Пн Митрополит Ставропольський Кирил: У особливе ставлення до " та 26 грудня 2023 р. 11:45 Во время Всероссийского слета казачьей молодежи в Астрахани в торжественной обстановке обвенчалась молодая казачья пара. После таинства корреспондент портала «Российское казачество» поговорил с председателем Синодального комитета по взаимодействию с казачеством , главой  Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами митрополитом Ставропольским и Невинномысским Кириллом , который проводил обряд в соборе Астраханского кремля, о венчании и значимости общения с духовником для казачьих семей. Таинство венчания — Христианин следует заповедям Спасителя Господа Иисуса Христа, который создал Церковь христианскую и который установил святые таинства. И через первое таинство Крещения человек входит именно в число православных христиан, верующих в Святую Троицу, верующих в Господа Спасителя. В таинстве Миропомазания получает силу на дальнейшее духовное развитие. А затем, когда вырастает, создает семью и получает благословение Божие на создание и развитие семьи именно в таинстве Венчания. Это таинство важно не только для казачьей молодой пары, которая сегодня как раз венчалась в этом величественном соборе Астраханского кремля, это важно для каждой молодой пары, верующей во Христа. И конечно, через это таинство молодые люди получают благословение Божие. Читается в молитвах на то, чтобы они прожили счастливо всю жизнь, на то, чтобы у них было много детей, чтобы с Божией помощью они могли их воспитать, чтобы дома у них были, как сказано в молитве, «полны пшеницы, вина и елея», и чтобы они даже могли это раздавать нуждающимся. В этих молитвах говорится о родителях, что Господь благословляет родителей в этом таинстве, которые родили и воспитали этих детей. И сказано, что молитвы родителей очень важны для этой молодой пары. — Казачьи пары венчаются чаще? — Тринадцать лет занимаюсь казачеством от Русской Православной Церкви на территории всей Российской Федерации и даже до недавнего времени за рубежом: на Украине, в Белоруссии, в других странах. И конечно же, у нас есть определенная статистика, мы проводим опросы и знаем, что действительно, сегодня молодые казаки венчаются в процентном соотношении чаще, нежели остальные молодые семьи.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6087622...

Поповцы и Беспоповцы При самом начале своем старообрядчество распалось на две главные группы. Известно, что первыми распространителями старообрядчества были, кроме одного епископа, Павла Коломенского, только некоторые священники и иеромонахи, а большей частью, чернецы и миряне. Но Павел Коломенский, который один мог бы рукоположить пастырей для своих последователей, скончался еще в 1656 г., когда раскол едва зачинался; священники и иеромонахи, хотя считали себя вправе учить и совершать службы, не могли, однако же, не сознаться, что некому, в случае их смерти, поставить им преемников в пастырстве; наконец, простые чернецы и миряне должны были понимать, что они сами ни учить других, ни совершать таинства не имеют права. Необходимо было решиться на одно из двух: или оставаться вовсе без священников (попов) и предоставить право учить и священнодействовать лицам непосвященным, или принимать священников, посвященных епископами в Церкви Русской и потом переходящих в раскол. Так, действительно, и случилось. Многие миряне и иноки, не имевшие священного сана, еще при первом распространении старообрядчества позволили себе учить других вере, совершать таинства крещения, покаяния и вообще церковные требы; а в некоторых местах сами даже священнослужители, руководившие расколом, завещали при смерти своей мирянам совершать впредь все эти требы и, таким образом, положили начало секты беспоповщинской, или беспоповщины. Другие, спустя несколько времени, когда священники их, рукоположенные до патриарха Никона , перемерли, начали обращаться за священством к той Церкви, которую почитали еретической, или, по выражению самих их, «стали окормляться бегствующим от великороссийской церкви иерейством». Так образовалась из поповщины беглопоповщина. Около почти двухсот лет поповцы пробавлялись такими недостойными иереями, принимали их с неправдою под второй чин или под миропомазание, пока в царствование имп. Николая I иерейству этому не был нанесен сильный удар (см. поповцы, приемлющие Австрийскую иерархию). Вслед за этим коренным различием двух сект неизбежно последовали другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Пострижение в монашество Пострижение в монашество принято относить к числу обрядов, хотя древние церковные авторы ( Дионисий Ареопагит , Феодор Студит ) называли его Таинством и включали в число Таинств. Как мы говорили в другом месте, пострижение в монашество, подобно крещению, является умиранием для прежней жизни и возрождением в новое бытие; подобно миропомазанию, оно является печатью избранничества; подобно браку, оно есть обручение Небесному Жениху – Христу; подобно священству, оно – посвящение на служение Богу; подобно Евхаристии, оно – соединение с Христом. Как при крещении, при пострижении человек получает новое имя и ему прощаются все грехи, он отрекается от греховной жизни и произносит обеты верности Христу, сбрасывает с себя мирскую одежду и облачается в новое одеяние. Заново рождаясь, он добровольно становится младенцем, чтобы возрастать в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова ( Еф. 4:13 ). О монашеском образе жизни как об особом аскетическом подвиге и о смысле монашеских обетов речь пойдет в 3-м томе нашей книги. В настоящей главе мы рассмотрим лишь чинопоследование монашеского пострига в его историческом развитии и современном состоянии. Формирование чинопоследования Принятие монашества происходит при помощи священнодействия, называемого монашеским постригом. Истоки современного чинопоследования пострига следует искать в традициях восточного монашества IV-V веков. Уже в этот период вступление в монашескую жизнь сопровождалось определенными священнодействиями, в которых принимала участие вся община. Основными элементами чина вступления в монашество были произнесение обетов, пострижение волос и облачение в монашеские одежды. Описание «тайнодействия монашеского посвящения» содержится у Дионисия Ареопагита : Иерей стоит пред Божиим жертвенником, священнословствуя монашеское молитвословие. А посвящаемый стоит позади иерея, не преклоняя ни обоих коленей вместе, ни одного какого-нибудь из них и не имея на главе своей богопреданного слова Божия, но просто только предстоя иерею, который священнословит над ним таинственное молитвословие. По совершении же этого молитвословия иерей, приблизившись к посвящаемому, во-первых, спрашивает его, отрицается ли он от всякого разделительного не только образа жизни, но и помысла; потом описывает ему жизнь совершеннейшую, внушая, что он должен стать выше среднего состояния в добродетельной жизни. Когда посвящаемый свободно исповедует все это, иерей, запечатлев крестовидным знамением, постригает его, возглашая Троицу Всеблаженного Божества, и по совлечении всех прежних одежд облекает его в одежду другую и вместе с другими мужами, которые при этом присутствуют, дав ему лобзание, делает его причастником богоначальных таинств.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

прот. Александр Гринь Три труда свт. Амвросия Медиоланского «Объяснение Символа веры » (Explanatio Symboli), «О таинствах» (De sacramentis) и «О тайнах» (De mysteriis) представляют собой огласительные поучения, в которых объясняются основные положения христианской веры и раскрывается смысл таинств Крещения, Миропомазания и Евхаристии. Если подлинность трактата myst. никогда не вызывала серьезных сомнений, то сочинения expl. symb. и sacr., напротив, долгое время не признавались аутентичными. При сравнении тестов sacr. и myst. возникало много вопросов, но прежде всего бросалось в глаза их, так сказать, «непохожее сходство». В самом деле, несмотря на общность темы, между sacr. и myst. сушествует как значительное сходство, так и немало различий. С одной стороны, оба сочинения адресованы новокрещеным и содержат объяснение священнодействий таинств; в них описываемся и подразумеваются, по сути, одинаковые обряды, а объяснение дается в более или менее схожих терминах. С другой стороны, между сочинениями существуют различия по жанру, содержанию и стилю. Текст sacr. представляет собой серию проповедей, в то время как myst. – цельный литературный трактат, который сохраняет лишь видимость проповеди (автор обращается к читателям так, как если бы они были слушателями). К тому же по объему трактат явно выходит за рамки проповеди. Sacr. содержит молитвы и формулы обрядов таинств, обширные выдержки из Евхаристического канона, а также толкование молитвы Господней. Ничего этого мы не находим в myst. Но важнее всего то, что sacr. явно уступает по литературному стилю и отделке myst. и другим трудам, несомненно принадлежащим свт. Амвросию. Стиль sacr. теряется за многочисленными повторениями и постоянными вопросами, которые могут показаться наивными и излишними. Подлинность sacr. не ставилась под сомнение до эпохи Реформации. Сочинение вошло в рукописную традицию под именем свт. Амвросия, и в IX в. на него ссылаются как на подлинный текст Пасхазий Радберт и Ратрамн из Корби. Но в XVI в. появляются критики аутентичности этою текста: сначала протестантские, а затем и католические ученые выдвигают ряд аргументов: sacr. сильно отличается по стилю от других сочинений свт. Амвросия; сомнительно, чтобы свт. Амвросий написал труд, копируя собственное сочинение myst.; в других трудах свт. Амвросия нигде не встречается критика жителей Медиолана за редкое причащение; критическое отношение к Римской Церкви не характерно для свт. Амвросия; упрек и адрес греков за причащение раз в году мог возникнуть только после времени свт. Иоанна Златоуста (ум. 407).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

прот. Даниил Смолодович Отделение второе Б) О службах особенных, совершаемых Церковью по известному случаю, или потребностям христиан § 219. Общее содержание сих служб Так как службы церковные разделяются на постоянные, то есть постоянно совершающиеся во храме и особенные или повременные, совершающиеся в известное время по нуждам и потребностям верующих, то, сказавши о службах постоянных – вседневных, седмичных и годовых следует говорить о службах особенных и повременных, совершаемых по особенным случаям и потребностям христиан. Св. Церковь , как попечительнейшая мать, заботясь о спасении чад своих, освящает все важнейшие события в нашей жизни, благословляет наши начинания и плоды трудов наших и вспомоществует нам во всех трудных обстоятельствах наших душевных и телесных совершением святых Таинств, молитвословий и молебных пений, на различные случаи составленных. I) О таинствах § 220. Понятие о таинствах Таинства суть Богоучрежденные священнодействия, при совершении которых таинственным образом низводится благодать, или невидимая спасительная сила Святого Духа на человека приемлющего Таинство, для освящения и врачевания душевных и телесных сил его. Таковых таинств семь: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, (совершаемые над всеми), Священство, Брак и Елеосвящение (над некоторыми). 1) Крещение § 221. Понятие о крещении и оглашении, совершаемом над возрастными из иудеев, магометан и язычников Крещение есть таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела его в воду с призыванием имени Бога-Отца, и Сына, и Св. Духа, совлекается ветхого человека с греховными деяньми его и облекается в нового, созданного по Богу в правде и преподобии истины, то есть очищается от грехов и возрождается для жизни новой – благодатной. Прежде совершения крещения бывает оглашение. Оглашением называлось в древности изустное преподавание основных догматов христианской веры для готовящихся к крещению. Так предварительно и ныне приготовляются к крещению возрастные из язычников, иудеев и магометан.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

РАЗДЕЛ III. ПОНЯТИЕ О ТАИНСТВАХ КАК СРЕДСТВАХ ОСВЯЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Глава 1. Православное учение о таинствах (сакраментология) 1.1. Понятие о таинствах Отличие таинств от прочих священнодействий «Пространный катехизис» предлагает следующее определение понятия «таинство»: «Таинство есть священное действие, чрез которое тайным образом действует на человека благодать , или, что то же, спасительная сила Божия» 1229 . В «Православном исповедании» говорится, что «Таинство есть священное действие, которое под видимым каким-либо образом душе верующего сообщает невидимую благодать Божию, будучи установлено Господом нашим, через Которого всякий из верующих получает Божественную благодать» 1230 . Однако такие определения таинства (греч. μυστ ριον, лат. sacramentum) слишком общи – они охватывают все церковные священнодействия (в Церкви, которая живится Духом Святым, нет и не может быть «безблагодатных» священнодействий). В православном догматическом учении понятие «таинство» относится не ко всем священнодействиям, но только к основным, которые Церковь выделяет из числа всех прочих и усваивает им особый статус. Таких священнодействий семь: крещение, миропомазание, Евхаристия, покаяние, священство, брак и елеосвящение. Учение о седмиричном числе таинств было четко сформулировано на латинском Западе в XII в. (Гуго Сен-Викторский, Петр Ломбардский, хотя следы этого учения просматриваются в значительно более раннее время) 1231 . В XIII столетии оно распространилось на православном Востоке 1232 . Со временем это учение было усвоено также и преданием древних Восточных (нехалкидонских) Церквей (Коптская, Эфиопская и др.) 1233 . Следует указать на два основных критерия, по которым эти семь священнодействий выделены из числа прочих. Во-первых, таинства являются богоустановленными («будучи установлено Господом нашим»), т. е. их появление в жизни Церкви относится непосредственно ко времени земной жизни Господа Иисуса Христа и Его апостолов. Все остальные священнодействия появились позже, или о них нет определенного учения в Божественном Откровении.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Разделы портала «Азбука веры» Каноническая справка Не существует единой для всей Церкви практики чиноприема латинян. На святой горе Афон они принимаются чрез таинство Крещения, как искажающие учение о Святой Троице. В Русской Церкви такая же практика существовала до Московского Собора 1666–1667 гг., постановившего принимать их через Миропомазание. Однако, в XVIII веке решением Синода было постановлено принимать этих еретиков чрез таинство Покаяния. ЧUHONOCЛEДOBAHIE Apxiepeй или iepeй, приходящаго да испытаетъ, како разумеетъ yчehie Puмcko-Лamuhckiя церкве: таже покажетъ ему omлuчie онаго отъ yчehiя Православныя Церкве. По довольнемъ же ucnыmahiu и hacmabлehiu, повелитъ ему исповедати вся грехи, елики отъ юности своея памятствуетъ. Paзpeшehiя, по исповеди, не подаетъ ему. Въ часъ же npucoeдuhehiя поставляетъ его при входе въ церковь . Apxiepeй, одеянъ въ мahmiю, enimpaxiль, омофоръ и мimpy, или iepeй, одеянный въ enimpaxiль и фелонь, станетъ близь церковныхъ дверей, и желающаго быти православнымъ xpicmiahuhoмъ вопрошаетъ: Хощеши ли отрещися отъ norpeшehiй и неправостей римско-латинскаго ucnobeдahiя ? Ответъ: Хощу. Bonpoшehie: Хощеши ли npiumu въ coeдuhehie веры npabocлabho-kaфoлuчeckiя? Ответъ: Хощу. Тогда предстоятель благословляетъ его, глаголя: Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, Аминь. И возложивъ руку на приклоненную главу его, дiakohy рекшу: Господу помолимся, и клиру: Господи, помилуй, чтет молитву ciю: Господи Боже истины, призри на раба Твоего ( имя рекъ ), ищущаго прибегнути ко святей Твоей православней Церкви и подъ кровомъ Ея сохранитися. Обрати его отъ зaблyждehiя прежняго пути его ко истинней яже въ Тя вере, и подаждь ему благодать, еже ходити въ заповедехъ Твоихъ. Да будутъ очи Твои взирающе на него мuлocmiю выну, и уши твои, еже слышати гласъ мoлehiя его, и тако да сопричтится ко избранному Твоему стаду. Тя бо поютъ вся силы небесныя, и Твоя есть слава, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки вековъ. Аминь. По молитве сей, вопрошаетъ npieмлuмaro: Отрицаешися ли неправаго yчehiя, аки бы для uзoбpaжehiя догмата о ucxoждehiu Святаго Духа не довлеетъ Самаго Христа Спасителя uзpeчehie: Иже отъ Отца исходитъ, и аки бы потребно к сему слову Христову npuбabлehie: и отъ Сына?

http://azbyka.ru/chin-prisoedineniya-rim...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Вопросы и ответы, составленные по образцу огласительных бесед для присоединения к православной церкви приходящих от оккультизма ОТРЕЧЕНИЯ ДЛЯ ПРИХОДЯЩИХ ОТ САТАНИЗМА С приложениями, каноническими примерами и краткими комментариями Краткая аннотация В конце 90-годов, когда эскалация сектантства и оккультизма достигла некого критического уровня, Священноначалием РПЦ было принято решение о введении в богослужебную практику приема в Церковь людей, бывших крещеными в Православии и отпавших от него, Правила святого Мефодия Константинопольского , предписывающего повторение над таковыми Таинства Миропомазания. Было разработано соответствующее чинопоследование на основе канонического Чина присоединения «приходящих от язычества». Более десяти лет эта практика применяется в ведущих Центрах РПЦ МП по реабилитации от сект и оккультизма и она доказала свою действенность. Но в процессе обширного опыта выявился целый ряд существенных проблем. Первое – сегодня, когда догмы оккультизма не только вполне «оформились», но и скрупулезно исследованы, определилась необходимость соответствующей коррекции разработанного в 90х чинопоследования: ясность понимания своих заблуждений и точность отречений от них – является основой любого Чина приема в Церковь заблудших. Второе – это проблема подготовки, оглашения, то есть того единственного, чем может быть оправдан определенный риск повторения Таинства. Более того, именно в целом отсутствие серьезной практики оглашения перед Крещением и является главной предпосылкой последующей дезориентации относительно Христианства, делая таковых легкой добычей соблазна. Тем более это важно при вторичном приеме в Церковь отступившего от нее человека. В данной работе предложены вопросы, возможно охватывающие проблему современного оккультизма (и сатанизма), и исходящие из них формулы отречений. Материалы могут быть использованы как в общей миссионерской и пастырской работе, так и интегрированы в практику разных форм чинопоследований приема отпавших от Церкви или приходящих к ней.

http://azbyka.ru/aktualnaya-praktika-chi...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Миро (греч. μρον (мирон) — благовонное масло, благовоние) – 1) ароматное вещество, представляющее собой смесь благовонных веществ ( 1Пар.9:30 ); 2) святое миро – особая (ароматическая) смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол (всего – до 50 веществ), используемая в Православии при совершении определенных священнодействий ; 3) чудотворное миро – вещество мироточения . В современной практике миро используется для совершения  Таинства Миропомазания  (также в случаях, когда приобщаются к православию инославные христиане); для освящения храмов  и антиминсов . Установление таинства Миропомазания восходит к апостольским временам. В первоначальной Церкви каждый новокрещеный получал благословение и дар Святого Духа через возложение рук апостола или епископа . Впоследствии с умножением христиан из-за невозможности личной встречи каждого новокрещеного с епископом рукоположение было заменено Миропомазанием. В Православной Церкви Миропомазание совершает священник , однако само миро (благовонное масло) приготовляется епископом, и в современной практике правом приготовления мира обладает только глава автокефальной Церкви (патриарх, митрополит). В Москве Патриарх Московский и всея Руси совершает чин мироварения обычно один раз в два года и затем освященное миро рассылается на приходы, таким образом, благословение патриарха получает каждый, кто становится членом Церкви.  Благословляет начало чина Предстоятель Русской Православной Церкви. В среду Крестопоклонной седмицы Великого поста учинённый епископ совершает водосвятный молебен и освящение приготовленных для мироварения веществ. Затем благовония смешиваются с елеем и настаиваются в течение следующих двух седмиц.  Чин мироварения совершается на Страстной седмице  в Малом соборе Донского монастыря. В понедельник Страстной седмицы Патриарх совершает молитвы на начало чина мироварения и зажигает огонь в печи с котлом в 350 литров; в этот день миро доводят до кипения и потом варят на малом огне, постоянно перемешивая его. Миро варится в течение трех дней: в Великий понедельник до вечера, весь Великий вторник и утро Великой среды. Все это время священники по очереди читают Святое Евангелие, а диаконы перемешивают миро веслами. Освящение мира совершается Святейшим Патриархом в Великий четверг за Божественной литургией  в Храме Христа Спасителя , после Евхаристического канона при открытых Царских вратах.

http://azbyka.ru/miro

Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления Пешков А.А. " decoding="" title="" Доклад на научно-практическом семинаре «Богословские и церковно-практические аспекты Таинств Крещения и Миропомазания» в Нижегородской духовной семинарии 27 февраля 2007 года. Проблема того, что современная богослужебная практика и понимание Таинств нуждаются в переосмыслении в духе святоотеческого наследия, осознавалась еще в начале XX в. — это можно проследить в отзывах епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе, составленных в ходе подготовки к Поместному Собору, состоявшемуся в 1917–1918 гг. В частности, многих смущало несоответствие содержание чина оглашения преобладавшей тогда практике совершения Крещения. Поскольку случаи принятия Крещения уже во взрослом возрасте были в то время редки, многие высказывались за исключение молитв об оглашенных из чина таинства . Некоторые даже предлагали исключить из чина заклинательные молитвы и обряд экзорцизма, как не согласующиеся с «учением Библии» . В настоящее время, при смене церковно-исторической парадигмы, напротив, все больше критики раздается в адрес современного обычая совершать Крещение без предварительной подготовки, и все чаще говорится о практике оглашения. В силу того, что в различных исторических ситуациях понимание важности предкрещальной подготовки было разным, для оценки важности огласительной практики необходимо рассмотреть причины, повлекшие ее становление, рост и последующее угасание. Ключевыми датами здесь можно назвать середину II в. — начало интенсивного становления катехумената; IV в. — время легализации Церкви; и начало VI в. — окончательное угасание огласительной практики. В послеапостольский период Церковь живет напряженным ожиданием скорого пришествия Христа. Взгляд не простирается в далекое будущее, этот мир преходит и эсхатон близок. «Да прейдет мир сей», «Маранафа (Господь грядет)» — молится община тех дней. Кроме того, в этот период еще не было столь острой конфронтации христианской общины и языческого общества . Естественно предположить, что община, сама состоявшая из вчерашних язычников и не имевшая опыта давления со стороны государства, не смотрела на языческое общество как на крайнее зло. Ожидая скорого пришествия Христа, она не требовала от вновь приходящих той длительной практики оглашения и очищения, какую мы встречаем позднее.

http://azbyka.ru/katehizacija/znachenie-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010