Причастен: «Блажени, яже избрал...». Отпуст: «Христос, Истинный Бог наш...». (Отпуст «Иже во объятиих...» не произносится.) 1 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 631–636. О порядке пения служб на повечерии см. 22 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста. 2 Канон мертвен, или покоин, за усопших, заимствуется из Октоиха с утрени субботы текущего гласа (2-й канон). 3 Однако в отношении литургийных чтений периода пения Триоди порядок иной – от Недели мытаря и фарисея (ср.: примечание 23 января) и до Недели всех святых по субботам Апостол и Евангелие читаются так: сначала чтение дня, затем святого (см. Типикон, гл. 49, 5-е «зри»). 4 Службы рядовых святых могут быть совершены заранее – на повечериях предшествующих дней мясопустной седмицы (ср.: примечание 30 января). 5 «Аллилуиа» обыкновенно поется трижды по трижды (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 754–755). 6 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 754–755. 7 После первой статии не произносится: «Слава, и ныне», но трижды поются с припевом заключительные два стиха 1-й статии. 8 Ср.: Богослужебные указания на 1958 год для священно-церковнослужителей. М., 1958. С. 25; Последование исходное монахов, Требник [Большой]. М., 1884. СПб., 1995 р . Л. 109, 112, 116. 9 Ср.: Богослужебные указания на 1957 год для священно-церковнослужителей. М., 1956. С. 45; Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 166–167; Последование парастаса, сиречь великия панихиды и всенощнаго бдения, певаемых по усопшим. Петроград, 1884. Л. 6–6 об., 10; Октоих, последование панихиды. 10 Священнослужители уходят в алтарь. 11 Пение «Достойно есть» допустимо, так как в аналогичной службе Троицкой родительской субботы «Достойно есть» указано в Цветной Триоди. 12 В аналогичной службе в Троицкую родительскую субботу Триодь указывает петь «Всякое дыхание...» перед хвалитными псалмами. 13 Типикон указывает на стиховне утрени в мясопустную субботу пение стихир Октоиха 6-го гласа. Однако данное указание, вполне подходящее для Троицкой родительской субботы (в которую всегда поются песнопения Октоиха 6-го гласа, приводящиеся на ряду в Цветной Триоди), не может всецело применяться к службе мясопустной субботы, поскольку служба Постной Триоди в этот день соединяется со службой рядового гласа Октоиха (см. соответствующее указание Постной Триоди на утрене субботы мясопустной).

http://patriarchia.ru/bu/2023-02-18/

Д. Е. Афиногенов реконструирует события 1 седмицы следующим образом. В течение 1-й седмицы Великого поста, пришедшейся на вторую половину марта 843 г., устраиваются всенародные моления о прощении Феофила, в которых принимали участие все самые выдающиеся борцы за св. иконы. «И вот с тех пор и доселе установлены панихиды в Великой Церкви Божией в первую неделю святой Четыредесятницы» 21 . В субботу императрица сообщает патриарху о своем вещем сне, в котором она видела Старшного Мужа Христа, судившего ее супруга и даровавшего ему прощение 22 . Св. Мефодий также увидел во сне ангела, который сказал ему: «Се, услышано, о епископ, моление твое и император Феофил сподобился прощения – поэтому больше не докучай о нем Божеству». Патриарший сон был подтвержден тем, что в свитке с именами императоров-еретиков, положенном Мефодием на престол Святой Софии, имени этого императора не было обнаружено 23 . А в воскресенье было совершено торжественное шествие по улицам Константинополя в благодарность за прощение императора и произведено торжественное восстановление св. икон 24 . Продолжатель Феофана указывает, что на торжество Православия всенощное бдение совершалось во Влахернском храме, а литургия – в Святой Софии, величайших святынях Византии. «В первое воскресенье святого поста [святейший Мефодий] вместе с самой госпожой [Феодорой] совершили всенощное песнопение в святом храме всесвятой Богородицы во Влахернах, а утром с молениями отправились в Великий храм Слова Божия. И восстановила Церковь свою красу, ибо вновь стали непорочно совершаться святые таинства. И расцвела Православная Церковь и обновилась подобно орлу...» 25 . Святая София была наполнена молящимися, среди которых выделялись непреклонные монахи, которые претерпели особо жестокие гонения, как ранее в период первого иконоборчества, так и ныне, в период второго. «И в назначенный день для их собрания, когда Божия Церковь облеклась в свое благолепие, спускаются с известной горы Олимп, с Афона и с Иды, а также со склонов Кимина, ярко проповедуя православие...» 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Д. Е. Афиногенов реконструирует события 1 седмицы следующим образом. В течение 1-й седмицы Великого поста, пришедшейся на вторую половину марта 843 г., устраиваются всенародные моления о прощении Феофила, в которых принимали участие все самые выдающиеся борцы за св. иконы. «И вот с тех пор и доселе установлены панихиды в Великой Церкви Божией в первую неделю святой Четыредесятницы» В субботу императрица сообщает патриарху о своем вещем сне, в котором она видела Старшного Мужа Христа, судившего ее супруга и даровавшего ему прощение Св. Мефодий также увидел  во сне ангела, который сказал ему: «Се, услышано, о епископ, моление твое и император Феофил сподобился прощения - поэтому больше не докучай о нем Божеству». Патриарший сон был  подтвержден тем, что в свитке с именами императоров-еретиков, положенном Мефодием на престол Святой Софии, имени этого императора не было обнаружено А в воскресенье было совершено торжественное шествие по улицам Константинополя в благодарность за прощение императора и произведено торжественное восстановление св. икон Продолжатель Феофана указывает, что на торжество Православия всенощное бдение  совершалось во Влахернском храме, а литургия - в Святой Софии, величайших святынях Византии. «В первое воскресенье святого поста [святейший Мефодий] вместе с самой госпожой [Феодорой] совершили всенощное песнопение в святом храме всесвятой Богородицы во Влахернах, а утром с молениями отправились в Великий храм Слова Божия. И восстановила Церковь свою красу, ибо вновь стали непорочно совершаться святые таинства. И расцвела Православная Церковь и обновилась подобно орлу...» Святая София была наполнена молящимися, среди которых выделялись непреклонные монахи, которые претерпели особо жестокие гонения, как ранее в период первого иконоборчества, так и и ныне, в период второго. «И в назначенный день для их собрания, когда Божия Церковь облеклась в свое благолепие, спускаются с известной горы Олимп, с Афона и с Иды, а также со склонов Кимина,  ярко проповедуя православие...» Явились ли монахи в тот самый воскресный день, или несколькими днями позже, не столь важно.

http://bogoslov.ru/article/290419

Д. Е. Афиногенов реконструирует события 1 седмицы следующим образом. В течение 1-й седмицы Великого поста, пришедшейся на вторую половину марта 843 г., устраиваются всенародные моления о прощении Феофила, в которых принимали участие все самые выдающиеся борцы за св. иконы. " И вот с тех пор и доселе установлены панихиды в Великой Церкви Божией в первую неделю святой Четыредесятницы " В субботу императрица сообщает патриарху о своем вещем сне, в котором она видела Старшного Мужа Христа, судившего ее супруга и даровавшего ему Св. Мефодий также увидел во сне ангела, который сказал ему: " Се, услышано, о епископ, моление твое и император Феофил сподобился прощения - поэтому больше не докучай о нем Божеству " . Патриарший сон был подтвержден тем, что в свитке с именами императоров-еретиков, положенном Мефодием на престол Святой Софии, имени этого императора не было А в воскресенье было совершено торжественное шествие по улицам Константинополя в благодарность за прощение императора и произведено торжественное восстановление св. Продолжатель Феофана указывает, что на торжество Православия всенощное бдение совершалось во Влахернском храме, а литургия - в Святой Софии, величайших святынях Византии. " В первое воскресенье святого поста [святейший Мефодий] вместе с самой госпожой [Феодорой] совершили всенощное песнопение в святом храме всесвятой Богородицы во Влахернах, а утром с молениями отправились в Великий храм Слова Божия. И восстановила Церковь свою красу, ибо вновь стали непорочно совершаться святые таинства. И расцвела Православная Церковь и обновилась подобно орлу... " Святая София была наполнена молящимися, среди которых выделялись непреклонные монахи, которые претерпели особо жестокие гонения, как ранее в период первого иконоборчества, так и и ныне, в период второго. " И в назначенный день для их собрания, когда Божия Церковь облеклась в свое благолепие, спускаются с известной горы Олимп, с Афона и с Иды, а также со склонов Кимина, ярко проповедуя православие... " Явились ли монахи в тот самый воскресный день, или несколькими днями позже, не столь важно.

http://ruskline.ru/analitika/2021/03/19/...

Шестая неделя Великого поста (шестой воскресный день поста). 8 апреля – суббота. Лазарева суббота . 9 апреля — Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение) . — (прибытие Иисуса в Иерусалим на ослике, когда народ приветствовал его, бросая на дорогу пальмовые ветви — на Руси заменены вербой) — последнее воскресенье перед Пасхой. 10 апреля – Великий Понедельник В Великий понедельник воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. Мф 21,18-22 11 апреля — Великий Вторник В Великий вторник вспоминается проповедь Иисуса Христа в Иерусалимском Храме. В этот день Им было рассказано ученикам о втором пришествии Мф 24, притча о десяти девах, притча о талантах Мф 25,1-30. Первосвященники и старейшины искушали его вопросами, хотели арестовать Его, но боялись сделать это открыто из-за народа, который почитал Иисуса за пророка и внимательно слушал его. 12 апреля — Великая Среда В Великую среду вспоминается помазание Иисуса Христа миром и предательство Иуды. Мф 26,6-16 13 апреля — Великий Четверг. Тайная Вечеря В Великий четверг вспоминается Тайная вечеря и установление Иисусом Христом таинства Евхаристии. 14 апреля – Великий Пяток. Великая Пятница. Распятие Христа В Великую пятницу православные христиане вспоминают арест Иисуса Христа в Гефсиманском саду, суд первосвященников, суд Пилата, крестный путь Иисуса, распятие, смерть и сопровождающие её знамения, снятие с креста и погребение. Ничего не едят. Для пожилых допускается хлеб и вода после захода солнца. 15 апреля – Великая Суббота. Сошествие Христа во ад Великая суббота посвящена воспоминанию о пребывании Иисуса Христа во гробе и сошествии Его во ад для освобождения душ умерших. В Великую субботу многие верующие также отказываются от пищи до наступления Пасхи. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/sedmitsyi-velikogo-pos...

Далее, Апостольские Постановления входят в область устава сведениями о постах и правилами относительно их провождения. В ряду других источников по этому предмету наш сборник занимает особенно видное место в силу своей древности и по тому руководительному значению, каким он пользовался в позднейших уставах при установке и разъяснении вопросов касательно поста. Кроме еженедельного поста в среду и пятницу, разрешаемого только в период 50-ницы, Апостольские Постановления упоминают ещё о двух годовых: перед Пасхой и после Пятидесятницы. Сверх этих общеобязательных постов, некоторые постились и по личной набожности: предоставляя исполнение этих последних усердию каждого. Постановления высказываются неодобрительно о посте в понедельник и четверг, так как эти дни совпадали с постами фарисеев, которые имели обычай поститься во второй день по субботе и в пятый (L. VII, с. 23). Заключающиеся в Апостольских Постановлениях правила касательно постов и праздников имели решающее значение и обязательную силу. На них ссылались в этом смысле: 1) Св. Епифаний Кипрский в подтверждение обычая проводить в строгом посте страстную неделю, а также среду и пяток каждой седмицы. Это место из Епифания приводится Никоном Черногорцем в 57-й главе пандект, откуда перешло в славянские списки иерусалимского устава и его старопечатные издания. 2)  Анастасий Синаит в 64-м ответе своих «ρωτσεις κα ποκρσεις περ διαφορν κεφαλαων». 3) Автор трактата «De sacris jejuniis», издаваемого между сочинениями Иоанна Дамаскина в доказательство сорокадневной продолжительности Великого поста (Patr. Curs, compl. ser. gr. t. 95, p. 63–78). 4)  Анастасий Антиохийский в трактате «De tribus quadragesimis» (Cotel. Monum. Eccl. Gr. III, p. 429. sqq. Cf. Rhally et Potly t. IV, p. 580 sqq). 5) Никон Черногорец по многим вопросам литургического и дисциплинарного свойства. 6) В уставах иерусалимских в главе о постах четыредесятницы и Св. Апостолов и о празднике Пасхи. 7) В студийском уставе Синодальной библиотеки сделано дополнение о посте в Великую субботу со ссылкой на «ино уставление в составе Святых Апостол». Судя по приводимой далее выдержке, видно, что под составом разумеются Апостольские Постановления, называемые в других местах расчинением. У Анастасия Синаита эти правила приводятся сокращённо и в ином чтении, которое перешло и в наши уставы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Еще хуже поступает автор в полемике с прот. К. Никольским , цитируя его слова в отрыве от контекста. Вот что писал прот. Никольский по поводу пения канона в Неделю крестопоклонную: «В „Церковном вестнике“ (1898, 11) находится статья Я. Зарницкого под заглавием „Следует ли на утрене Недели крестопоклонной петь ирмосы Пасхального канона?“. Ответ дается, что следует петь, что в некоторых старинных обителях обычай неизменно сохранился, как обычай исконный. Не входя в обсуждение упомянутой статьи, должно заметить, что в большинстве храмов не поются пасхальные ирмосы в Крестопоклонную неделю. И для этого есть основание в Церковном уставе. Хотя каждый канон содержит в себе ирмосы, но ирмосы не всякого канона положено петь. Так, в Типиконе не указано петь в воскресные дни на утрене ирмосы положенных в эти дни канонов – Богородичного и Крестовоскресного 4 . Также читаем: на утрене поем канона три: в Октоихе – два (первый с ирмосом на 6, а другой без ирмоса) и Минеи святого на 4; да будут все на 14 5 . И при чтении Великого канона на утрене четверга 5-й седмицы Великого поста ирмосы трипеснца не поем 6 . С другой стороны, когда назначено петь ирмосы двух канонов, тогда об этом прямо указано в Типиконе. Так, о пении ирмосов двух канонов указано в праздники: Рождества Богородицы и отдания, Введения во храм (но не отдания), Рождества Христова и отдания, Богоявления и отдания, Преображения (но не отдания), Успения и отдания, Благовещения, случившегося в Четверток и Субботу страстные и в дни Светлой седмицы, в Пятидесятницу и отдание, в понедельник Святого Духа 7 . В Крестопоклонную же неделю Типикон не назначил петь ирмосы двух канонов. В эту неделю ясно указано петь с ирмосом только канон воскресный и не упомянуто о пении ирмосов ни Богородичного, ни канона Триоди. В Крестопоклонную неделю указаны для пения ирмосы не пасхальные, а особые: „Божественнейший прообрази“ 8 . Пасхальные ирмосы, находящиеся не при Пасхальном каноне, в Крестопоклонную неделю не поются, подобно тому как не поются ирмосы праздника Рождества Христова „Христос раждается, славите“, находящиеся не в каноне праздника Рождества Христова, а в каноне недели 1-го гласа Октоиха. Этот канон поется несколько раз в году, но поется без ирмосов „Христос раждается, славите“ 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Вторым же отцом Братства стал сын священника Василий Михайлович Сацердотский (1896–1937). Его священномученик Вениамин постриг в мантию с именем Варлаам в своей крестовой церкви в четверг 1-й седмицы Великого поста (2 марта). В субботу на этой же седмице и в этой же церкви он возвел иеродиакона Варсонофия в сан иеромонаха, а монаха Варлаама – в сан иеродиакона. Священство отец Варлаам принял на следующий день поле ареста митрополита, в Троицкую родительскую субботу. Местом служения отцов Варлаама и Варсонофия до середины 1922 года была Александро-Невская Лавра. При этом чаще всего они служили в храме Братства – в крестовой митрополичьей церкви. За это, хотя и короткое, время совместной церковной молитвы в кругу Братства они горячо полюбили и само дело Братства, и его руководителей, и друг друга. О том, что благодаря этим двум новым руководителям Братства оно в условиях гонений продолжало крепнуть и расти, епископ Иннокентий в письме от 15 апреля 1923 года написал так: «Во многих письмах ко мне по-разному высказывается одна и та же мысль, радостная и для меня, и для всех. Это – растет наша духовная семья, много новых лиц появилось. Меня нисколько это не удивило. Думаю даже, что так и должно быть. С самого начала наших духовных невзгод я ясно видел, что наше Братство есть здоровое явление. Ведь как оно живуче! Какой можно другой пример подобный привести? Удалены все три виднейших и главных руководителя, и жизнь общины не только не замерла, но продолжается, отливаясь в еще более прекрасные формы. Думается, так именно и должно быть в Церкви Христовой. Вечно она возрождается в скорбях и гонениях, являя себя в новых формах. Будем молиться, чтобы сию Свою милость не прекратил, но прибавил к нам Господь. Новых братий и сестер принимайте со всяким радушием, вниманием, снисхождением. Не дичитесь их, напротив, покажите им свою любовь. Привет им от меня, смиренного. С великой радостью я бы повидал их». Одним из самых замечательных деяний Александро-Невского Братства, в котором непосредственное участие принимал игумен Варсонофий, было создание в Петрограде весной 1922 года двух тайных женских монашеских общин. Организатором их по благословению митрополита Вениамина был архимандрит Гурий (Егоров). Первая община помещалась на Конной улице в доме 8, а вторая – в Старом Петергофе. Руководителем первой общины был отец Гурий, а после его ареста в июне 1922 года им стал отец Варлаам.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

Многие из этих частных наименований и составляют непонятные слова в нашем славянском месяцеслове. В месяцеслове почетное звание усвоено святым мученикам: Андрею Стратилату (память 19 августа/1 сентября), пострадавшему за Христа с 2593 своими воинами в царствование Максимиана вблизи родины святого апостола языков Павла - Тарса Киликийского, и именно в ущельях Тавра, и святому великомученику Феодору Стратилату (память 8/21 февраля), пострадавшему при Ликинии в городе Ираклии (вблизи Черного моря) в 319 году. В память этих святых мучеников греческое название - полководец, военачальник - оставлено без перевода, и таким образом в славянских святцах явилось непонятное для некнижных людей слово стратилат. К поименованным святым причисляются еще и святой Савва Стратилат (память 24 апреля/7 мая), и преподобная Анастасия патрикия, т.е. жена знатного вельможи (память 10/23 марта). В месяцеслове удержано звание и при имени святого великомученика Феодора Тирона, память которого совершается 17 февраля/2 марта и в субботу Первой седмицы Великого поста (по древнему названию " Федоровскую субботу " . Дни Богослуж. Прав. Ц. Дебольскаго, 75 стр.). Святой великомученик был воин, служивший в войсках Максимиана. Слово это удержано в наших святцах без перевода. 30 июля/12 августа, в памяти святого мученика Иоанна Воина, звание святого мученика переведено на наш язык. Другие обозначения званий, встречающиеся в нашем месяцеслове при именах святых, как общепонятные, например, папа Римский, можно оставить без разъяснения. Святая Земля, или по более древнему названию Палестина, соседняя ей страна Сирия, Древний Египет с его знаменитыми в истории городами - Александрией и Фивами, отдаленная Персия, владелец древнего мира - Рим, матерь русских городов - Киев, областной город Чернигов, первопрестольная Москва, город Радонеж, северный Соловецкий остров и многие-многие другие страны, области, города, веси и острова были родиной святых подвижников и подвижниц, украсивших своими добродетелями Вселенскую Церковь Христову.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1360...

Чтец: Трисвятое по «Отче наш». Хор: тропари по Уставу. Устав тропарей Если празднуется один святой, то исполняется тропарь святому (из Минеи), «Слава, и ныне» – богородичен или тропарь праздника. В случае празднования двух святых: тропарь 1-го святого, «Слава» 2-го святого. На «И ныне» поется: – при службе малому и шестеричному святому: богородичен 4-го приложения Минеи по гласу последнего тропаря; – при службе святому со славословием: богородичен 3-го приложения Минеи по гласу тропаря; – в субботу: богородичен 3-го приложения уходящего гласа; – в пред- и попразднство, период пения Цветной Триоди: тропарь праздника (пред-празднства). Диакон: сугубая ектения «Рцем вси...» – без двух начальных прошений (со слов «Помилуй нас, Боже...»). Священник (возглас): «Яко милостив и человеколюбец Бог еси...» Хор: " Аминь». Диакон: «Премудрость» – далее уходит в алтарь. Хор: «Благослови». Священник: «Сый благословен Христос Бог наш...» Хор: «Аминь. Утверди, Боже, святую православную веру...» (поется протяжно, т.к. в это время священник выходит на амвон). Священник (с амвона): «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим...» Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...» Хор: «Слава и ныне». «Господи помилуй (трижды). Благослови». Священник (с амвона): «Христос истинный Бог наш...» (отпуст по Уставу). Хор: «Великаго Господина...» Однако на практике, если за вечерней следует утреня, то хор поет только протяжное " Аминь». В это время священник входит в алтарь, берет кадило, становится перед престолом и начинает утреню. Великая вечерня Дни, когда совершается Великая вечерня 1 .  Все воскресные дни. 2 .  Великие бденные и полиелейные праздники. 3 .  Господские двунадесятые праздники и Неделя Антипасхи в самый день праздника вечером, т.е. на 1-й день попразднства (ради Великого прокимна). 4 .  Неделя сыропустная и все недели Великого поста вечером (ради Великого прокимна). 5 .  Литургия Преждеосвященных Даров. 6 .  Великий Четверг, Великая Пятница и Великая Суббота. 7 .  Неделя Пасхи вечером и все дни Светлой седмицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010