Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – февраль 2020 28 мин., 26.02.2020 1-я страница обложки: На белом фоне - падающая с белого блюдца чашка, из которой выплескивается чай (фото Lori.ru). Внизу надписи: ПОСТАРАЙТЕСЬ ПОЙМАТЬ СМЫСЛ; ТЕОРИЯ ГРЕХА: ЧТО НАДО ПОНЯТЬ, ПОКА ЖИЗНЬ НЕ РАЗБИЛАСЬ. См. материалы рубрики «Вопрос номера: С какой стати мне расплачиваться за мои грехи?»  (С.18-25). Пролог : Новелла Матвеева . « В лощинах снег, слоистый, как слюда... ».Стихотворение//Фома. - – февраль 2020. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: февраль //Фома. - – февраль 2020. – С.4-5. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 9 февраля. Неделя о мытаре и фарисее . [Первое из четырех воскресений («недель») подготовки к Великому посту, который начнется 2 марта. На богослужении в этот день  звучат песнопения, связанные с притчей о      мытаре и фарисее. Через эти богослужебные тексты Церковь напоминает,          что для спасения недостаточно одних только внешне праведных поступков — без искреннего смирения, покаяния и любви к ближнему спастись не может даже усердный делатель праведности]. Ил.: Притча о мытаре и фарисее. Книжная миниатюра. XII в. - С.4; 24 февраля. Начало сырной седмицы. [Сырная седмица — последняя         неделя перед Великим постом. Про эту седмицу в богослужении          говорится:  «преддверие покаяния, предпразднество воздержания, светлое   предчувствие поста, седмица предочистительная». Уже начиная с вечерни во вторник, в храмах читается покаянная молитва Ефрема Сирина]. - С.4; 15 февраля . Сретение Господне . [На сороковой день после Рождества праведный Иосиф и Мария принесли младенца Христа в Иерусалимский храм. Так они исполняли постановление закона Моисеева о посвящении Богу всех первенцев мужского пола. В переводе с церковнославянского «сретение» означает «встреча».  Евангельское повествование говорит о том, что в Иерусалимском храме младенца Христа встретил старец        Симеон. Предание говорит, что он, переводя строчку из книги пророка          Исаии се Дева во чреве приимет и родит Сына , усомнился, как дева может родить, и хотел перевести «дева» как «молодая женщина». Тогда          ему явился ангел и пообещал, что Симеон не умрет, пока сам не увидит Деву и рожденного от нее Спасителя]. Ил.: Сретение (Симеон и Иисус). А. Шишкин. 2012. - С.4;

http://foma.ru/bibliografija-foma-2-202-...

Бог есть любовь! Почему я должен бояться Его Суда? Почему люди запрограммированы на то, чтобы производить на других впечатление? Хорошо это или плохо? Как жить с этим свойством. Об этом — инокиня Васса (Ларина) за традиционной чашкой кофе. Привет! Я сестра Васса, и я буду пить кофе, здесь в Вене, в Австралии, перед тем, как идти сегодня на работу. Да, конечно, я имела в виду Австрия, а не Австралия. Просто хотела проверить, достаточно ли вы внимательны. Притом мне надоело всё время повторять одно и то же. Погода сейчас, здесь, в Вене, в этот переходный период, между зимой и весной, непостоянная. Кажется, что постоянно идет дождь. В самом деле, даже в солнечные дни вдруг неожиданно начинается дождь. Очень странно. Вы видели такое? Когда в солнечный день идет дождь? Эта неделя по византийскому литургическому календарю последняя перед началом Великого поста — длительного периода поста перед самым важным из всех праздников — Пасхой, Воскресением Христовым. Это воскресенье, за неделю до начала Великого поста, называется Мясопустная Неделя, потому, что мясо мы едим последний раз перед Пасхой, в то время, как молочные продукты и рыбу по-прежнему есть можно. Эта последняя неделя перед Постом, называется Седмица сырная или, по-русски, «Масленица». На латинском Западе существует аналогичная традиция прощания с мясом, праздничное время непосредственно перед Великим постом называется «Карнавал», название происходит от слов «сагпе» (мясо) u «vale» (прощание), в поздней латыни означавшее»прощание с мясом». В это время люди наряжаются в яркие наряды, символизируя этим изменение себя и своей обычной, повседневной жизни и вступление в новый образ жизни периода Великого поста. В обеих традициях, восточной и западной, так или иначе, мы вступаем в переходный период, постепенно направляя наши мысли и сердца к особому времени, ведущему к Пасхе. В это воскресенье, согласно византийской традиции, мы обращаемся к не очень популярной теме, к теме Страшного суда. Молитвы из книги под названием «Триодь», которую я показывала вам на прошлой неделе, которые мы сейчас поем в церкви, все говорят о Последнем Суде, когда Христос придет во славе, и будет судить каждого из нас за то хорошее и плохое, что мы сделали в этой жизни.

http://pravmir.ru/kofe-s-sestroj-vassoj-...

В. Посты православной церкви 1. Сырная седмица, или масленица, как начало или преддверие великого поста Не всякому известны внушения церкви касательно того, как нужно проводить сырную седмицу и какие мысли и чувства нужно иметь в продолжение этой недели 130 потому что в эти дни редкие из христиан посещают храмы и внимают свящ. песням церкви, – почему не бесполезно будет напомнить, по крайней мере, о тех из сих песней, в коих преимущественно показывается цель и назначение сырной седмицы. В самом начале ее церковь обращается к нам с следующим воззванием: «отверзошася божественного покаяния преддверия, приступим усердно, очистивше телеса, брашен и страстей отложения творяще, яко послушницы Христа»... Такого же содержания и многие другие песни, которые поются в церковных храмах в продолжение сырной седмицы, – наприм.: «светлая предпразднества воздержания, светлая предпутия поста днесь»; или: «се предотверзеся покаяния дверь, боголюбцы;... се время покаяния, предпразднственный сей постов вход;... постов входы и преддверия вси да не оскверним зле невоздержанием и пиянством»... После этого всякий видит, что есть и чем должна быть, по духу православной церкви, наша масленица. Она есть начало и преддверие поста, – мера исправления легкая, долженствующая расположить нас к мерам строгим, – врачевство души, приготовляющее к способам врачевания более решительным и сильным. Нужно, поэтому, проводить ее в воздержании; нужно в наступающие дни ее поступать осторожнее и воздержнее, нежели как мы поступали в дни прошедшие; надобно помнить, что церковь , как сердобольная мать и искусный врач, дала нам это время для того, чтобы мы мало-по-малу привыкли к подвигу поста. Для того то она в сию седмицу наложила запрещение на многое такое, что позволено ею во дни других седмиц. Так запретила употреблять в пищу мясо, венчать браки, и даже в среду и пяток не позволила совершать литургии; в сии же дни приучает нас читать с коленопреклонением молитву св. Ефрема, дабы тем явственнее показать нам, что настало уже время сетования и поста, – притом, окружила неделю сию такими событиями, воспоминание о коих должно заставить каждого сетовать и скорбеть. Ибо какими днями ограждена наша масленица? Какое начало ее и какой конец? Начинается она в первый день после недели мясопустной, в которую церковь воспоминает будущий страшный суд Христов; а оканчивается неделею сыропустною, в которую воспоминается падение и изгнание из рая праотца нашего Адама, а с ним и нас всех. Воспоминая эти два великие события, из которых одно ужасным образом решило, а другое решит еще неизвестно как судьбу нашу, – кажется, нельзя бы и подумать об увеселениях, играх и забавах!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Вниманию читателей предлагается доклад доцента Московской духовной академии игумена Дионисия (Шлёнова), посвященный богословскому осмыслению «сырной» недели как подготовительного периода к Великому посту. «но в жизнь вечную ведущий узкий и скорбный путь возлюбившие, какового началом и первым этапом является пост, восхвалим с силою эту четыредесятницу постных дней» (Свт. Григорий Палама . Гомилия 10,2) «Сегодняшний день – преддверие поста. Осквернившийся при входе не достоин войти во святыню». (Свт. Василий Великий. О посте (гомилия 2)) «сырная (седмица) – предтеча Великого поста» (Евстафий Фессалоникийский. Об исправлении монашеской жизни 66) Содержание 1. О разных сроках Великого поста 2. Малые предварительные посты еретиков и их «антиподы» в Византии 3. Из истории сырной седмицы или масленицы 4. Пост/разрешение поста как полемический прием 5. Дискуссия о строгости соблюдения среды и пятницы в праздничные дни/сроки как ключевая для понимания исторического характера сырной седмицы 6. Покаянный настрой масляницы 7. Аскетическо-мистический характер масляницы     Если постараться найти единую логику в трех эпиграфах к докладу, то получится следующая картина. Если великий пост – по свт. Григорию Паламе – начало узкого пути в жизнь вечную, то масленица – «преддверие» (по свт. Василию Великому ) или «предтеча» (по свт. Евстафию Фессалоникийскому) этого начала. Считается, что масленица на Руси является своеобразной контаминацией христианских и языческих традиций. При этом акцент делается, как это ни парадоксально, на языческой обрядовой стороне. Вспоминают и про гуляния, и про блины, которые являются отголоском культа солнца. Вспоминают про культ Волоса, скотья бога, и его отражение в народных обычаях, связанных с памятью уже христианского святого Власия (11 февраля по ст. ст.) 1 . Исследователь XIX в. И. Н. Божерянов достаточно характерно писал: «Итак, масленица есть чисто русское детище…» 2 Прямое происхождение сырной седмицы из Византии и то, как относились к ней сами византийцы, оказывается и ныне вне достаточного внимания. Наиболее подробные сведения по истории масленицы в составе постной Триоди содержатся у профессоров дореволюционных духовных академий Ивана Даниловича Мансветова (МДА) и Ивана Алексеевича Карабинова (СПбДА) 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

ЖМП 2 февраль 2021 /  8 марта 2021 г. 15:00 Традиция Масленицы или Сырной седмицы в Византии …Но в жизнь вечную ведущий узкий и скорбный путь возлюбившие, какового началом и первым этапом является пост, восхвалим с силою эту четыредесятницу постных дней. Святитель Григорий Палама. Гомилия 10, 2   Сегодняшний день — преддверие поста.Осквернившийся при входе недостоин войти во святыню. Святитель Василий Великий. О посте (гомилия 2) …Сырная (седмица) — предтеча Великого поста. Евстафий Фессалоникийский. Об исправлении монашеской жизни, 66 Если постараться найти единую логику в трех эпиграфах к статье, то получится следующая картина. Великий пост, по святителю Григорию Паламе, — начало узкого пути в жизнь вечную, Масленица — «преддверие» (по святителю Василию Великому) или «предтеча» (по святителю Евстафию Фессалоникийскому) этого начала.  PDF-bepcuя. Считается, что Масленица на Руси является своеобразной контаминацией христианских и языческих традиций. При этом акцент делается, как это ни парадоксально, на языческой обрядовой стороне. Вспоминают и про гуляния, и про блины, которые являются отголоском культа солнца. Вспоминают про культ Волоса, скотья бога, и его отражение в народных обычаях, связанных с памятью уже христианского святого Власия (11 февраля по ст. ст.)1. Исследователь XIX века И. Н. Божерянов достаточно характерно писал: «Итак, Масленица есть чисто русское детище…»2 Прямое происхождение Сырной седмицы из Византии и то, как относились к ней сами византийцы, оказывается и ныне вне достаточного внимания. Наиболее подробные сведения по истории Масленицы в составе Постной Триоди содержатся у профессоров дореволюционных духовных академий Ивана Даниловича Мансветова (Московская духовная академия, МДА) и Ивана Алексеевича Карабинова (Санкт-Петербургская духовная академия, СПбДА)3. О разных сроках Великого поста История происхождения Великого поста и подготовительного времени такова. Первоначально пост появляется для того, чтобы подчеркнуть событие Воскресения. Самый древний Пасхальный пост, установленный апостолами по заповеди Христа: поститься в тот день, когда отнимется у них жених (Мф. 9, 15), — мог быть однодневным или двухдневным, о чем писал святой Ириней Лионский в письме к Папе Виктору: «По мнению одних, следует поститься один день, по мнению других — два дня, по мнению третьих — даже больше; некоторые продолжают пост сорок часов дня и ночи»4. Однако этот краткий пост было не так просто выдержать, поскольку он обозначал полное неядение.

http://e-vestnik.ru/church/igumen_dionis...

Красная горка в 2024 году – 12 мая: соблазн язычеством или добрая встреча весны? Чтобы избежать пагубного смешения, надо знать происхождение праздника «Красная горка» и отличать его мирскую традицию (вполне приемлемую для православного христианина) от языческой сути, которая норовит прорасти, мимикрируя под христианскую обрядность. 5 мая, 2019 Чтобы избежать пагубного смешения, надо знать происхождение праздника «Красная горка» и отличать его мирскую традицию (вполне приемлемую для православного христианина) от языческой сути, которая норовит прорасти, мимикрируя под христианскую обрядность. Красная горка — что этот праздник означает для православных? Красная горка — это праздник весны и любви. Так ли это? Что означает праздник красная горка? Когда и какого числа он наступает? Ответы в нашей статье! Красная горка в 2024 году – 12 мая Красная горка – это словосочетание намного более знакомо, чем два других названия одного и того же праздничного дня – Антипасхи или Фомина воскресенья. Аналогично тому, как сырная седмица носит название Масленицы, Происхождение Честных Древ Креста Господня – «Медового» (или «Первого»), Преображение – «Яблочного» (или «Второго»), а праздник в честь Нерукотворного образа Господня – «Орехового» (или «Третьего») «Спасов» . Два календаря – языческий и христианский Христианство стремилось адаптировать народно-календарные традиции к своему вневременному содержанию, однако, плоды это стремление приносило (и по сей день приносит) весьма разные. Церковь установила праздник Рождества Христова , чтобы укрепить немощных против соблазна участвовать в языческом празднике бога Митры? – теперь не редкость услышать, что Рождество и есть праздник солнцеповорота, а гадания на Святках – «святое дело». Церковь освящает начатки урожая на «Спасы»? – это понимается как сущность праздника, и для многих богослужение сводится к ожиданию «главного момента», «гвоздя программы»: освящения пищи, после которого можно будет, наконец, броситься к своему мешку и «приобщиться к святыньке» (исповедоваться-причащаться – это для «фанатиков»).

http://pravmir.ru/krasnaya-gorka-v-2024-...

Священник Андрей Мизюк: Мы носим в себе суд как радиацию Чтобы не спастись, надо очень сильно этого захотеть 19 февраля, 2017 Чтобы не спастись, надо очень сильно этого захотеть “Я не знаю, откуда и как начнется оно, но верую, что Бог не оставит меня там, где мне плохо и не хочется быть в сию секунду. Если я захочу врачевания, то как Врач оставит меня без лекарства? Но важно захотеть”. Как положить начало спасению и увидеть Христа в каждом встречном, размышляет священник Андрей Мизюк. Вместо мягкой посадки крутое пике — Неделя о Страшном Суде – почему мы, вместо того, чтобы посвятить себя серьезным размышлениям,  начинаем расслабляться и веселиться после этого дня, перед Великим Постом? — Меня тоже в некотором смысле этот вопрос всегда занимал. Не из принципа же «перед смертью не надышишься» дается человеку эта последняя перед строгой первой седмицей Великого поста неделя? Тогда зачем еще две подготовительные перед ней? Святитель Тихон Задонский очень четко указал на отношение Церкви к так называемым «масленичным» гуляниям: «Сырная седмица есть преддверие и начало [Великого] поста. А потому истинным чадам Церкви следует в сырную седмицу поступать во всем гораздо воздержаннее. Она (Церковь) завещает в эти дни более благоговеть – а они еще больше бесчинствуют. Она заповедует воздерживаться – а они еще больше предаются невоздержанию. Она повелевает очищать тело и душу – а они еще больше оскверняют их. Она велит сетовать о содеянных грехах – а они прибавляют новые беззакония». По большому счету за многие века мы так и не смогли избавиться от фантомных болей языческого темного прошлого и с упорством несем его в светлое будущее. При этом Церковь, как я уже сказал, дает человеку аж целых три недели подготовки. И речь-то идет не о привычном рационе. Понимая немощь людей, Церковь не десантирует нас внезапно в Великий пост, а призывает к «мягкой посадке», то есть дает возможность остановиться, перевести дыхание, выпрыгнуть из суеты, осмотреться, но вместо этого мы входим в крутое пике, оставляя на подготовку какие-то считанные часы с Прощеного воскресенья на Понедельник первой седмицы.

http://pravmir.ru/myi-nosim-v-sebe-sud-k...

Седмица 3-я подготовительная (сырная) Сырный понедельник. О свидетельстве и о мнении Лк.19:29–40, 22:7–39 3Ин.1:1–15 В третьем послании Апостола Иоанна Богослова несколько раз повторяется слово «свидетельствовать». Апостол обращается к некоему Гаию и говорит, что очень «обрадовался, когда пришли братья и засвидетельствовали» о его «верности», и что он ходит «в истине». Братья также «засвидетельствовали перед церковью о» его любви и заботе о них. О некоем Димитрии Апостол пишет, что о нем «засвидетельствовано всеми». И не только «всеми» людьми, но «и самою истиною». К этому обилию свидетельств Апостол прилагает и свое собственное. «Свидетельствуем также и мы», – пишет он. И добавляет: «и вы знаете, что свидетельство наше истинно». Апостолы и вообще только свидетельствовали о том, что сами видели и слышали. Свидетельствовали о том, что им было открыто. И сами свидетельствовали, и принимали свидетельства от братьев. И – никаких «мне кажется», «мне думается», никаких «то «да», то «нет». И подтвердили то, о чем свидетельствовали, – своей кровью. А в наше время – наоборот: каждый считает своим законным правом – обо всем вслух высказывать свое личное мнение. Но кому и какую пользу может принести просто личное мнение? Огромное множество этих непроверенных, необоснованных мнений окутывают всю нашу общественную жизнь как бы густым туманом лжи. А когда требуешь ответственности, то говорят: «а это просто мое личное мнение, я имею на него право». Но за каждое слово надо быть готовым к ответу. И если обличаем, и если хвалим. И если голосуем за кого-то. Поднимая руку, мы должны быть готовы и голову положить за нашего избранника, за того, кто станет, например, главой нашего народа. Голосуя за кого-то, мы свидетельствуем об этом человеке. Мы ручаемся и за чистоту его намерений. Мы утверждаем, что он в силах привести эти благие намерения в жизнь. Поэтому нечего удивляться, когда тебя же и упрекают: мол, сам же и выбирал, никто не заставлял тебя. Но свидетельствовать о том, чему мы действительно стали свидетелями, – наша обязанность, особенно, если дело касается Божией славы. Когда Господь входил в Иерусалим, «все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они». При этом враги истины говорили Господу Иисусу: «Учитель! Запрети ученикам Твоим. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют». А все, что говорит Бог, это буквально так и есть. И может быть, умножающиеся землетрясения, это и есть свидетельство о прекращении Христова свидетельства перед народами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Слово в первую неделю св. Великого поста 45 Отселе узрите небо отверсто ( Ин.1:51 ). Эти слова читались ныне в Евангелии. Их отношение ко времени поста и покаяния очевидно. Духовное небо или Царствие Божие всегда было и будет для нас, христиане, отверзто со стороны Бога; но не во всякое время можно видеть его явственно и близко. Есть в году дни и седмицы, в которые едва ли не заключается оно для многих из нас. Такова седмица Сырная, или, так называемая, Масленица. Но есть дни и седмицы, в которые духовное небо зрится недалече от нас. Такова св. Четыредесятница, или Великий пост . Отселе узрите небо отверсто ( Ин.1:51 ). Не будем говорить о прошедшем, которое заключало от нас небо; но скажем несколько назидательных мыслей о настоящем, которое отверзает нам небо. Кто учредил пост? Не человек, без сомнения, но Творец человека. Начало поста в раю. Первая заповедь, данная первому человеку, обязывала его к посту. От древа, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него ( Быт.2:17 ). И человек доколе сохранял сию заповедь, зрел небо, – ходил во свете лица Божия; нарушив её, перестал видеть небо и начал ходить во мраке греха. Чтобы видеть отверзтое небо, надобно иметь око души, неомрачённое грехами; а чтобы иметь такое око, – надобно воздерживать мысль и чувство от греховных снедей. Пост в невинном состоянии человека был средством, предохраняющим от душевной слепоты, а ныне, в состоянии греховном, сделался он средством, врачующим эту слепоту. Пост в ветхозаветной церкви был в большем употреблении. Становилось ли небо медяным? Люди постились. Делалась ли земля железною? Люди постились. Нужно ли было испросить у Бога какое благо? Испрашивалось в посте и молитве. Иисус Христос не изрёк особенной заповеди о посте, но утвердил важность и святость его собственным примером, и говорил ученикам Своим о посте, как о необходимой потребности в деле спасения. Так, когда они спрашивали Его, почему не могли они исцелить бесноватого, Он отвечал им: сей род не исходит, токмо молитвою и постом ( Мф.17:21 ). Пример Иисуса Христа в деле нашего спасения более, нежели заповедь. Здесь Он учит нас самым делом. По примеру Его сорокадневного поста св. Церковь учредила нынешнюю Четыредесятницу, заповедуя нам поститься телесно и духовно. Ибо воздержание от известной пищи без воздержания от грехов было бы бесполезно. Как наша душа соединена с телом, так пост внутренний должен быть связан с наружным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Триодь Постная Неделя мясопустная. Утреня, канон, песнь 6-я, тропарь 2-й: «тамо ничтоже помощи может, Богу сущу Судии, ни тщание, ни козни, ни слава, ни дружба: разве от дел крепость твоя, о душе моя» . Итак, добрые дела (дела покаяния, милостыня, воздержание, молитва и прочие добродетели) дают крепость духу и дерзновение пред Богом, пред лицом совести. Условие для сего: искренность и самоотвержение. Стихира на хвалитех самогласна 1-я (в день Страшного Суда Христова): «мертвии от гробов воскреснут, и возрастом единем вси будут» . Значит, по воскресении мертвых не будет ни младенцев, ни стариков, но все будут совершенного зрелого возраста, что будет отражаться на видимом их состоянии; это произойдет от духовности, ибо все будут дух, а он зрел. Среда сырная, утреня. Канон Триоди, песнь 4-я, тропарь 2-й: «Богатство некрадомое воздержания есть дар: и сим обогативыйся, обогатится Божеством» . За воздержание на земле верующий обогащается вселением в него Божества; за лишение телесной пищи обогащается нетленной. Песнь 8-я, тропарь 1-й: «Постився прежде Иосиф, смешения избеже беззаконныя жены» . Иосиф победил блудную страсть, которую пыталась возбудить в нем жена Пентефрия, предварительным пощением. Тропарь 2-й: «Пощением Давид победу постави на иноплеменника и царство обрете» . Им же Давид победил Голиафа и потом удостоился царствования. Седмица 1-я Великого поста Вторник, вечерня. Стихира 3-я на «Господи, воззвах»: «воздержания наслаждение и мне, Слове, даруй, якоже Адаму рай иногда, от всякия Твоея вкушати заповеди, Боже наш» . Итак, воздержание во всем и исполнение заповедей Божиих есть радость и наслаждение. Поэтому и нужно их держаться. А современные христиане – увы, стремятся к наслаждениям и радостям плотским и земным и к исполнению лишь своих воли и желаний. Вторник, великое повечерие. Великий канон, песнь 5-я, тропарь 3-й: «Яко Моисей великий египтянина, ума уязвивши окаянная, не убила еси душе» . Итак, ум свой душевный, плотской есть вражда против Бога. И чтобы ввестись в благодатное покаянное состояние, нужно убить свое плотское мышление, мудрование, не верить ему, отринуть его, как бы больно это душе ни было, какие бы скорби из-за этого не пришлось пережить.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010