После того как израильтяне под предводительством Иисуса Навина перешли Иордан и завоевали города, непосредственно прилежащие к месту переправы (Иерихон, Гай), 1-я военная кампания Иисуса Навина была направлена на завоевание юж. части Палестины - буд. территории И. (Македа, Ливны, Лахиш, Хеврон и Давир). Вторая часть Книги Иисуса Навина, содержащая повествование о разделе Палестины к западу от Иордана между израильскими племенами, также начинается с описания надела И. (главы 14-15) - это самое подробное из описаний такого рода в книге; в это описание вставлены рассказы о том, как кенезей Халев завоевал Хеврон (Нав 14. 6-15; 15. 13-14), а кенезей Гофониил - г. Кириаф-Сефер (иначе Давир; 15. 15-17). Др. описание того, как израильские племена завоевали Ханаан, содержится в Суд 1, оно начинается с утверждения верховенства И. в союзе израильских племен: «По смерти Иисуса вопрошали сыны Израилевы Господа, говоря: кто из нас прежде пойдет на Хананеев воевать с ними? И сказал Господь: Иуда пойдет; вот, Я предаю землю в руки его» (Суд 1. 1-2). Далее следует повествование об успешных военных действиях И. в Юж. Палестине; в это повествование вставлены рассказы о том, как кенезей Халев завоевал Хеврон (1. 20), а кенезей Гофониил - г. Кириаф-Сефер (1. 11-13). О принадлежности Иерусалима коленам Израилевым Книга Иисуса Навина и Книга Судей Израилевых дают противоречивые сведения: согласно Нав 15. 8; 18. 28, Иерусалим входил в надел племени Вениамина; согласно Нав 15. 63, «Иевусеев, жителей Иерусалима, не могли изгнать сыны Иудины, и потому Иевусеи живут с сынами Иуды в Иерусалиме даже до сего дня»; согласно Суд 1. 8, колено И. захватило Иерусалим; согласно Суд 1. 21, «Иевусеев, которые жили в Иерусалиме, не изгнали сыны Вениаминовы, и живут Иевусеи с сынами Вениамина в Иерусалиме до сего дня». Исторические книги ВЗ сообщают, что Иерусалим до времен Давида принадлежал неевр. племени иевусеев. Колено И. в эпоху железного века обитало в Юж. Палестине. Иерусалим лежит на сев. границе И.; южной его границей является пустыня Негев, восточной - Мёртвое м. На западе И. граничит с филистимскими городами-гос-вами. Важнейшим городом до завоевания Давидом Иерусалима был, видимо, Хеврон (1-я столица Давида по 2 Цар 2. 11).

http://pravenc.ru/text/1237745.html

3. Речь в Антиохии Писидийской Речь ап. Павла в Антиохии Писидийской является примером того, как апостол мог приспосабливаься к возможностям аудитории («стал для иудеев, как иудей, чтобы приобрести иудеев» – ( 1Кор. 9:20 ). Эта речь основана на чтениях из Второзакония (1 – 3, 22) и прор. Исаии (1:1 – 22), которые только что прозвучали в синагоге. Такой вывод был сделан исследователями Св. Писания из того, что в речи апостола использованы малоупотребительные выражения, встречающиеся в вышеперечисленных отрывках Св. Писания. Для субботнего чтения было определено 154 отдела, из которых указанный является по порядку 44–м. За чтением Закона следовало назидательное истолкование (мидраш) (ср. Лк. 4:17 – 21 ). Втор 1:31 . «И в пустыне сей, где, как Ты видел, Господь Бог твой носила τροποφρηοεν) тебя, как человек носит сына своего» Деян. 13:17 . «Бог народа сего избрал отцов наших и возвысил (ψωοεν) сей народ во время пребывания в земле египетской» В первой части своей речи ап. Павел говорит о судьбе израильского народа, акцентируя внимание на Божией милости и любви к ним. Бог выделил Израиль из среды прочих народов, умножил его во время пребывания в Египте, что является безусловно чудесным, поскольку народ не просто находился в рабстве, но со стороны властей предпринимались специальные усилия, направленные на сокращение численности евреев ( Исх. 1 ). Затем Бог , изведя Израиль из Египта, «около сорока лет питал их в пустыне», т. е. ухаживал за народом, лелеял его. Среди благодеяний Божиих апостол упоминает дарование Земли Обетованной и истребление хананеев, а также дарование Израилю судей и царей. Ап. Павел здесь не говорит о непослушании Израиля; его мысль в том, что Бог, оберегая и храня Свой народ, целью имел «привести Израилю Спасителя Иисуса» ( Деян. 13:23 ) от семени Давида. Вторая часть речи посвящена явлению и жизни Христа. Здесь надо обратить внимание на то, что проповедь Иоанна Крестителя была известна даже иудеям рассеяния. Затем показателен тот факт, что ап. Павел, как и неоднократно ап. Петр в своих проповедях, говорит о предопределенности в Ветхом Завете смерти Христа ( Деян. 13:27 ср. Деян. 3:17 ). О воскресении Христовом говорится как о «Воздвижении Его Богом из мертвых».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

17. с 14-го стиха) в законе о царе и при том в такой форме, которая заставляет относить этот закон к эпохе Моисея. Появление закона о царе при Моисее, задолго до введения царской власти, не заключает в себе ничего удивительного: идея царя была гораздо ближе к народному сознанию при Моисее, когда народ составлял одно целое, чем во времена Судей, когда колена вели замкнутую, разобщённую жизнь и преследовали почти исключительно свои племенные интересы. Свидетельство о своём происхождении от Моисея закон о царе даёт в следующих словах: из среды братьев твоих поставь над собою царя: не можешь поставить над собою (царём) иноземца, который не брат тебе. Только чтоб он не умножал себе коней и не возвращал народ в Египет для умножения себе коней, ибо Господь сказал вам: „не возвращайтесь более путём сим“. Появление подобного закона в царстве Иудейском, когда на престоле укрепился царский род Давида и, в силу божественных обетовании, царская власть сде- —73— лалась в роде Давидовом наследственной, было бы немыслимо: насколько известно из последующей истории, никому и никогда в Иудее не приходило в голову обращаться за царём к иноплеменникам; не было подобных поползновений и в царстве Израильском; а потому, с этой стороны, отсутствовали все мотивы к написанию закона в период царей. Далее законодатель требует, чтобы царь не возвращал народа в Египет для умножения себе коней. Переводы в этом месте сильно расходятся: русский перевод: для умножения себе коней; славянский: яко да не умножит себе коней, согласно с греческим: πως μ πληϑν αυτ ππον; Вульгата: nec reducet populum in Aegyptum equitatus numero sublevatus – „да не возвращает народ в Египет при помощи многочисленной конницы“ 3385 . Из этих переводов ближе всего к подлиннику перевод Вульгаты; прочие нужно признать неудовлетворительными. Возвращение народа в Египет для умножения коней представляется действием совершенно непонятным и нецелесообразным. Положим, однако, что возможно было возвращение народа в Египет для приобретения коней.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На протяжении существования царской власти все цари были людьми, государства, которыми они владели, были человеческими. А значит подверженными пороку. Первые цари народа Божия: Саул, Давид, Соломон. Все они не были безгрешными. Что не отменяет неприкосновенности их царства (Давид отказался убивать Саула по этой причине). Власть даётся от Бога, даже если она в руках развращённого человека. Вспомним царя Соломона, окончившего жизнь среди многочисленных жён и языческих капищ. Это больно вспоминать, но это было, на это нельзя закрывать глаза. Вспомним Императоров и Царей Византии и Руси. Любой профессиональный историк, изучающий время их правления не сможет найти идеального правления, чтобы Царь не делал ошибок, порою прямо богопротивных. К чему я это всё написал? К тому, чтобы понять, что слова апостола Павла о том, что всякая власть от Бога универсальны, что не нужно создавать себе идола из определённой формы правления, даже сакральной - царской со священным помазанием миром. С другой стороны не нужно клеймить атеистические формы правления, неосознанно настраивать против них (помазанники Божии нередко тоже были атеистами и богоборцами). Пророк, царь, президент, генеральный секретарь, премьер-министр, если они законные правители, их нужно почитать до той поры, пока они не требуют богопротивного, но и в этой ситуации не оказывать насильственного сопротивления и не призывать к таковому. Иван Х. 17 июня 2014, 20:40 Статья содержит очень важные и верные мысли. Идеальное государство - семья Адама до грехопадения. Глава его - Бог. Лучшая форма правления - теократия через харизматичного (благодатного) правителя - пророка или судью, лично подчинённого Богу. В наши дни это совершенно невозможно воспроизвести. Однако с мыслями об идеальном устройстве Израильского Царства времени царей я не соглашусь. Вспомним обстоятельства его появления (1 Цар. 1: 8). Народ Израиля отвергает судей, как своих правителей, впрочем, делает это не без оснований. Происходит небольшая " революция " . Господь говорит пророку: " Не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними; как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они с тобою " . " Но народ не согласился послушаться голоса Самуила, и сказал: нет, пусть царь будет над нами, и мы будем как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны наши. "

http://pravoslavie.ru/71506.html

Неподалеку находятся знаменитые водопады Верхней Галилеи: верхний, Тагана, и нижний, Танур, воды которого низвергаются в глубокий каньон, так что увидеть водопад можно, только подойдя к самому обрыву. Летом водопад иссякает, поскольку выше по течению вода используется ливанскими крестьянами для орошения полей. Рядом, севернее кибуца Дан, находятся водохранилища Тель- Дан. В ветхозаветное время (в период Судей) эта земля относилась к колену Данову. Город, погребенный под огромным курганом, был основан еще в бронзовом веке и оставался религиозным и военно-административным центром округи до римского времени. Согласно Библии, именно здесь царь Израиля Иеровоам (931–910 гг. до Р.Х.) воздвиг одно из языческих святилищ, призванных отвратить народ от Иерусалима и правившей в нем династии потомков Давида. И посоветовавшись, царь сделал двух золотых тельцов и сказал народу: не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской. И поставил одного (тельца) в Вефиле, а другого в Дане. И повело это ко греху, ибо народ стал ходить к одному из них, даже в Дан, и оставили храм Господень ( 3Цар. 12, 28–30 ). Так совершился великий раскол в народе, завоевавшем Ханаан. Десять колен (племен) из двенадцати, перешедших с Иисусом Навином через Иордан, объединились под властью Иеровоама и под знаком Золотого Тельца, предопределив дальнейшую эволюцию Галилеи и всего Северного царства в сторону смешения и синкретического взаимодействия с ассирийскими, персидскими, а затем эллинистическими культами. Иными словами, древний город Дан, нынешний Тель-Дан, религиозный центр Иеровоамова израильского язычества, является синонимом позднейшего, до времен Христа Спасителя дожившего понятия «Галилеи языческой». ...Раскопанные археологами руины в северной части кургана обнаружили большую квадратную каменную платформу с алтарем. Весь сакральный комплекс был окружен стеной подобно другим ханаанским и раннебиблейским святилищам. Потом постепенно Дан потерял свое значение религиозного центра, передав эстафету языческих мистерий возникшему неподалеку Баниасу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Самуил – начало пророков К концу подходило время судей Израилевых 52 , время израильской теократии. Иссякало действие Духа Божия, оскудело. Слово Ягве было редко в те дни, видения были не часты ( 1Цар. 3:1 ). Ничего, подобного Богоявлениям Аврааму или Моисею, давно не было, не было пророков и прозорливцев. Редко где слышалось слово Ягве Бога, видения были не часты. Земля Израиля иссыхала, не было дождя раннего и дождя позднего, не орошалась благодатью Духа Божьего нива Господня. Так было в те дни, когда отрок Самуил служил Ягве при Илии ( 1Цар. 3:1 ). Едва ли что предвещало, что хотя что-нибудь изменится. Как будто застыли времена под безмолвием небес. И вот тогда, в ночной тиши, воззвал Ягве трижды неузнанно, а потом и в четвертый раз: Самуил! Самуил! – пока, наконец, наученный старым священником, отрок Самуил, как ключом, не отверз уста Господни: Говори, ибо слышит раб Твой. И возгремел глас Слова Божия. Лев начал рыкать, и содрогнулись услышавшие, Ягве Бог заговорил, и начали пророчествовать (сравни Ам. 3:8 ). Так Бог пробудил в Израиле пророков. А началось всё в ту ночь в Силоме, когда отрок Самуил лежал в храме Ягве (скинии), где ковчег Божий, и когда воззвал Ягве к Самуилу: Самуил, Самуил!, и когда Ягве, хотя и неузнанный отроком, потому что Самуил еще не знал тогда голоса Ягве, но услышал в ответ: вот я! ( 1Цар. 3 гл.). И возрос Самуил, и Ягве был с ним... И узнал весь Израиль, от Дана до Вирсавии, 53 что Самуил удостоен быть пророком Ягве ( 1Цар. 3, 19–20 . Началось пророчество в Израиле, началось от Силома (Силом – или Шило) И продолжал Ягве являться в Силоме (Шило) после того, как открыл Себя Самуилу в Силоме чрез слово Ягве ( 1Цар. 3:21 ). Не предначало ли это исполнения обетования праотца Иакова сыну своему Иуде ( Быт. 49:10 )7! Самуил не в видениях и снах, а явно слышал глас Божий, хотя образа Его и не видел. Самуил уподобился Моисею как слышатель гласа Божия, как собеседник Ягве Бога, хотя и не достигал славы Моисеевой, ибо не входил в облако и не видел задняя Божия, и не говорил с Ягве лицом к лицу. Но слышание голоса Божия – это много больше тех откровений, видений и снов, которые имели последующие пророки.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

; 2Цар. 1, 14; 19, 21; 22, 51 ; 2Пар. 6, 42 ; ; Ис. 45, 1 ; Плач 4, 20 . Все эти тексты относятся к царю и ни разу ни к кому более. Единственный текст, где слово «Помазанник» относится не к царю, это Дан. 9, 26–29 , но здесь непосредственно говорится о грядущем Мессии. Итак, помазанник – это царь! Руками Самуила народ Израильский получил царя-помазанника. Самуил сначала помазал первого царя Саула, вскоре отступившего от Бога, а потом и Давида. Царство принесло народу Божию свои беды, но оно решило проблемы времен судей Израилевых. Теперь уже каждый не делал то, что ему казалось справедливым, анархия кончилась. А главное – Израиль получил прочную теократическую основу. Следует отметить, что Самуил установил не только царство во Израиле, но и воздвиг к царству Давида и Дом Давидов. Это событие описано в Первой книге Царств гл. 16, 1–13. Самуил помазывает Давида на царство, причем на царство вечное! Так пелось в одной из песен восхождения: Ибо избрал Ягве Сион; Возжелал в жилище Себе. Это покой Мой навеки, Здесь вселюсь... Там возращу рог Давиду, Поставлю светильник помазаннику Моему ( Пс. 131, 13.14.17 ). А пророку Нафану Господь говорит о сыне Давидовом, т.е. о доме его: Я поставлю его (сына Давидова) в доме Моем и в царстве Моем навеки, и престол его будет тверд вечно ( 1Пар. 17:14 ). Об этом архангел Гавриил возвестит Деве Марии в Назарете при благовещении: И вот зачнешь во чреве, и родишь Сына... И даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; И будет царствовать над домом Иакова во веки, И Царству Его не будет конца ( Лк. 1:31–33 ). Особенно сильно звучат все тексты о Давиде и царях Израиля, если слово «помазанник» так и читать мессия, или, как в LXX, Христос. Ветхозаветное царство, установленное Богом через Самуила, есть предыстория Мессианского царства, причем, оно не только прообраз его, как часто говорят, но и сущностное предначало его. Ветхозаветные Писания вообще не разделяют резко царствование Дома Давидова и Мессианское царство. Всё это – некое единое царство, переходящее в вечность. Через Израиль царство Божие принимает в себя все народы. В мессианских пророчествах Дому Давидову нет четкого различения между земным и временным аспектом этого царствования и его трансцендентным, вневременным и вселенским осуществлением. Так через Самуила было положено начало Царству Божию на земле, которое в спасительной силе пришло чрез Иисуса Христа сына Давидова, а в славе своей еще грядет.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010