В июле 1401 г. Г. присутствовал на созванном митр. Киприаном Соборе в Москве, на к-рый съехались 9 иерархов из зап. и вост. областей Киевской митрополии. В 1402 г., согласно Житию прп. Дионисия Глушицкого, Г. благословил преподобного на игуменство в основанном прп. Дионисием общежительном Глушицком в честь Покрова Пресв. Богородицы муж. мон-ре. Г. возглавил отпевание и захоронение в московском Успенском соборе скончавшегося 16 сент. 1406 г. митр. Киприана. Ростовский епископ зачитал прощальную грамоту, составленную митр. Киприаном за 4 дня до смерти. По словам современника, Г. «прочте ю оумилно, велегласно, да боудеть оуслышанно в оушию всему градоу; и внегда чтоуще емоу, тогда многие от предстоящих на слезы предподвиже» (Там же. Т. 4. Ч. 1. С. 400). При ростовском кн. Александре Константиновиче (в монашестве Андрей), между 19 марта 1396 и 19 июня 1404 г., произошло чудо по молитвам Г. и клириков ростовского Успенского собора к Ростовским святителям Леонтию и Феодору - исцелился сын кн. Александра Иоанн (Житие св. Леонтия. С. 19; Житие св. Феодора. С. 307). 24 июня 1408 г. в Ростове случился пожар, во время к-рого обрушились своды каменного Успенского собора (сохр. стены «по комары» и алтарь), «иных церквии погоре 14, и людии много истопе» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 3. Стб. 538). В дек. 1408 г. бедствия Ростовской земли усугубил набег ордынского отряда из войска эмира Едигея. Г. вместе с князем и др. жителями бежал из города. Захватив Ростов, ордынцы сожгли его, сгорели мн. храмы, уцелел лишь ростовский Спасо-Иаковлевский Димитриев мон-рь в честь Зачатия Пресв. Богородицы, ограждаемый, как пишет летописец, «молитвою святыа Богородици» (Там же. Т. 15. Стб. 483). 1 окт. 1410 г. Г. освятил восстановленный на его средства (к 26 сент.) Успенский собор. Владычный летописец особо отметил, что «людие дивяхуся, яко вборзе тако сделана была церковь». В 1411 г. в Ростове из старых, испорченных пожаром колоколов были отлиты новые, «выше первых» (Там же. Т. 6. Вып. 1. Стб. 531-532; см.: там же. Т. 23. С. 144; Т. 26. С. 124 и др.). 6 окт. 1411 г. на подворье Ростовских владык в с. Дорогомилове на берегу р. Москвы по благословению митр. Фотия Г. освятил созданный по его заказу каменный храм в честь Благовещения Пресв. Богородицы. Тогда же, как свидетельствует Никоновский свод 20-х гг. XVI в., Г. отказался от предъявленных им ранее претензий на земли митрополичьего с. Кудрина (Кудринского) (Там же. Т. 11. С. 219). 22 марта 1416 г. вместе с митр. Фотием, епископами Митрофаном Суздальским, Антонием Тверским, Тимофеем Сарским и Исаакием Пермским в присутствии вел. кн. Василия I и его братьев Георгия (Юрия) и Константина Димитриевичей Г. участвовал в хиротонии в московском Архангельском соборе Новгородского архиеп. Симеона. Это был важный политический акт, свидетельствовавший верность архиереев Сев. и Сев.-Вост. Руси митр. Фотию и непризнание ими претензий Григория Цамблака на Киевскую митрополию.

http://pravicon.com/info-2115

В 1806 г. недалеко от источника, на холме, над родником, алатырский архим. Авраамий (Соловьёв) заложил каменный Казанский храм. Строительство началось по указам имп. Александра I Павловича от 3 июня 1804 г. и от 11 сент. 1806 г. и осуществлялось на средства М. Ф. Кикиной († 1819), вдовы секунд-майора, проживавшей в имении близ Алатыря, И. П. Тургенева с сыновьями и др. благотворителей. Освящение храма состоялось 29 июня 1807 г., в день празднования апостолов Петра и Павла, по благословению еп. Казанского и Симбирского Павла (Зернова). Освящение совпало с открытием местной Ключевской, или Четвертаковской, ярмарки, это событие привлекло множество паломников. В нач. 40-х гг. XIX в. к четверику храма пристроили трапезную, а во 2-й пол. XIX в.- звонницу (по др. сведениям, колокольню). В 1851 г. установили иконостас, перенесенный из Сергиевского храма алатырской обители. По описи 1856 г., церковь (9 саж. в длину, 5 саж. в ширину, 12 саж. в высоту) имела 23 окна, железную крышу, окрашенную «медянкою». У родника, на месте старой Казанской ц. (1767-1768), стояла часовня с купальней, несколько раз перестраивавшаяся, деревянный келейный корпус (1809). Согласно ведомости 1848 г., составленной алатырским архим. Иезекиилем, загородный двор владел 10 дес. 816 кв. саж. земли, в т. ч. 9 дес. 2092 кв. саж. огородной и порожней, 350 саж. «под разным строением», 75 саж. «под церковью и часовней над ключом», 480 саж. «под проселочною дорогою», 219 саж. «под ручьем, вытекающим из ключа». С 1856 г. в хозяйстве имелись ульи. 12 июля 1911 г. алатырский архим. Назарий (Андреев) произвел опись и алатырского Троицкого мон-ря, и загородного двора, на территории к-рого располагалась Казанская ц., крытая железом (длина 14 саж. 1 аршин, ширина 6 саж., высота до карниза 4 саж., над крышей купол 51/2 саж.), с 20 окнами и 3 дверями. Над колодцем стояла ветхая деревянная часовня с железной крышей (длина 10 аршин, ширина 10 аршин, высота 3 аршина) и 4 окнами. Др. «деревянная часовня, длиной 3 аршина, шириною 3 аршина, высотою с главкою 5 аршин, дверей 1 штука, крытая железом, сохранилась хорошо» (Там же. С. 149). При загородном доме были построены деревянные братский корпус и 3 дома, ярмарочные лавочные ряды. В 1913 г., во время пожара, сгорело 2 дома. 3 дек. того же года алатырский мон-рь получил за них страховые деньги в размере 1488 р. 88 к., на эти средства дома восстановили. В мае 1914 г. мастер И. Смыслов покрасил крыши, полы и иконостас Казанской ц.

http://pravenc.ru/text/1841542.html

В. активно выступал против ратификации скупщиной конкордата между Ватиканом и Югославией. В записке, направленной 13 сент. 1935 г. правительству от имени Свящ. Синода, в специальном Меморандуме, принятом 5 дек. того же года, и в своих многочисленных выступлениях, напр. в Новогоднем послании 1937 г., В. особенно обращал внимание на отрицание конкордатом не только конфессионального, но и политического равноправия и свободы, гарантированных конституцией. Тяжелая болезнь В., внезапно вспыхнувшая во время работы Архиерейского Собора СПЦ в июне 1937 г., на котором обсуждалась позиция СПЦ в отношении внесения конкордата на ратификацию в скупщину, породила слухи о его отравлении. В. уже не смог председательствовать на следующем, внеочередном, Архиерейском Соборе, открывшемся 8 июля в день внесения конкордата на ратификацию. 19 июля молебен и последующий крестный ход о здравии В. перерос в кровавое столкновение участников шествия с жандармерией и получил название «Кровавого крестного хода». 23 июля конкордат был ратифицирован скупщиной, но последовавшая в тот же день кончина В., хотя он скорее всего не узнал о случившемся, и реакция на события общественности заставили правительство поначалу отложить, а потом отказаться от внесения конкордата на утверждение в Сенат (см. статьи Сербская Православная Церковь , Югославия ). Диагноз заболевания и причины смерти В. до сих пор не выяснены. Похоронен в храме свт. Саввы на Врачаре в Белграде. Лит.: М. Српска црква и конкордатска криза. Београд, 1983; Ucmopuja. 2. С. 166-192, 224-225; В. В. српске Цркве од коммуниста. 1997. Део 1; Школа и Црква//Културна политика Jyrocлabuje, 1918-1941. Београд, 1997. 2. С. 456-485; Глубоковский Н. Н. СПбДА во времена студенчества там Патриарха [Сербского] Варнавы//ЦИВ. 1999. 2/3. С. 219-243; Косик В. И. Рус. Церковь в Югославии (20-40-е гг. ХХ в.). М., 2000. С. 53-55; Еринич Б. Серб. правосл. Церковь во время Патриаршества Патриарха Варнавы (Росича) 1930-1937 гг. и конкордатский кризис: Диплом. работа/СПбДА. СПб., 2003. Ркп.

http://pravenc.ru/text/154269.html

Последнюю ночь земной жизни М. А. авва Серапион провел с ним в бодрствовании и пении псалмов. Он стал свидетелем блаженной кончины святого. М. А. велел положить его тело в пещере, а вход в нее завалить камнем. Вернувшись в Египет, авва Серапион поведал о М. А. «великому старцу» Иоанну и братии. В визант. период Житие М. А. включалось в основном в сборники некалендарного состава и не встречается в Синаксарях. Краткие синаксарные Жития прп. Марка Монаха (5 марта) представляют собой компиляцию биографических сведений о 3 др. подвижниках: прп. Марке Пустыннике , Марке Нитрийском и прп. Макарии Александрийском (SynCP. Col. 509-511). В южнославянских рукописях Житие М. А. встречается под 5 марта (древнейший список - БПБ. 219, 1381 г.) и под 5 апр. (более ранние списки - Ath. Chil. slav. 473, 2-я часть 1335-1345 гг., Черногория. Цетинский мон-рь. 67, XV в.) ( Иванова. Biblioth. hagiogr. С. 478-480, 514-515). В ряде древнерус. списков это произведение не имеет даты в заглавии (напр., РГБ. Вол. 657, 1487 г.; РГБ. Троиц. 745, XIV в., Троиц. 752, XV в.) и, возможно, рассматривается (в соответствии с начальными словами: «Поведаше нам авва Серапион…») как патериковая повесть. В ВМЧ Житие М. А. приведено под 31 дек. (ВМЧ. Дек. Дни 25-31. Стб. 2484-2496) и под 1 мая (Там же. Май. Дни. 1-8. С. 149-155). В Минеях-Четьих Иоанна Милютина (1646-1654) это Житие приводится под 19 янв. и под 5 марта. В 1668 г. болландисты поместили сведения о М. А. в «Acta Sanctorum» под 29 марта. Свт. Димитрий Ростовский поместил в свои Минеи-Четьи Житие М. А. под 5 апр., указав источник текста: «от великия Минеи Четьи» ( Димитрий Ростовский, свт. Книга Житий святых. К., 1764. Кн. 3. Л. 113-116 об.). Дата празднования 5 апр. утвердилась в совр. календаре РПЦ, тогда как в греч. Церкви день памяти святого - 5 марта. В Мартирологе Раббана Слибы (XIV в.) память М. А. указана под 20 мая, а в Александрийском Синаксаре - под 16 апр. Ист.: BHG, N 1039-1041n; ActaSS. 1668. Mart. T. 3. P. 40-43; 18633. Р. 33-35; Look A. E. The History of Abba Marcus of Mount Tharmaka. Oxf., 1929 [сир. версия]; Αγγελδη Χ. Γ. Ο Βος το Μρκου το Αθηναου (BHG 1039-1041)//Σμμεικτα. 1989. Τ. 8. Σ. 45-49 [текст]; ЖСв. Апр. С. 87-98.

http://pravenc.ru/text/2562248.html

Духовная Беседа (1863), т. XIX, стр.76–83. 1864 18 . Священное писание у христианских женщин и библейская редкость у государыни императрицы Марии Александровны. Спб. 19 . Четыре беседы Фотия святейшего, архиепископа константинопольского, и рассуждение о них. Спб. 1864. Две из напечатанных здесь бесед, а именно о нашествии Россов переизданы академ. Авг. Науком в Apendix " е к его Lexicon Vi ηdobonense. Petropoli 1867, стр. 201–232; Maller, Fragmenta historicorum graccorum. T. 5. Paris 1870, стр. 162–173; » Αλθεια 1881, 9 и 13. Русский перевод Ε.Л. (= Ε. Ловягина) в Христианском Чтении 1882, ч. 2 9–10), стр. 419–443, сделан с последнего издания. Рецензии: Новооткрытый памятник трудов и заслуг великого Φοтия, святейшего патриарха Константинопольского. П. Сладкопевцева. Дух. Беседа 1864. 45, стр. 345–357; Дух Христианина 1865, 4, отд. 2, стр. 113–118; Древности. Труды Императорск. Московск. Археологич. Общ. Т. III (вып. 2. 1871), стр. 219–223: статья В. Ведрова: Книжный Вестник 1865, стр. 134. 20 . Важное изобретение петербургского иконописца Алексея Ивановича Травина Спб. 1864. Духовная Беседа 1864, 8, стр. 282–287, и Северная Почта 1864, 65. 21 . Тысячелетие первой славы Российского государства. Духовная Беседа 1864, 20 и 22. 1865 22 . Письмо к Константину Тишендорфу (Петербург 1864 г. 23 февр.). Труды киевск. дух. акад. 1865, 11, стр. 429–436 (и отдельно). 23 . Александрийский том о праздновании пасхи 1595 г. (Из Записок путешественника по Востоку). Труды киевск. дух. акад. 1865, 10, стр. 449–259, и Церковная Летопись Духовной Беседы на 1860 15, 9 апреля), стр. 245–253. 24 . Речь при наречении во епископа Чигиринского. Спб. 1865. Церковн. Летоп. Духовной Беседы на 1865, 8, стр. 117–120. 1866 25 . Исповедь кающегося грешника. Изд. 1-е, Киев 1866, 2-е изд. там же, 1868, 3-е изд. там же, 1873, 4-е издание, – М. 1879. 26 . Деяние константинопольского собора 1593 г., которым утверждено патриаршество в России. Переведено с греческого. Труды киевск. дух. акад. 1865 г. 7, стр. 237–248 (и отдельно).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Особое внимание в издании уделялось Прибалтике, Виленской и Витебской губерниям: «Извлечение из отчета об исследованиях и раскопках, произведенных в 1901 г. в Витебской губ.» Л. Ю. Лазаревича-Шепелевича (1904. Вып. 6. С. 1-5); «Лифляндские курганы» (Там же. С. 61-64) и «Находки на р. Лигате в Рижском у.» Спицына (1904. Вып. 12. С. 32-35); «Могильники с каменными кистами в Виленской губ.» (Там же. С. 26-29) и «Группа курганов при оз. Эшо в Витебской губ.» Н. М. Печенкина (Там же. С. 30-31); «Жмудские пилкалнисы» Л. О. Крживицкого (1909. Вып. 29. С. 82-219); «Русская надпись в Люблинском тюремном костеле» Н. М. Каринского (1914. Вып. 55. С. 131-135) и др. Предметно изучалась археология Киевской, Харьковской, Черниговской и смежных губерний: «О подземелье, открытом в Киеве на усадьбе Общества религиозно-нравственного просвещения» Н. И. Петрова (1902. Вып. 2. С. 99-102); «Раскопка курганов близ с. Колодистого Киевской губ.» Спицына (1904. Вып. 12. С. 119-126); «Отчет о раскопках, произведенных в 1903 г. в Чигиринском у. Киевской губ.» (1905. Вып. 14. С. 1-43), «Отчет о раскопках в Чигиринском у. Киевской губ. в 1905 г.» (1906. Вып. 20. С. 1-16), «Отчет об исследовании курганов в Черкасском и Чигиринском у. Киевской губ. в 1909 г.» (1911. Вып. 40. С. 43-61), «Отчет о раскопках в Киевской губ. в 1911 г.» (1913. Вып. 49. С. 89-100), «Отчет о раскопках в Киевской губ. в 1912 г.» (1914. Вып. 54. С. 99-108) и «Отчет о раскопках в Киевской губернии в 1913 г.» (1916. Вып. 60. С. 1-6) гр. А. А. Бобринского ; «Отчет об археологических исследованиях в Харьковской и Воронежской губ. в 1905 г.» (1906. Вып. 19. С. 117-156), «Отчет об археологических исследованиях в Полтавской губ. в 1906 г.» (1907. Вып. 22. С. 38-90) и «Археологические исследования 1907-1909 гг.» (1911. Вып. 43) Макаренко; «Отчет о раскопках, произведенных в 1907 г. в Черниговской губ.» (1909. Вып. 29. С. 164-167); «Древние городища по берегам низового Днепра» В. И. Гошкевича (1913. Вып. 47. С. 117-145) и др. Выходили материалы о древностях Московского царства, в т. ч. о гос. символах («Бухарский клад и Мономахова шапка» Спицына (1909. Вып. 29. С. 73-81)) и реликвиях («Оковы боярина Михаила Никитича Романова» В. В. Голубцова (1914. Вып. 53. С. 40-56)).

http://pravenc.ru/text/293850.html

Постриг прп. Пафнутия Боровского. Роспись собора Рождества Пресв. Богородицы Пафнутиева Боровского мон-ря. 1644 г. Фо-то: Н. В. Бурмин Постриг прп. Пафнутия Боровского. Роспись собора Рождества Пресв. Богородицы Пафнутиева Боровского мон-ря. 1644 г. Фо-то: Н. В. Бурмин П. род. в семье предка родов Баскаковых, Гавриловых, Зубовых и Таратиных Ивана Мартиновича и его жены Фотинии (см.: Кузьмин А. В. На пути в Москву: Очерки генеалогии. М., 2015. Т. 2. С. 247-251), был крещен с именем Парфений (Житие. 1899. С. 21). Дед П. был баскаком, вероятно в Боровске (Древнерусские патерики. 1999. С. 82), и в ходе очередного антиордынского восстания (вероятно, в 50-60-х гг. XIV в.) под страхом смерти принял крещение с именем Мартин (о христианизации баскаков см.: Кузьмин А. В. Орда//ПЭ. 2018. Т. 53. С. 100). Парфений в детстве общался со своим дедом. Юноша обучился грамоте, его любимым чтением стало Свящ. Писание. В возрасте 20 лет Парфений оставил родительский дом, чтобы принять монашеский постриг. Местом своего пострижения он избрал боровский Высокий в честь Покрова Пресв. Богородицы муж. мон-рь, располагавшийся на берегу р. Протвы. Пользовавшийся наибольшим авторитетом в обители ученик прп. Сергия Радонежского прп. Никита Боровский, ранее возглавлявший Высоцкий серпуховской в честь Зачатия Пресвятой Богородицы мужской монастырь , испытал, насколько серьезно намерение Парфения удалиться от мира, и одобрил его желание принять постриг. 30 нояб. 1414 г. находившийся в Покровской обители друг старца Никиты архимандрит серпуховского Высоцкого мон-ря Маркелл (см.: РГБ. Ф. 113. Волок. 219(638). Л. 237; в нек-рых вариантах Жития назван настоятелем боровского Высокого Покровского мон-ря) совершил обряд пострижения и нарек новоначального инока Пафнутием (Житие. 1899. С. 119). В обители инок 7 лет проходил послушание у старца Никиты, к-рый стремился привить своему ученику идеалы монашеской жизни прп. Сергия Радонежского. По неизвестной причине ок. 1421 г. Никита принял решение покинуть Покровский мон-рь. П. обязан был сопровождать наставника, но этому воспротивился настоятель обители. Сам П. не хотел покидать Покровский мон-рь и умолял старца Никиту позволить ему остаться «за юность возраста его» (Там же). Оставшись в обители, П. прошел все послушания, заслужив уважение братии.

http://pravenc.ru/text/2579804.html

18 Максим Исповедник. Диалог с Пирром. PG 91, 341А (р. п.: Диспут с Пирром: прп. Максим Исповедник и христологические споры VII столетия Отв. ред. 4– А. Поспелов. М.: Храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках, 2004. С. 219). 19 Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 2, 5. С. 258 (р. п.: С. 259). 20 Там же. 21 Можно также перевести « παραδειγματα » как «образцы» или «модели»; т. е., речь здесь идет о божественном замысле о твари. 22 Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 5, 8. С. 430—432 (р. п.: С. 431– 433). 23 Максим Исповедник. Схолия к «О божественных именах», 2,5. Там же. С. 258 (р. п.: С. 259). 24 Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 9, 9. С. 510—512 (р. п.: С. 511–513). 25 Максим Исповедник. Схолия к «О божественных именах», 9,9. Там же. С. 510 (р. п.: С. 511). 26 Дионисий Ареопагит. Послание 9, 3. С. 846 (р. п.: С. 847). 27 Максим Исповедник. Схолия к Посланию 9,3. Там же. 28 Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 5, 6. С. 416 (р. п.: С. 417). 29 Максим Исповедник. Схолия к «О божественных именах», 5, 6. Там же. С. 418 (р. п.: С. 419). 30 Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 2, 4. С. 250 (р. п.: С. 251). 31 Там же. С. 250—252 (р. п.: С. 251—253). 32 Там же. 33 Там же. 34 « αφαιρεσεις » – «отьятия», «лишения», «отвлечения», т.е., те свойства Бога, которые описываются через отсутствие у Него присущих твари страстности, начала, конца и т.п. 35 Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 2, 3. С. 250 (р. п.: С. 251). 36 Ср. у Григория Нисского: «Всякая энергия, простирающаяся от Бога к твари и именуемая согласно многообразным смыслам, направляется от Отца и через Сына проходит и во Святом Духе совершается» (К Авлавию, PG 45, 125С; р. п.: Свт. Григорий Нисский. Догматические сочинения: в 2-х т. Красдар: Текст, 2006. Т. 1. С. 62). 37 «… τα της ουαιωδους ενωσεως και της υποστατικης διακρισεως και τα της αμιγυς πανταπασι και αφυρτου συμφυιας ». 38 Григорий Богослов. Слово 31, 32, pg 36, 169b (р. п.: Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский. Собрание творений в 2-х томах. Репринтное издание: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 1. С. 461—462).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3133...

При этом в 40-х гг. XVI в. в летописной редакции родословца ошибочно утверждалось, что М. Р. был бездетен (Редкие источники по истории России. М., 1977. Вып. 2. С. 26). Однако другие редакции этого источника, включая официальный Государев родословец (ок. 1555) и Бархатную книгу (1686-1688), эту информацию не подтверждают (Там же. С. 76; Бархатная книга. М., 1787. Ч. 1. С. 94 и др.). Не позднее 1554 г. в связи с составлением Государева родословца в России в правление царя Иоанна IV Васильевича Грозного возник Царский синодик, в к-рый в качестве одного из предков царя Иоанна было внесено имя М. Р. (РГАДА. Ф. 375. Ист. сочинения. 89. Л. 2; Кузьмин. 2004. С. 121). Т. о. установилось поминание М. Р. как члена правящей династии московских Рюриковичей. Так, напр., между 1 окт. 1556 г. и 30 янв. 1557 г. его имя присутствует в списке Царского синодика, к-рый был послан патриарху Иоасафу II в К-поль, чтобы поминать русских князей (Россия и греческий мир в XVI в./Отв. ред. С. М. Каштанов; подг. к публ.: С. М. Каштанов, Л. В. Столярова и Б. Л. Фонкич. М., 2004. Т. 1. С. 219, 400). Ист.: ПСРЛ. Т. 7. С. 174; Т. 10. С. 154, 157; Т. 18. С. 77; Т. 20. С. 168; Т. 21. С. 307; Т. 23. С. 90; Т. 25. С. 152; Т. 28. С. 61, 220; Т. 30. С. 96; Т. 33. С. 75; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: (Реконструкция текста). СПб., 20022. С. 336; Клосс Б. М. Избр. труды. М., 2001. Т. 2. С. 311-312. Лит.: Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Сев. Руси в татарский период с 1238 по 1505 г.: Биогр. очерки по первоисточникам и главнейшим пособиям. СПб., 1891. Т. 2. С. 74, 77, 81; Голубовский П. В. История Смоленской земли до нач. XV в. К., 1895. С. 173, 177, 182-183, 202, 204, 205. Табл; Муравьева Л. Л. Летописание Сев.-Вост. Руси кон. XIII - нач. XV в. М., 1983. С. 249; она же. Моск. летописание 2-й пол. XIV - нач. XV в. М., 1991. С. 60; Кузьмин А. В. Князья Можайска и судьба их владений в XIII-XIV в.: Из истории Смоленской земли//ДРВМ. 2004. 4. С. 107-122; он же. На пути в Москву: Очерки генеалогии военно-служилой знати Сев.-Вост. Руси в XIII - сер. XV в. М., 2014. Т. 1. С. 84. Схема I.1; 2015. Т. 2. С. 112, 127-128, 130. Схема V.1; Домбровский Д. Генеалогия Мстиславичей: Первые поколения (до нач. XIV в.)/Пер. и вступ. слово к рус. изд.: К. Ю. Ерусалимский, О. А. Остапчук. СПб., 2015. С. 563, 577-580, 598, 600-601, 603, 673-674, 678, 735. А. В. Кузьмин Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ († ок. 1390), св. блгв. кн. смоленский (пам. 27 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Смоленских святых) ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ († 1407), кн. смоленский (1386-1404, с перерывами), кн. новгородский (1404-1406/07), новоторжский (1407)

http://pravenc.ru/text/2563762.html

В летописном некрологе о Г. В. сказано, что он был богобоязненным, смиренным и щедрым, выкупал попавших в плен к татарам русских, помогал обездоленным: «Многи христианы, обидимыа от них (татар.- А. Л.), избави и печалныа утешая, брашно свое и питие нещадно требующим подавая» (ПСРЛ. Т. 18. С. 76). Согласно «Указу о кормах» Усть-Шехонского мон-ря, в кон. XVI в. в обители выставлялся «корм болшеи по благоверномь по князе Глебе Васильевиче Ростовском» в день его именин - 24 июля. По свидетельству С. П. Шевырёва, побывавшего в Белозерске в 1847 г., Г. В. почитался в городе ( Шевырёв С. П. Поездка в Кирилло-Белозерский мон-рь в 1847 г. М., 1850. Ч. 2. С. 87). В XIX в. на память святых Бориса и Глеба по Г. В. совершалась панихида в Васильевской часовне. О Г. В. писали агиографы на рубеже XIX и XX вв.: архим. Леонид (Кавелин) назвал его в числе святых с днем памяти 24 июля (Св. Русь. С. 158-159), архиеп. Димитрий (Самбикин) поместил жизнеописание Г. В. под 13 дек. (день кончины) и отнес к местночтимым святым (Месяцеслов. 1895. Вып. 4: Декабрь. С. 113-115, 227), архиеп. Сергий (Спасский) упомянул его в списке неканонизированных подвижников (Месяцеслов. Т. 3. С. 555). В 1964 г., при установлении празднования Собору Ростово-Ярославских святых, Г. В. был включен в состав Собора (Минея МП. Май. Ч. 3. С. 36). Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1. Стб. 466, 469, 472-477; Вып. 2. Стб. 520-521, 523-525; Т. 4. Ч. 1. С. 219, 221, 232, 234, 243, 631-632; Ч. 2. С. 211, 213, 222, 224, 231; Т. 6. Вып. 1. С. 295, 298; Т. 7. С. 143, 159, 161, 163, 168, 173-174; Т. 10. С. 104, 113, 129, 137-139, 141-143, 147, 150, 152-158; Т. 15. С. 33-34 (1-я паг.), 373, 395, 400, 403, 404 (2-я паг.); Т. 18. С. 58, 60, 69-77; Т. 20. Ч. 1. С. 158, 163-165, 168-169; Т. 21. Ч. 1. С. 263, 266, 308; Т. 23. С. 76, 83, 85, 90-91; Т. 24. С. 93, 101-102; Т. 25. С. 129, 141, 143, 144, 148, 152; Т. 26. С. 74-75, 94; Т. 27. С. 52; Т. 28. С. 53, 57-58, 61, 211, 216-217, 220; Т. 30. С. 87, 90-93, 95-96; Т. 33. С. 67, 71-72, 74-75; Т. 34. С. 87, 97, 99-100; Т. 37. С. 30, 70; Т. 42. С. 114, 118, 120; «Никифора, патриарха Цесаряграда, летописець въскоре»//АЕ за 1960 г. М., 1962. С. 239; Летописец русский//Мат-лы по истории СССР. М., 1955. Т. 2. С. 293-296; Макаров Н. А. , Охотина-Линд Н. А. Сказание о Троицком Усть-Шехонском мон-ре и круг произведений по истории Белозерья//Florilegium: К 60-летию Б. Н. Флори. М., 2000. С. 201-202 [«Указ о кормах праздничных и задушных»], 204-205 [Повесть об Усть-Шехонском мон-ре]; Прохоров Г. М. Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном мон-ре//Святые подвижники и обители Рус. Севера/Изд. подгот.: Г. М. Прохоров, С. А. Семячко. СПб., 2005. С. 10-11 [Летописн. изв. за 6808 г.], 33-34 [Сказание о Спасо-Каменном мон-ре]; он же. Повесть об Усть-Шехонском Троицком мон-ре и рассказы о г. Белозерске//Там же. С. 317-320 [Повесть об Усть-Шехонском мон-ре].

http://pravenc.ru/text/165103.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010