Оглашённые – греч. катехумены, так назывались в первые века христианства взрослые люди, которые после оглашения их словами из Нового Завета проходили подготовку к церковному таинству Святого крещения. Сам обряд (треба) начинался с так называемого воцерковления, когда читались особые молитвы, после чего кандидат становился «некрещенным христианином». Затем следовало длительное первое оглашение, сопровождавшееся дальнейшей подготовкой к таинству крещения, обучением основам веры. Оно завершалось кратким вторым оглашением, когда над кандидатом не менее 10 дней читались соответствующие церковные заклятья. После завершения чина крещения О. назывались верными, то есть принятыми в члены Церкви и могли присутствовать на заключительной, основной части Божественной литургии. До этого, согласно правилам церковного богослужения, на его последней, третьей части – литургии верных, О. нельзя было присутствовать. Одесское общество истории и древностей – научное общество, имевшее целью всестороннее изучение истории южной России. Действовало с 1839 по 1922 гг. С 1840 г. при обществе функционировал музей в Одессе, к которому в 1858 г. был присоединен городской музей древностей (основан в 1825 г.). В ведении ООИД находился музей в Феодосии, архитектурные памятники Судака, Мелек-Чесменский курган в Керчи, раскопки в Херсонесе. В 1844–1922 гг. издавались «Записки ООИД» (вышло 33 тома), в которых печатались научные материалы по истории, археологии, эпиграфике, нумизматике, сфрагистике, этнографии и географии края, годичные отчеты и протоколы заседаний. Одигитрия – дословно с греч. «Путеводительница», одно из наименований Богородицы. Одисс – древний Одессос, город на западном побережье Черного моря (совр. болгар. Варна) в провинции Нижняя Мёзия (Мисия); в ранневизантийское время – резиденция военного магистра Фракии. Ойкист – 1) византийский чиновник куратории, управлявший частным императорским имуществом (греч. epi ton oikeiakon); 2) управляющий поместьем, домом-икосом. В рейхлиновом произношении – икист.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Самыми ранними из сохранившихся византийских икон являются иконы VI в.: «Богоматерь с младенцем», «Сергий и Вакх» (наиболее почитаемые в Константинополе святые мученики, которых водили по приказу римского императора Максимиана в женских одеждах с железными обручами на шеях). На ранних иконах младенец Иисус Христос имел пропорции взрослого человека, символизирующие его всечеловечность. К V в. окончательно сложился тип Богоматери Оранты, олицетворяющей Заступницу мира и ежедневную молитву христианской церкви. Ее изображали в тунике, перехваченной поясом, с поднятыми в молитве руками; на голове – большое длинное покрывало, окутывающее почти всю фигуру, с каймой вишневого цвета и тремя звездами – мафорий. В период иконоборчества (первая половина VIIIcepeдuha IX вв.), когда были уничтожены почти все ранневизантийские иконы, утвердилась нормативная художественная система – канон, регламентировавшая писание икон после восстановления иконопочитания на II Никейском соборе в 843 г.: плоскостное статичное изображение святого, аскетическое лицо с удлиненным овалом, тонкий нос, большие выразительные глаза, одухотворенность всего облика. В этот период появились керамические иконы с погрудными изображениями Христа, Богоматери или святых. С XI в. в византийской иконописи усилился мотив Богородицы и были разработаны различные иконографические типы Богоматери с младенцем: Одигитрия (греч. путеводительница), изображаемая стоящей или сидящей на престоле; Панагия (греч. всесвятая) с поясным изображением Христа на груди; Елеуса (греч. милующая) со склонённым к ней младенцем Христом (Владимирская Богоматерь, созданная в Константинополе около 1125 г. и привезенная в Киевскую Русь); появилась иконография Покрова в память о событии X в., когда в константинопольском Влахернском храме во время всенощного бдения Андрей Юродивый и его ученик Епифаний увидели Богоматерь в окружении ангелов и святых, которая держала над верующими покров – одно из проявлений заступничества Богородицы за весь мир и знак спасения византийской империи от вторжения сарацинов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Млекопитательница (греч. - Галактотрафуса) - иконографический тип Богоматери, по которому она изображалась кормящей грудью Младенца. Был распространен в балканском искусстве, в итало-греческой школе. На Руси встречается редко. Н Недреманное Око (Спас Недреманное Око) - символический тип изображения Христа, сложившийся на основе некоторых ветхозаветных пророчеств (Пс. 120). В иконах этого типа представлен юный Христос на ложе, склонившаяся над ним Богоматерь и ангелы с орудиями страстей. Появляется в византийском и древнерусском искусстве на рубеже XIV-XV вв. Неопалимая Купина - Нерушимая Стена - особый эпитет, присваивавшийся, как правило, изображениям Богоматери Оранты (например, Богоматерь в конце апсиды Софии Киевской); заимствован из Акафиста Богоматери ( " Радуйся, царствия нерушимая стено " - икос 12). Нимб (лат. - облако, туча) - условное обозначение сияния вокруг головы в изображениях Христа, Богоматери, святых и т.д. Известен в античности начиная с эпохи эллинизма; с IV века распространяется в христианском искусстве. Нимб бывает разной формы (круглый, треугольный, шестиугольный, восьмиугольный) и разного цвета. Круглый нимб с вписанным в него крестом (т.н. " крестчатый нимб " ) - важнейший атрибут, который присваивается только историческим и символическим изображениям Христа. О О тебе радуется - Одигитрия (греч. - путеводительница) - один из самых распространенных типов изображения Богоматери с Младенцем; Младенец сидит на руках Богоматери, правой рукой Он благословляет, а левой держит свиток, реже - книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). Существуют различные предположения относительно происхождения этого типа изображения Богоматери, безусловно, являющегося одним из древнейших (хотя само наименование " Одигитрия " появляется в источниках не ранее IX века). По преданию, самая первая икона Одигитрии была исполнена евангелистом Лукой, привезена из Святой Земли Евдокией, женой императора Феодосия, около середины V века, а затем помещена во Влахернском храме (по другим источникам - в храме монастыря Одигон, отчего, вероятно, и происходит ее название). На основании этого предания ряд исследователей полагает, что тип Одигитрии сформировался на христианском Востоке и уже оттуда был занесен в Византию. По другим предположениям, изображение Богоматери Одигитрии выделилось из композиции " Поклонение волхвов " , широко распространенной в раннехристианском искусстве, - в пользу этого предположения свидетельствует не только типологическая близость, но и сходный смысл обоих изображений. По всей вероятности, самые ранние изображения представляли Богоматерь в рост, стоящей или сидящей, однако впоследствии предпочтение отдавалось поясным спискам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1463...

Попадая под власть епископа, крестьянские монастыри (23 монаха) теряли свою самостоятельность и превращались в метохи – монастырские поместья. Крупнейшими были столичные монастыри, жившие за счет императорских пожалований и подношений знати и являвшиеся их союзниками. Они насчитывали до 1000 монахов, имели собственные сады, поля, огороды, мельницы, ремесленные мастерские, скриптории (Студийский монастырь, монастырь Хора, монастырь Константина Липса и др.). В монастырских школах обучали чтению, письму, грамматике, занимались подготовкой каллиграфов, певчих, составителей церковных песнопений. Многие монахи были авторами богословских трудов, житий, поучений, жизнеописаний духовных лиц ( Симеон Новый Богослов , Феодор Студит и др.). Каждый монастырь имел собственные праздничные дни, в которые собирались верующие для поклонения святым мощам, и устраивались церемонии выноса икон. Среди провинциальных монастырей пользовались известностью монастырь св. Екатерины на Синае, монастырь Хосиос Лукас в Фокиде, монастырь Неа Мони на острове Хиос, монастыри на Афоне и в Каппадокии. В XIV в. роль монастырей усилилась. Крупные монастыри приобретали в городах дома, складские помещения, торговали церковной утварью, иконами, предметами богослужения и организовывали собственное производство товаров как для местного рынка, так и для экспорта. После падения Константинополя в 1453 г. центром сохранения культурного наследия, Новым Иерусалимом для православных стали афонские монастыри. Монастырь Бронтохион расположенный близ Мистры, был основан в XIII в. (до 1311 г.), после того, как в 1259 г. город был освобожден от крестоносцев Мануилом Палеологом. Патроном Бронтохиона являлся Феодор Палеолог, могила которого находилась в церкви Афендико. В монастырский комплекс входили церковь Богоматери Одигитрии (греч. путеводительница), или Афендико, церковь св. Феодоров и часовня. Это были крестово-купольные храмы с куполом на тромпах (типа церковных сооружений в монастыре Дафни). В XIV в. они были расписаны фресками. В сводах, люнетах и конхе апсиды церкви Афендико размещались многофигурные композиции чудес, совершенных Христом; в нишах и в медальонах – портреты святых в полный рост. На северной стене храма находились «вкладческие» надписи Михаила VIII и Андроника II Палеологов о том, какую сумму они подарили монастырю. Над надписями были изображены в стремительном полете четыре ангела с распахнутыми крыльями, державшие в руках медальон. Тонкая манера письма, мелкий масштаб многофигурных композиций, разнообразие оттенков пурпурно-розовых и зеленовато-голубых тонов сближали фрески Афендико с мозаиками церкви Спасителя в монастыре Хора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

243 ...отсекл аггел... руце жидовину... – Апокрифический рассказ об успении Богоматери сообщает о нечестивце Авфонии, который пытался опрокинуть ложе усопшей. За это он был наказан: ангел отсек ему руки мечом. 245 ...семнадцать монастырей стоит. – Испр., в рук. семь. В двух других списках XVII в. читается семнадцать монастырей. В публикуемой рукописи перечислено 13 монастырей. 246 ...Богородицы... Одегитрия. – Одигитрия (греч.)Путеводительница. Это особый иконографический тип изображения Богоматери с младенцем. 247 ...великомученика Димитрия... – Известен греческий святой Дмитрий Солунский (убит в 306 г), прославленный как воин. 248 архистратига Михаила... – Архистратиг (архангел) Михаил – согласно библейскому преданию один из семи архангелов, вождь небесного воинства. 249 ...Старцы же Савина монастыря... приидоша в Московское царство. – Монастырь Саввы Освященного находился за стенами города, вне Иерусалима. При царе Иване IV Грозном иерусалимскому монастырю Саввы Освященного была дана жалованная грамота, по которой его старцы могли приезжать на Русь для сбора средств на церковное строение. 250 ...Еуфимия Великого. – Евфимий Великий (376–477) – отшельник, поселившийся в пещере под Иерусалимом. Позднее там возникла Евфимиева лавра. 251 ...святые великомученицы Феклы... святого отца Харитона. – Христианские святые родом из Малой Азии. Фекла считается ученицей апостола Павла; она прожила 90 лет, в течение которых подвергалась преследованиям за верность христианской религии. Харитон Исповедник (ум. ок. 350 г.), также испытавший гонения, способствовал основанию палестинских монастырей. 252 ...Воздвижение Честного Креста... – Один из церковных праздников, связанный с идеей торжества христианской веры. 253 ...пещера, коли бежала Елисавеф... ото Ирода царя. – О бегстве матери Иоанна Предтечи Елизаветы с сыном-младенцем от преследований царя Ирода не сообщается в евангельском рассказе. 254 ...спали два пророка. – Возможно, что здесь содержится намек на апокрифическое сказание о пророке Иеремии, в котором фигурирует длительный сон (66 или 70 лет) юноши Авимелеха под смоковным деревом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

371 Mattau cotal. cod. Ms. Synod. bib. Mattau epis ad thessalon. 181, 191, Monfac. bibl. p. 1062. 374 Обозр. песн. греч. церкви ч. I. изд. Die Heilige Psalmodie von. Armfeld. 1855, p. 35. О происхожд. псалт. Ник. Вишн. Спб. 1875 г. ст. 1–4. 380 См. бес. Филарета Мит. Моск. на слово: «помолюся духом, помолюся и умом, воспою духом воспою и умом». 1 Кор. 14:15. 395 Lib. de Div. nomin. с. 3. Эти слова Дионис. Ареопагита о замечательных гимнах велик. Иерофея повторяет Ювеналий. Иерусал. Еп. 5-го века, передавая Имп. Пулхер. предание об Успении Бож. Мат. Цер. ист. гл. 14 Ник. Каллист. 403 Lib. de orat. Domin. О других составителях христианских песней первых трех веков довольно подробно сообщают труды Преосв. Филарета Арх. Черниговского и Священ. Флоринского. 422 По словам Овербека Иларий составил песни против Ариан. См. жизнь Илар. изд. 1785 г. т. 1. стр. 133. 426 См. chron. Dacii VI. 8. По мнению Мабильон. XI в. также жизнеоп. Август. vita S. Avgus. in certi auctor. 1833 г. kiliae 35–36. Псалт. Карл. Велик. пр. 54. 427 Это последнее предположение согласно с авторитетной хроникой Дакия, который был одним из преемников Св. Амвросия. 431 О Богослужебных книгах смотри трактаты в Литургиках Смолодовича стр. 57, преподавателя Моск. Дух. Семин. Петра Лебедева стр. 162., и Хорошунова ст. 143. 436 Отсюда канон называется воскресным, как прославляющий воскресение Христово, Богородичным, в коем проставляется Богородица и т. д. 437 Иногда канон состоит из 4-х, 3-х и даже 2-х песней и называется четырепеснцем, 3-х песнцем и двухпеснцем. Такие каноны встречаются в Триоди постной. 438 О значен. ирмоса – смотри пособие к изучению устава Богослуж. Кон. Никольского Спб. 1874 г.; различ. значения его у Гоара Евхол. р. 351. 442 Икона Божией Матери, риза коей была погружена в море Патр. Сергием, называется Одигитрией – ( οδς и γω веду [Οδηγτρια]) путеводительницей. По преданию от сей иконы, написанной Еван. Лукою, получили исцеление два слепца. 26 июля Четь Менеи. 443 Кроме того, повелевалось сидя выслушивать при Богослужении чтение из толкового Апостола, Евангелия, или жизнеописание празднуемого Святого и историю праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

брачный возраст был обычным явлением в древней России. В 12 лет. подробное повествование об этом можно читать в сказании о Введении во храм Пресвятой Богородицы, помещенном под 21 числом ноября месяца. основанный святою Евфросиниею, существует и в настоящее время с именем Спасо-Евфросиниева. В 1579 г. он был захвачен иезуитами, из под власти которых освобожден в 1820 г. — В монастыре хранится сооруженный св. Евфросиниею напрестольный крест; богомольцам показываются две келлии, в которых подвизалась преподобная Евфросиния. При монастыре находится училище для девиц духовного звания. (путь и веду) с греч. — путеводительница. Такое наименование усвоялось некоторым иконам в честь Матери Божией, — как духовной Путеводительнице верующих. В частности, икона Божией Матери Одигитрия, находившаяся в Константинополе, во Влахернском храме, была названа так потому, что однажды Сама Матерь Божия, явившись двум слепцам, привела их во Влахернский храм к Своей иконе и перед ней даровала им прозрение. Название «Одигитрии» усвоялось также тем иконам Богоматери, которые мореплаватели помещали на носу или корме корабля. Поэтому во многих местах сохраняется благочестивый обычай — при отправлении в далёкое путешествие, особенно морское, совершать молебное пение пред образом Богоматери Одигитрии. Празднование иконе Божией Матери Одигитрии совершается 21 января, 28 июля и в др. дни. Мануил Комнен царствовал с 1143 г. по 1180 г. Хрисоверг патриаршествовал с 1186 г. по 1169 г. 1239 г. эта икона была перенесена в г. Торопец супругою св. велик. князя Александра Невского. св. Саввы основана преподобным Саввою Освященным в VI b. Обитель эта замечательна как колыбель иерусалимского устава, принятого потом всеми палестинскими монастырями. Иерусалимский устав был также принят почти повсеместно и у нас, на Руси, с XIV b. преподобной Евфросинии последовала в 1178 г. мощи святой Евфросинии впоследствии были перенесены (как полагают некоторые, в 1187 г.) в Киев, где и почивают в пещерах преп. Феодосия. Преподобного отца нашего Симеона Дивногорца

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Затем ее брат Давид и родственница Евпраксия, возвратившись в свою родную страну, в город Полоцк, принесли сюда весть о блаженной кончине и честном погребении преподобной Евфросинии. Оплакав кончину блаженной Евфросинии, все постановили каждогодно совершать память ее во славу Отца, и Сына, и Святого Духа, всею тварью хвалимого и прославляемого, ныне и в бесконечные веки. Аминь. 3412 Всеслав Брячиславич, сын Брячислава Изяславича, княжил в Полоцке с 1044 г. по 1101 г. 3414 Более подробное повествование об этом можно читать в сказании о Введении во храм Пресвятой Богородицы, помещенном под 21 числом ноября месяца. 3415 Монастырь, основанный святою Евфросиниею, существует и в настоящее время с именем Спасо-Евфросиниева. В 1579 г. он был захвачен иезуитами, из под власти которых освобожден в 1820 г-В монастыре хранится сооруженный св. Евфросиниею напрестольный крест; богомольцам показываются две келлии, в которых подвизалась преподобная Евфросиния. При монастыре находится училище для девиц духовного звания. 3416 Одигитрия (путь и веду) с греч.путеводительница. Такое наименование усвоялось некоторым иконам в честь Матери Божией, – как духовной Путеводительнице верующих. В частности, икона Божией Матери Одигитрия, находившаяся в Константинополе, во Влахернском храме, была названа так потому, что однажды Сама Матерь Божия, явившись двум слепцам, привела их во Влахернский храм к Своей иконе и перед ней даровала им прозрение. Название «Одигитрии» усвоялось также тем иконам Богоматери, которые мореплаватели помещали на носу или корме корабля. Поэтому во многих местах сохраняется благочестивый обычай – при отправлении в далёкое путешествие, особенно морское, совершать молебное пение пред образом Богоматери – Одигитрии. Празднование иконе Божией Матери-Одигитрии совершается 21 января, 28 июля и в др. дни. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

– Как вы думаете, батюшка, – там полезная деятельность будет? – Да вот мне Софья Сергеевна Куломзина как-то письмо написала: «Отец Киприан, я всю жизнь вкалывала, вкалывала. Когда мне говорили: «Софья, отдохни», – я отвечала: «Да ладно, потом отдохну, в вечной жизни». А сейчас мне уже за 90, и у меня появились сомнения: а вдруг там тоже вкалывать придется. Ты хоть расскажи – что там святые отцы пишут...» Самое главное – Господь дает то, к чему мы определились. Есть натуры созерцательные, которые станут созерцать. Есть деятельные. Господь поручил Адаму возделывать рай. Это не значит, что мы так же в поте лица станем добывать хлеб. Какие-то труды будут – сотворчество, возделывание. – У нас бабушка говорит: «А я, может, буду Богу плюшки печь». У нее они особенно вкусными удаются. – Важно направление – есть ли у человека само пожелание творить добрые дела в вечной жизни. Блаженный Августин так говорит: «Кто не желает жить вечной блаженной жизнью, тот ею и не живет». Там, конечно, физиологически питания не будет – ни плюшек, ни мороженого, ни колбасы, потому что не будет тела. Но в душе остается направленность. Душа хотела сделать доброе для Бога с помощью плюшек – Господь, может, и даст ей возможность не плюшками, а другим чем-то творить добро. Главное, это вектор к Богу. Рождественские чтения. «Запуск спутника» – Отец Киприан, вы стояли у истоков многих масштабных церковно-государственных проектов. Расскажите о Рождественских чтениях – кому в голову пришла такая идея и как она воплощалась в жизнь? – Первоначально идея пришла в голову одному чиновнику из Министерства образования, который практически никогда в жизни в храме не был, но выражал такое желание: хорошо бы попасть в церковь . Он возглавлял конференцию в Смоленске, связанную с негосударственным образованием. Три дня шло мероприятие, и он все обещал сходить в Смоленский кафедральный собор. Конференция близилась к концу, уже прошел обед, должны были зачитать итоговый документ, дальше – банкет, а он никак не решался. Мне пришлось немножко подтолкнуть его в машину, мы сели и приехали в собор. Он сказал: «Только на три минуты, а лучше – на две». И вот мы зашли в храм, подошли к иконе Божией Матери «Одигитрия» (греч.Путеводительница), Плащанице из этого собора, которую

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

–Л. Д.), сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?» ( Мф. 12, 25–26 ). 405 ...тогда повел Иосифу крилошанину... – Клирошанин – вообще член клира, всякий свяшенно- и церковнослужитель, но имеет значение и более узкое – поющий на клиросе причетник (младший чин церковного причта), дьячок. Вероятнее всего, что здесь имеется в виду Иосиф Волоцкий – будущий известный церковный деятель (ум. в 1515 г.), постриженик (в 1460 г.) Пафнутиева монастыря. 407 ...от матери великого князя... великие княгини Марии... – Марья Ярославна, дочь Ярослава Владимировича, князя боровско-серпуховского, жена великого князя московского Василия Васильевича Темного (с 1433 г.), ум. в 1484 г. 408 ...от великие княгини Софьи грекини... – Зоя Фоминична Палеолог, дочь морейского деспота Фомы Палеолога, племянница последнего греческого императора Константина Палеолога; имя «Софья» получила на Руси. Вторая жена (с 1473 г.) великого князя московского Ивана III Васильевича, ум. в 1503 г. 409 Лествичник – Иоанн Синайский (VI в.), игумен Синайского монастыря. Прозван Лествичником за сочинение «Лествицы» – книги морально-аскетических поучений. Книга состоит из тридцати глав, соответствующих тридцати ступеням постепенного восхождения по лестнице «духовных совершенств» (отсюда и название «Лествица» – лестница). 410 ...глаголю же Феодосиа, Савы и прочих святыхъ. – Пафнутий сравнивается с великими подвижниками монашества: Феодосием Великим (V–VI вв.), положившим начало монашеским скитам в Палестине, и Саввой Освященным (V–VI вв.), ставшим монахом с восьми лет и прославившимся своими монашескими подвигами (основал лавру около Иерусалима). 412 ...псалмы Давидовы... – Библейская книга псалмов «Псалтирь» приписывается полулегендарному царю израильско-иудейского государства Давиду (кон. XI в.–ок. 950 г. до н. э.). 413 ...таже и Одигитрие... – Т. е. канон иконе Богородицы путеводительницы, наставницы в пути (одигитрия, греч.путеводительница); по преданию, этот тип иконы Богородицы впервые написан был евангелистом Лукой. 414 ...содержащаго... престолъ русьския митрополия Горонтиа... – Геронтий, митрополит московский и всея Руси. Поставлен в митрополиты в 1473 г., ум. в 1489 г. 415 ...Феодоръ, протопопъ его Благовщеньскый... – Протопоп церкви Благовещения Богородицы на княжеском дворе в Кремле, которая являлась по существу домовой церковью великого князя московского. 416 ...Юрьи грекъ. – Траханиот Юрий Мануилович. Человек, близкий к великой княгине Софии Палеолог. Он вместе с братом Дмитрием выполнял в свое время роль посредника-свата Ивана III Васильевича. Читать далее Источник: Библиотека литературы Древней Руси/РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) ; под. ред. Д.С. Лихачева и др. - Санкт-Петербург : Наука, 1997-./Т. 7: Вторая половина XV века. - 1999. - 581 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010