Не удалось извлечь искомое из базы (((

Слева - о.Владимир Воробьев Протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета  в докладе «Психические заболевания и одержимость» обратился к евангельским текстам, учению св. отцов о душе, которая непостижима, т.к. человек непостижим как образ Божий. «Науки о душе как таковой не существует», отметил он, но заболевания связаны со страстями человека. Духовные болезни часто переходят в душевные (если человек не кается), и душевное приводит к духовному. Самым трудным случаем является одержимость нечистой силой, и один из ее признаков – реакция на святыню, сказал о. Владимир «Но каждому человеку необходима прежде всего евангельская любовь», – подчеркнул священник. Григорий Копейко, заместитель директора по научной работе Научного центра психического здоровья РАН, представил доклад «Бред одержимости при психических болезнях», в котором показал, как одержимость становится маской психического заболевания. О..Хосе Вегас Священник Хосе Вегас, преподаватель Католической Высшей семинарии «Мария – Царица апостолов», лиценциат теологии и философии Папского Григорианского университета продолжил тему различения одержимости и психических заболеваний, опираясь на опыт Римско-Католической Церкви. В случае психического заболеваний человек в патологическом состоянии находится постоянно. В случае действия дьявола человек вне кризиса может вести нормальную жизнь. Психические симптомы улучшаются от принятия лекарств, а в случае одержимости нет улучшения от лекарств, а улучшение происходит в результате экзорцизма. Всего в практике священника было 4-5 случаев одержимости. Но если люди страдают только психическими заболеваниями, они все равно нуждаются в нашей помощи, отметил докладчик. Очень важным является взаимопонимание врача и священника: профессионалы должны быть сотрудниками экзорциста, т.е. членами его команды, а  «это сотрудничество является трудным»,  отметил о. Хосе. В рамках конференции обсуждался вопрос преподавания пастырской психиатрии для священнослужителей и для студентов духовных школ. Василий Каледа, профессор кафедры практического богословия ПСТГУ, заместитель директора Научного центра психического здоровья РАН рассказал о концепции курса пастырской психиатрии, основоположниками которого являются архимандрит Киприан Керн и Дмитрий Мелехов, и о практике его преподавания в ПСТГУ. Курс рассчитан на 102 часа, занятия проходят в Центре психического здоровья, включают в себя беседы с больными, обсуждения, детальное изучение заболеваний.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Но пойдем дальше. Третья фигура, о которой я буду сегодня упоминать, это очень значительная личность в испанской культуре, это писатель, философ, общественный деятель, сами испанцы называют его испанским Толстым — дон Мигель де Унамуно. Парадоксальный автор, автор замечательных стихов, романов, новелл, философских трактатов. Особенно важное его произведение носит красноречивое название «О трагическом чувстве жизни у людей и народов». Он размышляет о трагическом. Тема трагического мироощущения — ключевая для экзистенциализма. И его мышление насквозь парадоксально, как и у Кьеркегора. Еще два героя сегодняшнего нашего разговора — мыслители из России, хотя значительную часть своей жизни, если не б о льшую, они прожили в эмиграции, за границей, два самых, наверное, известных в мире русских мыслителя — это Николай Бердяев и Лев Шестов. Шестой наш герой – французский экзистенциалист, католический, драматург, философ, литературный критик Габриель Марсель. Очень интересная фигура. Седьмая фигура — это Карл Ясперс, великий немецкий философ и психолог. И восьмая — это уже упоминавшийся сегодня Мартин Бубер, еврейский философ, не просто еврейский, но хасидский. Хасиды — это мистическое течение в иудаизме. Бубер — религиозный мистик, писатель, философ, один из создателей философии диалога. Я не надеюсь рассказать о каждом подробно, но дать представление о том, что их всех объединяло. Конечно, экзистенциализм не исчерпывается религиозным направлением. Есть атеистическое. Все знают имена Жан-Поля Сартра, Альбера Камю и других. Нельзя объять необъятное, мы будем говорить сегодня о религиозных экзистенциалистах. И последнее здесь замечание, завершающее общее введение. Рядом с религиозным экзистенциализмом, ведь ярлычок — это всегда некая условная вещь, важно не то, как называет себя мыслитель, а суть его мысли. Поэтому надо сразу сказать, что есть еще два направления философии очень близких к нему, очень связанных с ним, родственных ему, вышедших из тех же вопросов. И иногда до неразличимости с ним сближающихся. Одно из них — это течение протестантской мысли XX века, которое называется диалектическая теология, это мыслители, которые вышли из Кьеркегора, подобно экзистенциалистам, это мыслители, которые глубоко размышляли об эпохе религиозного кризиса, о парадоксальности веры — это Пауль Тиллих, Карл Барт, Рудольф Бультман, Дитрих Ван Хольфер и некоторые другие. И другое направление, уже по преимуществу католическое, — это персонализм. Главный его представитель — Эммануэль Мунье, француз.

http://foma.ru/filosofyi-ekzistentsialis...

И это не просто проблема эстетики. Я убежден, что за убогой, попсовой эстетикой, говорю это вообще, в принципе, безотносительно к тем или иным конфессиям, скрывается онтологическая неспособность воспринимать Бога через красоту созданного им мира. Бог открывает себя человеку по-разному - в трагизме мученичества, в лишениях и страданиях, в возвышенной эстетике литургии (вспомним реакцию славян-язычников на православное богослужение «не знали, на небе мы, или на земле»), в радостях семейной жизни... но Бог - совершенный Творец, не открывает Себя в посредственном, убогом. Так, мы ощущаем благодатность совершенных форм иконописи и не воспринимаем ядовитые краски ремесленных религиозных картинок. Стиль теологичен. Не случайно все исторические иконы, почитаемые в качестве чудотворных, одновременно являются и очень высокими образцами искусства. Посредственных среди них нет. Что касается кризиса современного протестантизма, разумеется, то я вовсе не претендую на первенство в разработке данного понятия. Можете просто набрать «кризис протестантизма» в Яндексе и убедитесь, что это вполне устойчивый религиоведческий термин. Но термин, конечно, нуждается в прояснении. Писание учит, что дерево познается по плодам. Так вот, в преддверии 500 летнего юбилея эти плоды и можно попробовать на вкус. И вкус у них, я скажу, противоречивый. Ведь нигде в каноническом Православии и Католицизме, а это ¾, если не 4/5 христианского мира нет ни «женского священства», ни «женского епископства», ни благословения «однополых браков», ни дискуссий по поводу допустимости эвтаназии. В христианстве эти явления есть только в протестантизме. Резонно возникает вопрос: не есть ли все перечисленное закономерный результат Реформации? Есть, конечно, и другие плоды - так вполне справедливо говорится, что современная научная герменевтика продукт протестантизма, но и здесь есть своя ложка дегтя - либеральное толкование, низводящее св. Писание до уровня любого древнего «сугубо человеческого» текста тоже продукт протестантизма.

http://ruskline.ru/analitika/2016/05/24/...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Модернистская трактовка диспозиций христианской теологии в современном социокультурном пространстве, основанная, в частности, на категориальном аппарате экзистенциализма, считает, что богословие - функция христианской Церкви, и должно служить ее нуждам. Богословская система при этом обязана удовлетворять двум основным требованиям: утверждение истины христианской проповеди и объяснение этой истины каждому новому поколению. Богословие находится в непрерывном движении между двумя полюсами: вечной истиной своего основания и временной ситуацией, в которой необходимо воспринять эту вечную истину. Под «ситуацией» следует понимать не историческое или биографическое состояние людей, а тотальность творческой самоинтерпретации человека в какой-либо период и в различных формах (наука, искусство, этика и т. д.). Например, богословию нет дела до раскола между Православной Церковью и Римо-Католической Церковью, но оно озабочено интерпретацией этого события; важна не констатация факта повышения распространения душевных болезней, а психиатрическая интерпретация этих тенденций; и т. д. Богословие - это не проповедь и не консультация, поэтому успех богословия в его приложении к попечению о душах не обязательно является критерием его истинности. То, что фундаменталистские идеи горячо поддерживаются в периоды личного и общественного кризиса, еще не означает богословской действенности этих идей, как и успех либерального богословия во время личной или общественной нормализации не является свидетельством его истины. «Ситуация», которую должно рассматривать богословие, является творческим истолкованием жизни, истолкованием, которое продолжается в каждый исторический период со всеми психологическими и социологическими условиями. «Ситуация» определенно не свободна от всех этих факторов. И все же богословие рассматривает то культурное выражение, которое они получили на практике и в теории, а не сами эти обуславливающие факторы как таковые. В целом, как и многие протестанты, знаменитый немецкий теолог Пауль Тиллих (1886-1965) пытался преодолеть абсолютизацию в христианстве символического, условного, антропоморфного и социоморфного. Он утверждал, что Бог не есть только запредельное Существо, пребывающее «над миром»; Он всюду, Он есть «Глубина существования».

http://bogoslov.ru/article/289116

Таким образом, в эпоху коренных изменений в жизни США был перекинут мостик от проповедей и теологических сочинений с их высокой риторикой, тщательно подобранными библейскими цитатами, отточенными логическими аргументами (духовная проза была ведущим жанром американской культуры на протяжении почти двух столетий) к общенациональной словесности, которая говорит на современном языке и чьи образы, связанные с испытаниями души на прочность, воплощают нравственную силу, заставляют читателей «проливать слезы» — задевают глубинные струны такого истинно человечного чувства, которое влечет за собой и истинно человечное (или праведное) действие. Послание на тему религии сердца и сердечной справедливости адресовалось не только конкретной личности, но и более широкой аудитории — живущим во всех уголках страны «друзьям», обеспокоенным моральным несовершенством общества и, в частности, институтом рабства. Несомненно, что Стоу была наделена особым чувством своей миссии. Оно передалось ей от отца, а также питалось собственным пониманием стоявших перед страной задач. Расширение границ США, многоукладность американской жизни, теологический плюрализм, конфликт поколений, определенная неуправляемость свободы привели к возможности раскола нации. Южане и северяне, апеллируя к одной и той же Библии, по-разному понимали, что такое рабовладение. Стоу искала свой рецепт от стремительно намечавшегося кризиса. Он был основан на ценностях единства страны, а также на том, что превыше политических и экономических противоречий. Для нее воплощением такого идеала являлась семья, сплоченная уже не только мужчиной, но и женщиной, ее жертвенной любовью. У Стоу не получилось предотвратить катастрофу Гражданской войны. Более того, появление романа «Хижина дяди Тома» обострило конфликт между Севером и Югом. И все же она смогла показать современникам, какой может быть художественная литература, служащая задачам по-республикански понимаемого христианского общества. Мы остановились на обстоятельствах биографии Лаймена Бичера по двум причинам.

http://pravoslavie.ru/39314.html

Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви 24 ноября 2022 г. 14:03 На рубеже XIX-XX веков Католическая Церковь столкнулась с новым для себя вызовом, получившим впоследствии именование «модернизм» и приведшим к возникновению так называемого модернистского кризиса. Согласно распространенной сегодня точке зрения, модернистский кризис продолжался в Католической Церкви вплоть до созыва в 1962 году Второго Ватиканского собора и был этим собором преодолен. Проанализировав постсоборные процессы внутри католицизма, кандидат богословия, доцент  Московской духовной академии  иерей Антоний Борисов дал разъяснения  «Журналу Московской Патриархии» , почему можно с уверенностью сказать, что некоторые аспекты модернистского кризиса присутствуют в Католической Церкви и на современном этапе, и какую пищу для размышлений это дает православному человеку ( 11, 2022 ,  PDF-bepcuя) . Совокупность всех ересей Доказательством продолжающегося модернистского кризиса является, например, деятельность видных на нынешний день католических теологов Ханса Кюнга, Маркуса Кнаппа, Элизабет Шюсслер-Фьоренца и некоторых иных, в той или иной форме требующих продолжать осуществленную Вторым Ватиканом реформу с целью дальнейшего «осовременивания» христианства даже в ущерб некоторым традиционным для христианских богословия и нравственности Что же такое модернизм? И почему его возникновение вызвало кризис внутри Римско-Католической Церкви начала ХХ века? Модернизм, названный папской властью «совокупностью всех стал во многом болезненным следствием той политики в сфере богословских исследований, которая проводилась руководством Католической Церкви во второй половине XIX века. Так, в 1864 году Папа Римский Пий IX издал энциклику «Quanta cura», приложением к которой стал так называемый «Силлабус эррорум», или «Список заблуждений», — перечень из 80 осуждаемых Римом воззрений, которые касались как богословия, так и общественно-политических вопросов. В результате под анафему католицизма попали не только пантеизм, социализм, коммунизм, принцип свободы совести и идея отделения Церкви от государства. Осуждению подверглись также библейские исследования (в лице критики Библейских обществ, ассоциировавшихся исключительно с протестантизмом) и любые формы взаимодействия веры и науки (в лице осуждения рационализма и натурализма, которых Рим боялся еще со времен гонений на Галилея).

http://patriarchia.ru/db/text/5980042.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010