8. О Святом Покаянии или Исповеди Покаяние, или исповедь есть такое таинство, в котором законный пастырь Церкви Христовой властью, данною ему от Бога чрез святительское рукоположение, прощает кающемуся грешнику его грехи и очищает от них благодатию Святаго Духа. Еще в Ветхом Завете Господь научал людей, чрез избранных мужей, необходимости покаяния для прощения грехов: «Если он (человек) виновен в чем нибудь из сих (перечисленных выше грехов), говорит Господь Моисею, и исповедуется, в чем он согрешил, то пусть принесет Господу за грех , которым он согрешил, жертву повинности из мелкого скота, овцу или козу, за грех, и очистит его священник» ( Лев. 5:5–6 ), ( Чис. 5:7 ). «Не стыдись исповедовать грехи твои», учить Сирах (4:30): «Скрывающий свои преступления, говорит Премудрый, не будет иметь успеха, а кто сознаётся и оставляет их, тот будет помилован» (Притч. Сол. 28:13). «Ты всех милуешь, говорит о Боге Соломон, потому что все можешь, и покрываешь грехи людей ради покаяния» (Прем. Сол. 11:24). В Ветхом же Завете мы видим живые примеры покаяния грешников п прощения их грехов. Так, напр., когда Господь поразил проказою Мариам, жену Аарона, за несправедливые упреки Моисею, Аарон обратился с покаянием к нему и с просьбой о молитве за него пред Богом: «И сказал Аарон Моисею: господин мой! не поставь нам в грех, что мы поступили глупо и согрешили... И возопил Моисей к Господу, говоря: Боже, исцели ее» ( Чис. 12:11–13 ). Исповедал свой грех пред пророком Нафаном Давид, когда умертвил Урия и взял себе жену его Вирсавию, и получил чрез Нафана же прощение от Господа: «И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: Господь снял с тебя грех твой: ты не умрешь» ( 2Цар. 12:13 ). Покаялось пред Ездрою все общество возвратившихся из плена израильтян (10:10–11), взявших себе жен иноплеменниц, и получило прощение греха своего. Неемия приносил Богу покаяние за себя и за народ свой, когда молился: «Исповедуюсь во грехах сынов израилевых, которыми согрешили мы пред Тобою, согрешили и я и дом отца моего» ( Неем. 1:6–7 ), и был услышан Богом. Обреченный Богом на погибель многогрешный народ Ниневии покаялся в грехах после обличения пророком Ионою и был помилован. (Ион. гл. 3-я).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

“Принцип” Евхаристии Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 52, 2008 2 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 52, 2008 Главной святыней в жизни верующего человека является Святое Причастие. Господь говорит: Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем (Ин 6:56). Таким образом уже при жизни происходит соединение верующего человека со Христом. Но бывает и так, что верующий приступает к Причастию недостойно, не подготовившись. О недостойном Причастии говорит апостол Павел: …иже аще яст хлеб сей или пиет чашу Господню недостойне, повинен будет Телу и Крови Господни Ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не разсуждая Тела Господня (1 Кор 11:27,29). Это отмечено и в молитве на Литургии перед Святым Причащением, которую читает священник, что Причастие может послужить освящению души и тела, а в случае недостойного приготовления будет в суд и в осуждение. Об этом мы должны помнить, приступая к святой Чаше. Христиане осознавали это ещё в древности. “Сообразно раннехристианскому богословию, выраженному в Одах Соломона, Сын есть та Чаша, которая предложена миру, и если для принимающего Его Он становится чашей благословения, то для отвергающих Его Он — чаша проклятья и чаша гнева Божия” 1 . Этот принцип действует в Церкви везде, где мы соприкасаемся со святостью и благодатью. Чаще всего в жизни мы приступаем к Таинству покаяния. «Христианство, Православие спасительно, но не всякий, говорящий Мне “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф 7:21). Исповедь, Таинство Покаяния подаёт прощение, но не всякий отходит от духовника очищенным» 2 , так как для этого необходимо покаянное чувство, желание исправиться и измениться к лучшему. Некоторые бывают рукополагаемы в священный сан, что обязывает к особому поведению и образу жизни. «Можно сказать, что духовенство обла­дает своего рода “двойной” святостью: по сану и по личному подвигоделанию. Если отсутствует последнее, то получается, как с евангельской ослицей, кото­рая “думала”, что это ей кланяются и стелют одежды, когда она везла Христа Спасителя в Иерусалим в неделю Ваий. В таком случае возникает дисгармония между саном и лицом, его носящим. Это то, что в молитвах ко Святому Причастию говорит­ся: “Суд себе ям и пию”. Если же человек достоин сана, то получается ситуа­ция, подобная намоленной иконе 3 . Следовательно, чем выше сан, тем более нужны личные усилия для спасения себя и пасомых» 4 .

http://pravmir.ru/printsip-evharistii/

Больные ждут времени, благоприятного для лечения у целебных источников: православные ждут Великого поста, как времени самого благоприятного для исцеления своих немощей духовных. “Пост – весна душам”, – поучает св. Церковь в своих великопостных песнопениях: в посте так легко дышится, как бы весною; вся церковная обстановка, все службы Божии благоухают Божией благодатью, а в Таинствах Церкви, в Таинстве покая­ния и Божественного причащения тела и крови Спасителя нашего, душа обретает и желан­ное исцеление от болезней духовных, от тех страстей, которые воюют на душу и от коих изнемогает наш духовный человек. И сколько истинно материнской любви и заботливости проявляет святая Церковь в это воистину благодатное время! Как мудро расположила она свои службы, свои исторические воспоминания и памяти святых Божиих на эти дни! Зная свойства души человеческой, она действует не только на ум, но и на сердце грешника, не только дает пищу для благочестивых размышлений, но и питает сердце, чувство неподра­жаемою поэзией своих стихир, канонов и других песнопений. Почти за месяц начинает она готовить к посту своих чад; за три недели уже слышатся трогательные покаянные песни: “Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче”, за две недели – песнь пленников вавилонских, оплакивающих свое потерянное отечество, а в евангельских чтениях дает образцы покаяния в Закхее, в мытаре, в блудном сыне. И везде – смирение как основной фон христианской жизни, везде детская простота сердца и готовность в слезах изливать свое сердце. Настает пост, и открывается чудная панорама Ветхого и Нового Завета в великом творении святителя Андрея Критского , в Великом каноне. Умилительная молитва преподобного Ефрема Сирина слышится многократно на всех службах, и верующие повергаются пред Господом в пока­янных воздыханиях, умоляя милосердого и всемогущего Господа удалить от них дух празд­ности, уныния, любоначалия и празднословия, даровать же им дух целомудрия, смиренно­мудрия, терпения и любви, а паче всего – зреть свои согрешения и не осуждать ближнего. Настает день покаяния – канун Божественного причащения, и верующие открывают свою совесть пред милосердым Господом, исповедуя своему духовному отцу все, что тяготит их, чем они прогневляли Господа, и получают, по вере своей, отпущение согрешений, полагая обет больше не служить греху. Поистине – чудное время, поистине весна и обновление душ у источников спасения – под сенью храмов Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Введение I. «...Зде спасение, зде Бог». Жизнь и поучения псково-печерского подвижника благочестия архимандрита Серафима (Розенберга) «Молись, смиряйся, терпи…» Жизнеописание архимандрита Серафима Молитва первая Молитва третья «...Воспламеняясь серафимскою любовию». Из рассказов современников об архимандрите Серафиме. Письмо со святой горы Афон Воспоминания об отце Серафиме наместника Сретенского монастыря в Москве архимандрита Тихона (Шевкунова) Воспоминания об отце Серафиме архимандрита Филарета (Кольцова) Из воспоминаний об архимандрите Серафиме иеромонаха Иоасафа (Швецова) Воспоминания об отце Серафиме иеродиакона Никона (Горохова) Воспоминания келейницы архимандрита Серафима Серафимы Александровны Костыговой «...Я –темен, ты – свет». Архимандрит Серафим о самом себе (из духовных дневников старца) «Богу ищи нравиться...» Духовные поучения архимандрита Серафима (из записей старца) Архимандрит Серафим о Покаянии. Слово перед Таинством Исповеди О любви к Богу и к ближнему О Боге и человеке в деле Спасения О Священном Писании О православной вере, противостоянии ересям, сектам О святости и святых О богослужении и церковных праздниках О молитве О монашестве и монашеском подвиге О пономарском послушании О смирении О скорбях, болезнях и их терпении О грехе, страстях и борьбе с ними О борьбе с унынием и печалью О страхе Божием О смерти II. «...Мой духовный отец, сосед и благодетель» Преподобный Симеон Псково-печерский и его ученик – старец Серафим «Верю – слышит и многое может…» Жизнеописание преподобного Симеона. Отец Серафим о старце Симоне Письмо о. Серафиму от его духовных чад Из письма отцу Серафиму Из письма отцу Серафиму Из письма отцу Серафиму «Истина всегда проста». Поучения преподобного старца Симеона в духовных дневниках архимандрита Серафима Духовные советы преподобного Симеона его ученику – отцу Серафиму (Розенбергу) О монашеском пути ко спасению О Любви к Богу и о благодарности ему О промысли Божием О верности православию Об иноческом подвиге О молитве О труде О диаконском и священническом служении О смирении О перенесении искушений и страданий Об отношении к ближнему О борьбе с грехом О еде и об удовольствиях Об отношении к женщинам О покаянии О страхе Божием О памяти смертной III. «Будь бодр и радостен духом...». Из переписки архимандрита Серафима и Тамары Ивановны Розенберг О переписке архимандрита Серафима и Тамары Ивановны Розенберг Письма архимандрита Серафима и Тамары Ивановны Розенберг Заключение  

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/my...

Как проведем мы этот Успенский пост? (1960 г.). Сегодня – 1-го августа, по нашему православному календарю, наступает Успенский пост. Служит он для нас духовной подготовкой к великому празднику Успения Пресвятой Богородицы, в подражание Ее собственному посту, которым Она готовила Себя к исходу из этой земной жизни, и продолжается всего две недели. Архиерейский Собор прошлого 1959 года объявил нынешний 1960-ый год  " годом покаяния«. В связи с этим, мы почитаем долгом напомнить всем православным русским людям призыв Пастырского Совещания, состоявшегося в этом году в Свято-Троицком монастыре: ... " Нам предстоит Богородичный Успенский пост, обычно подготовляющий нас к великому празднику Успения Пресвятой Богородицы. Все ли всегда соблюдают этот пост во всей строгости, все ли говеют и причащаются св. Христовых Таин в этом посту? Божия Матерь плачет о нас, предчувствуя страшную кару Божию, которую мы накликаем на себя своей беспечностью, своей нераскаянностью, своим окамененным нечувствием. Отметим же ныне, в этом покаянном году, пост перед Успением общим всенародным говением, чтобы затем достойно приступить к Причащению Св. Христовых Таин в праздник Успения. Вот к чему зовет ныне православных русских людей наше Пастырское Совещание» (См. «Православная Русь» – 12 от 1528 июня 1960 г.). Что же мы? Отзовемся все на этот призыв или нет? проведем ли этот пост, как учит нас наша Св. Церковь , в усиленных молитвах и всестороннем воздержании от страстей душевных и телесных – в трудах истинного покаяния? Будем ли мы говеть по-настоящему, как полагается, и приступим ли в чувствах сердечного сокрушения, с твердым намерением впредь исправить свою жизнь, к великим Таинствам Исповеди и Св. Причащения? Дадим себе, прежде всего, ясный отчет в несомненной, казалось бы, для всех здравомыслящих людей истине:  – от того, решимся ли мы коренным образом изменить нашу жизнь к лучшему, зависит все наше дальнейшее будущее – и здесь, в этой земной жизни, и, что особенно важно, там – в ожидающей всех нас жизни вечной.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Митрополит Антоний (Алексей Павлович Храповицкий. 1863—1936) происходил из старинной новгородской дворянской семьи. Монашеский постриг он принял будучи студентом Санкт-Петербургской Духовной Академии, а в 1885 г., в год окончания Академии, был рукоположен во иеромонаха. Свою преподавательскую деятельность митрополит Антоний начал в Холмской Духовной семинарии; затем преподавал в Петербургской Духовной Академии. Был ректором Петербургской семинарии, позже — Московской и Казанской Духовных Академий (в сане архимандрита, а с 1897 г. - епископа). Во время своего преподавания и ректорства Владыка Антоний читал разные курсы по кафедрам литургики, философии, Ветхого Завета, но самым важным предметом для духовных учебных заведений считал пастырское богословие. Среди студентов митрополит Антоний (тогдашний архимандрит) пользовался глубокой любовью и почитанием за свой добрый нрав, проницательный ум и простоту. Он воспитал целое поколение ученого монашествующего духовенства. Его слушателями были многие будущие иерархи Русской Церкви: святитель Тихон (Беллавин), митрополиты Сергий (Страгородский), Трифон (Туркестанов), Евлогий (Георгиевский) и др. За время ректорства в Духовных Академиях Владыка Антоний постриг более шестидесяти студентов, из которых впоследствии большинство стали архиереями, среди них архиепископы Феодор (Поздеевский) и Пахомий (Кедров), епископ Варлаам (Ряшенцев). Многое в жизни преосвященного Антония было связано с Западной Украиной, где начиналась его преподавательская деятельность. В 1902 г. он был назначен на Волынскую и Житомирскую кафедры. В то время особым попечением Владыки Антония пользовались православные карпатороссы и галичане, терпевшие за свою веру притеснения от униатов и католиков. Туда, в униатский базилианский монастырь в г. Бучач митрополит Киевский и Галицкий Антоний был отправлен в конце 1918 г., будучи в плену у петлюровцев за свое твердое отвержение украинской автокефалии и сохранение канонической связи с Русской Православной Церковью. Вскоре после освобождения, в 1920 г., он эмигрировал в Сербию, и дальнейшая его жизнь протекала вне Родины. Находясь в Бучаче в 1919 году, митрополит Антоний и написал эту книгу, в целом адресованную священникам, но не менее полезную и для мирян. Хотя книга несет на себе определенную печать эпохи, в которую создавалась, тем не менее она чрезвычайно актуальна и в наши дни и отвечает на многие вопросы тех, кто встал на путь спасения, путь покаяния. В новом издании “Исповеди” авторский текст печатается без изменений. Разъясняя смысл Таинства покаяния, давая конкретные наставления служителям Христовым в их трудном и священном пастырском делании, книга одновременно раскрывает и многие особенности духовной жизни в конкретную историческую эпоху нашей Родины — особенности, которые мы сочли необходимым сохранить для современного читателя. Исповедь Значение Исповеди для Христиан

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Научиться правильному покаянному настрою души можно, так сказать, из рук в руки, т.е. найти такого смиренного наставника, который сам имел бы в себе тот сокрушенный и покаянный дух, и от него прямо перенять это глубокое, спасительное, живящее воздыхание о бедной, падшей душе своей, а вместе с тем и радостное упование на неизреченное милосердие Божие; или же если не повстречается таковой учитель, то можно, но уже сложнее, научиться этому духу, внимательно читая святых отцов Церкви, особенно стараясь перенять у них эту науку смиреннейшего самовоззрения, крайнего недоверия себе во всем, осторожного отношения ко всем движениям души своей, ко всем чувствам своим, всегдашнего окаявания себя, внутреннего плача о себе, чувство собственного недостоинства, сознание своей удаленности от Бога, странничества на земле сей. Для этого полезно читать древних отцов, особенно наставительны примеры из жизни пустынных монахов, которые особенно преуспевали в стяжании покаянного плача о себе, в смиренномудрии. В наставлениях преподобного Иоанна Лествичника , игумена Синайского, много говорится о том, как под видом добродетелей часто скрываются тайные страсти; дают правильное направление в покаянии поучения аввы Дорофея , святых Варсонофия Великого и Иоанна Пророка. Множество важных советов находится и у отцов поздних времен, особенно полезна книга «Невидимая брань» Никодима Святогорца , очень доходчивы прекрасные письма епископа Феофана Затворника , покаянным духом отличаются поучения, письма, образ жизни самых поздних отцов, монахов, живших в конце XIX первой половине XX века, перенесших небывалые скорби и гонения. Но особенно соответствует потребностям духовной жизни нашего последнего тяжкого времени по духу, по доступности понимания, красоте и силе слова подробное, основательное учение о покаянии, о лукавствии злых духов, о прелести и коварности страстей в книгах святого епископа Игнатия (Брянчанинова) . Это как бы сконцентрированное учение всех отцов Церкви, разъясненное и удобоприложимое к проблемам последнего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

О «грехе» «вражеского языка» 23.12.2022 14:41:58 По случаю наступающего Рождества Храм Сатаны открыл выставку в холле Капитолия штата Иллинойс. Это не шутка - напротив сцены рождения Христа установлена колыбель с фигуркой " малыша " Бафометом (дьяволом). По мнению организаторов, эта сдвоенная выставка – символ плюрализма мнений. На Украине в применении демократических норм продвинулись еще дальше: буквально на днях раскольническая структура под названием ПЦУ («Православная церковь» Украины) выступила с очередным безумным заявлением, в котором, в частности, сообщила, что к праздничным богослужениям, которые пройдут на Новый год и Рождество Христово будут допускаться только те «парафияне» (прихожане), которые сугубо покаются в некоторых грехах, и, в частности, – в осквернении себя «вражеским языком». Полностью сия исповедальная формула в переводе на русский звучит следующим образом: «Я (имя) согрешил перед Богом: равнодушием к Его благой воле и Его слову, слабостью веры, переходом в раскол (унию, секту), опорочил себя вражеским языком, богохульствовал, пренебрегал церковными праздниками и Богослужением. Искренне об этом жалею и буду стараться исправиться». О новых требованиях раскольников на Украине, положении православных верующих редакция беседует с руководителем миссионерского отдела Новосибирской епархии протоиереем Александром Новопашиным. — Насколько соответствует такое требование покаяния христианской и православной традиции? Действительно ли, в истории были примеры подобного покаяния за язык? — Некое подобие таких исповедальных формул (когда кающийся обязан перечислить применительно к себе обозначенные формулой греховные поступки) встречались в общинах манихеев (раннехристианских сектантов-гностиков) и в некоторых римо-католических орденах. Подлинно же православная традиция не знает ничего подобного. В Таинстве Исповеди православный христианин осознанно и искренне кается в тех грехах, которые жгут его совесть, мучают его душу, а не выкладывает типовые признания о своих лингвистических предпочтениях. Несомненно, в контексте последних событий на Украине, я имею ввиду вероломные нападения нацистских спецслужб на каноническую Украинскую Православную Церковь (преследование священнослужителей и мирян, обыски в Киево-Печерской Лавре, фактический запрет канонического Православия), нет никаких сомнений, что под «вражеской мовой» понимается именно русский язык, а не матерщина.

http://radonezh.ru/2022/12/23/o-grehe-vr...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Опыт катехизации Екатеринбургской епархии Тематический план с детально проработанными занятиями (12 или 4 встречи). Очень ценные методические замечания по организации работы. Опыт катехизации Екатеринбургской епархии Краткое изложение основных принципов подготовки мирян ко Крещению и другим таинствам в Екатеринбургской епархии Цель миссионерской работы священника — помочь человеку обрести покаяние и веру, а результатом этого является принятие человеком свободного и ответственного решения о вступлении в Церковь. Человек, принявший это решение, призван пройти катехизацию, состоящую из 2х этапов: 1.педагогическое сопровождение на пути к крещению — оглашение; 2.введение в таинственную, литургическую и общинную жизнь Церкви — собственно катехизация (после крещения). Необходимо различать оглашение и катехизацию . Мы говорим, что катехизация — это помощь при воцерковлении, помощь в обретении христианского образа жизни. Полноценная катехизация может проводиться только по отношению ко взрослым невоцерковленным людям вне зависимости того, были они крещены или нет. Под оглашением мы будем понимать начальную катехизацию – подготовку к крещению, к вступлению в Церковь в случае некрещеного человека и подготовку к первому Причастию в случае человека крещенного номинально. • Оглашение базируется на живой вере в Бога и личном покаянии. Под оглашением Церковь всегда понимала время подготовки ко крещению, когда человеку, желающему крестится церковная община в лице своего предстоятеля помогала: 1) утвердиться в исповедании Иисуса Христа — Богом; 2) утвердиться в подлинной мотивации ко крещению (не из–за житейских причин, а из–за любви ко Господу); 3) утвердиться в решении изменить свою жизнь согласно заповедям Господа — т. е. принести подлинное покаяние (на первом этапе — перестать совершать «смертные грехи»). Огласительные беседы предпочтительнее проводить священникам, дьяконам или катехизаторам. В случае проведения бесед мирянином или дьяконом необходимо личное знакомство священника с готовящимися к участию в Таинствах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

Перед смертью Калашников написал покаянное письмо Патриарху Создатель АК-47 пожаловался на душевную боль из-за того, что его творение лишало людей жизни 18 января, 2014 Создатель АК-47 пожаловался на душевную боль из-за того, что его творение лишало людей жизни Легендарный оружейный конструктор, создатель автомата АК-47 Михаил Тимофеевич Калашников, скончавшийся 23 декабря 2013 года, за полгода до смерти написал Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу покаянное письмо (есть в распоряжении «Известий»). В нем конструктор делится с главой РПЦ душевными переживаниями и сомнениями по поводу своей ответственности за смерти людей, убитых из автомата, который он создал. «Моя душевная боль нестерпима, один и тот же неразрешимый вопрос: коль мой автомат лишал людей жизни, стало быть и я, Михайло Калашников, девяноста три года от роду, сын крестьянки, христианин и православный по вере своей, повинен в смерти людей, пусть даже врага?» — спрашивает Калашников у патриарха. Также в письме он делится мыслями о судьбах страны и человечества. «Да, увеличивается количество храмов и монастырей на нашей земле, а зло все равно не убывает!.. Добро и зло живут, соседствуют, борются и, что самое страшное, смиряются друг с другом в душах людей — вот к чему я пришел на закате своей земной жизни. Получается какой-то вечный двигатель, который я так хотел изобрести в молодые годы. Свет и тень, добро и зло — две противоположности одного целого, не способного существовать друг без друга? И неужели Всевышний все так и устроил? И человечеству прозябать вечно в таком соотношении?» — спрашивает конструктор. Особую роль в улучшении дел Калашников отводит Русской православной церкви, которая, по его словам, «несет миру святые ценности добра и милосердия»: «И меня Господь надоумил приблизиться на склоне лет с помощью моих друзей к святым таинствам Христовым, исповедоваться и причаститься Телом и Кровью Христовыми». Калашников также напоминает, что вместо музея его имени в Ижевске был построен Свято-Михайловский собор.

http://pravmir.ru/pered-smertyu-kalashni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010