Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления Краткое изложение основных принципов подготовки мирян ко Крещению и другим Таинствам в Екатеринбургской Епархии В Избранное Скачать в формате Microsof Word Цель миссионерской работы священника – помочь человеку обрести покаяние и веру, а результатом этого является принятие человеком свободного и ответственного решения о вступлении в Церковь. Человек, принявший это решение, призван пройти катехизацию , состоящую из 2х этапов: 1. педагогическое сопровождение на пути к крещению – оглашение ; 2. введение в таинственную, литургическую и общинную жизнь Церкви – собственно катехизация (после крещения). Необходимо различать оглашение и катехизацию. Мы говорим, что катехизация – это помощь при воцерковлении, помощь в обретении христианского образа жизни. Полноценная катехизация может проводиться только по отношению ко взрослым невоцерковленным людям вне зависимости того, были они крещены или нет. Под оглашением мы будем понимать начальную катехизацию – подготовку к крещению, к вступлению в Церковь в случае некрещеного человека и подготовку к первому Причастию в случае человека крещенного номинально. ОГЛАШЕНИЕ базируется на живой вере в Бога и личном покаянии. Под оглашением Церковь всегда понимала время подготовки ко крещению, когда человеку, желающему крестится церковная община в лице своего предстоятеля помогала: 1) утвердиться в исповедании Иисуса Христа – Богом; 2) утвердиться в подлинной мотивации ко крещению (не из-за житейских причин, а из-за любви ко Господу); 3) утвердиться в решении изменить свою жизнь согласно заповедям Господа – т.е. принести подлинное покаяние (на первом этапе – перестать совершать «смертные грехи»). Огласительные беседы предпочтительнее проводить священникам, дьяконам или катехизаторам. В случае проведения бесед мирянином или дьяконом необходимо личное знакомство священника с готовящимися к участию в Таинствах. КАТЕХИЗАЦИЯ в наше время должна пониматься как содействие вхождению в сознательную церковную жизнь (воцерковлению) тех, кто принял решение стать церковным человеком и вести церковный образ жизни вне зависимости от факта крещения человека . Иначе говоря, катехизация – это воспитание в вере, включающее в себя, прежде всего изучение основ христианской веры и евангельской нравственности, направленное на воспитание любви и благоговения перед Богом, Его Церковью и людьми как Его образом и подобием.

http://azbyka.ru/katehizacija/kratkoe-iz...

Разделы портала «Азбука веры» Покаяние как Таинство Весь мир держится покаянием, ибо всякий грех есть к смерти, коль скоро не очищен он покаянием, говорит св. Марк Подвижник . Грехом мы теряем данное нами в крещении освящение. Поэтому каждый имеет нужду в покаянии, в новом рождении от Бога, хотя бы он лишь и час всего прожил на земле. По рассуждению преподобного Симеона Нового Богослова : «Уже покаянием, исповедью и слезами, соответственно делами, получаем опять сначала отпущение прегрешений, а потом и освящение вышнею благодатью». Покаяние как таинство установлено Самим Иисусом Христом, когда Он по Воскресении явился ученикам Своим и торжественно сказал: Мир вам… и сие рек, дуну и глагола им: Приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им; и имже держите, держатся ( Ин.20:21-23 ; Мф.16:19; 18:18 ). Исповедь есть самый естественный способ выражения во вне покаяния и раскаяния в грехах, ибо, по слову Христа, от избытка сердца уста глаголют ( Мф.12:34 ). На нее имеются указания уже с апостольских времен ( Деян.19:18 ). Каноническими грехами у древних христиан назывались следующие три, которые поначалу навсегда влекли за собою отлучение: Но с III века, т. е. со времени падения первоначальной чистоты и горящего духа, Церковь вынуждена была стать снисходительнее: блудники и прелюбодеи стали приниматься в Церковь после принесения покаяния. Однако покаяться в указанных грехах было не так легко. Все кающиеся прежде всего разделялись на четыре степени, или чина, епитимьи: плачущих, слушающих и пред- или купностоящих. Епитимья (запрещение) есть церковное наказание согрешившему, который должен был публично покаяться и вместе с тем отказать себе в известных жизненных благах. Была, кроме первой – плачущих, еще одна редкая и исключительная степень, это – обуреваемые. Они изгонялись даже из притвора и должны были стоять на паперти, вне церковных дверей, под открытым небом, и в дождь, и в жару, и в холод, и в бурю. Отсюда их наименование. Этой епитимьи подлежали скотоложники, мужеложники и все вообще впадшие в противоестественные блудные грехи. За гнусные неистовства страстей, противные законом пола и естества, – говорит Тертуллиан , – мы не только от порога, но и от крова церковного отгоняем, потому что это – не грехи, а чудовища.

http://azbyka.ru/o-bogolyubeznom-i-duxod...

Я.П. Бурлуцкий «Покаяние, по учению Св. Церкви, есть такое Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от Священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом» 1 . В сем общем понятии о Таинстве Покаяния заключаются три частных понятия: I) понятие о том, что покаяние есть истинное Таинство, – II) понятие об образе совершения сего Таинства, и III) о плодах его. Подробное рассмотрение сих трех предметов, для сынов Православной церкви тем более необходимо, что она нередко видит в недрах своих людей, которые или не понимая, как должно, образа совершения покаяния и своих при сем обязанностей, дерзают приступать к нему без надлежащего внимания и благоговения, или же, не сознавая вполне важности и значения его в жизни Христианской, совершенно оставляют оное. I глава «Таинства, – говорит Блаженный Августин , – потому называются Таинствами, что в них иное видим, иное разумеваем» 2 . По сему и в покаянии, как Таинстве, Церковь различает: А) видимую, внешнюю его сторону, состоящую в устном исповедании грехов, совершаемом кающимся пред служителем Божиим, и Б) невидимую, именно – Таинственное действие благодати Св. Духа, очищающей грехи кающихся. То и другое, по ясному учению Писания и несомненному преданию Церкви, Сам Господь Своею властью и силою соединил в Таинстве Покаяния. Рассмотрим сие подробнее. А Устная исповедь грехов, как необходимое выражение памятования и сокрушения о них, существовала еще в Ветхом Завете. Начало ее можно видеть в образе Божественного суда над падшими прародителями. Господь вопрошал Адама: Адаме, где еси? ( Быт.3:9 ), – кто возвести тебе, яко наг еси ( Быт.3:11 )? – и Еву: что сие сотворила еси ( Быт.3:13 )? Всеведущий, конечно, знал как то, куда ниспал Адам своим грехопадением и от чего родилось в нем ощущение дотоле неощутимой наготы, так и образ прельщения жены и преступления мужа; а потому, если спрашивал их, то без сомнения только для того, чтобы возбудить к покаянию и исповеданию соделанного греха 3 . Тоже видим и в суде Божием над Каином, когда Господь отечески благоволил спрашивать его о соделанном преступлении, чтобы привести к раскаянию и исповеди ( Быт.4:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-t...

Скачать epub pdf Неверие См. также: Жития святых . 275; Исцеление . 294; Кончина детей . 327; Молитва услышанная . 513; Муки вечные . 570; Наказание . 594; Наказание хулителей . 604; Покаяние . 785; Помыслы хульные . 827–828; Причастие . 908, 910; Самоубийство . 979; Хула . 1187. 611. Преподобный Давид за неверие к словам Ангела был лишен дара речи вне богослужения См. также: Милосердие Божие ; Наказание . Однажды преподобный Давид сидел в своей келии и ему предстал Ангел Господень: “Давид, Давид, Господь Бог простил тебе твои грехи, и теперь ты будешь совершать знамения.” – “Не могу поверить, – отвечал он Ангелу, – что в столь короткое время я заслужил прощение моих грехов, которые многочисленнее песка морского.” – “Если я не пощадил Захарию, не поверившего мне, когда я возвестил ему о рождении сына, но связал его язык в наказание за неверие моим словам, пощажу ли тебя? – сказал Ангел. – Отныне ты будешь лишен дара слова.” – “Как! Когда я был в мире и совершал безбожные дела и кровопролитие, – вскричал Давид, бросившись к ногам Ангела, – я мог говорить, а теперь, желая служить Богу и возносить Ему хвалу, теперь ли свяжешь мой язык?” – “Ты не будешь лишен дара слова во время Божественной службы, а во все остальное время будешь всегда молчать.” Так и было. И много знамений явил Бог через него. Он пел псалмы, но других речей – ни длинных, ни кратких – никто не слыхал от него. Тот, кто рассказал нам это, прибавил, что ему часто приходилось видеть его. И за это он прославлял Бога. (Луг духовный. С. 169). 612. Хулитель Таинства исповеди был наказан недугом, от которого умер сам и все его семейство См. также: Вольнодумство ; Исповедь ; Наказание ; Суд Божий . Преподобному Дионисию случилось быть в местечке, называемом Турия, для исповеди тамошних христиан, так как они питали к нему чувство особенного благоговения и преданности. В Турий был один отъявленный и давний враг Божественного Таинства исповеди, не только не исполнявший никогда этого христианского долга, но и насмехавшийся над всеми, кто исполнение его считал необходимым условием для очищения себя от греховных скверн.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

А.И. Солодков Организация и методика церковной реабилитации лиц, отпавших от православия Скачать epub pdf Введение Вопрос о присоединении к Церкви стоял уже с первых времен существования Христианства, так как уже тогда появлялись различные расколы и ереси, пребывание в которых неизбежно разрывало единство с Церковью . На ряде Соборов были выработаны определенные правила (I Всел. 8, 19; II Всел. 1, 7; VI Всел. 95; Лаод. 7, 8; Карф. 6, 57, 126), регламентирующие порядок приема в Церковь , согласно которым присоединяемые к Православию и к части спасаемых принимаются с помощью трех чинопоследований: Крещения; Миропомазания и Покаяния 1 . Отпадение от Церкви всегда печальный факт в силу самого обстоятельства случившегося. Причина отпадения в большинстве случаев – недостаточная просвещенность в основах Православного исповедания. Множество людей попало в секты, будучи крещенными, но так по-настоящему и не познакомившись с Православием. Известно, что научить человека легче, чем переучивать. В этом смысле реабилитация людей, отпавших от Православия, отличается от обычной катехизации. В таком случае необходимо учитывать и знать заблуждения, в которых оказался человек, чтобы правильно выстроить методику подготовки к чину присоединения к Святой Православной Церкви. В работе будут описаны методические пояснения в следующем порядке: какие общие заблуждения существуют в том или ином направлении протестантизма (неопротестантизма), оккультизма и неоязычества. На примере отдельных заблуждений рассмотрим сам принцип организации методики реабилитации. Так, например, при работе с отпавшими в христианские конфессии не обязательно уделять в начале реабилитации много внимания вопросам сотворения мира и шестодневу. Вера в то, что Бог – Творец этого мира и человека, в христианских деноминациях присутствует. Для них первостепенными будут темы: значение Священного Предания, как критерий понимания библейского текста, экклесиология и Таинства Церкви, как условия доступа к соединению со Христом. Цель организации центра реабилитации и методических особенностей – помочь человеку увидеть свои заблуждения, проанализировать ложное мировоззрение, встать на путь покаяния и обретение чистоты Православного исповедания в Боге и с Богом. Для этого необходимо методически правильно выстроить план встреч-бесед с отпавшими от Церкви и предложить материал для самостоятельного изучения.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

Закрыть itemscope itemtype="" > На покаяние, к священнику 12.07.2006 397 Время на чтение 8 минут ИЗ ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ: ...Недавно стал совершенно случайно свидетелем ссоры двух моих соседей. Как же они оскорбляли друг друга, крича на всю улицу нехорошие слова! И откуда столько ненависти в людях, которым вроде бы нечего делить. Мне кажется, это всё идёт от душевной чёрствости, от внутренней невоспитанности. Оттого что не умеют люди взглянуть на себя со стороны. И самое печальное - некому их пристыдить, некому объяснить, что свою единственную и неповторимую жизнь они проживают в мерзости взаимной вражды. Как-то сказал им обоим, сходите, мол-де, хотя бы в церковь, исповедуйтесь и прекратите враждовать. Не послушались. А один из них мне говорит с удивлением: разве сейчас кто-то ходит в церковь на исповедь? Я им говорю: да, ходят. Я сам хожу, и оттого мне жить легче. Не поверили!.. Попросите какого-нибудь батюшку, пусть расскажет про это. Может, ему поверят. Пётр СЕРГЕЕВ, ЛАКИНСК, Владимирская обл. Современный россиянин, вне зависимости от своей социальной принадлежности, относится к окружающему миру с изрядной долей недоверия, скепсиса и тревоги. Он отнюдь не спешит открыть свои сердечные секреты первому встречному, в том числе и священнику. Сказывается наработанная десятилетиями общественная практика сексотства и доносительства. Добавляет проблем здесь и собственная неутверждённость в вере, к которой большинство россиян только-только начинает приходить. Из-за этого к таинству исповеди у таких людей пока ещё нет серьёзного отношения - и, стало быть, искренности. Из серьёзных элементов исповеди у людей, более или менее уже укоренённых в вере, можно отметить следующие: в современных условиях дикого капитализма люди простые (рабочие, деревенские жители, низовые представители торговой сети и т.д.) часто жалуются на свою беспомощность, беззащитность и ненужность. Они искушаются тем, что сильные мира сего их обманывают, жестоко эксплуатируют и мало платят. Основная масса рядовых граждан жалуется на страдания, которые приносит в их семьи современная индустрия разврата и наркомании.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Быть христианином Один из самых популярных сборников проповедей и бесед Антония Сурожского. Антоний Сурожский в «Быть христианином» разбирает вопросы веры и христианской жизни: о христианстве, о Церкви, о Таинствах, о покаянии, об исповеди, о молитве, о болезнях, о святости и духовности, о браке и детях, о смерти, о жизни христианской. Быть христианином Митрополит Антоний Сурожский Содержание Информация о первоисточнике О Церкви О таинствах Церкви О покаянии Об исповеди Духовность и духовничество О молитве О болезнях О святости и духовности О браке, о детях О смерти О жизни христианской Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна.   При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка:   Интернет-издание Электронная библиотека " Митрополит Сурожский Антоний " (mitras.ru/).     Преобразование в форматы epub, mobi, fb2   " Православие и мир. Электронная библиотека " (lib.pravmir.ru).     О Церкви Митрополит Сурожский Антоний  О ЦЕРКВИ   Один важный момент христианства — то, что Сам Христос ничего не написал. Евангелие, которое у нас есть, это память Церкви, память самых близких учеников Христа о том, что они пережили, чему научились, общаясь с Ним; но Сам Христос не оставил за Собой книгу, как оставляли многие другие учители. Что же Он за Собой оставил? Знаем ли мы с достоверностью, что Он говорил, чему учил, каков был Его образ? Да, знаем, и гораздо надежнее, чем если бы у нас была книга, в которую мы “вчитывали” бы то, что нам хочется в ней увидеть, как мы постоянно делаем, читая произведения разных писателей: мы видим себя в них и воспринимаем книгу только в меру своего понимания. Христос не оставил книги, но оставил живое общество, которое называется Церковью и которое Его лично знает. Я говорю “знает”, а не только “знало”, потому что из столетия в столетие все те, кто стал верующим, это люди, так или иначе встретившие Христа, и они могут повторить слова одного из Посланий апостола Иоанна: О том, что мы слышали, [...] что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали руки наши [...], возвещаем вам (I Ин. 1:1-3); мы говорим о том, что для нас абсолютно несомненная реальность в пределах нашего опыта. Это из столетия в столетие случается с бесчисленным количеством людей. И надо помнить, что Церковь — не просто сообщество людей, объединенных, как говорится в Катехизисе, догматами, священноначалием и таинствами. Конечно, все это есть в Церкви и является как бы составной частью ее, но есть в Церкви и другая сердцевина: встреча, — встреча лицом к лицу со Христом. Эта встреча может быть потрясающая или может произойти исподволь, едва заметно, но она всегда должна осуществиться, чтобы человек мог сказать: “Я — верующий”.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=705...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Вступление  Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие  ( 1Ин.3:4 ) Существует большое количество пособий по исповеди, зачем нужно еще одно? Перечислю некоторые преимущества: Всякий грех является беззаконием ( 1Ин.3:4 ). Однако между грехами существует определенное отличие по степени тяжести, основание для чего мы находим в Священном Писании ( 1Ин.5:16 ). Есть смертные (тяжкие) и несмертные (простительные, обыденные) грехи. Мы совершаем смертный грех, при одновременном наличии трех условий. А именно, если: Совершение смертного греха является трагическим событием в духовной жизни христианина. Его не получится сделать случайно, это сознательное попрание велений совести и Божественного Закона. Через такой грех мы теряем благодать Божию, полученную в Святом Крещении, и Царство Небесное, и если умрем не покаявшись, уйдем в ад навечно. Явным признаком нахождения в смертном грехе является потеря ревности к исполнению заповедей Божиих. Когда мы находимся в таком состоянии, у нас не получается обращаться к Богу в молитвах со смелостью Его детей – « в нашу совесть входят стыд и страх » (Православное исповедание. Ч. 1, вопр. 114). Имея на душе даже один тяжкий грех, нельзя причащаться. Такие грехи требуют обязательной исповеди перед священником и очищаются по вере в Господа Иисуса Христа в Таинстве Покаяния. Помните, что нет такого греха, который не мог бы быть прощен при условии искренней веры в спасительные заслуги Господа Иисуса Христа и покаяния: « Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды » ( 1Ин. 1:9 ). Через Покаяние нам возвращается потерянная благодать, « мир и такая смелость, какую имеют дети по отношению к своим родителям » (Православное исповедание. Ч. 1, вопр. 114). Покаяние в тяжком грехе должно включать в себя обязательное принесение плодов покаяния (исполнение епитимии). Нарушение законных предписаний государственной или церковной власти (прежде всего, относящихся к дисциплине) может стать тяжким грехом постольку, поскольку человек сознательно не желает повиноваться этой власти, чем нарушает заповедь Божью: « Всякая душа да будет покорна высшим властям » ( Рим.13:1 ) и « Если и Церковь не послушает, да будет тебе, как язычник и мытарь » ( Мф.18:17 ). В связи с многочисленностью таких предписаний, они практически не упоминаются в данном пособии.

http://azbyka.ru/idi-i-vpred-ne-greshi

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Сборник «Покаяние, Исповедь, Духовное руководство», составленный из лекций, прочитанных протоиереем Владимиром Воробьевым в Православном Свято-Тихоновском Богословском институте в 1996 году будет интересен и полезен как новоначальным христианам, так и православным пастырям. В сжатой, конспективной форме автор говорит о различиях душевной и духовной жизни, проблемах христианского воспитания детей, правильном и искаженном понимании Таинства Покаяния, духовной и психиатрической помощи пастыря пасомым. Значительная часть работы посвящена проблеме разрыва живой духовной традиции в Русской Церкви в XX столетии, внутреннему преодолению многочисленных подмен в духовной жизни современных христиан. Исповедь как Таинство Покаяния Сущность Таинства Исповедь является одним из главных средств спасения овец духовных. Хотя это не единственное средство, но в жизни церковной оно занимает одно из центральных мест. Об исповеди можно говорить очень много, кое-что особенно важно для будущих священников. Я, конечно, не могу претендовать на то, что имею какой-то особенный опыт. Лучше было бы, чтобы какой-то настоящий духовник, очень опытный, нас поучил и поделился своим духовным разумением проблемы духовничества, но, как говорится, за неимением гербовой бумаги, пишут на простой; вам придется довольствоваться моими малыми сведениями и мнениями. Говоря об исповеди, мы должны сразу понять, что здесь имеется в виду, в основном, Таинство Покаяния. Таинство является одним из самых главных таинств, и дается нам, как благодатный дар, который после воскресения Своего Господь Иисус Христос сообщил ученикам Своим, со словами: «Приимите Дух Свят. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:23 ). По общему рассуждению Церкви, это и есть тот дар вязать и решить, который является, по преимуществу, достоянием священства. И понятно, таинство покаяния, которое с этим даром связано, жило и живет в Церкви на протяжении уже почти двух тысяч лет, всегда оставаясь тождественным самому себе.

http://azbyka.ru/pokayanie-ispoved-duxov...

Скачать epub pdf Двести лет назад совершилась блаженная кончина Никодима Афонского. Земной путь святого составил всего шесть десятилетий, но в них поместилось удивительно много. Уже при жизни изобильные плоды от его трудов служили духовной пищей далеко за пределами Афона и Греции и достигли России, где приобрели повсеместное значение. Возможно, последнее утверждение покажется слишком громким. Обратимся к фактам. Сборник “Добротолюбие” стал известен благодаря Никодиму Святогорцу . Сборник был напечатан святителем Макарием Коринфским при участии Никодима. В энциклопедического формата том “Добротолюбия” поместились основополагающие аскетико-мистические наставления святых Отцов и церковных писателей. Сборником руководствовался преподобный Паисий Величковский . Паисий выпустил в России его церковнославянский перевод, и, без преувеличения, всё это послужило возрождению русской монашеской жизни в XIX в. Вспомним хотя бы, что преподобный Серафим Саровский читал славянское “Добротолюбие”, а святитель Феофан Затворник подготовил издание “Добротолюбия” на русском языке. В 1955 году греки канонизировали Никодима. Что же теперь? Для нас он не только святой, которому положено праздновать 14 июля по старому стилю. Никодим Святогорец может подать мудрый совет в непростых и злободневных вопросах, как возрождать православную жизнь на приходах, в монастырях. Недавно российские пастыри обсуждали животрепещущую тему: нужно ли всякий раз перед причастием, если мирянин часто причащается, предварительно совершать исповедь и последование к причастию со всеми указанными канонами? Весьма кстати во время обсуждения этих вопросов была опубликована “Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Святых Христовых Таин”. Книга эта, вышедшая когда-то стараниями преподобного Никодима, содержит ценные рассуждения о христианской жизни каждого из Само её название настраивает читателя на непрестанное участие в церковных таинствах. Как при этом избежать профанации таинства? Одним из препятствий на пути нелицемерного покаяния является превращение живого покаяния в регулярную, но формальную исповедь, на которой из месяца в месяц, из года в год перечисляются одни и те же грехи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Serzhant...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010