Закрыть itemscope itemtype="" > Можно ли молиться, ставить свечи и прикладываться к мощам в храмах Константинопольского патриархата «КП» публикует список новых правил для православных россиян после прекращения Русской церковью отношений с Фанаром 23.10.2018 1443 Время на чтение 4 минуты Посещение храмов и монастырей без участия в церковных таинствах и богослужениях, осуществляемых клириками этой церкви, допустимо Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН После того, как Константинопольский Патриарх Варфоломей вопреки канонам снял анафему с лидера украинс ких раскольников Филарета и отменил решение 1686 года о передаче Москве Киевской митрополии (все это сделано, чтобы в скором времени предоставить Украинской церкви автокефалию), Русская православная церковь (РПЦ) разорвала с Константинополем евхаристическое общение - то есть совместное богослужение. Если кратко, то это означает, что духовенству и простым верующим нельзя участвовать в богослужениях в храмах Константинопольского патриархата. Поскольку многие православные, особенно за рубежом, заволновались и стали задавать вопросы (в той же Турции наши соотечественники ходят как раз в храмы Константинополя), «Комсомолка» с помощью Правозащитного центра Всемирного русского народного собора по пунктам обьясняет, как что можно, а что нельзя делать простым верующим. 1. Можно ли заходить в храмы и монастыри Константинопольского патриархата? - Посещение храмов и монастырей без участия в церковных таинствах и богослужениях, осуществляемых клириками этой церкви, допустимо для верующих, которые находятся в паломнических поездках. 2. В каких именно таинствах нельзя участвовать? - Во всех таинствах православной церкви (крещение, венчание, миропомазание, покаяние, причащение, соборование, священство). 3. А если, например, исповедь назвать разговором со старцем, так можно? - Разговор и таинство покаяния - вещи разные. Беседовать можно с каждым. А исповедоваться - в храмах Русской православной церкви или любой иной Поместной православной церкви в случае необходимости.

http://ruskline.ru/opp/2018/oktyabr/23/m...

Разделы портала «Азбука веры» запись передачи на радио «Град Петров» – Здравствуйте, дорогие братья и сестры, у микрофона протоиерей Александр Степанов . Сегодня наш выпуск посвящён Таинству Покаяния. Это таинство занимает особое место в жизни православного человека и, особенно, я думаю, у нас в Русской Православной Церкви. О сущности и исторических формах этого таинства мы поговорим чуть позже, а пока же я хотел бы отметить, что для большинства наших прихожан это таинство является во многом средоточием всего личного благочестия. Эмоционально это таинство часто воспринимается более ярко, чем даже таинство евхаристии и стало в русской традиции как бы неотъемлемой частью евхаристии. Порой мы наблюдаем это прямо во время Божественной Литургии и во многом и заслоняет в сознании исповедника саму литургию, которая совершается как бы помимо участия этого человека, который стоит погруженный в свои размышления о своем личном покаянии. Другая особенность этого таинства в нашей практике заключается в том, что в тех случаях, когда оно совершается индивидуально, оно удовлетворяет тоже очень важную потребность побеседовать вообще со священником, потому что в других ситуациях эта возможность, к сожалению, в большинстве храмов довольно ограничена. Человек может именно здесь, если так можно сказать, в формате таинства, получить какой–то совет духовный, а часто и житейский, хотя таинство и не подразумевает подобных разговоров, может быть они даже излишни, тем не менее, на практике, я представляю, что во многом таинство удовлетворяет и эту потребность. Священник, принимающий исповедь и духовник: одно это и то же, или нет? Можно ли жить без духовника? Как часто следует исповедоваться? Вот такие вопросы очень часто звучат в наших прямых эфирах, где выступают священники. И сегодня я думаю, что на эти и на другие вопросы мы постараемся побеседовать. Сегодня со мной в студии несколько священнослужителей: это протоиерей Александр Сорокин — настоятель Федоровского собора в Петербурге, священник Даниил Ранне – настоятель церкви святой равноапостольной Марии Магдалины в Павловске, священник Дмитрий Дашевский – настоятель Князь Владимирского храма в поселке Лисий Нос, и священник Александр Тимонков – клирик Андреевского собора. Прежде всего, я хочу попросить отца Димитрия сделать небольшое введение в нашу тему и рассказать о смысле и исторических формах таинства покаяния.

http://azbyka.ru/tainstvo-ispovedi

Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления Методика проведения огласительной беседы с родителями и восприемниками крещаемых детей на приходе Св.Георгия Победоносца г. Ростова-на-Дону В Избранное 1. Преамбула В Крещении младенцев принимают участие принадлежащие к Православной Церкви и не состоящие под епитимией восприемники («крестные родители»). С родителями и восприемниками крещаемых детей, практически не участвующими в благодатной жизни Церкви, следует проводить разъяснительную беседу о смысле и значении Таинства Крещения. 2. Основные темы для обсуждения 2.1 Смысл Таинства Крещения как смерти для греха и воскресения для жизни в Боге, как Таинства соединения с Церковью Следует выяснить степень воцерковленности пришедших людей. Уточнить, знают ли они, что такое Символ веры и его содержание. Незнание Символа веры автоматически указывает на отсутствие у таковых утреннего молитвенного правила, содержащего в себе Символ веры. В таком случае необходимо кратко рассказать об истории спасения в рамках Символа веры. 2.2 Преодоление возможных суеверий, магического восприятия и профанирования Таинства Крещения младенцев  Некоторые мотивы для Крещения совершенно недопустимы для христиан (чтобы ребенка не сглазили, с целью дальнейшего лечения у целителей и «бабок и т.д.). Иные мотивы сами по себе положительны, однако должны рассматриваться как второстепенные по отношению к центральной цели Крещения как смерти для греха и со-воскресения со Христом ради служения Ему (Крещение ради здоровья младенца, чтобы был у него Ангел-Хранитель, чтобы был как все русские и т.д.). 2.3 О крещении младенцев. Условия допуска к крещению младенцев Крещеные младенцами не чувствуют освящения, получаемого в Крещении. Такое чувство освящения есть умное дело, а младенцы еще не совершенны умом, чтобы уразуметь принятую благодать. С течением времени они возрастают, постепенно изменяются и могут склониться на сторону греха. Тогда благодать святого Крещения в них погасает и совсем теряется, в иных сохраняется малая искра. Кто после Крещения утрачивает благодать вследствие грехов, тот перестает уже быть верным. Для возвращения в Церковь христианин должен исповедать грехи в таинстве Покаяния ( преп. Симеон Новый Богослов)

http://azbyka.ru/katehizacija/metodika-p...

Таинство второй благодати Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 29, 2001 6 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 29, 2001 Мы публикуем существенно переработанное интервью отца Алексия Тимакова, которое в 2000 г. публиковалось фрагментами в ряде номеров ежемесячной окружной газеты “Гольяново” в рубрике “Дорога к храму”, которая готовится силами московской церкви преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. В иной редакции интервью отца Алексия было опубликовано в журнале “Фома” 11 за 2001 г. Всякий, кто даже впервые входит в православный храм, видит группу людей, столпившихся в некотором отдалении от священника, стоящего перед аналоем, и по очереди подходящих к нему. Люди эти стоят с опущенными головами, некоторые — со слезами на глазах; они печальны и сосредоточены. Идет исповедьтаинство покаяния. Но в покаянии обнаруживается не только печаль, но и радость; недаром древняя Церковь считала таинство исповеди “второй благодатью”. Однако далеко не все в наши дни так относятся к покаянию. Для человека общества потребления характерно другое: Зачем мне исповедываться, что это даст ? И тут дело даже не в том, что грехи не осознаются (“живу, как люди живут…”), а в том, что не ощущается необходимость пребывания в мире с Богом. Так почему же человек приходит на исповедь и почему не приходит? Что побуждает его прийти к покаянию — и что мешает подойти к аналою, где лежат Крест и Евангелие? Эти два вопроса так или иначе встают в сознании человека, хотя бы отчасти соприкасающегося с нашей православной традицией, и ответы на них в значительной степени определяют его дальнейший жизненный путь. Задавшийся этими вопросами хотя бы пытается рассмотреть самого себя по отношению к Иисусу Христу, а это — уже путь Евангельский. Евангелие — это письмо 1 . И есть письма, написанные мне, а есть — не мне. Но Евангелие — всегда мне, хотя я не просто индивидуальный адресат. Христос в Евангелии практически никогда не бывает один; Он всегда в толпе, и даже если Он удаляется, толпа остается как бы в ожидании; она сформировалась вокруг Него… Это скопище людей, жаждущих Христа, растет вот уже на протяжении двух тысяч лет, и я — один из этой толпы; я сам являюсь действующим лицом Евангельского повествования, и очень хорошо было бы мне в каждом конкретном отрывке этого повествования определить, чт о мне — именно мне! — хочет сказать Христос.

http://pravmir.ru/tainstvo-vtoroy-blagod...

Желаете сегодня, слушатели благочестивые, собеседовать о святом Причащении. Когда есть такое желание, то оно уже показывает расположенность вашу к исполнению того, о чем беседовать надобно, к самому т. е. причащению святых Таин. И нет предмета столько для христиан известного и так всегда близкого, как Таинство святого Причащения. Когда ни бываете вы здесь за Божественной Литургией, бываете при совершении Таинства Причащения, видите его и, без сомнения, столько же случаев имеете размышлять о нем. Ибо Литургия не иное что есть, как совершение сего Таинства. В нем состоит существенное наше Богослужение; прочие молитвословия, хотя также и в церкви, в вечер или утро исполняемые, суть службы приготовительные. Отчего же так существенно Таинство Евхаристии в христианском богослужении? Оттого, что сущность самого христианства есть со стороны Божией избавление рода человеческого от вечной смерти смертью Единородного Сына Божия, а со стороны нашей – исповедание сего великого таинства, – благодарное исповедание всех великих благодеяний к нам Божиих, запечатленных наипаче той Божией любовью, по которой Бог не пощадел и Единороднаго Сына Своего, но за нас всех предал есть Его 129 . А Таинство Причащения заключает в себе воспоминание такого Божия благодеяния, и должно быть благодарением нашим, как то и называется оно иначе – Евхаристией, что на подлинном священном языке значит благодарение. Многими именами оно называется. Все взяты с действия Самого Спасителя нашего, когда Он совершил и предал Церкви Своей сие Таинство. Известно вам, что перед страданием Своим на последней с учениками вечери Иисус Христос принял в пречистые Свои руки хлеб, показав оный Богу и Отцу, благословил, благодарил, освятил, преломил и подал ученикам Своим, как то самое Тело, которое вскоре раздроблено страданиями на кресте. Потом подал он также и чашу с вином, как чашу крови Своей. Почему и называется священнодействие Тела и Крови Христовой приношением, благословением, благодарением, Святыми Тайнами, Преломлением хлеба и Причащением. Во исполнении сих самых слов, взятых с первого действия Учредителя Тайны, состоит обряд Литургии. Приносится Богу хлеб и вино, растворенное водой, в изображение того хлеба и вина, какие приняты были в пречистые руки Спасителя и вознесены пред Бога, как дар. Над сими дарами, как над веществом, которым поддерживается истинная жизнь наша во Христе Иисусе, совершаем хвалу Богу в песнопениях наших здесь. Над сими дарами благодарим Бога за все Его благодеяния, оказанные в сотворении нас, в помиловании после грехопадения, в даровании вещей, для бытия нашего потребных, в доставлении средств, для души нашей нужных, каковы, напр., Божественное Откровение, служение Ангелов и пр., наипаче же – в даровании нам Единородного Сына Своего и в удостаивании нас самого сего служения. Все исчисляется в молитвах, кои приносит священнослужитель после возглашения к вам: благодарим Господа!

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

ПРИЧАЩЕНИЕ 1. Священникам можно причащаться келейно запасными Дарами, по потребности во время болезни Ваше желание чаще причащаться удобоисполнимо. Имейте у себя запасные Святые Дары: частицы Тела, пропитанного Кровию... и причащайтесь, когда потребность или как положите... В монастыре много дарохранительниц свободных. Попросите и употребляйте. Дома держите дарохранительницу со Святыми Таинами на почетнейшем месте, среди святых икон (1, с. 36). 2. Таинство Тела и Крови совершается Господом. Служащий есть только орудие Таинство Тела и Крови совершается Господом чрез действо всей Церкви. Служащий есть только орудие. Коль скоро на нем нет неразрешенного греха, он с дерзновенным упованием может и совершить Таинство, и причащаться (1, с. 71). 3. Исповедь и Святое Причастие необходимы: одна возочищает, другая – баня, пластырь и пища Исповедь и Святое Причастие неизбежно необходимы: одна возочищает, другая – баня, пластырь и пища(1, с. 206). 4. Святое Причастие силу свою являет не от нашего достоинства, а по благости Божией. Готовность к Причащению – исповедание грехов с крепкой решимостью не грешить Святое Причастие силу свою являет не от нашего достоинства, а по благости Божией. Готовность же к достойному Причастию – исповедание грехов с крепкою решимостью не уступать греху и не опускать ничего хорошего, предлежащего к деланию. Эта решимость и ревность есть корень жизни и основа. Когда это есть, дом для Господа готов (1, с. 227). 5. Последование к Святому Причащению совершать лучше в один раз, только не на службе Последование ко Святому Причащению, думаю, не погрешительно совершать и не в один раз, но, кажется, за один раз лучше. Но вычитывать его в церкви – нехорошая привычка... церковная служба своего требует внимания (2, с. 59). 6. Как приступать ко Святому Причащению Чтобы не было в грех (Святое Причащение), надо грехи очистить покаянием и, приступая, приступать с верою и страхом, в сокрушении сердца, без мечтаний о каких-либо преимуществах пред другими, не причащающимися, а всегда со смиренными и самоуничиженными чувствами. Главное – иметь желание и ревность угождать Богу, а не себе. Ибо, и добро делая, можно себе угождать (2, с. 212). 7. Разъяснение о Причащении в двунадесятые праздники

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Извлечение из слова на торжество пятидесятилетия священства духовника Ивановского сорока Москвы, священника Иоанна Александровича Каринского (1888 г. 12 дек.). Молим вы, братие, знайте труждающихся у вас и настоятелей ваших о Господе и наказующих вы, и имейте их по преизлиха в любви за дело их; мирствуйте в себе! ( 1Сол. 5:12–13 ) Торжественным собранием для молитвенного празднования пятидесятилетия священства старейшего сослуживца нашего мы исполняем в отношении к нему священный долг, налагаемый на нас и нравственным сознанием каждого из нас и положительным законом Божиим, выраженным в приведенном изречении Богодухновенного апостола. И благо нам, что мы так серьезно отнеслись к этому долгу! – и по преимуществу благо, что такое выражение почтения священному лицу открыто возвещается нами, как духовными детьми его: к почтению деятеля в области духовной жизни самого же духовенства по преизлиха обязывает Апостол пастырских посланий. И вот открывается пред нами высокопоучительное значение светлого торжества нашего. – Проникнутые глубоким чувством сознания высокого достоинства для духовной жизни нашей духовника пресвитеров и клира, мы – руководители духовной жизни народа – невольно побуждаемся теперь поучать о значении пастыря в Церкви Христовой, как духовника, чтобы души исповедующихся благоговели пред спасительным Таинством Покаяния и почувствовали то уважение к дарованным Богом посредникам Таинства, о котором заповедует Апостол. Только не наше слабое поучение прилично на празднике духовного отца пастырей, при соборном служении духовенства, а – слово «по Отцам»: именитые Святители и Учители Церкви да руководят нас в святом деле возбуждения глубокого почтения к силе и власти духовных отцов над душами верующих, ищущих спасения. Иннокентий, архиепископ Херсонский учит: «благотворные действия Таинства Покаяния весьма велики. Так мы знаем, что всегда были люди, желавшие добра человечеству, напр. философы, законодатели и прочие. Но желания их никогда должным образом не исполнялись.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

Иордани в Москве и Санкт-Петербурге: Где купаться на Крещение Господне-2014 17 января, 2013. Редакция " Правмира " Синоптики в этом году обещают в Москве настоящие крещенские морозы. По прогнозам, в ночь с 18 на 19 января столбики термометров опустятся до 20 градусов мороза. Но несмотря на мороз желающих попробовать свои силы и искупаться в крещенской купели будет много. По оценкам МЧС России, в купаниях могут принять участие около 78 000 человек. Синоптики в этом году обещают в Москве настоящие крещенские морозы. По прогнозам, в ночь с 18 на 19 января столбики термометров опустятся до 20 градусов мороза. Но несмотря на мороз желающих попробовать свои силы и искупаться в крещенской купели будет много. По оценкам МЧС России, в купаниях могут принять участие около 78 000 человек. Чтобы благочестивый обычай не превратился в суеверие, необходимо помнить, что погружение в иордань не очищает грехи, не соединяет с Церковью и не является заменой церковной жизни. «Купание в проруби (иордани) — это старинный добрый народный обычай, который не является все же церковным таинством. Оставление грехов, примирение с Богом и Его Церковью возможно только в таинстве покаяния, во время исповеди в храме», — говорит священник Михаил Михайлов. Об этом же предостерегает диакон Святослав Шевченко, пресс-секретарь Благовещенской епархии: «Нужно различать народные обычаи и церковную богослужебную практику. Церковь не призывает верующих лезть в ледяную воду — это каждый решает для себя индивидуально. Но сегодня обычай окунуться в морозную прорубь стал для нецерковных людей чем-то новомодным. Понятно, что в большие православные праздники в русском народе происходит религиозный всплеск — и в этом нет ничего плохого. Но не очень хорошо то, что люди этим поверхностным омовением и ограничиваются. Более того, некоторые всерьез считают, что, искупавшись в крещенской иордани, они смоют с себя все грехи, накопившиеся за год. Это языческие суеверия, и ничего общего с церковным учением они не имеют. Грехи отпускаются священником в таинстве Покаяния. Кроме этого, в поиске острых ощущений мы упускаем главную суть праздника Крещения Господня». Адреса

http://pravmir.ru/iordani-v-moskve-gde-k...

К вопросу о дисциплине покаяния и Причащения (По поводу тезисов проф.прот. о.Т.Налимова. «Путь», 122 Тезисы прот.Налимова, ныне опубликованные в «Пути», заслуживают внимательного и искреннего обсуждения как по своему содержанию, так и по значительности его личности, о которой свидетельствуют лица, находившиеся в духовном общении с ним. 123 Отвлекаясь от богословских частностей, в которых найдется немало спорного и неточного (в частности, и в отношении к католичеству), я остановлюсь только на двух его идеях, имеющих чрезвычайно жизненное значение, – об учащении Причащения и о соотношении между исповедью и Причащением. Первый вопрос сделался особенно жизненным в последнее время – в России, среди непрерывного мученичества за веру, и в эмиграции, живущей поневоле вне старого уклада жизни. Господствующая практика, как известно, состояла в том, что для мирян считалось христианским долгом «отговеться» однажды (много – дважды) в Великом посту, и даже пожелание Церкви, чтобы говение совершалось в каждом посту (то есть четырежды в год), как правило, не исполнялось. Эта практика связывалась с повышенной дисциплиной Таинства, требовавшей строгого и продолжительного приготовления к Причащению через посещение всех служб в течение недели, усиленного поста и молитвы. Без этого условия Причащение представлялось уничижением Таинства. Но, с другой стороны, верующие воспитывались в том представлении, что мирянам непосильно, несоответственно многократное Причащение, и исключения (отец Иоанн Кронштадтский ) только подтверждали общее правило, состоявшее в том, что частое Причащение – не для мирян. И некоторыми церковными деятелями это рассматривалось даже как общецерковная норма, которой, однако, никогда не существовало. Правило, установившееся и, может быть, даже и соответственное для одной исторической эпохи, принималось за всеобщее. В действительности практика Церкви в разные времена менялась – от Причащения всех верующих за каждый Литургией в первые века (Διδαχ, святой Иустин) до новейшей с единократным Причащением в течение года.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Об авторе Три книги архимандрита Лазаря, выходящие в издательстве Московского подворья Псково-Печерского монастыря, написаны для наших современников – православных христиан конца 20 века. Автор хорошо знает и их духовные проблемы, и их грехи и падения, но знает и великую силу покаяния. Он рассказывает о духовных западнях, наиболее часто встречающихся на пути современного человека, таких, как оккультизм, индуизм, йога, кунфу, рок-музыка. Его книги «Грех и покаяние последних времен» и «О тайных недугах души» помогают понять истинную духовную сущность этих явлений и найти пути ко спасению. Третья книжка «О монашестве» рассказывает о непростом монашеском пути в современном мире. Архимандрит Лазарь живет в Грузии, в монастыре Бетани. Он получил светское образование. В 80-х годах избрал монашеский путь. Его книги – это доверительный разговор любящего и взыскательного духовника, основывающего свое слово на учении отцов и уставах Православной Церкви. По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II НАЗНАЧЕНИЕ КНИЖКИ Каждый шаг на пути духовной жизни христианина есть не что иное, как покаянное движение сердца, зрящего свои грехи. С покаяния открывается для уверовавшего дверь в церковный мир, только через покаяние откроются ему райские врата. Коротко сказать, начало покаяния и есть начало спасения. В наши дни очень многие люди, познавшие мрачные глубины неверия, безбожия, вкусившие пагубные плоды смраднейших грехов, но милостью Божией вызволенные из этого ада, призванные к свету, к пробуждению, к жизни, – через раскаяние, таинство крещения, через исповедание своих страшных грехов, оставление их, через полученное в таинстве покаяния прощение, через получение благодатных сил в таинстве причащения, – рождаются к новой жизни, жизни совершенно иной, совершенно непохожей на ту, которой они до сих пор жили. Но эта новая жизнь требует разрушения многих прежних понятий, ценностей, привязанностей, знаний, вкусов; часто почти полного забвения всего этого огромного греховного хаоса, оставшегося там, позади, перечеркнутого началом спасительного покаяния. Этот процесс отказа от старого, перерождения, воскрешения души – довольно сложен, неодинаков у всех, таинствен. Каждого человека Бог одному Ему ведомыми путями, непостижимыми судьбами Своими изводит из этого греховного Содома, из плена Египетского и ведет через пустыню очищения в землю обетованную. (Глубоко и основательно рассматривает этот момент, начало духовной жизни, святитель Феофан Затворник в книге «Путь ко спасению».)

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010