Разделы портала «Азбука веры» Масленица – 1) восточнославянский народный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим Постом ; 2) народное название Сырной седмицы . Для православных христиан Сырная седмица, масленица – неделя постепенной подготовки к посту. Б.М. Кустодиев «Масленица». 1919. Считается, что аналогом славянской Масленицы у западноевропейских народов является карнавал или мясопуст. Празднование масленицы при­уро­чено к на­ча­лу Ве­ли­ко­го по­ста, и длится неделю, пред­ше­ст­вую­щую посту. Нередко празднование Масленицы совершается с нарушением подлинно христианских представлений об образе подготовки к Великому посту, сопровождается раз­нуз­дан­ностью, сомнительными игрищами (прыжками через костёр, сбрасыванием с горы горящего колеса и пр.), чрезмерным весель­ем, непристойными пес­ня­ми и тан­ца­ми, обиль­ным потреблением пищи. Нередко наи­бо­лее раз­гуль­ным ха­рак­тером отличаются празднования, совершаемые в по­след­ние масленичные дни. Масленица – это языческий праздник? Среди дореволюционных и советских исследователей было распространено мнение, что традиция праздновать Масленицу восходит к языческим временам дохристианской Руси. Известна версия, согласно которой, у балтийских славян была богиня зимы и смерти Марена (Морана), чучело которой якобы уничтожалось во время весеннего празднования в знак победы над ней. Такую версию можно встретить и в дореволюционной православной литературе (например, у протоиерея Григория Дьяченко ), однако представление о такой богине у славян не подтверждается историческими данными. Одно из популярных толкований масленицы, как праздника проводов зимы у древних славян, является не более чем догадкой, которая не имеет серьезных оснований. Против этого толкования говорит, в частности, то, что масленица каждый год отмечается в разные даты (с разбросом дат вплоть до месяца). Кроме того, масленица исторически сначала встречалась, а в конце недели – провожалась. Слово «масленица» впервые упоминается в XVI веке в дипломатической переписке Ивана Грозного. Масленица была народным празднованием периода подготовки к Великому посту, которое не во всем соответствовало нормам христианского благочестия. Как было отмечено выше, подобное празднование было известно и у других народов (хотя на Руси оно отмечалось с особенным размахом). Однако версия о языческом происхождении масленицы не имеет серьезных оснований.

http://azbyka.ru/maslenica

Традиция Масленицы или Сырной седмицы в Византии 10 марта 2021 г. 14:33 В «Журнале Московской Патриархии» опубликована статья профессора Московской духовной академии игумена Дионисия (Шленова), посвященная Масленице ( 2, 2021 , PDF-bepcuя ). …Но в жизнь вечную ведущий узкий и скорбный путь возлюбившие, какового началом и первым этапом является пост, восхвалим с силою эту четыредесятницу постных дней (святитель Григорий Палама, гомилия 10, 2) Сегодняшний день — преддверие поста. Осквернившийся при входе недостоин войти во святыню (святитель Василий Великий. О посте, гомилия 2) …Сырная (седмица) — предтеча Великого поста (Евстафий Фессалоникийский. Об исправлении монашеской жизни, 66) Если постараться найти единую логику в трех эпиграфах к статье, то получится следующая картина. Великий пост, по святителю Григорию Паламе, — начало узкого пути в жизнь вечную, Масленица — «преддверие» (по святителю Василию Великому) или «предтеча» (по святителю Евстафию Фессалоникийскому) этого начала. Считается, что Масленица на Руси является своеобразной контаминацией христианских и языческих традиций. При этом акцент делается, как это ни парадоксально, на языческой обрядовой стороне. Вспоминают и про гуляния, и про блины, которые являются отголоском культа солнца. Вспоминают про культ Волоса, скотья бога, и его отражение в народных обычаях, связанных с памятью уже христианского святого Власия (11 февраля по ст. ст.) 1 . Исследователь XIX века И.Н. Божерянов достаточно характерно писал: «Итак, Масленица есть чисто русское детище…» 2 Прямое происхождение Сырной седмицы из Византии и то, как относились к ней сами византийцы, оказывается и ныне вне достаточного внимания. Наиболее подробные сведения по истории Масленицы в составе Постной Триоди содержатся у профессоров дореволюционных духовных академий Ивана Даниловича Мансветова (Московская духовная академия, МДА) и Ивана Алексеевича Карабинова ( Санкт-Петербургская духовная академия , СПбДА) 3 . О разных сроках Великого поста История происхождения Великого поста и подготовительного времени такова. Первоначально пост появляется для того, чтобы подчеркнуть событие Воскресения. Самый древний Пасхальный пост, установленный апостолами по заповеди Христа: поститься в тот день, когда отнимется у них жених (Мф. 9:15), — мог быть однодневным или двухдневным, о чем писал святой Ириней Лионский в письме к Папе Виктору: «По мнению одних, следует поститься один день, по мнению других — два дня, по мнению третьих — даже больше; некоторые продолжают пост сорок часов дня и ночи» 4 . Однако этот краткий пост было не так просто выдержать, поскольку он обозначал полное неядение.

http://patriarchia.ru/db/text/5782883.ht...

Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Подготовка к Великому посту начинается с   Недели о мытаре и фарисее и завершается Прощёным воскресеньем. Лестница Великого поста Структура  Великого поста  построена так, что каждая неделя поста имеет свой духовный смысл, свою духовную направленность. И человек, который посвящает свои время и силы от начала до конца великопостного периода, он действительно, как по лестнице духовного восхождения шаг ступенька за ступенькой приближается к тайне  Пасхи Христовой . протоиерей Алексий Уминский •   Неделя  о мытаре и фарисее  ( Лк.18:10–14 ) Седмица  «сплошная»   (нет поста в среду и пятницу). •   Неделя о блудном сыне  ( Лк.15:11–32 ). • Вселенская родительская (мясопустная) суббота. •   Неделя мясопустная  (последний день вкушения мяса), о Страшном суде ( Мф.25:31–46 ) Седмица сырная ( масленица ), «сплошная» •   Неделя сыропустная . Воспоминание Адамова изгнания.   Прощёное воскресенье  ( Мф.6:14–21 ) Богослужения Сырной седмицы являются подготовкой к Великому посту, поэтому в Православной Церкви дни сырной седмицы не являются праздничными в отличие от празднования народной масленицы. Про эту седмицу в богослужении говорится: «преддверие покаяния, предпразднство (πυοερτιον) воздержания, светлое предчувствие поста, седмица пред очистительная». Подготавливая верующих к длительному посту и объясняя его значение через богослужебные тексты, Православная Церковь учит, что пост всегда полезен, во время него ослабевают бесовские искушения, вместе с постящимся пребывают ангелы, поскольку с помощью поста человек очищается. Согласно Типикону, всю седмицу, включая среду и пятницу, разрешено есть рыбу, яйца, сыр, молочные продукты, но запрещено вкушать мясо во все дни этой седмицы; кроме того, в среду и пятницу рекомендован лишь один приём пищи вечером. Об истории поста в эту седмицу, то есть о причинах отказа от мяса, повествует Никифор Каллист Ксанфопул (XIV век) в Синаксаре Субботы сырной, который помещён в Постной Триоди: византийский император Ираклий I после шестилетней изнурительной войны с персидским царём Хосроем дал обет не вкушать мясо в последнюю седмицу перед Великим постом. Была одержана победа. Приняв благочестивый обет и ходатайство царя, Церковь ввела это в свой богослужебный устав. Категория: блюда из овощей Другие рецепты О постах и трапезах Популярное Сейчас в разделе 50  чел. Всего просмотров 4.5 млн. Всего записей 3742 ©2024 Азбука рецептов к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/recept/podgotovitelnyj-...

Разделы портала «Азбука веры» 21 Фев 2023 Масленицу в 2023 году празднуют 66% россиян, при этом 76% планируют печь блины, ещё 36% будут принимать гостей или ходить в гости, есть мясо и мясные продукты на Масленицу планируют 13%, передаёт «РИА Новости» со ссылкой на результаты опроса ВЦИОМ. «20 февраля в России отмечают начало Масленичной недели. Это один из самых массовых традиционных праздников — две трети россиян празднуют Масленицу (66%), среди них больше женщин (72%), чем мужчин (59%). Каждый третий признался, что не празднует Масленицу (31%)», — отмечается в исследовании. Из результатов опроса следует, что среди православных граждан отмечают Масленицу 77%, не отмечают 20%. При этом среди исповедующих ислам каждый пятый россиянин сообщил, что празднует Масленицу (20%), 79% этого не делают. На вопрос о том, почему россияне празднуют Масленицу, больше половины респондентов (62%) ответили, что это традиции, унаследованные от предков, ещё 17% ответили, что это проводы зимы и встреча весны, 8% — отдых и возможность отвлечься, 7% — веселье. При этом, как следует из исследования, 8% продемонстрировали религиозное понимание Масленицы, о языческих корнях праздника вспомнили всего 2%. Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник» был проведён 11 февраля 2023 года. В нём приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет. Напомним, Масленица — народное название Сырной седмицы. Масленица не исключает умеренного веселья, и в то же время она уже озарена приближением Великого Поста. Церковь иногда замещала языческие праздники христианскими, исключая языческий смысл и заменяя его новым, христианским содержанием. Так было и с Масленицей. Церковь приурочила её к последней подготовительной седмице (неделе) перед Великим Постом. Для православных Сырная седмица, Масленица — неделя постепенной подготовки к Посту. Другие новости Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 7  чел. Всего просмотров 426 тыс. Всего записей 3132 ©2024 Азбука новостей к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/news/dve-treti-rossijan...

Слово в Троицкую родительскую субботу Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные братья и сестры! Сегодня Вселенская родительская суббота. Это словосочетание вводит нас в таинство Церкви, ибо Церковь есть Собор. Церковь объединяет всех, кто вошел в нее и остался в ней – тех, кто жил в апостольское время, когда родилась Церковь, и в наше время. Разница только в том, что одни уже прошли спасительный путь и вошли в Царство Небесное, а нам еще предстоит, как членам Церкви воинствующей, еще спасаться, преодолевая свою немошь внутреннюю, преодолевая сопротивление диавола, и самое трудное, наверное, – сопротивление мира, который, по слову святого апостола Иоанна Богослова, во зле лежит. MP3 (MP3 файл. Продолжительность 17:12 мин. Размер 8.3 Mb скрыть способы оплаты Комментарии Иулиания 17 февраля 2017, 20:51 Елене М: последний мясной день - 19 февраля (заговенье на мясо). С 20 по 26 - сырная седмица (мясо и рыба не вкушаются). Елена М 14 февраля 2015, 06:35 А почему написано, в календаре сайта, что 14 февраля нет поста? Потому что родительская суббота? Или это еще не начало и мясопустная написано в придверии? Просто я запуталась, в некоторых православных календарях написано, что пост на мясо есть. Фотиния 22 февраля 2014, 15:00 Господи, спаси и сохрани братию и наместника Лавры в добром здравии в лоне Русской Православной Церкви! Помоги, Господи! Спасибо, Наталия. С любовью во Христе, Фотиния Татьяна 22 февраля 2014, 12:08 http://www.pochaev.org.ua Наталья, побойтесь Бога! Зачем вы такое пишите? Всё нормально в Почаевской Лавре. Виктор Дрянцов 22 февраля 2014, 10:51 Наталия, это просто немыслимо. Наши молитвы с вами! Николай Попов 21 февраля 2014, 17:36 Господи, помилуй! Наталия 21 февраля 2014, 16:16 Простите, что не по теме. Почаевскую Лавру заблокировали бендеровцы. Наместник лавры просит молиться о сохранении святыни в лоне Русской Православной Церкви. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/47010.html

Одним из практических средств стала сплошная седмица после Недели о мытаре и фарисее (автор XVI в. Дамаскин Студит именовал ее также «исповедальной» ), другим – масленица, мясопуст или сырная седмица. 3. Из истории сырной седмицы или масленицы Первое упоминание о мясопустной седмице относится к 546 году: «…В этом году произошло разногласие относительно праздника св. Пасхи. Народ сделал мясопуст 4-го февраля, император же приказал продавать мясо еще одну неделю. Мясоторговцы заготовляли мясо и продавали, но никто его не покупал и не ел. Пасха же была, как повелел император, и таким образом народ пропостился одну неделю лишнюю» . Несмотря на распоряжение императора Юстиниана народ не понял его и не захотел нарушать установленного Церковью канона . Существует также версия, согласно которой сырная неделя или мясопуст была установлена императором Ираклием в Сирии – после успешного возвращения из персидского похода при посещении Иерусалима в 629 г. – как особое дополнительное покаянное время . В сочинении прп. Иоанна Дамаскина «О святых постах» (VIII в.) говорится о традиции мясопустной «предпостной» седмицы как дошедшей из устного предания – на ней не вкушали мяса и ничего не вкушали до 9-го часа . В начале X в. патриарх Николай Мистик в сочинении «О монашеской жизни» писал о том, что веком раньше его предшественник св. Никифор Константинопольский ввел сырную седмицу в противовес яковитам, которые всю масляную седмицу вкушали только хлеб и воду . Действительно, в 4-м правиле свт. Никифора сказано: «Что подобает поститься монахам в среду сырной седмицы и в пятницу и после отпуста литургии преждеосвященных даров есть сыр, где бы они ни находились. Это правило опровергает учение Иакова и ересь тетрадитов» . Таким образом, при свт. Никифоре Константинопольском в начале IX в. во время между 1-м и 2-м иконоборчеством появилась сырная седмица как таковая в противовес тем ересям, которые в ту эпоху были для Византии значительно менее актуальными, нежели в предшествующую эпоху. 4. Пост/разрешение поста как полемический прием

http://bogoslov.ru/article/4446196

Таким образом, при святителе Никифоре Константинопольском в начале IX века между первым и вторым иконоборчеством появилась Сырная седмица — в противовес тем ересям, которые тогда были для Византии менее актуальны, нежели в предшествующую эпоху. Пост и разрешение поста как полемический прием Пост или нарушение поста — один из характерных приемов практической полемики в защиту веры. С богословской точки зрения вера защищается правильным вероучением и формулированием догматов. Однако теория требует подтверждения практикой. Для того чтобы кого-то чему-то научить, нужно отвратить его от обычаев, удерживающих в круге ложных представлений. Примером установления поста вопреки языческим постам может послужить Успенский пост, введенный по указу Патриарха Николая Мистика в начале X века 22 . Примером упразднения поста или, если сказать точнее, действия, внешне противоположного практике поста, являются седмицы сплошная и Сырная. А сам пост и абсолютен, и относителен — ведь ради любви к братии, по речениям древних апофтегм, его можно нарушить. В апофтегмах читаем: «Пришли некогда два брата к некоему старцу, а обыкновение старца было не есть каждый день, и когда он увидел двух братьев, обрадовался и сказал: пост имеет награду, и ядущий по любви снова исполняет две заповеди, ибо он оставил свою волю, и исполнил заповедь, и упокоил братьев» 23 . По аналогии с преодолеваемой опасностью в виде особых постов, которые соблюдали уклонившиеся от истинной веры, сплошная седмица была более значима, чем Масляная, по-гречески Сырная. В большинстве исторических описаний и в древних Типиконах акцент делается на возникновении практики сплошной седмицы в противовес древнему трехдневному Ниневийскому посту, который совершался в третью неделю перед Великим постом в память событий во времена пророка Ионы (Иона 3, 5-9) (он заканчивался в пятницу третьей недели до Пасхи, символично — в день памяти пророка Ионы, — но не как праздник пророка, а как воспоминание о примере покаяния) 24 , или пятидневному армянскому Арцивуру.

http://patriarchia.ru/db/text/5782883.ht...

Первое слово в названии поста пишется с прописной буквы: Великий пост, Петров пост, Успенский пост, Рождественский (Филиппов) пост. Слово " Неделя " в значении " воскресенье " пишется с прописной буквы (во множественном числе тоже - чтобы отличить от седмиц): Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о слепом, Неделя о самаряныне. Слово " седмица " всегда пишется со строчной буквы. В названиях седмиц только слова " Страстная " , " Светлая " и " Троицкая " пишутся с прописной буквы: седмица Страстная, седмица Светлая, седмица Пасхальная, седмица Троицкая, седмица Сырная. В названиях дней Страстной седмицы оба слова пишутся с прописной буквы: Великий Понедельник, Великий Вторник и т.д. В названиях дней Светлой седмицы слово " Светлый " пишется с прописной, день недели - со строчной буквы: Светлый понедельник, Светлый вторник и т.д. В названиях некоторых суббот слово суббота пишется со строчной буквы, название - с прописной: суббота Троицкая, суббота Димитриевская, но: Суббота Акафиста, суббота родительская. Названия храмов и монастырей Если храм освящен во имя святого, то в его названии все слова, кроме имен собственных, пишутся со строчной буквы: храм во имя святителя Тримифунтского Спиридона. Если храм освящен в честь какого-либо праздника или иконы, то название праздника и иконы сохраняет прописную букву: храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, храм в честь Чуда Архистратига Михаила, храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. Если название храма дается в сокращенной форме, то оно также пишется с прописной буквы: Николаевский храм (или Никольский, в зависимости от местной традиции), Успенский храм. Примечание: имена святых в названиях храмов даются в славянской огласовке: Алексиевский храм (не Алексеевский), Михаиловский (не Михайловский), Димитриевский (не Дмитриевский). Некоторые храмы имеют собственные названия, единичные. Эти названия пишутся с прописной буквы: Кулич и Пасха, Никольский Морской собор, Князь-Владимирский собор (не Владимирский). Крестовый храм. Названия монастырей пишутся так же, как названия храмов. Если указано местоположение монастыря, то оно пишется с прописной буквы, так как название города, в котором расположена обитель, вошло в название: Московский Данилов монастырь, Одесский Успенский монастырь, Виленский Свято-Духов (не Духовский) монастырь. Слово " Лавра " всегда пишется с прописной буквы: Троице-Сергиева Лавра, Киево-Печерская Лавра, Почаевская Успенская Лавра.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/125/...

Это он делал не для себя, а для сохранения и спокойствия мира христианского. Возлюбленные о Господе братья и сестры! а разве нам с вами не должно подражать апостолу Павлу в его скромности, терпении, смиренном несении жизненного креста? Постараемся отвергнуть от себя наши грехи, страсти, плотские потребности. Особенно во дни святого Великого поста. Предстоящая Сырная седмица, называемая в народе масленицей, – не есть время народных гулянок и чрезмерного потребления разных вкусностей. Православная Сырная седмица, зовущая к покаянию, – это постепенное, щадящее приготовление к говению и к очищению души. Будем же внимать гласу Святой Церкви не предаваться всяким излишествам, а усилим молитву. Ведь именно этого ждет от нас Господь! Не пищи станем искать, а духовного совершенствования, дабы стяжать высшее благо христианское – благодать Святого Духа. Недаром преподобный Макарий Египетский говорит: «Божественная благодать, которая в одно мгновение может очистить человека и сделать совершенным, начинает посещать душу постепенно, чтобы испытать человеческое произволение». Будем же всегда, от всего сердца благодарить Господа, чтобы быть стойкими в вере, достойными Его вечных благ. Очень хорошо сказал об этом Святитель Василий Великий : «Чтит и прославляет Бога тот, кто исполняет волю Его; а бесчестит Бога тот, кто преступает Его закон». От всей души воскликнем вместе со святителем Тихоном Задонским: «Слава Богу за все! Слава Богу, что создал меня по образу Своему и подобию. Слава Богу, что меня, падшего, искупил! Слава Богу, что обо мне, недостойном, промышлял! Слава Богу, что меня, согрешившего, в покаяние призвал! Слава Богу, что показал мне путь к вечному блаженству! Путь же есть – Иисус Христос, Сын Божий, Который говорит о Себе: Я есмь путь и истина и жизнь ( Ин.14:6 )». Аминь. Другие проповеди Самое популярное Сейчас в разделе 31  чел. Всего просмотров 5.8 млн. Всего записей 375 Подписка на рассылку ©2024 Православные проповеди к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок:

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Ангелы и святые возносят славу Божию в вышине. Ангелы воспевают: «На земли мир» (Лк. 2, 14), святые отвечают: «Мир на небесах» (Лк. 19, 38). Как Ангелы радуются миру на земле, так мы радуемся миру на небесах. Мир — это полнота жизни. И эти толпы — напоминание о том видении, которое было тайнозрителю в Откровении: «После сего взглянул я, и вот великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков стояло пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих» (Откр 7, 9). У тех были пальмовые ветви в руках и у этих — пальмовые ветви как символ победы и торжества. «И они восклицали громким голосом, говоря: спасение от Бога нашего!» (Откр 7, 10). Одни исполнялись радости, другие — первосвященники и фарисеи — завистью и негодованием. Но Господь ни во что ставит надмение гордых и приемлет хвалу смиренных. Приносят ли люди хвалу Христу Богу или нет, Он будет, Он должен быть хвалим. «Если они умолкнут, камни возопиют», и будет звучать хвала Господу. Враги Христовы хотели бы заставить ее умолкнуть, но они не смогут добиться этого. Ибо как Бог силен из камней сих воздвигнуть чад Авраамовых, так из уст младенцев Он может совершить хвалу. «Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца». И Господь посылает Петра и Иоанна приготовить пасху. При входе в город им встретится человек, несущий кувшин воды, и они должны последовать за ним в дом, в который он войдет. Господь учит их всецело уповать на водительство Промысла Божия и шаг за шагом следовать ему. Обыкновенность знамения — первый встречный, несущий кувшин воды, — напоминает другое знамение, данное о Рождестве вифлеемским пастухам — Младенец в пеленах, лежащий в яслях. Простота и обыденность знамений, в которых нет ничего чудесного, показывает, что Крестные Страсти Господа предусмотрены в Превечном Совете в мельчайших подробностях, и Господь знает и принимает их. Придя в дом, они должны сказать хозяину дома показать комнату, где Господь будет есть пасху со Своими учениками. Обратим внимание, что Господь дает распоряжение об этой комнате, а не просит ее. Петр и Иоанн пошли, встретили этого человека, нашли дом и комнату — так, как Господь сказал им, — и приготовили Пасху.

http://moral.ru/седмица-сырная/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010