Святой Фома Аквинский ЖМП 11 ноябрь 2022 /  23 ноября 2022 г. 17:00 Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви КАК ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ УСПЕШНО ОСУЩЕСТВЛЯТЬ СВОЮ МИССИЮ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ На рубеже XIX–XX веков Католическая Церковь столкнулась с новым для себя вызовом, получившим впоследствии именование «модернизм» и приведшим к возникновению так называемого модернистского кризиса. Согласно распространенной сегодня точке зрения, модернистский кризис продолжался в Католической Церкви вплоть до созыва в 1962 году Второго Ватиканского собора и был этим собором преодолен. Проанализировав постсоборные процессы внутри католицизма, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии иерей Антоний Борисов дал разъяснения «Журналу Московской Патриархии», почему можно с уверенностью сказать, что некоторые аспекты модернистского кризиса присутствуют в Католической Церкви и на современном этапе, и какую пищу для размышлений это дает православному человеку.  PDF-bepcuя. Совокупность всех ересей Доказательством продолжающегося модернистского кризиса является, например, деятельность видных на нынешний день католических теологов Ханса Кюнга, Маркуса Кнаппа, Элизабет Шюсслер-Фьоренца и некоторых иных, в той или иной форме требующих продолжать осуществленную Вторым Ватиканом реформу с целью дальнейшего «осовременивания» христианства даже в ущерб некоторым традиционным для христианских богословия и нравственности положениям 1 . Что же такое модернизм? И почему его возникновение вызвало кризис внутри Римско-­Католической Церкви начала ХХ века? Модернизм, названный папской властью «совокупностью всех ересей» 2 , стал во многом болезненным следствием той политики в сфере богословских исследований, которая проводилась руководством Католической Церкви во второй половине XIX века. Так, в 1864 году Папа Римский Пий IX издал энциклику «Quanta cura», приложением к которой стал так называемый «Силлабус эррорум», или «Список заблуждений», — перечень из 80 осуждаемых Римом воззрений, которые касались как богословия, так и общественно-политических вопросов. В результате под анафему католицизма попали не только пантеизм, социализм, коммунизм, принцип свободы совести и идея отделения Церкви от государства. Осуждению подверглись также библейские исследования (в лице критики Библейских обществ, ассоциировавшихся исключительно с протестантизмом) и любые формы взаимодействия веры и науки (в лице осуждения рационализма и натурализма, которых Рим боялся еще со времен гонений на Галилея).

http://e-vestnik.ru/church/krizis_rimsko...

Разделы портала «Азбука веры» ( 13  голосов:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий Кризис протестантизма: от реформации до наших дней Расшифровка видео Прилуцкий Александр Михайлович – доктор философских наук, профессор РХГА и общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия. Бывший пастор Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии. В прошлом ректор Лютеранского теологического института. – …Вот этот кризис нравственности – он не на пустом месте происходит, он логично следует из тех теологических посылов, которые лежат в протестантском учении. Это же части единого кризиса. Нельзя рассматривать, что вот кризис в теологии – это одно явление, а кризис в нравственности – это другое. Тут надо говорить о комплексном, причём таком глобальном или глобализирующемся кризисе. Ну и что очень важно тоже, что он не на пустом месте возник, это не стечение роковых обстоятельств ХХ века. Потому что мы говорим: ну вот война, Вторая мировая война, вот её травматический опыт, он так сильно деформировал христианское сознание Европы… Ничего подобного. Предпосыл этого кризиса коренится уже в глубинных пластах Реформации, вот об этом и надо, наверное, говорить. А что касается этики, она вторична в данном случае. То есть это разные проявления одного и того же кризиса. Мы выйдем на проблему sola scriptura обязательно. – Как, каким образом человек – современный человек, человек интеллектуальный – выбирает для себя такой путь теологический, именно лютеранство? – Знаете, я думаю, тут есть несколько аспектов или несколько путей, которые определяют такой выбор. Вы помните хорошо – я уверен, – что есть в теологии два метода: апофатики и катафатики. То есть кому-то нужна рациональная система, а кто-то строит своё общение с Богом через сумму таких вот внутренних интуиций, которые трудно словесно выразить и которые трудно рационально обосновать. Вот те, кому катафатический подход дорог, кто во всём пытается найти систему, пытается найти некий логический порядок – вот для них на каком-то этапе, – я повторю: на каком-то этапе, – путь лютеранского богословия кажется преимущественным.

http://azbyka.ru/video/krizis-protestant...

Закрыть itemscope itemtype="" > Валентин Катасонов: Ватикан озвучивает планы мирового иудаизма Эксперт прокомментировал предложения Католической церкви по выходу еврозоны из долгового кризиса 26.10.2011 1864 Время на чтение 3 минуты Свои предложения по выходу еврозоны из долгового кризиса представила Римо-католическая церковь. Ватикан и папа Римский считают, что глобальная финансовая система нуждается в немедленном обновлении, в частности, по мнению церкви, миру необходимо создать общий центральный банк, который займется борьбой с кризисом, сообщает Gazeta.Ua со ссылкой на La Repubblica. «В скором будущем нам понадобится организация, которая будет выполнять функции всемирного центрального банка... он будет регулировать финансовую и монетарную систему», - сказано в сообщении, опубликованном папским советом справедливости и мира. Совет пришел к выводу, что «реальное состояние экономики имеет губительный эффект на либеральные политические идеологии», которые существуют по правилам рынка и имеют «априори экономический» базис. «Если мировое сообщество не сможет найти решение, то пострадает и политическая, и экономическая система мира», - предупредил Ватикан. По мнению советников понтифика, кризис может вызвать всплеск количества враждебно настроенных людей, что, в свою очередь, спровоцирует рост преступности и насилия, а это «подрывает основы демократии». Заявление Ватикана прозвучало спустя неделю после того, как в Риме прошла демонстрация, которая переросла в крупные беспорядки. Напомним, что Бенедикт XVI уже ранее заявлял о необходимости создания некоей наднациональной структуры , которая должна помочь человечеству выйти из очередного мирового финансово-экономического кризиса. Мы попросили прокомментировать заявление Ватикана доктора экономических наук, профессора Валентина Катасонова : Это вопрос не к экономисту, а, скорее, к политологам и теологам, которые лучше разбираются в этом. Но если ссылаться на публикацию О.Н.Четвериковой на РНЛ, то складывается впечатление, что мировой иудаизм фактически поставил под свой контроль Ватикан и Римо-католическую церковь. А если говорить, что действия Ватикана вторичны по отношению к планам и действиям мирового иудаизма, то в этом смысле всё логично. Ватикан реализует и озвучивает те планы, которые мировой иудаизм вынашивает, по крайней мере, две, а то и три тысячи лет, - идею мирового господства с помощью целого ряда институтов, которые и называются мировым правительством, безусловно, включая и центральный банк.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/10/26/va...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Нужно ли православным «догонять» Второй Ватикан Церковные нарративы и секулярная идеология Александр Щипков   11:30 21.08.2023 568 Время на чтение 8 минут Источник: Патриархия.ru Статья политического философа, ректора Российского православного университета св. Иоанна Богослова А.В. Щипкова. Аннотация: Статья представляет собой критический комментарий к некоторым положениям церковного либерал-православия. В основе авторской позиции лежит критика идей секуляризации Церкви (новой Реформации) в духе Второго Ватиканского Собора. Автор считает губительными попытки подчинить церковную проповедь секулярной повестке, имеющей в сегодняшней культуре привилегированный, гегемонный статус и настаивает на ошибочности призывов к православным следовать по пути католической модернизации. В статье отвергается как открытая модернистская концепция догоняющего развития в ее религиозном воплощении, так и тенденция ретромодернизма, связанная с «новой теологией» — в частности, с «богословием истоков» и «богословием возвращения». Автор статьи характеризует модернизацию Римско-Католической Церкви как девиацию католической миссии и декатехизацию и считает необходимым восстановить подлинную семантику понятия «модернистский кризис». Он также утверждает, что в целом формат обсуждения церковного «модернистского кризиса» устарел и сегодня куда более актуальна тема кризиса секуляризма и секулярного модернизма — именно этот кризис и станет приоритетным предметом анализа в ближайшее время.

http://ruskline.ru/opp/2023/08/21/nuzhno...

Александр Щипков: «Церковные нарративы и секулярная идеология. Нужно ли православным «догонять» Второй Ватикан» 21.08.2023 13:40:02 Статья политического философа, ректора Российского православного университета св. Иоанна Богослова А.В. Щипкова . Аннотация: Статья представляет собой критический комментарий к некоторым положениям церковного либерал-православия. В основе авторской позиции лежит критика идей секуляризации Церкви (новой Реформации) в духе Второго Ватиканского Собора. Автор считает губительными попытки подчинить церковную проповедь секулярной повестке, имеющей в сегодняшней культуре привилегированный, гегемонный статус и настаивает на ошибочности призывов к православным следовать по пути католической модернизации. В статье отвергается как открытая модернистская концепция догоняющего развития в ее религиозном воплощении, так и тенденция ретромодернизма, связанная с «новой теологией» — в частности, с «богословием истоков» и «богословием возвращения». Автор статьи характеризует модернизацию Римско-Католической Церкви как девиацию католической миссии и декатехизацию и считает необходимым восстановить подлинную семантику понятия «модернистский кризис». Он также утверждает, что в целом формат обсуждения церковного «модернистского кризиса» устарел и сегодня куда более актуальна тема кризиса секуляризма и секулярного модернизма — именно этот кризис и станет приоритетным предметом анализа в ближайшее время. Политическая украинская турбулентность, на первый взгляд хаотичная и беспорядочная, имеет свои цели и свою философию. Цели определяют и формируют политики. В данном случае — английские и американские. С целями все ясно — российские газ, нефть, уголь, металлы, зерно, вода. С методикой тоже более или менее понятно — замещение русской идентичности на любую иную. В 1990-е годы пробовали на толерантную «общечеловеческую», теперь — на украинскую. А вот с философией, которая должна объяснить, оправдать и обеспечить этот сложный процесс, дела обстоят сложнее, потому что она формулируется где-то на границе рационально-политического и иррационально-религиозного. Чтобы разобраться в последнем русские ученые вынуждены будут погрузиться в изучение не только православной, но также католической и протестантской богословской мысли. К счастью, запрет на теологию в России был снят несколько лет назад (на это понадобилось пятнадцать лет упорной борьбы). Она была признана научной дисциплиной, равной истории, социологии, философии и проч.

http://radonezh.ru/2023/08/21/aleksandr-...

поиск:   разделы   рассылка Аркадий Малер Сквернословие от рационализма 16 декабря 2014 года в " Независимой газете " была опубликована статья журналиста Николая Гульбинского " Ловушка для власти " , написанная под впечатлением от послания Владимира Путина Федеральному собранию, где президент подчеркнул, какое важное " цивилизационное и сакральное значение " имеют для России " Крым, древняя Корсунь, Херсонес, Севастополь " . Гульбинский видит в словах Путина " обоснование " действиям российской власти в Крыму и предостерегает её от обращения к религиозной мотивации: " На самом высоком уровне нам преподносят утверждения, которые не имеют логического обоснования, и предлагают нам слепо поверить в них " , а " такого рода теологическая аргументация вообще неприменима к решению внешнеполитических вопросов в современном мире " . Я не знаю, во что именно предлагает нам слепо поверить наша власть, но стоит заметить, что слова Путина о сакральном значении Крыма никоим образом не оправдывали состоявшееся воссоединение с этим многострадальным регионом. Президент лишь констатировал то, как воспринимает эту территорию сам русский народ по обе стороны Керченского пролива, в то время как согласие Кремля принять Крым в состав РФ Путин как раз всегда объясняет именно теми аргументами, которые требует от него автор – желанием " предотвратить большую опасность, а именно: погружение Крыма в пучину экономического кризиса, охватившего Украину, вооруженные конфликты на его территории, утрата базы Черноморского флота и т.д. " Если бы наша власть мотивировала свои внешнеполитические действия какими-либо сакральными ценностями, то не только сама страна, но весь мир, пожалуй, был бы совсем другим. Однако видеть в обращении к религиозным мотивам какую-то " ловушку " для российской власти можно только в том случае, если сама Россия понимается не как крупнейшая страна в мире с тысячелетней историей и культурой, а как какая-то утилитарная корпорация, чье существование можно полностью просчитать и исчерпать в денежном эквиваленте. Если такая корпорация оказывается в финансовом кризисе, то, вполне возможно, к ее руководству вполне применим призыв автора: " Чтобы выйти из нынешнего кризиса, нам нужно прежде всего отказаться от иррационализма, мистицизма и сервильности и вернуть себе способность мыслить логически и независимо " ...

http://religare.ru/2_106013.html

Сквернословие от рационализма РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_106013.html 06 февраля 2015 Аркадий Малер Сквернословие от рационализма 16 декабря 2014 года в " Независимой газете " была опубликована статья журналиста Николая Гульбинского " Ловушка для власти " , написанная под впечатлением от послания Владимира Путина Федеральному собранию, где президент подчеркнул, какое важное " цивилизационное и сакральное значение " имеют для России " Крым, древняя Корсунь, Херсонес, Севастополь " . Гульбинский видит в словах Путина " обоснование " действиям российской власти в Крыму и предостерегает её от обращения к религиозной мотивации: " На самом высоком уровне нам преподносят утверждения, которые не имеют логического обоснования, и предлагают нам слепо поверить в них " , а " такого рода теологическая аргументация вообще неприменима к решению внешнеполитических вопросов в современном мире " . Я не знаю, во что именно предлагает нам слепо поверить наша власть, но стоит заметить, что слова Путина о сакральном значении Крыма никоим образом не оправдывали состоявшееся воссоединение с этим многострадальным регионом. Президент лишь констатировал то, как воспринимает эту территорию сам русский народ по обе стороны Керченского пролива, в то время как согласие Кремля принять Крым в состав РФ Путин как раз всегда объясняет именно теми аргументами, которые требует от него автор – желанием " предотвратить большую опасность, а именно: погружение Крыма в пучину экономического кризиса, охватившего Украину, вооруженные конфликты на его территории, утрата базы Черноморского флота и т.д. " Если бы наша власть мотивировала свои внешнеполитические действия какими-либо сакральными ценностями, то не только сама страна, но весь мир, пожалуй, был бы совсем другим. Однако видеть в обращении к религиозным мотивам какую-то " ловушку " для российской власти можно только в том случае, если сама Россия понимается не как крупнейшая страна в мире с тысячелетней историей и культурой, а как какая-то утилитарная корпорация, чье существование можно полностью просчитать и исчерпать в денежном эквиваленте. Если такая корпорация оказывается в финансовом кризисе, то, вполне возможно, к ее руководству вполне применим призыв автора: " Чтобы выйти из нынешнего кризиса, нам нужно прежде всего отказаться от иррационализма, мистицизма и сервильности и вернуть себе способность мыслить логически и независимо " ...

http://religare.ru/2_106013_1_21.html

О последних вещах и последних событиях Впервые: The Last Things and the Last Events//The Theology of Emil Brunner. Ed. Ьу C. W. Kegley. N. У., 1962, рр. 207–224. Перевод выполнен по изданию: The Collected Works III, рр. 243–265, 317. Статья включена в сборник, посвященный богословию Эмиля Бруннера, потому приведем краткую справку об этом ученом. Бруннер, Эмиль (1889–1966). Швейцарский протестантский богослов. С 1916 г. пастор. В 1924–1955 гг. – профессор систематического богословия в Цюрихе. В 1955–1956 гг. совершил миссионерскую поездку в Японию, где преподавал в Христианском университете в Токио. Один из основателей (вместе с Карлом Бартом) «диалектической теологии» или «теологии кризиса», подвергшей резкой критике либеральное богословие протестантизма и подчеркивавшей бесконечное онтологическое различие Бога и человека, преодолеваемое только свободно избираемой человеком верой в Божественное Откровение. Библия для Бруннера – рассказ об Откровении, но не само Слово Божие, лишенное погрешностей и ошибок. Откровение, по Бруннеру, подается сперва естественному разуму, а затем фокусируется и достигает полноты во Христе – единственном Посреднике. Христологии Бруннер посвятил свою работу «Der Mittler» [«Посредник», англ.: «The Mediator»] (1924). Признание Бруннером необходимости и единственности Откровения во Христе для всего человечества привели к разрыву с Бартом, который в работе «Nein!» отстаивал возможность только личного откровения. Церковь , однако, видится Бруннеру только свободной ассоциацией принявших откровение верующих. Се, творю всё новое. ( Откр.21:5 ) I Современное богословие долго пренебрегало эсхатологией. Надменные слова Эрнста Трельча: «Das eschatologische Bureau ist meist gescblossen» (Эсхатологическая контора по большей части закрыта) верно характеризуют всю либеральную традицию, начиная с века Просвещения. Это пренебрежение к эсхатологическим вопросам не до конца преодолено и в современной мысли. Многим эсхатология кажется окаменелостью, пережитком давно забытого прошлого. Самой этой темы избегают – или пробегают ее наскоро, как что-то ненужное и неуместное. Современного человека последние события не интересуют. Такое отношение только усилилось с появлением экзистенциализма в богословии. Сам экзистенциализм объявляет себя эсхатологическим учением. Но это грубое искажение понятия. Экзистенциалистское истолкование загоняет эсхатологию внутрь человека. Она растворяется в сиюминутном личном выборе. В каком-то смысле современный богословский экзистенциализм – не более чем свежая вариация на старую пиетистскую тему. В конечном счете он ведет к радикальной деисторизации христианства. Исторические события меркнут перед событиями внутренней жизни. Сама Библия превращается в сборник примеров и притч. История – только преходящее обрамление, ведь встреча с Вечностью возможна в любое время. История перестает быть богословской проблемой.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

В нашей стране тоталитаризм за 70 лет растоптал практически всё. У нас нет партий, профсоюзов, организаций. Шла борьба с Церковью, но Церковь выжила. Где России найти резерв, чтобы выйти из нынешнего страшного посткоммунистического кризиса? Христианская демократия в России не только возможна, но необходима, иначе страну ждут большие потрясения. Так считает Юрий Пивоваров, академик РАН, директор Института научной информации по общественным наукам РАН. Возможна ли христианская демократия в России? Хотелось бы думать, что возможна. Во всяком случае, крайне желательна. Христианско-демократические идеи возникли в XIX веке, но реальной движущей силой истории христианская демократия стала только после Второй мировой войны и то только в нескольких странах: в Германии, Италии, Бельгии, некоторых других (но меньше). Там она пустила глубокие корни, хотя в Италии в последние годы в политическом отношении от христианской демократии мало что осталось. Что вообще такое христианская демократия? Когда с определенного момента в Европе началась секуляризация, общество стало уходить от теоцентричности, то есть вышло из стадии, когда религия определяла всё – экономику, политику, быт, право, размышления человека, – и вступило в противоречие с Церковью, с христианским миропониманием. Долгие годы, столетия шла борьба между мыслящей частью европейского общества и Церковью. Все помнят слова Вольтера: «Раздавите гадину!». Он имел в виду Католическую Церковь. Так вот, в течение XIX и в начале XX столетия это новое современное западное общество, общество во многом атеистическое, стало изменяться по отношению к вере, к Католической Церкви и протестантским Церквям. И Церковь стала меняться, адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам. Речь идет и о Католической Церкви, и о различных протестантских Церквях. Постепенно в католицизме и протестантизме стала возникать «идеология» — сознательно беру это слово в кавычки – пересмотра отношения к окружающему миру. В качестве примера могу привести папскую энциклику 1931 года, которая в основном написана крупнейшим теологом и христианским социальным мыслителем, иезуитом Освальдом фон Нель-Бройнингом – немцем. Попутно скажу, что орден иезуитов, который в России, как правило, представляется группой коварных заговорщиков, в ХХ веке был одним из передовых в католической мысли и сделал очень много полезного в области восприятия и понимания современного мира.

http://pravmir.ru/vozmozhna-li-v-rossii-...

Закрыть itemscope itemtype="" > Конец эпохи? В самом облике Папы Иоанна Павла II угадывалась трагедия умирающего Запада 20.04.2005 314 Время на чтение 5 минут Папа Римский Иоанн Павел II - человек, бесспорно, выдающийся, как бы к нему ни относиться. Придя к высшей власти в Ватикане после довольно странной и загадочной смерти своего предшественника, Иоанна Павла I, он в своем служении представил, по мнению многих, новое лицо Римо-католической церкви, сумев сохранить равновесие и остаться умеренным консерватором, не пойдя ни по пути неообновленческой, фактически революционной, либерализации в духе " теологии освобождения " или современного протестантства, ни в сторону реставрации по образцу старо-католиков. Для самой Римо-католической церкви это было, несомненно, благом. В условиях очевидного духовного и культурно-цивилизационного кризиса западно-христианской традиции Иоанн Павел II был папой, наверное, идеальным. Он, без сомнения, сделал все, что мог, чтобы спасти не только свою церковь, но весь западный мир, просто удержать его в лоне христианства, и тем очевиднее в наше время ограниченность и глубокая, явная внутренняя исчерпанность этого мира (для которого сама принадлежность к христианской традиции становится уже проблемой), невозможность продолжения того дела, которому он столь ревностно служил. Папа-миссионер, папа-пилигрим, Кароль Войтыла был образцовым католиком, католиком до мозга костей. Он, конечно же, по-своему очень искренне и ревностно (насколько это вообще возможно для западного человека) любил Христа. Но в нем ярко и наглядно проявилась ограниченность и непреодолимая внутренняя противоречивость самой римской, латинской идеи, того папского проекта, который, по железным законам диалектики, ныне, исчерпав себя, неудержимо и закономерно катится к своему завершению и одновременно самоотрицанию - к построению воинствующе-секулярной Объединенной Европы! Вселенский пафос активного миссионерства, столь характерный вообще для Рима, но особенно яркий в последнем папе, неудержимое стремление во всем мире, во всех, самых дальних уголках Земли возвестить Благую Весть, всем народам проповедать Слово Божие в этом последнем " истинном католике " как-то неуловимо превращались в " открытость наоборот " . Глава западной церкви, уже не призывал всех ко Христу, снисходя к их человеческим немощам, но шел молиться к Его заклятым врагам, продолжающим ожидать другого " мессию " . Его покаяние от лица Церкви перед многими из тех, кто до сих пор не примирился с Нею, воспетое по всему миру трубадурами от либерализма - лишь на первый взгляд неожиданная оборотная сторона (а в действительности - закономерный итог) той " открытости " , которая, собственно, и создала современный Запад.

http://ruskline.ru/analitika/2005/04/20/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010