имеют сходство с лепетом, бормотанием» 9 . Глосолалии – достаточно древнее явление, которое проявляется у шаманов, чревовещателей и спиритов. У спиритов глосолалии называются языками мертвых. Шаманы Африки, Дальнего Востока и Северной Америки практикуют глосолалии, употребляя дурманящие напитки, кружась на одном месте, куря травы наркотического действия или ощущая на себе некоего духа-«имплантата», который вселяется в них и начинает говорить на своем бесовском языке. Сохранилось свидетельство об экстатическом проявлении глоссолалий во время языческих мистерий в Египте II века до Рождества Христова. В мире эллинистического язычества этим странным психическим феноменом обладали дельфийские жрицы-прорицательницы, и прорицательницы-сивиллы в состоянии экстаза от вселения в них демона тоже говорили невнятными языками. Входили глоссолалии и в дионисийские обряды пьяных оргий в эллинском мире. Многие маги и колдуны проявляли схожий дар чревовещания, о чем рассказывается в Книге Деяний 16-я глава с 16-го по 18-й стихи. Фригиец Монтан провозгласил себя во второй половине II века сосудом Духа Святаго, полагая, что его миссия заключается в подготовке Церкви ко Второму Пришествию. В прошлом Монтан был жрецом Кибелы, похоже, что там он и научился технике глоссолалий. В общинах монтанистов глоссолалии считали обязательным даром, сопутствующим так называемому «крещению Духом Святым». «Это движение, – как пишет проф. Болотов, – распространилось со значительною быстротою и охватило всю Фригию». Церковь осудила монтанистов и на Соборе Иконийском (вторая четверть III века) постановила обращающихся из монтанизма принимать в Церковь не иначе как через перекрещивание. 

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Очень трудно произвести анализ всех экстатических явлений, встречающихся у нехристиан 2500 . У греческих философов самый вопрос об энтузиастическом возбуждении занимает видное место 2501 . Мы располагаем довольно скудными сведениями о библейском понимании экстаза; с другой стороны, известно лапидарное утверждение некоторых экзегетов: «восхищение лежит в основании любого пророчества» 2502 . В первых христианских общинах Дух вызывал экстатическое воодушевление; позднее Монтан указал на пассивность человека в этих состояниях 2503 . У первых монахов элементы этого «воодушевления» занимают гораздо меньше места, чем принято считать 2504 . Их «экстаз» похож скорее на видение (ρασις) 2505 , а не на преодоление разума. Однако это понятие вошло в словарь созерцателей, потому что отражает некий духовный опыт. Вот как это объясняет Феофан Затворник . Совершенствование состоит в гармонии всех частей, составляющих человеческое естество: тела, души, и Духа 2506 . Было бы противоестественным, если бы низшая часть (например, тело) господствовала бы до такой степени, чтобы заглушить высшие; в то время как обратное похвально. Это и происходит в высшем созерцании, в восхищении. При этом естественные способности души бездействуют, но не бездействует Дух 2507 . Это «бездействие» происходит на разных уровнях. Первый экстаз, по определению молитвы, данному Святым Нилом, это «восхищение (ρπαγ) духа и совершенный экстаз вне ощущений» 2508 ; здесь откладывается «все неведение, идущее от чувств» 2509 . Часто такой экстаз связывают с пророческим сном 2510 . Что касается разума, в экстазе забывается все, кроме Бога. Сирийские учителя понимают экстаз как поведение души, полностью свободной от всякой рассеянности. Таким образом, экстаз становится мздой за нравственную чистоту, за победу над страстями 2511 . Евагрий толкует исступление с позиций апофатического богословия, как «безграничное неведение» каких бы то ни было неполных понятий, представлений, как состояние «чистой умственности». Νος как образ Божий, становится чистым светом, и на этой умственной вершине он «отражает свет Святой Троицы», но не выходит из себя, он не «экстатичен», а «катастатичен». Вход в гностическую жизнь называется ποδημα, ενδημα 2512 – такова «мистика света» 2513 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Второе значение термина несет положительный за­ряд: κστασις как «изумление» или «удивление». Мно­гие христианские писатели связывают его с особым мистическим состоянием, называемым «восхищением в Боге»: это состояние характеризуется выходом ума из тела и другими психофизическими явлениями. Экстаз в разных формах существовал во многих религиях: он встречался и в древней Греции, и в древнем Израиле 1381 . Ранней Церкви были известны многие примеры мис­тического экстаза. Экстаз Петра описан в Деян. 10 (ср. 22:17 и далее), экстаз Павла – во 2Кор. 12:2–4 . В последнем случае термин κστασις отсутствует: Павел говорит о человеке, «восхищенном» ( ρπαγντα) до третьего неба и не знавшем, находится ли он в теле или вне тела. Автор Апокалипсиса, говоря о своих экс­татических состояниях, употребляет библейское выра­жение «быть в Духе ( εν πνεματι)» (см. Апок. 1:10, 4:2, 17:3, 21:10 ). В ранней Церкви экстаз часто сопровож­дался глоссолалией (говорением на языках), как случи­лось в Пятидесятницу (см. Деян. 2:4 ). Описания экстаза очень часто встречаются в агио­графической литературе 1382 . Жизнеописатель Антония Великого сообщает, что тот «однажды, сидя и занима­ясь рукоделием, впал как бы в экстаз» ( σπερ εν κστσει γγονε) 1383 ; в другой раз, во время молитвы де­вятого часа, он «ощутил в себе, что восхищен разумом» (fio- θετο εαυτν αρπαγντα τη δινοια) 1384 . Об авве Висса­рионе (IV век) сообщается, что он сорок дней пребыл в состоянии экстаза 1385 . Авву Силуана многократно заста­вали в состоянии экстаза 1386 . Авва Пимен в состоянии исступления, как передают, был на том месте, где «при Кресте стояла Богоматерь Мария и плакала» 1387 . Об ав­ве Исидоре говорится, что его охватывало состояние изумления во время общей трапезы 1388 .  В некоторых агиографических  памятниках  упоминания  об  экстазе встречаются столь часто, что почти все положительные персонажи повествования постоянно впадают в это со­стояние; например, в «Житии св. Симеона Столпника» упоминается более пятнадцати случаев экстаза: самого Симеона 1389 , его матери, Марфы 1390 , архимандрита Ио­анна 1391 ,  Конона 1392 ,  Феосевии 1393 , и  целой  толпы  лю­дей 1394 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Все сказанное о прелести и измененных состояниях сознания относится и к такому состоянию, как исступление (экстаз): Эта достаточно категоричная позиция Григория Паламы является принципиальным положением, вытекающим из святоотеческого противопоставления экстравертированности и интровертированности: первая происходит от направленности на соблазны внешнего мира (появившейся после грехопадения прародителей в раю), и, наоборот, последняя делает возможным обращенность человека внутрь себя, к находящемуся там царству Божию ( Лк. 17:21 ), а значит, и к Богу. Поэтому неудивительно, что в православии к экстазу отношение весьма критическое. Против экстаза выступали многие отцы первых веков церкви: Ириней Лионский (II в.), Тертуллиан (III в.), Иоанн Златоуст (IV – нач. V в.), Григорий Нисский (IV в.), Евагрий Понтийский (IV в.) и др. Последний, например принципиально не использовал даже сам термин «экстаз», хотя он широко употреблялся в его время в обыденном языке, философских учениях и т. д. Даже у такого свободолюбивого мыслителя, как Оригена , слово «экстаз» почти всегда имеет отрицательный смысл: он есть безумие, потеря умственного равновесия 261 . И по блаж. Августину крайне важна обращенность внутрь, а экстаз происходит только «внешним образом» 262 . И наоборот, ярко выраженную экстатическую направленность имеют многие околохристианские секты и антихристианские учения. Так, например, монтанизм в своем искании харизматических экстазов готов был обвинить Церковь в измене апостольской линии. Церковь якобы сошла с того пути, на котором она жила в апостольский век, что в Церкви иссякли те силы, которые когда-то действовали в ней, что в ней угас огонь пророчества 263 . С православной точки зрения экстазы, видения и откровения не являются чем-то самодостаточным самим по себе: при этом важно их содержание и то, как они совершаются. Все эти сектантские «откровения» происходят вне и против церкви: монтанисты претендовали на то, что все во все предыдущее время не было полноты Божественного откровения, которое именно они только и приносят. Экстатические переживания представляют собой основной источник магических и религиозных сил в различных архаических (дохристианских) верованиях.

http://azbyka.ru/dushevnye-sostoyaniya-v...

Владимир 26 декабря 2011, 00:14 2. Но кто возлюбит мудрость, ибо с нею и печать, печать слез. Но отрется всякая слеза, ибо ухо не слышало, и глаз не видел, что уготовил Бог любящим Его. А мудрость проповедуем между совершенными, т.е готовыми услышать. Потому и проповедь Его, Им, в основе была между своими, но свои, Его, не приняли, но что говорит Писание, того, или что Бог очистил, не почитай за нечистое. И это слово Его было обращено к Петру, который вначале поступал не по правде и сторонился язычников, но ап. Павел самый малый из них проповедовал среди малых, и там где была совесть, там было и освещение познания Его, а там где Его знания, там и слезы. Ибо и скорбь не о тлении, а о Глаголах Будущего Века. Как и странник в далекой стране, или острова, не прольет ли слезы о доме отечества своего. Но эта книга уже написана, но ищем на краю света, а она внутрь нас, и имя ей – Слово Божие. Татиана 25 декабря 2011, 19:01 Храни Вас Боже Старчик Святый. Прошу Ваших святых молитв. Наталия 25 декабря 2011, 02:03 Статья не понравилась. Многие вещи,затронутые здесь,можно найти у Святых отцев,и при том не в таком эйфорическом духе. Какой смысл в передвижении гор? Неужели обязательны слезы на молитве? Много других наивных моментов,о которых рассуждать нет ни времени,ни желания. Владимир 24 декабря 2011, 21:04 Экстаз - первоначальный смысл духовного состояния (Платон, он же впервые и употребил это понятие), сегодня, кто какой экстаз знает, так и воспринимает его смысл, и это вполне естественно по природе человеческой. Но, совершенный экстаз имеет духовное понимание, когда тело становится причастником Духа Святаго, причем после причастия в уединении и без технологий, это уже благодать Божия, но благодать Божия во всем, и в черном и в белом, и в слезах и в радости. Но для того, чтобы не путать белое с черным, необходим опыт и не один, и белого, и черного, но через все это пройти не поле вспаханное перейти. Ибо и апостол Павел говорит: " вы еще недосмерти сражались " , а каждое слово в Святом Писании не имеет двойственного толкования. А там, где одна сторона медали экстаза, восторга гордости и непревзойденности ума, там нет истины, там ложь,там оковы сковывания, как и экстаз в понимании плоти.

http://pravoslavie.ru/50539.html

Несомненно, что Григорий Нисский был первым христианским теоретиком, который не колеблясь рассматривал феномен экстаза: он сумел выделить в нем основные элементы и включить их в учение о духовной эволюции души. Именно в этом смысле, более чем в каком-либо другом, он христианизировал экстаз, утвердив в правах экстатический словарь, который был частью древней традиции греческих философов 1322 . Псевдо-Дионисий заимствовал свой словарь экстатических терминов, с одной стороны, у Филона Александрийского и Григория Нисского , а с другой – у их предшественников неоплатоников. И если его влияние на Востоке было, по-видимому, довольно ограниченным, то на Западе, напротив, оно представляется весьма значительным 1323 . Поскольку цель этого краткого обзора – попытка введения в писания и учение Отцов, мы выделим лишь те аспекты экстатических состояний, которые помогут нам понять их сущность и в то же время определить особый характер экстаза христианского. Экстаз – сосредоточение на объекте Экстатические состояния, описаниями которых наполнены рассказы о святых монахах, чаще всего относятся к тому, что называется экстазами сосредоточения на объекте 1324 . Речь идет о мысленной установке на сосредоточение на объекте высокой значимости, которое приводит к ослаблению или даже к достаточно радикальному прекращению умственной активности. Различные свидетельства тесно связывают экстаз и видение (ρασις, πτασα, φαντασα, θεωρα). Экстазы св. Антония 1325 , как и Пахомия 1326 и Иоанна Колова 1327 , имеют ясно выраженный характер видений 1328 . Иоанн Мосх использует выражение γνομαι ν κστσει κα θεωρ как постоянный рефрен 1329 . Идеал, предложенный Виссарионом или псевдо-Макарием, – «быть как многоочитые Херувимы и Серафимы» 1330 , можно выразить и в экстатических терминах. Иоанн Лествичник объясняет такое отношение: «Монах, собственно, есть тот, кто имеет невозносящееся око души и недвижимое чувство тела... кто находится в непрерывном восхищении ума к Богу» 1331 . Отношение греческих Отцов к воображаемым видениям хорошо известно 1332 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

Есть харизматистская альтернатива 4-й ступени; последователи Монтана (II в.) считали Церковь общиной душевных людей. Знаменитый апологет Тертуллиан принял соблазн и стал расколоучителем. Раскольники (духовные) устрожали церковные правила о второбрачии и постах (стояниях). Возглавляли их лжепророки, впадавшие в безумный экстаз. Так получалось откровение «духа», которое ставили на порядок выше Евангелия. Открывались им и наступление конца времен, и размеры молитвенных покрывал. Монтанистов принимали в Церковь через крещение, как язычников. Секта исчезла в VIII в., пережив неосуществление пророчеств о скором Пришествии. Монтан и многие сектанты кончили самоубийством 5 . Экстаз монтанистов типичен для язычества (шаманизм и пр.); при Апостолах не было умоисступлённых пророков 6 . За отход от апостольской традиции монтанисты поплатились кровью: прелесть экстаза среди наслаждения (в откровениях «духа») порой разоблачается и даёт горечь, та вызывает отчаяние, «отчаяние обращается в умоисступление и увенчивается самоубийством» ( святитель Игнатий Брянчанинов) . ПЯТАЯ СТУПЕНЬ – НЕПРЕСТАННАЯ МОЛИТВА На середине пути восхождения экстаз сведённого в сердце ума преображает молитву и, если Бог благословит, человек исполняет апостольскую заповедь: непрестанно молитесь ( 1Фес 5:17 ). На 5-й ступени ум непрестанно стоит в сердце, молясь. Образуется устойчивое взаимодействие внимания и молитвы. Такое взаимодействие служит подвижнику при восхождении двигателем. Вместе с монашеством возникла псевдомонашеская ересь духовных христиан мессалиан, то есть молящихся 7 . Харизматисты верили: все люди одержимы, бес не изгоняется Таинствами, только молитвой и подвигом. А исихаст бежит из мира страстей, а не от людей, не от Церкви. И Таинства Церкви и подвиги! приобщают благодати; Таинствами благодать приходит; подвижничество готовит сердце к её принятию и после хранит благодать 8 . Личная непрестанная молитва исихастов не требует ясного сознания у подвижника, она продолжается и во сне. Ей не мешает общение с людьми, она сочетает любовь к Богу и людям. Непрестанная молитва предвкушает вечное общение с Богом. Это чудо стало возможно на пути краткословной молитвы. В отличие от продолжительных, краткая молитва не нуждается в повышенном внимании и лучше укореняется в ум и сердце. Распространена практика краткой Иисусовой молитвы: Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного. Предельно краткий вид её: Господи, помилуй. ШЕСТАЯ СТУПЕНЬ – СТЯЖАНИЕ БЛАГОДАТИ БОЖИЕЙ, СИНЕРГИЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Serzhant...

По изъяснению блаженного Феофилакта, «исступление (экстаз) означает и изумление при виде чуда и то (состояние), когда человек не владеет своими чувствами, будучи восхищен в мир духовный». Слово κστασις (экстаз) употребляется нередко в смысле изумления, страха, ужаса ( Мк.5:42; 16:8 ); ( Лк.5:26 ); ( Деян.3:10 ); но чаще собственно, как один из способов принятия человеком непосредственных божественных откровений чрез видения ( Числ.12:6 ). Исступление или экстаз есть такое необычайное, не по вине человека бывающее, более или менее нечаянное состояние человека, когда в бодрственном его положении внешний мир со всеми его явлениями и впечатлениями как бы закрывается совершенно для его внешних чувств и внутреннему его чувству открываются явления другого, невидимого мира, какие Богу угодно открыть таковому избраннику в видениях. Святой Апостол Павел весьма характерно выражается об этом состоянии человека, когда говорит о подобном состоянии, испытанном им самим: «в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю, Бог знает» ( 2Кор.12:2–3 ). Такое состояние исступления, экстаза, духовного восторга, нашло на Петра во время молитвы его на кровле дома в Иоппии (см. у преосвящ. Михаила, стр. 270). В иносказательных словах Господа много разъясняющего этот вопрос, стоявший в Церкви на неотложной очереди к его разрешению, ввиду всемирного назначения Евангелия, ибо всем было памятно слово Господа: «проповедите Евангелие всей твари» ( Мк.16:15 ). А теперь Апостол Петр находит, что многие твари не чисты. Почему? Потому, что по закону Ветхого Завета одни в отношении употребления признаны годными, а другие не годными. Но Тот же Законодатель Бог вещает, что когда Он очистил нечто, того уже нельзя продолжать считать нечистым. Следовательно, когда повелено было возвещать Евангелие всей твари, то и нужно всем проповедывать, и тех, кто примет эту проповедь, не считать больше нечистыми и принимать в общение одинаково, как и Иудеев. Чудесность явления и троекратность внушения не могли, конечно, не воздействовать в смысле углубления в значение видения и того, что его должно уразумевать не в обыденном значении пищи, ибо виденное как спустилось с неба, так и поднялось туда, как невещественое, а духовное, о котором потому и рассуждать должно было духовно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Отец Георгий: Еще преподобный Силуан Афонский говорил: «Неверующему человеку, который хочет поверить, советую обратиться к Богу с молитвой: “Господи, если Ты есть, то откройся мне, и я послужу Тебе всей жизнью своей”». И за такую смиренную молитву Господь обязательно откроется человеку. И вот вас Господь надоумил так поступить даже и без знания этих слов преподобного Силуана, и вы на своем опыте убедились в их истинности. Андрей Ветчинкин: Да, Силуана Афонского я не читал. Но, с другой стороны, если человек хочет, то рано или поздно он приходит к тому, что надо выбирать. В конце концов бесы тоже от меня не отстали. Говорят: «Ну да, Православие – истинная вера. Ну и чего? Вот сейчас ты будешь выполнять волю Божию, будешь рассказывать об Истине. Но большинство людей тебя не послушают, они не спасутся. А что с ними будет – мы тебе расскажем». Рассказали. И вот если думаете, что в аду только муки совести, – это не так. Там на самом деле всё очень конкретно. «Ну хорошо, а зачем тебе это? – продолжают они. – А мы тебе можем дать власть, деньги или экстаз своеволия». Экстаз своеволия, экстаз распада – то, чем бесы привлекают горделивых людей. Многие не хотят познавать истину, потому что хотят жить по своей воле. Еще бесы нашептывают: «Вот, православные живут по воле Божией, и у них по жизни плохо: то болезни, то проблемы какие-то. А у тех, кто по своей воле живет, всё хорошо». Действительно, если человек не живет по воле Божией, то бесы ему по крайней мере не мешают. А если человек начинает по-серьезному освобождаться от их влияния через жизнь по воле Божией, то бесы начинают противодействовать. То одно закрывается, то другое. С карьерой проблемы начинают возникать. Вообще, если ты очень сильно задел бесов, у тебя возникнет много проблем по жизни. Отец Георгий: Светские люди могут сказать на это: «А стоит ли тогда идти против бесов и лишаться каких-то возможностей?» Бесы тех, кто сознательно их слушается, вообще ни во что не ставят. Они их ненавидят Андрей Ветчинкин: Бесы людей не любят и хотят погубить. Даже когда эти люди им поклоняются – они их не любят. Сатанисты очень глупые люди. Они думают, что могут как-то бесов подкупить своим поклонением, или задобрить, или управлять ими… На самом деле бесы тех, кто сознательно их слушается, вообще ни во что не ставят. И они их тоже ненавидят.

http://pravoslavie.ru/82579.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010