Новости 19 апреля Пасха. Воскресение Христово. Осталось 22 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Отрада и Утешение Икона  Отрада и Утешение       Икона Новодевичьего монастыря   Это Афонская икона, а в России - есть список, большой предалтарный образ " Ватопедской " Богоматери находится во вновь открытом Афонском храме Новодевичьего монастыря. Икона написана афонскими мастерами в недавнем времени. Она является списком со знаменитого чудотворного образа Ватопедского монастыря. Икона " Отрада и Утешения " представляет поясное изображение Богоматери. На Ее левой руке, как на престоле восседает Богомладенец – Великий Архиерей. Фигура Христа - величественна и монументальна. В левой руке Он держит свиток, а правая – воздета, но остановлена десницей Богоматери. Лик Марии склонился к воздетой руке Божественного Сына, Она как бы припадает к ней устами.       " Ватопедская " икона     " Ватопедская " икона принадлежит к наиболее распространенному в Византии типу - " Одигитрия " , который восходит к древнему Константинопольскому образу, почитавшемуся в монастыре Одегон.   Само название " Одигитрия " (греч.путеводительница) связывают как с чудесами прозрения слепых у образа, так и с происхождением иконы из монастыря Одегон.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=5&iid=97...

Чимеево. Казанский Чимеевский мужской монастырь. Карта и ближайшие объекты В последнее время один из храмов Курганской епархии, а именно храм в честь Казанской иконы Божией Матери с. Чимеево, стал одним из духовных центров не только Зауралья, но и целого региона Урала и Западной Сибири. К чудотворной иконе приходят паломники не только из Курганской области, но и из Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени, и даже из далекой Австралии. Чимеево. От Кургана 90 верст. Ныне числится в Белозерском районе. Старинное село, раскинувшееся по обоим берегам небольшой речушки Нияп — притока Тобола. Сам храм — уникальное церковное сооружение 1890 г. Он, будучи деревянным, чудом сохранился в первозданной красоте, как жемчужина сияя среди реликтовой природы. Иконо-стас Чимеевской церкви, изготовленный на рубеже XIX-XX вв., украшен оригинальной деревянной резьбой, покрытой левкасом, а затем тончайшими листами сусального золота. Уникальность иконостаса заключается в том, что каждый сантиметр золотой поверхности отполирован волчьим клыком. Полированное золото придает множеству колонн и деталей характер монолитности и богатства. Чимеевская икона Божьей Матери по типу написания относится к Казанским иконам, а те, в свою очередь, к иконографическому типу богородичных икон Одигитрии (греч. - путеводительница) с благословляющим Богомладенцем. Существует множество преданий, связанных с Чимеевской чудотворной иконой. 5 ноября 1770 г. от топящейся печи церковь сгорела. Огонь полностью уничтожил иконостас, церковную утварь. После пожара люди нашли на пепелище абсолютно невредимую икону Божьей Матери. Это было второе чудоявление, как знак особой милости Божьей. Поклонение Божьей Матери и ее чудотворной иконе продолжается в новой церкви. Икону покрывают серебряной ризой, золотыми нимбами и драгоценными камнями. Когда в 1890 г. в Чимееве был построен храм, то он был освящен во имя явления иконы Казанской Божией Матери. Чимеевская чудотворная икона Божьей Матери, по свидетельству очевидцев, приплыла по реке Нияп (приток Тобола) и пристала к берегу, где была построена первая церковь.

http://sobory.ru/article/?object=06062

Выставка «Иконы Ярославля XV-XX вв. из собрания Ярославского художественного музея» (Саратов, 29 марта-29 апреля) Версия для печати 29 марта 2006 г. 17:00 — 29 апреля 2006 г. 18:00 29 марта 2006 года в 17.00 в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н.Радищева состоится открытие выставки «Похвала Богоматери. Иконы XV-XX веков из собрания Ярославского художественного музея». Со времени принятия христианской веры Пресвятая Богородица заняла особое место в русской культуре, в духовной жизни православного человека. Деве Марии посвящены многочисленные храмы, иконы, песнопения, молитвы. Выставку, которая включает важнейшие иконописные образы Богородицы и дает возможность почувствовать особенности ее почитания в православной традиции, сопровождает иллюстрированный и аннотированный каталог, подготовленный сотрудниками Ярославского художественного музея А.В. Федорчуком и О.Б. Кузнецовой. В экспозиции представлено 29 икон XV-haчaлa XX столетий, исполненных в разных художественных центрах. В центре иконы «Похвала Богоматери» (XVII век), давшей название выставке, восседающая на престоле Дева Мария, окруженная пророками. Символические атрибуты и тексты свитков передают ветхозаветные пророчества о Богородице и приходе на землю Спасителя. А самая ранняя из икон — «Распятие Христово» — создана в XV веке и принадлежит прославленной новгородской школе. «Распятие» — важнейшее событие земной жизни Сына Божия, символ победы жизни над смертью. Кресту, утвержденному на Голгофе с черепом Адама, предстоят скорбящие Богородица и апостол Иоанн Богослов, любимый ученик Христа, которому Он поручает заботу о Матери. За ними одна из мироносиц и римский воин Лонгин Сотник, уверовавший во время Распятия. Наиболее значительная группа икон представляет образы Пресвятой Богородицы с Младенцем. XVI веком датируется изображение Одигитрии Смоленской. Одигитрия (греч. путеводительница) — наиболее торжественный тип богородичных образов. Композиция с фронтальными позами Матери и Сына подчеркивает их высокое достоинство. Дева Мария поддерживает Младенца левой рукой, а правой указывает на него как на истинный путь спасения.

http://patriarchia.ru/db/text/100802.htm...

В Саратове открылась выставка икон Божией Матери из Ярославского музея Саратов, 31 марта 2006 г . Икона в музее — это произведение искусства. Здесь к ней относятся несколько отстраненно: внимание искусствоведа обращено к художественной школе, мастерству исполнения, сюжету. Однако ни один образ в мировой культуре не окружен таким почитанием и любовью, как образ Божией Матери. Поэтому любой разговор о выставке, открывшейся в Радищевском музее, начинается с рассказа о любви. Действительно, существует великое множество Богородичных икон. Сам лик Божией Матери изображен на них по-разному: Она может быть ласковой и строгой, скорбящей и радостной. Ее взор всегда обращен в самое сердце человека, и это никого не может оставить равнодушным: скорбит ли Пречистая – это скорбь о наших грехах, радуется Она – тоже нашей радостью о Господе. Поэтому даже разнообразие иконографии Божией Матери происходит от великой народной любви к Ней. На Ярославской земле особенно почитаема Толгская икона. Она была явлена в 1314 году на берегу реки Толги под Ярославлем, на месте чудесного обретения образа в честь него был основан монастырь. По своему типу это икона " Умиление " , к которому относится и знаменитая Владимирская. Образы этого типа полны трогательной нежности и грусти: Мать обнимает Сына, прильнувшего щекой к ее щеке. На выставке из фондов Ярославского музея представлены Толгская икона в списке XIX столетия, Владимирская XVIII века, соответствующая размеру и композиции оригинальной иконы, хранящейся в Государственной Третьяковской галерее. Образ Пресвятой Богородицы Ярославской датируется XVI веком. Примерно в это же время была написана икона Смоленская " Одигитрия " , сохранившаяся в Ярославле. " Одигитрия " (греч. Путеводительница) – один из самых торжественных Богородичных образов. Пресвятая Богородица, поддерживая Младенца левой рукой, правой указывает на Него как на истинный путь спасения. Икону не случайно называют богословием в красках. Часто она повествует о евангельских событиях, в символических образах раскрывает понятия христианства. Древнейшая икона, представленная на выставке – " Распятие Христово " – написана в XV веке. Центральную сцену замечательного образа " Рождество Христово " XVIII века сопровождают изображения ангельского благовествования пастухам о приходе Спасителя, путешествие и поклонение волхвов, бегство Святого Семейства в Египет. А название выставке дала икона XVII столетия " Похвала Богоматери " . Эту " похвалу " принесли Отроковице ветхозаветные пророки, единодушно склонившиеся перед Ее престолом, в благодарность об исполнении чаяний исстрадавшегося народа Божия, об избавлении от рабства греху.

http://pravoslavie.ru/news/16859.htm

Новодевичий монастырь / Православие.Ru Архив RSS Карта сайта Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English version Православие.RU   Культура   Встреча с Православием Интернет-журнал Колонка главного редактора Общество Семья Культура Идеи и концепции Книжная закладка Гость сайта Вопросы священнику Новости Пресса Аналитическое обозрение Документы истории Полемика Мониторинг СМИ Фотогалереи Сретенский монастырь Поместные Церкви Православный Календарь English Edition Аудио Видео Новодевичий монастырь Новодевичий женский монастырь Самый красивый московский монастырь – Новодевичий, освященный во имя чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, был построен в начале XVI века великим князем Василием III по обету в честь возвращения древнего Смоленска России из польско-литовского владычества. Этот город называют «ожерельем России», и сам монастырь похож на роскошную жемчужину, словно лежащую в раскрытой раковине у подножия Воробьевых гор. Смоленская икона Божией Матери, именуемая Одигитрией (греч. Путеводительница) попала на Русь в XI веке, еще до основания Москвы. По преданию, она была написана Апостолом Евангелистом Лукой при земной жизни Пресвятой Богородицы. Потом чудотворный образ попал в Иерусалим, а оттуда – в Константинополь, столицу Византийской империи. В 1046 году император Константин IX Мономах отпустил эту икону в далекую Русь вместе со своей дочерью, царевной Анной, которая вышла замуж за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого. После смерти князя Всеволода образ остался в городе Смоленске.  А в 1398 году, когда история уже сильно изменила облик древней России и неведомая прежде Москва стала ее столицей, мощно отражавшей натиски врагов и одержавшая победу на Куликовом поле, супруга московского великого князя Василия I, Софья Витовтовна, отправилась в Смоленск повидаться со своим отцом, литовским правителем Витовтом. Он благословил свою дочь чудотворным образом Смоленским и отпустил икону с ней в Москву. Святыню с великим благоговением поместили в кремлевском Благовещенском соборе – домовом храме московских великих князей.

http://pravoslavie.ru/jurnal/04081011465...

Рубрики Так заживает рана: история Курской иконы Божией Матери 3 мин., 01.01.2008 Поделиться Протоиерей Петр ПЕРЕКРЕСТОВ, ключарь кафедрального собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско (Русская Православная Церковь заграницей, США). В конце XIII века в курских лесах у корней одного дерева была найдена небольшая икона Божией Матери. Икону по месту обретения назвали Курской-Коренной, и над местом ее обретения была построена часовня, где служил священник по имени Боголюб. В XIV веке татары хотели уничтожить часовню, но, как говорит предание, пока там молился Боголюб, они не могли ее поджечь. Тогда его вытеснили из часовни, отобрали икону, разрубили ее на две части, бросили в разных местах и забрали Боголюба в плен. Несколько лет спустя ему удалось освободиться, он вернулся на это место и нашел обе половинки иконы, соединил их, и они вдруг срослись. Но на тыльной стороне образа остался шрам — след того, что икона когда-то была разрублена на две части. Курская-Коренная икона Божией Матери, в честь которой 10 декабря Православной Церковью установлен праздник, стала одной из самых почитаемых в России наряду с Казанской, Владимирской, Тихвинской, Смоленской и Донской. В 1919 году, чтобы спасти от большевиков, ее вывезли в Югославию. Предполагалось, что это будет временной мерой, однако случилось так, что святыня осталась за границей надолго. С 50-х годов XX века она находится при Архиерейском Синоде в Нью-Йорке. Это самая великая святыня, которая когда-либо была вывезена из России за границу, но осталась в Церкви. По промыслу Божию она стала «Одигитрией (путеводительницейгреч.) русского рассеяния», потому что многие русские люди, оказавшиеся вдали от родины, прибегали и прибегают к этому образу Богородицы за помощью. После состоявшегося в этом году долгожданного церковного воссоединения я хотел бы отметить две вещи, связанные с иконой. Во-первых, все решения Архиерейских Соборов Зарубежной Церкви принимаются в ее присутствии. Перед заседаниями икону привозят, и мы молимся перед ней, чтобы Богородица и далее вела нас, как вела нас все эти годы, чтобы была исполнена воля Божия. Решение о восстановлении церковного единства было принято с молитвой именно перед этой иконой. А во-вторых, еще в 90-х годах в Москве проводился круглый стол, в котором участвовали представители Зарубежной Церкви и Московского Патриархата. Говорили о церковном разделении, и каждый участник приводил какие-то исторические или церковно-канонические аргументы. А один священник, — кажется, это был протоиерей Артемий Владимиров, — сказал следующее: «Объединение Церкви будет подобно Курской иконе: как две половины срослись, так и будет — Русская Церковь восстанет во всей своей полноте».

http://foma.ru/tak-zazhivaet-rana.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «ОДИГИТРИЯ» Процессия с иконой Божией Матери «Одигитрия». 1. Фрагмент росписи нартекса ц. Панагии Влахернитиссы в Арте, Греция. Кон. XIII в. 2. Фрагмент прориси росписи Процессия с иконой Божией Матери «Одигитрия». 1. Фрагмент росписи нартекса ц. Панагии Влахернитиссы в Арте, Греция. Кон. XIII в. 2. Фрагмент прориси росписи [Греч. Οδηγτρια - Путеводительница], чудотворная икона К-поля; распространенный в многочисленных вариантах иконографический тип, изображающий Богоматерь с Младенцем Христом на руках. «О.» в монастыре Одигон: источники, история, почитание Наиболее ранние сведения Наиболее ранние сведения о к-польском мон-ре Одигон представлены в «Церковной истории» Феодора Чтеца (рубеж V и VI вв.) и известны в пересказах позднейших визант. авторов ( Theodoros Anagnostes. Kirchengeschichte/Hrsg. G. C. Hansen. B.; N. Y., 1995. P. 100, 102; PG. 86а. Col. 166-168). К этому древнему источнику восходит свидетельство о том, что ок. 450 г. имп. св. Пульхерии в К-поль из Иерусалима была прислана и подарена имп. св. Евдокией икона Божией Матери; начиная с этого памятника и далее практически во всех источниках эту икону называют иконой письма евангелиста Луки ( Ciggaar. 1976. P. 249; см. об этом: Angelidi, Papamastorakis. 2000. P. 377; Pentcheva. 2006. P. 124-127). XII в. Одно из первых известных упоминаний иконы с указанием ее наименования «Одигитрия» находится в описании святынь К-поля в лат. рукописи нач. XII в., являющейся переводом греч. оригинала (между 1063 и 1081; рукопись - Bodl. Digbeianus. lat. 112. Fol. 17r - 28v, опубл.: Ciggaar. 1976; рус. перевод: Описание святынь К-поля. 1996; данная рукопись определена как более полная и древняя версия т. н. Анонима Меркати - Vat. Ottob. lat. 169; опубл.: Mercati. 1936). Текст о мон-ре Одигон относительно краткий, но содержащий все основные сведения о мон-ре и его главной святыне - иконе Божией Матери «О.». Кроме того, в рукописи говорится о происхождении названия иконы, к-рое она получила как проводница 2 слепых «в церковь свою и просветила их глаза»; св. источник и проводники (одиги) не упоминаются; икона определяется как портрет Богородицы с Младенцем Христом «на руке Ее» письма евангелиста Луки; кратко рассказано о процессии с иконой по всему городу, совершавшейся каждый вторник (Описание святынь К-поля. 1996. С. 443).

http://pravenc.ru/text/2578199.html

Е. В. Гладышева, Л. В. Нерсесян Скачать epub pdf ОДИГИТРИЯ ОДИГИТРИЯ (греч.путеводительница) – один из самых распространенных типов изображения Богоматери с младенцем; младенец сидит на руках Богоматери, правой рукой он благославляет, а левой – держит свиток, реже – книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). С догматической точки зрения основной смысл этого образа – явление в мир Небесного Царя и Судии и поклонение царственному младенцу. Существуют различные предположения относительно происхождения этого типа изображения Богоматери, безусловно, являющегося одним из древнейших (хотя само наименование «Одигитрия» появляется в источниках не ранее IX века). По преданию, самая первая икона Одигитрии была исполнена евангелистом Лукой, привезена из Святой Земли Евдокией, женой императора Феодосия, около середины V века, а затем помещена во Влахернском храме (по другим источникам – в храме монастыря Одигон, отчего, вероятно, и происходит ее название). На основании этого предания ряд исследователей полагает, что тип Одигитрии сформировался на христианском Востоке и уже оттуда был занесен в Византию. По другим предположениям изображение Богоматери Одигитрии выделилось из композиции «Поклонение волхвов», широко распространенной в раннехристианском искусстве – в пользу этого предположения свидетельствует не только типологическая близость, но и сходный смысл обоих изображений. По всей вероятности самые ранние изображения представляли Богоматерь в рост, стоящей или сидящей, однако впоследствии предпочтение отдавалось поясным спискам. Икона Богоматери Одигитрии пользовалась чрезвычайным почитанием в Византии; списки с нее получили широкое распространение и на Руси с самого начала ее христианизации. К этому типу относятся такие широко почитаемые на Руси иконы, как Смоленская, Иерусалимская (Грузинская), Тихвинская, Иверская и др. Читать далее Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству/Е. В. Гладышева, Л. В. Нерсесян. – М. : " Альм. " Странный мир " , 1991. – 79 с. (Библиотека альманаха " Странный мир " ; Вып. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

    Иконография С иконографической точки зрения, Иерусалимская икона Божией Матери представляет собой тип «Одигитрии» (греч.«Путеводительница») - поясного изображения Богоматери с Младенцем на правой или левой руке. Единственное различие состоит только в положении Христа: Он обращен и фигурой и лицом к Божией Матери и, подняв к Ней голову, держит на левой руке на коленях свиток, а правой благословляет двуперстным сложением. В силу этого обращения Младенца к Матери, и Она сама, склонив голову и обратившись к Нему лицом, смотрит на Него, слегка прижимая правую руку к груди. Здесь наблюдается смягчение строгого, несколько отстраненного типа Божией Матери «Одигитрии».       Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Иерусалимская " . Кондак 1 Возбрани врагом нашим озлобляти нас и от Господа нашего отлучити конечне, а нас научи пети Тебе весело: Радуйся, Избавительнице, от горя, бед и гибели спасающая нас бедствующих. Икос 1 Ангелов множество по Твоему, Мати наша, повелению ополчаются на избавление наше грозно. Ты же приими молитву сию: Радуйся, Ангелов на спасение наше посылающая; Радуйся, Царице горних чинов, небесную их помощь нам дарующая. Радуйся, Ангелом хранити нас повелевающая; Радуйся, воинством Ангельским врагов наших поражающая. Радуйся, Избавительнице, от горя, бед и гибели спасающая нас бедствующих. Кондак 2 Видят бедствующие толику и многую помощь Твою сердечно Тя призывающим, наставляются тем пети Сыну Твоему непрестанно: Аллилуиа. Икос 2 Разумеют мнози, яко мирови дарова Тя Сын Твой Избавительницей бедствующих, темже поем Ти сице: Радуйся, бедствующих Мати; Радуйся, страждущих утешение. Радуйся, болящих исцеление; Радуйся, ненадежных надеждо. Радуйся, Избавительнице, от горя, бед и гибели спасающая нас бедствующих. Кондак 3 Сила Вышняго даровася Ти на помощь и спасение миру и нас, в бедах погибающих. И кто же Тобою не избавлен бысть, и кто же не поет Сыну Твоему: Аллилуиа. Икос 3 Имуще непостижимую любовь к роду человечу, кии вздохи не прияла еси, кии слезы не отерла еси, и кого не принудила еси призывати Тя, вопиюще: Радуйся, бедствующих скорое услышание; Радуйся, печальных и скорбных утешение. Радуйся, погибающих быстрое спасение; Радуйся, плененных освобождение. Радуйся, Избавительнице, от горя, бед и гибели спасающая нас бедствующих.

http://isihazm.ru/1/?id=1066&c_pid=1

В иконографии, получившей название Знамение или Оранта, Богородица представлена в позе Оранты (греч. «молящаяся») с воздетыми к небу руками, на Ее груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила. Медальон символизирует и небо, как обитель Бога, и лоно Богоматери, в котором воплощается Спаситель. Икона Божией Матери «Знамение». Москва, XVI в. Вера — иконография, получившая название Знамение или Оранта. Богородица представлена в позе Оранты (греч. «молящаяся»), с воздетыми к небу руками, на Ее груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила. Медальон символизирует и небо, как обитель Бога, и лоно Богоматери, в котором воплощается Спаситель. Христос воплотился через Богородицу, Бог стал человеком — в это мы верим. Самые известные иконы этого типа: Курская-Коренная, Знамение, Ярославская Оранта, Мирожская, Неупиваемая Чаша, Никопея. Надежда — иконография называется Одигитрия (греч. «путеводительница»). На этих иконах Богородица держит Младенца Христа и на Него показывает рукой, направляя тем самым внимание предстоящих и молящихся к Спасителю. Младенец Христос правой рукой благословляет Мать, а в Ее лице и всех нас, в левой руке держит свернутый свиток — символ Евангелия. Христос сказал о себе: «Я путь, и истина и жизнь» (Ин. 14: 6), а Богородица Та, кто помогает идти по этому пути, — она наша ходатаица, помощница, наша надежда. Самые известные иконы этого типа: Тихвинская, Смоленская, Казанская, Грузинская, Иверская, Пименовская, Троеручица, Страстная, Ченстоховская, Споручница грешных. Любовь — иконография Умиление или Елеуса — «милующая», как ее называют греки. Это наиболее лиричный из всех типов иконографии, открывающий интимную сторону общения Матери Божией со Своим Сыном. Иконографическая схема представляет фигуры Богородицы и Младенца Христа прильнувшими друг ко другу ликами. Голова Девы Марии склонена к Сыну, а Он обнимает Мать рукой за шею. В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица представлена не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении, в любви с Богом. Самые известные иконы этого типа: Владимирская, Донская, Корсунская, Федоровская, Почаевская, Взыскание погибших.

http://pravmir.ru/carica-neba-i-zemli/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010