Глава 1 1–4. Старческая болезнь Давида. 5–10. Заговор Адонии. 11–31. Объявление воли Давида о престолонаследии Соломона. 32–40. Вступление Соломона на царство, помазание его и триумфальное шествие. 41–53. Рассеяние партии Адонии. 3Цар.1:1 .  Когда царь Давид состарился, вошел в преклонные лета, то покрывали его одеждами, но не мог он согреться. 3Цар.1:2 .  И сказали ему слуги его: пусть поищут для господина нашего царя молодую девицу, чтоб она предстояла царю и ходила за ним и лежала с ним, – и будет тепло господину нашему, царю. 3Цар.1:3 .  И искали красивой девицы во всех пределах Израильских, и нашли Ависагу Сунамитянку, и привели ее к царю. 3Цар.1:4 .  Девица была очень красива, и ходила она за царем и прислуживала ему; но царь не познал ее. 1–4 ст., как затем и ст. 5–10, образуют введение к главному рассказу 1 главы – о вступлении Соломона на царство: как дряхлость Давида (ст. 1–4), так и заговор Адонии (ст. 5–10) могут объяснить, почему Соломон еще при жизни Давида занял престол его. Ст. 1 начинается соединительным союзом «и» также, как и некоторые другие ветхозаветные книги (Левит, Числа, Иисуса Навина, Судей, Руфь, 1-я Царств, 2 Паралипоменон, 2-я Ездр, Иезекииля, Ионы), что не необходимо указывает на связь содержания последующей библейской книги с предыдущей, но в данном случае ( 3Цар. 1–2 ) представляют как бы органическую часть 2-й книги Царств, заканчивая изложенную там историю царствования Давида. Возраст Давида в описываемый в ( 3Цар.1–2 ) момент равнялся, судя по ( 3Цар.2:11 ) ср. ( 2Цар.5:4 ), семидесяти лет. Болезнь и дряхлость (marasmus senilis) Давида в эти не столь еще преклонные годы являются последствием чрезвычайных трудов и испытаний, понесенных им в пору юности и в зрелом возрасте (указание на преждевременную старость Давида видят уже в ( 2Цар.21:16–17 ) ). Слабосилием Давида объясняется и недостаток теплоты в его организме, упадок температуры тела (Мидраш объясняет болезнь Давида как последствие явления Ангела ( 2Цар.24:16–17 ). По мнению Клерика, отсутствие теплоты в теле Давида произошло «ex nimio mulierum usu».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Глава 25 Блужение израильтян в Ситтиме. – Поражение согрешивших. – Религиозная ревность Финееса. – Возвращение милости Божией к народу. – Повеление о мадианитянах. Чис.25:1 .  И жил Израиль в Ситтиме, и начал народ блудодействовать с дочерями Моава, Чис.25:2 .  и приглашали они народ к жертвам богов своих, и ел народ [жертвы их] и кланялся богам их. Чис.25:3 .  И прилепился Израиль к Ваал-Фегору. И воспламенился гнев Господень на Израиля. «Ситтим» (Абель-Ситтим) – поле акаций. Упоминается в кн. Чис 33.49 и в Нав 2.1, 3.1 . Сладострастные оргии входили в число обрядов поклонения некоторым божествам халдейской религии, распространившейся в Финикии и Ханаане. Зная грубочувственный характер еврейского народа, Валаам не сомневался, что вожделения ( Чис.31:16 ; см. Иосиф Флавий Иуд.Древн. 4:6) чувственных удовольствий заставят израильтян забыть Иегову и соблудить в честь богов иных. «И начал народ блудодействовать с дочерями Моава, ...и прилепился Израиль к Ваал-Фегору». Чис.25:4 .  И сказал Господь Моисею: возьми всех начальников народа и повесь их Господу перед солнцем, и отвратится от Израиля ярость гнева Господня. «Всех начальников народа», согрешивших жертвами и блудом в честь языческого божества, «повесь пред солнцем», т. е. в промежуток времени до захода солнца: по закате солнца тела повешенных должны по закону убираться ( Втор 21.22, 23 ). Чис.25:5 .  И сказал Моисей судьям Израилевым: убейте каждый людей своих, прилепившихся к Ваал-Фегору. «Судьям Израилевым» – начальствующим лицам в израильских коленах. Чис.25:8 .  и вошел вслед за Израильтянином в спальню и пронзил обоих их, Израильтянина и женщину в чрево ее: и прекратилось поражение сынов Израилевых. «Пронзил их», следуя чувству ревности о славе имени Божия и указаниям закона о смертной казни идолопоклонников ( Лев.20.2 ; Втор 13.8, 9 ). «Право ревнования» – jus. zelotyparum – признается раввинским учением за каждым евреем в случаях опасности соблазна для народа (ср. Ин 2.14, 17 ). «И прекратилось поражение сынов Израилевых». Кроме казни преступников по приговору Моисея и судей, соблудивший народ был наказан, по-видимому, какой-нибудь опустошительной болезнью.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Нужно заметить, что близ Кедеса, у дуба Цананним (по Таргуму – в равнине болот), в это время жил Хевер кенеянин (ср. Нав.19:33 ), переселившийся сюда с юга Палестины, который был в союзе с израильтянами. Суд.4:12 .  И донесли Сисаре, что Варак, сын Авиноамов, взошел на гору Фавор. Суд.4:13 .  Сисара созвал все колесницы свои, девятьсот железных колесниц, и весь народ, который у него, из Харошеф-Гоима к потоку Киссону. Суд.4:14 .  И сказала Девора Вараку: встань, ибо это тот день, в который Господь предаст Сисару в руки твои; Сам Господь пойдет пред тобою. И сошел Варак с горы Фавора, и за ним десять тысяч человек. Суд.4:15 .  Тогда Господь привел в замешательство Сисару и все колесницы его и все ополчение его от меча Варакова, и сошел Сисара с колесницы [своей] и побежал пеший. Суд.4:16 .  Варак преследовал колесницы [его] и ополчение до Харошеф-Гоима, и пало все ополчение Сисарино от меча, не осталось никого. Когда Сисара узнал о собравшемся на горе Фаворе израильском войске, то собрал все 900 колесниц и войска (по Иосифу Флавию, 300 000 пехоты, 10 000 конницы и 3 000 колесниц. Ant V, 51) и расположился в Ездрелонской долине, по потоку Кисону, где он мог иметь необходимые для своих людей и коней пищу и воду и в то же время откуда мог всегда угрожать израильтянам как на севере, так и на юге. На такой позиции Сисара мог держаться долго, выжидая, пока истощатся запасы у войска Варака и оно будет вынуждено оставить позицию на горе Фаворе, после чего, как казалось Сисаре, будет нетрудно разбить его. Но израильтяне предупредили Сисару. Как только он занял свою позицию, Девора велела Вараку сделать на него стремительное нападение. Войско Сисары, колесницы которого из-за неровности почвы не могли действовать надлежащим образом, пришло в замешательство и обратилось в бегство. Иосиф Флавий говорит, что во время битвы произошла сильная буря с градом и дождем, причем ветер дул в лицо хананеям и в тыл израильтянам, что значительно затрудняло действия хананеев (Ant. V, 5, 4). Одна часть войска Сисары направилась к северу, стараясь достигнуть Харошеф-Гоима, но была перебита преследовавшими израильтянами; другая часть направилась к югу, через поток Кисон, и была увлечена разлившимся в это время, вероятно, от сильного дождя, Кисоном ( Суд.5:19, 21 ), так что погибло войско Сисары.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ибо так говорит Господь Бог: за то, что ты хлопал рукою и топал ногою и радовался всею душою (или: ликовал в душе свой) о землю Израилевой: за то (в Вульгате прибавлено: вот) Я простру руку Мою на тебя, и отдам тебя на расхищение народам и истреблю тебя из [числа] народов, и погублю из [среды] земель и сокрушу, и узнаешь, что Я Господь. После взятия или осады Иерусалима, когда пришел в Вавилон, кто мог спастись, и возвестил, что город вот-вот должен быть взят или разрушен вместе с храмом, пророческая речь, по обычаю всех пророков, обращается во всем окрестным народам, ликовавшим вследствие разрушения Иерусалима и сожжения храма, и прежде всего, против сынов Аммоновых, имевших главным городом Равваф, теперь называющийся Филадельфией по имени египетского царя Птоломея, именовавшегося Филадельфом, который владел Аравией и Иудеей. Сын человеческий! обрати, говорит, или утверди лицо твое на сынов Аммоновых, происшедших из племени Лота, и скажи им: так говорит Господь Бог (ибо это слова не пророка, а Господа. Об утверждении лица мы сказали в толковании на этого же самого пророка): за то, что вы говорили: ага! ага! или ликовали и радовались, потому что храм и святилище Мое поруганы вследствие нашествия врагов, и о земле Израилевой, потому что она опустошена, и в частности, о доме Иудином, то есть о двух коленах, которые теперь отведены в плен: за то и Я отдам тебя сынам Кедема (или Эдема), что мы перевели: Востока. Никто не сомневается в том, что мадианитяне и вся обширная пустыня прилегают к земле аравийской, и что они имеют стада верблюдов и множество овец и коз и имеют пропитание от этих богатств. Это было и с землей израильской, как повествует история в книге Судей ( Суд. 6:5 ), когда пришли мадианитяне и опустошили чрез пастбища всю землю их до Газы. Таким образом, чрез мадианитян Писание метафорически ( μεταφορικς) указывает на измаильтян и агарян, которые теперь называются сарацинами, ложно присвояя себе имя Сары, конечно, для того, чтобы казаться происшедшими от свободной [женщины] и госпожи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Но той же ночью с Нафаном говорит Сам Господь и сообщает, что построить для Него дом (Храм) – это дело не Давида, но его сына, и это произойдет уже после смерти царя. И пророк пересказывает эти слова Давиду (4–17). В некоторых случаях пророк не может ответить на вопрос, произнести пророчество, если нет на то воли Святого Духа. Так, пророк Елисей, когда к нему обращаются три царя – иудейский, израильский и эдомский (см.: 4Цар. 3, 14–15 ) – и просят его предсказать, чем кончится война против моавитян, отвечает им не сразу, но лишь когда его касается рука Господня, чему способствует игра на гуслях. Пророк возглашает истину, которую открывает ему Господь. – Как и когда зародилось в ветхозаветном мире это духовное движение? – Первый, кто назван в Библии пророком, – Авраам. В 20-й главе книги Бытия Господь говорит Авимелеху, царю Герарскому, что он должен вернуть Сарру Аврааму, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив; а если не возвратишь, то знай, что непременно умрешь ты и все твои (7). Слово «пророк» подчеркивает особую близость Авраама к Богу и особую силу его молитвы. Величайшим пророком был Моисей. В книге Второзаконие мы читаем: И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу, по всем знамениям и чудесам, которые послал его Господь сделать (34, 10–11). Но в темное время, отраженное в книге Судей Израильских и в Первой книге Царств, время, когда у Израиля не было царя и он пребывал в раздробленности, мы великих пророков не видим, как и массового движения. Видим лишь анонимных пророков, один из которых обличил израильтян перед восстанием Гедеона (см.: Суд. 6, 8 ), а другой, названный просто человеком Божиим ( 1Цар. 2, 27 ) – обличил первосвященника Илия и его нечестивых сыновей. В третьей главе Первой книги Царств, повествующей о призвании на пророческое служение Самуила, есть слова: слово Господне было редко в те дни, видения были не часты (1). Именно с Самуила (подробнее о нем в отдельной беседе) началось пророчество как духовное движение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В. п. в его собственно юридическом аспекте, относящемся к политическому устройству и гражданским правоотношениям богоизбранного народа, включает в себя нормы публичного и частного права в соответствии с классической терминологией римского права . В свою очередь, опираясь на совр., более детализованную юридическую классификацию, публичное В. п. по материалу можно разделить на право политическое, военное, адм., уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, налоговое, а частное право - на гражданское (имущественное), семейное, гражданско-процессуальное. Политическое право Политическую систему израильского общества, установленную Моисеевым законодательством, принято именовать теократией , причем в данном случае речь идет о подлинной теократии - Богоправлении, а не о такой модели гос. власти, в к-рой духовенству принадлежит господствующая или доминирующая роль, вроде средневек. Папского гос-ва, а также совр. Ватикана , раннесредневек. халифата или режима, созданного в Иране аятоллой Хомейни,- в лит-ре и такие модели политического устройства часто именуют теократией, но в отличие от Израиля периода прор. Моисея или Судей термин «теократия» применительно к подобным моделям политического устройства позднейших эпох употребляется условно. Подлинное теократическое правление в Израиле решительно отличало его политическое устройство от тех форм правления, к-рые существовали тогда в языческом мире Ближ. Востока. Для политических систем народов Ближ. Востока была характерна абсолютная, часто прямо обожествляемая власть верховного правителя, царя, и жесткое разделение народа на сословия, резко отличавшиеся по своему правовому статусу. В Израиле признавалось высокое достоинство человеческой личности ввиду равенства всех пред Богом - истинным и единственным Царем Израиля до помазания на царство Саула . В этом отношении особенно характерно то место из Второзакония, где Господь заключает завет (договор) со всеми израильтянами, включая даже пришельцев: «Все вы сегодня стоите пред лицем Господа Бога вашего, начальники колен ваших, старейшины ваши (судьи ваши), надзиратели ваши, все израильтяне, дети ваши, жены ваши и пришельцы твои, находящиеся в стане твоем, от секущего дрова твои до черпающего воду твою, чтобы вступить тебе в завет Господа, Бога твоего, и в клятвенный договор с Ним» (Втор 29. 10-12). Участниками договора и, следов., субъектами политических прав являются все израильтяне - феномен, невозможный в совр. прор. Моисею Египте или в гос-вах Месопотамии, немыслимый и в странах классической древности.

http://pravenc.ru/text/158294.html

С Евр: „так говорит Иегова: за три преступления Иуды, и за четвертое не отменю сего, за то, что они презрели закон Иеговы, и не хранят заповедей Его, и совратили их с пути лжебоги их, в след которых ходили отцы их“. Св. Амос от языческих народов теперь обращается к Иудеям. Им он грозит гневом Божиим за многие преступления – за презрение закона Божия, не соблюдение Его заповедей и за почитание идолов, коим покланялись и отцы их (идолопоклонство разумеется у LXX под словом суетная). Наклонность к идолослужению Евреи получили с древнейших времен; в Египте научились покланяться тельцу, а потому и слили золотого тельца при Синае; тогда же, в путешествие свое по пустыне, по словам пророка, носили с собою скинию Молоха и звезду бога своего Ремфана ( Ам. 5:26 ); в пределах Моавитских привязались к гнусному служению Веелфегора или Хамоса (Числ. гл. XXV); в земле обетованной, подражая соседним язычникам, „служили, говорит свящ. писатель книги Судей, Ваалам и Астартам и богам Арамейским (Сирским), и богам Сидонским, и богам Моавитским, и богам Филистимским, а Господа оставили и не служили Ему“ ( Суд. 10:6 ; Сн. Иисус Нав. 24:23 ; Суд. 2:2–19, 3:6, 5:8, 6:1–25,33 и др.). Сам Соломон, по пристрастию к своим женам – иноплеменницам участвовал в служении Астарте – божеству Сидонскому, Хамосу Моавитскому и Молоху Аммонитскому ( 3Цар. 11:4–8 ; Сн. 4Цар. 23:13 ). Затем, по разделении царства Еврейского на Иудейское и Израильское идолослужение в том и другом царстве не прекращалось, как мы видели 57 , до самого их падения. 5 . И послю огнь па Иуду, и пояст основания Иерусалимля. С Евр: „пошлю огонь на Иуду и пожрет чертоги Иерусалима“. Огнем, разрушившим Иудейское царство, был Навуходоносор, царь Вавилонский (4 Цар. гл. XXIV и XXV). Он начал разрушение, а покончил военачальник его Навузардан (ок. 589 г. до Р. X.). „Пришел Навузардан, говорится в 4-й книге царств, начальник телохранителей, слуга царя Вавилонского. в Иерусалим; и сжег дом Господень и дом царя, и все домы в Иерусалиме, и все домы большие сожег» огнем, и стены вокруг Иерусалима разрушило войско Халдейское“ ( 4Цар.25:8–10 ; Сн. Дан. 1:1 ; Иер. 25:1, 52: 28–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

По смерти Иисуса Навина и современных ему старейшин сыны Израилевы терпели угнетение сначала от Месопотамского царя Хусарсафема, потом от Моавитского царя Еглома, затем от Филистимлян, после них от Ханаанского царя Иавина. От его власти избавила Израильтян пророчица и судья Деввора с Вараком. Вслед за тем в стране Израильской в течение сорока лет господствовал мир и свобода. Но во время мира сыны Израилевы стали опять делать злое пред очами Господа, т.е. отступили от Господа, стали служить Ханаанским богам Ваалу и Астарте, и Господь снова предал их во власть иноплеменников. На этот раз орудием гнева Божия явились Мадиамляне. Это были потомки Мадиама, одного из сыновей Авраама от Хеттуры ( Быт. 25:2 ). В описываемое время они обитали на восток от Мертвого моря в соседстве с Моавитянами. Еще при Моисее, в конце сорокалетнего странствования Евреев, Мадиамляне явились самыми опасными врагами их. Не надеясь силою остановить их победоносное движение в землю Ханаанскую, они хотели погубить их хитростью. Они вовлекли народ Божий в любострастие и в идолопоклонство, за что навели на него гнев Божий, но и сами по повелению Божию тогда же поголовно истреблены были Евреями, за исключением тех, которые успели укрыться от их меча. Прошло с тех пор 200 лет, Мадиамляне снова усилились, и в описываемое время, соединившись с Амаликитянами, также исконными врагами Израиля, и другими кочевыми жителями востока, угнетали Израильтян в продолжение семи лет, и угнетали жестоко, укрепися Мадиам на сыны Исраилевы. Священный повествователь так изображает бедствия, какие терпели они от Мадиама: «Тяжела была рука Мадианитян над Израилем, и сыны Израилевы сделали себе от Мадианитян ущелия в горах и пещерах и укрепления. Когда посеет Израиль, прийдут Мадианитяне и Амаликитяне и жители востока, и ходят у них, и стоят у них шатрами и истребляют произведения земли до самой Газы, и не оставляют на пропитание Израилю ни овцы, ни вола, ни осла. Ибо они приходили с скотом своим и с шатрами своими в таком множестве, как саранча, им и верблюдам их не было числа, и ходили по земле Израилевой, чтоб опустошать ее. И весьма обнищал Израиль» ( Суд. 6:2–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010