с 30.08.1814 – Мцхетская, Тифлисская и Карталинская, Грузинский Экзархат; с 28.12.1818 – Карталинская и Кахетинская, Грузинский Экзархат; с 13.08.1917 – Тифлисская и Бакинская, Кавказский Экзархат. Викарные кафедры: Горийская, Владикавказская, Алавердская, Эриванская, Кахетинская, Елизаветпольская, Сухумская. 08.07.1811 14.05.1817 14.05.1817 19.07.1821 01.10.1821 05.03.1832 12.03.1832 13.07.1834 01.09.1834 12.11.1844 12.11.1844 01.03.1858 Исидор Никольский 01.03.1858 08.12.1877 Евсевий Ильинский 08.12.1877 27.06.1882 Иоанникий Руднев 06.07.1882 29.09.1887 Павел Лебедев 29.09.1887 18.10.1892 Палладий Раев-Писарев 18.10.1892 21.02.1898 21.02.1898 10.11.1901 Флавиан Городецкий 10.11.1901 01.07.1905 01.07.1905 09.06.1906 Николай Налимов 09.06.1906 28.05.1908 07.12.1909 09.09.1913 в/у Пимен Пегов 09.09.1913 04.10.1913 04.10.1913 20.05.1914 20.05.1914 26.06.1914 26.06.1914 23.11.1915 Питирим Окнов 05.12.1915 09(22)02.1918 19.03(01.04)1918 04.1920 Гудаутская, обн. Основана в 1925 г. Именование -по г. Гудаута (Абхазская АССР). Сухумское (Абхазское) викариатство. Упразднена в 1926 г. 1925 Нил Ушаков 1257 Последний католикос – Антоний I (царевич Мцхетский и всея Грузии). «...Положение его среди русских иерархов по договору России с Грузией было невысоко: он «состоял местом в числе российских архиереев в 8-й степени, именно после Тобольского, хотя получил навсегда звание члена Святейшего Синода (8 артикул договора, заключенного между Россией и Грузией в г. Георгиевске, 24 июня 1783 года)...» (ЦВ. 1901. 2). 1258 Бывший архиепископ Ахтальский. В 1801–1808 гг. – член Святейшего Синода, с 08.07.1811 – митрополит Мцхетский. Вторая дата – определение на покой. 14.05.1817–09.02.1825 – присутствующий в Святейшем Синоде, затем – управляющий Московским Даниловским монастырем, где и скончался 18.12.1830. 1260 Митрополит с 22.08.1828. Вторая дата – увольнение с введением в Св. Синод. Скончался 22.06.1849. 1271 С титулом: Тифлисский и Бакинский; местопребывание – в г. Баку (см. Приложение 6. С. 867). Экзарх Кавказский. Сохранился документ, отразивший сложное положение в Экзархате, нуждавшегося в мудром и энергичном иерархе, каковым был митрополит Кирилл. Это телеграмма от 14(27)06.1918, адресованная сщмч. архиепископу Митрофану (Краснопольскому) в Астрахань: «Сообщите митрополиту Кириллу, что он избран на Нижегородскую кафедру, но благо Церкви требует ныне его пребывания на Кавказе. Ожидаю его ответа. Патриарх Тихон» (РГИА ф. 831, оп. 1, д. 46, л. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Б. издал «Материалы для биографии Иннокентия (Борисова), архиеп. Херсонского» (СПб., 1884-1887. 2 т.), «Материалы для биографии Московского митр. Филарета» (СПб., 1882), переписку архим. Фотия (Спасского) и кн. А. Н. Голицына и др. Ряд статей и некрологов Б. посвятил различным церковным деятелям: митр. сщмч. Арсению (Мацеевичу) , Московскому митр. Макарию (Булгакову) , прот. Г. П. Павскому , прот. И. В. Васильеву и др. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 168. 1887 г. 496; Оп. 170. 1889. 473 [об увольнении Б. из СПбДА]; Ф. 802. Оп. 10. 1898. 28. Л. 59-61; РНБ ОР. Ф. 120. Оп. 1. 339 [письма А. Ф. Бычкову]; Ф. 391. 378 [письма А. А. Краевскому]; Ф. 593. 133 [письмо Н. В. Покровскому]; Ф. 874. Оп. 1. 7, 10, 14, 21, 48, 76 [письма С. Н. Шубинскому]; ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1. 363 [формулярный список]. Соч.: Русский простонародный мистицизм. СПб., 1869; Духовные стихи (роспевцы) секты людей Божиих//Зап. отдела этнографии имп. Географического об-ва. СПб., 1871. Кн. 4; Иоанн (Соколов), еп. Смоленский как проповедник//ХЧ. 1872. Т. 3. С. 420-440; Конспект лекций по кафедре гомилетики. СПб., 1874; Конспект лекций по истории русского проповедничества. СПб., 1874; Митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич) и дело об отобрании церковных имений в 1762-1763 гг.//РС. 1876. 4. С. 721-756; Конспект лекций по пастырскому богословию и гомилетике. СПб., 1878; Исторические, критические и полемические опыты. СПб., 1879; Князь А. Н. Голицын и архим. Фотий//РС. 1882. 3. С. 765-775; Митрополит Московский Макарий (Булгаков)//Там же. 1883. 6. С. 669-680; Как пишут критику в «Православном обозрении». СПб., 1886; Лекции по гомилетике. СПб., 1886; Лекции по истории проповедничества и гомилетики. СПб., 1886; Письма Иннокентия, архиеп. Херсонского и Таврического, к разным лицам//ХЧ. 1886. Т. 1. С. 226-248; Св. Ефрем Сирин как проповедник//Там же. С. 732-770; Григорий Богослов как проповедник//Там же. Т. 2. С. 731-760; Лекции по патристике. СПб., 1887; Лекции по православной христианской гомилетике. СПб., 1889; О возможных улучшениях в современной нашей церковной проповеди//ХЧ. 1894. Т. 1. С. 171-188; Несколько исследований исторических и рассуждений о вопросах современных. СПб., 1899 [полн. список тр. Б. см.: Родосский. Словарь студентов СПбДА. С. 34-40].

http://pravenc.ru/text/77608.html

Стремление к ограничению власти архиепископа Новгородского и предоставление большей свободы клиру псковских храмов, по мнению Н., привело к тому, что по Болотовскому договору ранее назначавшийся из окружения архиепископа владычный наместник теперь выбирался из псковичей. Считал положение духовенства в Пскове прямо противоположным его положению в Новгороде, т. к. в Новгороде оно «терялось в тени от блеска владыки», тогда как в Пскове выходило на первый план, общественные постановления скреплялись благословением «всего Божия священства». Анализируя внутригородскую организацию духовенства в Пскове, выделил принцип его распределения по соборам (к 1471 их насчитывалось 6: Троицкий, Софийский, Никольский, Спасский, Похвалы Пресв. Богородицы, Входо-Иерусалимский), к к-рым тяготело духовенство пригородов и сельское духовенство Псковской республики. По мнению Н., распределение по соборам напоминало деление города на концы. Падение авторитета духовенства в Пскове во 2-й пол. XV в. Н. связывал с симонией церковных мест. Автор ряда статей, посвященных проблемам истории Великого княжества Литовского (Кто такой был Гедимин?//РС. 1871. Т. 4. 8. С. 162-166), истории Сибири (Заметка о происхождении имени Ермак//ЖМНП. 1882. Ч. 221. Май. Отд. 2. С. 135-138), системе рус. мер (К вопросу о мерах в Др. Руси//Там же. 1894. Ч. 292. Апр. Отд. 2. С. 373-420). Принимал активное участие в работе Киевского (1874), Тифлисского (1881) и Одесского (1884) археологических съездов. Награжден орденами св. Анны 3-й степени (1873) и св. Станислава 2-й степени (1881). Похоронен в Варшаве на Вольском кладбище. Лит.: Барсов Н. А. И. Никитский: [Некр.]//ЖМНП. 1886. Ч. 248. Дек. Совр. летопись. С. 89-94; А. И. Никитский: [Некр.]//ИВ. 1887. Т. 27. 1. С. 237-238; А. И. Никитский: [Некр.]//РС. 1887. Т. 55. 7. С. 137-138; [П. У.] А. И. Никитский: [Некр.]//Там же. С. 139-142; Юрченко П. А. И. Никитский//Там же. 1887. Т. 56. 10. С. 70; Гусев П. Л. А. И. Никитский//Сб. Новгородского об-ва любителей древности. 1911. Вып. 5. С. 1-5. Н. Н. Жервэ Рубрики: Ключевые слова: АКСАКОВ Константин Сергеевич (1817-1860), писатель, лит. критик, публицист и историк, один из главных теоретиков славянофильства АЛЕКСЕЕВ Леонид Васильевич (род. в 1921), историк-археолог, специалист по истории и культуре Зап. Руси, д-р исторических наук

http://pravenc.ru/text/2565434.html

М. Зиоров написал по курсу В. О. Ключевского реферат «О Земских Соборах в России», за канд. соч. «О католицизме и протестантизме и их влиянии на цивилизацию западно-европейских народов» он получил отлично у проф. Д. Ф. Касицына. По воспоминаниям, Горский советовал ему писать магист. диссертацию. Касицын предложил тему «О янсенизме» и обещал снабдить «надлежащими выписками» из соч. «Августинус» Корнелия Янсения , к-рое планировал найти в европ. б-ках. Горский рекомендовал исследовать историю Утрехтской Церкви как основу возникшего старокатолицизма, Тридентский собор , богословие Луиса де Молины, времена блж. Августина и ересиарха Пелагия . «Со смертию о. ректора (с 11 на 12-е окт. 1875) закончился период славы и величия Московской Духовной Академии, Филаретовского периода!» (Там же. С. 24). Когда Касицын сообщил Н. о безрезультатности поисков сочинения Янсения в Риме и в Женеве, Н., бывший к тому времени уже преподавателем Рязанской ДС, «бросил все написанное в горевшую печь» (Там же. С. 24). 10 окт. 1875 г. М. Зиоров стал учителем Свящ. Писания, затем гражданской истории Рязанской ДС. По отзыву В. М. Скворцова , выпускника этой семинарии (1880), он был выдающимся учителем, любимым учениками, произносил «яркие, живые, полные захватывающего содержания лекции и речи при мастерском произношении», отличался «профессорской» начитанностью и эрудицией, обоснованностью суждений «в духе школы любимых московских профессоров Горского и Голубинского Феодора» и оказал «огромное развивающее и воспитывающее влияние на учеников» (Памяти высокопреосв. Николая. 1916. С. 4), в т. ч. и на будущих ректора Московского ун-та М. К. Любавского, проф. Киевского ун-та прот. П. Я. Светлова (1882), проф. МДА А. П. Шостьина (1881). Также в числе воспитанников Н. были будущие проф. МДА М. М. Тареев (1887) и проф. СПбДА Д. П. Миртов (1887). По признанию Н., в Рязани он «впервые узнал дух истинно-русского человека и научился любить все русское так, как прежде и не думал!» (Несколько поучений и речей. 1898. С. 78). Сохранились 2 его речи этого периода - перед панихидой по историку С. М. Соловьёву, отслуженной ректором прот. В. И. Гаретовским 7 окт. 1879 г., и при прощании с воспитанниками семинарии (Там же. С. 67-75, 76-81).

http://pravenc.ru/text/2565980.html

В сент. 1901 г. по инициативе игум. Клеопатры в обители была открыта церковноприходская школа с бесплатным обучением девочек из бедного сословия. Преподавались все предметы, предусмотренные общими программами. Ученицам давались и навыки к.-н. ремесла. 2 нояб. 1917 г. школа перешла в ведение Киевского городского общественного правления. Настоятельницы и сестры Первой начальницей общины стала прибывшая из новгородского Десятинного в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыря рясофорная послушница Евпраксия (Лебедева; 1837-1915). 1 апр. 1878 г. она приняла постриг с именем Евфалия, 10 апр. 1878 г. утверждена Киевской духовной консисторией, 8 мая 1886 г. Киевским митр. Платоном (Городецким) возведена в сан игумении, 9 апр. 1891 г. награждена наперсным крестом. С авг. 1878 г. ее ближайшей помощницей являлась бывш. насельница вышневолоцкого в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-ря казначея Мария Ивановна Иванова, 9 июня 1884 г. постриженная в монашество с именем Исидора. К нач. 80-х гг. XIX в. из Десятинного мон-ря в Киев переехали еще неск. сестер, в т. ч. позже принявшие в К. м. монашеский постриг Евстолия (Чмырева) и Евпраксия (Саврасова), а также Агния Пономарёва, впосл. игум. Клеопатра, настоятельница К. м. В 1878 г. в обители проживало ок. 20 чел., в 1882 г.- ок. 70, к кон. 80-х гг. XIX в.- ок. 100, в т. ч. 4 монахини и 11 послушниц. В авг. 1887 г. 5 штатных послушниц подали игум. Евфалии прошения о пострижении в монашество. 15 сент. Киевская духовная консистория рассмотрела рапорт начальницы, но, учитывая, что уставом подобных общин Российской империи не предусматривался монашеский постриг, запросила разрешение Святейшего Синода по данному вопросу. После того как 22 дек. 1887 г. Синод отказал игум. Евфалии в постриге сестер, она безуспешно пыталась инициировать преобразование общины в общежительный мон-рь. В дек. 1891 г. игум. Евфалия была переведена в лебедянский во имя свт. Николая Чудотворца монастырь Чигиринского у. Киевской губ., и 31 янв. 1892 г. обитель возглавила мон. Клеопатра (Пономарёва; 1849-1913). Впосл. обе настоятельницы неоднократно встречались и переписывались. 28 нояб. 1900 г. мон. Клеопатра подала в Синод прошение о придании Введенской общине статуса мон-ря. Решением Синода от 30 апр. 1901 г. община была преобразована в общежительный нештатный жен. мон-рь. 27 мая в К. м. состоялись торжества по случаю получения обителью монастырского статуса, к-рые возглавил митр. Киевский Феогност (Лебедев) . 29 мая 1901 г. Киевский митрополит возвел мон. Клеопатру в сан игумении. К 1913 г. в К. м. проживало 107 сестер, в т. ч. игумения, 17 монахинь и 79 послушниц. 9 нояб. 1913 г. К. м. возглавила постриженица Введенской общины игум. Феофания (Шишова; † 1926), а казначеей вскоре стала мон. Евфрасия (Ткаченкова). В 1918 г. в обители подвизалось 137 насельниц, в т. ч. схимонахиня и 35 монахинь.

http://pravenc.ru/text/1684547.html

Католич. духовенство Минского еп-ства, в основном польское, активно поддержало польские восстания (1830-1831 и 1863-1864). После 1-го польского восстания из 35 мон-рей Минского епископства 12 были закрыты за оказание помощи мятежникам. У 10 обителей конфисковали земельные и другие владения, что создало условия для их последующего расформирования. С кон. 1839 до 1852 г. Минская кафедра оставалась вакантной. В 1842 г. из Могилёва в Минск была перенесена т. н. митрополичья ДС, насчитывавшая 40 учеников; она действовала в Минске до перевода в С.-Петербург в 1879 г. Занимавший с 1853 г. Минскую кафедру еп. Адам Войткевич после 2-го польск. восстания осудил репрессии российских властей против мятежников и поддержавшего их католич. духовенства, что стало причиной его конфликта с генерал-губернатором Северо-Западного края А. Л. Потаповым. В июне 1866 г. генерал-губернатор Северо-Западного края К. П. Кауфман подготовил проект упразднения католич. Минского еп-ства. К этому времени в диоцезе действовали 9 деканатов, 55 приходских и 24 филиальных церкви, 141 часовня, 9 мужских и 4 женских мон-ря. По указу имп. Александра II от 27 июля 1869 г. католический Минский диоцез прекратил существование и вошел в состав католич. Виленского еп-ства, тогда же Войткевич покинул Минск и переехал в Вильну, где вскоре умер. Все католические обители в 1866-1873 гг. были упразднены, последним закрыт в 1873 г. мон-рь доминиканцев в Несвиже. В 1869-1880 гг. бывш. Минским еп-ством руководили администратор Виленского еп-ства Петр Жилинский и апостольские визитаторы для деканатов бывш. Минского диоцеза Фердинанд Сенчковский и Ян Юргелевич. В 1882 г. кард. Мариано Рамполла (гос. секретарь Папского престола в 1887-1903) обвинил Жилинского в самовольном управлении Минским диоцезом. Данный факт свидетельствует о том, что папа Римский не признавал упразднения католического Минского еп-ства. После подписания в 1882 г. конкордата Папского престола с Российской империей бывш. Минское еп-ство перешло под управление апостольского администратора, им стал Антоний Фиалковский, «архиепископ-митрополит Могилёвский всех в Российской империи римско-католических церквей» (1872-1883), имевший резиденцию в С.-Петербурге.

http://pravenc.ru/text/2563296.html

Сулоцкий А. И., протоиерей. Тобольские и томские архипастыри, или Краткая История Тобольской и Томской епархии. – Омск, 1881. Сулоцкий А. И., протоиерей. Забота Павла, митрополита Тобольского и Сибирского об утверждении христианства в своей епархии//Миссионер. – 1873, 34. Сулоцкий А. И., протоиерей. Описание краткое всех церквей, существующих в г. Тобольске, и пространное Тобольского Софийского собора. – М., 1852. Сулоцкий А. И., протоиерей. Краткая история Тобольской и Томской епархии//Иркутские епархиальные ведомости. – 1881. Абрамов Н. А. Тобольские пожары//Тобольские губернские ведомости. – 1857, 14. Абрамов Н. А. Материалы для истории христианского просвещения Сибири, со времени покорения ее в 1581 году до начала XIX столетия//Журнал Министерства народного просвещения. – СПб., 1854, 2, 3. – С. 15–56. Абрамов Н. А. Павел первый, митрополит Сибирский и Тобольский//Странник. – СПб., 1867, 10, октябрь. Абрамов Н. А. Павел первый, митрополит Сибирский и Тобольский//Тобольские епархиальные ведомости. – 1859, 23–24. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 6. – С. 413. Сырцов И. Я., протоиерей. Самосожигательство сибирских старообрядцев в XVII и XVIII столетии//Тобольские епархиальные ведомости. – 1887, 13. Недоседов А. Павел I, митрополит Сибирский и Тобольский//Тобольские епархиальные ведомости. – 1888, 13–14. – С. 274. Словцов П. А. Историческое обозрение Сибири: в 2 т. – 2-е изд. – СПб., 1886. Щеглов И. В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири 1032– 1882 гг. – Иркутск, 1883. Строев П. М. Выходы государей, царей и великих князей Михаила Феодоровича, Алексия Михаиловича, Феодора Алексиевича, всея Русии самодержцев (с 1632 по 1682 г.). – М., 1844. – С. 660, 661. Андриевич В. К. История Сибири. – СПб., 1889, ч. 2. – С. 23, 235, 328, 331–335. Бычков А. Ф. Описание церковно-славянских и русских рукописных сборников Императорской публичной библиотеки. – СПб., 1882. – С. 355. Востоков А. X. Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музея, составленное Александром Востоковым. – СПб., 1842. – С. 440.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Церковь находилась на месте нынешнего кладбища. На дороге в церковь стояла кирпичная арка с воротами, на ней висела икона. Вход в саму церковь был широкий, к нему вели очень высокие ступени. Двенадцать деревень вокруг Бессонова относились к приходу церкви Знамения. Батюшка жил здесь же, в Бессонове. Священник Михаил Николаевич Барсов, окончил курс в Смоленской духовной семинарии в 1861 году со степенью студента. В 1863 году определен наставником Выдринского приходского сельского училища Пореченского уезда. 10 октября 1865 года преосвященным Антонием Епископом Смоленским и Дорогобужским рукоположен во священники села Ларина. В 1877 году вследствие прошения его, переведен в село Безсоново Вяземского уезда (СЕВ. за 1889 г. с. 758). В 1882 году был награжден набедренником (СЕВ. за 1882 г. с.47). Священник Александр Петрович Куркин, 1863 года рождения, окончил духовную семинарию, священник в этом селе с 1887 года, награжден скуфьею в 1896 году, жалованье получал 90 руб. Псаломщик Илья Петрович Зыков, 1860 года рождения, окончил духовное училище, в должности в этом селе с 1880 года, в стих. посвящен, жалованье получал 36 руб. (СЕВ. за 1898г. с.175). Последним священником был поп по фамилии Оглоблин. Его прислали уже в советские времена (в 1930-е гг.), перед самым закрытием церкви. Он сменил батюшку Александра, который пользовался большим уважением сельских жителей. Оглоблин же, как своим внешним видом, так и тем, что не соблюдал постов, вызывал подозрение у прихожан, что он не настоящий, а «советский поп». Бессоновскую церковь хорошо помнят местные старожилы. Не только потому, что вся жизнь крестьянина была связана с православными церковными обрядами, но и потому, что приблизительно в 1934 году церковь закрыли, а в её помещении разместили школу-семилетку, в которой им довелось учиться перед войной. Закрывали школу латыши, обосновавшиеся в Бессоново, – члены коммуны «Латышский стрелок». У латышей сложились непростые, напряжённые отношения с местными жителями. Закрытие церкви усугубило конфликт. Существует зловещая легенда о том, как Бог покарал латыша Шимкуса (Шинкута?), сбрасывавшего колокол с церкви. Рассказывают, что никто из местных жителей, прихожан, не хотел принимать участие в закрытии церкви. Снять двадцатипудовый колокол вызвался латыш Шимкус. Но он не рассчитал своих сил, сорвался с огромной высоты, упал вместе с колоколом и был им раздавлен. От удара колокола о землю образовалась глубокая воронка, которая вобрала в себя и Шимкуса, и колокол. Якобы пытались потом его вытащить, но не смогли достать. Утверждается, что так и остался там лежать Шимкус вместе с колоколом, нагоняя страх и ужас на учащихся школы.

http://sobory.ru/article/?object=39372

С 28.03(10.04)1970 – автокефальная Православная Церковь в Америке. Одновременно создано управление Патриаршими приходами в Америке. В 1970–1987 гг. приходы в США «временно» входили в единое Управление Патриарших приходов в Канаде и в США. Местопребывание – в Свято-Николаевском соборе в г. Нью-Йорк. Именовалась: Кадьякская; с 01.12.1840 – Камчатская и Алеутская; с 11.01.1858 – Новоархангельская и Алеутская; с 12.01.1870 (по др., 10.06.1870) – Алеутская и Аляскинская; с 1900 г. – Алеутская и Североамериканская; с 1907 г. – «Русская Православная Греко-Кафолическая Церковь в Северной Америке под юрисдикцией священноначалия от Церкви Российской» (по решению Первого собора Алеутской и Северо-Американской епархии в Нью-Йорке в 1907 г. под председательством Патриарха Св. Тихона; также именуется в докладе архиепископа Евдокима (Мещерского) от 06(19)09.1918 [РГИА ф. 831, оп. 1, д. 62, л. 66]); с 17(30)11.1918 – Северо-Американская и Нью-Йоркская (Определение Св. Синода и Патриарха Св. Тихона – РГИА ф. 831, оп. 1, д. 62, л. 71); с 09(22)09.1933 – Экзархат Московского Патриархата в Америке; с 18(31)10.1947 – Экзархат Московского Патриархата в Северной и Южной Америке. Викарные кафедры: Аляскинская, Бруклинская, Ситхинская, Канадская, Питтсбургская. Та же последовательность иерархов, что и в списке, составленном M. Е. Губониным (в 1970 г.), наблюдается и в списке иерархов Православной Америки на официальном веб-сайте Патриарших приходов в США (www. russianchurchusa.org; 2005 г.). Это безусловное свидетельство единства представлений об эволюции американской епархии и преемства ее иерархов у выдающегося историка Русской Православной Церкви сер. XX в. и официальных историков Русской Православной Церкви нач. XXI в. 10.04.1799 05.1799 15.12.1840 29.03.1859 09.11.1866 Петр Екатериновский 09.11.1866 10.06.1870 Павел Попов 05.07.1870 12.04.1877 17.12.1878 30.06.1882 20.12.1887 08.06.1891 Владимир Соколовский-Автономов 08.06.1891 07.09.1891 29.09.1891 14.09.1898 Николай II Зиоров 14.09.1898

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обширно благочинническое служение отца Михаила, так, 31 мая 1874 года по выбору духовенства города Саратова и определению (10 июня) епархиального начальства он на первое трехлетие занял должность благочинного саратовских городских церквей, а по предложению епископа Саратовского и Царицынского Тихона (Покровского) 10 сентября 1875 года утвержден благочинным Александро-Невского кафедрального собора. Служение это он нес подряд двенадцать лет и за это 3 февраля 1887 года был награжден орденом Святой Анны III степени. Помимо этого, определением епархиального начальства, изложенным в указе консистории от 25 октября 1883 года, был назначен благочинным домовых церквей города Саратова - эту должность он исправлял свыше четверти века - вплоть до самой кончины. Перечислим также другие обязанности отца Михаила. 16 июня 1875 года он был избран действительным членом Саратовского губернского статистического комитета. В 1879 году по выбору общего собрания Братства Святого Креста был утвержден и некоторое время был председателем Совета Братства Святого Креста, а впоследствии до конца жизни был членом его Совета. 21 апреля 1876 года назначен председателем комитета по устройству религиозно-нравственных чтений для народа, в каковой должности состоял почти 10 лет - по 16 ноября 1885 года. По назначению архиерея состоял экзаменатором кандидатов священства и регулярно произносил проповеди в кафедральном Александро-Невском соборе Саратова. Значимой сферой его деятельности как выпускника и преподавателя саратовской духовной школы стало время с 1882 по сентябрь 1885 года, когда по избранию духовенства и утверждению архиереем отец Михаил состоял председателем Строительного комитета по возведению нового здания Саратовской православной семинарии. В 1885 году учебное заведение переехало в это здание, построенное на углу Александровской (Горького) и Малой Сергиевской (Мичурина) улиц, где находится и поныне. Отец Михаил был пожизненным членом общества «вспомоществования недостаточным воспитанникам» семинарии.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010