Часть III. Крещение и Миропомазание Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий Богословские аспекты таинств Крещения и Миропомазания167 Средоточием христианской веры и непоколебимым фундаментом христианской Церкви является исповедание смерти и воскресения Иисуса Христа как спасительных для человеческого рода деяний Божиих. Св. ап. Павел свидетельствует о неизменном содержании христианского благовестия и церковного Предания, которое заключается в том, «что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию» ( 1Кор.15:3–4 ). Возвещение миру смерти и воскресения Христа апостол называет «тайной благовествования» ( Еф.6:19 ). Этим же словом – μυστριον, то есть «таинство» – он именует всю совокупность этапов и всё многообразие аспектов домостроительства спасения Сына Божия: «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» ( 1Тим.3:16 ). Церковь также включена в это единое таинство спасения, ибо она есть тайна, «сокрытая от веков и родов, ныне же открытая святым Его, которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей... которая есть Христос в вас» ( Кол.1:26–27 ). Наконец, величайшей тайной Божией – μυστριον το Θεο – является Сам Иисус Христос, «в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» ( Кол.2:2 ). Таким образом, в Новом Завете таинство, μυστριον – это, прежде всего, явленный во Христе и осуществляющийся в Церкви спасительный замысел Божий о человечестве, откровение Его непостижимой любви и милосердия. Таинство домостроительства Божия во Христе, бесконечно превосходя человеческое разумение, тем не менее не скрывает, но, напротив, являет дотоле сокровенную Премудрость Божию и открывает всем верующим во Христа доступ к полноте Божественной жизни, «ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол.2:9 ). Отцы Церкви, верные учению Господа Иисуса Христа и Его апостолов, согласно учат, что христианин умирает и воскресает со Христом, обретая спасение и вечную жизнь через участие в особых церковных священнодействиях, прежде всего – в Крещении и Евхаристии. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» ( Мк.16:16 ); «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Ин.6:54 ) – наставляет Господь своих учеников. А ап. Павел учит: «Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» ( Рим.6:4 ). Всякий раз, совершая Евхаристию, мы «смерть Господню возвещаем, доколе Он придет» ( 1Кор.11:26 ). В практике древней Церкви Крещение, Миропомазание и Евхаристия совершались подряд, образуя великое таинство христианского Посвящения. Богословие Крещения, Миропомазания и Евхаристии составляет важнейшую часть Священного Предания Церкви. Христологический аспект таинств Крещения и Миропомазания

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

А.С. Смыкалин Глава III. Вступление в Православную Церковь: требования, права, обязанности. Ее состав 1. Вступление в Православную Церковь . Крещение. Миропомазание. Присоединение к Церкви. Утрата церковной правоспособности. 2. Состав Церкви. Высшие и низшие клирики. Избрание на священные степени. Хиротония. Требования к кандидату священства. Препятствия к посвящению. Виды препятствий к священству. 1. Препятствия физического характера. 2. Препятствия духовного характера. Испытания кандидатов. 3. Права и обязанности клириков. Права и привилегии клириков. Обязанности клириков. 4. Монашество. Пострижение. Монашеские обеты. Чины монашествующих. Монастыри. Монастыри и монашество в России. 1. Вступление в Православную Церковь Иисус Христос основал единую Христианскую Церковь , которая сегодня делится на Православную, Римско-католическую и др. Митрополит Филарет в «Пространном катехизисе» 28 определяет Церковь как Богом установленное общество «человеков, соединенных между собой Православной верою, законом Божием, священноначалием и таинствами» 29 . Существует семь Таинств Церкви – крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак, соборование (елеосвящение). Крещение. Различают несколько способов вступления в Православную Церковь . Один из них – крещение. Совершение крещения связано с принятием человека в лоно Церкви. «В области церковного права, – писал А. С. Павлов , – крещение имеет такое же значение, как рождение в сфере права гражданского...» 30 . Крещение называется вторым или духовным рождением. Оно возможно только один раз. Правильно совершенное крещение не может быть повторено, поэтому священник, повторно крестящий кого бы то ни было, подлежит наказанию. Оно не повторяется и над тем, кто после отпадения от Церкви приносит покаяние и возвращается в нее. Крещение совершается посредством троекратного погружения в воду с призыванием Святой Троицы. Для совершения Таинства употребляется чистая естественная вода. В Православной Церкви запрещается крестить через обливание или окропление (о них ничего не говорится в Священном Писании).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Богослужение в Православной Церкви Часть I. УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНИЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ Глава 1. СОВЕРШИТЕЛИ И УЧАСТНИКИ БОГОСЛУЖЕНИЯ Богослужение в Православной Церкви совершается особыми поставленными на то лицами, согласно правилу 6 Гангрского Собора (IV в.) и правилу 33 VI Вселенского Собора (680–681). Этот порядок установлен Господом Иисусом Христом, когда, совершив дело искупления рода человеческого и даровав благодатные средства для усвоения его в Церкви, Он передал апостолам благодать священства и особые благодатные дары ( Мф. 28, 19–20 ; Ин. 20, 22–23 ). Устрояя Церковь Божию, апостолы установили в ней три церковно-иерархические степени: епископ, пресвитер, диакон. Епископ с первых веков христианства был предстоятелем христианской общины, о чем свидетельствуют книги Нового Завета ( Деян. 20, 28 ; 1Тим. 3, 2 ; Тит. 1, 6–7 ). Позднее, в процессе становления церковного юридического статута, они получили еще наименования: патриарх, митрополит, архиепископ и викарий. По благодатным дарованиям они равны между собой, то есть все имеют епископскую степень и являются архиереями – полновластными раздаятелями благодатных даров, первыми и главными совершителями богослужения. Только епископу как преемнику апостольской власти принадлежит право совершать таинство Священства, освящать миро для таинства Миропомазания и престолы или антиминсы для совершения таинства Евхаристии. В своей епархии ему принадлежит право назначать на приходы священно-церковнослужителей и перемещать их, а также награждать или взыскивать. В Русской Православной Церкви Патриарху принадлежит право ношения белого куколя с сионами, митрополиты носят белый клобук с крестом, архиепископы – черный клобук с крестом и епископы – черный клобук без креста. Второй степенью церковной иерархии является пресвитерская. Божественную благодать и право совершать богослужения и церковные таинства, кроме таинства Хиротонии, преподавать верующим пастырское благословение и научать их истинам христианской веры пресвитер получает от епископа в таинстве Хиротонии. Являясь совершителем всех таинств, кроме таинства Хиротонии, пресвитер в таинстве Миропомазания преподает благодать через освященное епископом миро и совершает таинство Евхаристии на освященном епископом антиминсе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 24-й день месяца ноября в день святой великомученицы Екатерины, в Казани, в единоверческой церкви св. четырех евангелистов, в теплом приделе оной, посвященном сей великомученице, совершилось присоединение к единой, святой, соборной и апостольской церкви – по началам единоверия – священноинока Пафнутия. О. Пафнутий был известен и особенно уважаем в Казани, у приемлющих глаголемую иерархию австрийскую, как иеромонах, и был духовником лиц иночествующих и духовным и евангельским отцом матери самого попечителя общества приемлющих сказанную иерархию в Казани. И за пределами Казани он пользовался уважением в обществе старообрядцев и притом партии окружников; был любим глаголемым епископом казанским Пафнутием, и ему предназначалось даже епископство в Чернигов. Таким образом обращение его к православию тем особенно замечательно, что оно есть плод совершенно свободного и сознательного убеждения, а не есть следствие какой-нибудь крайности в его внешнем положении 1 . Принятие о. Пафнутия в православие должно было совершиться с преподанием ему таинства миропомазания, так как он рожден в расколе и крещен беглым попом. Вместе с тем должно было утвердить за ним иноческое звание, в которое он был пострижен, находясь в раскол, и в котором желал пребыть и по присоединении к церкви. Дело о присоединении начато было о. Пафнутием в Москве, но, согласно с желанием его, чин принятия совершен в Казани самим архипастырем высокопреосвященным Антонием в означенный день, между часами и литургией, в сослужении благочинного монастырей казанской епархии о. архимандрита Ювеналия, кафедрального протоиерея о. Виктора Вишневского и священников обоих единоверческих церквей – Димитрия Никольского и Григория Свешникова, при весьма значительном собрании прихожан Евангелистовской церкви, по случаю придельного праздника в сей церкви, посторонних богомольцев и даже держащихся еще раскола. Присоединение совершилось по чину: «како приимати от раскольников в соединение с православною церковь приходящих», по которому присоединены были к православию в Москве известные уже лица из глаголемой австрийской иерархии, а таинство миропомазания и подтверждение иночества совершены по требнику старопечатному, изданному при святейшем патриархе Иоасафе I. При этом архипастыре соблюдаемы были в точности все особенности единоверческой церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

[греч. πσκοπος], высшая из 3 богоустановленных степеней священства в правосл. Церкви, существующая также и в католич. и нехалкидонских Церквах, сохраняющих апостольское преемство (а также в тех протестант. сообществах, к-рые признают епископское служение). Е. является носителем высшей благодати священства. Служение Е. вмещает всю полноту апостольской власти. Е. выступает главным учителем местной Церкви как для мирян, так и для клира (Послание патриархов Восточно-кафолической Церкви о правосл. вере. 10//Догматические послания правосл. иерархов XVII-XIX вв. о правосл. вере. М., 1900. Серг. П., 1995р. С. 157-163; ср.: Трул 19). По благодати Св. Духа Е. принадлежит право возглавлять совершение таинств Церкви. Только Е. может совершать рукоположения: по словам свт. Епифания Кипрского , «чин епископов преимущественно назначен для рождения отцов, ибо ему принадлежит умножать в Церкви отцов духовных» ( Epiph. Adv. haer. 75 (45). 4). Только Е. может освящать миро (в совр. правосл. традиции миро освящается не всяким Е., но главой Поместной, автономной или афтокефальной Церкви) - т. о., вступление в Церковь, происходящее через Крещение и Миропомазание, невозможно без Е., кто бы ни совершал Миропомазание - Е. или священник. Таинство Евхаристии также совершается либо самим Е., либо священником, которого Е. определяет для служения в том или ином храме (ср.: «Только та Евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом или тем, кому он сам предоставит это» - Ign. Ep. ad Smyrn. 8; «Веруем, что сие таинство св. Евхаристии совершается не всяким, а одним только благочестивым иереем, получившим священство от благочестивого и законного епископа» - Послание патриархов Восточно-кафолической Церкви о правосл. вере. 17//Догматические послания. С. 176-182). В правосл. традиции это требование выражается также в запрете совершать Евхаристию без освященного и подписанного Е. антиминса . Е. принадлежит власть надзора и суда над местным клиром. Ему вверено управление церковным имуществом. Без его участия или благословения ничто не может совершаться в местной Церкви (см. также ст. Власть ). Наименование «Е.» в дохристианских традициях

http://pravenc.ru/text/190033.html

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Таинства. Богослужение. Устройство храма В церковных Таинствах через видимые действия передается невидимая Божественная благодать. Таинства совершаются священниками или епископами (впрочем, Таинство Крещения в исключительных случаях может совершить мирянин — так, например, бывает, когда человек, умирая, хочет креститься, а священника поблизости нет). Желающий участвовать в Таинстве должен быть православным христианином и знать, что оно означает для человека. В Православной Церкви – семь Таинств: Крещение, после которого человек становится членом Церкви. Перед Крещением желающий войти в Церковь отрекается от Сатаны и обещает сочетаться духовным союзом со Христом. В этом Таинстве Бог снимает с человека первородный грех — унаследованную от Адама вину за его падение, — а также прощает все личные грехи. Крещение состоит в троекратном погружении в воду, соединенном с призыванием имени Отца, Сына и Святого Духа. С момента Крещения христианин удостаивается права участвовать в Таинствах и богослужениях Церкви. Креститься может человек любого возраста, даже несмышленый младенец, однако в последнем случае он должен иметь восприемника (крестного отца или крестную мать), который ответствен перед Богом за христианское воспитание юного члена Церкви. МиропомазаниеТаинство, совершаемое, как правило, сразу же после Крещения. По выходе из крещальной купели человек должен стать причастным Духу Святому, подобно апостолам в день Пятидесятницы. В этом Таинстве на человека налагается печать дара Духа Святого. Помазывая тело новокрещенного святым миром — особым благовонным составом, освященным Святейшим Патриархом, — священник передает верующему благодатные дары Святого Духа, освящающие мысли, чувства, слова и поступки христианина. Миропомазание, как и Крещение, совершается один раз в жизни.

http://mospat.ru/archive/86409-tainstva-...

Присоединение к православию раскольничьих епископов и других членов так называемой белокриницкой иерархии Источник В православной Российской церкви недавно совершилось событие, которое останется памятным в её летописях: из раскольнической мнимой иерархии три епископа, с несколькими другими лицами из того же духовенства, уразумев заблуждения раскола и незаконность носимых ими мнимосвященных званий, изъявили желание присоединиться к церкви православной и принять её на правилах единоверия. К духовному сорадованию православных и для вразумления заблуждающихся братий наших, глаголемых старообрядцев, намерены мы изложить точные сведения о сем событии, с указанием приготовивших и сопровождавших его обстоятельств. Известно, что с того самого времени как не стало у раскольников древле-хиротонисанных священников, и самый раскол вследствие того распался на две отдельные секты: приемлющую и неприемлющую священство; последователи первой из них, признавая нужду священства, для совершения необходимых церковных треб, стали принимать к себе священников «бегствующих» от православной церкви, «в сущем их сане», но под миропомазание, как должно принимать, по правилам, еретиков второго чина. Такой способ удовлетворения непременной нужды священства заключал в себе множество очевидных несообразностей и возмущающих душу неблагоприличий. Не говорим уже о том, что от православной церкви «бегствовали» в раскол большею частью священники подлежавшие церковному суду за какие-либо проступки, особенно же за неприличную жизнь, и даже подвергшиеся запрещению священнодействия и извержению из сана; достаточно заметить, что и самые безукоризненные по жизни священники, если такие бывали у раскольников, без всякой благословной вины самоотчуждив себя от своего епископа, по силе церковных правил (Апост. 31, перво-второго соб. 13), лишались «всей священнической чести», и подлежали извержению из сана. И не впадали ли приемлющие таких священников в явное противоречие самим себе, признавая Российскую церковь чуждою православия, священству же в ней преподанному усвояя силу действительного таинства, но не иначе как совершив над приходящими православными священниками повторительное миропомазание, как над сущими еретиками? Все эти и подобные несообразности и отступления от истины православные учители нередко поставляли им на вид; но они упорно отстаивали своих бегствующих священников, приводя в свою защиту и оправдание некоторые превратно изъясняемые ими правила соборов (15 перво-второго соб. и 8 первого вселенского) и неправильно понимаемые святоотеческие примеры 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Разделы портала «Азбука веры» В настоящее время в Русской Православной Церкви большое внимание людей обращено к многочисленным фактам мироточения. По некоторым подсчетам, иконы мироточат в 5000 мест. Что в Церкви понимается под словом “миро”? Во-первых, святое миро – это вещество, составленное и приготовленное на основе оливкового масла и ароматических веществ. Миро освящается епископом, а в Русской Православной Церкви – Святейшим Патриархом, и используется при совершении Таинства Миропомазания, в котором крещеный человек получает дары Святого Духа. Таинство Миропомазания, как и Таинство Крещения, совершается один раз в жизни. Во-вторых, под миром также понимается жидкость, чудесным образом истекающая от святых мощей и икон. Явления мироточения наблюдаются с I в. и до наших дней. Есть сведения, что мироточили мощи апостолов, учеников апостольских, первых пресвитеров, мощи многих мучеников. В 92 г. по Р. Х. пострадал святой священномученик Антипа, епископ Пергамский. От останков мученика исходило сильное благоухание, на нем проступали капли мира, помазываясь которым больные получали исцеление от недугов. Около 117 г. в Эфесе пострадала св. мц. Ермиония, дочь апостола Филиппа. От ее останков обильно истекало целебное миро. В житии святого великомученика Димитрия Солунского сообщается, что когда были обретены его мощи, из них истекало благовонное миро, так что весь город наполнился благоуханием. Из ветхих косточек-останков святителя Николая Чудотворца до сих пор истекает святое миро, прозрачное на цвет и, видимо, не имеющее сильного благоуханного запаха, но несущее благодатную помощь. Лет 25 назад я сам получил исцеление от резкой зубной боли, когда раскололся зуб и обнажился нерв, после молитвы свт. Николаю Чудотворцу и помазания больного места миром от мощей святителя. Как в Киево-Печерском монастыре на мироточивых главах, так и на некоторых иконах при появлении мира начинается некоторое запотевание отдельных мест и проступают мелкие, постепенно увеличивающиеся капли, иногда переходящие в маленькие струйки.

http://azbyka.ru/o-cerkovnosti-chudes

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление О таинствах Крещения и Миропомазания. Объяснение священнодействий и обрядов при совершении Таинств По благословению епископа Саратовского и Вольского Лонгина …Мы погреблися с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Послание св. апостола Павла к Римлянам. Глава 6, стих 4 Введение Разными путями приходят люди к Богу. Иногда эта встреча бывает внешне неожиданной, иногда она — обретение, выстраданное или подготовленное долгим путем исканий. Обращение может произойти в любом возрасте — в детстве или юности, в зрелости и старости. Каждый человек — будь то ребенок, в котором только проснулось осознание конечности своей жизни, или прошедший уже немалый путь взрослый — задумывается о смысле человеческого существования. Многим знакомо это состояние душевного томления и беспокойства, чувство неполноты бытия. Именно в такие моменты глубокого обращения к своему внутреннему и пристального внимания к окружающему искренней душе становятся особенно ощутимы знаки присутствия Божия: Се, стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною ( Откр.3:20 ). Господь, создавший весь мир и нас в нем, Владыка вселенной — стоит у дверей нашего сердца и ждет, когда человек отворит Ему — уверует и соединится с Ним, Подателем жизни. Так нам предлагается первый духовный дар от Бога — предощущение благодати, которой живет, дышит и укрепляется человек, уверовавший и исповедовавший, что он — Божий. Он Богом сотворен, Богом любим, Богом искуплен страшною крестною Смертью; по Его воле человек до срока пребывает на земле, Им он будет призван из мира сего, пред Ним, Своим Творцом и Судией, он предстанет в последний день перед вечностью. А что в вечности? Это как раз зависит от того, откликнется ли человек на зов Господа своего, будет ли он способен воспринять и всей жизнью усвоить себе благодать Святого Духа, которую дает Господь, чтобы спасти нас. «Истинная цель жизни нашей христианской,— говорит преподобный Серафим Саровский ,— состоит в стяжании Духа Святого Божьего» 1 . Человек призван к святости, и каждому дано воспринять в свое хрупкое существо Божию силу, чтобы быть с Господом своим и в вечной нескончаемой жизни.

http://azbyka.ru/rozhdenie-v-vechnuyu-zh...

Слово при действии Святого Миропомазания Благоверной Государыни Княжны Натальи Алексеевны, обрученной Его Императорского Высочества невесты, 1773 года Августа 15 дня Действие, днесь совершенное, знаменитое для церкви составляет торжество. К великому Богом насажденному древу новая прицепилась ветвь масличная. На поле церковном произрас прекрасный цвет. К таинственному телу присовокупился новый член благороднейший. Мрежа Евангельская новою исполнилась славнейшею ловитвою. Во училище Иисуса Христа вниде новая Мария сидети при ногу Иисусову, и слышати слово его. Церковь наша православная новую получила участницу таин ее, и учения ее питательницу и проповедницу. Ибо истина веры нашей, на скрижали сердца Ее Духом святым начертана, и свободным оной исповеданием наполнила днесь слухи наши веселием и радостию. Срадуется же нам днесь и вся небесная Иерархия. Ибо церковь , в недрах Божиих опочивающая, берет участие во всех благопоспешествах церкви, под знаменем Иисуса Христа, здесь подвизающияся. Аще, по слову Евангельскому, радость бывает на небеси о едином грешнике кающемся: 273 то кольми паче глас радости наполняет райские селения; когда небесные оные жители, открывающу им Богу, видят душу в едино с ними сообщение сопричисляемую. И как радость предполагает всегда снисканную или чаемую пользу; то при сем благословенном случае в чем состоит оная? она заключается в том, когда единого общества члены единою связуются и верою, когда соединенные едиными законами гражданскими, соединены и единым законом Божиим: когда совокупленные, так сказать, телами, совокуплены и духом. Известно, что по неиспытанным для нас судьбам Божиим, разные в мире находятся веры, и всякой народ к вере естественную имеет привязанность. Нет для него ничего дражае сего сокровища. Благоухание жертвы веры есть благоприятнейшее, ибо плоды веры суть сладчайшие. Она во-первых есть вернейшею руководительницею во всех делах наших. Как только откроются наши очи, и чувствия мало начнут входить в свое действие, тотчас в мудром строении и союзе мира, яко в зерцале, открывается Создатель. И как благость его излиянна на все твари его: то, когда еще и мысль оную совершенно не понимает, но сердце уже чувствует. Благодеяния его дух наш к нему привязывают. Почему для вмещения его, не столь нужно долговременное разума исследование, как душа пороками не занятая. Так благоволил творец, чтоб истина, всех нужнейшая, была всех удобнейшею к приобретению.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010