С самых первых времен христианской истории мир христианский разделился на две главные части: на восточную и западную. Восточная половина христианского мира, по преобладающему составу населения, языку, правам и характеру цивилизации была преимущественно греческою, западная – латинскою. 1 Основания церковной жизни и источники права церковного до разделения Церквей и на Восток и на Запад в общем были одинаковы. Одни и те же были в восточной и западной Церкви догматы веры, одни и тот же нравственные начала христианской жизни, одни и те же св. таинства, одни и те же основные правила церковного устройства и богослужения. Были, правда, некоторый разности в обрядах церковных напр., в постах, именно, на Западе утвердился пост в субботу, в память погребения Христова; между тем на Востоке поститься в субботу, кроме одной Великой Субботы, строго воспрещалось, потому что этот пост первоначально установлен был некоторыми еретиками с злонамеренной еретической мыслью. На Востоке постились в среду и пятницу; на Западе напротив, в среду и пятницу каждой недели и во всю первую неделю Великого Поста разрешалось есть молоко, сыр и яйца. Была разница и в совершении таинства миропомазания: на Западе оно совершалось непременно епископом, а на Востоке могло быть совершено и священником. По самому внешнему виду западное духовенство отличалось от восточного: на Западе духовные брили бороду, стригли волосы; на Востоке же бороды не брили, а волосы носили длинные. Далее, на Западе еще с 4 века замечается, а в последующие века более и более распространяется и утверждается обычай безбрачия духовных лиц: на Востоке же каждому из духовных лиц предоставлена была свобода – вступать в брак до рукоположения, или вести безбрачную жизнь. Были и другие разности. Но все эти разности не касались сущности веры и не нарушали союза Церквей. Надо при этом заметить, что в древней Церкви вообще допускалась значительная свобода и разнообразие во внешних обрядах; требовалось только, чтобы существенный основы церковной жизни – догматы веры, основные начала церковного устройства – везде были одни и те же, и чтобы во всех Церквах был один братский христианский дух. 2

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

свящ. Сергий Кобзарь Часть II. О семи Таинствах Церкви В I части книги были рассмотрены многие важные и наиболее часто выдвигаемые протестантские обвинения против православных догматов и увидели, что все они безосновательны и противоречивы, а также что православные догматы и реалии духовной жизни прочно основаны на Св. Писании, жизни древней Церкви и просто здравом смысле. Но, кроме того, что реформаторы отвергли крестное знамение, все вещественные святыни, иконы, молитвы святым и за усопших, весь древний чин Богослужения, посты, монашество, учение о необходимости дел для спасения и т.п., они – и это самое главное – отвергли таинства , а без них уже немыслимо само существование Церкви, так как вся Её духовно-мистическая жизнь как Тела Христова заключена, прежде всего, в них. Что же такое таинство в православном понимании? По определению, таинства есть важнейшие священнодействия , установленные Господом и совершаемые священнослужителями Церкви , которые за видимой своей стороной 402 сообщают верующему особую невидимую и спасительную благодать Божию . Замечательны при этом слова св. Иоанна Златоуста , который объясняет причину и необходимость существования видимой и доступной телесным чувствам стороны в таинствах: «Христос не передал нам ничего чувственного, но всё духовное, только в чувственных вещах. Так и в крещении через чувственную вещь – воду – сообщается дар, а духовное действие состоит в рождении и возрождении, или обновлении. Если бы ты был бестелесен, то Христос сообщил бы тебе сии дары бестелесно; поскольку же душа твоя соединена с телом, то духовное сообщает тебе через чувственное» . Семь Таинств Церкви суть следующие: 1) Священство; 2) Крещение; 3) Миропомазание; 4) Евхаристия; 5) Исповедь; 6) Елеопомазание; 7) Брак. Православное определение Таинств (и их число) в общем-то, соответствует католическому 403 . Реформаторы, начав удалять из католицизма все человеческие наслоения, сильно увлеклись и отсекли от Веры Христовой много истинного и Божественного 404 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Скачать epub pdf § I В современном чине Литургии возглас «Возлюбим друг друга!» занимает так мало времени, что мы почти не имеем возможности по-настоящему услышать его, услышать не только внешним, но и внутренним слухом. Для нас теперь это только один из возгласов, предшествующих Символу Веры . Но не так было раньше. Из литургических памятников древней Церкви мы узнаем, что после этого возгласа действительно совершалось целование мира, в котором участвовала вся Церковь , все собрание. «Когда наступает время преподания взаимного приятия мира, – говорит св. Иоанн Златоуст , – мы все друг друга лобызаем». И «приветствуют клирики епископа, миряне-мужчины – мужчин, женщины – женщин...». Этот обряд до сих пор сохранился в литургической практике несториан, коптов, армян, практике, не подвергшейся поздне-византийским влияниям и потому часто отражающей более раннюю форму евхаристического священнодействия. И не только – евхаристического, ибо целование мира составляло важную и неотъемлемую часть всего христианского богослужения. Так, оно совершалось после крещения: епископ целовал миропомазанного со словами: «Господь с тобой». При посвящении нового епископа все собрание, как клирики, так и миряне, также приветствовало его «целованием святым», после чего он в первый раз возглавлял евхаристическое приношение. Из истории этого момента Литургии мы, следовательно, видим, что он претерпел существенное изменение, а именно: из действия, и притом действия общего, он превратился в возглас. А в связи с этой переменой изменилось отчасти и содержание призыва. Современный возглас – «возлюбим друг друга...» – есть призыв к некоему состоянию, в древнейших же его формах он призывает к определенному действию: «приветствуйте друг друга...». И, по свидетельству некоторых памятников, действие это совершалось даже без всякого возгласа: в них, за преподанием мира, следует указание на совершающееся в этот момент целование. Таким образом, очевидно, что, как это не раз случалось в истории богослужения, возглас, выросши сам из действия, затем постепенно вытеснил его, или, вернее, сузил его до одного алтаря, где оно и доныне совершается между сослужащими священниками и дьяконами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Скачать epub pdf Часть вторая. О церковном устройстве Устройство вероисповедных обществ и христианских церквей утверждается на основании вероисповедных начал и отношения к ним государства. Отдел первый. Устройство православной церкви Православную церковь , со стороны ее устройства, можно рассматривать как общество и как учреждение. Как общество, православная церковь состоит из отдельных лиц, принадлежащих к ней в качестве её членов, и из соединения членов общин более или менее сложных. Но так как церковь, как общество, без учреждений немыслима, то ясно, что в устройстве церкви видное место это занимают установления или учреждения, около которых группируются соединения членов. Поэтому и самое учение о её устройстве распадается на две части: учение о личном составе православной церкви и учение об учреждениях, из которых слагается общественное устройство церкви. Глава 1. Личный состав православной церкви А. Определение членов православной церкви Членами православной церкви называются лица обоего пола, которые ищут в ней спасения и правильного религиозно-нравственного развития своей природы. Б. Способы вступления Способы вступления в члены православной церкви следующие: I) таинство крещения, II) таинство миропомазания и III) обряд присоединения. Различие это зависит от того вероисповедания, к которому принадлежит желающий вступить в число членов православной церкви. I. Через КРЕЩЕНИЕ вступает: а) новорожденные младенцы и б) возрастные. а) Из младенцев входят в состав членов православной церкви: 1) Дети православных родителей. По действующему праву православные родители должны крестить и воспитывать своих детей по чину православной церкви.  Время крещения не определено. Правила церкви указывают первые 8 дней жизни ребенка, но не налагают взыскания за несоблюдение этого срока. В некоторых законодательствах Западной Европы были определены сроки, не позднее которых родителей обязаны крестить детей.  Этот вопрос приобретает особое значение в связи с вопросом об актах состояния.  Если духовенство не встретит препятствия крестить детей православных в последующие годы жизни, то могут случиться большие затруднения при составлении актов состояния.  Вопрос о том, следует ли крестить детей, решен утвердительно и догматически и в каноническом смысле. Полагают, правда, что выбор религии должен быть сознателен, что присоединение члена к религиозному обществу должно совершаться в зрелом возрасте… Но, по учению христианскому, родители обязаны заботиться о религиозном воспитании своих детей, так как им принадлежит царство Божие. Таким образом, нельзя их лишать тех благодатных средств, которые церковь дарует одинаково всем. С другой стороны, это основывается на том предположении, что родители желают всего лучшего для своих детей, а сами они уже вполне уверились в истинах христианской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Скачать epub pdf Часть пятая. Таинства Как уже было сказано выше, источником всех добрых дел и корнем духовной жизни является благодать Святого Духа. Эта несотворенная сила подается христианам посредством особых обрядов, называемых Таинствами. Эти священнодействия, преображающие человека, не являются изобретением людей, а установлены Самим Творцом. Именно в Таинствах заключается самая сердцевина христианства. Можно иметь Православную веру, делать добрые дела, молиться, но без участия в таинственной жизни Церкви человек никогда не станет христианином и не сможет достигнуть спасения. Ведь если вера дает правильное представление о Боге и Его Промысле, добрые дела делают похожим на Него, молитва дает возможность общаться с Ним, то лишь в Таинствах происходит реальное соединение с Господом, изменяющее всего человека. Начиная с XV века православное богословие выделяет семь главных Таинств, соединяющих нас с Богом. Первое из них – Крещение, в котором происходит духовное рождение. Второе – Миропомазание, дающее силу к духовному росту и к творению добрых дел. Третье – Святое Причастие, соединяющее человека с Богом телесно. Четвертое – Покаяние, лечащее душу от грехов. Пятое – Елеосвящение, врачующее телесные болезни, происходящие от греха. Шестое – Таинство Брака, освящающее семью и телесное рождение, дающее силы к воспитанию детей. Седьмое – Священство, порождающее духовных отцов, которые сами возрождают и воспитывают христиан словом Божиим и совершением Таинств. Таинство Крещения Первым Таинством, с которого начинается духовная жизнь человека, является Святое Крещение. Без него невозможно спасение человека. По словам Катехизиса, «Крещение есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую». Крещение, по глубокой мысли святителя Григория Богослова , «есть пособие в нашей немощи, отложение плоти, последование Духу, общение со Словом, исправление создания, потопление греха, причастие света, рассеяние тьмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Сравнительно-богословское исследование К числу семи спасительных таинств Нового Завета, содержимых и совершаемых восточною и западною церковью, относится и брак. Но что следует разуметь под таинством брака, – брачный ли союз или священнодействие, освящающее этот союз? На этот вопрос церковные писатели отвечают различно. Одни таинством брака считают церковное благословение брачного союза, а другие самый брачный союз. 1) Еще в III веке писал Тертуллиан : «Диавол, стараясь низвратить истину, подражает в языческих мистериях самим даже божественным таинствам: он и крестить некоторых, как своих последователей, обещая им очищение грехов через купель, и запечатлевая потом на челе воинов своих, и торжественно совершает приношение хлеба... и даже поставляет верховного жреца при браке " 1 . Здесь брак поставляется на ряду с таинствами – крещением, миропомазанием и евхаристиею и в этом же месте эти действия называются именем таинств божественных. В том же веке у св. Зинона, епископа веронийского († 260), читаем: «Любовь супружеская двух людей чрез достоуважаемое таинство (т. е. чрез священнодействие брака) сочетавает в плоть едину“ 2 . В IV веке св. И. Златоуст, восставая против срамных песней и празднований, бывающих обыкновенно при браках, говорит: «Зачем опозориваешь всенародно честные таинства брака (τ σεμν το γμου μυστρια) 3 ?“ Далее тот же вселенский учитель утверждает, что супруги «соединяются благодатиею Божиею» (π τς το Θεο οπς) 4 , сообщаемою, конечно, чрез священнодействие брака, так как брачный союз не заключает в себе знаменья и силы благодатного освященья, не сообщает никакой благодати под внешним знаком. В XII веке Феодор Вальсамон, великий канонист восточной церкви, со священническим благословением брака (γαμικ ερολογα) соединяет значенье брака, как таинства 5 . У нас в «Пространном христианском катехизисе» значится: «Брак есть таинство, в котором... благословляется супружеский союз, во образ духовного союза Христа с церковью, и испрашивается благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей».

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

ТАИНСТВА ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Введение Церковь на земле – средоточие истинной духовной жизни, святыни, правды Божией, премудрости, силы, мира, свободы. Церковь – общество спасаемых, святое и таинственное соединение душ праведных, отошедших к Богу и уже царствующих на небесах, и людей православно верующих, смиренно и радостно несущих крест свой в земной жизни. Они соединены воедино Главою Церкви – Господом нашим Иисусом Христом, а Дух Святой одушевляет, освящает и укрепляет этот союз. Установления, обряды и обычаи Православной Церкви существуют изволением Главы ее – Господа Иисуса Христа и ее Кормчего – Духа Святого. Спаситель, раскрыв в евангельском учении тайну Своих Страстей и Воскресения, даровал возможность созерцать духовные сокровища Церкви, положив в основание ее семь Таинств. По словам Священного Писания, «Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь» ( Притч. 9, 1 ). Святой Симеон, архиепископ Солунский († 1429), так говорит о семи Таинствах Церкви Христовой: «Семь даров Святого Духа, – говорит Исаия; семь и Таинств церковных, совершаемых Духом Святым; Таинства сии суть: Крещение, Миропомáзание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение ». Церковь принимает человека уже от лона матери, и два Таинства приближаются к самой колыбели – одно возрождающее, другое утверждающее – Крещение и Миропомазание. Они, приняв младенца, возвещают, что новорожденному нужны еще иные родители, иные воспитатели, не только по плоти, но и по духу, не только для мира, но и для Христа. Третье Божественное Таинство – Причащение духовно питает и напояет человека, ибо сказал Господь: «Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин. 6, 55, 56 ). Но младенец растет, и вместе с годами развиваются страсти от злоупотребления свободой воли, дарованной ему Господом, и козней лукавого. Тогда Церковь призывает опять человека на путь добродетели, предлагая ему четвертое Таинство – Покаяние. Оно, подобно Крещению, омывшему его от греха Адамова, очищает человека перед Богом от грехов, соделанных им в жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Часть III. О святых Таинствах 1. О Таинстве Крещения 601. Почему люди бывают крещены? Люди бывают крещены, 1. чтобы они соединились со Христом и стали членами Его Тела, 2. для достижения очищения от всех грехов и получения благодати Божией, 3. для того, чтобы люди стали способными к новой, святой жизни. 602. От какого греха очищаются в Таинстве Крещения души младенцев? Души младенцев очищаются в Таинстве Крещения от наследственного греха, так как иных грехов они не имеют. 603. Как совершается Таинство Крещения? Оно совершается так, что священник погружает крещаемого трижды в воду и при этом говорит: «Крещается раб Божий (раба Божия) во имя Отца – аминь, и Сына – аминь, и Святаго Духа – аминь,» причем произносит имя, которое дается крещаемому. 604. Что сказал Господь наш Иисус Христос апостолам, когда устанавливал Таинство Крещения? Когда Господь наш Иисус Христос устанавливал Таинство Крещения, Он сказал апостолам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что я поведал вам» ( Матф. 28, 19–20 ). 605. Необходимо ли для человека Таинство Крещения? Таинство Крещения для человека совершенно необходимо, так как без него мы не могли бы достичь спасения и приступать к остальным Таинствам. 606. Что сказал Христос о необходимости Таинства Крещения? О необходимости Таинства Крещения Христос сказал: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие» (Иоанн 3, 5). 607. Относятся ли эти слова к Таинству Крещения? Эти слова Иисуса Христа относятся к Таинству Крещения, ибо так, согласно установленному преданию, всегда были они понимаемы в Церкви. 608. Что при Таинстве Крещения требуется от человека, который уже не является ребенком? От человека, который уже не является ребенком, при Таинстве Крещения требуется: 1. вера в Господа нашего Иисуса Христа, как в Бога, 2. покаяние, 3. отречение от сатаны и от всех дел его и всей гордыни его. 609. Говорил ли Христос о необходимости веры при Таинстве Крещения? О необходимости веры при Св. Крещении Христос говорил, а именно в следующих словах: «Кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Марк 16, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Часть вторая. О церковном устройстве Устройство вероисповедных обществ и христианских церквей утверждается на основании вероисповедных начал и народно-государственных законов. А так как вероисповедные начала не одинаковы, то и учение об устройстве каждой самостоятельной церкви необходимы выделить в особый отдел. Отдел первый. Устройство православной церкви Православную церковь , со стороны её устройства, можно рассматривать как общество и как учреждение. Как общество, православная церковь состоит из отдельных лиц, принадлежащих к ней в качестве её членов, и из соединения членов общин более или менее сложных. Но так как церковь, как общество, без учреждений немыслима, то ясно, что в устройстве церкви видное место занимают установления или учреждения, около которых группируются соединения членов. Поэтому и самое учерние оеё устройстве распадается на две части: учение о личном составе православной церкви и учение об учреждениях, из которых слагается общественное устройство церкви. Глава I. Личный состав православной церкви Членами церкви могут быть лица обоего пола, различного возраста, которые ищут в единении с ней правильного религиозного развития или спасения («спасение» надо понимать, как правильное развитие созданным по образу Божию человеком своей индивидуальной духовной и телесной природы согласно с законами, данными Творцом). А. Способы вступления в члены православной церкви следующие 1) таинство крещения, 2) таинство миропомазания и 3) обряд присоединения. Различие это зависит от того вероисповедания, к которому принадлежит желающий вступить в число членов православной церкви. I. Через крещение вступают: а) новорождённые младенцы и б) возрастные. а) Из младенцев входят в состав членов православной церкви: 1) Дети православных родителей. По действующему праву православные родители должны крестить и воспитывать своих детей по чину православной церкви. Время крещения не определено. Правила церкви указывают первые 8 дней жизни ребенка, но не налагают взыскания за несоблюдение этого срока.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

161. Слово в день священнаго венчания и помазания на царство Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича всея России (Говорено в Успенском Соборе Августа 22; напечатано отдельно, в Моск. Губ. Ведомостях и в собраниях 1844 и 1848 гг.) 1842 год Да разумеваем друг друга в поощрении любве и добрых дел, не оставляюще собрания своего, якоже есть неким обычай, но друг друга подвизающе. ( Евр. Х. 24–25 ). Праздник Царскаго помазания и Царскаго венца празднуем, сынове России. Достойно и праведно празднуем. Это праздник Государя, торжествуемый верностию и любовию подданных, и вместе праздник Государства, веселящагося о своем благе. Потому что, хотя Царское помазание и венец предоставлены единому Царю, но не для Него единаго. Не входя в испытание, каким образом с видимым помазанием соединено преподание даров духовных (потому что таинство должно всегда оставаться таинством, и следственно пребывать недоступным изъяснению); – можем однако позволить себе указание на ту символическую черту тайнодействия, что как от простаго помазания благовонною мастию одного человека, многим окружающим сообщается ощущение благоухания; так от таинственнаго миропомазания Царя животворное благоухание распространяется на все царство. Подобным образом и Царский венец не только главу Царя увенчавает, но увенчавает с тем вместе и благоустройство, и благосостояние, и благолепие царства. Так должно быть, по намерению Провидения: так и есть с нами, Россияне, по благости Провидения, и по доблести Благочестивейшаго самодержца. Но когда празднующая мысль приступает ближе к предмету празднования, чтобы возвеселиться созерцанием Его величия; когда разсматривает, как державный ум проходит по всему огромному составу Государства, объемлет вниманием и разнообразным попечением жизнь, безопасность, довольство, нравы, просвещение, верование миллионов народа, чтобы повсюду добро насаждать, возращать, охранять, зло пресекать, отвращать, предупреждать, необразованное образовать, несовершенное усовершать, поврежденное исправлять, и для сего по временам изрекает новые, или дополняет прежние законы, непрестанно движет многочисленныя пружины управления, бдит над правосудием, зиждет и одушевляет воинство; как Он проницательные и дальновидные взоры простирает далее пределов своего, в иныя царства, дабы отвсюду ограждать и утверждать мир, приобретать и поддерживать добрых союзников, подавлять семена раздоров, браней и крамол, обезоруживать зависть, высматривать обще-полезное, и усвоять, открывать вдали крадущееся влияние какой нибудь иноземной заразы, и преграждать ему стези: при таких помышлениях о подвигах Царя, к радости о Нем присоединяется и удивление, и забота любви. Сколько бремен, к облегчению всех нас, несут одне державныя рамена! О если бы и мы взаимно могли как нибудь споспешествовать облегчению оных!

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010