Однако не приводится ни одного достоверного факта, ни одного судебного решения относительно названных религиозных объединений. Смысл этой страшилки в том, чтобы " промыть мозги " подросткам, вызвать у школьников негативные эмоции к названным организациям. Доказательств " деструктивности " или, скажем, потворства терроризму, или " тоталитарности " , разумеется, нет. Не случайно, что Европейский суд по правам человека принял к рассмотрению четыре жалобы, в том числе и от названных организаций, по фактам дискриминации и ущемления прав верующих. Страшилка для студентов " Глубинные, стратегические по последствиям, антисоциальные особенности деструктивных культов, – пишет Т.Н. Кильмашкина в учебнике (sic!) " Конфликтология: социальные конфликты " (М., 2004), – кроются в основах их вероучений, а не в официальных уставах или рекламных материалах. Адепты культа, идентифицируя себя с его учением, легко становятся фанатичными исполнителями всяких экстремистских положений. Мотивация сектантов, как правило, намного сильней и устойчивей, чем у обычных уголовных преступников. Таким образом, государство должно быть заинтересовано в исследовании особенностей вероучений сект, приводящих к безнравственным и противоправным деяниям. В нашей стране процессы появления различных духовных и иных культов приобрели широчайший размах " . Далее к числу причин роста " сект " автор отводит " попытки расчленения истинной абсолютной религии – православия и других крупных традиционных созидательных вероучений " . Автор учебника для студентов объявляет православие " истинной абсолютной религией " , а членов организаций, иначе относящихся к христианству, сравнивает с уголовными преступниками. Такой текст нельзя считать ни научным, ни объективным, ни достоверным. В приведенном примере очень высок эмоциональный фон. Автор использует эмоционально насыщенную лексику, что не свойственно научной речи. Слова и словосочетания " сектанты " , " фанатичные исполнители " , " экстремистский " , " уголовные преступники " , " безнравственные и противоправные деяния " призваны настроить читателя на негативную эмоциональную волну. Доказательства при этом не приводятся.

http://religare.ru/2_35540.html

3 . Для постижения истинности, красоты и глубины истинной веры через сравнение с противоположностью, антитезой. 4 . Для выявления искажений и неполноты веры в самом себе ( зародыши сектантства в себе ). 5 . Ради обыденного любопытства и суемудрия, в связи со склонностью к оккультизму и магизму. Что же такое – деструктивные секты , встревожившие все позитивные силы в мире? Деструктивные секты и деструктивные культы весьма схожи. Поэтому определение их практически совпадает. Повторим его. В настоящем пособии под деструктивными сектами понимается разновидность культов, разрушительных по отношению к естественному гармоническому состоянию личности: духовному, психическому и физическому (внутренняя деструктивность), а также к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, вероисповеданиям, порядку и обществу в целом (внешняя деструктивность). Такие культы противоположны традиционным созидательным вероучениям, хотя зачастую и имеют некоторое поверхностное внешнее сходство (на чем спекулируют борцы за равноправие любых вероисповеданий). Очевидно, что деструктивность культов зла проявляет себя и в сфере отношений, регулируемых моралью и правом. Понятие « секта » пока не имеет четкого научного определения в социологии и психологии, хотя в международной правовой практике встречается достаточно часто для того, чтобы считаться устоявшимся юридическим термином. Одно из определений этого понятия см., например, в книге Хвыля-Олинтер А.И., Лукьянов С.А. «Опасные тоталитарные формы религиозных сект» – М.: Издательство Свято-Владимировского Братства, 1996. Можно определять слово «секта» через разные понятия: психологические, политологические, философско-культурологические, теологические, религиозные, богословские. Повторим социально ориентированное и духовное определения секты. В социальном аспекте сектой можно назвать организацию или группу лиц, замкнувшихся в своих узких интересах (в том числе культовых), не совпадающих с интересами общества, или безразличных, или противоречащих им. Они отличаются от групп, сложившихся на основе общих интересов, именно замкнутостью и отчужденностью всех сторон своей внутренней жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В VI-IX вв. н.э. на юге Индостана в результате включения местных культов в ареал индуизма возникло так называемое движение бхакти. Непреодолимое влечение бхакта к божеству подобно одержимости; оно возникает внезапно, порождаемое безграничной притягательностью и красотой божественного облика. Позднее движение бхакти получило дальнейшее развитие уже на севере Индии. В это время здесь индуизм сталкивается и взаимодействует с исламом. Бхакти и суфизм становятся основами для попыток соединения индуизма и ислама. Некоторые проповедники бхакти стали почитаться святыми как мусульманами, так и индуистами, а отдельные течения бхакти образовали синкретические индо-мусульманские секты или дажб самостоятельные религии, самой крупной из которых является сикхизм. В средние века эмоциональная преданность божеству становится преобладающей формой индуистской религиозности. В первые века нашей эры складывается верховная триада индуистских богов – Брахма, Вишну и Шива, в которой Брахма является создателем, Вишну – хранителем, а Шива – разрушителем мира. В дальнейшем культ Брахмы практически не получил развития, зато приверженцы Шивы и Вишну создали множество храмов, украшенных их изображениями, сложили множество гимнов, составили огромный корпус литературы, в который входят прежде всего пураны, а также «сектантские» тексты индуизма – агамы,самхиты и тантры, написанные по большей части в I тысячелетии по Р.Х. В них подземное течение неарийских религиозных представлений и практик окончательно смешивается с ведической традицией. Отныне индуизм – религия прежде всего агам и пуран. Таким образом завершается формирование индуистского синтеза. В агамах, в частности, даются подробные описания различных видов луджи – неведийских по происхождению обрядов поклонения богам. Агамические ритуалы сделались основными для индуизма, а немногие сохранившиеся ведические претерпели значительные изменения под их влиянием. По мере распространения индуизма в Индостане происходила ассимиляция архаичных местных культов богини (санскр. Дэви), отождествленной с Шакти – изначальной божественной силой, или энергией бога. Течение индуизма, в котором культу великой богини отводится центральное место, называется шактизмом. В нем Шакти понимается как самостоятельное и активное имманентное женское начало мироздания, без которого не может действовать само по себе пассивное трансцендентное божество – Шива. Почти синонимично шактизму понятие тантризм (тантрами называют агамы, построенные в форме диалога Шивы и его супруги Парвати). Однако тантрическими являются и некоторые направления шиваизма. В них Шакти неотделима от Шивы и действует как его проявленная воля. Мифологически Шакти обычно персонифицируется в образах супруги Шивы, выступающей под именами Дурги, Кали, Умы, Парвати и др. Тантрическую окраску имеет у вишнуитов представление о жене Вишну – Лаки/ми, а так же о жене Рамы – Сите и любовнице пуранического Кришны – Радхе как об их неотъемлемых энергиях.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

550 Цит. по: Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник. С. 223. 551 Мысли на каждый день. Всемирный Духовный Университет Параджита Брахма Кумарис. Маунт Абу (Раджастан). Индия, 1993. С. 26. 567 Подробнее см.: по-русски на hltp://www.saibaba.da.ru, по-английски на http://www.saibabaguru.com 571 Попов И. Мистическое путешествие в Индию с Борисом Гребенщиковым//«Я – молодой». 1997. 27–29 (155–157), июль. 577 Свидетельства см.: по-русски на http://www.saibaba.da.ru, по-английски на http://www.saibabagu ru.com 589 Ефремов И.С. Секта Саи Бабы: Дипломная работа по кафедре сектоведения ПСТБИ. М., 2001. С. 19–20. 597 This Is a Revolution. Bhagwan Shree Rajneesh, video cassette 18C236, Dec. 28.1980. Цит. по: Мартин У. Царство культов. С. 288. 602 См. также в гл. 21 главный закон сатанизма, сформулированный А. Кроули: «Делай, что хочешь – в этом весь закон». 604 Ошо, Нирвана – последний кошмар. Цит. по.: Амрит Свами Прем. Ошо: первое знакомство. С. 18–19. 607 Bhagavan Shree Rajneesh. Meditation... P. 27. Цит. по: Вэндерхилл Э. Мистики XX века: Энциклопедия. С. 421. 616 Shagavan Shree Rajneesh. Meditation... P. 169. Цит. по: Вандерхилл Э. Мистики XX века. С. 418–420. 621 Медведев М.Ю. Пять дней в Орхусе, или православный взгляд на «новую духовность». Пермь, 1995. С. 47–48. 622 Bhagwan Shree Rajneesh. Rajneeshesm. Rajneeshpuram, Oregon. 1983. Цит. по: Мартин У. Царство культов. С. 291. 625 Ошо. Секс. Цитаты из бесед. М., 1993. Цит. по: Новые религиозные организации России... С. 280. 630 Chandler Uday Singh. Sins of Bhagwan//India Today. 198 г. June 15. Цит. по: Мартин У. Указ. соч. С. 288. 639 Из проповеди Бхагвана Шри Раджниша в Раджнишпураме 12 ноября 1984 года. Цит. по: Мартин У. Указ. соч. С. 292. 640 Dietrich Bill. Conflict Over Rajneeshpuram//Seattle Times. 1984. Sept 9. P. 83. Цит. по: Мартин У. Указ. соч. С. 292. 641 Из проповеди Бхагвана Шри Раджниша в Раджнишпураме 12 ноября 1984 года. Цит. по: Мартин У. Указ. соч. С. 292–293.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Вследствие сказанного можно выделить феномен нетрадиционной религиозности, суть которого сводится к распространению вероучений, не связанных с привычными традиционными религиями, возникновению различных псевдохристианских сект и восточных культов, часто тоталитарных по своей сути. Так секуляризация «оборачивается процессом ресекуляризации – возвращения религии, но уже в виде синкретических… религиозных практик и мистических культов, завоевывающих все больше поклонников и сторонников» 402 . В словаре религий под редакцией В. Зюбера, Ж. Потэна читаем: «Сегодня светский мир, в свою очередь, подвергся «расколдовыванию». Тем самым создаются благоприятные условия для появления новых форм религиозности…» 403 . Выше в этом же словаре находим: «Следуя примененному социологами Максом Вебером (18641920) и Эрнестом Трельчем (18651922) подходу, секту можно определить как добровольное объединение религиозно настроенных людей, которые находятся в довольно напряженных отношениях с окружающим их миром. С этих позиций секту можно определить как сплоченную и довольно воинственную группу верующих, которые разделяют критически-утопическое отношение к действительности» 404 . Как правило, объединения, подпадающие под данное определение – это по сути «новые религии» как восточного, так и западного происхождения. Долгое время американские культурологи, фиксируя снижение канонической религиозности, объясняли этот факт религиозным денаминационным плюрализмом. Действительно, существующая в протестантском богословии «теория ветвей» исходит от утверждения, что каждая деноминация содержит истину в определенном спектре, а, следовательно, различия во взглядах и структуре не имеют значения, но только способны взаимно обогащать. Н. Ревуненкова в труде «Протестантизм» отразила эту позицию: «Расколы и вероучительные споры были одним из постоянных явлений в жизни христианской церкви на протяжении двух тысячелетий, и ныне протестантские теологи вновь с надеждою обращаются к истокам. Они убеждены, что Христос, придя в мир, учил о вселенском значении церковного института. Они считают, что апостолы и их непосредственные преемники придерживались строгого наказа Господа снисходить друг к другу с любовью, стараться сохранить единство духа ради выполнения общей цели. С самого начала церковное единство совмещалось с разнообразием во взглядах и структуре первоначальных христианских общин, но существовавшие разные Церкви считали свое сотрудничество с остальными нормой христианских отношений… Идеал вселенской церкви не должен ограничиваться конкретными проектами, он важен сам по себе, как чувство духовного единства, невидимого, но реально существовавшего при апостолах. Духовное единство вдохновляло миссионерство апостолов и открывало перспективы для распространения церковного влияния. Влияние имело божественное Слово, которое еще не было стеснено догматическими границами» 405 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, вспоминая прописанные во всех частях данной информационно-аналитической работы разрушительные тенденции, невозможно не согласиться с тем, что укрепление и поддержка традиционных для нашей страны религиозных организаций, противодействие распространению тоталитарных деструктивных культов являются неизбежным и необходимым шагом, диктуемым потребностью в противостоянии распространению влияния новых для России, зачастую имеющих скрытые далеко идущие политические и экономические цели, культов, организаций и сект, многие из которых представляют собой мощные, хорошо организованные сети транснационального масштаба, тоталитарные или полутоталитарные по духу Если именно сейчас, на пике разрушения морально-нравственных устоев общества, массированной деградации социальных интеллектуальных и духовных ресурсов, невиданного ранее роста алкоголизма и наркомании, снижения возраста начала потребления психоактивных веществ до 9-10 лет, целенаправленного разрушения традиционных религиозных институтов его не использовать, то в недалеком будущем вся страна превратится в огромную психиатрическую и наркологическую лечебницу с раскиданными по бескрайним просторам тюрьмами, переполненными наркоманами, вместе с многочисленными так называемыми " евангельскими церквями " , дробящими некогда единое духовно-информационное пространство России на осколки. Безусловно, наблюдаемое в наше время широкомасштабное алкогольное и наркотическое безумие, повсеместная практически бесконтрольная деятельность сектообразных новообразований с суррогатной псевдодуховной начинкой - угрожающий и, к сожалению, быстропрогрессирующий симптом надвигающегося заката русской цивилизации. Это лакмусовая бумажка состояния современного социума и лишь " верхушка айсберга " многокомпонентной проблемы. Проблемы, уходящей корнями в начало становления молодой России на постсоветском пространстве, и даже несколько раньше. Заключается она вот в чем. Социальным смыслом в послереволюционной России служила большевистская коммунистическая идеология.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

Проблемы защиты от социально-психологического насилия обсудили в Харькове Харьков, 5 февраля 2004 г. В Харькове состоялся «круглый стол», посвященный проблеме социально-психологического насилия в интеллектуальной и духовной сферах личности, на тему: «Психологическое насилие и свобода совести в современном мире», организованный общественной организацией «Общество защиты семьи и личности», ассоциированным членом Европейской Федерации Центров по исследованию и информированию о Сектантстве F.E.C.R.I.S, сообщает пресс-служба Украинской Православной Церкви. Круглый стол является первым этапом в реализации проекта «Защита личности от психологического насилия со стороны тоталитарных и деструктивных культов», который был поддержан Координационным комитетом по межцерковной помощи в Украине. В ходе работы «круглого стола» обсуждались вопросы выявления и классификации потенциальных и явных угроз психологическому здоровью человека со стороны тоталитарных и деструктивных культов, а также обмен информацией о путях и методах, обеспечивающих личности возможность противостоять психологическому насилию, способности объективно и критически оценивать окружающий мир. Участники круглого стола отметили необходимость создания рабочей группы по разработке информационно-профилактических программ для специалистов сферы образования и учащихся средних школ по проблеме психологического насилия и негативного влияния культовых организаций тоталитарной и деструктивной направленности. На форуме были рассмотрены доклады по следующим темам: " Организация психологической службы для профилактики психологического насилия " - Халин Андрей Иванович, председатель правления ОО «Психокультура», психолог, Харьков; " Духовность, культура, ребенок " - Сидин Василий Евгеньевич, директор Духовно-воспитательного центра, руководитель театра детей «Тимур», Харьков; " Проблема профилактики психологического насилия и манипуляции сознанием в молодежной среде " - Петухов Владимир Эдуардович, председатель правления ОО «Общество защиты семьи и личности», психолог, Киев;

http://pravoslavie.ru/8872.html

В один замечательный вечер моя супруга сказала, что сегодня она встретила одну серьезную женщину, которая предложила ей представлять интересы одной западной компании. Весьма нестандартное для экономических культов словосочетание — представлять интересы, что и не потревожило моей бдительности. От редакции: мы получили множество откликов на статью матушки Вероники Артемьевой о коммерческих сектах и сетевом маркетинге: Бизнес-секты и коммерческие культы, или как заработать миллион, не вставая с дивана . Бывший сотрудник компании «KGC networks» Сергей Смоляков согласился написать статью о своем опыте работы в подобной структуре. Поводом для написанного по большей части является то, что, по моему мнению, сегодня уже существует вполне конкретная угроза массового вовлечения людей в экономические секты, да и  собственным опытом общения с проводниками к сытой и богатой хочется поделиться с пользователями Интернета уже почти полгода. Если у большинства людей за годы жесткой экспансии тоталитарных религиозных культов уже выработался определенный духовный иммунитет, то в свете культивирования американских ценностей финансового обогащения, к экономическим сектам иммунитета практически нет. Спасает временами только полученная из СМИ или на своем собственном опыте информация о таком явлении, как финансовые пирамиды. Но финансовая пирамида — это просто цветочки по сравнению с реальным экономическим культом (слово культ, по моему мнению, подходит больше, чем секта). Для начала я коротко расскажу о себе, для того, чтобы читающему сие творение было проще понять, по каким причинам или исходя из каких умозаключений, я составлял свой пусть печальный, но незаменимый и очень полезный для меня лично жизненный опыт. По образованию я социальный психолог и, как ни странно, это привело меня к воцерковлению. Некоторое время работал консультантом на телефоне экстренной психологической помощи и параллельно получал весьма конкретный богословский ликбез в течение трех лет на местных епархиальных высших богослово-пастырских курсах. К моему великому сожалению закончить и получить диплом не получилось по определенным жизненным обстоятельствам, но самообразование не оставил, тем более что мой духовник на этих курсах преподавал нравственное богословие. Нашел себя в торговле, работал и работаю торговым представителем в ведущих торговых компаниях региона, а теперь России и, соответственно, что такое продажи и с чем их едят, я представляю более чем конкретно.

http://pravmir.ru/zhiznennyj-opyt-za-900...

Выше мы говорили о том, что в США, в отличие от России, “религиозная анархия” носит организованный, то есть управляемый характер. Организованный – да, безусловно. Но вот управляемый ли? – Скорее всего, во многом уже нет. Джин выпущен из бутылки… Кто есть кто в религиозном мире. Что же это такое – деструктивные секты, деятельность которых не может не вызывать сегодня тревоги во всем мире? Скажем так: деструктивные секты есть все многообразие культов, разрушительных по отношению к естественному гармоническому состоянию личности – духовному, психическому и физическому (внутренняя деструктивность), а также к созидательным традициям и нормам, сложившимсясоциальным структурам, культуре, вероисповеданиям, порядку и обществу в целом (внешняя деструктивность). Такие культы по своему хараатеру противоположны созидательным традиционным вероучениям, хотя и имеют с ними некоторое кажущееся внешнее сходство (на чем и спекулируют борцы за “равноправие всех вероисповеданий”). Понятие секта на сегодняшний день, к сожалению, еще не имеет четкого научного определения в социологии и психологии, хотя в международной практике встречается достаточно часто для того, чтобы считаться вполне устоявшимся юридическим термином. В социальном аспекте сектой можно назвать организацию или группу лиц, замкнувшихся в своих узких интересах (в том числе и культовых), не совпадающих с интересами общества, а зачастую прямо противоречащих им. Они отличаются от “обычных” групп, сложившихся на основе каких-либо общих интересов именно замкнутостью и отчужденностью от внешнего мира всех сторон своей внутренней жизни. Источники и стимулы правонарушений в среде религиозных движений двояки. Это могут быть какие-либо личные поводы, интересы отдельных адептов или групп. Правонарушители такого рода периодически появляются в любых социальных слоях. Но глубинные, стратегические по последствиям криминальные особенности деструктивных культов кроются, как уже отмечалось, в самых основах их вероучений (а не в официальных уставах, на что следует специально обратить внимание). Надо учесть, что вообще верующий человек весьма сильно отличается от неверующего. Характер же этого отличия, его специфика всецело определяются тем, во что и как он верит. Естественно, что адепты деструктивного культа, идентифицируя себя с его учением, легко становятся фанатичными исполнителями любых экстремистских положений – мотивация сектантов, как правило, намного сильней и устойчивей, чем у обычных уголовных преступников. И, конечно же, сегодня, когда мы сталкиваемся с такой широкомасштабной агрессией со стороны тоталитарных сект, государство должно быть заинтересовано в исследовании их особенностей, приводящих к безнравственным и противоправным деяниям.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lyudi-po...

Судя по обнаруженному также полицией на месте трагедии алтарю с оккультными символамии надписями “роза и крест”, эта секта является одной из групп ордена розенкрейцеров. 22 декабря1995 г. 16 адептов «Храма Солнца» совершили самосожжение во Французских Альпах. – В июне 1994 г. в японской префектуре Нагано сектой “АУМ Синрике” был осуществлен террористический акт с использованием зарина. Погибло 7 человек (двое из руководителей культа – Масами Цутия и Икуо Хаяши признались в изготовлении зарина). 20 марта 1995 г. той же сектой была произведена газовая атака в токийском метро. Результат – 12 жертв и 5000 пострадавших. – В феврале 1996 г. террористами из египетской группировки “Аль-Гамаа-аль-исламия” было убито 8 христиан коптов. – В мае того же года террористами из “Вооруженной исламской группы” (Алжир) убиты 7 французских монахов, похищенных ранее из монастыря. – В 1999 году псевдоисламскими террористами в городах России была осуществлена серия изуверских взрывов, жертвами которых стали десятки мирных граждан… Следует еще раз подчеркнуть – перечень этот далеко не полон, он включает в себя только некоторые , наиболее характерные преступления всего лишь нескольких культов зла. 14 Однако и этого “малого” довольно, чтобы понять, какую опасность несут в себе подобные культы и насколько необходимы неотложные меры по урегулированию настоящей проблемы как в международных масштабах, так и в России – что особенно должно беспокоить нас как ее граждан. Выше уже говорилось, что “духовная агрессия” в нашей стране была организована при прямом участи спецслужб ряда западных государств и в первую очередь – Соединенных Штатов Америки. При этом, уже как бы вполне “естественным” порядком в Россию устремились и представители крайне деструктивных сект, в странах Запада “нежелательные” и от того – “гонимые”. В нашем Отечестве они прекрасно прижились и получили дополнительные возможности для развития. Вообще сложившиеся у нас в стране условия оказались для тоталитарных сект настолько благоприятными, что в последнее время специалисты-сектоведы стали сравнивать Россию со своего рода неким “инкубатором” для самых разнообразных деструктивных культов. Более того – это парадоксально, но пошел, так сказать, обратный процесс “религиозного обмена”. Некоторые лидеры и адепты наиболее “диких” форм подобных псевдорелигиозных объединений, из числа разросшихся за последние годы в нашей стране, для расширения сферы своей деятельности устремились за пределы России. Деятельность же эта носит, как и следовало того ожидать, такой характер, что уже сегодня создает серьезные проблемы для сотрудников правоохранительных органов целого ряда зарубежных государств. 15

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lyudi-po...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010