7. Понедельник сырный. Попразднство Сретения Господня. Прп. Парфения, еп. Лампсакийского. Седмица сырная (масленица) – сплошная . Прп. Луки Елладского. Каждое богослужение сырной седмицы является подготовительным к Великому посту, и в состав его входят песнопения не только Октоиха и Минеи, но и Постной Триоди. Примечание. Начиная с этого дня стихиры на стиховне Октоиха вечерние и утренние опускаются; вместо них до субботы 6-й недели поются стихиры самогласны дня из Триоди (см.: Типикон, гл. 49, «В Неделю мясопустную вечера», 1-е «зри») . Служба прп. Парфения, еп. Лампсакийского, не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Сретения Господня и службой Триоди (по 10-й Марковой главе Типикона под 2 февраля: «Подобает ведати, аще случится попразднство Сретения Господня в понедельник, или во вторник, или в четверток сырныя недели») . Примечание. Служба прп. Луки Елладского может быть перенесена на повечерие . На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 6-й – 3 (см. 7 февраля, в службе прп. Парфения, еп. Лампсакийского, на стиховне вечерни), и святителя, глас 1-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «На руках старческих...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Да отверзется дверь...». По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Отпуст: «Иже во объятиих...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: 1-я, 8-я и 9-я песни: праздника со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды) , святителя на 2 («3 стиха на два») и трипеснцы Триоди на 8. 3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я песни: праздника со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды), святителя на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия – по 1-й, 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях (по 3-й и 6-й – ирмосы канона святителя, а по 1-й, 8-й и 9-й – ирмосы второго трипеснца).

http://patriarchia.ru/bu/2023-02-20/

Новости 28 февраля, 2011 Сотрудники Центра социальной адаптации Василия Великого отучают воспитанников колоний от мата Сотрудники наиболее успешного церковного центра социальной адаптации – Санкт-Петербургского Центра Василия Великого - нашли эффективный способ отучения воспитанников Колпинской колонии для несовершеннолетних от матерной ругани 28 февраля, 2011 В новоосвященном храме в Марьино помолились о пострадавших от преступлений За Божественной литургией в новоосвященном храме иконы Божией Матери " Утоли моя печали " возносилось прошение: «Еще молимся о братиях и сестрах наших, от преступных деяний невинно пострадавших, и о еже даровати им утешение, здравие и спасение». 28 февраля, 2011 Российский православный институт опубликовал сборник докладов по вопросам религиозного образования Сборник, напечатанный на русском и английском языках, является результатом деятельности международного семинара «Преподавание религиозных знаний в школах РФ: возможности и реалии», проведенного Гетеборгским университетом (Швеция), МПГУ, РПИ св. Иоанна Богослова, Федеральным агентством по образованию РФ, Отделом религиозного образования и катехизации Московского патриархата. 28 февраля, 2011 Святейший Патриарх Кирилл освятил храм в Марьино В неделю о Страшном Суде, накануне наступления Масленицы, в день памяти святого равноапостольного Кирилла, просветителя Словенского, Святейший Патриарх Кирилл совершил великое освящение храма в честь иконы Божией Матери " Утоли моя печали " в московском районе Марьино и Божественную литургию в новоосвященном храме, сообщает Патриархия.ru. 28 февраля, 2011 Наступившая рабочая неделя будет шестидневной На этой неделе россияне будут работать в субботу - по сообщениям Федеральной службы по труду и занятости, с 5 марта выходной день будет перенесен на понедельник, 7 марта. 28 февраля, 2011 У православных началась Масленица Сегодня началась подготовительная неделя перед Великим постом - Масленица, или Сырная седмица. На этой неделе, согласно уставу, отменяется мясо, а в богослужение добавляются элементы великопостных служб.

http://pravmir.ru/category/news/page/552...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Время церкви: что такое неделя и седмица 3 мин., 02.03.2024 «Первая седмица великого поста завершается неделей Торжества Православия» — чудесная фраза. Она всегда заставляет задуматься даже тех, кто давно входит в храм. Неужели праздник длится целую неделю, то есть 7 дней? Попробуем ответить на этот вопрос. Сразу скажем, что слово «неделя» в славянских языках означает воскресенье. Время, когда нужно ничего не делать, то есть оставить домашние дела и идти в храм. Это название связано с библейской историей о сотворении мира, когда Бог в седьмой день творения отдыхал от своих трудов. Так что «неделя Торжества Православия» — это первое воскресенье Великого поста, когда Церковь вспоминает окончательную победу над иконоборцами. Привычная же для нас «неделя», то есть период времени с понедельника по воскресенье в церковно-славянском языке обозначается словом «седмица» — «Сырная седмица», «Вторая седмица Великого поста», «Светлая седмица». Впрочем, недельный круг богослужения отличается от привычного деления суток. Для нас календарный день наступает в полночь. Воскресенье сменяется понедельником, и открывается новая неделя. Именно поэтому евхаристический пост перед Причастием отсчитывается с полуночи. Фото Владимира Ештокина В храме все происходит немного иначе. Традиционно церковный день начинается накануне вечером, когда в храмах служат Вечерню, Утреню или Всенощное бдение . Если полностью следовать богослужебному уставу, то обычно Вечерня начинается вечером, затем монахи получают несколько часов на отдых, а потом на рассвете служится Утреня. Продолжительность же Всенощного бдения по Типикону без сокращений 8-10 часов, то есть всю ночь. В начале ХХ века в Киевской духовной академии знаток церковного устава Михаил Скаблланович поставил эксперимент. Было отслужено «идеальное» Всенощное бдение. Героическими усилиями студенты академии за два месяца подготовили хор (скептики полагали, что на подготовку уйдет два года). Богослужение началось в шесть часов вечера и закончилась в два часа ночи.

http://foma.ru/vremya-tserkvi-chto-takoe...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Время ослабы» - время настроя 14.02.2014 429 Время на чтение 6 минут Великий пост еще не начался, а Церковь уже предлагает своим чадам вспомнить о предстоящем каждому христианину подвиге. О значении и особенностях подготовительного периода перед Великим постом мы беседуем с клириком храма в честь Рождества Христова г. Саратова священником Максимом Плякиным. -Отец Максим, что включает в себя подготовительный период к Великому посту? -Подготовительный период - это четыре недели: о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном суде и об изгнании Адама из рая, и три седмицы между ними. Первая седмица - сплошная, вторая - обычная с постными днями средой и пятницей, и последняя, так называемая сырная,- тоже сплошная, но с оговорками: пост в среду и пятницу отменяется, но во всю седмицу устав не допускает употребления мяса. Сырная седмица - это как бы первая ступень вхождения в Великий пост. -В случае с Сырной седмицей логика понятна, а вот для чего в подготовительный период Церковь дает своим чадам гастрономические послабления? -Как сказано в Священном Писании, всему свое время и время всякой вещи под небом. У нас есть периоды безусловного воздержания: прежде всего, это многодневные посты, один из которых скоро начнется. А параллельно с ними есть периоды, когда Церковь несколько смягчает режим для своих чад, не в последнюю очередь для того, чтобы у людей было ощущение праздника, в том числе и праздника на столе. Это иллюстрация к замечательному принципу, который на заре христианского монашества, в начале IV века, сформулировал святой Антоний Великий. У него в житии был такой эпизод. Некий вельможа из Александрии оказался однажды в обители, где подвизался преподобный Антоний, и увидел, как, слушая поучения святого, ученики посмеиваются над его советами. И когда вельможа возмутился столь неблагочестивым поведением этих монахов, святой его попросил: «Натяни тетиву своего лука». Тот, не очень понимая, послушался. «Натяни еще». Тот еще натянул лук. «Натяни еще больше». Вельможа возразил: «Но тогда я лук сломаю». На что преподобный Антоний ответил: «Вот так и с человеком». Нельзя человека ставить в условия ограничения бесконечно, ему необходимо и «время ослабы». Но при этом Церковь не перестает напоминать: такое время дается не для безудержного наслаждения. И сплошная седмица - не повод для того, чтобы впасть в грех обжорства.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Разделы портала «Азбука веры» священника Константина Пархоменко Великопостная служба Великий пост начинается с подготовительных недель. Они носят названия: О мытаре и фарисее (лишь воскресный день, без седмицы); О блудном сыне (с седмицей); Мясопустная (с седмицей); Сыропустная (сырная) седмица, или Масленица . В первую, О мытаре и фарисее, мы вспоминаем евангельских персонажей: горделивого фарисея и сокрушающегося о грехах своих мытаря. Напоминанием о них Церковь показывает нам, какой путь духовно более перспективен. А таким является путь кающегося мытаря. Заметим, не вообще мытаря, но кающегося мытаря. Так и мы, какие бы мы ни были грешные и недостойные, имеем возможность прийти к Богу и оплакать грехи. И быть прощены и приняты в общение с Отцом Небесным. Неделя О блудном сыне напоминает нам, что возвращение к Отцу – возможно. Как часто мы, священники, слышим от людей: «Я такой грешный, что мне нет прощенья…» Где-нибудь в армии, где человек важен не как личность, а как винтик огромной машины, кающегося предателя наказывают. Но в семье, где каждый ребенок дорог, где нет, как мы знаем, взаимозаменяемых детей, кающегося предателя прощают, обнимают, прижимают к себе. То, что Бог готов простить и принять любого человека, – свидетельство, сильнее которого нет, что мы – дети Божии, а Он – наш любящий Отец. Следующая седмица, Мясопустная, называется так оттого, что в течение этой недели мы последний раз едим мясо и опускаем его употребление. В воскресенье, первый ее день, мы вспоминаем Страшный Суд, который неминуемо нас ожидает. Наконец, Сырная неделя, или, в народном употреблении, Масленица, – это седмица, в течение которой мы уже не едим мясо, но употребляем в пищу молочные продукты: масло, сыр, молоко, яйца и проч. Эта неделя характерна тем, что мы ходим друг к другу в гости, угощаемся и угощаем, участвуем в русских народных забавах и потехах. Последний день Масленицы – воскресный, и он называется Днем воспоминания Адамова изгнания из Рая. Для пробуждения чувства покаяния и сокрушения о грехах Церковь уже в приготовительные недели начинает петь на утрени перед каноном трогательные тропари: «Покаяния отверзи ми двери… На спасение стези настави мя, Богородице… Множество содеянных мною лютых…»

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/bogosl...

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство Иван Харламов Масленица или Сырная седмица? " decoding="" title="" > ( 4  голоса:  4.0 из  5) Последняя неделя перед началом Великого поста известна в народе как масленичная. В течение нее проходят различные массовые гуляния, игры, выпекание блинов, а заканчивается всё сжиганием чучела масленицы. В Православной Церкви же эта неделя именуется Сырной и является последним приготовительным этапом перед Великим постом. И заканчивается она днём, когда православные христиане просят друг у друга прощения, чтобы вступить в пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними. К какой категории отнесёте себя вы? Кто-то — к первой, кто-то ко второй. А кто-то обязательно задаст вопрос — а можно ли к обеим сразу? То есть, можно ли православным христианам праздновать масленицу? Масленица. История Праздник масленицы пришел из языческой культуры. Он был известен на Руси еще до принятия христианства. В языческой Руси масленичная неделя начиналась в день весеннего равноденствия. У древних славян был свой праздник — Комоедица, связанный с культом просыпавшегося весной медведя и получивший название от печеных комов из гороховой муки. Они и стали прообразом блинов. Впоследствии Комоедица частично сохранилась в Белоруссии как часть масленичных празднований. А символ солнца и жизни блин стал главным масленичным лакомством. После принятия на Руси христианства оказалось, что традиционное время праздника выпадает на Великий пост. Поскольку праздничное разгулье противоречило духу поста, масленицу сместили на последнюю перед ним неделю. В церковной традиции масленичная неделя (седмица) именуется сырной или мясопустной — поскольку в воскресенье перед ее началом происходит заговенье на мясо. В то время как на улицах гудит веселье, церковные богослужения постепенно принимают характер поста — в среду и пятницу не совершается Божественная литургия, читается покаянная молитва преподобного Ефрема Сирина . В воскресенье верующие вспоминают Адамово изгнание из рая и совершают чин прощения. Православная Церковь настаивает на том, что эти семь дней должны быть посвящены не разгулу и обжорству, а примирению с ближними, прощению обид и подготовке к Великому и спасительному посту.

http://sueverie.net/maslenica-ili-syrnay...

Масленица: вопросы, ответы, рецепты! Масленица — последняя неделя перед Великим постом. Что можно делать на этой неделе, чего нельзя? Что можно православным, а что — пережиток язычества? На вопросы о масленице отвечают православные священники. 19 февраля, 2013 Масленица — последняя неделя перед Великим постом. Что можно делать на этой неделе, чего нельзя? Что можно православным, а что — пережиток язычества? На вопросы о масленице отвечают православные священники. Масленица — последняя неделя перед Великим постом. Что можно делать на этой неделе, чего нельзя? Что можно православным, а что — пережиток язычества? На вопросы о масленице отвечают православные священники. Священник Сергий Звонарев , клирик храма Живоначальной Троицы в Хорошеве, сотрудник Секретариата по взаимоотношениям Церкви и общества ОВЦС: – Отец Сергий, что можно посоветовать тем, кто собирается праздновать Масленицу? – Сырная седмица, иначе именуемая Масленицей – часть годового круга богослужения, связанная с Великим постом . Уточню, что, когда мы говорим о «седмице», речь идет о неделе в современном понимании. Сырная седмица (в 2013 году масленица начинается 11 марта) оканчивается в Прощеное воскресение, когда совершается заговенье на Великий пост . Верующим людям начало Сырной седмицы, или Масленицы, напоминает о том, что уже прошло заговенье на мясо, однако впереди еще есть время, когда на трапезе дозволяется вкушать молоко, сметану, яйца, т.е. все, кроме мяса. Поскольку эта неделя – подготовительная перед Великим постом , хотелось бы напомнить о том, что обычно сопутствующее ей веселье не должно превышать допустимых пределов, и само празднование не должно превращаться в злоупотребление, служить поводом для греха. В языческих представлениях наших далеких-далеких предков Масленица была праздником проводов зимы и встречи весны. Зима уходила безвозвратно, навстречу шла весна, новое время года, время обновления природы, обновления чувств. В языческом мире славян этот праздник особенно ярко отмечался в народной среде: проводились широкие гуляния, водили хороводы, сжигали чучело «масленицы», совершались обряды, имеющие прямое отношение к язычеству. После христианизации Руси с X -го века Церковь непрестанно боролась с этими проявлениями. С тех пор прошли века, но народные представления о Масленице сохранили некоторые элементы дохристианских верований.

http://pravmir.ru/maslenica-voprosy-otve...

От язычества к христианству, или Как провести Масленицу Через неделю Православная Церковь вступит в Великий пост. Подготовка к нему началась за три седмицы. Последняя из них, которая в церковном календаре именуется сырной, в народе более известна как Масленица. Она завершается Прощёным воскресеньем, после которого и начинается Великий пост. Насколько обычаи и традиции празднования Масленицы соответствуют христианскому духу? 8 февраля, 2009 Через неделю Православная Церковь вступит в Великий пост. Подготовка к нему началась за три седмицы. Последняя из них, которая в церковном календаре именуется сырной, в народе более известна как Масленица. Она завершается Прощёным воскресеньем, после которого и начинается Великий пост. Насколько обычаи и традиции празднования Масленицы соответствуют христианскому духу? Через неделю Православная Церковь вступит в Великий пост. Подготовка к нему началась за три седмицы. Последняя из них, которая в церковном календаре именуется сырной, в народе более известна как Масленица. Она завершается Прощёным воскресеньем , после которого и начинается Великий пост . Насколько обычаи и традиции празднования Масленицы соответствуют христианскому духу? Допустимо ли православному человеку участвовать в народных гуляниях и сжигать соломенное чучело? Может ли этот праздник научить нас милосердию? Об этом специально для сайта «Правмир» Валерия Ефанова беседует с сотрудником Секретариата по взаимоотношениям Церкви и общества ОВЦС священником Сергием Звонаревым. – Отец Сергий, что можно посоветовать тем, кто собирается праздновать Масленицу? – Сырная седмица, иначе именуемая Масленицей – часть годового круга богослужения, связанная с Великим постом. Уточню, что, когда мы говорим о «седмице», речь идет о неделе в современном понимании. Сырная седмица (в текущем году она начинается 22 февраля) оканчивается в Прощеное воскресение, когда совершается заговенье на Великий пост. Верующим людям начало Сырной седмицы, или Масленицы, напоминает о том, что уже прошло заговенье на мясо, однако впереди еще есть время, когда на трапезе дозволяется вкушать молоко, сметану, яйца, т.е. все, кроме мяса.

http://pravmir.ru/ot-yazychestva-k-xrist...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Почему неделя о мытаре и фарисее сплошная? 3 мин., 09.03.2021 Вопрос читателя: Здравствуйте. Я нигде не могу найти ответ на вопрос, почему Неделя о мытаре и фарисее сплошная? Везде на этот вопрос следует объяснение притчи и т. п., но почему все-таки в эту неделю нет поста в среду и пятницу? А на следующей неделе есть. И вообще, ну Святки, Пасхальная седмица как-то понятно, а эту не пойму. Сначала сплошная, потом неделя с постными днями, потом Масленая. Объясните, пожалуйста. Ирина Ответ священника: Андрей ЕФАНОВ протоиерей Добрый день! Уважаемая Ирина, Ваше недоумение понятно и Вы правы в том, что полное отсутствие поста на этой седмице несколько выбивается, если можно так выразиться, из общей логики постных и непостных дней. Обычно сплошные недели — это особенно праздничное время, ради которого отменяется пост в среду и пятницу. В течение года существует несколько таких периодов: Особняком стоит сплошная седмица после Недели о Мытаре и Фарисее (напомним, что в церковной традиции неделей называется воскресный день). Это одна из трех подготовительных седмиц перед Великим постом. Время церкви: что такое неделя и седмица Сейчас отсутсвие постных ограничений в это время обычно так и воспринимают — как этап подготовки к длительному Великому посту: сначала идет седмица сплошная, потом обычная с постными средой и пятницей, потом Сырная (Масленица) — без мяса, но с молочными продуктами и яйцами, а следом уже идет Великий пост. То есть получается такой постепенный переход. Но история появления это сплошной недели особая. Как она возникла нам поможет разобраться Типикон. Вот что там написано: «Подобает ведати: яко в сей седмице иномудрствующии содержат пост, глаголемый арцивуриев. Мы же монаси на кийждо день, се же в среду и пяток, вкушаем сыр и яица, в 9й час. Миряне же ядят мясо, развращающе онех веление толикия ереси». Как видим, отсутствие поста на этой неделе связывается вовсе не с подготовкой к Великому посту, а с тем, чтобы пищевые обычаи верных христиан противопоставить пищевым обычаем тех, кто верит иначе, «иномудрствующих». Под «иномудрствующими» здесь в силу исторических обстоятельств подразумеваются инославные (армяне). В свое время армяне не приняли положения IV Bceлehckoro Собора, отношения с ними обострились. Но к чему такое резкое противопоставление в пище? Дело в том, что b VI веке у армян появился дополнительный пятидневный пост («Араджаворац») как раз за три седмицы до Великого поста. Православные греки в качестве противовеса ввели совершенно противоположное предписание — проводить всю седмицу после Недели о мытаре и фарисее как сплошную, не постясь в среду и пятницу. Целью этого запрета было стремление решительно отмежеваться от инославных.

http://foma.ru/pochemu-nedelja-o-mytare-...

Недели (седмицы) перед Великим постом: ИНФОГРАФИКА Великий пост в 2013 году продолжается с 18 марта до 4 мая (по н.ст.). Пасха — 5 мая. Великому Посту предшествуют подготовительные недели. 22 февраля, 2013 Великий пост в 2013 году продолжается с 18 марта до 4 мая (по н.ст.). Пасха — 5 мая. Великому Посту предшествуют подготовительные недели. Великий пост в 2016 году продолжается с 14 марта – 30 апреля 2016. Пасха — 1 мая. Великому Посту предшествуют три подготовительные недели (седмицы)Седмица сырная (Масленица) — сплошная (последняя неделя перед Великим постом) 7–13 марта 2016 Нажмите для увеличения Скачать в разрешении для печати (6 мб) Автор — Священник Максим Бурдин Первая подготовительная неделя (седмица) к Великому Посту — Неделя о мытаре и фарисее Во время первой подготовительной недели, которая называется « Неделею мытаря и фарисея », нет поста в среду и пятницу, поэтому она называется «сплошной седмицей».  Во время Литургии в это воскресенье читается из Евангелия «О мытаре и фарисее» (Луки 18:10-14). Притча о мытаре и фарисее «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.» Эта притча задает тон на весь пост и показывает, что только слезная молитва и смирение, как у мытаря, а не перечисление своих добродетелей, как у фарисея, могут снискать нам милосердие Божие, только тогда мы сможем увидеть свои ошибки и измениться к лучшему. Она нас учит, что мы должны подойти к посту с покаянием и без гордыни. С этой недели до пятой недели Великого Поста за Всенощным бдением, после чтения Евангелия, поется покаянная молитва: «Покаяния отверзи ми двери» … Вторая подготовительная неделя (седмица) к Великому Посту — о Блудном Сыне

http://pravmir.ru/nedeli-pered-velikim-p...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010