Сейчас эта икона находится в храме-музее в честь святителя Николая Чудотворца в Толмачах при Третьяковской галерее. В Константинополе хранились три святыни, связанные с Божией Матерью: Пояс, Риза и образ «Одигитрия». Это, по мнению византийцев, являлось основанием для того, чтобы именовать Царьград городом Богородицы. Согласно Преданию, Пояс и Риза были отданы двум благочестивым женщинам из Иерусалима незадолго до Успения. После этого святыни хранились и передавались из поколения в поколение. Пояс в конце IV столетия был доставлен в Константинополь. Там он пребывал в ларце одного из храмов, посвященных Богородице. Через пять столетий хранилище открыли и обнаружили на святыне золотой хрисовул (золотую двустороннюю печать) императора Аркадия (правил с 395 по 408 г.) и точную дату события — 31 августа. «Вскрытие» было сделано в связи с болезнью жены императора Льва VI Мудрого Зои. Ей было видение о том, что она будет исцелена после того, как приложит к себе Пояс Богоматери. И, действительно, после этого супруга правителя стала здоровой. Сейчас частицы Пояса хранятся на Святой Горе Афон в Ватопедском монастыре и на Кипре. Почему изображения Богородицы настолько разнообразны Один из самых распространенных и нередко затруднительных вопросов для христианина связан с почитанием огромного количества икон с изображением Пресвятой Богородицы. Почти каждый день мы видим в церковном календаре память в честь того или иного образа Божией Матери. История распространения христианства во многих государствах связана с тем, где жила и впоследствии являлась Приснодева. Поэтому Ее почитание всегда только возрастало. Например, даже на Руси первый каменный храм был освящен в честь Успения Божией Матери. В иконографии есть всего четыре типа изображения Богородицы: Оранта (с греч. «молящаяся»), или Знамение, Одигитрия (с греч. «путеводительница»), Елеуса (с греч. «милующая»), или Умиление, и акафистный тип. Именно они стали основанием для написания других почитаемых образов. К ним иконописцы добавляли свои особенности, которые зависели от событий, происходящих в церковной жизни, и были связаны с Богородицей в ту или иную эпоху.

http://blog.predanie.ru/article/bogorodi...

Главный соборный храм монастыря Великомученика Георгия Победоносца был построен в 1809-1819 гг на средства бывшего митрополита Самаковии Филофея в северной части монастырской территории. Это величественный и очень просторный собор (один из крупнейших греческих соборов на Афоне) с мраморным иконостасом, который выделяется своей планировкой и разнообразием использованных материалов. В иконостасе находятся две большие и очень ценные мозаичные иконы Святых Георгия и Димитрия. Кроме того, в правом клиросе находится ряд икон Моления и Двенадцати Апостолов, которые датируются концом XVI века. Кроме действующего собора, сохранился также прежний, который находится в нескольких метрах от входа в монастырь. Он знаменит фресками критского живописца Антония (1544 год). В правой части алтаря находится небольшая часовня Святого Димитрия, которая считается самой ранней постройкой монастыря. Резной деревянный иконостас храма датируется XVII веком и отличается богатством и изяществом своего декора из растительных мотивов и арочными рамками икон. Ксенофонтову монастырю принадлежит Благовещенский скит, который находится на расстоянии около 1 часа ходьбы восточнее. Также принадлежат две келии Св. Трифона и Св. Нектария, расположены в своей географической области, и келия св. Андрея представительство в Карее. Совершить виртуальную экскурсию по монастырю Святыни [ править править код ] В Ксенофонте находится почитаемая всеми верующими чудотворная икона Богородицы " Одигитрия " (Путеводительница - греч. «Οδηγτρια»). Икона находится в Соборном храме, в киоте слева от иконостаса. Первоначально эта икона находилась в Ватопедском монастыре , а в 1730 году икона сама чудесным образом перенеслась в собор монастыря Ксенофонт. Монахи Ватопедского монастыря пришли за иконой, чтобы ее вернуть. Однако, на следующий день икона снова вернулась в монастырь Ксенофонт. После этого чуда монахи Ватопедского монастыря оставили икону в монастыре Ксенофонт. Паломники могут также поклониться деснице великомученика Георгия Победоносца , мощам Пророка и Крестителя Господня Иоанна, свв. апп. Андрея, Варнавы и Филиппа, первомч. архидиак. Стефана, вмчч. Георгия Победоносца и Димитрия Солунского, вмч. Пантелеимона, свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, свтт. Григория Паламы, Иоанна Милостивого и Фотия, патр. Константинопольского, сщмч. Харалампия, сщмчч. Евфимия, Акакия и Игнатия Богоносцев, мчч. Феодора Тирона и Трифона, вмц. Марины, мцц. Агафии и Параскевы, свв. Модеста и Иакова Персиянина.

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Ксен...

Григориат располагает следующими десяти часовнями на своей территории и за ее пределами: Святой Анастасии Римской (1775), Преподобного Григория Ктитора (1851), Успения Пресвятой Богородицы и Святого Димитрия (XVIN век), Всех Святых на кладбище (построена в 1724 году, расписана фресками в 1739 году), Святого Модеста на монастырской пристани (XIX век), Святого Трифона и Пророка Ильи (более поздняя). Кроме того, монастырю принадлежат три кафизмы: Богородицы (XVIII век) и Всех Святых Отцов Афонских (XIX век) близ монастыря и Святого Иоанна Богослова выше, в лесу. Совершить виртуальную экскурсию по монастырю Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] В Григориате находится почитаемая всеми верующими чудотворная икона Божией Матери «Млекопитательница» (греч. Галактотрофуса «Γαλακτοτροφοσα»). На северо-восточной колонне соборного храма находится чудотворная икона Божией Матери «Одигитрия Пантанасса» («Всецарица-Путеводительница»), пожертвованная обители благочестивой молдавской деспотиссой Марией Палеолог в 1497 году. Этот образ остался совершенно невредимым после двух страшных пожаров, почти полностью уничтожавших монастырь. В монастыре пребывают мощи более сотни святых. Паломники могут поклониться частице Животворящего Креста Господня, частице мощей свт. Николая Чудотворца, часть главы и палец прп. Григория Нового (остальные его мощи находятся в монастыре Горняк в Сербии) и значительную часть мощей (обе голени, левая ступня, правая рука с кожным покровом) прмц. Анастасии Римляныни. Имеются части глав сщмч. Дионисия Ареопагита, вмч. Иакова Персиянина, свт. Григория Богослова, мц. Фотинии Самаряныни, свт. Григория, Просветителя Армении, мч. Кирика, свт. Модеста, патриарха Иерусалимского, прп. Силуана Афонского и преподобномучеников, убиенных турками на горе Пендели. В монастыре также хранятся правая рука свт. Григория Богослова, правая рука св. бессребреника Дамиана, левая рука новомч. Николая Пантопольского, крупные частицы мощей прп. Макрины, святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, первомч. Стефана, ап. Андрея Первозванного, свт. Игнатия Богоносца, патриарха Иоанна Милостивого, великомучеников Георгия Победоносца, Феодора Стратилата, Феодора Тирона, Пантелеимона, сщмч. Харалампия, свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского, вмц. Варвары, мучениц Кириакии и Иулитты.

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Григ...

В иконографии, получившей название Знамение или Оранта, Богородица представлена в позе Оранты (греч. «молящаяся») с воздетыми к небу руками, на Ее груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила. Медальон символизирует и небо, как обитель Бога, и лоно Богоматери, в котором воплощается Спаситель. Икона Божией Матери «Знамение». Москва, XVI в. Вера — иконография, получившая название Знамение или Оранта. Богородица представлена в позе Оранты (греч. «молящаяся»), с воздетыми к небу руками, на Ее груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила. Медальон символизирует и небо, как обитель Бога, и лоно Богоматери, в котором воплощается Спаситель. Христос воплотился через Богородицу, Бог стал человеком — в это мы верим. Самые известные иконы этого типа: Курская-Коренная, Знамение, Ярославская Оранта, Мирожская, Неупиваемая Чаша, Никопея. Надежда — иконография называется Одигитрия (греч. «путеводительница»). На этих иконах Богородица держит Младенца Христа и на Него показывает рукой, направляя тем самым внимание предстоящих и молящихся к Спасителю. Младенец Христос правой рукой благословляет Мать, а в Ее лице и всех нас, в левой руке держит свернутый свиток — символ Евангелия. Христос сказал о себе: «Я путь, и истина и жизнь» (Ин. 14: 6), а Богородица Та, кто помогает идти по этому пути, — она наша ходатаица, помощница, наша надежда. Самые известные иконы этого типа: Тихвинская, Смоленская, Казанская, Грузинская, Иверская, Пименовская, Троеручица, Страстная, Ченстоховская, Споручница грешных. Любовь — иконография Умиление или Елеуса — «милующая», как ее называют греки. Это наиболее лиричный из всех типов иконографии, открывающий интимную сторону общения Матери Божией со Своим Сыном. Иконографическая схема представляет фигуры Богородицы и Младенца Христа прильнувшими друг ко другу ликами. Голова Девы Марии склонена к Сыну, а Он обнимает Мать рукой за шею. В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица представлена не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении, в любви с Богом. Самые известные иконы этого типа: Владимирская, Донская, Корсунская, Федоровская, Почаевская, Взыскание погибших.

http://pravmir.ru/carica-neba-i-zemli/

В 2000-е годы храм отреставрировали, было благоустроено подворье. При храме действует Воскресная школа. В настоящее время в этом храме служит целый «собор” священнослужителей во главе с настоятелем и благочинным Аксайского округа — протоиереем Александром Будковым. Святыни [ править править код ] Современный список Аксайской чудотворной иконы Божией Матери История Одигитриевского храма уходит в глубь веков и напрямую связана с событиями 1830 года в г. Аксае и чудотворной иконой Божией Матери Одигитрии (греч.- Путеводительницы). Явление иконы Одигитрии в станице Аксайской произошло в 1830 году. В августе началась страшная эпидемия холеры, умирали в каждом почти доме, нигде не было спасения. После обретения Аксайской иконы Божией Матери в заброшенном доме, начался крестный ход с явленной иконой вокруг станицы, молебны служились непрерывно один за другим. Эпидемия прекратилась. В 1833 году Старочеркасский благочинный о. Иоанн Красовский донес Высокопреосвященному Афанасию, Архиепискому Донскому, о явлении в Аксайской станице иконы Божией матери Одигитрии и что благодатию от нее была прекращена холера. Донская духовная консистория предписала произвести подробное расследование происшедшего. Во избежание поклонения иконе как чудотворной до официального признания ее таковой, в 1832 году, по распоряжению Архиепископа Афанасия, Аксайская икона была перенесена из Аксайской Троицкой церкви в Новочеркасский Вознесенский собор и оставалась в соборе до 1847 года. В течение 16 лет вопрос об иконе не решался и многие забыли о ней. В 1847 году на Дону снова появилась холера. Особенно она свирепствовала в Аксайской станице, в день умирало по 100 человек. В это же время шло строительство Ольгинской дамбы, среди рабочих возникла паника, они требовали расчета, но, не получив, многие бежали, бросив и деньги и паспорта. Для усмирения этих рабочих прибыл начальник Войскового штаба генерал М. Г. Хомутов. Двенадцать выборных от станичного общества обратились к Хомутову с просьбой о возвращении Аксайской иконы Одигитрии в станицу.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_иконы_Бож...

     Пошли искать храм.      За первым, который нам показался основным, оказался второй собор больших размеров.      Догадываемся, что в нём, наверное, и проходят главные службы. Так и оказалось. Дверь открыта, до начала вечерни ещё несколько минут. Мы заходим, никто нам не препятствует. В храме просторно, даже очень. По стенам иконы, в киоте слева от иконостаса чудотворный образ Одигитрии. Помолились Богородице, подошли к другим иконам. Уже когда начали выходить наружу, прозвучал первый глас колокола. Созывали на службу. Монастырь Ксенофонт (греч. Μον Ξενοφντος) - (Основан в Х веке греческим вельможей Ксенофонтом, от имени которого и получил своё название. Соборный храм монастыря Св. Георгия построен в 1809-1819 гг. на пожертвования братии монастыря Филофей и является самым большим на Афоне) Среди святынь монастыря находятся части мощей великомученицы Марины, святого Модеста, Иакова Персянина, священномученика Харалампия, великомученика Пантелеимона, мученицы Параскевы Особо почитаемые иконы Икона Богородицы Одигитрия (Путеводительница)      Икона Преображения Господня        Очень редкая в своём роде икона XIIIb, написана восковыми красками на стеарине. Икона Святого Георгия      Икона XIb, находится в Соборном храме, с левой стороны от иконостаса. Задняя часть иконы обгорела. Согласно преданию, иконоборцы бросили эту икону в костёр, но, к счастью, один православный спас её и бросил в море для того, чтобы потушить пламя. По промыслу Божьему икона приплыла в монастырь Ксенофонт. На подбородке Святого видна рана, которую нанёс ножом иконоборец, и из которой, соглано преданию, «потекла чистая кровь, как будто из живого тела». Икона Святого Димитрия Мозаичная икона X в., находится в Соборном храме, справа от иконостаса. Предполагается, что икона ранее была частью одной из мозаик. Комментарии Всего комментариев: 1 2013/11/07, 21:49:10 Слава Богу. Афон живет, Афон молится, в том числе и за нас грешных, живущих в этом жестоком и лицемерном мире. Афон все тот же чистый и живительный источник Православной веры.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=1632

…тургеневский «Фауст»…  – Повесть Ивана Сергеевича Тургенева (1818–1883) «Фауст. Рассказ в письмах» (1856) посвящена теме трагизма любви и крушения индивидуализма. В ней нашли отражение принципиальные расхождения Тургенева со взглядами Гете и его «Фаустом», впервые высказанные в статье о русском переводе шедевра немецкого классика (см.: Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем: в 30 т. Сочинения. Т. 1. М.: Наука, 1978. С. 197–235). А «Обрыв» явно за частоколом…  – Имеется в виду роман Ивана Александровича Гончарова (1812–1891) «Обрыв». Упоминаемые далее Марк Волохов и Вера – герои этого романа. «Господи, хорошо нам здесь быть… Сделаем здесь три кущи…» – Цитата из Евангелия от Матфея (гл. 17, ст. 4); эти слова говорит апостол Петр Иисусу Христу после Его Преображения на горе Фавор. …губернаторский дом, где некогда Смирнова принимала Гоголя.  – К губернаторше Александре Осиповне Смирновой-Россет (1809–1882) Н. В. Гоголь приезжал погостить много раз, а в июле 1849 г. он провел здесь три недели, редактируя второй том «Мертвых душ». …за Одигитриевской и древним жилищем Марины Мнишек…  – Памятник XVII b. Одигитриевская (греч. одигитрия – путеводительница) церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери. Польская авантюристка Марина Мнишек (ок. 1558 – ок. 1614), по преданию, скрывалась в Калуге вместе с Лжедмитрием II (?-1610) в доме Коробовых. …знаменитый бор, что идет к Полотняному Заводу Гончаровых – Имеется в виду фабрика по изготовлению парусных полотен в селе Полотняный Завод (в окрестностях Калуги), принадлежавшая родственникам жены А. С. Пушкина. Поэт побывал здесь дважды: в 1830 и 1834 гг. Государь скончался!  – Император Александр III скончался 20 октября 1894 г. В этот же день на престол вступил Николай II. …слушал Стороженок и Ключевских…  – Николай Ильич Стороженко (1836–1906) – литературовед, исследователь Шекспира и его эпохи; профессор Московского университета. Василий Осипович Ключевский (1841–1911) – выдающийся историк; профессор Московского университета. «Гаудеамус» (лат. gaudeamus – будем радоваться) – известная со средних веков студенческая песня на латинском языке.

http://azbyka.ru/fiction/puteshestvie-gl...

Адрес: ул. Карла Маркса, 1, Волгодонск, Ростовская обл., Россия, 347360 Телефон: +7 863 925-22-82 Подробнее... Церковь Николая Чудотворца (Таганрог) [ править править код ] Свято-Никольский храм города Таганрога был воздвигнут в честь победы русского флота над турецким в войне 1768-1774 годов. В 1777 году главнокомандующий Азовской флотилией и Таганрогским портом контр-адмирал Федор Алексеевич Клокачев обратился с ходатайством к архиепископу Славенскому Евгению о разрешении постройки храма во имя Святителя Николая в так называемых морских кварталах г. Таганрога. Место для постройки храма было выбрано не случайно. Как известно, на Руси во все времена наши благочестивые предки стремились воздвигать храмы на самых лучших участках земли. О том, что место, на котором построен Никольский храм, было именно таковым свидетельствует тот факт, что именно здесь в своё время располагал свою палатку император Петр Первый, когда приезжал на Таганий Рог выбирать место для нового военно-морского порта и крепости. Постройка продвигалась быстро и в 1778 году церковь была освящена. Адрес : ул. Шевченко, 28, г. Таганрог, Ростовская область, 347922 Телефон: +7 (8634) 361-557 Подробнее... Храм иконы Божией Матери " Одигитрия " (Аксай) [ править править код ] История этого замечательного храма уходит в глубь веков и напрямую связана с событиями 1830 года в г. Аксае и чудотворной иконой Божией Матери Одигитрии (греч.- Путеводительницы). В 1830 году, во время распространения холеры на Дону, по видению женщине произошло явление иконы произошло в станице Аксайской (ныне город Аксай). Слух о чудотворной иконе распространился среди местных жителей. С иконой для избавление от холеры местные жители совершили крестный ход, который возглавил священник Тимофей Попов; сама икона была помещена в Троицкой церкви станицы. Адрес: Россия, Ростовская область, г. Аксай, ул. Гулаева, 66 Телефон: 8(86350)5-46-94 Подробнее... Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы (Ростов-на-Дону) [ править править код ] Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы

http://azbyka.ru/palomnik/Ростовская_обл...

Обручение – обряд церковный, предваряющий совершение таинства брака и состоящий в том, что после молитвенного обращения к Богу, да ниспослет Он обручающимся друг другу любовь совершенную, мирную, единомыслие и твердую веру, непорочное жительство и ложе нескверное, священником, держащим в руках перстень или кольцо, троекратно благословляются обручающиеся каждый отдельно и затем кольцами теми трижды меняются друг с другом. В большинстве случаев непосредственно за сим обрядом следует и обряд венчания. Обет – обещание. Так называются обещания, добровольно даваемые христианином или в благодарность Богу и святым Его за полученное благодеяние или как искупление за собственный грех . Таковы обеты: совершать путешествия в известные святые места, раздать такое-то количество имущества бедным, в такие-то дни поститься и проч. Оглашение (перевод греч. слова κατχησις – ощущение, производимое сильным звуком на ухо). Оглашением называется 1) изустное наставление в истинах христианской веры, преподаваемое готовящимся ко св. крещению и 2) церковный обряд, совершаемый над приступающими к таинству крещения, в котором (обряде) читаются молитвы о приступающем ко крещению. произносятся заклинания на диавола и всю силу его, при чем приступающий ко крещению отрицается сатаны, сочетавается Христу и исповедует свою веру чтением Символа Веры . Оглашенный-ые. Так в первые века христианства назывались те из язычников и евреев, кои, изъявив желание принять веру Христову, под руководством священников, епископов и других учителей (катихизаторов) готовились к принятию святого крещения чрез ознакомление с истинами веры и нравственности христианской. Они могли присутствовать при всех общественных церковных Богослужениях кроме той части литургии, на которой священнодействуется высочайшее таинство Тела и Крови Христовых, т. е. до возгласа диакона или священника: „Елицы оглашении изыдите» и проч. Одигитрия (от греч. οδηγω – веду по пути, значит путеводительница). Так называли Божию Матерь сперва греческие мореходы, ставившие икону ее на кормах своих судов в знак своей уверенности, что эта призываемая ими Путеводительница управит их путь к желанной цели их плавания. Для христиан Божия Матерь есть действительно истинная Путеводительница к жизни святой и спасению, как родившая Христа, Который есть истинный Путь к жизни вечной. В русской церкви совершается празднество во славу Пресвятой Богородицы, яко Путеводительницы, 28 июля в день явления ее иконы Смоленской.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

9 ...Ияковля лствица утвердися, Богу хотящу по ней снити... – Образ «лествицы», виденной Иаковом, по которой нисходили и восходили ангелы ( Быт. 28:12 ), является одним из прообразовательных символов таинства снисхождения Сына Божия на землю через воплощение от Святой Богородицы. 13 ...бряцая в гусли... – Словом «гусли» здесь назван музыкальный инструмент древних иудеев псалтирь. 14 ...«Слыши, дщи, и виждъ, и приклони ухо твое!» – Пс. 44, 11 . В этом псалме пророк Давид изображает великую Царицу, чей образ является пророчеством о Божией Матери: «Предъста Царица одесную Тебе, в ризахъ позлащенных одянна и преиспещрена. Слыши дши и виждь и приклони ухо твое, и забуди люди твоя, и домъ отца твоего...» ( Пс. 44, 10–11 ). 15 Одигитрия – (греч. «Путеводительница») – икона Пресвятой Богородицы, написанная, по преданию, евангелистом Лукой, которая хранилась в Константинополе и была одной из главных святынь Византии. Название иконы связано с чудом исцеления от святого источника двух слепцов, которых к нему проводила Божия Матерь («Путеводительница»). Для икон Одигитрии, известных во множестве списков, характерны некоторые общие черты: положение Богородицы фронтальное, ее правая рука покоится на уровне груди и перстами указывает на Младенца (как на «путь» – Ин. 14:6 ), а левой рукой она придерживает Младенца; Божественный Младенец, слегка обернувшись к Матери, правой рукой благословляет, а в левой держит свиток; взгляды Богоматери и Младенца направлены на молящегося. К иконографическому типу Одигитрии принадлежит и чудотворная Казанская ико-на Божией Матери. 16 Понеже убо человческий род обыче... милостивно нас присщая! – Весь этот большой фрагмент текста, состоящий из трех абзацев, является почти дословным заимствованием из вступительной части Похвального слова на Покров Пресвятой Богородицы Пахомия Серба (см. наст. изд., т. 12, с. 54). Это наблюдение принадлежит А. Эббингхаузу (Die altrussichen Marienikonen-Legenden. S. 219). 17 ...«Броздами и уздою... не приближающимся к Теб многи раны». – Пс. 31,9 . Цитируя этот стих, автор допускает неточность в членении текста псалма на отдельные смысловые отрезки, смещает границы между 9-м и 10-м стихами, которые в Псалтыри выглядят следующим образом: «Не будте, яко конь и мьскъ, имъже нсть разума; броздами и уздою челюсти ихъ востягнеши, не приближающимъся къ Теб.//Многи раны гршному, уповающаго же на Господа милость обыдетъ» ( Пс. 31:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010