Разделы портала «Азбука веры» Оглавление В статье предпринята попытка проанализировать, как применялась епитимья в пастырской практике святых и подвижников благочестия. Понятие епитимии и ее синонимы Епитимия традиционно понималась как «церковное наказание, прещение» 1 , налагаемое на согрешивших. Относясь к исповеди, епитимия хотя и «не составляет в сущности таинства, но крайне важна по своим нравственным следствиям» 2 . Понятие «епитимия» (греч. πι­τιμα, слав. запрещение, рус. наказание, кара 3 ) встречается в посланиях апостола Павла. Наставляя своего ученика Тимофея о должном совершении пастырского служения, он пишет:  проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием ( 2Тим. 4:2 ). Размышляя о значении слова «запрещай» 4 , святитель Феофан Затворник обращает внимание, что оно «означает: строгостию пастырской власти понудь исправиться, — и наложи епитимию, употреби исправительные наказания церковные, наложив их как пластыри на раны. Требуется сим довести до решимости исправиться и поставить на путь исправления» 5 .Так поступал и сам апостол. Во втором послании к Коринфянам он определяет:  Для такого  [нарушившего заповедь кровосмесника, теперь оставившего злые дела]  довольно сего наказания от многих  [отлучения, произнесенного собранием верующих] 6 ( 2Кор.2:6 ). Так что вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью. И потому прошу вас оказать ему любовь ( 2Кор.2:7 ). «Номоканон при Большом Требнике» указывает: «Также да будет известно, что святой Василий и прочие древние отцы не только отлучали кающихся грешников от Святого Причащения, но и подавали им труды и подвиги покаяния, более же всего предписывали хранить установленные особые и постоянные посты, посещать службы и творить церковные молитвы во всякие день и ночь, к тому же налагали каноны покаяния» 7 . Таким образом, епитимия назначалась «или в форме “запрещения”, то есть лишения причастия на более или менее продолжительный срок, или в форме усиленного поста, милостыни, поклонов и иных подвигов» 8 .

http://azbyka.ru/epitimya-v-pastyrskoj-p...

Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления Оглавление Методика огласительной работы разработана миссионерским отделом Калининградской епархии. «Что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса» ( Деян. 22:16 ) Введение Бог обращается к человеку через евангельскую проповедь, и человек отвечает через покаяние — изменение прежнего образа жизни через исповедание веры и принятие святого Крещения. Таким образом, оглашение и Крещение как вступительное Таинство в жизнь Церкви суть вопросы, наиболее важные, с одной стороны, для каждого верующего, но вместе с тем для жизни всей Церкви, так как вхождение в Церковь не есть только личное дело отдельного человека, но касается всей Ее полноты . Оглашением принято называть церковную образовательную и просветительскую деятельность по подготовке к Крещению уверовавшего во Христа человека и желающего вступить в Церковь. Обучение имеет целью не только научить основным истинам веры, но и убедиться в искренности веры и в действительности покаяния человека, желающего присоединиться к Церкви Христовой. Важно правильно расставить акценты в поэтапном приобщении человека к Церковной Полноте. В своем миссионерском служении Церковь стремится помочь человеку обрести покаяние и веру в Бога, уделяя особое внимание знакомству человека с Благой Вестью, а также пробуждению доверия к Церкви и Богу и переосмыслению жизни. Огласительный период является вторым этапом пути человека к Богу и Церкви. Участие человека в оглашении представляет собой результат принятия им свободного и ответственного решения о вступлении в Церковь. Последующее за принятием Крещения воцерковление (первый этап самостоятельной церковной жизни человека) именуется собственно катехизацией (от греч. katecheo — «оглашать, устно наставлять, учить») . Участников катехизического процесса принято называть катехуменами или оглашаемыми (в случае подготовки к Крещению). Евангельская проповедь, благодаря которой человек поверил во Христа, посредством катехизации призвана стать практикой христианской жизни, что реализуется через вхождение в церковную общину и обретение пастырской опеки.

http://azbyka.ru/katehizacija/rekomendat...

Скачать epub pdf Слово в Прощеное Воскресенье Радость покаяния и причащения св. Тайн. Необходимость прощения врагам согрешений их «Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный; аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших» ( Мф. 6,14–15 ). О, если бы мы, возлюбленные о Христе мои чада, сознавали все спасительное значение для нас этих слов Христовых! Мы всецело бы тогда, всем своим сердцем искали этого отпущения наших грехов от Бога, жили бы свято, неразрывно соединялись бы со Христом и сделались самыми близкими и любящими Его детьми для участия в Христовой радости и здесь, и в будущей жизни. Во всей полноте испытал на себе спасительную силу этого божественного отпущения благоразумный разбойник. За покаяние на кресте он получил от Христа прощение всех своих грехов и потому тотчас после своей смерти введен был Господом в рай для вечного блаженства в Небесном Царствии. Точно так же во всей силе испытала блаженство сего отпущения и преподобная Таисия. После обращения ее прп. Иоанном (Кодовым) она сразу и решительно оставила свою нечистую жизнь и тотчас в сопровождении св. Иоанна отправилась в женский монастырь, чтобы вступить в число инокинь для пламенного Богоугождения. Но на пути в монастырь она скончалась, и прп. Иоанн видел, какой великий огненный столп поднялся от умершей Таисии до самого неба. Из этого дивного видения преподобный понял, что за истинное покаяние Таисии, т.е. за бесповоротное оставление прежней греховной жизни и за решимость служить только Единому Богу, Господь даровал ей полное отпущение грехов и в один час, как благоразумного разбойника, удостоил райского блаженства. В некоторой мере блаженство этого отпущения испытывают и обычные верующие благочестивые люди. Недавно мне передавали, что один из прихожан нашего храма более десяти лет не исповедовался и не причащался, после чего решился приступить к сим великим таинствам. Исповедь его была чистосердечная, и потому после нее он почувствовал точно пуды свалились с его плеч. А после причастия он ощутил неземной мир в душе своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

СОВЕТЫ ГОТОВЯЩЕМУСЯ К ИСПОВЕДИ В Священном Писании сказано: Сын мой! Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения; прилепись к Нему и не отступай, дабы возвеличиться тебе напоследок ( Сир. 2:1–3 ). Как только ты решишься поститься, каяться, исповедовать свои грехи, так явится множество препятствий, внутренних и внешних. Враги рода человеческого, узнав о твоем намерении, всячески начнут смущать тебя отвне разными обстоятельствами и изнутри сомнениями, помыслами, страхами. Но все исчезнет, как только проявишь твердость в своем намерении. Исповедоваться надо как можно чаще, промежутки между исповедями должны быть наполнены духовной борьбой, усилиями, которые будут подкрепляться приготовлениями к предыдущей исповеди и от ожидания и приготовления к следующей. Так, частое исповедание грехов будет охранять и поддерживать, трезвить весь твой благочестивый образ жизни. Благодать Божия, действующая в Таинствах Покаяния и Причащения, осязательно производит то, что человек делается чувствительным к своим грехам и немощам, не так легко двигается на греховные дела и укрепляется в истинах веры, Церковь и все ее установления делаются для него родными, близкими сердцу. Хотя и желательно иметь своего духовника, но это вовсе не обязательное условие для истинного покаяния. Для человека, действительно страдающего от своего греха, безразлично, у кого он исповедует его: лишь бы как можно скорее покаяться в нем и получить отпущение. Покаяние должно быть совершенно свободным, никак не вынужденным. Исповедь – это не беседа о своих недостатках, сомнениях, это не простое осведомление духовника о себе. Исповедь – это Таинство, а не просто благочестивый обычай. Исповедь – это горячее покаяние сердца, жажда очищения, которая происходит от ощущения святыни, это второе крещение, и, следовательно, в покаянии мы умираем для греха и воскресаем для святости. Раскаяние первая степень святости, а бесчувственность – это пребывание вне святости, вне Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Что есть истинное покаяние и ложное? Как научиться по-настоящему исповедоваться? Что может помочь избавиться от своих грехов? Очень многие наши грехи – это проявление нашего равнодушия по отношению к Богу, а равнодушие гораздо страшнее, чем, может быть, какой-то очень тяжкий грех, в который человек впадает вследствие какого-то очень сильного искушения, а потом кается так же сильно, так же пламенно, как до того пал. Инна Стромилова : Здравствуйте! Время Великого Поста связано с напряженным вниманием к своей душе и к тому, что в ней необходимо исправить. Увидев в себе какой-то грех или страсть, мы прибегаем к таинствам исповеди и причастия, но достаточно ли этого, для того чтобы по-настоящему избавиться от своих духовных несовершенств? Что есть истинное покаяние и ложное? Как научиться по-настоящему исповедоваться? Что может помочь избавиться от своих грехов? Сегодня мы беседуем с руководителем информационно-издательского отдела Саратовской епархии, настоятелем Петропавловского храма Саратова игуменом Нектарием (Морозовым). Здравствуйте, отец Нектарий. Для начала объясните, пожалуйста, что такое вообще грех. Игумен Нектарий : Наверное, если говорить о грехе, то, выделяя его сущность, надо сказать о том, что грех заключается в сознательном, а иногда не вполне сознательном противлении человека воле Божией. Есть воля Божия о человеке, которая выражена самым полным и совершенным образом в Евангелии, и все то в нашей жизни, что не соответствует Евангелию, все то, что в нас самих Евангелию противится, это и есть область греха. Потому что кто может лучше знать, что хорошо для человека, нежели тот, Кто его сотворил? Кто может это лучше знать, нежели тот, Кто любит человека больше, чем кто бы то ни был? Когда человек противится этой любви, противится этому замыслу божественному о себе, то в этом грех и заключается, а область проявления греха – это область крайне широкая, проявления греховности человеческой безмерно многообразны. – Как научиться человеку видеть свой грех, свои страсти?

http://pravmir.ru/igumen-nektarij-morozo...

ЧТО ТАКОЕ «АНАФЕМА». МОЖЕТ ЛИ КТО-НИБУДЬ РАЗРЕШИТЬ АНАФЕМУ, НАЛОЖЕННУЮ СОБОРНО? " Анафема значит не проклятие (но только отлучение). Этот смысл проклятия придан анафеме уже только впоследствии, и придан по недоразумению, по раздражению человеческих сердец, по удалению некоторых от Духа Христова, по непониманию смысла и духа слов Христовых. Не думайте, однако, что приговор анафемы будет для анафемы незначителен. Нет. Есть таинственная связь между благорасположением людей и милостью Божией к человеку. Непрощенный, неразрешенный на земле, он предстанет в горний мир непрощенным, неразрешенным, связанным в своем грехе. Аминь бо глаголю вам, – подтверждает сие соображение Сам Господь, – что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе ( Мф. 18:18 ). Утверждаем далее, что Господь Иисус Христос завещал анафему только для грехов ума, для грехов против истины, для грехов против Духа Святого, но не против грехов собственной воли, не против грехопадений, покрываемых покаянием, но только против грехов упорства и ожесточения... Ни одна христианская душа не есть вместилище непогрешимой, всецерковной, вселенской истины. Всякая более или менее погрешает в своих убеждениях. Но если кто сеет ложь упорно, как сам диавол, отец лжи, сеет, как человекоубийца для человекоубийства, для убийства душ, если кто восстанет против утвержденной Христом, Его апостолами, всей Вселенской Церковью, всеми возвышеннейшими умами христианского человечества истины; если кто не приемлет Царство Божие, как кроткое и смиренное дитя, но гордо отвергает его, как ожестелый враг истины, – то такой творит грех против Духа Святого! И сей грех, если не очищается покаянием, не отпустится человеку ни в сей век, ни в будущий. Такой грех вторично распинает Сына Божия, и для такого греха уже не обретается другой искупительной жертвы. Такой грех подрывает самые основы Церкви Божией, и она, как живое тело, защищая саму себя, испускает вопль боли своего материнского сердца: анафема!» Архиепископ Херсонский Никанор 490].

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

А ведь такое вполне может быть. Но если у человека после совершённой им исповеди остался хотя бы один нераскаянный смертный грех, то таинство Причастия обернётся ему в осуждение и в смерть вечную. Об этом вполне определённо учат святые отцы Православной Церкви (об этом я не раз писал в предыдущих статьях). Так как же можно допускать человека до Причастия, не исследовав его на предмет того, не осталось ли у него нераскаянных смертных грехов? Церковь позаботилась о том, чтобы избежать этих погибельных последствий – такое исследование предписывается каждому священнику его главной богослужебной книгой – Требником. Согласно чина Последования к исповеди (гл. 7), во время Исповеди пастырь обязан проверить у человека его веру, проверить, не имеет ли он еретических понятий и убеждений, нет ли у него нераскаянных и непрекращённых смертных грехов (для этого в Требнике приводится перечень некоторых из них), а при их выявлении – принять меры к деятельному раскаянию человека и отлучить его от причастия, назначив ему соответствующую каноническую епитимью. Поэтому проверять духовное состояние всех, кто желает приступить к таинству Причащения – это обязанность каждого священника. Но, к сожалению, нынче современные пастыри этого по какой-то причине не делают, и в результате очень многие люди причащаются в осуждение себе. Увы, наши пастыри забыли о своих обязанностях пасти стадо овец Христовых – учить их Вере и покаянию. Учить покаянию – значит обязательно рассказывать людям об их грехах, обличать их в грехах, объяснять их тяжкие последствия грехов и учить методам борьбы с ними. Ведь как, например, проповедовал покаяние святой Иоанн Креститель? Он конкретно называл людям их грехи: простой народ обличал в скупости и немилосердии, фарисеев и саддукеев – в лицемерии, мытарей – в жадности и любостяжании, воинов – в жестокости, лукавстве и сребролюбии. У разных людей разные грехи, и каждому нужно указать именно на его личные грехи. « Многое и другое благовествовал он народу, поучая его» (см. Мф. 3:7, Лк. 3:10-18).

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/18/ka...

К читателю Эта книга сложилась из многих источников по мере вживания в молитвенный строй Церкви, в опыт духовничества и пастырского душепопечения. Непосредственным материалом для этого сборника стали беседы архимандрита Иоанна (Крестьянкина), которые проводились в семидесятые годы в Псково-Печерском монастыре на первой седмице Великого поста, после чтения покаянного канона Андрея Критского. Многим запомнились те вечера трепетного покаянного предстояния перед живым и близким Богом и собственной совестью, запомнилось обличающее и врачующее слово пастырского назидания. Беседы были записаны. Естественно, что при переписывании и перепечатке в них появилось немало погрешностей. Издавая беседы по просьбе паломников и прихожан, мы стремились не только устранить погрешности, но и в наибольшей степени сохранить разговорную интонацию. «Покайтесь, приблизилось бо Царствие Небесное!» Публикуя эти беседы, мы надеемся, что они помогут хотя бы некоторым услышать и исполнить этот Божий призыв. Опыт построения исповеди Опыт построения исповеди по десяти заповедям Мы собрались здесь, чтобы принести Господу очередное покаяние. Хотелось бы предварить исповедь несколькими словами. Всякий из нас по мере сил и возможностей старается в обыденной жизни соблюдать чистоту в жилище и опрятность в одежде. А есть некоторые особенно чистоплотные люди, которые ревностно поддерживают чистоту и порядок. И как озабочен такой человек, если по каким-либо обстоятельствам эти порядок и чистота нарушаются. Также и человек, привыкший следить за чистотою своего сердца и опрятностью своей души, не может жить без покаяния. Такой человек ждет и жаждет очередной исповеди, как иссохшая земля ждет живительной влаги. По словам псалмопевца Давида, «душа моя, яко земля безводная Тебе» (Пс.142:6). Представьте себе на минуту человека, не смывавшего с себя телесную грязь всю жизнь! Вот и душа требует омовения, и что было бы, если не было бы Таинства Покаяния, этого целительного и очистительного «второго Крещения»! Все, наверное, видели не раз, а может, с детства помнят, что бывает, когда зимой потеплеет и дети катают снежные шары. Возьмут крохотный, с кулак, шарик и покатят с горки: в мгновение ока этот шарик превращается в огромный, невпроворот, ком мокрого грязного снега! То же происходит и с греховным состоянием нашей души. Последите за собой! Вы искреннейшим образом со слезами покаялись, причастились Святых Христовых Тайн — какой мир и покой на сердце! Но вот, идя из храма вы кого-то встретили и в разговоре неосторожно бросили маленький комочек осуждения в свое сердце... Все! Лавина тронулась с места! Посмотрите теперь, с какой молниеносной быстротой будет наматываться греховный ком...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3255...

М.В. Корогодина Глава 15. Грехи против церкви В исповедных текстах неизменно присутствует большое количество статей, посвящённых нарушению церковных канонов, обрядов, осквернению церковных святынь и т. п. Эта тема волновала составителей покаянных текстов, и вопросники постоянно пополнялись новыми статьями, отличающимися разнообразием, новыми формулировками, попытками обобщить или, наоборот, уточнить уже существующие статьи. В целом, все вопросы можно разделить на несколько обширных тем: причастие, физическая чистота при исполнении обрядов и таинств, пост, посещение богослужений и поведение в церкви. Составители некоторых текстов вносили новые вопросы, касающиеся прегрешений против церковных канонов; так, редактор одного из вопросников внёс пять новых статей о грехах против церкви. Вопросы на эту тему продолжали развиваться на протяжении всей истории исповедных текстов. В исповедных вопросниках имеется ряд статей, говорящих об осквернении причастия как святыни. Сюда относится рвота после причащения, 1070 блуд после причастия, причащение без отпущения грехов и некоторые другие. 1. Посещение церкви и нечистота «В церкви нечист был?» – часто встречающаяся в вопросниках статья. Этот вопрос, как и другие статьи, говорящие о нечистоте, предлагает много разночтений. Под нечистотой подразумевается вполне конкретное состояние: плотская нечистота, возникшая в результате физической близости с супругом или кем-либо ещё, либо (для женщин) месячная и послеродовая нечистота. 1071 И то и другое полностью исключало возможность причащения. Кроме того, нечистым женщинам запрещалось входить в помещение храма, а не только прикасаться к святыне (причащаться, есть или готовить просфоры, целовать крест и Евангелие), поскольку невозможно было гарантировать, что их кровь не попадёт на святыню. Однако нечистоту, оставшуюся после физической близости с супругом, можно было снять омовением и молитвой и получить возможность войти в церковь . Духовник спрашивал у кающегося, выполнил ли тот требуемые условия: «или внити дерзнула без молитвы», «забыся умыти себе или руки», «нечиста не обмывся от скверны», «не облився», «у свином соблажнении не мывся». 1072

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕНИТЕНЦИАРИЙ [Лат. poenitentiarius, от poenitentia - покаяние], в Римско-католической Церкви клирик, к-рому правящий епископ делегирует совершение в диоцезе таинства Покаяния, а также наложение и снятие церковных прещений (цензур). С распространением в католич. Европе в XII в. частной сакраментальной исповеди и практики выдачи особых разрешительных грамот - индульгенций связано возникновение особой должности клирика-духовника, иногда называвшегося П. (одно из первых упоминаний - в постановлениях Собора в Йорке в 1195 - Councils and Synods with other Documents Relating to the English Church. Oxf., 1981. Vol. 1. Pt. 2: AD 1066-1204/Ed. D. Whitelock e. a. P. 1051). Латеранский IV Собор (1215) предписал епископам назначать помощников и заместителей для приема исповеди и определения церковных прещений (канон 10), однако термин «пенитенциарий» в постановлении не используется. Под влиянием соборных постановлений должность П. к сер. XIII в. появилась в большинстве диоцезов Сев. Франции и Англии ( Mansfield M. C. The Humiliation of Sinners: Public Penance in XIIIth-Cent. France. Ithaca (N. Y.); L., 2005. P. 100-101). Согласно решению Тридентского Собора (1545-1563), в кафедральных капитулах надлежало создать должность каноника-П. На нее могли назначаться клирики не моложе 40 лет, имевшие степень магистра, доктора или лиценциата теологии или канонического права (CTrident. T. 5. P. 241-242; T. 9. P. 982). Действующим Кодексом канонического права Римско-католической Церкви (1983) каноник-П. определяется как лицо, имеющее в силу самой должности ординарное полномочие принимать исповеди на территории своей юрисдикции (CIC. 968 § 1), а также в рамках покаянной дисциплины (forum internum) «освобождать от цензур по заранее вынесенному решению, не объявленных и не сохраняемых за Апостольским Престолом. На территории диоцеза он может освобождать от цензур и лиц, не принадлежащих к диоцезу, а лиц, принадлежащих к нему,- даже за пределами диоцеза» (CIC. 508 § 1).

http://pravenc.ru/text/2579952.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010