С 1991 по 2016 г. занимал пост сопредседателя Международной ежегодной конференции «Наука. Философия. Религия» (г. Дубна Московской обл.). В 2007 г. избран действительным членом Российской академии естественных наук. Главными темами публикаций, докладов и публичных лекций О. являются различные вопросы христ. вероучения (о Боге, Церкви, таинствах, спасении, загробной участи человека), естественнонаучной и богословской апологетики , межхристианских и межрелигиозных отношений, а также широкий круг вопросов, касающихся духовной жизни христианина согласно аскетическому учению правосл. Церкви. О. выступает популяризатором и комментатором аскетического учения свт. Игнатия (Брянчанинова), в частности о духовном наставничестве и старчестве, молитве, послушании и др. Имеет ряд церковных и светских наград. Соч.: Христиане на пути к экумене служения и ответственности за мир: (Доклад на заседании Богословской комиссии Христианской мирной конференции, Москва, 12-14 сент. 1972 г.)//ЖМП. 1972. 12. С. 44-48; Насилие и справедливость//ЖМП. 1973. 7. С. 49-51; Справедливость и насилие//БТ. 1973. Сб. 11. С. 193-197; «Иисус Христос объединяет»: (Присутствие Христа в Церкви и в мире и миссии Церкви в мире)//ЖМП. 1975. 8. С. 59-65; Принстонская встреча: (Богосл. диалог между представителями христ. Церквей СССР и Нац. Совета Церквей Христа в США)//Там же. 8. С. 65-70; Спасение - освобождение для мира и справедливости во Христе: Значение Церкви//Там же. 1976. 3. С. 60-65; О некоторых принципах правосл. понимания экуменизма//БТ. 1978. Сб. 18. С. 180-187; Богословские основы миротворческой деятельности Церквей//ЖМП. 1980. 10. С. 33-36; Святые как знак исполнения Божия обетования человеку//Там же. 11. С. 59-67; Современный диалог РПЦ с Евангелическо-Лютеранскими церквами, 1959-1979//Там же. 8. С. 58-60; 9. С. 63-67; Значение апостольской преемственности для священства и пастырства по учению отцов Церкви//Там же. 1982. 2. С. 57-61; Наставник духовной жизни: (К 175-летию со дня рожд. еп. Игнатия (Брянчанинова))//Там же.

http://pravenc.ru/text/2581617.html

Смиряйся, и все дела твои пойдут. Смирение состоит в том, чтобы уступать другим и считать себя хуже всех. Это гораздо покойнее будет. Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного. Где нет простоты, там одна пустота. Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог. Тщеславие не дает покоя, подстрекая к ревности и зависти, которые мятут человека, возбуждая в душе бурю помыслов. Кто уступает, тот больше приобретает. Благое говорить – серебро рассыпать, а благоразумное молчание – золото. Уныние значит та же лень, только хуже. От уныния и телом слабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молится, в церковь ходишь с небрежением; и весь человек ослабевает. Апостол Петр отдал сети и получил Царствие Небесное; вдовица отдала две лепты; у кого миллионы, пусть отдаст их; а у кого ничего нет, пусть отдаст произволение. Не надо верить приметам, и не будут исполняться. Страх Божий есть начало очищения совести. Когда ложишься спать, кровать и келью крестить с молитвой «да воскреснет Бог». Ничего не желай во сне видеть, а то с рожками увидишь. Дурные сны бывают от трех вещей: от осуждения, от тщеславия и от объедания. Рейтинг: 7.4 Голосов: 2006 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Алла 10 июля 2022, 02:27 Надо каждый день читать эти слова Святого Амвросия... помоги нам, Господи... Михаил 24 октября 2021, 17:58 Преподобне отче Амвросие, моли Бога о нас! Анна 2 апреля 2021, 01:00 Помолитесь о здоровье душевном и телесном дочки моей рабы Божьей Анны. Виктор 9 июня 2020, 14:14 Святый отче Амвросие Моли Бога о мне грешном р.Б. Викторе!Помоги мне поскорее трудоустроиться! Наталья 22 октября 2017, 23:39 Братья и сёстры!Если мы будем каждый прожитый миг думать о Боге,как жил Амвросий и каждый поступок сверять с евангелием и больше молиться и не побоимся таких больших трудов,то я верю что Господь укрепит нас в вере тем,что даст нам дар духовного рассуждения.Да я верю что в наше время когда на пороге уже2018год найдутся высоко духовные люди и многих отпавших вновь приведут к Богу.Желаю,чтобы как можно больше с нами прибывали благодать Божия.

http://pravoslavie.ru/62719.html

Этот праздник напоминает нам о том, что Церковь — это не «общественная организация», это мистическое тело, сообщество, объединяющее всех ныне живущих православных христиан, с теми, кто уже водворился на небесах. Принадлежа к Церкви, мы принадлежим к этому простирающемуся через все страны и века собранию, Глава которого — Христос. Принадлежать к Церкви, с благоговением входить под своды храма, приступать ко святым Христовым Тайнам — значит принадлежать небесам; уйти из Церкви — значит порвать с небесами. Там, на Небесах, у Господа и Его святых, нет ненависти, нет конфликтов, нет разделений — там только любовь и подлинное братство, там прощены все грехи и обиды и исцелены все раны. Святые напоминают нам о Небесах — о той реальности, наполненной присутствием Господа, в которой они пребывают, в бесконечной радости и утешении, о нашем Доме, где наши родные ожидают нас, чтобы тепло встретить. Святые напоминают нам и о надежде. Это были подобные нам человеки, сделанные из той же плоти и крови. Жившие во времена, которые тоже были полны препятствий и соблазнов — не меньше, чем наши. И они дошли, они теперь дома, у Господа. Значит, и нам нельзя унывать, и мы дойдем и в свое время присоединимся к ним. А сейчас, пока мы проходим наш земной путь, со всеми его ловушками, ямами и корягами, со всеми блуждающими огоньками и ложными указателями, нам очень важно не отрываясь видеть перед собой Город Святых, Небесный Иерусалим, куда мы идем, и, с помощью Божией и по молитвам всех святых, дойдем. Рейтинг: 9.8 Голосов: 350 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Валерия 27 июня 2021, 14:09 Родных моих уже нет в живых.... И самые родные для меня наши Святые Угодники Божии, к которым обращаюсь в своих горестях и радости. Святые Угодники, молите Бога о нас и стране нашей России Ирина 11 июня 2017, 10:43 Господи, пусть священики говорят хорошие проповеди. Что бы народ живущий рядом имел желание приходить в Храм Божий. Маргарита Кычакова 5 июня 2017, 00:28 Слава Богу за все!Благодарю за возможность через ваш портал знакомиться с житием Святых и узнавать многое полезное для спасения своей грешной души.

http://pravoslavie.ru/71459.html

Лк.21:10 .  Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство; Лк.21:11 .  будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба. Господь говорит здесь о предвестиях наступления мессианского времени, времени открытия славного Царства Мессии. «Тогда сказал им» (стих 10), т.е. после предварительного увещания начал изображать предстоящие бедствия. «По местам», т.е. то там, то в другом месте. «С неба». Это определение относится к обоим предыдущим выражениям «явления» и «знамения». Подробнее об этом сказано в комментариях к Мк.13:6–8 ; Мф.24:4–7 . Лк.21:12 .  Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; Лк.21:13 .  будет же это вам для свидетельства. Лк.21:14 .  Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, Лк.21:15 .  ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам. Лк.21:16 .  Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; Лк.21:17 .  и будете ненавидимы всеми за имя Мое, Лк.21:18 .  но и волос с головы вашей не пропадет, – Лк.21:19 .  терпением вашим спасайте души ваши. О бедствиях, которые перед наступлением этого времени постигнут учеников Христа, евангелист Лука говорит, в общем, согласно с Марком ( Мк.13:9–13 ). «Прежде же всего того» (стих 12), т.е. эти бедствия постигнут вас еще до разрушения Иерусалима. «Будет же это вам для свидетельства» (стих 13), т.е. вы этим сможете проявить свою верность Мне. «Уста» (стих 15), т.е. способность говорить красноречиво и убедительно. Это получили апостолы в ниспослании им Святого Духа (см. Деян.6:10 ). «Но и волос с головы вашей не пропадет» (стих 18). По обычному толкованию (см., например, Толковое Евангелие еп. Михаила), здесь речь идет о том, что Бог будет охранять учеников, оберегать их жизнь, необходимую для евангельской проповеди. Но такому объяснению не соответствует выражение 16-го стиха: «некоторых из вас умертвят». Вероятнее то мнение, что здесь речь идет о сохранении учеников в духовном отношении: «ничто из вышесказанного не послужит к ущербу вам в деле вашего спасения». К этому толкованию подходит и смысл 19-го стиха, где речь идет, несомненно, о том, что через терпение в страданиях ученики Христовы сохранят себя для вечной истинной жизни ( Мк.13:13 ). Наконец, можно бы понимать это место и так, что если апостолы и будут терпеть несчастия, мучения, то только там, где на это будет соизволение Божие (ср. Мф.10:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Я отказался от служения на посту главы Церкви, потому что меня братья-архиереи попросили удалиться от этого служения, для взаимного единства, любви и добрых отношений в Церкви, как я уже говорил. Я не знал, не догадывался, что будут такие новые обстоятельства. Месяц тому назад или два, я думал, что меня все забудут, появится новый Архиепископ Пражский, будет Собор, новый Митрополит, и я буду радоваться вместе с Церковью от единства и торжества любви и взаимоуважения. Вот в такой ситуации я нахожусь. Владыка, как проходят Ваши дни в Тешовском монастыре, чем занимаетесь? Я прежде всего служу монахом, служу все Богослужения, как положено, на пару с игуменом. У нас игумен архимиандрит Косьма. Он еще служит миссионером в Швейцарии, он сам из этой земли, родился около Базеля, у него есть там своя паства, которую он там окормляет с нашего благословения. Там и диаспора, там все силы нужны и по его распоряжению я в монастыре служу Богослужения, Потом, конечно, занимаюсь научной работой, пишу статьи, рефераты, теперь я подготовил книжку ему " Диптих и Православная Церковь " , которая будет издаваться, а теперь она находится в корректуре. Потом, народ приходит, это правда, по субботам и по Воскресеньям, в выходные дни народ приезжает из разных мест. Новшество в монастыре то, что когда я был в Греции, мне очень понравились так называемые " агрипния " , то есть всенощные бдения. Я к ним привык. Они начинаются в 9 часов вечера и кончаются как на Пасху - около 3 часов утра. Миряне и братия просят их служить. Это очень удивительные службы. Последний раз мы собрались на праздник св. Кирилла и Мефодия, который 24 мая, мы же собрались 23 примерно в 8 часов, а разъезжались и уходили в 3 часа утра. Для нас это время прошло как 5 минут. Сразу договорились, что будем теперь вновь собираться на Вознесение, потому что это очень помогает человеку в его духовной жизни. Раньше, когда я был в монастыре в Греции, я принимал участие в них каждый месяц. Меня приглашали там служить. Помню, как мы с одним уже покойным архиереем шли в храм ночью, в гору пешком в 10 часов, а возвращались уже днем, в 5 часов. Это для меня тоже была духовная помощь. Я был молодым человеком, перед которым открывался духовный горизонт. На Святой Горе Афон, это высокая гора, высотой 2003 метра, в день Преображения, находится храм Преображения. Там 20 человек собираются из каждого монастыря и начинают молиться в 5 часов вечера и кончают в 5 часов утра. Самая длинная всенощная длится 7 часов, но эти 7 часов, которые мы проводим в храме ночью в тиши длятся для меня быстро, тогда человек теряет чувство времени. Это удивительно. Человек может духовно подкрепиться. Приезжающие говорят: " Владыка, когда будет опять эти бдения? " Люди обычно не знают об этих всенощных, они знают о том, что ночные службы бывают только на Пасху, но когда получают этот опыт, говорят: " это новая Пасха для нас " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

3.         Преосвященный Евгений, епископ Курский и Белгородский 1778—1871 гг.//Там же, 1891, 32. 4.         Преосвященный Владимир, епископ Курский и Белгородский//Там же, 1891, 34. 5.         Первое послание св. апостола Павла к Фессалоникийцам. Киев, 1893. 6.         Феоктист Мочульский, епископ Курский и Белгородский//ТКДА, 1894, 1, 2. 7.         Макарий Булгаков, митрополит Московский. Т. 1. Киев, 1895. 8.         Духовные школы Курско-Белгородской епархии, вып. III. Киев, 1895. 9.         Воспоминания о преосвященном Иннокентии Борисове, как рек­торе Киевской духовной академии//ТКДА, 1895, 3. 10.     Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия. Комиссия духовных училищ И. А. Чистова. СПб, 1894 — рецензия//ТКДА, 1895, 3. 11.     История русского сектантства: а) стригольники, 6) жидовствующие//Миссионерское обозрение. 1896. 12.     Киево-Софийский протоиерей Петр Гаврилович Лебединцев. Киев, 1896. 13.     Описание торжественного открытия честных мощей святителя Фео­досия УГЛИЦКОГО, Черниговского чудотворца//ТКДА. 1896. Т. 3(12). 14.     Слово в день поминовения почивших деятелей и воспитанников Киевской духовной академии, сказанное 31 декабря 1896 года. Киев, 1897. 15.     Макарий Булгаков, архиепископ Харьковский, т. 2. Киев, 1897. 16.     Иван Игнатьевич Малышевский . Киев, 1897. 17.     Святой священномученик Макарий, митрополит Киевский и Всея Руси//ТКДА, 1897, 5. 18.     Преосвященный Филипп Наумов, епископ Мелитопольский//ТКДА, 1897 6—8, 10, 11; 1898, 10, 11; 1899, 2, 3, 6, 7, 10; 1900, 8, 9; 1901, 3; 1902, 8. 19.     Очерки из истории Киевской духовной академии//ТКДА, 1897, 10. 20.     О современном состоянии русского сектантства//ТКДА, 1897, 12. 21.     История духовных школ Курско-Белгородской епархии в связи с историею русского духовного просвещения вообще в течение XVIII и XIX веков. Киев, 1897. 22.     Историческое описание Киево-Андреевской церкви. Киев, 1897. 23.     Высокопреосвященный Михаил, архиепископ Белградский, мит­рополит Сербский (1826—1898). Киев, 1898.

http://bogoslov.ru/person/47976

  Хотим закончить вот чем: Святой человек появляется там, где люди ищут Христа, чтобы показать им путь. Вот же, на Капсале был Тихон Русский, показал путь, - его стали избегать... А там, где о Христе забыли, нужен не святой, а врач-психиатр. О времена, о нравы!   Качается влево, качается вправо Зеленая ива, густая дубрава. Качается жизнь, то ликуя, то плача, Налево  -  беда, а направо  -  удача. Качается сердце  -  то влево, то вправо, То тонет в позоре, то тешится славой. То хочется жить, то  -  ложись умирай, То ад безпросветный, то сладостный рай. То тянется время, то вновь скоротечно, Налево  -  мгновенья, направо  -  лишь вечность. Налево  -  сомненья, направо  -   покой, И только Господь непрестанно со мной! Стихи монахов Афона . Комментарии Всего комментариев: 9 2015/10/31, 12:18:07 В тексте " Большинство паломников семьи вообще не имеют и не хоятят иметь " " не хотят " или не могут по экономическим причинам, а если решили финансовые проблемы то трудно найти супруга/супругу. Причем непонятно почему трудно: много парней и девушек или мужчин и женщин хотят создать семью, но в рамках православных правил этого не удается. А вообще правильно " сейчас времена далеко не те. Люди сильно изменились. " Василий 2015/10/21, 12:49:39 На сайте уралзвон.сайт , можно найти цикл бесед, на учении святых отцов. С. М. Масленников, автор лекций " школа покаяния " , " аскетика для мирян " - дает пояснение о многих жизненных обстоятельств, бед, скорбей и печалей, о их причинах, и о пути спасении в миру. 2015/10/21, 12:34:23 Откройте сайт, уралзвон.сайт , страница С.М. Масленникова, автора цикла бесед о пути ко спасению - " школа покаяния " , " аскетика для мирян " . Просмотрите в разделе видео " покаяния двери отверзи нам " . 2015/10/16, 15:08:33 Я как раз думала...Мы,грешники,часто на этом сайте рассказываем о своих грехах вместо того чтобы это сделать на таинстве исповеди.Тоже приходим сюда,заблудшие души в поисках света,в поисках Иисуса Христа.Ищем защиты и утешения.Ищем верный путь,тянемся к свету,как все паломники.Неисповедимы пути.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=45&iid=2...

Е. был погребен в приделе Благовещенского кафедрального собора. Могила утрачена. По его завещанию в 1826 г. в Воронежскую ДС было передано 213 книг на рус. языке и 98 книг на иностранных языках. В Отделе редких книг научной б-ки Воронежского гос. ун-та обнаружено 9 книг по философии и богословию, принадлежавших Е. Арх.: ГА Воронежской обл. Ф. 44. Оп. 1. Д. 2; Ф. 184. Оп. 1. Д. 5. Соч.: Слово на день св. Иоанна Златоуста нояб. 13: Об обязанностях наставника. СПб., 1807; Слово на день тезоименитства имп. Марии Феодоровны и вел. кн. Марии Павловны. СПб., 1807; О благотворном влиянии св. веры на людей. СПб., 1807; Речь по прочтении манифеста... к единодушному восстанию противу врага отечества. Каз., 1812. Лит.: Чистович И. А. История С.-Петербургской ДА. СПб., 1857. С. 138; Замечательнейшее 10-летие в истории епархии Воронежской по части благотворительности (1812-1822)//Воронежские ЕВ. 1870. 7. С. 332-348; Геннади. Словарь писателей. Т. 1. С. 344; Амвросий, архим. Епифаний епископ//Воронежские ЕВ. 1879. 16. С. 700-701; Никонов Ф. А. Слобода Белогорье//Там же. 1883. 1. Прил. С. 27; Филарет (Гумилевский). Обзор. Кн. 2. С. 431; Ист. сведения о Задонском ДУ//Воронежские ЕВ. 1886. 22. С. 831-858; Никольский П. В. История Воронежской ДС. Воронеж, 1899. Ч. 2. С. 14, 178-190; Воронежская епархия//ПБЭ. Т. 3. С. 844; К-в А. Канивецкий Е., еп. Воронежский//Там же. Т. 8. С. 249; Дубровин Н. Ф. После Отечественной войны: Из рус. жизни в начале XIX в.//РС. 1903. 12. С. 491-492; Цитович Д. Открытие Бирюченского духовного приходского уч-ща//Воронежская старина. 1907. Вып. 6. С. 172-232; Никольский П. В. Монашество на Дону//Там же. 1909. Вып. 8. С. 77-180; он же. Монашество на Дону в XIX в.//Там же. 1910. Вып. 9. С. 149-235; Павловский И. Ф. Кр. биогр. словарь ученых и писателей Полтавской губ. с пол. XVIII в. Полтава, 1912. С. 234; Литвинов В. В. Из истории Воронежского епархиального попечительства о бедных духовного звания//Воронежская старина. 1915/1916. Вып. 14. С. 302-311; Сергий (Петров), архим. История Воронежской епархии от ее учреждения до наших дней. Воронеж; Минск; Од., 1961-1969. Ч. 3. С. 504-508. Ркп.; Абакумов В. М. Отдел редких книг науч. б-ки ВГУ: Перечень бывш. книговладельцев//Филол. зап. Воронеж, 1996. Вып. 7. С. 235; Дневник купца А. П. Капканщикова/Предисл. и публ.: П. А. Попов и Л. П. Сотникова//Из истории воронежского края. Воронеж, 2000. Вып. 8. С. 181-206; Мануил. Русские иерархи, 992-1892. Т. 1. С. 435; Воронежские архипастыри. С. 233-238; Липаков Е. В. Казанская ДС: Ист. очерк. Каз., 2007. С. 83-84.

http://pravenc.ru/text/190083.html

10. Ответ на 9., Александр Тимофеев: А Антиохийский и Греческий Первоиерархи вообще отказались участвовать Основания? 9. Re: Состоится ли в 2016 году Всеправославный Собор? Как же можно называть Собор Всеправославным? Если Варфоломей не допускает на него Американского и Чехословацкого Предстоятелей. А Антиохийский и Греческий Первоиерархи вообще отказались участвовать. 8. Ответ на 2., Георгий: А в другом - ЧТО там собираются за нашими спинами обсуждать? Есть какие-то мысли в этом направлении? Мысли конечно есть. Видимо такие мысли, которые обнародовать ну никак нельзя, хотя и существует повестка дня вот она: [quote Предполагаемая повестка восьмого собора: 1. Православная диаспора. Определение юрисдикции православных объединений за пределами национальных границ. 2. Процедура признания статуса церковной автокефалии. 3. Процедура признания статуса церковной автономии. 4. Диптих. Правила взаимного канонического признания Православных Церквей. 5. Установление общего календаря праздников. 6. Правила и препятствия для совершения таинства брака. 7. Вопрос поста в современном мире. 8. Связь с другими христианскими конфессиями. 9. Экуменическое движение. 10. Вклад православия в утверждение христианских идеалов мира, братства и свободы. Кстати: Патриарх Константинопольский составлял повестку для этого собора как будто читая пророчества преп. Кукши Одесского: «Скоро будет экуменический собор под названием „святой“. Но это и будет тот самый „восьмой собор“, который будет сборищем безбожных. На нем все веры соединятся в одну. Затем будут упразднены все посты, монашество будет полностью уничтожено, епископы будут женаты. Новостильный календарь будет введен во вселенской церкви. Будьте бдительны…». Источник http://www.f7x.ru/blog/sinoptik/1040 Новый сайт Восьмой Вселенский собор пишет на эту тему: Темы Собора Во всех вариантах программы Собора — от обновленческих «соборов» и «конгрессов» 20-х годов до сего дня — видна одна направляющая мысль, единая повестка дня, предполагающая принципиальное «соображение с миром сим» (Рим. 12:2). Об этом без всякого сомнения свидетельствует программа Восьмого Вселенского Собора, которая разрабатывается вот уже почти сто лет. Нетрудно заметить, что темы легко группируются по трем блокам: приспособление к миру; богослужебная реформа; экуменизм. На этом фоне революционный смысл приобретают без исключения все темы, которые предложены для рассмотрения на Соборе.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/12/08/so...

После структурных преобразований в Румянцевском музее и создания Б-ки им. В. И. Ленина (ГБЛ) Г. в 1925 г. возглавил Отдел старых рукописей б-ки. В 1935 г. он был освобожден от должности главного хранителя, а затем и хранителя, оставаясь консультантом отдела до конца жизни. В 1938 г. ему присвоили ученое звание профессора книговедения. При участии Г. был издан альбом «Древнерусская миниатюра» (М., 1933), в к-ром воспроизводились фрагменты лицевых рукописей XV-XVI вв. из фондов ГБЛ. В 1942 г. на юбилейной сессии Ученого совета ГБЛ, посвященной 80-летию б-ки, Г. выступил с докладом «Рукописные книги библиотеки как исторические памятники русской культуры». Г. с кон. 20-х гг. XX в. был прихожанином Богоявления Господня собора в Елохове . С 1942 г. состоял в редакционной коллегии по изданию кн. «Правда о религии в России» (М., 1942), с 1943 г. был постоянным сотрудником «Журнала Московской Патриархии» , опубликовал в нем ряд статей, в частности в 1944 г. после смерти Патриарха Сергия (Страгородского) писал о необходимости Патриаршего правления. Воспоминания о встречах с Патриархом вошли в кн. «Патриарх Сергий и его духовное наследство» (М., 1947). Г. был членом Поместного Собора 31 янв. - 2 февр. 1945 г. и участвовал в избрании Патриарха Алексия I . В 1945 г. награжден орденом «Знак Почета». Похоронен на Введенском (Немецком) кладбище в Москве. Арх.: РГБ ОР. Ф. 217; РГБ. Архив. Оп. 199. Д. 34. Т. 1-2; РГАЛИ. Ф. 345. Соч.: Христианство в понимании рус. людей в домонг. период. М., 1893; Завет прп. Сергия. М., 1893; Москва, ее святыни и памятники. М., 1894, 19044; Никон - Святейший Патриарх Всероссийский, и основанный им Новый Иерусалим. М., 1895; Коронование рус. государей. М., 1896; Праздничные службы и церк. торжества в старой Москве. М., 1896; В старой Москве: Великий пост и Пасха//РВ. 1900. 4. С. 554-569; Смутное время: Очерки и рассказы. М., 1903; Моск. Александровский ин-т. М., 1905; Отд-ние рукописей Имп. Моск. и Румянцевского музея//50-летие Румянцевского музея в Москве: 1862-1912: Ист. очерк. М., 1913. С. 41-78; Собрание Н. С. Тихонравова. М., 1913; Рукописи Т. Ф. Большакова, хранящиеся в Моск. и Румянцевском музее. Пг., 1915; Очерки по истории Красной Гвардии. М., 1919; Рукописи с летописями (датированные)//Путев. по Гос. Румянцевскому музею. М., 1923; Рукописи Н. В. Гоголя: Кат. М., 1940; Первый Патриарх Московский//ЖМП. 1944. 8. С. 12-16; Патриархи Московские: 1589-1944 гг.//Там же. 9. С. 11-16; О составе Поместного Собора//Там же. 10. С. 10-14; Предстоящий юбилей (1448-1948)//Там же. 1946. 10. С. 52-56.

http://pravenc.ru/text/162163.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010