Вступление Авраама в Завет с Богом – вот в чем следует усматривать начало теократического правления народом Божиим. Богоправление, как существенно важную черту, предполагает исполнение воли Божией человеком. Мы знаем, что среди царей израильских нашлось немало отступников от принципов теократии. Однако и тогда Господь продолжал осуществлять Свои мессианские чаяния через Свой народ. На смену эпохе патриархального Богоправления, продолжавшегося 215 лет, пришло время вождей, в бытность которого составлено знаменитое законодательство Моисея. До Моисеевой эпохи избранный народ управлялся отдельными патриархами, которые передавали друг другу полученные ими обетования и вверенный залог истинной веры, взамен обретая ее «разъяснения, подтверждения и дополнения в личных явлениях и откровениях им Бога или его святых ангелов» 118 . По избавлении от рабства Египетского Господь вновь заключает Завет, но уже не с одним человеком – Патриархом, и через него с прочими, а с целым народом, посредником которого явился пророк Моисей. Теперь Богоправление, как основа жизни израильского народа, не ограничивалась только религиозно-нравственной областью, а проникло во весь «склад жизни» как государственной, так и общественной» 119 . После смерти вождя евреев Иисуса Навина наступает эпоха Судей Израильских продолжительностью до 350 лет. И в это время Господь являет Свои обетования избранному народу через посредство осененных его благодатью людей. По истечении этого периода наступает период правления царей Израильских. Священное Писание нам свидетельствует, что, относительно предшествующей эпохи Судей, это было время религиозно-нравственных уклонений Израиля. Священное Писание говорит об этом устами Самого Творца. Вместо непосредственного правления через Судей народ израильский пожелал иметь над собою царя, как и иные народы: «И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу (судье. –  И.Е. ) в Раму, и сказали ему… поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов. И не понравились слова сии Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу. И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе, ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтобы Я не царствовал над ними» ( 1Цар. 8:4–7 ). Таким образом, хотя и была принята форма царского правления, сокровенное теократическое правление утратило свою былую полноту.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

Бог услышал молитву, возвратил силы Самсону. Тогда Самсон сдвинул с места два средних столба, на которых утверждён был дом, и все, находившиеся в доме, погибли. Умер и сам Самсон, сказав пред смертью «умри душа моя с Филистимлянами ( Суд. 16:25–31 ). Как смотреть на поступок Самсона? Соизволение Бога на этот поступок не подлежит никакому сомнению. Бог услышал молитву Самсона и возвратил ему силы, чтобы отомстить врагам. Если его поступок и называть самоубийством, во всяком случае на это самоубийство была воля Божия. Но здесь не самоубийство, а самопожертвование жизнью, подобное тому, какое бывает на войне. Ближайшей и главной целью Самсона было не прекращение своей жизни, а месть своим врагам и врагам своего Бога. Жертвуя собой, он убил, по словам писателя книги Судей, столько врагов, сколько не убивал во всю свою жизнь (16:30). Смерть его имеет характер возвышенного самопожертвования из любви к Богу и ближним. Ап. Павлом Самсон поставлен в числе ветхозаветных праведников ( Евр. 11:32 ). Авимелех, один из самозванных судей Израильского народа, во время войны был поражен камнем, брошенным с башни одной женщиной. Призвав своего оруженосца, он сказал «обнажи меч твой и умертви меня, чтобы не сказали обо мне: женщина убила его». Оруженосец пронзил его, и он умер. Но оправдывает ли это самоубийство священный писатель книги Судей? Нисколько. Он объясняет его как наказание за преступление Авимелеха. «Так воздал Бог Авимелеху за злодеяние, которое он сделал своему отцу, убив семьдесят братьев своих» ( Суд. 9:50–56 ). Подобным же возмездием за грехи было самоубийство Замврия. О нем в Библии говорится следующее. В двадцать седьмой год правления Асы, царя Иудейского, воцарился Замврий и царствовал семь дней в Фирце, когда народ осаждал Гавафон Филистимский. Услышав, что Замврий сделал заговор и умертвил царя, все Израильтяне воцарили военачальника Амврия и осадили Фирцу. Замврий, видя, что город взят, вошел во внутреннюю комнату царского дома, произвел пожар и погиб. По словам писателя 3-й кн.

http://azbyka.ru/otechnik/6/o-samoubijst...

Обет Иеффая некоторым кажется необдуманным и исполнение его жестоким и противным закону Божию. Но для предупреждения всякого невыгодного суждения о Иеффае и о его обете должно заметить: во-первых, что Апостол Павел свидетельствует о вере Иеффая и причисляет его к праведникам Ветхого Завета, ревнителям благочестия и правды ( Евр.11,32–33 ); во-вторых, книга Судей представляет его мужем, исполненным Духа Божия: «и бысть на Иеффае Дух Божий» ( Суд.11:29 ); в-третьих, из той же книги Судей можно заключить, что Иеффай не принес свою дочь во всесожжение, что противно было Закону Божию, а только посвятил на служение Богу, с тем, чтобы она всю жизнь пребывала девой – «и сотвори на ней обет свой, им же обещася; и сия не позна мужа»( Суд.11:39 ). Далида предает Сампсона Сампсон, двенадцатый из судей Израильских, отличался необыкновенной силой. Раз пришел он в филистимский город Газу: узнав об этом, филистимляне поставили тайную стражу у городских ворот, с тем, чтобы схватить и убить его, когда он будет выходить из города. Но Сампсон встал в полночь и пошел из города; дошедши до городских ворот и нашедши их запертыми, он снял их с вереями и запорами, положил на плечи, и, прошедши на одну из близ лежащих гор, оставил их на ней, в насмешку над ухищрениями филистимлян. Он ослепился страстью к некоторой женщине Далиде, жившей в долине Сорек. Узнав об этом, начальники филистимские пришли к ней и сказали ей: «Постарайся выведать от Сампсона, от чего зависит столь великая сила его, и каким образом можем мы овладеть им: за это ты получишь от каждого из нас по тысяче сту сребреников». Далида старалась выведать от Сампсона тайну его необыкновенной силы; он три раза обманывал её, и филистимляне три раза тщетно старались взять его; наконец он сказал ей: «Никогда железо не касалось волос моих; ибо я Назорей, посвященный Богу от чрева матери моей! Если мне обреют голову, то сила оставит меня, и я сделаюсь так же слаб, как и прочие люди». Далида призвала к себе князей филистимских, открыла им тайну и получила за это обещанные деньги.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Единственным источником по Иерусалиму XIV — начала X веков является Тора, данные которой крайне противоречивы. В 10 главе Книги Иисуса Навина говорится, что царь Иерусалима Адониседек был разбит в битве Иисусом Навином, но при этом ни слова не сказано о взятии самого города. В Книге же Судей (1:8) сказано: " И воевали сыны Иудины против Иерушалаима, и взяли его, и поразили его мечом, и город предали огню " . Поскольку Книга описывает войны израильтян после смерти Иисуса Навина, получается, что и захват Иерусалима произошел позже. Более того, " Книга Судей " (1:21) приписывает неудачный поход на Иерусалим племенам колена Вениамина, в то время как " Книга Иисуса Навина " (15:63) четко говорит о племенах колена Иуды, пытавшихся захватить город. Израильский ученый Б. Мазар считает, что в этих книгах отражены несколько этапов завоевания: сначала при Гаваоне был разбит иерусалимский царь Адониседек, а позже город захватили и разрушили племена колена Иуды. Конструкция внешне логична, но чисто умозрительна и основана исключительно на догадках. По мнению наиболее авторитетных исследователей, сведения " Книги Судей " о захвате Иерусалима вторичны и вряд ли могут претендовать на историческую достоверность. Кем же были иевусеи, населявшие Иерусалим до израильского завоевания? Все, что мы о них знаем, умещается в строке пророчества Иезекииля: " И скажи: так говорит Господь Бог дщери Иерусалима: твой корень и твоя родина — в земле Ханаанской, отец — Аморрей, и мать твоя — Хеттеянка " (Иезекиил 16:3). На основании этого иевусеев рассматривали то как этнических хеттов, то как малоазийское племя, изгнанное со своей исторической родины в результате нашествия " народов моря " и осевшее в Израиле. В одном исследователи единодушны: накануне израильского завоевания иевусейский Иерусалим представлял собой типичный ханаанейский город с семитским, хурритским и хеттским населением. Участок с " иевусейской фортификацией " на восточном склоне холма, где располагался ранний Иерусалим, был обнаружен в 1960-х годах британским археологом Кэтлин Кэньон.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2200...

И составитель или составители древнейших отделов книги Судей нигде не говорят об обязанности посещения Силома и о противозаконности жертвоприношений не в Силоме. Эти-то обстоятельства Р. Смит и рассматривает, как несомнительные доказательства того, что Пятикнижие в период Судей не было известно. Но ведь составитель тех отделов книги Судей, на которых мы останавливались, не имел в виду изобразить течение жизни израильского народа за весь период Судей; его задачею было представить положение дела в наиболее беспокойные, бурные времена этого периода, в дни нападений и тяжелого угнетения со стороны врагов, когда руководители и представители народа развивали свою деятельность при чрезвычайных обстоятельствах и могли в своих действиях лишь соображаться с этими обстоятельствами, а никак не руководствоваться предписаниями закона – последнее было невозможно. И на эту невозможность определенно указывает составитель занимающей нас книги. По его словам, во дни, напр., Самегара не стало обитателей в селениях у Израиля, были пусты дороги и ходившие прежде путями прямыми ходили тогда окольными дорогами ( Суд. 5:6–7 ). Столь же безотрадно, если не безотраднее, было положение Израиля во времена Гедеона. Тогда тяжела была рука Мадианитян над Израилем повествует бытописатель; и сыны Израилевы сделали себе от Мадианитян ущелья в горах и пещеры и укрепления, что было совершенно необходимо, потому что Мадианитяне и Амалекитяне, во время своих нашествий, буквально наводняли Палестину; так, однажды они расположились в одной из палестинских долин в таком множестве как саранча; верблюдам их не было числа, много было их, как песку на берегу моря ( Суд. 6:2; 7:12 ). При таком крайне ненормальном положении дел, конечно невозможно было правильное течение, между прочим, религиозной жизни, невозможно было точное исполнение обрядовых постановлений закона, в том числе постановлений о «явлении пред лицом Господа» в Силоме для принесения жертв при скинии. Невозможность эта была так очевидна, что о ней излишне было упоминать, повествователь и не упомянул, а лишь иллюстрировал ее фактам из жизни Гедеона, Самсона и других крупных деятелей того времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Кроме того, упоминаются ещё некоторые периоды безвластия и частичного порабощения, когда у израильского народа не было достойных судей. Каковы были причины порабощения? Были ли они разнообразны? Нет, во всех этих случаях были одни и те же; или, вернее, была одна и та же причина, ясно выраженная в следующих словах: «сделали сыны Израилевы злое пред очами Господними». Постепенно вымерло всё поколение, в течение жизни своей видевшее много Божьих чудес, явленных в помощь народу израильскому и на войне, и в мирное время. «И восстал против них другой род, который не знал Господа и дел, какие Он сделал Израилю; и стали сыны Израилевы делать злое пред очами Господа и служить Ваалу… скоро уклонились от пути, которым ходили отцы их, повинуясь заповедям Господним. Они так не делали» ( Суд. 2:10–17 ). Из всех зол, которые делали израильтяне пред Господом, особенно указывается на одно: на служение Ваалу. Что же означает это служение Ваалу? Оно означает служение дьяволу под видом идолов. В этом основа и первоисточник всякого греха. Отсюда проистекают все остальные грехи, нарушение всех десяти основных заповедей Божьих: неверие в Единого Живого Бога, вера во множество злых или бездушных богов, произнесение всуе имени Божиего, непразднование седьмого дня, непочитание родителей, убийство, прелюбодеяние, кража, лжесвидетельство, желание чужого. Всеми этими грехами люди ведут войну против Единого Живого Вседержителя Бога, – раболепствуя в то же время и духом, и жизнью своей перед мрачными адовыми силами. Такая духовная война мирного времени должна была неизбежно проявиться во внешних, физических войнах, столько раз ввергавших в рабство грешный народ. А то, что именно эти грехи народа ввергали его в рабство чужеземцам, и то, что Сам Бог – за грехи эти – предавал его в рабство, видно из следующих слов: «И воспылал гнев Господень на Израиля, и предал Он их в руки грабителей, и грабили их; и предал их в руки врагов…» ( Суд. 2:14 ). Нужно обратить особенное внимание на то, что здесь не говорится (как в других местах, упомянутых или ещё не упомянутых нами) о грехе одного человека, а говорится о грехе всего народа. Не говорится и о грехах судей, вождей народных, так как написано: «Они и судей не слушали; потому что ходили блудно во след иных богов» ( Суд. 2:17 ). Весь народ был грешен. Весь народ отпадал от своего Бога. Весь народ был причиной своего несчастья. Вместо того чтобы сознательно относиться к своей высокой миссии, памятуя закон Божий, и или казнить осуждённые на смерть народы, или оживить их своей верой в Единого Истинного Бога, Израиль погрузился в их мрак. Лучший подпал под влияние худшего, ослушался с ним и стал как он. Поэтому праведный Бог, воздвигавший прежде истинно верующих на язычников, навёл на них самих язычников, когда эти верующие изменили Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Но, по летосчислению Иосифа Флавия (Antt. 8, 3. 1. 10, 8. 5), от выхода евреев из Египта до построения храма или 4-го года царствования Соломона протекло 592 года, и это исчисление вполне согласно с рассматриваемым летосчислением ап. Павла, так как при этом исчислении на период Судей придется 443, т.е. около четырехсот пятидесяти лет. Это снова показывает, что первенствующие христиане в отношении к ветхозаветной истории держались по временам известного в их время предания, отклоняясь от буквы Писания (см. прим. к Деян.7:2 ; Деян.7:6 ). – Давал им судей: это были вожди народа, непосредственно Богом воздвигаемые и одушевляемые Его Духом (ср. Суд.3:10 ), которые спасали народ от бедствий и судили его. Деяния их описаны в книге Судей. – До пророка Самуила: который был последним судьею народа. При нем народ просил себе царя, и Бог избрал и указал ему через Самуила царя Саула. Все это описано в 1-й книге Царств. – Сорок лет: в ветхозаветных книгах нигде прямо не говорится, сколько времени царствовал Саул, но Флавий (Antt. 6, 14. 9) прямо говорит, вероятно, на основании древнего еврейского предания, что Саул царствовал 18 лет при жизни Самуила и 22 года по его смерти, след., всего 40 лет. Павел подтверждает сими словами справедливость этого предания и исчисления. 22. Отринув его, поставил им царем Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои. 23. Из его-то потомства Бог, по обетованию, воздвиг Израилю Спасителя Иисуса. 24. Пред самым явлением Его, Иоанн проповедовал крещение покаяния всему народу Израильскому. 25. При окончании же поприща своего, Иоанн говорил: за кого почитаете вы меня? Я не тот; но вот идет за мною, у которого я недостоин развязать обувь на ногах. Отринув его (Саула), так как он не исполнил воли о нем и определения Божия, поставил им царем Давида: еще ранее смерти Саула ему возвещено было Богом через Самуила об отвержении его и помазан был на царство сын Иессеев Давид ( 1Цар.13:13 и д.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Необходимо помнить, что фарисеи, помимо учительной власти, обладали еще и властью судебной: из фарисеев по большей части состояли и верховный суд (синедрион), и местные суды (малые синедрионы). Саму судебную власть фарисеев Иисус не отрицал: Он оспаривал те критерии, по которым фарисеи выносили суд. Обращаясь к фарисеям, Иисус говорил: Не судите по наружности, но судите судом праведным ( Ин. 7:24 ). В этих словах можно увидеть уточнение к тому, что сказано в Нагорной проповеди. Если в Нагорной проповеди слова «не судите» имеют форму универсального запрета, распространяющегося как на учеников Иисуса, так и на Его оппонентов (а среди Его слушателей были и те и другие), то в беседе с фарисеями Иисус лишь указывает на ошибочность подхода фарисеев к исполнению своих судебных полномочий. Выражение «судите судом праведным» является аллюзией на институт судейства, установленный еще законом Моисеевым: Во всех жилищах твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе, поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим, чтоб они судили народ судом праведным ( Втор. 16:18 ). Обращаясь к народу израильскому, Моисей говорит: И дал я повеление судьям вашим в то время, говоря: выслушивайте братьев ваших и судите справедливо, как брата с братом, так и пришельца его; не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд – дело Божие ( Втор. 1:16–17 ). В течение достаточно долгого времени судьи обладали не только законодательной, но и исполнительной властью: именно они управляли еврейским государством после смерти Иисуса Навина вплоть до избрания первого израильского царя (этому периоду в жизни израильского народа посвящена библейская книга Судей). Повторим: Иисус не оспаривал сам институт судейства, как не оспаривал и другие существовавшие в Его время и унаследованные из прошлого социальные институты. Людям необходим суд для того, чтобы в тех случаях, когда нарушена справедливость, она была восстановлена, когда совершено преступление, виновный был наказан. Но, во-первых, суд должны вершить те, кто имеет на это полномочия; во-вторых, суд должен быть праведным, то есть справедливым, непредвзятым; а в-третьих – и это главное, – никакая даже самая совершенная судебная система не сможет заставить человека отказаться от греховных поступков, реформировать его мышление. Начинать реформу нужно с самого себя: вот почему необходимо вынуть бревно из своего глаза, прежде чем приступать к изъятию сучка из глаза брата.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Узнав о большом собрании израильтян в Массифе, филистимляне, боясь восстания, двинули на них свои войска. Но на этот раз Господь был со Своим народом, и филистимляне потерпели ужасное поражение. С этого времени весь Израиль признал Самуила своим судьей. Таким образом, у израильского народа снова появился вождь, направивший его на трудный путь духовного возрождения и политического единства. Во время правления Самуила страна наслаждалась миром и благоденствием. Центром религиозной и государственной жизни стал город Рама, и отсюда Самуил каждый год обходил все израильские города, исполняя свои обязанности первосвященника и судьи еврейского народа. Стремясь к духовному просвещению народа, Самуил из своих последователей создал пророческую школу, которая готовила просвещенных ревнителей веры. При Самуиле был уже целый «сонм пророков», которые помогали ему искоренять идолопоклонство и насаждать истинную веру среди израильского народа. Мудрое правление Самуила продолжалось до самой его старости. Когда же он состарился, то поставил двух своих сыновей судьями над израильским народом. Но, как ни странно, его сыновья оказались нечестными судьями. Жадные и продажные, они брали взятки и выносили несправедливые приговоры. Народ израильский стал выражать недовольство существующим порядком и, в конце концов, совершенно перестал уважать судей. У всех соседних народов были цари, и израильтяне пришли к выводу, что только монархический строй может их спасти от филистимлян. Желая избрать себе царя, израильские старейшины пришли к Самуилу в Раму и сказали: «Вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов» ( 1Цар. 8:5 ). Это требование глубоко опечалило старца. До этого у еврейского народа была теократия, т.е. Богоправление. Господь у них был и небесным, и земным Царем. Теперь же народ пожелал себе другого царя. Самуил не знал, что ответить старейшинам, и обратился с молитвой к Богу. «И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними…» ( 1Цар. 8:7 ). Узнав волю Божию, Самуил пообещал старейшинам подыскать кандидата на царский престол.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

§ 48. Понятие о судиях (1552–1100 до Рожд. Хр.) По смерти Иисуса Навина израильтяне не только не истребили остатки хананеев, но, сделав их данниками, стали вступать с ними в брачные союзы и подражать их нечестивым нравам. Служение Ваалу (солнцу) и Астарте (луне), главным божествам хананейским, соединенное с пьянством и развратом, несколько раз привлекало к себе израильтян и заставляло забывать Иегову. В этих случаях Бог напоминал о Себе Своему народу тем, что предавал его во власть язычникам. Как скоро бедствие вразумляло израильтян, Он спасал их чрез мужей, известных под именем Судей Израилевых. Воодушевляясь Духом Божиим, сии мужи побеждали язычников, восстановляли в своем народе истинное Богопочитание и потом управляли им до конца своей жизни. Поскольку Судии воздвигались Самим Богом и управляли от Его имени, то и правление их, равно как и правление Моисея и Иисуса Навина, называется Богоправлением, ибо во все это время верховным главою Израильского народа был Сам Иегова, открывавший Свою волю или чрез первосвященника, или чрез благочестивых мужей из среды народа. Постоянная же судебная власть в каждом колене принадлежала старейшинам. Местом народных собраний был город Силом, в котором стояла Скиния. От смерти Иисуса Навина до первого царя израильского, в течение 450 лет, всех судей было тринадцать 8 . Замечательнейшими из них были: Гедеон, Иеффай, Сампсон, Илий и Самуил. § 49. Гедеон Израильтяне уклонились в идолопоклонство и Бог предал их в руки мадианитян 9 и амаликитян. В течение семи лет мадианитяне и амаликитяне всем народом, с женами и детьми приходили в землю Израилеву ко времени жатвы, снимали с полей весь засеянный хлеб, траву и уводили весь скот. Израильтяне были доведены до крайности разорения и обратились к Богу с раскаянием. Господь послал им избавителя в лице Гедеона, происходившего от колена Манассиина. Гедеон призван был на этот подвиг следующим образом. Однажды он молотил пшеницу, готовясь бежать от врагов в какое-либо скрытное место. Вдруг является незнакомый муж и говорит: «Господь с тобою, крепкий силою!» Гедеон отвечал: «ах, если Господь с нами, то отчего постигли нас все сии бедствия? и где все чудеса Его, о которых пересказывали нам отцы наши?» – Господь, явившийся ему в образе мужа, сказал: иди, спаси Израиля от руки мадианитян; Я посылаю тебя». Обрадованный Гедеон тотчас же приготовил Богу жертву. Таинственный муж коснулся жезлом жертвы и вышедший из камня огонь тотчас же попалил ее. Гедеон в страхе воскликнул: «увы мне, Господи, Господи, я видел Ангела Господня лицом к лицу». Но Господь сказал ему: «мир тебе! Не бойся, не умрешь».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010