Раздел Нагорной проповеди, посвященный закону Моисееву, начинается с торжественного провозглашения Иисусом непреходящей ценности ветхозаветных установлений: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное ( Мф. 5:17–20 ). Хотя данный отрывок представляет собой четыре самостоятельных изречения, рассматривать его следует целиком, так как все четыре говорят об одном и том же: о том, как Иисус и Его проповедь соотносятся с Ветхим Заветом. В совокупности они служат вступлением к той серии противопоставлений, которая построена на рефрене: Вы слышали, что сказано древним... А Я говорю вам... Иисус приступает к разбору ветхозаветных установлений и, прежде чем противопоставить Свое учение ветхозаветному, говорит о значении последнего. Он подчеркивает, что пришел не разрушить то, что созидалось Его предками, но вывести человечество к новым духовно-нравственным рубежам. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков» Слова «не думайте» переводят стрелку с учеников как основного адресата Нагорной проповеди на более широкий круг слушателей. Отметим аналогичную конструкцию в другом изречении: Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч ( Мф. 10:34 ). Терминологическая пара «закон и пророки» указывает на значительную часть Священного Писания , которое нам известно под именем Ветхого Завета. Термин «закон» указывает прежде всего на повеления, постановления и уставы, которые изрек Моисей сынам Израилевым ( Втор. 4:45 ). В широком смысле «закон» – это вся совокупность культовых установлений, нравственных предписаний и гражданских законов, содержащихся в Пятикнижии Моисеевом 183 . Под пророками понимаются книги Иисуса Навина и Судей, 1–4 книги Царств, а также все книги пророков, за исключением Даниила. Только эти книги читались на богослужебных собраниях в синагоге (прочие библейские книги не читались, а псалмы пелись в качестве молитв) 184 . К этому собранию книг слушатели Иисуса относились с особым почтением, так как в них было изложено откровение, полученное израильским народом непосредственно от Бога через Моисея и других вестников, которых Бог ему посылал.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«Углубись в историю, и ищи древность его происхождения. Пост – не новое изобретение, но драгоценность отцов. Все отличающееся древностью почтенно. Уважь седину поста. Он современен человечеству. Пост узаконен в раю. Такую первую заповедь принял Адам: от древа познания добра и зла не ешь ( Быт. 2:17 ). А это не ешь есть узаконение поста и воздержания». 3. Сам Бог дал Моисею заповедь о строгом однодневном посте, соблюдавшемся в день Великого Покаяния или Умилостивления ( Лев.16:29–30; 23:27–33 ). Это единственный пост, заповеданный Моисеевым Законом; он был очень строгим и заключался в настоящем неядении. Этим постом израильтяне хотели уми­лостивить Бога о своих грехах. После вавилонского плена были установлены и другие посты в воспоминание значительных духовных и национальных событий, а также различных бедствий, как, например, в память сокрушения Моисеем двух каменных скрижалей Закона ( Исх.32 ), взятия Иерусалима вавилонянами ( 4Цар. 24–25 ; 2Пар.36 ; Иер.52:4 ), сожжения Соломонова Храма ( 2Пар.36:19 ; Зах.7:3 ) и других. 4. Помимо регулярных постов Ветхий Завет упоминает и об особенных постных днях, объявлявшихся по особым случаям. В эпоху Судей объявляется пост по поводу резни, устроенной сынами Вениамина ( Суд.20:26 ). Израильтяне постятся после внезапной смерти своего царя Саула ( 2Цар. 31:13 ). Давид со своей дружиной также постился, узнав о смерти Саула и его сыновей ( 2Цар. 1:11–12 ). 5. В Ветхом Завете наряду с особенными постами всего израильского народа или какой-либо отдельной группы людей мы встречаемся и с частными, личными постами. Например, пророк Моисей постился сорок дней и ночей на горе Синай, прежде чем принять от Бога Десять заповедей, хлеба не ел и воды не пил, как повествует книга Исход (34:28). Сорок дней и сорок ночей постился и пророк Илия на пути до горы Хорива ( 3Цар.19:8–12 ). Строго постился и пророк Даниил. Он сам так рассказывает о себе: Я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои ( Дан.10:2–3 ). Постом и покаянием ответили на проповедь пророка Ионы жители Ниневии: И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого ( Иона 3:5 ). Так они избежали грядущей катастрофы.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Удивительно, что в столь мирное, стабильное время неожиданно для правителей Израиля прозвучали грозные речи Амоса, провозгласившего окончательное Божье решение — Израиль, Северное царство десяти колен-потомков Иакова, должен погибнуть. Безвозвратно, навсегда. Господь через Амоса говорит: не пощажу , а вернее — не отзову (судебного вердикта): . Чем конкретно был вызван это Божий гнев? Социальной несправедливостью и коррумпированностью правосудия. Социальная несправедливость. Пророк резко обличает все социальные язвы своего времени: взяточничество, насилие над попадавшими в долговую кабалу бедняками, ростовщичество, спекуляцию и другой коммерческий обман. Обличает религиозное лицемерие тех людей, которые разбогатели за счёт жестокого обращения с ближними, богачей-гедонистов, которые «на одеждах, взятых в залог, возлежат при всяком жертвеннике» (2:8) и пьют вино, взыскиваемое с бедняков в результате судебных тяжб. Притесняющие бедных забыли, что земля Израиля принадлежит в равной мере всем потомкам Иакова. Причиной катастрофы, предвозвещённой Амосом, был грех ожесточения к ближнему, грех нежелания придворной знати, князей, военачальников, жречества и купцов проявить милосердие и братолюбие к народу земли, к беднякам. В общем, социальная несправедливость: «Они не умеют поступать справедливо, говорит Господь: насилием и грабежом собирают сокровища в чертоги свои» (Ам. 3:10). Коррумпированность правосудия . Судьи, призванные судить народ по закону, часто руководствовались собственной корыстью и выносили решения не по справедливости, а в пользу богатых беззаконников. Плата за такие услуги не была велика: судьи продавали «бедного за пару сандалий» (2:6). Очень часто бедняк оказывался в долговом рабстве именно по решению корыстолюбивых судей, присуждавших его к этому за неуплату ростовщику непомерно выросшего долга. Бесспорно, социальные преступления совершались везде и всегда, во всех обществах. Но их не должно было быть в израильском обществе — в нём правовые отношения должны были строиться на основе солидарности и любви к ближнему: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19:18). Господь через Своего пророка объявляет грядущее наказание правителям и богачам и обслуживающим этих властных богатеев продажным судьям: «За то, что вы попираете бедного и берёте от него подарки хлебом, вы построите дома из тёсаных камней, но жить не будете в них; разведёте прекрасные виноградники, а вина из них не будете пить. Ибо Я знаю, как многочисленны преступления ваши и как тяжки грехи ваши: вы враги правого, берёте взятки и извращаете в суде дела бедных» (Ам. 5:11–12).

http://bogoslov.ru/article/6174492

Не Господь отвергнул народ, а народ отвергался Его; как в пустыне во время исхода, так во время судий и не верных Господу царей, так наконец перед Пилатом 1589 ; и тогда окончательно совершился приговор Господа Иисуса о Иерусалиме и пророчество Исаии: „вот вы проданы за грехи ваши и за преступления ваши отпущена мать ваша“. „Вы отреклись Святого и Праведного“. ( Деян. 3:14 ). (Но обратившиеся ко Господу спасутся). 2 . Почему, когда Я приходил, никого не было, и когда Я звал, никто не отвечал? Разве рука Моя коротка стала для того, чтоб избавлять, или нет силы во Мне, чтобы спасать? Вот прощением Моим Я иссушаю море, превращаю реки в пустыню; рыбы в них гниют от недостатка воды и умирают от жажды. 3 . Я облекаю небеса мраком, и вретище делаю покровом их. Господь укоряет народ Свой, что когда Он проявлял Себя в многократных чудесах и пророчествах и звал к Себе, то никто не приходил на зов Его, никто не отвечал на напоминания об обетованиях, и об обязанностях народа к своему Творцу и Царю. Причина тому было неверие, что и высказано в стихах 2–3, так как в них рисуется затмение мысли народа Израильского, переставшего понимать даже всемогущество Творца. Так понизился умственный и нравственный уровень народа со времени исхода из Египта, когда он воспел вместе с Моисеем величественную песнь, начертанную в гл. XV Исхода; или со времени песни Деворы во времена Судей, или со времени вдохновенного XVII Пс. начертанного Давидом 1590 . Это неверие было последствием, во-первых, распущенности нравов: ибо всегда этим путем человек близится к отрицанию Бога, и во-вторых идолопоклонства, которое есть обожание страстей своих и плоти под различными символами. Но внезапно речь пророчества изменяется. Вседержитель глаголет устами Раба Своего. 4 . Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего: каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал, подобно учащимся. 5 . Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад. Прежде всего напомним слова Господа нашего Иисуса Христа: „Как научил Меня Отец Мой, так и говорю“ ( Ин. 8:28 ) 1591 . В человеческих образах говорит священная речь человеку об Богочеловеке.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Хорошо сказал: «встаньте», потому что богатство повергает в великое разрушение. Почему он говорит: «встаньте» от разрушения вашего, «послушайте голоса моего»? Это значит: будьте расположены к слышанию. Что же они услышат? Вся земля, говорит, извратится. Почему же пророк называет жен «беспечными», или, как говорят другие переводчики «счастливыми?» И другой пророк употребил эти слова для обличения, говоря: «говорящие господам своим: «подавай, и мы будем пить! " » ( Ам.4:1 ). Так как они именно весьма часто были причиной гибели мужей, то поэтому пророк призывает их к наказанию. Или же он называет женами государства, как ясно из последующего. 10–19. «Еще несколько дней сверх года, и ужаснетесь, беспечные!» ( Ис. 32:10 ). Когда они преданы будут мучителям, тогда вспомянут о радости праздничных дней, и это возбудит у них скорбь и опасение. Смысл всех этих и последующих слов один и тот же. «Доколе не излиется на нас Дух свыше», ( Ис. 32:15 ) т.е. посещение свыше. «И почиет в пустыни суд, и правда в Кармиле вселится» (русск. перевод: «Тогда суд водворится в этой пустыне, и правосудие будет пребывать на плодоносном поле») ( Ис. 32:16 ). Гора Кармил находится близ страны израильской. Именем же горы пророк обозначает спасение и мир страны, подобно тому, как, упоминая Ливан и кедры его, указывает на народ и страну. Все это совершилось с ними после возвращения, почему он и говорит: «спокойствие и безопасность вовеки» ( Ис. 32:17 ): здесь он обозначает не конец мира, но время спасения. «И град будет падать» ( Ис. 32:19 ). Хотя во время Зоровавеля против них сражалось многое множество народов, однако они не могли причинить им никакого вреда. Потом – иным образом. «И будет пустыня в Хермель, а Хермель в дубраву вменится» (в русск. переводе этих слов нет). Пустыня и города, где совершаются побоища и всегда процветают бои, не отличаются между собою. Какая помощь от судей и судилищ там, где совершается всякое беззаконие? А после прекращения неправды, земля будет пользоваться миром. И будут, сказано, дела правды в мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Ис.28:5 . В тот день Го­с­по­дь Саваоф будет великолепным венцом и славною диадемою для остатка народа Своего, Ис.28:6 . и духом правосудия для сидящего в судилище и муже­с­т­вом для отража­ю­щих неприятеля до ворот. «В тот день», т. е. в день погибели Самарии. «Венцом и славною диадемою». Если Самария гордо называла саму себя венком Израильского царства, то для Иудейского царства венком будет сам Всевышний, Который Своею милостью прославит преданный Ему город Иерусалим и будет являть здесь свое особое присутствие. «Духом правосудия», т. е. Сам Господь будет действовать через судей и начальников как Бог правосудия. «Мужеством», т. е. Он будет внушать мужество вождям иудейским. «До ворот». Иудейские вожди подойдут ко вратам своих врагов, ранее осаждавших иудейские города, столицам и крепостям неприятельским ( 1Мак.5:22 ). Ис.28:7 . Но и эти шатают­ся от вина и сбивают­ся с пути от сикеры; священ­ник и про­рок спотыкают­ся от крепких напитков; по­беждены вином, обезумели от сикеры, в виде­нии ошибают­ся, в сужде­нии спотыкают­ся. Ис.28:8 . Ибо все столы наполнены отврати­тель­ною блевотиною, нет чистого места. – «Но и эти шатаются». К сожалению, говорит пророк, в настоящее время и руководители Иерусалима стоят не на высоте своего призвания. Они пьяны и в прямом, и в переносном смысле этого слова. Выражения, какие здесь употребляет пророк, очень характеристичны для данного случая (schagu – tou, cshagu – tou, schagu – paku): они напоминают о несвязаных речах пьяных людей. «В видении» (roeh), т. е. в такие моменты, когда душа пророка вся должна быть напоена Духом Божиим, пророки иудейские находятся в состоянии опьянения. Конечно, здесь едва ли можно разуметь истинных пророков. Это скорее те, которые ложно называли себя поклонниками Господа. «В суждении», т. е. во время составления судебных решений. Речь идет о судьях. 32 Ис.28:9 . А говорят: «кого хочет он учить веде­нию? и кого вра­зу­млять про­поведью? отнятых от грудного молока, отлучен­ных от сосцов матери? Ис.28:10 . Ибо всё заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного и там немного».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Кроме других неправд по отношению к апостолам, они (начальники, старейшины, книжники и первосвященники иудейские) не соблюдали даже и требований закона. Обрати внимание хотя бы на множество первосвященников, между тем по закону должен быть один, пока он жив. И на этот раз придали делу форму суда, чтобы потребовать апостолов к ответу перед неправедным судом. Разузнавали, «какою силою или каким именем». И, однако же, сами знали, потому что задержали апостолов вследствие того именно, что тяготились проповедью их о воскресении во Христе. Итак, для чего же допрашивают? Они ожидали, что апостолы, убоявшись суда и множества судей, откажутся от своих слов, – и думали исправить этим все дело, потому что, посмотри, как коварно спрашивают: «каким именем вы сделали это?» Да, они более желали, чтобы апостолы провозгласили исцеление делом своим, чем делом силы Христовой. Но посмотри, в какое затруднение ставили они апостолов. Они не хотели даже, чтобы произнесены были слова «исцеление хромого», ибо почему же они не говорят: что именно, а говорят «сделали это?» «Начальники народа и старейшины Израильские». Замечай, какая философия. Там, где требует нужда, Петр очень укоряет их. Так, он назвал их почетными именами; но когда приступил к самому делу, тогда уже не отступает от подобающего обличения, косвенно напоминая им, что по поводу таковых дел они всегда и спорили в суде, и выходили, не радуясь. А что он говорит, так это вот что: «скорее следовало увенчать нас за это и провозгласить как благодетелей». А так как «от нас сегодня требуют ответа… как он исцелен, то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея», – что особенно тяжело было для иудеев. А это и есть то, что Христос говорил им: «что вы выслушали ушами, о том проповедуйте по домам». «Именем Иисуса Христа Назорея». Не подумайте, говорит, что мы скрываем отечество Его; нет, мы и отечество объявляем; этого мало: мы и страдания Его исповедуем, и воскресение проповедуем. «Которого вы распяли». Произнес и такое слово, которое способно было устрашить иудеев, потому что, как ты думаешь, какой удар наносится им этими словами?

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Прежде всего он решил покончить с идолопоклонством в своей семье и городе. Ночью, когда жители Орфы крепко спали, Гедеон выбрал среди своих слуг девять верных человек и с их помощью развалил жертвенник Ваала и срубил священное дерево, вероятно, посвященное богине Астарте. Затем он построил жертвенник Иегове и принес на нем в жертву тельца. Наутро жители Орфы увидели разрушенный жертвенник Ваала и в страшном гневе потребовали, чтобы Иоас покарал смертью святотатца Гедеона. Но Иоас был человек находчивый и сам стал взывать к их рассудку: «Вам ли вступаться за Ваала, вам ли защищать его? кто вступится за него, тот будет предан смерти в это же утро; если он Бог, то пусть сам вступится за себя» ( Суд. 6:31 ). Слова эти показались жителям Орфы убедительными, и они разошлись по домам. С тех пор Гедеона стали называть Иероваал, что означало «пусть Ваал сам вступится за себя». Между тем мадианитяне и амаликитяне перешли Иордан и расположились станом в Изреельской долине. Вдохновленный Духом Божиим, Гедеон призвал израильтян на борьбу за свободу. На его призыв собралось тридцать две тысячи израильских воинов. Но так как силы врага превосходили силы израильтян, то Гедеон попросил Господа подкрепить его веру в победу каким-нибудь чудом. По его просьбе Господь ночью послал на разостланное Гедеоном руно такую обильную росу, что утром Гедеон выжал из него целую чашу воды, тогда как вся земля была суха. В следующую ночь Господь послал обильную росу на землю, тогда как руно оставалось сухим. Еще раз получив подкрепление своей веры на помощь Божию, Гедеон решил всем войском внезапно напасть на врага. Но Господь сказал ему, что врагов он победит с небольшим количеством храбрых воинов, чтобы израильтяне потом не сказали, что они собственной силой, без помощи Божией, победили неприятеля. Тогда всем тем, у кого сердце не лежало к борьбе, Гедеон разрешил вернуться домой. Таких оказалось двадцать две тысячи. С Гедеоном осталось только десять тысяч отважных воинов, но и эта армия была слишком многочисленной. Как отобрать из числа этих храбрецов самых храбрых воинов? Сам Господь подсказал Гедеону, как это сделать. После обеда, когда солдаты пошли на речку утолить жажду, Гедеон внимательно наблюдал за ними с ближайшего холма. В большинстве своем солдаты клали оружие на землю и опустившись на колени, черпали воду руками. Только маленькая горстка солдат легла на живот и, не выпуская из рук оружия, по-собачьи лакала воду языком прямо из реки. Это были закаленные в боях воины, всегда бдительные и готовые к неожиданному нападению врага. Таких Гедеон насчитал всего триста, и именно с ними Господь повелел ему двинуться на врага; остальных же он отправил назад.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

По сути дела, анализом и комментированием этих текстов занимается особая дисциплина под названием «библеистика». О ее возникновении и развитии автору уже доводилось писать в отдельной книге достаточно будет привести один небольшой пример – описание битвы при Гиве Вениаминовой в 20-й главе Книги Судей: «И вышли сыны Вениаминовы из Гивы и положили в тот день двадцать две тысячи Израильтян на землю… и еще положили на землю из сынов Израилевых восемнадцать тысяч человек, обнажающих меч… Сыны Вениаминовы выступили против народа и отдалились от города, и начали, как прежде, убивать из народа на дорогах, из которых одна идет к Вефилю, а другая к Гиве полем, и убили до тридцати человек из Израильтян» (20:21–31). Сначала цифры потерь составляют десятки тысяч в день, и вдруг особо оговаривается потеря тридцати бойцов! И дальше точно такая же нелогичность: «Израильтяне отступили с места сражения, и Вениамин начал поражать и поверг Израильтян до тридцати человек и говорил: “Опять падают они пред нами, как и в прежние сражения”» (20:39). Тут гибель тридцати человек выглядит как явная победа, и это после многотысячных потерь. А исход боя решила засада в десять тысяч человек (20:34), которую устроили израильтяне: когда войско вениамитян увлеклось преследованием, эти воины неожиданно напали на город. Но как могло такое множество остаться незамеченным? Здесь напрашивается простое предложение: убрать слово «тысячи». Тогда все выглядит очень логично и реалистично: в сражении участвовало 400 израильских воинов, а со стороны Вениамина было только 26 бойцов, зато к ним присоединились еще 700 пращников (20:15) – может, именно потому израильтяне и несли тяжелые потери, пока пращники обстреливали их с городских стен, оставаясь неуязвимыми. Эти потери составляли 22, 18 и, наконец, 30 человек – действительно, существенный урон для отряда в 400 бойцов! В засаде тогда могли быть всего лишь десять самых умелых воинов, которые в нужный момент могли нанести решающий удар в тыл вениамитянам. Так это или нет, мы не можем знать наверняка, но что библейский текст не является протокольной записью произошедших событий, стало ясно, как только к этому тексту в принципе стали применяться методы рационального анализа. Археологические данные

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010