Служить другим теперь не модно. Основное представление современного человека о счастье – жить в свое удовольствие, ради себя и своих интересов. Для этого многие целенаправленно избавляются от всего «лишнего» в своем окружении, даже от близких людей с их проблемами. В мире процветающего самолюбия для нас особенно актуально звучат слова Христа о том, что каждый призван быть для других светильником – радостью, неотложной помощью в трудной земной жизни. Господь говорит: «Не прячь свой свет под сосудом или под кроватью» (см. Лк. 8, 16). Он как бы нас предостерегает: не думай, что, если не поделишься своим даром с ближними, тебе самому больше достанется. По толкованию святых отцов, в данном высказывании «сосудом» названа чрезмерная забота человека о насыщении тела, следование физиологическим потребностям в ущерб запросам своего духа. «Кровать» в этих евангельских словах означает душевную апатию, уныние, нежелание прилагать усилия ради исполнения Христовых заповедей. Таким образом, Господь учит, что в жизни христианина не должно быть места самоугождению и духовной расслабленности. Как пояснял блаженный Феофилакт Болгарский, «никто, занятый попечением о пище и преданный лености, не может быть светильником, светящим своей жизнью для всех». В жизни каждого православного христианина есть важный момент, когда священник помазывает его освященным миром со словами «печать дара Духа Святого». Так каждый из нас принял Божию благодать, которая согревает и освещает наш путь к вечной жизни. Преподобный Иустин Попович благодатью называл Божию помощь, которая подается Духом Святым христианину за его веру во Христа Спасителя. Бог желает, чтобы Его благодать сияла в нас все ярче и ярче. Мы, со своей стороны, можем либо мешать ей своими грехами, либо через самоограничение и христианский подвиг давать ей свободу действовать в нас. Говоря о возрастании христианина в добродетелях, святой Николай Кавасила подчеркивает, что речь идет о проявлении в нем принятого в таинстве Миропомазания дара благодати Божией.

http://pravoslavie.ru/109457.html

§ 127. Оглашения – как изложение догматов и как объяснение обрядов. Другие сочинения. Сочинения св. Кирилла, дошедшие до нас, состоят почти из одних оглашений 316 . Но 18 оглашений готовящимся к Крещению (φωτιζομενοις) и 5 к новопросвещенным (μυσταγογι), составляют драгоценный памятник древности, и весьма важны для Церкви Православной. Было время, когда много трудились над тем, чтобы оспорить подлинность их 317 . Но самое содержание оставляет их за проповедником Иерусалимским 318 , жившим спустя 70 лет после Манеса 319 , – притом все за одним тем же, так как все они находятся в непрерывной связи между собою 320 . А древние не только говорят об оглашениях св. Кирилла, но приводят слова из всех оглашений которые читаются ныне 321 . Оглашения св. Кирилла весьма важны как изложение догматов и как объяснение обрядов. В первом отношении они составляют довольно полное учение о вере, расположенное по членам символа веры , хотя и не с строгой отчетливостью в распорядке частных предметов. Одно уже то, что в сих оглашениях сохранен и объяснен древний Символ веры древним учителем древнейшей из всех церквей доставляет сему сочинению особенную важность. После вступительного поучения о сущности и важности Крещения первые пять из 23 оглашений содержат: а) увещание к нравственному обновлению (1 оглашение); б) учение о спасительных действиях покаяния (2 оглаш.); в) поучение необходимости и спасительных действиях Крещения (оглаш. 3); г) обозрение главных предметов веры (оглаш. 4); поучение о вере в двух видах ее – о вере догматической (τ δογματικν εδος) и вере деятельной (πστις ενεργεπκ). Следующие за тем 13 оглашений (6–18) объясняют члены веры по их порядку. В 6–9 оглашениях объяснен первый член веры о Творце и Правителе мира. В 10 оглашении говорится о втором члене. В 11 и 12 объясняется вечное бытие Сына Божия и Его воплощение. В 13 оглашении показываются плоды Крестной смерти Христовой. В 14 оглашении объясняются слова: «и воскресшаго в третий день по Писанием». Оглашение 15 говорит о Втором пришествии и о Суде всемирном. Слова: «верую и в Духа Святаго»» объясняются в 16 и 17 оглашениях. В последнем оглашении объясняется учение Символа: «верую в кафолическую Церковь , в воскресение плоти и вечную жизнь». Тайноводственные поучения, которые предварительно обещал Кирилл предложить в праздничные дни Пасхи (18 оглаш. 5, 33), объясняют сущность и обряды таинств Крещения, Миропомазания (оглаш. 19–21) и Евхаристии (оглаш. 22–23).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

А.И. Солодков Организация и методика церковной реабилитации лиц, отпавших от православия Скачать epub pdf Введение Вопрос о присоединении к Церкви стоял уже с первых времен существования Христианства, так как уже тогда появлялись различные расколы и ереси, пребывание в которых неизбежно разрывало единство с Церковью . На ряде Соборов были выработаны определенные правила (I Всел. 8, 19; II Всел. 1, 7; VI Всел. 95; Лаод. 7, 8; Карф. 6, 57, 126), регламентирующие порядок приема в Церковь , согласно которым присоединяемые к Православию и к части спасаемых принимаются с помощью трех чинопоследований: Крещения; Миропомазания и Покаяния 1 . Отпадение от Церкви всегда печальный факт в силу самого обстоятельства случившегося. Причина отпадения в большинстве случаев – недостаточная просвещенность в основах Православного исповедания. Множество людей попало в секты, будучи крещенными, но так по-настоящему и не познакомившись с Православием. Известно, что научить человека легче, чем переучивать. В этом смысле реабилитация людей, отпавших от Православия, отличается от обычной катехизации. В таком случае необходимо учитывать и знать заблуждения, в которых оказался человек, чтобы правильно выстроить методику подготовки к чину присоединения к Святой Православной Церкви. В работе будут описаны методические пояснения в следующем порядке: какие общие заблуждения существуют в том или ином направлении протестантизма (неопротестантизма), оккультизма и неоязычества. На примере отдельных заблуждений рассмотрим сам принцип организации методики реабилитации. Так, например, при работе с отпавшими в христианские конфессии не обязательно уделять в начале реабилитации много внимания вопросам сотворения мира и шестодневу. Вера в то, что Бог – Творец этого мира и человека, в христианских деноминациях присутствует. Для них первостепенными будут темы: значение Священного Предания, как критерий понимания библейского текста, экклесиология и Таинства Церкви, как условия доступа к соединению со Христом. Цель организации центра реабилитации и методических особенностей – помочь человеку увидеть свои заблуждения, проанализировать ложное мировоззрение, встать на путь покаяния и обретение чистоты Православного исповедания в Боге и с Богом. Для этого необходимо методически правильно выстроить план встреч-бесед с отпавшими от Церкви и предложить материал для самостоятельного изучения.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

А. С. Уваров Глава II Условные слова, выражения и предложения, распределённые по восьми предметам правила о Тайне: I Таинство Крещения: accipere, percipere, suscipere, acceptus, susceptus, dies acceptionis, albatus, in albis; νεοφτιστος, νεφυτος, illuminatus, δωρ τς ζως, δωρ ζν, πηγ, fons, τ φραρ, puteus, cisterna, θεο τκνον, λοπαις, puer, infans, fidelis, πιστς, γιος, renatus, renata; quod summitas dedit adsignavit, resurrecturas, in spe resurrectionis, λπς, spes, acceptus или susceptus apud deum, кεπτα in XPTO; ν ερν, in pace, in deo, и составные из них формулы; jacet in Christo, in sinn Abraham, ν κλποις βραμ κα σακ κα κωβ; некоторые символические выражения у церковных писателей. II Миропомазания: а) целование мира; cum pace, te in pace, tecum pax, ν ερν, in pace; in Christo, ν θε и прочие составные формулы; vixit in pace, in Deo vivas, ζσας ν ερν, ν ερν προγι, ν ερν κομησις, χομητε ν ερν; б) lavit, unxit; в) crucem accipere, cruce suscepta, in signo domini. III Рукоположение: разные степени духовного звания. IV Причащения: τ γαθν, τ γαθ, σμβολα, σμβολα μυστικ, σμβολα θεων μυστηρων; сосуды с надписями: PIE ΖΕΣΙΣ, ΖΕΣΕΣ, dignitas amicorum pie zeses, cum tuis, cum caris tuis, cum tuis omnibus bibe et propina; in bono, in agape, in refrigerio, refrigere, in bono refrigeres; τ φς, φωτισμς, ζω, σωτηρα, salus, λπς, spes, ερν, pax, χθος ερν. V. Литургия и другие церковные службы. VI. Учение о Св. Троице, VII. Символ веры , VIII. Молитва Господня: важность тайны для учения о Св. Троице; символический χθς; геометрические знаки; символические выражения в гимнах, гимн св. Климента; in pace, ν ερν, vixit in pace, ζσας ν ερν, ν ερν προγι и пр., относятся до Символа веры ; omnibus amicus, omnibus могут быть отнесены к молитве Господней; символические формулы существовали также и для Таинств Покаяния, Брака и Елеосвящения. При рассмотрении внутреннего значения символических выражений мы распределим их по тем Таинствам и по тому учению о догматах христианских, к которым они принадлежат. Обращая внимание только на главные символы, как основные части символического языка, мы в доказательство их значения проведём надписи, на которых они встречаются. I. Таинство Крещения, βαπτισμς или τ βπτισμα

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

архимандрит Амвросий (Юрасов) Разбор основных положений в вероучении протестантизма О Церкви Христовой Прежде чем говорить о понимании Церкви протестантами, рассмотрим само понятие Церкви Христовой. Что есть Церковь Христова? Слово «церковь» часто встречается в Священном Писании и употребляется в различных смыслах. Свой первичный смысл оно заимствует от еврейского «собрание или общество в его отношении к Богу». При переводе Библии с еврейского языка на греческий, преимущественно употреблялось слово, которое использовал и Христос для обозначения основанного Им общества, слово это при переводе на русский сохраняет свой смысл и означает «общество или собрание известных лиц для религиозных целей». Слово «церковь» часто употребляется в значении «храм», т.е. здание, помещение, специально устроенное для молитвы и общественного богослужения. Разумеется, понятие это – узкое, обетование Христово о том, что «врата ада не одолеют ее» не может относиться к церкви в таком значении: любое здание со временем ветшает и разрушается. Церковью Священное Писание именует еще и тело человека ( 1Кор. 6:19 ), а также всего человека с душой и телом ( 2Кор. 6:16 ). Но всякий христианин как человек несовершенен, и смерть телесная для каждого неизбежна, потому и в таком понятии слово «церковь» не может иметь всей полноты. «Слышу, что, когда вы собираетесь в церковь , между вами бывают разделения», – укоряет святой апостол Павел коринфян за нарушение единодушия и единомыслия ( 1Кор. 11:18 ). Здесь Апостол словом «церковь» называет молитвенное собрание. Из содержания его послания мы видим, что собрание это весьма несовершенно и называться непогрешимой Церковью не может (ибо она есть «столп и утверждение истины»). Молитвенное собрание обусловлено местом и временем: оканчивается оно, и все расходятся; о Церкви же сказано, что Христос пребывает в ней «во все дни до скончания века» ( Мф. 28:20 ). Из многовековой церковной истории нам известно множество случаев, когда и довольно значительные христианские общества впадали в грубейшие еретические заблуждения и извращали евангельское учение Христа. Стало быть, и тогда, когда Священное Писание называет церковью значительные общества христиан ( 1Кор. 16 ; Рим. 16:1 и др.), это слово, однако, не вмещает всей полноты обетования Христа о Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Беседа 1. Вступительная Во имя Отца и Сына и Святого Духа У каждого христианина есть довольно средств к познанию истин веры и заповедей Божиих. Первые понятия о Боге и святой воле Его дитя христианское получает от родителей, родственников, воспитателей и окружающих его христиан. Далее, святой храм есть лучшее училище для каждого христианина. Одно хождение в храм Божий в воскресные и праздничные дни, которое обязательно для каждого сына Святой Церкви, весьма много служит к наставлению его в законе Божием. Здесь, в чтениях Святого Евангелия, Апостола и других книг Священного Писания и в молитвах и песнопениях многообразно преподается учение веры и благочестия. Кроме того у христианина есть еще невидимые наставники, это во-первых совесть, различающая доброе от злого и побуждающая к совершению добрых дел, во-вторых Ангел хранитель, даруемый каждому при святом крещении, и святые Божии, призываемые им в молитвах, и наконец Святой Дух Божий, вселяющийся в нас в первые дни жизни чрез таинство миропомазания и наставляющий нас на всякое благое дело. Спасение наше зависит не только от знания закона Божия, но по преимуществу от исполнения его. Кто начнет с усердием исполнять то немногое, что знает из закона Божия, тот будет далее наставляем Самим Богом непосредственно и внутренне или по Божию устроению, чрез других людей, и не книжные христиане за благочестивую жизнь удостаивались от Бога такого духовного ведения, что прозревали внутренние помыслы других, предвидели ясно многое из будущего и отличали внушения злых духов от наставлений добрых ангелов. Небольшое семя, если не погибнет от неблагоприятных обстоятельств, возрастает в большое древо; древо приносит в великом изобилии плоды с новыми семенами; так и неполное сначала знание закона Божия, если приводится в исполнение, приносит с течением времени великие плоды ведения духовного. И в обыкновенной жизни тот не научится никакому ремеслу или искусству одними словами, кто сам своими руками не возьмется с усердием за дело. Но как нельзя или весьма трудно научиться какому-либо из искусств земных без способных учителей; так и христианину очень трудно достигнуть духовного совершенства без предварительного усердного изучения истин святой веры и закона Божия. Дух Божий не будет таинственно озарять тех, которые пренебрегают внешними средствами богопознания, предлагаемыми церковью. Посему на всех христианах лежит непременная обязанность стремиться к познанию св. веры теми естественными средствами, которые для них возможны. К числу таких средств принадлежат беседы с христианами тех, на которых возложен долг наставления других в истинах веры. Поэтому мы решились предложить вам, боголюбезные слушатели, ряд собеседований о святой вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Беседа LVXX. О десятом члене символа веры Исповедую едино крещение, во оставление грехов. В предшествующих беседах с вами, братие, мы говорили, что Господь наш Иисус Христос Своею крестною смертью примирил нас с Богом Отцом и уготовал нам спасение, и что Дух Святый усвояет и прилагает нам это спасение. Все действия Духа Святого в деле нашего спасения называются благодатью. Для доставления ее людям Господь учредил на земле Свое благодатное царство – Церковь , и только принадлежащие к ней могут получать спасительную благодать Святого Духа. Как же она преподается верующим? Сам Господь, братие, установил в Церкви для этого таинства, особые священнодействия, как средства, чрез которые сообщается нам благодать Святого Духа. Всех таинств он благоволил установить семь: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение. Подаваемая в них благодать удовлетворяет всем потребностям христианской жизни человека, для достижения вечного спасения, и потребностям самой Церкви. Об этих таинствах и говорится в десятом члене символа веры . Здесь, впрочем, говорится только о таинстве крещения, но здесь же разумеются и другие таинства. Принимая крещение, мы должны принимать и прочие таинства. О крещении же только упомянуто в символе веры потому, что во время составления самого символа об этом таинстве было сомнение и споры, не должно ли некоторых людей, как-то еретиков, крестить вторично, и на это нужно было разрешение, которое и положено в символе, а именно, что нужно принимать одно крещение. Что же такое таинство? Таинство есть установленное Самим Господом Иисусом Христом священное действие, чрез которое тайным образом действует на человека благодать, или, что то же, спасительная сила Божия. Каждое таинство должно иметь три существенные принадлежности: 1) установление их Самим Иисусом Христом непосредственно или чрез апостолов, 2) видимое действие и 3) обетование невидимой благодати сообщаемой чрез это действие. Указанные принадлежности необходимы для каждого таинства, ими оно отличается от всех прочих церковных священнодействий, напр., молебнов, панихид и пр., и без них ни одно священнодействие не может быть таинством.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Беседа LXXIX. О десятом члене символа веры. О миропомазании После крещения, над крестившимся совершается, братие, таинство миропомазания. В крещении мы рождаемся духовно и чистыми от всякого греха, оправданными вступаем в благодатное царство Христово. Но как в естественной жизни человека новорожденное дитя не способно вступить в жизнь, а нужно ему вырасти: оно нуждается и в воздухе, свете, питании, в руководстве, так точно и в духовной жизни недостаточно одного благодатного возрождения, а необходимы сверх того благодатные силы Духа Святого, при пособии которых оно могло бы постепенно укрепляться в духовной жизни и возрастать в ней. Эти благодатные силы и подаются в таинстве миропомазания. Миропомазание есть таинство, в котором верующему, при помазании освященным миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной. Это таинство установлено Самим Иисусом Христом. Из беседы, произнесенной Им в Иерусалимском храме во время праздника Кущей, мы видим, что Он имел намерение и обетовал даровать верующим в Него Духа Святого. Аще кто жаждет, говорил Он, да приидет ко Мне и пиет. Веруяй в Мя, якоже рече писание, реки от чрева его истекут воды живы ( Ин.7:37–38 ). Св. евангелист Иоанн объясняет, что Господь говорил здесь о Святом Духе, Которого имели получить верующие во имя Его. И действительно апостолы после того, как сами облеклись силою свыше, преподавали всем верующим Духа Святого после совершения над ними крещения. Таков, напр., был следующий случай: «находившиеся в Иерусалиме апостолы, рассказывается в книге Деяний св. апостол, – услышав, что самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые пришедши помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» ( Ин.8:14–17 ). Отсюда вы видите, братие, что апостолы преподавали Духа Святого верующим не чрез крещение. Они преподавали Его чрез особое священнодействие, чрез возложение рук, уже ранее крещенным. Но апостолы во всех своих действиях были вдохновляемы Духом Святым, наставлявшим их на всякую истину и напоминавшим им все, завещанное Господом. Посему мы и на то священнодействие, которым они преподавали Святого Духа, должны смотреть, как на божественное установление.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

В.В. Каширина Литургический аспект избранных мест писем апостола Павла в экзегетических трудах святителя Феофана Затворника Андрей Кретов, иерей, клирик храма св. влмч. Пантелеймона г. Краснодара, преподаватель Екатеринодарской духовной семинарии Наследие святителя Феофана являет нам образец богатейшего кругозора, соединенного с незаурядной глубиной мысли исследователя в той или иной области. Нам святой открывается как аскет (в произведениях на нравственные темы), пастырь, отец и собеседник (в проповедях и письмах), как переводчик. Немаловажным деланием святителя является экзегеза Священного Писания, как Ветхого, так и Нового Заветов. Однако особой глубиной и оригинальностью отличаются его толкование на Послания апостола Павла. Этим трудам святителя посвящено исследование иеромонаха Иринея (Пиковского) «Толкование посланий святого апостола Павла святителем Феофаном Затворником », в котором дается характеристика экзегезы Затворника: «А святитель Феофан погружается в сам текст Павловых Посланий, постепенно развязывает кажущуюся запутанность выражений и свивает из высоких идей Павлова богословия простые нравственные императивы для рядовых читателей. Возможно поэтому многочисленные переиздания пространных толкований святителя и до наших дней пользуются спросом среди огромной массы церковного люда, в то время как сложные труды Глубоковского и по сей день остаются уделом лишь незначительной группы академических ученых...» 437 . Соединяя эту мысль с осознанием богоустановленности (чаще всего зафиксированной в Библии ) богослужебного предания Церкви, о чем пишет сам святитель, в исследовании литургического наследия святителя Феофана мы обращаемся к истолкованию избранных мест писем апостола Павла. Наиболее полно учение о Таинствах Церкви раскрывается в Посланиях к Ефесянам, Римлянам и Коринфянам. Именно в этих тестах мы находим раскрытие Таинства Крещения (святитель часто соединял его с Таинством Миропомазания) как сораспятия, спогребения и усыновления. Именно в первом Послании к Коринфянам мы находим Павлово описание совершения Тайной вечери.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В рамках спецпроекта «Таинства Церкви» протоиерей Артемий Владимиров рассказывает о сути и значении каждого из семи Таинств: крещения, миропомазания, покаяния, Причащения, брака, священства и елеосвящения. Сегодня речь пойдет о Таинстве крещения. Каков смысл этого Таинства в целом, и что означают отдельные его моменты? Почему так важно полное погружение крещаемого в купель? Как Крещение преображает человека? Есть такие события и вехи земной жизни человека, которые определяют его будущность – как во временной, так и в вечной перспективе. И Крещение, несомненно, относится к таким поворотным пунктам мирового исторического процесса. Речь идет о выборе личности, обращающей свой взор к Богу. Крещение – это менее всего процедура, отвлеченное действие, но это подлинно священнодействие, в котором встречаются два слагаемых: свободное человеческое произволение и вечная энергия Божества, благодать Святого Духа. Таинство это, совершаемое и над младенцем, и над возрастным человеком, начинается с наречения имени в так называемой молитве восьмого дня. На восьмой день еще в глубокой древности крестили малышей. В этой молитве мы слышим имя небесного покровителя, избранного нами. Так что с самого момента крещения князь Александр Невский, к примеру, или мученица Татиана, или архангел Михаил (в зависимости от пола младенца и выбранного имени) становятся покровителями новокрещенного человека. В имени, как в бутоне, сокрыто многое, однако, по русской пословице, не имя крестит человека, а человек имя. То есть ваши нравственные качества, ваш выбор в пользу добра определяют, насколько вы будете соответствовать жизни вашего святого и насколько полнокровным будет его незримое участие в вашей земной судьбе. После наречения имени в древней Церкви епископ возлагал руку на взрослого крещаемого и читал молитву – особую молитву, с которой начинается период обучения, катехизации, просвещения взрослого человека. Однако речь шла не только и не столько о каких-то занятиях в учебном классе, сколько о вхождении вчерашнего язычника в общину христиан. И, уже проживая совершенно новую жизнь в общении с иными людьми, он стремился отрешиться от языческих обычаев, боролся с самим собой, готовил себя к Таинству Крещения, непременно проходил исповедальную покаянную беседу, непременно с участием епископа или пастыря, переосмысляя всё прожитое, готовился принести Богу клятву, обет веры и верности, отрекшись от власти тьмы, от диавола, который господствовал через помыслы или страсти над этим человеком до его крещения. И особый чин заклинательных молитв , или запрещения, сохранен в целости и неприкосновенности именно в лоне Православной Церкви. Нигде – ни у католиков, ни в армяно-григорианском исповедании – вы не найдете этого развернутого чина, который в глубокой древности был еще более пространным.

http://pravoslavie.ru/90781.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010