Ste-phani, Thesaurus graecae linguae. Paris 1572 (5 томов); ed. tertia 1831 — 1865 (8 томов). Дополнением к нему являетсяЕ. A. Sophocles, Greek Lexicon of the Roman and Byzantine Periods. Ed. 3. New-York 1888. Специально церковный словарь для греческого языка составил Швейцер — J. С. Suicerus, Thesaurus ecclesiasticus е patribus graecis. Amstelodami 1682 (1728, 1738, 1746).    Для латинского языка имеется словарь также Дюканжа, переработанный и дополненный в последующее время другими учеными. Ducange, Glossarium ad scriptores mediae et infimae la-tinitatis. Paris 1678 (3 тома); ed. Henschel, Paris 1840—1850 (7 томов); ed. Favre, Paris 1882—1887 (10 томов). [В настоящее время издается с 1900 г. в Лейпциге общими усилиями западных ученых Thesaurus linguae latinae, в котором будет исчерпана и церковная латынь по VI век включительно. О церковной латыни ср. G. Koffmane, Geschichte des Kirchenlateins. I-II. Breslau 1879—1881.     География    О языке некоторых отдельных латинских церковных писателей имеются специальные исследования]. В последнее время при издании того или другого древнего автора прилагается обычно и пексикон особых употребляемых ими слов и характерных выражений. География.    Дальнейшая задача по отношению к памятникам, имеющим значение исторических источников, определить положение их с возможною точностью в пространстве и времени. Если рукопись не имеет заглавия или начала, то очень часто имя автора навсегда остается неизвестным; но можно попытаться определить, где и когда она появилась. Надежною опорою в таком случае, кроме прямых дат, могут служить имена собственные и полусобственные. При помощи указанных вспомогательных дисциплин, палеографии и филологии, мы можем определить время и место написания документа вообще. Но ни палеографические признаки, ни грамматика и лексикон не могут дать точного указания относительно частностей. Общие филологические пособия распространяются только на имена нарицательные (несобственные). Для определения же времени и места появления известного документа по собственным именам следует обратиться к другим пособиям, именно прежде всего к пособиям по географии вообще и в частности церковной географии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

715 Правосл. Собес. 1882 г. окт. кн. стр. 236. Тавр. еп. вед. 1872 г. 1 и 2 и 1875 г. 9 и 10. 716 Но есть между ними люди с наклонностью пропагандировать между православными особенности своего учения, таковы во Второприморском, днепровского уезда; рязанский выходец Яков Адютантов и местный крестьянин Игнатий Куценко. 717 О хлыстах – сочинения: профессора Добротворского: «Люди Божии – русская секта так называемых духовных христиан», изд. в 1869 г., и Реутского: «Люди Божии и скопцы», изд. в 1872 г. 721 Два из моих посланий, найденные мною в моих черновых бумагах, напечатаны здесь в приложении II. Одно жителям села Ссит-Ассан и Джанкой – напечатано в тавр. еп. ведом. 1883 г. 4. 724 О ревизии тавр. епарх. вед. 1886 г. 4. О воскресных практических за­нятиях – тавр. епарх. вед. 1884 г. 3, 1885 г. 16 и 1886 г. 4. – Замечательная была личность – начальница училища, молодая вдова, Алевтина Ивановна Гукова. Она с 16 лет всю жизнь свою посвятила службе на учебном поприще. Дочь потомствен­ного дворянина Сульжикова, она, по окончании полного курса наук в Полтавском училище I разряда, 15 августа 1866 г. поступила учительницею в кременчугскую женскую прогимназию и здесь служила по 15 июня 1869 г.; в ноябре того же года поступила преподавательницею истории, географии и естественной истории в таганрог­скую женскую гимназию, где и оставалась по сентябрь 1873 г., а с сентября того же года по 1 марта 1883 г. была учительницею истории в ростовской, на Дону, гимназии и исполняла обязанности секретаря педагогического совета гимназии, и в том же году определена начальницею таврического женского училища; скончалась 9 февраля 1887 г., на 38 году от рождения. Таким образом она провела на службе 21 год. Она замечательна была высокими умственными и нравственными качествами: ее свет­лый ум имел богатый запас многоразличных полезных сведений; она имела за­мечательный дар слова; она была остроумна, находчива, общительна, словоохотлива, при живом и веселом характере, и отличалась энергией и примерно-добросовест­ным исполнением служебных обязанностей; она учила детей не словом только, но и примером: своею высоко-нравственною жизнью, твердостью религиозным убеж­дением, трудолюбием, честностью, точностью и аккуратностью в исполнении обязанностей. А любовь ее к детям была беззаветная, истинно-материнская. Она и скон­чалась жертвою любви и самоотвержения, потому что во время матерински-участливого ухода за больной дифтеритом воспитанницею она и сама заразилась дифтеритом: умерла воспитанница, а вскоре за нею и начальница ее отошла в вечность.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Мещерский В.П. Дневник, 21 июня//Гражданин. 1891. 22 июня. N 171. С. 3. Ср.: . Хлебная монополия//Гражданин. 1892. 16 марта. N 76. С. 1. Эту идею " Гражданин " продолжал пропагандировать и в начале ХХ столетия (см., напр.: Шебакин Н. Центральные хлебные склады//Гражданин. 1903. 30 марта. N 26. С. 9-10). Дневник Мещерского для Александра III " О состоянии сельскохозяйственного кризиса " , [втор. пол. 1880-х гг.]//ГА РФ. Ф. 677. Оп. 1. Ед. хр. 116. Л. 47. Мещерский В.П. Теперь или ещё ждать?//Гражданин. 1882. 8 июля. N 54. С. 3. Наша железнодорожная политика//Гражданин. 1887. 15 декабря. N 76 (151). С. 1. Ср.: Мещерский В.П. Дневник, 9 августа//Гражданин. 1910. 15 августа. N 30. С. 10. . Казна и железные дороги//Гражданин. 1886. 2 марта. N 18. С. 2. Мещерский В.П. Дневник, 25 сентября//Гражданин. 1894. 29 сентября. N 268. С. 3. Кандауров Д.Д. Казённое земледелие//Гражданин. 1893. 3 февраля. N 34. С. 1-2. Леонтьев - В.В.Розанову, 30 июля 1891 г.//Леонтьев К.Н. Избранные письма (1854-1891). СПб., 1993. С. 582. См. также его статью " Епископ Никанор о вреде железных дорог, пара и вообще об опасностях слишком быстрого движения жизни " (Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство. С. 396-399. См.: Успенский Г.И. Письма с дороги//Собрание сочинений. Т. 7. М., 1957. С. 288-298. Даниельсон Н. Ф. Очерки нашего пореформенного общественного хозяйства//Народническая экономическая литература. М., 1958. С. 541-542. " Наверху хотели промышленности, но отнюдь не хотели капитализма, напротив, твёрдо намеревались бороться со всем тем, что неизбежно вырастало на его почве " , - делал вывод Ю.Б.Соловьёв, анализируя противоречия правительственной политики и идеологии конца XIX века. Попытки " подморозить " страну политически и " разогреть " экономически составляли, по его мнению, неразрешимую задачу (см.: Соловьёв Ю.Б. Указ. соч. С. 81-82). Мещерский - цесаревичу Александру, 3 августа 1869 г.//ГА РФ. Ф. 677. Оп. 1. Ед. хр. 895. Л. 106-106 об. Степанов М. Плутократия//Гражданин. 1873. 5 марта. N 10. С. 308-318.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

В. Вашкевича, напечатан. в 1885 г. по распоряжению Г-на Министра Внутренних дел «Ламаиты в Восточной Сибири» стран. 74. 4 Правосл. Обозр.1887 г. Март, стр.595, 597. В виду ожидаем. реформ в Сибири. М. А. Куплетского. 5 Жизненные Вопросы Православной Миссии в Сибири. Вениамина, архиеп. Иркутского. Изд. 1885 года, стр.:58–59. 6 Жизненные вопросы Прав. Миссии в Сибири. Вениамина, архиеп. Иркутск. Изд. 1885 года, стр: 61–62. 7 Жизненные вопросы Прав. Миссии в Сибири. Вениамина, архиеп. Иркутск. Изд. 1885 года, стр: 69–71. 8 Жизненные вопросы Прав. Миссии в Сибири. Вениамина, архиеп. Иркутск. Изд. 1885 года, стр: 71, 72,73 9 Ламаиты в Восточной Сибири. В. Вашкевича. Напеч. по распоряж. Министра Внутрен. Дел в 1885 году С.-Петербург. Типогр. Мин. Вн. Дел, стран.87. 10 Полицейских никаких мер никто и не предполагал, и они несвойственны православному Миссионерству. 11 Отношения Министра Внутренних Дел от 12 февраля 1867 года за 270 и 271 по Департаменту Иностранн. Исповеданий. 13 Ламаиты в Восточной Сибири. В. Вашкевича. Напеч. в Тип. Мин. Внутр. Дел, по распоряж. Министра Внутр. Дел в 1885 году стр. 89. 15 По словам Преосв. Вениамина у кочевых инородцев меньше повинностей чем у оседлых, а у бродячих их совсем нет. В торговле и промышленности для них устранены все препятствия и даны все удобства к исполнению различных их обязанностей. Также Ядрянцев, в своем сочинении: «Сибирь как колония» (1882 г. стр. 115–117) удостоверяет, что страх вымирания при изменении образа жизни и прежних промыслов «отталкивает инородцев от православия, где оно является синонимом оседлости». Ламаиты Восточной Сибири В. Вашкевича С.-Петербург 1885 г. стр.115. 16 Излагаемые мной в этой статье исторические факты и мнения представляют кратко и голо , только как живописные и поучительные картинки из недавнего прошлого и только для того, чтобы нижеследующие соображения не показались безосновательными; но интересный подобранный разбор этих фактов и мнений будет иметь место в общем, уже печатаемом, труде моем, излагающем и разбирающем отношение государственного правительства к православной миссии в Сибири.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕСИПОВ Есипов Григорий Васильевич (24.09.1812, Тула - 11.04.1899, С.-Петербург), историк. Из дворян Саратовской губ. Образование получил в пансионе при С.-Петербургском ун-те, после окончания к-рого с янв. 1831 г. служил канцелярским чиновником, затем помощником старшего цензора в Комитете иностранной цензуры. 2 июня 1834 г. произведен в титулярные советники, 9 июня 1836 г.- в коллежские асессоры. 27 янв. 1838 г. определен производителем дел в ученый комитет Мин-ва гос. имуществ, являлся помощником правителя дел в комитете, затем правителем дел. 10 янв. 1844 г. произведен в коллежские советники, исполнял должности начальника временного управления землями Симбирской губ. и старшего члена Межевой конторы, 26 июля 1847 г. произведен в статские советники. С 16 окт. 1848 по 14 янв. 1851 г. являлся председателем Казанской (затем Рязанской) палаты Гражданского суда. В 1852-1856 гг. чиновник особых поручений при председателе С.-Петербургского опекунского совета, в 1856-1864 гг. управляющий делами опеки по вверенным вел. кнг. Марии Николаевне благотворительным заведениям, 17 апр. 1857 г. произведен в действительные статские советники. В 1864 г. причислен к Мин-ву имп. двора, 4 июля 1882 г. назначен зав. общим архивом (в Москве и С.-Петербурге) мин-ва, был одним из создателей архива. Заслуги Е. отмечены орденами св. Анны 2-й (1855) и 1-й (1887) степени, св. Станислава 1-й степени (1868). Е. погребен в Москве на Ваганьковском кладбище. Лит. деятельность Е. началась с перевода (совм. с Мухановым) романа В. Гюго «Ганс Исландец» (СПб., 1833). В 1836 г. вместе с Д. Н. Толстым и М. А. Языковым издал «Сочинения» кн. А. Д. Кантемира. В 50-х гг. начал изучать исторические документы в архивах, гл. обр. по истории раскола (см. Старообрядчество ) и по эпохе Петра I. Наряду с С. М. Соловьёвым Е. стал 1-м исследователем, получившим доступ к материалам секретного отд-ния Московского архива старых дел (в т. ч. к документам Преображенского приказа, Тайной канцелярии, «делам с известным титулом»). Стимулировал начало описания документов секретного отд-ния, руководил описанием дел Сыскного приказа на 1-м этапе. Подготовил и опубликовал ряд документов, имевших общественный резонанс: «Собрание документов по делу царевича Алексея Петровича» (М., 1861), «Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел Преображенского приказа и Тайной розыскных дел канцелярии» (СПб., 1861-1863. 2 т.).

http://pravenc.ru/text/190247.html

2802       Олесницкий A.A. Святая Земля: Отчет о командировке в Палестину и прилегающие к ней страны, 1873–1874. Ч. 1–2. Κ., 1875, 1878. 2804       Олесницкий A.A. По вопросу о раскопках в 1883 году на русском месте в Иерусалиме//Зап. Имп. Рус. археологич. об-ва. 1887. Т. 2. С. 187–245. 2805       Басаргина Е.Ю. К истории проекта Палестинского комитета//Вспомогательные исторические дисциплины XXX: К 70-летию И.П. Медведева. СПб., 2007. С. 434–439. 2806       Императорское Православное Палестинское Общество. 1882–2007: История. Хроника. Современность. M., 2007; Крылов А., Сорокина Н. Императорское Православное Палестинское общество и отечественное востоковедение. M., 2007; Императорское Православное Палестинское общество: К 130-летию со дня основания. Международная научная конференция. Москва, 10 ноября 2011 г. M., 2012; Правосл. Палестин. сб. Вып. 108. К 130-летию Императорского Православного Палестинского общества. M., 2012; Khrushkova L. Prawosavne Towarzystwo Palestiskie//Encyklopedia Katolicka. T. XVI. Lublin, 2011. Kol. 153–154. 2807       Устав Русского археологического института в Константинополе. Одесса, 1894; Uspenskij F. Notes sur l’histoire des études byzantines en Russie//Byzantion. 1926. T. II. P. 1–53; Басаргина Е.Ю. Русский археологический институт в Константинополе: Очерки истории. СПб., 1999. 2809       Горянов Б.Т. Ф.И. Успенский и его значение в византиноведении: (К столетию со дня рождения: 1845–1945)//Виз. временник. 1947. Т. 1/26. С. 83–96; Басаргина Е.Ю. Ф.И. Успенский: обзор личного фонда//Архивы русских византинистов… С. 45–57; Khrushkova L. Uspenskij F.I.//PChA. Bd. II. S. 1259–1260. 2810       Успенский Ф.И. Константинопольский серальский кодекс восьмикнижия//Изв. РАИК. 1907. Т. XII. С. 1–255. 2811       Сюзюмов М.Я. Научное наследие Б.А. Панченко//Виз. временник. 1964. Т. 25. С. 32–52; Khrushkova L. Panczenko В.А.//Encyklopedia Katolicka. Т. XIV. Lublin, 2010. Kol. 393; Eadem. Pancenko A.//PChA. Bd. II. S. 986. 2812       Панченко Б.А. Рельефы из базилики Студия в Константинополе//Изв. РАИК. 1912. Т. XVI. 1–359. Эта монография посвящена только скульптурным плитам, полностью материалы раскопок не публиковались.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ист.: Филарет (Дроздов), митр. Письма к высочайшим особам и разным др. лицам. Тверь, 1888. Ч. 2. С. 185, 207, 210. Лит.: Присоединение к Православию аббата Гетте//Странник. 1862. 9. С. 381-382; Прощание высокопреосв. Леонтия, архиеп. Херсонского и Одесского, с подольской паствой. Каменец-Подольск, 1874; Гурьев В. В., прот. Архиеп. Леонтий на родине//Странник. 1880. Т. 3. 9/10. С. 117-126; Корженевский И., прот. История Холмско-Варшавской епархии со времени учреждения архиерейской кафедры в Варшаве до 1876 г. Варшава, 1881; Николаев А. И. Списки воспитанников, окончивших полный курс семинарских наук в Воронежской ДС за истекшее 100-летие. Воронеж, 1882. С. 290, 295-305; Список церквей, часовен, приходов и священнослужителей Холмско-Варшавской епархии с показанием местностей, составляющих приходы, числа прихожан и количества церк.-приходских земель. Варшава, 1882; Страшкевич Н. И., прот. Высокопреосв. Леонтий, архиеп. Холмский и Варшавский. Люблин, 1883. Вып. 1: Управление высокопреосв. Леонтия Подольской епархией. К., 1885. Вып. 2: Управление высокопреосв. Леонтия Херсонской епархией; он же. 25-летие служения высокопреосв. Леонтия, архиеп. Холмского и Варшавского. Варшава, 1887; он же. Посещение г. Холма высокопреосв. Леонтием, архиеп. Холмско-Варшавским, 1-9 сент. 1887 г. Варшава, 1887; Димитрий (Самбикин), архиеп. Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. Воронеж, 1884. Вып. 2. С. 176; 25-летие святительского служения высокопреосв. Леонтия. Варшава, 1885; Надеждин А. Н. История С.-Петербургской правосл. ДС с обзором общих узаконений и мероприятий по части семинарского устройства. СПб., 1885. С. 314-315, 370, 425-426, 429, 436; Юргевич В. Н. Ист. очерк 50-летия ООИД. Од., 1889. С. 72; Лебедев И. Н., свящ. Восп. о высокопреосв. Леонтии, архиеп. Холмско-Варшавском, в Подольском жен. уч-ще духовного ведомства. Каменец-Подольск, 1890; Прощание высокопреосв. Леонтия, митр. Московского и Коломенского, с холмско-варшавской паствой. М., 1892; Соколов В. А. Первое посещение Троицкой лавры и Академии высокопреосв.

http://pravenc.ru/text/2463521.html

Балановский. Стоик Эпиктет и его отношение к христианству. В. и Р. 1887 г., I. Знаменский И. Учение о Боге-Слове у восточных апологетов II в. Прав. Собесед. 1882 г., I. 74–89; 239–251; II, 312–345. Троицкий И. Е. Апологетическая деятельность древней Церкви и ее значение для настоящего премени. Христ. Чт. 1866, I. 422. Христиане и философы во II веке. Воскр. Чт. XXIV, 425. Чельцов И. В. Внешнее положение Церкви в обществе в первые три века христианства. Хр. Чт. 1859, II, 137. 211, 241. 321: 1860, I, 59. 327; II, 441. Чистович И. А. Об отношении между христианством и философией в первые три века христианской Церкви. Хр. Чт. 1859, II, 3. Скворцов К. И. Философия отцов и учителей Церкви в первые три века. Киев. 1868. Раскрытие догматических истин в писаниях апологетических. Чт. в Общ. Люб. Дух. Просв. 1869, IX, 1–142. Розов. Цельс и его свидетельство о Евангелии. Чт. О. Л. Д. Пр. 1874. I. II. 2 Троицкий. Суждение св. отцов II и III вв. об отношении греческого образования к христианству. Тр. К. Ак. 1860. II, III. Реверсов И. П. Очерк западной апологетической литературы II и III вв. Казань. 1892 г. Рублевский. Очерк христианской философии. Труды Киев. Ак. 1862 г. 10. 12. Ловягин Е. Об отношении классических писателей к библейским по воззрению христианских апологетов. Спб. 1872. Остроумов, свящ. Разбор сведений Евсевия и Иеронима о греческих апологетах. 1886 г. Кроме того общие сведения о христианской апологетической литературе II века можно почерпнуть у преосв. Филарета в его сочинении «Историческое учение об отцах Церкви», 1859 г., т. I, стр. 50–52, а также у свящ. II. Преображенского в его предисловии к изданию на русском языке творений апологетов II века. Оригинальный текст сочинений христианских апологетов II века находится: а) в издании Марана (D. Prudentii Marani. Paris. 1742 et Venet. 1747), в котором помещены сочинения: Иустина мученика (все подлинные и сомнительные), Татиана (Речь против греков), Феофила Антиохийского (Три книги к Автолику), Афинагора (Прошение за христиан), Ермия (Осмеяние языческих философов).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Gusev/...

1882 Ср.: Баранов И.А. Таврика в эпоху раннего средневековья (салтово-маяцкая культура). – К., 1990.– С. 147; Баранов И.А. Таврика в составе Хазарского каганата (середина VII–X вв.): Автореф. дис.... д-ра ист. наук/ИА НАНУ. – К., 1994. – С. 32. 1884 Сорочан С.Б., Зубарь В.М., Марченко A.B. Жизнь и гибель Херсонеса. – Харьков, 2000. – С. 218–225; Сорочан С.Б. Византия и хазары в Таврике: господство или кондоминиум//ПИФК. – М.; Магнитогорск, 2002. – Вып. 12. – С. 509–543. 1885 Баранов И.А. Хазары и Херсонес в VIII в.//Проблемы исследования античного и средневекового Херсонеса. 1888–1988 гг.: Тезисы докл. – Севастополь, 1988. – С. 10–11 -, Баранов И.А. Таврика в составе... – С. 32–36. 1887 Баранов И-А. Таврика в составе... – С. 33; ср.: Гумилев А. Н. Древняя Русь и Великая степь. – М., 1989. – С. 121–123 1888 Иерусалимская Λ.Λ. Византийский военачальник на Северном Кавказе? Шелковая лента из Мощевой Балки//Актуальные проблемы археологии Северного Кавказа (XIX «Крупновские чтения») (Москва, апрель 1996 г.): Тезисы докл. – М., 1996. – С. 80–81. 1889 Ср.: Малахов С. Н. Протоспафарий Нван в контексте византийско-хазарских отношений середины IX в.//Византия и Запад: (250-летие схизмы христианской Церкви, 800-летие захвата Константинополя крестоносцами): Тезисы докладов XVII Всероссийской научной сессии византинистов. – М., 2004. – С. 120–122. 1890 В. Мошин относил обращение верхушки хазар в иудаизм к737–763 гг., но современные исследования, при всех расхождениях, в целом отодвигают это событие к более позднему времени (см.: Мошин В. Eparchia Gotthias в Хазарии в VIII в.//Труды IV Съезда Русских Академических организаций за границей. – Белград, 1929. – С. 149–156; Vasiliev A.A. The Goths in the Crimea. – Cambridge (Mass.), 1936. – P. 102–104; Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. – М., 1990. – С. 40–141, 150–151; Гадло А. В. Византийские свидетельства о Зихской епархии как источник по истории Северо-Восточного Причерноморья//Из истории Византии и византиноведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

книг Организовал публичные чтения (1875–1878), лекции (1881–1885), воскресные школы (1881–1891), народные воскресные чтения (1883–1891), вечерние повторительные классы (1886–1891), научные выставки (1887), классы ручного труда (1890–1895), летние курсы ручного труда для сельских учителей (1891). 26 июля 1882 открыл Общество попечения о народном образовании в Томске, имевшее девиз «Ни одного неграмотного», и 10 лет председательствовал в нем. Оно послужило образцом для подобных обществ во многих городах Сибири, но было закрыто томским губернатором в 1906 за «вредное направление». Основал Общество взаимопомощи учащим и учившим в народных школах Томской губернии (1897), Общество пособия вечерним общеобразовательным классам (1908), Общество содействия устройству в селах и деревнях Томской губернии разумных развлечений (1915). В 1880 открыл Педагогический музей, в 1881 – Музей прикладных знаний. Пожертвовал 200 тыс. руб. на строительство в Томске «Дома науки» (открыт 7 октября 1912). По инициативе П. И. Макушина были открыты регентские учительские курсы (15 апреля 1913), утвержден устав народного университета (9 января 1916). Был редактором-издателем «Сибирской газеты» (1 марта 1881 – 1888), в которой деятельно участвовала „политическая ссылка“, «Томского справочного листка» (с 2 июля 1894; с 6 июня 1895 – «Томский листок», с 1 сентября 1897 – «Сибирская жизнь»; до 1905 – совместно с А. И. Макушиным). С 1920 работал в советской книготорговле в Сибири. С 1922 – заведующий торговым отделом Сибирского краевого государственного издательства и член его правления. С марта 1924 – товарищ председателя Сибирского отделения Всероссийского общества «Долой неграмотность»; с 28 ноября 1926 – почетный член Общества изучения Урала, Сибири и Дальнего Востока. За «выдающиеся и многолетние труды на пользу народного образования в Сибири» был удостоен золотой медали Вольно-Экономического общества (1889). С 7 января 1910 – почетный гражданин Томска. С 1988 в Новосибирске проходят Макушинские чтения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010