В период Великого поста пение Г. имеет нек-рые особенности. В среду поста 4 времен года периода Четыредесятницы и в Великую среду Г. следует за 1-м пророческим чтением, тракт, замещающий пение «Аллилуия»,- за 2-м (из Апостола). В субботу поста 4 времен года, когда бывает неск. пророческих чтений, Г. поется после каждого из первых 4 чтений, а тракт - после Апостола. В среды поста 4 времен года в период Адвента, в сент. и после 4-го воскресенья Великого поста указывается пение 2 Г. В Великий четверг поется только Г. без тракта. В Великую пятницу и Великую субботу, а также в период Пятидесятницы Г. не поется. На Пасху поется Г. «Haec dies» (Сей день) со стихами из Пс 117 (Confitemini) (согласно посттридентским книгам, его стихи поются не в один день, а в течение всей Светлой седмицы). Мелодика Г. и их стихов (как и всех респонсориев) имеет широко распевный, мелизматический стиль. Обогащение мелодики Г. обусловило постепенный отказ от большого количества стихов и сохранение лишь одного из них. Развитие мелодики Г. стало причиной того, что хоровой рефрен по окончании стиха повторяется не всегда, а лишь по необходимости, если того требует содержание текста: напр., Г. на день св. Иоанна Крестителя (24 июня) «Priusquam te formarem in utero, novi te, et antequam exires de ventre, sanctificavi te» (Прежде чем образовать тебя во чреве, Я узнал тебя, и до того как ты вышел из чрева, Я освятил тебя) со стихом «Misit Dominus manum suam, et tetigit os meum, et dixit mihi» (Простер Господь длань Свою, и коснулся уст моих, и сказал). С отказом от повторения Г. после стиха связано и изменение исполнительского состава: Г. интонирует кантор, а хор продолжает его и затем исполняет стих. С т. зр. модальности Г. обладают исключительно большим звуковым диапазоном и относятся к т. н. расширенным модусам: в Г., как правило, задействованы не только основные, но и вспомогательные предоминанты (т. е. модально сильные, или структурные, ступени - см. в ст. Modus ). Нередко стихи завершаются этими ступенями, а не финалисом, что также подтверждает необходимость повторения Г. после стиха. Обширное звуковое поле Г. дает большие возможности для передачи различного словесного текста. Однако мелодии Г. не являются оригинальными и представляют собой переработку неск. мелодий-типов; это касается и стихов Г., отличающихся высокохудожественным оформлением. Ориентация Г. на типовые мелодические модели свидетельствует о древности жанра.

http://pravenc.ru/text/166365.html

Вход с кадилом. Чтение паримий Триоди (по обычаю; паримии и прокимны см. во вторник вечера 5-й седмицы). По «Да исправится молитва моя…» и молитве прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами) – сугубая ектения: «Рцем вси…», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров (по обычаю). Примечание. «Всю службу поем поскоро, труда ради бденнаго. Совершается же служба Преждеосвященных, в нейже приудостоившиися причащаются Святых Христовых Таинств. На трапезе же ядим елей и вино пием, труда ради бывшаго. Нецыи же уставы разрешати точию на вино попущают, на елей же не оставляют. Во Святыя же Горы Типице разсуждает: на святых мученик 40, на Предтечевы главы Обретение, в среду Крестопоклонную, на Великий канон и на Неседальное (т. е. Акафист Божией Матери в субботу 5-й седмицы. – Сост.) ясти два варения со елеем и испивати по две чаши вина» (Типикон, гл. 49, «В четверток 5-я недели святых постов», «В сий же четверток») . 1 В текущем году во вторник 5-й седмицы Великого поста совершается Литургия Преждеосвященных Даров из-за перенесения на утреню этого дня Великого канона прп. Андрея Критского. См.: Богослужебные указания на 1949 год для священно-церковнослужителей. М., 1948. С. 59; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 610; Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. К.,1913. М., 1993р. С. 579. 2 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 610. 3 «Иерей... входит во святый олтарь, и прием кадильницу, глаголет и молитву кадила. И став пред святою трапезою, кадит крестообразно, и возгласит: Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков. И нам отвещавшим: Аминь. Таже учиненный чтец глаголет...» (Типикон, гл. 49, «Начало святаго и великаго поста», начало утрени). 4 См.: Типикон, 17-я глава, 4-е «зри». 5 Текст жития см.: Богослужебные указания на 1999 год. С. 193–204; Богослужебные указания на 2000 год. С. 194–203; Богослужебные указания на 2005 год. С. 192–216; Минея-Апрель. М., 2002. Ч. 1. С. 12–18. Если Житие читается по Минее, то первая половина Жития оканчивается словами «...да обрящу дерзновение в День Суда» (с. 14). С нового абзаца, со слов «Родилась я в Египте...» до конца, – вторая половина Жития.

http://patriarchia.ru/bu/2022-04-05/

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь свт. Луки, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гавриилу вещавшу...» . На часах – тропарь и кондак свт. Луки. Литургия свт. Иоанна Златоуста. Блаженны свт. Луки, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь свт. Луки. «Слава» кондак свт. Луки, «И ныне» кондак храма. В храме святого тропарь храма, тропарь свт. Луки; кондак храма. «Слава» кондак свт. Луки, «И ныне» «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен свт. Луки . Примечание. На основании указаний 13-й Марковой главы Типикона под 24 февраля: «На Литургии, служба дне, и Предтечи», может петься прокимен, аллилуиарий и причастен дня (субботы, но не заупокойные) и свт. Луки (ср.: Богослужебные указания на 1958 год. С. 83). Апостол и Евангелие субботы 3-й седмицы (но не заупокойные) и свт. Луки (Евр., 318 зач.; Мф., 11 зач.). 1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 5 мая 2015 года был утвержден и рекомендован к общецерковному богослужебному употреблению текст службы свт. Луке исп., архиеп. Симферопольскому. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/4067673.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/313 ). 2 Триодь Постная в субботу 3-й седмицы Великого поста указывает: «Аллилуиа, глас 6-й». 3 О последовательности канонов на повечерии в пяток вечера см. в субботу мясопустную, 5 февраля (примечание на повечерии). 4 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 639–640. 5 Ср.: Типикон, 9-я Маркова глава под 24 февраля; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 564. 6 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 7 Впрочем, В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», ч. 1, отд. 3, гл. 28) допускает при полиелее святого в субботу пение Богородичного канона из службы святого или общего канона Богородицы, глас 8-й: «Воду прошед...» (из Часослова) или «Колесницегонителя фараона...» (из приложения Октоиха).

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-18/

28 марта – понедельник. Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00. Сухоядение 29 марта – вторник. Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. Без масла. Один раз в день, около 15.00. 30 марта – среда. Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00. Сухоядение 31 марта – четверг. Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. Без масла. Один раз в день, около 15.00. 1 апреля – пятница. Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00. Сухоядение 2 апреля – суббота. Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г) дважды в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина. В субботу третьей седмицы во время утрени на середину храма для поклонения верующим выносится Животворящий крест Господень, поэтому третья неделя и следующая, четвертая, седмица называется Крестопоклонной. 2 апреля — Родительская вселенская суббота 3-й недели Великого поста Четвертая седмица Крестопоклонная. — с 3 апреля по 9 апреля 2016 года Четвертая седмица Великого поста носит название Крестопоклонная, или Средокрестная. Животворящий Крест с воскресного дня – Недели Крестопоклонной — до пятницы этой седмицы находится в центре храма, на месте иконы праздника. Ему «со страхом и любовию» поклоняются верующие. Церковь прославляет Святой Крест Христов как знамение могущественнейшей силы, охраняющей нас и открывающей путь к спасению. В пятницу седмицы, по окончании чтения часов, Крест торжественно препровождается в алтарь.

http://pravmir.ru/velikiy-post-2016-kale...

Вседневная вечерня бывает на праздник с бдением (например, 30-го января), если он случится на сырной седмице в четверток или субботу, равно на храмовой праздник, если этот праздник случится в седмичные дни Четыредесятницы: во вторник, среду, четверток, пяток и субботу (Тип., храм. гл. 35 и 36). На эти дни вечерня или совершается с Литургией Преждеосвященных даров, или бывает без литургии. Великая вечерня – праздничная, называемая полиелейной, разумея вечерню не на бдении (на коей бывает ектения «Рцем вси»), совершается на праздник и в самый праздник. Она совершается на следующие праздники: 1) На праздник с полиелеем; впрочем, в том только случае, если праздник с полиелеем случится от Недели апостола Фомы до Недели мясопустной 272 . 2) Великая вечерня не на бдении бывает на праздник с бдением 273 (напр., 30 янв.), если этот праздник случится в понедельник и во вторник сырной седмицы (Тип., послед. 30 янв.)• 3) Великая вечерня не на бдении бывает на воскресные и на все те дни, на которые положено бдение, но оно по какому-либо случаю не бывает (Тип., гл. 7). 4) Великая вечерня не на бдении совершается на день Преполовения, на 1-е и 13-е сентября, хотя в эти дни на утрени не положено петь полиелей. Великая вечерня не накануне, а в самые праздники совершается: 1) В первый день Пасхи. 2) Во все дни пасхальной седмицы и в Неделю апостола Фомы. 3) В вечер Владычных праздников: Рождества Христова. Богоявления, Преображения, Вознесения, Пятидесятницы, Воздвижения креста Господня. 4) В дни навечерий Рождества Христова и Богоявления и в Великий пяток. Вечерня великая на бдении бывает всегда, исключая тех дней, на которые положено начинать бдение всенощное великим повечерием. (О днях, в кои бдение начинается великим повечерием, увидим ниже.) Повечерие бывает великое и малое. Великое повечерие отправляется отдельно от утрени и в соединении с утренею, именно – на бдении всенощном. Отдельно от утрени великое повечерие отправляется на дни поста и притом такие дни, которые следуют тоже за днем поста, а не за праздником, именно: великое повечерие совершается: 1) На среду и пяток сырные.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви/Репринтное издание в 3–х томах. – М.: б.и., 1998. – Т. 3. С.183–186. Филарет (Дроздов). Великий канон Андрея Критского//Христианское чтение. – СПб.,  1836. – Ч. 1. Флоровский Г.В. Восточные отцы Церкви. – М.: АСТ, 2002. С.485–486. Энциклопедия православной святости: В двух томах/Авторы составители А.И.Рогов, А.Г. Парменов. – М.: Лик, 2003. – Т. 1.  Библиография работ автора:   Беседа на четверодневкого Лазаря//Христианское чтение. – СПб.,  1826. – Т. XXII.   Благочестивое говеющих занятие, или Канон Андрея Критского иерусалимита, преложенный стихами церкви святых равноапостольных царей Константина и Елены, что при Градских Богадельнях, лишенным зрения Священником  Пакостским. –  СПб., 1829.    Великий канон святого Андрея Критского с толкованием уроков покаяния. – М.: Благо, 2004.   Великий канон/Пер.  с греч.:  еп. Августин Гуляницкий//Душеполезное Чтение. – 1882. –   Великий канон и Акафист Пресвятой Богородице/Пер. с греч.: Е. И. Ловягин//Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках: В трех книгах. – СПб., 1856. – Кн. 3.   Великий канон и Акафист Пресвятой Богородице/Пер.  с греч.: еп. Августин Гуляницкий//Душеполезное Чтение. – 1882. – 1.   Великий канон и Акафист Пресвятой Богородице, читаемый на утрени в субботу пятой недели Великого Поста/Пер.  с греч.: М.И.Богословский и Филарет, митрополит Московский. – М., 1873.   Великий канон святого Андрея Критского/Пер.  с греч.: Я.Кротов. – М.: Вера и мысль. – М., 1993.   Великий канон четверг 5 седмицы Великого поста. – М.: Благо, 2004.   Великий канон, читаемый на великих повечериях первой недели и на утрени в четверток пятой недели Великого поста/Пер.  с греч.: М. И. Богословский//Христианское чтение. – СПб.,  1836. – 1.   Из слова на воздвижение честнаго Креста//Воскресное чтение. – Киев, 1851. – Т. 15.   Канон великий, творение Андрея Критского, Иерусалимского, чтомый в первую неделю поста/Пер.  с греч.: Н. И. Кедров. – М., 1915.

http://bogoslov.ru/person/2597470

Схиархимандрит Авраам (Рейдман) Поучение в неделю 1-я Великого поста, Торжество Православия О правильной вере Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, в Неделю Торжества Православия, мы слышали апостольское чтение из Послания святого апостола Павла к евреям. Какое отношение это чтение имеет к событию, которое мы празднуем сегодня? Что это за событие? Мы вспоминаем тот день, когда в 843 году от Рождества Христова святая царица Феодора после смерти своего супруга, императора-иконоборца Феофила, восстановила иконопочитание. До этого в Византийской империи почти целое столетие с большей или меньшей силой свирепствовала иконоборческая ересь. Православные, в особенности монашествующие, были гонимы, подобно древним святым, о которых говорит апостол Павел, терпели страшные преследования, покидали пределы Византийской империи или переселялись на ее окраины, где царская власть не имела такого влияния. Многие были убиты или подверглись пыткам, как, например, братья Феодор и Феофан, прозванные Начертанными, потому что на их лицах по приказанию императора Феофила были варварски вырезаны стихи, хулящие их. Многое вынесла в то время Православная Церковь в лице своих исповедников и мучеников. Император Феофил, по утверждению Феодоры, в самые последние минуты жизни раскаялся в своем заблуждении и, приложившись к святым иконам, отошел в иной мир. Она, желая восстановить иконопочитание и беспокоясь об участи своего супруга-еретика, просила, чтобы святые отцы молились о его прощении. (Надо сказать, что царица Ирина, по инициативе которой был созван Седьмой Вселенский Собор, осудивший иконоборцев, предала анафеме своего умершего мужа как еретика.) Царица же Феодора, то ли из любви и привязанности к мужу, то ли в надежде на его спасение (ведь он перед смертью изменил свое отношение к почитанию святых икон), с дерзновением предприняла следующее. Она упросила патриарха Мефодия, а также всех исповедников, в особенности пострадавших в последний период иконоборчества от ее супруга, молиться о его прощении и усердно молилась сама. И вот с пятницы на субботу первой седмицы Великого поста (поэтому мы и отмечаем память Торжества Православия в первое воскресенье поста) ей приснился сон. Боголепные мужи, ангелы, вели связанными еретиков-иконоборцев, и среди них был и ее муж, истязаемый бичами. Она стала умолять, чтобы его простили, и ей сказали: «Женщина, велика вера твоя», — и отпустили ее мужа.

http://bible.predanie.ru/nedelya-1-aya-v...

Вторую особенность служб первой седмицы составляет благословение в пятницу по заамвонной молитве колива (кутии) с пением тропаря и канона мученику Феодору Тирону. Он пострадал в царствование императора Максимиана (284–305), и память его высоко чтится Церковью как блюстителя духовной чистоты и достоинства христиан. Ему приписывается чудесное спасение константинопольских христиан от поругания. Юлиан Отступник повелел окропить идоложертвенной кровью все продаваемые на рынках съестные продукты. Воздержавшись от покупок оскверненных продуктов и питаясь разваренным зерном, христиане избегли этого поругания. В память этого события установился в древней Церкви обычай приносить в день мученической кончины св. Феодора, 17 февраля, в храм коливо и вкушать его после церковного благословения. Так как 17 февраля очень часто приходится на дни великопостные, а Лаодикийский собор (364) постановил, что «не подобает в Четыредесятницу дни рождения (т. е. мученической смерти) мучеников праздновать, но совершать память святых мучеников в субботы и в дни воскресные» 9 , то воспоминание кончины св. Феодора Тирона было перенесено на субботу первой недели поста, а принесение и освящение колива – на вечер пятницы, когда устав разрешал не только мирянам, но и монахам вкушение вареной пищи. Особенность третьего великопостного воскресенья составляет вынос Креста и поклонение ему. Историю его установления объясняет один из памятников XIII века Иерусалимской патриаршей библиотеки. «Третье поклонение, – говорит он (первое поклонение бывает 14 сентября, второе – 1 августа), – Святому Древу бывает в середине поста в память перенесения его из Апамеи при императоре Иустине. Эта часть Древа представляет собой подножие Христа. Епископ Апамей-ский Алфий принес ее в свой город из Иерусалима, получив ее от своего брата, архиепископа Иерусалимского. Другие же сообщают, что с блаженной Еленой отправились (ддя отыскания Креста Господня) многие епископы, в том числе и епископ Апамеи. Он выпросил у царицы часть Честного Древа для церкви, которую он намеревался построить, и, получив, отнес ее в Апамею. Когда она была открыта при Иустине, то одна часть ее была оставлена на месте, а другая отнесена к царю» 10 . При каком императоре Иустине имело место это событие – Иустине I (518–527) или Иустине II (565–578), памятник не говорит. Событие это получило значение общецерковного праздника, как объясняет синаксарь этого дня: «Понеже бо четыредесятодневным постом образом некиим и мы распинаемся… предлагается Честный и Животворящий Крест, яко убо прохлаждая и утверждая нас, и воспоминая нам страсти Господа нашего Иисуса Христа, и утешая».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Никогда еще епископы не уделяли столько времени и заботам о бедных и больных. Еще будучи пресвитером во время охватившего Каппадокию голода, он использовал доставшееся ему наследство для питания детей в Кесарии. Причем помощь от него получали не только христианские, но и еврейские дети. Став архиепископом, св. Василий основывал церковные больницы и приюты. Помощь в них оказывалась всем нуждающимся. Много внимания св. Василий уделял укреплению церковной дисциплины. Он писал епископам своей области, отвечая на их вопросы, как поступать в тех или иных случаях ее нарушения клириками или мирянами. Из этих посланий впоследствии были составлены правила св. Василия Великого . Литургия святого Василия Великого . Имя св. Василия известно сегодня православным людям главным образом в связи с Литургией, которая носит его имя и совершается в воскресные дни Великого Поста, а также накануне Рождества и Крещения, в Четверг и Субботу Страстной седмицы и в день памяти святого 1 (14) января. Многие молитвы, песнопения и обряды, хорошо нам знакомые, были введены св. Василием. Его трудами православное богослужение приобрело особое величие и красоту. Борьба святого Василия Великого с арианством. В течение восьми лет, когда он был архиепископом Кесарии Каппадокийской, св. Василий защищал Церковь от ереси ариан. Царствовавший тогда император Валент занимал сторону арианствующих, и казалось, что опять начнутся гонения на православных. При этом св. Василий оставался непреклонным в своих догматических воззрениях, всячески поддерживая борьбу за православие св. Афанасия Александрийского . На уговоры присланного императором чиновника он отвечал: – Ты мне угрожаешь конфискацией имущества, но это ничего не значит для человека, который ничего не имеет. Изгнание? Но земля, на которой сейчас стою, не принадлежит мне, а вся принадлежит Богу, Которого я временный гость. Мучения? Но они не имеют силы для неимеющего плоти, кроме разве первого удара. Смерть? Но она будет для меня избавлением, так как скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и к Которому спешу прийти.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Млеко Пресвятой Богородицы — это чудесное проявление милости Божией к роду человеческому, как и схождение благодатного огня в Великую субботу . Из Священного Писания известна еще одна палестинская святыня. У Овечьих ворот в Иерусалиме была купальня, «называемая по-еврейски Вифезда» (Ин. 5, 4). Схождение ангела в купель, происходившее один раз в году, вызывало «возмущение воды», и первый больной, спускавшийся в нее, получал исцеление от своих недугов. «Искипение» земли на праздник Рождества Христова, таким образом, относится к числу подобных чудес Святой Земли, «идеже Господь наш Иисус Христос плотию походи» нашего ради спасения. Елеосвящение Елей-масло неоднократно упоминается в текстах Священного Писания. Господь Иисус Христос послал Своих учеников по двое на проповедь, и они пошли и проповедовали: «и бесы многи изгоняху, и мазаху маслом многи недужныя, и исцелеваху» (Мк. 6, 13). С елеем также связан образ милосердного самарянина (Лк. 10, 34). О значимости елея говорится и в богослужебных текстах. В конце стихиры на «Господи, воззвах» пятой седмицы Великого поста (в пяток вечера) говорится: «Ты же Господи, от Девы неизреченно воплощься, излиянием от спасительнаго ребра Твоего, вольне излиявшияся крове и воды, якоже елей искапав Христе Боже, струпы язв моих мягкостию стягни , и к Небесному совокупи лику, яко милосерд» . Помазание верующих святым елеем в Церкви бывает во многих священнодействиях: «оно преподается и пред Крещением, и от лампад, теплящихся пред святыми мощами и иконами, и по благословении на всенощных бдениях пред великими праздниками, и для врачевания зол и болезней» . Елей является символом «радости, ибо от него, как и от радости, у ч[елове]ка блистает лицо» (Пс. 103, 15). Елей «царского помазания в наивысшей степени заслуживает названия “елей радости” (Пс. 44, 8); это — внешний знак избрания Богом, сопровождающийся излитием Духа, овладевающего избранником (1 Цар. 10, 1–6; 16, 13). Эта связь помазания и Духа является источником основной символики елея в хр[истиан]ских Таинствах, особенно при Соборовании больных, упомянутом в послании Иакова (Иак. 5, 14; ср. Мк. 6, 13); свящ[енный] Е[лей] сообщает хр[истиани]ну многообразную благодать Духа Св[ятого]» .

http://bogoslov.ru/article/6193608

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010