Т.И. Афанасьева Глава 3. Литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого второго типа § 1. Южнославянские последования ЛИЗ и ЛВВ После освобождения южнославянских земель от византийского завоевания в конце XII в. в Болгарии и Сербии началась большая работа по восстановлению славянской письменности. В период Второго Болгарского царства (1187–1396 гг.) возобновляется богослужение на славянском языке, поэтому предпринимается правка всего корпуса литургических книг по современным греческим оригиналам. Этот период представлен служебниками второго типа. Служебники второго типа неоднородны по своему составу. Их можно разделить на две подгруппы. Первая подгруппа – служебники, в которых литургии имеют архаичные черты и еще тесно связаны с ранними переводами. Вторая подгруппа – служебники, близкие к правленым редакциям, но еще не зависящие от Диатаксиса Филофея Коккина. Рассмотрим по порядку служебники этих двух подгрупп. 1.1. Рукописи второго типа, сохраняющие архаичные черты Число рукописей первой подгруппы невелико: шесть служебников, и все они южнославянского происхождения: три болгарских (Хлуд. 117 и Увар. 46, НБКМ 590) и три сербских (Q.n.I.48, Q.n.I.68, Увар. 574). Основные признаки этого типа последования литургии таковы: 1 . Все редакции литургии Иоанна Златоуста , созданные в этот период, составляются уже на базе textus receptus анафоры и молитвы Херувимской песни. 2 . Состав чинопоследования литургии второго типа близок правленым редакциям: в него как обязательные элементы входят описание облачения священнослужителей перед литургией и две молитвы перед причащением Вру и исповду ко ты еси хсъ... и Вечери твоеи таинн дн(с)ь... При этом списки этого типа еще не связаны с Диатаксисом патриарха Филофея Коккина и сохраняют ряд архаичных черт, не вошедших в последования третьего типа. 3 . Литургия Василия Великого в большинстве источников содержит неполное чинопоследование, начинающееся с молитвы об оглашенных. Начальная часть службы, совпадающая с литургией Иоанна Златоуста , отмечена рубрикой, например: разумеи извстно ко егда хощеши пти великаго василиа служб начьни пръвое иоанна златоустаго (Увар. 46, л. 45 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В память этого чуда в день иконы Божией Матери «Живоносный источник» совершается малое освящение воды В пятницу Светлой седмицы празднуется день иконы Божией Матери «Живоносный источник». Появление этой иконы связано с чудесным событием исцеления Богоматерью слепца в середине V века у источника недалеко от Константинополя. Содержание статьи Икона Божией Матери «Живоносный источник» Воин Лев, ставший впоследствии императором (455- 473), в роще, посвященной Пресвятой Богородице, встретил слепца, который попросил подать ему воды. Лев долго не мог найти водного источника, как вдруг он услышал голос Пресвятой Богородицы, которая указала ему на источник и велела приложить тину из тех вод на глаза слепцу. После этого слепой прозрел, а воин, став императором, дивясь и радуясь о чудесном исцелении, велел очистить источник и воздвиг на его месте храм. Назван был храм — свидетельство о чудесной силе источника. После падения Константинополя храм был разрушен и воздвигнут вновь только в 1834-1835 гг. В память этого чуда в день иконы Божией Матери «Живоносный источник» совершается малое освящение воды — оно происходит в течение года неоднократно, великое освящение воды совершается только в праздник Крещения (Богоявления). Иконографически образ Божией Матери «Живоносный источник» восходит к византийским изображениям типа «Владычица Победодательница», который в свою очередь восходит к изображению типа «Знамение». Первоначально икона «Живоносный источник» передавалась в списках без изображения источника, позднее в композицию была включена чаша (фиала), а после — также и водоем и фонтан. На Светлой седмице богослужение наполнено радостными пасхальными песнопениями, отменяется пост в среду и пятницу, вся литургия служится с открытыми Царскими вратами и после каждой литургии совершается крестный ход. В этот же день на литургии читается Евангелие об изгнании торгующих из храма. Явление иконы Божией Матери «Живоносный источник» В V веке в Константинополе, близ так называемых «Золотых ворот», находилась роща, посвященная Пресвятой Богородице. В роще был источник, с давних пор прославленный чудесами. Постепенно это место заросло кустарником, а воду затянуло тиной.

http://pravmir.ru/ikona-bozhiey-materi-z...

Митрополит Волоколамский Иларион: Общецерковная аспирантура и докторантура — духовная школа нового типа 28 марта 2011 г. 18:40 Два года назад Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла принял решение о создании Общецерковной аспирантуры и докторантуры . О причинах этого решения и современном положении дел в Общецерковной аспирантуре и докторантуре  имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в статье для Журнала Московской Патриархии 2011 г.), опубликованной на сайте «Церковный вестник» , рассказал ректор этого учебного заведения митрополит Волоколамский Иларион . Предшественницей новой духовной школы нашей Церкви была аспирантура при Отделе внешних церковных связей , созданная еще в 1963 году трудами приснопамятного архиепископа Ярославского и Ростовского (впоследствии — митрополита Ленинградского и Ладожского) Никодима (Ротова). Аспирантура при ОВЦС готовила кадры для служения на зарубежных приходах Московского Патриархата и в самом отделе. Фактически это были двухлетние курсы повышения квалификации. Перед Общецерковной аспирантурой и докторантурой, названной во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян, с самого начала стояли гораздо более широкие и важные задачи. Во-первых, повысить уровень научно-богословских исследований, которые ведутся в нашей Церкви. Для этого, в частности, необходимо было увенчать систему аттестации церковно-научных кадров высшей степенью — доктора богословия. Ни в одной из духовных академий до недавнего времени не было специального курса по подготовке докторов богословия. В Общецерковной аспирантуре такая возможность появилась: докторская программа рассчитана на тех, кто уже имеет ученую степень кандидата, ведет исследования в области одной из богословских дисциплин и способен оформить результаты этих исследований в виде серьезной работы. Во-вторых, необходимо было поднять уровень кандидатских работ по богословию, чтобы они соответствовали научному уровню светских диссертаций, а не были своего рода дипломными работами, которые готовят студенты при окончании духовной академии.

http://patriarchia.ru/db/text/1439779.ht...

Описание завоевания Израилем Ханаана, сопровождавшегося уничтожением коренного населения, вызывает многочисленные вопросы и даже содрогание у читателей Ветхого Завета. В связи с этим необходим тщательный анализ истоков этого образа действий – учения книги Второзаконие о «священной войне». В статье рассматриваются отличительные черты этого учения, необходимость применения принципа заклятия, а также разбираются критические мнения современных библеистов о реальности и историчности соответствующих предписаний Второзакония. В древнем мире войны были настолько обычным явлением, что даже весеннее время обозначается в 2Цар.11:1 характерной фразой «когда выходят цари в походы» 1 . В Ветхом Завете война, хотя и рассматривается в целом как отрицательное явление, все же воспринимается как неотъемлемая часть исторического бытия народа, а иногда и как необходимое деяние, имеющее два назначения. С одной стороны, военные действия могут иметь наступательный характер; в этом случае они ведутся с целью завоевания земли Обетованной, обещанной Господом патриархам (войны во времена Моисея и Иисуса Навина) или расширения территории, занимаемой израильским народом (кампании Давида, Иеровоама II и некоторых других израильских царей). С другой стороны, довольно часто Израиль ведет войны оборонительные (многие сражения эпохи судей, а также большинство войн после разделения монархии). Целью таких войн была защита народа Божия от врагов, желающих принести ему гибель и порабощение 2 . Священное Писание Ветхого Завета в целом и книга Второзаконие в частности различают два типа войны: обычную и священную 3 (выражение «священная война» в Библии не употребляется, оно введено в богословскую литературу немецким ученым Фридрихом Швалли в 1901 г.). Конечно, далеко не всегда это различие проводится четко и однозначно, ибо в древние времена все войны между народами рассматривались как сражения между богами, и израильтяне в домонархический и монархический периоды также верили, что Господь принимает участие в каждой военной операции. Потому даже войны, не имевшие никакой религиозной составляющей, в сознании людей воспринимались как священные деяния и некоторые из них имели признаки войны священной, не будучи таковыми в собственном смысле 4 словосочетание этого Вследствие. , которому в Синодальном переводе соответствуют фразы «брань Господня» ( Исх.17:16 ; Числ.21:14 ) и «война Господа» ( 1Цар.17:47, 18:17, 25:28 ), хотя оно в большей степени уместно по отношению к священной войне, применяется в Библии к войнам различного вида. Несмотря на сказанное, имеющиеся в священных книгах детали позволяют библеистам разграничивать два указанных типа войны. Более того, различия предписаний Второзакония о методах ведения войн дают критикам основание говорить о том, что тексты, повествующие об «обычной» войне и войне священной, восходят к разным источникам, о чем далее будет сказано подробнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Пятница Светлой Седмицы — 3 мая в 2019 году. Живоносный источник В пятницу Светлой седмицы празднуется день иконы Божией Матери Живоносный Источник. Появление этой иконы связано с чудесным событием исцеления Богоматерью слепца, в середине V века у источника недалеко от Константинополя. 28 апреля, 2006 В пятницу Светлой седмицы празднуется день иконы Божией Матери Живоносный Источник. Появление этой иконы связано с чудесным событием исцеления Богоматерью слепца, в середине V века у источника недалеко от Константинополя. Пятница Светлой Седмицы — 3 мая в 2019 году. Живоносный источник В пятницу Светлой седмицы празднуется день иконы Божией Матери Живоносный Источник. Появление этой иконы связано с чудесным событием исцеления Богоматерью слепца, в середине V века у источника недалеко от Константинополя. Воин Лев, ставший впоследствии императором (455- 473), в роще, посвященной Пресвятой Богородице встретил слепца, который попросил подать ему воды. Лев долго не мог найти водного источника, как вдруг он услышал голос Пресвятой богородицы, которая указала ему на источник и велела приложить тину из тех вод на глаза слепцу. После этого слепой прозрел, а воин, став императором, дивясь и радуясь о чудесном исцелении, велел очистить источник и воздвиг на его месте храм. Назван был храм — свидетельство о чудесной силе источника. После падения Константинополя храм был разрушен и воздвигнут вновь только в 1834-1835 гг. В память этого чуда в день Иконы Божией Матери Живоносный источник совершается малое освящение воды — оно происходит в течение года неоднократно, великое освящение воды совершается только в праздник Крещения (Богоявления) Иконографически образ Божией Матери Живоносный Источник восходит к византийским изображением типа Владычица Победодательница, который в свою очередь восходит к изображению типа Знамение. Первоначально икона Живоносный Источник передавалась в списках без изображения источника, позднее в композицию была включена чаша (фиала), а после — также и водоем и фонтан.

http://pravmir.ru/pyatnica-svetloj-sedmi...

Скачать epub pdf Глава 1. Типология славянских библейских текстов § 1. Богослужебное использование Св. Писания Служебный (­литургический) тип обнимает собою те и только те тексты Св. Писания, которые читаются в церкви в суточном богослужебном круге. Согласно богослужебному уставу, отрывки из Ветхого Завета читаются на вечерне с понедельника по пятницу шести недель Великого поста и Страстной недели, а также накануне Рождества, Крещения, Сретенья и некоторых других календарных праздников. Псалтырь читается на утрени, часах и вечерни, причем прочитывается целиком в течение недели. Апостол и Евангелие читаются на литургии (обедне) и на утрени воскресных и праздничных дней. В византийской церкви для удобства отправления богослужения были сформированы специальные книги узкофункционального назначения. § 2. Новозаветные апракосы Отрывки из Евангелия для чтения на литургии составляют сборник, называемый Евангелие-апракос, или служебное, литургическое Евангелие. Слово апракос от греч. πρακτος «недельный» (ср. цел. неделя «воскресенье») указывает на то, что этот сборник рассчитан на применение в праздничные и воскресные, т. е. выходные, нерабочие дни. Однако по содержанию сборник шире своего названия, многие чтения предназначены для других праздников или даже будних дней (см. ниже). Поэтому определение «апракос» применительно к Евангелию и Апостолу равнозначно по значению определению «богослужебный». Термин унаследован современной филологией от средневековой книжности, где он встречается в форме апракос, опракос, опракс (см. Жуковская 1976, с. 240, примеч. 31). В рукописях этот тип текста может называться также еваггелие изборное , как это, например, в Ассеманиевом евангелии; термин «изборно евангелие» является основным для болгарской и сербской научной традиции. По-гречески этот тип текста называется εαγγλιον. В европейской науке для обозначения этого типа новозаветного текста принят также термин «евангелистарий», чеш. evangeliá, греческий текст этого типа называется лекционарий. В римской католической церкви сходного назначения книгой, содержащей тексты для чтения на литургии (обедне, мессе), является миссал (см. Глава 5, § 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

I. Состояние учения о Св. Троице до времени Оригена в связи с философским учением об отношении первого и второго начала Учение Церкви о Св. Троице в Символах и изложениях веры Учение о Св. Троице кратко формулировано Самим Иисусом Христом в следующих обращенных Им к апостолам словах: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа ( Мф.28:19 )». Эти слова могут иметь как тот смысл, что три члена Св. Троицы, три Лица, – по установившейся с IV в. терминологии, – действительно существуют неслитно и нераздельно как три самостоятельные неделимые, – так и тот, что Бог благоволил открыться миру в трех формах, как Отец, как Сын и как Св. Дух. В первом случае догмат о Троице указывает на внутреннее самооткровение Божества, на образ существования Бога (τρπος τς πρξεως), говорит о Троице имманентной, онтологической (die immanente, ontologische [Wesens-] Trinität); во втором случае догмат есть учение об образе откровения в собственном смысле (τρπος τς ποκαλνψεως), о троичности Божества в Его отношении к миру (die transeunte, öconomische [Offenbarungs-] Trinität). Ко второй четверти III в., т.е. ко времени, на которое падает начало литературной деятельности Оригена 38 , учение православной церкви о Св. Троице нашло свое выражение, было формулировано и до известной степени раскрыто в так называемых символах и правилах веры, т.е. памятниках, авторизованных самою церковью, – с другой стороны, в памятниках христианской литературы, которая представляет ряд попыток частных лиц раскрыть ту или другую сторону церковного догмата. Древние символы веры , употреблявшиеся в различных церквах, излагают учение о Св. Троице в выражениях, сходных между собою до буквальности. Все символы западных церквей приближаются к так называемой римской форме апостольского символа. Вот самый краткий образец этого типа: «Верую в Бога Отца вседержителя, и во Иисуса Христа, Сына Его единородного, Господа нашего, родившегося и пострадавшего, и во Святого Духа» 39 . Восточная форма символа отличается от западной лишь вставкой слова «единого» в первом и втором члене символа. Самый краткий символ восточного типа читается следующим образом:

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Во-первых, надо искать " мотив преступления " . Он есть. Католичество в течение полувека переживает серьезный кризис. Эксперты говорят, что проблема католичества уже не только в пастве, в прихожанах, а точнее, в их отсутствии, сколько в монахах, священниках, в клире. В церквях и соборах попросту некому служить. Католичество требует от священнослужителей целибата, а это значит, что воспитание священников в семьях на примере родителей, как это происходит в Православии – отсутствует. Требуется постоянный приток " свежей крови " извне. Поэтому католичество в гораздо большей степени зависит от общества, чем более автономная и самовоспроизводящаяся православная Церковь. В эпоху всеобщего абсентеизма и равнодушия в Европе и США и " левого поворота " в Латинской Америке приток священнослужителей и прихожан значительно сократился. Возник острый дефицит кадров, который всерьез думали заполнить даже путем отмены целибата и введения женского и гомосексуального священства. Официально до этого не дошло, но голоса раздавались. Идеологический кризис католичества породил не только организационный, но финансовый кризис. Количество пожертвований, завещаний и т.п. благотворительных действий резко сократилось. А ведь католическая церковь – это огромная инфраструктура, которая требует своего поддержания! Благо есть старые капиталы и капающие на них проценты. Попытки решить эти проблемы предпринимались уже на II Bamukahckoм Соборе, когда католичество покаялось во всех грехах, в которых его обвиняли либералы и левые. Были отменены индексы запрещенных книг, реабилитированы ученые типа Галилея, осуждена охота на ведьм и инквизиция и многое-многое другое. Если раньше про религиозных фанатиков иронично говорили " он святее Папы Римского " , то теперь сам Папа стал либеральнее многих либералов. Особенно это относится к Иоанну Nabлy II, который активно играл в политику, чуть ли не возглавил борьбу с мировым коммунизмом, периодически предпринимал пиар-акции, типа записи молитв в стиле рэп на компакт-дисках. Вообще, Иоанн Nabeл II был неплохим пиарщком. Посмотрите, как эффектно – Папа не просто посещает все страны, но специально учит язык той страны, в которую приедет и читает проповедь на этом языке! А как мастрески разогревалась публика перед каждой поездкой, как долго потом еще закручивались " информационные хвосты " ?... Естественно, такой информационный повод, как собственная смерть, Иоанн Nabeл II пропустить не мог. Сами похороны были заранее очень хорошо подготовлены и стали мировым Но и это еще не все. Книга " Ангелы и демоны " (появившаяся в продаже сразу после " Кода да Винчи " и написанная тем же Дэном Брауном) должна была выйти сразу после настоящих похорон Папы. В любом случае, она виртуально удваивает событие, разъясняет, наполняет его смыслом, дает новую интерпретацию, просто напоминает, в конце концов. Но об " Ангелах и демонах " мы еще поговорим ниже.

http://religare.ru/2_30778_1_21.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Как рождаются языки 03.06.2008 409 Время на чтение 6 минут Мы знаем со школы, что свв. Кирилл и Мефодий, называемые в книжках просветителями словенскими, создали для славян письмо; 2 самых известных типа алфавита - кириллица и латиница, первый носит имя одного из братьев, св. Кирилла. А как вообще " получаются " литературно-письменные языки? Откуда и почему у одного народа появляется сразу несколько языков? И раз они параллельно существуют, значит, это для чего-нибудь нужно? Что прежде всего записывают " устноговорящие " прежде народы и что из этого выходит? Об этом мы беседуем с доктором филологических наук, профессором филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Александром Александровичем Волковым. - Александр Александрович, каким образом повлиял перевод Священного Писания на язык на развитие русского литературного языка? Что для нас сейчас значит труд свв. Кирилла и Мефодия по созданию славянского письма и славянского языка? - Труд святых Кирилла и Мефодия был определяющим в истории литературных славянских языков. Надо сказать, что существуют два типа образования новых литературных языков. Первый - тип переводной, второй - тип, который я бы назвал При переводном типе делается перевод некоторого принципиально важного текста с классического языка на новый образующийся литературный язык. Обычно это бывает текст Священного Писания. И под этот текст Священного Писания создаётся или к нему приспосабливается письмо на новом языке. Так образовались кириллическое и глаголическое - письмо, либо специально предназначенное для такого перевода, либо письмо, приспособленное к текстам, переводимым с греческого языка. Второй вариант - транскрипционный вариант образования нового литературно-письменного языка. Его примером является образование, скажем, старо-французского литературного языка. Самый древний текст старо-французского языка - это текст IX в. (842 г.) так называемых Страсбургских присяг, которые представляют собой запись политического договора между внуками Карла Великого германским королём Людовиком Немецким и французским королём Карлом Лысым против брата их Лотаря. Поскольку язык, на котором говорили предки сегодняшних французов, не имел письменности, текст был записан средствами латинского алфавита.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Иван-Теремец. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Небольшой кирпичный храм типа восьмерик на четверике с трапезной был построен в духе московского барокко в 1703-1704 гг. Новая обширная трапезная с приделами во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи и Димитрия Ростовского пристроена в 1894-1896 гг. Закрыт в конце 1930-х гг., к 1980 гг. сломаны главный храм и колокольня. В 1994 г. передан как подворье Екатерининской пустыни, отремонтирован. При этом основной объём храма и колокольня выстроены заново в формах, приближенно повторяющих первоначальные. Источник информации - сайт храма Кирпичная церковь в стиле московского барокко построена на рубеже XVII-XVIIIbb. От здания этого времени сохранился основной объем типа " восьмерик на четверике " с одной апсидой, сильно выдвинутой к востоку. Фасад декорирован наличниками окон, угловыми колонками, карнизом " пилой " , выполненными из кирпича. Сохранились старые металлические двери и кованые решетки на окнах. Колокольня возведена в XIXb. Существующая трапезная с двумя приделами построена в 1894 г. по проекту И.Т. Владимирова на месте разобранной древней. Колокольня возведена в 1908 г. В 1930-х гг. церковь была закрыта и лишена завершений, сейчас снова действует. http://www.ashipilin.ru/moblbaza/stupir.htm Первое упоминание о храме относится к 1577 году. В документах говорится о погосте с усыпальницей, основанной Иваном (IV) Грозным в честь павших русских воинов погибших в сражениях с татаро-монголами на территории Коневского стана. Нужно отметить, что тогда на этих землях, как и на большей части Московского княжества, хозяйничали казанские ханы и мурзы, которые грабили местное население и по рекам сплавляли награбленное в сторону Казани. С венчанием на царство Ивана Грозного в январе 1547 года на Руси начались кардинальные реформы, в том числе и военная. Стрельцы при поддержке местного населения стали давать активный отпор набегам татар. В честь победы в одном из таких сражений и царем и был построен храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=15554

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010