В Уставе сырная седмица и Великий пост не противопоставлены другу другу. Пост не обрывает, а продолжает Масленицу, органично вытекает из нее. В Православии Великий пост — не мрачное, безрадостное время, придуманное специально, чтобы помучить верующих долгими службами и отсутствием скоромной пищи. Пост святые отцы называют духовной весной, когда человек пробуждается от спячки, стряхивает зимний морок, использует отведенное время, чтобы заняться собой, очиститься, активно и деятельно покаяться, то есть — измениться. Это не унылая рутина, но настоящий духовный вызов, который человек добровольно принимает. А Масленица — предощущение этой весны. «Весну возвещающая приближися сия, ныне предочистительная седмица всечестная, священных постов, телеса и души всех просвещающая» — поет Церковь в понедельник сырной седмицы. Если подходить к Масленице с этой точки зрения — не как к антониму Великого поста, а как к «светлому предпразднству воздержания, светлому предпутию» (1-я песнь канона утрени сырного понедельника), то и народные традиции Масленицы, связанные с едой и общением, можно использовать для духовной пользы. Например, поход к теще на блины в среду и ее ответный визит в пятницу, совместный стол с родственниками мужа в субботу, а также прочие встречи с людьми — хороший повод укрепить добрые отношения, примириться, если раньше в отношениях были какие-то шероховатости, простить, преподнести подарок, проявить участие и любовь, помочь. Не случайно в церковном календаре сырную седмицу открывает воскресное богослужение, за которым читается евангельская притча о Страшном суде, где главным критерием праведности выступает не уход в себя, а деятельная любовь к людям и милосердие. А завершает ее Прощеное воскресенье, к которому мы призваны подойти, не имея в душе зла и обиды на других людей. И конечно, было бы здорово в один из вечеров Масленой недели выбраться в храм на вечернее богослужение, послушать удивительные тексты, исполненные одновременно и сокрушения о грехах и радостного ожидания духовного обновления. Все это поможет осознанно провести Масленицу и очень естественно, без сожаления об оставшихся блинах и сметане, начать и прожить Великий пост, цель которого, как писал протопресвитер Александр Шмеман, «не в том, чтобы принуждать нас к известным формальным обязательствам, но в том, чтобы “смягчить” наше сердце так, дабы оно могло воспринять духовные реальности, ощутить скрытую до тех пор жажду общения с Богом».

http://foma.ru/kak-nuzhno-provesti-masle...

Церковь , как чадолюбивая матерь, молится об умерших, дабы купно с нами и они стали одесную Судии. Притом в пост, когда Церковь творит моление об умерших реже, нежели в иные дни года, этим молением о них в субботу мясопустную как бы восполняется поминовение их. В эту субботу Церковь , по своему человеколюбию, особенно молится о тех умерших, кои «узаконенных псалмов и песнопений памяти не получили». В субботу же, а не в другой день, перед мясопустною неделею полагается моление об упокоении душ потому, что во все седмицы года поминовение усопших бывает преимущественно по субботам. День субботы, день покоя, по самому своему значению есть наиприличнейший для моления упокоить умерших со святыми. Служба в мясопустную субботу совершается такая же, как и в субботу перед праздником Пятидесятницы, с тем только различием, что в мясопустную субботу поются песнопения Октоиха из рядового гласа, а в субботу перед Пятидесятницею – непременно 6 гласа. После молитв за умерших св. Церковь перед Великим постом, в неделю (воскресение) мясопустную, воспоминает о Страшном суде. Это делается для того, чтобы грешники в надежде на неизреченное человеколюбие Божие не предались беспечности о своем спасении. Св. Церковь раскрывает, что Господь Бог сколько милосерд, столько же и правосуден, что будет Страшный суд, на котором Он воздаст каждому по делам его. После недели мясопустной следует седмица сырная, сыропустная, в которую перед Великим постом прекращается вкушение сыра 59 . Неделя же (воскресение), следующая за этою седмицею, носит название «сыропустной», «сыропуста» – сыра отпуст, прекращение. Во все дни сырной седмицы поются особые песнословия, пения приготовительные к посту. Падение Адама, указующее нужду в посте, воспоминается в неделю (воскресение) сырную во всех песнях последования. Оно же приводится на память и в последованиях сырной седмицы, в некоторых песнях и молитвах. В среду и пяток сырные полагается служба, подобная великопостной. Литургии в среду и пяток сырные не бывает. На вечерне, утрени, часах положены великие поклоны с молитвою «Господи и Владыко живота моего».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В храмах начинают совершать великопостные службы . В среду и пятницу не совершается Божественная литургия, читается великопостная молитва святого Ефрема Сирина : «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси вовеки веков. Аминь». Эта молитва многократно повторяется за всеми великопостными богослужениями. Последнее воскресенье перед началом Великого поста называется Церковью Неделей сыропустной (именно в этот день заканчивается употребление в пищу молочных продуктов), или Прощеным воскресеньем . В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно просят друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними. Читайте также — Как проводят Масленицу в семьях священников? От язычества к христианству, или Как провести Масленицу в 2024 году: Празднование Масленицы — древняя традиция на Руси, которая пришла из времен до Крещения Руси. Важным элементом этого празднования обычно является и языческая традиция — сжигание чучела зимы. К христианству этот обряд не имеет никакого отношения. Сжигают чучело, чтобы отметить наступление весны, и это символизирует жертвоприношение. Но таких масленичных обрядов нет в христианстве, для верующих Масленица — это преддверие празднования Пасхи, которая в 2024 году выпадает на 5 мая. Сама же Сырная седмица праздником не является. Православные в дни Масленицы тоже могут печь блины, приглашать друг друга в гости, но веселые проводы зимы не сопровождаются сжиганием чучела, потому что христиане в эти дни готовятся к Великому посту. И, хотя во многих веселых народных традициях нет ничего плохого, древние славянские обычаи сжигания чучела не входят в их число. По уставу Церкви в эти дни уже нельзя вкушать мясо, но еще можно молочные продукты и рыбу. Сырная седмица — это светлое предчувствие поста. Неделя завершается Прощеным Воскресеньем, когда мы просим прощения у Бога и у близких за свои грехи, ошибки и слабости. Впереди — Великий пост, время подготовиться к Пасхе и к победе над смертью. Войти в это время лучше без ропота, без душевных обид. И это время должно стать тихим размышлением, в храмах уже идут службы, которые готовят людей к посту, а широкие масленичные гулянья лучше оставить. Для христиан Праздник Праздников — это Пасха. Традиция печь блины допустима, потому что молочные продукты на Сырной неделе не запрещены, но время проводов зимы для верующих — это время вступления в дни Великого поста.

http://pravmir.ru/maslenica-v-2024-godu/

9 марта. Вселенская родительская суббота Смысл названия Церковь молится о христианах, отошедших в Вечность, а особенно — о людях, умерших насильственной смертью и не получивших обычного отпевания. Богослужебные особенности Богослужение поминальное, совершается лишь несколько раз в году. Обилие заупокойных текстов, но они не унылые, а радостные, исполненные надежды на всеобщее воскресение. 10 марта. Неделя о Страшном Суде. Мясопустная Смысл названия На Литургии читается отрывок Мф 25:31-46. Верующим напоминается о втором пришествии Христа и предстоящем Страшном суде . Цикл Евангелия Великого поста: евангелие о Страшном суде Богослужебные особенности На Всенощном бдении поются сугубо великопостные тексты из Покаянного канона Андрея Критского — «Помощник и Покровитель...». Подготовка к посту подходит к своему завершению. Богослужение пронизано идеей всеобщего ответа за все свои поступки перед Богом. Постовые предписания Заговенье на мясо. Последний день перед Пасхой, когда на трапезе разрешается мясо. 11 — 16 марта. Сырная седмица. Масленица Богослужебные особенности Молитвы из Постной Триоди употребляются каждый день. В среду и пятницу Литургия не совершается, в эти дни впервые читается молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего» , которая является одной из важнейших молитв поста. Постовые предписания Нет пищевых ограничений на вкушение яиц, молочных продуктов — сыра, масла, сметаны, а также — рыбы. Но мясо уже нельзя. Отсюда и название. 17 марта. Неделя сыропустная. Прощеное воскресенье. Воспоминание Адамова изгнания Смысл названия На Литургии читается отрывок Мф 6:14—21, в котором Христос говорит о необходимости прощать всех. Ключевая идея — тоска по раю, который был утрачен людьми после грехопадения Адама. Цикл Евангелия Великого поста: евангелие Прощеного воскресенья Богослужебные особенности После вечерни (в приходской практике иногда этот чин совершают после Литургии) совершается чин прощения: подобно древним монахам, люди просят друг у друга прощения за все обиды, дабы с мирной душой войти в пост. Последний раз поется 136-й псалом «На реках Вавилонских». В текстах службы отчетливо звучит напоминание о цели предстоящего поста — встрече Пасхи . На вечерне священники переоблачаются в одеяния черного цвета. Постовые предписания

http://foma.ru/velikiy-post-podgotovitel...

Во многие из этих примет люди верят до сих пор. Россияне о масленице. Опросы Согласно данным опроса ВЦИОМ за февраль 2019 года, на этой неделе большинство россиян (91%) едят блины, 78% просят прощения у близких и 68% ходят в гости. 40% опрошенных сообщили, что будут участвовать в масленичных гуляньях, а 56%, напротив, не собираются этого делать. Сжигать чучело Масленицы собираются только 30%, тогда как большинство — 67% не намерены участвовать в этом обряде. В прошлом году, как показал опрос, в народных гуляниях участвовали менее половины респондентов (46%), а в сжигании чучела — 39%. Масленица и христианство В христианстве масленица не относится к церковным праздникам. У Сырной седмицы совсем другой смысл. Христианам чужды разгулы, обжорства и тем более сжигание чучела. Святитель Тихон Задонский говорил: «Кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина». В Книге Правил, являющемся одним из основополагающих ориентиров для каждого христианина, существует немало определений, прямо запрещающих участие в каких-либо ритуальных, языческих священнодействиях и празднествах. Так, например, 61е правило 6го Вселенского Собора (VII век) со ссылкой на Священное Писание говорит о том, что тех, кто придается языческим суевериям и разного рода культам, следует либо отлучать на очень длительное время от церковного общения, либо, в случае неисправимости человека, вообще извергать из Церкви. Похожие строгие меры предусмотрены и другими церковными правилами: 65е правило того же Вселенского Собора, 24е правило Святого Поместного Собора Анкирского, 36е правило святого Поместного Собора Лаодикийского, а также 7е, 65е, 72е, 81е, 83е правила святителя Василия Великого и 3е правило святителя Григория Нисского . Получается, что компромисс между христианством и язычеством никак невозможен, в противном случае христиане перестанут быть самими собой. Что же касается некоторых народных традиций (например, есть блины на масленицу), то Церковь не осуждает тех благочестивых обычаев, которые сложились в истории различных народов и не связаны сегодня в народном сознании с магией или оккультизмом. Церковь благословляет все добрые порывы в жизни людей, стараясь дать им нужное спасительное направление. Именно по этой причине и освящают плоды нового урожая, жилища людей и совершают молебны на начало доброго дела. Но в учении Церкви нет ни сельскохозяйственного культа, ни культа жилища, рода, рожениц и скота. Православная Церковь о праздновании масленицы

http://sueverie.net/maslenica-ili-syrnay...

Однако в народе, главными атрибутами праздника всё же являются застолья и гулянья. Прощаясь на семь недель со скоромной пищей (а кто-то и не прощаясь вовсе) за семь дней праздника люди стараются наесться молочными продуктами, яйцами, рыбой и, конечно, блинами. Проводы масленицы. Приметы Поскольку масленица пришла из язычества, она сохранила некоторые его элементы. Так, издревле в последний день масленичной недели происходил ритуал проводов масленицы, который в разных губерниях России заключался как в сожжении чучела Масленицы, так и в его символических похоронах. Это должно было символизировать окончание зимы и начало весны. Чучело наряжали в женские одежды, в руки давали блин. Куклу ставили посреди деревни и там и сжигали. По свидетельству историков, сожжение чучела было традиционно для северных, центральных и поволжских губерний. В костёр с горящим чучелом бросали традиционную поминальную пищу (блины, яйца, лепёшки). В южнорусских, среднерусских, западных губерниях был распространён ритуал похорон масленицы. Его участники носили по деревне чучело в корыте, люльке или специальном ящике-гробе. В ряде случаев такое прощание с Масленицей приобретало черты масленичного поезда, где чучело помещали в сани, которые часто везли не лошади, а мужчины. После её сжигали по поверьям, что это принесёт хороший урожай. Поскольку Масленица в целом во многом представляет собой «праздник обновления», с этим были связаны некоторые приметы. Например, если накануне масленицы шел дождь, то осень обещала быть полна грибов, а если мороз — лето будет не жарким и урожай будет хорошим. Также считалось, что чем больше блинов в доме испекут на масленицу, тем богаче станет в доме, а если испекут мало блинов, то и урожая не будет. Из других примет — если на масленицу идет снег — будет урожай гречки. Если блины получаются красивые и пышные — то и год будет благополучный и богат на урожай, а если прилипают — к неприятностям. Кто на масленицу скупится на угощения, тот за год разорится. Если на масленицу выкинуть старые вещи, то появятся обновки. На масленицу старое простить — в жизнь новое пустить.

http://sueverie.net/maslenica-ili-syrnay...

Поскольку эта неделя – подготовительная перед Великим постом , хотелось бы напомнить о том, что обычно сопутствующее ей веселье не должно превышать допустимых пределов, и само празднование не должно превращаться в злоупотребление, служить поводом для греха. Масленица 2016: истоки В языческих представлениях наших далеких-далеких предков Масленица была праздником проводов зимы и встречи весны. Зима уходила безвозвратно, навстречу шла весна, новое время года, время обновления природы, обновления чувств. В языческом мире славян этот праздник особенно ярко отмечался в народной среде: проводились широкие гуляния, водили хороводы, сжигали чучело «масленицы», совершались обряды, имеющие прямое отношение к язычеству. После христианизации Руси с X -го века Церковь непрестанно боролась с этими проявлениями. С тех пор прошли века, но народные представления о Масленице сохранили некоторые элементы дохристианских верований. Во многих местах по-прежнему на Масленицу жгут соломенное чучело. Хотя участники этого действа и не относятся к нему как к языческому обряду, я хотел бы предостеречь православных людей от участия в подобном «веселье». Масленица Масленица 2016 и Великий пост Необходимо помнить о том, что Сырная седмица готовит нас к Великому посту – времени покаяния, размышлений о жизни человека, о том, что нам еще предстоит сделать для своего духовного совершенствования, чтобы омолодиться душой… Великий пост – время напряжения духовных сил, стяжания добродетелей. Поэтому во время широких гуляний на Масленицу нужно опасаться того, как бы они не помешали подготовке к посту. Всякое злоупотребление отдаляет человека от Бога и от приобретения тех качеств души, к которым стремится христианин. – Власти обещают многочисленные гуляния на масленицу. Можно ли участвовать в них православным? – Никто не говорит, что надо вообще не посещать эти гуляния, или идти туда, но с постным лицом. Для христианина допустимо веселие. Другое дело, чтобы предлагаемая индустрия увеселений не навредила душе человека. Мы же знаем, каким бывает развлечение, выходящее за всякие рамки: употребляется большое количество алкоголя, что влечет к неблаговидным, а часто и безнравственным поступкам, греху.

http://pravmir.ru/maslenica2016/

Строгие дни: все среды и пятницы поста, первая, четвертая (Крестопоклонная) и последняя (Страстная) седмицы. 7) Оформляем подготовительные седмицы. Чуть выше первой из них наклеиваем или рисуем иллюстрацию к притче о Мытаре и фарисее. Следующее воскресенье посвящено притче о Блудном сыне (мы наклеили репродукцию с картины Рембрандта). Затем следует неделя о Страшном суде (можно распечатать и наклеить репродукцию иконы). Сырная седмица заканчивается Прощеным воскресеньем, в этот день вспоминается изгнание Адама и Евы из рая (мы использовали репродукцию с гравюры Гюстава Доре, изображающей это событие). Если на подготовительные седмицы попадают непереходящие праздники (например, Сретение), также выделяем их. Не забываем обозначить мясопустную родительскую субботу (мы нарисовали горящую свечу). При желании можно указать народное название для каждого дня масленицы, наклеить фотографии блинов. 8) Выделяем важные дни Великого поста. Первые четыре дня, в которые читается Великий Покаянный канон Андрея Критского, мы отметили раскрытой книгой со свечой. Такой же значок рисуем в клеточке среды пятой седмицы, когда на вечерне совершается Стояние Марии Египетской. Изображаем зажженную свечу в клеточках родительских суббот: второй, третьей и четвертой седмиц. В субботу первой седмицы совершается празднование великомученику Феодору Тирону — этот день можно украсить иконой или изображением колива. Первое воскресенье Великого поста посвящено празднованию Торжества Православия. Тут уместно наклеить репродукцию иконы или вырезать из золотой бумаги главку православного храма с крестом. Неделю Григория Паламы мы обозначили символическим изображением нетварного Света, о котором учил святитель. Неделя Крестопоклонная, бесспорно, должна быть отмечена изображением креста. Сразу же расскажите детям о традиции празднования, чтобы они ожидали этого дня. Неделю Иоанна Лествичника украсим символическим изображением лестницы. В Лазареву субботу уставом разрешено употребление икры, поэтому можно изобразить ее. Или вырезать из прошлогоднего настенного календаря икону Воскрешения Лазаря и наклеить в соответствующую клеточку.

http://pravmir.ru/kalendar-na-velikij-po...

И глаголемъ Исполнихомс затра млти твое, гди: И повторемъ самогласенъ. И бди свтлость гда бга нашег: И мчнченъ: Гди, въ памти стыхъ твоихъ, вс тварь празднетъ, небеса радютс со агглы, и земл веселитс съ человки: тхъ млтвами помилй насъ. Слава, и нын, кртобгородиченъ: вид всечта теб на крт повшена, плачщи мтрски: сне мой и бже мой, сладчайшее мо чадо, как терпиши страсть поносительню; Таже, Блго И тристое.Тропарь: Въ храм стоще: Гди, помилй, м. И глаголетс сщенника: Сый блгословенъ хртосъ бгъ нашъ, всегда, нын и присн и во вки вквъ, аминь. Нбный црю: И творимъ тр поклоны и глаголемъ тайн млтв прпбнаг тца нашег срина: Гди и влко живота моег: И прочее. И творимъ и прочы поклоны. Совокплемъ же и первый часъ, к бычно: по бычныхъ же поклонхъ чтемъ прпбнаг тца нашег еодра Таже, пстъ. Въ тойже птокъ сырный поемъ часы съ поклны, коже и въ сред влено На час поемъ тропарь пррочества, гласъ и: Даждь намъ помощь печали, гди, и спси ны, рождейс двы, члвколюбче. Повторюще тойже. гласъ а, аломъ лв: Бди, гди, млть тво на насъ, коже уповахомъ на т. Радйтес, гд, правымъ подобаетъ похвала. Пррочества [Глава и, ст. Сице глаголетъ гдь вседержитель: с азъ спс люди мо земл восточны и земл западны. И введ ихъ [въ землю ихъ], и вселюс посред и бдтъ м въ люди, и азъ бд имъ въ бга во истин и въ правд. Сице глаголетъ гдь вседержитель: да укрптс рц васъ слышащихъ во днехъ сихъ словеса устъ прроческихъ, негже дн сновас храмъ гда вседержител, и церковь нелже создас. Зан прежде дней нхъ мзда человкмъ не б во успхъ, и мзда скотмъ не бше, и исходщем и входщем не б мира печали. И послю вс человки, коегождо на искреннго своего. И нын не по нмъ азъ сотворю станк людей сихъ, глаголетъ гдь вседержитель. Но покаж миръ: дастъ плодъ свой, и земл дастъ жита сво, и небо дастъ рос свою, и наслдити сотворю станкмъ людей моихъ сихъ вс И бдетъ, к бсте въ клтв во зыцхъ, доме и доме так спс вы, и бдете въ дерзайте и укрплйтес рками вашими. Зан сице глаголетъ гдь вседержитель: коже помыслихъ вы, внегда прогнваша м тцы ваши, глаголетъ гдь вседержитель, и не раскахс: так уставихъ, и умыслихъ бо дни добро сотворити и дом дерзайте. словеса, же сотворит: глаголите истин искреннем своем, истин и сдъ миренъ сдите во вратхъ вашихъ. И искреннг своег не помышлйте въ сердцахъ вашихъ, и клтвы лживы не любите: зан вс возненавидхъ, глаголетъ гдь вседержитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Напоминая о Страшном Суде, Церковь призывает христиан «алчущих напитать, жаждущих напоить, нагих одеть, странников ввести в свой дом, больных и заключенных посетить». Именно нравственный призыв к доброделанию является главным содержанием слов Иисуса Христа о Страшном Суде, читаемых за литургией (см.: Мф. 25:31–46 ). И именно наличие или отсутствие добрых дел по отношению к ближним будет тем критерием, по которому овцы будут отделены от козлищ. Напоминание о Страшном Суде является также призывом к покаянию, необходимому перед приближением Великого поста: Триодь постная. Неделя мясопустная. Вечерня. Стихира на стиховне. Увы мне мрачная душе, доколе от злых не отреваешися? Доколе унынием слезший? Что не помышляеши о страшном часе смерти? Что не трепещиши вся Страшнаго Судища Спасова? Убо что отвещаеши? или что отречеши? Дела твоя предстоят на обличение твое, деяния обличают клевещуща. Прочее, о душе, время наста: тецы, предвари, верою возопий: согреших, Господи, согреших Ти... Увы мне, омраченная душа. До каких пор не отказываешься от зла? Доколе рыдаешь в унынии? Почему не думаешь о страшном часе смерти? Почему не трепещешь вся перед Страшным Судом Спасителя? Что ответишь или чем отговоришься? Дела твои предстоят на обличение твое, деяния твои обличают твою ложь. Итак, душа, настало время: беги, пока не поздно, и с верой воззови: согрешила, Господи, согрешила пред Тобою... Неделя о Страшном Суде в церковном Уставе называется также Неделей мясопустной, потому что это последний день, когда Устав разрешает вкушать мясо. Со следующего дня наступает седмица сырная, когда в пищу можно употреблять яйца и молочные продукты. Богослужение в среду и пятницу сырной седмицы совершается по образцу великопостного, с поклонами и молитвой преподобного Ефрема Сирина . Литургия в эти два дня не совершается. В среду сырной седмицы поется стихира, возвещающая приближение Великого поста: Триодь постная. Среда сырная. Вечерня. Стихира на стиховне. Возсия весна постная, цвет покаяния, очистим убо себя, братия, от всякия скверны, Светодавцу поюще рцем: Слава Тебе, Едине Человеколюбче. Наступила весна поста, цветение покаяния; очистимся, братья, от всякой нечистоты, воспевая Подателю света: слава Тебе, Единый Человеколюбец.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010