Так же было и при Декии, чей указ требовал исповедовать языческую веру. Те христиане, которые шли на это и приносили жертву идолам, получали свидетельство и избегали мучений. Не только они отрекались от Христа, но и те, что давали деньги язычникам, комиссии, и брали свидетельство, без формального отречения, так называемые «клеветники», и их Церковь считала отступниками - падшими. Когда у нас есть столько примеров, как, скажем, чудо Святаго Федора, память которого мы празднуем ежегодно в субботу 1-ой седмицы Великого Поста. «Юлиан Отступник, зная, что христиане более всего очищают себя постом в 1-ю седмицу Святой четыредесятницы, почему мы и называем чистой эту седмицу, захотел именно тогда осквернить их, для чего и приказал в эти дни тайно завезти на рынок продукты, оскверненные идоложертвенной кровью. Но Мученик Федор, по промыслу Божию явившийся во сне тогдашнему Константинопольскому Архиепископу Евдоксию и рассказавший о случившемся, заповедал ему немедленно, в понедельник утром, созвать верующих и запретить им использовать эти продукты, недостаток же необходимой пищи временно возместить коливом... Тем самым и замыслы Отступника были разрушены, и благочестивый народ сохранил себя неоскверненным...» (Великий Часослов, стр. 446). Воздерживаться от идоложертвенного требует правило Святых Апостолов. Деяния Апостолов, гл. 15: «Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела... Воздерживаться от идоложертвенного, и крови, и удавленины, и блуда...» И несмотря на все это, сколько, к сожалению, приходится слышать бессмыслиц, рожденных умом некоторых современных «гностиков». Один говорит: «Я возьму удостоверение личности с тремя шестерками и наложу на него крестное знамение», другой: «Я приму печать с числом 666 на лоб и осеню его крестом» - и множество подобных нелепостей, думая, что они тем самым освятятся, в то время как это прелесть. Освящается только то, что принимает освящение. Например, вода принимает освящение и становится Агиасмой (святой водой). Моча не принимает освящения. Камень чудом становится хлебом. Нечистоты не принимают освящения…

http://isihazm.ru/1/?id=1794

13 апр. 1918 г., в субботу 4-й седмицы Великого поста, Патриарх Тихон соборне совершил в храме Московской ДС первую в рус. церковной истории заупокойную литургию по «новым священномученикам и мученикам». Вслед за убиенным Киевским митр. сщмч. Владимиром (Богоявленским) за ней поминался И.- первомученик русского духовенства новейшего времени. В Петроградской епархии митр. Вениамин распорядился о том, чтобы в Неделю Православия в каждом храме по отпусте молебна была провозглашена вечная память «митрополиту Владимиру, протоиереям Иоанну, Петру (сщмч. Петру Скипетрову . - А. Г.) и всем за веру православную, Церковь Святую убиенным». В послании, посвященном годовщине избрания на Петроградскую кафедру (июнь 1918), митрополит особо напомнил о том, что за истекший год «духовенство из своей среды дало пастырей священномучеников, приснопамятных протоиереев Иоанна и Петра». Екатерининский собор, где находилась могила И., был закрыт в 1938 г. и взорван в 1939 г. вместе с захоронением. В 1960 г. на месте уничтоженного собора был возведен монумент В. И. Ленину (разрушен неизвестными в 2004). На протяжении десятилетий И. помнили и глубоко чтили среди православных Америки. Построенный в настоятельство И. Троицкий храм стал в 1922 г. кафедральным собором Чикагской епархии. 1 нояб. 1981 г. И. был канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви за границей . В 1993 г. Предстоятель Православной Церкви в Америке митр. Феодосий (Лазор) обратился к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой рассмотреть вопрос о причислении трудившихся вместе со свт. Тихоном в Америке и претерпевших у себя на родине мученическую кончину И. и протопресв. Александра Хотовицкого к лику святых. И. был прославлен на Архиерейском Соборе РПЦ 29 нояб.- 2 дек. 1994 г. 5 февр. 1995 г., в день памяти новомучеников Российских на месте Екатерининского собора г. Пушкина был освящен 7-метровый деревянный крест. Летом 2006 г. с целью восстановления в прежнем виде взорванного в 1939 г. Екатерининского храма было произведено раскрытие его фундаментов.

http://pravenc.ru/text/469121.html

АЙСОРЫ – несториане Курдистана, именующие себя сиро-халдеями. А. неоднократно обращались с просьбой о присоединении к РПЦ. В 1898 г. переговоры закончились принятием несториан в лоно Православной церкви. Депутация из пяти человек: епископа Мар-Ионы, одного архимандрита, двух священников и одного диакона – представляла собой 9 тыс. несториан, пожелавших воссоединения. АКАФИСТ (от греч. μνος ακαθιστος – неседальный гимн) – особый жанр церковного гимна в честь Иисуса Христа, Богоматери или святых, ведущий свое начало от Акафиста Пресвятой Богородице, составленного до 626 г. А. состоит из 12 последовательно чередующихся икосов и кондаков. Каждый кондак (кроме I строфы) завершается обычным для ветхозаветных гимнов (псалмов) возгласом «Аллилуйа». В кондаке раскрывается какой-либо момент учения Церкви об одной из тайн Божиих, об осуществлении замысла любви Божией. Вторая часть строфы называется икосом. Икос в первой своей трети заключает более пространное развитие темы, содержащейся в кондаке. Особенно широкое распространение А. получили в России, где с XVIII в. стали особым жанром церковного гимнотворчества и одним из любимейших народом церковных песнопений (поскольку поют все молящиеся). На церковнославянском и русском языках составлены десятки А., посвященных святым, праздникам и многим чудотворным иконам Богородицы. Как правило, структура А. традиционная. АКАФИСТ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ составлен предположительно св. Романом Сладкопевцем (есть другие версии). В кондаках и первой вводной части каждого икоса дается историческое (с 1-го икоса по 7-й кондак) и догматическое (с 7-го икоса) учение о Богородице. Две другие трети каждого икоса состоят из 12 строк похвальных воззваний (хайретизмов), начинающихся с возгласа «радуйся» (греч. «хаире»), объединенных попарно метрическим и синтаксическим параллелизмом. В А. Богородице через все песни проходит тема явления в Марии гармонического единства противоположностей: Девы и Матери, земли и неба, ветхого и нового, рождения Бога и Человека. А. Богородице и некоторые другие византийские А. в подлиннике являются алфавитными акростихами: все песни (кроме кукулия) начинаются в порядке букв греческого алфавита, т. к. последний представляется символом всеобъемлющего гармонического целого. А. выражает собой догматическое и поэтическое созерцание чуда, чем объясняется его статичность, это как бы словесная икона священного лица или благодатного события. Помимо еженедельной приходской практики служения А.Б. особо поется в Православной церкви в субботу пятой недели (седмицы) Великого поста.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Кондак, глас тойже Неописанное Слово Отчее,/из Тебе, Богородице, описася воплощаемь:/и осквернившийся образ в древнее вообразив,/Божественною добротою смеси./Но исповедающе спасение,/делом и словом сие воображаем. Собор преподобных отец Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших (Во 2-ю неделю Великого поста) Тропарь, глас 2 Егда снидосте во гробы/и самех себе заключисте,/тогда, страсти умертвивше плотския,/спогребостеся Христу, Богоноснии,/и диавольския в подземных разрушисте ограды,/сего ради ангели венцы с Небес вам подают. Кондак, глас 8 Отцы всечестнии, личе Богокрасный,/чудес многих источницы, миро источающий,/сокровища краснобогатная Господня, в земли сокровенная,/не престайте, молим вы, о нас молитися ко Господу, да зовем вам:/радуйтеся, всему миру светильницы. Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста) Тропарь Божией Матери, глас 8 Повеленное тайно прием в разуме,/в крове Иосифове, тщанием предста безплотный,/глаголя Неискусобрачней:/Приклонивый схождением Небеса/вмещается неизменно весь в Тя,/Егоже и видя в ложеснах Твоих, приемша рабий зрак,/ужасаюся звати Тебе:/радуйся, Невесто Неневестная. Кондак, глас тойже Взбранной Воеводе победительная,/яко избавльшеся от злых,/благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице,/но яко имущая державу непобедимую,/от всяких нас бед свободи, да зовем Ти:/радуйся, Невесто Неневестная. Величание Достойно есть величати Тя,/Богородице,/честнейшую Херувим/и славнейшую без сравнения Серафим. Воскрешение праведного Лазаря (В Лазареву субботу) Тропарь, глас 1 Общее воскресение прежде Твоея Страсти уверяя,/из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже./Темже и мы, яко отроцы, победы знамения носяще,/Тебе, Победителю смерти, вопием:/осанна в вышних,/благословен Грядый во имя Господне. Кондак, глас 2 Всех Радость Христос,/Истина, Свет, Живот/и мира Воскресение,/сущим на земли явися Своею благостию/и бысть образ Воскресения,/всем подая Божественное оставление. Празднество Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии ради иконы Ее, именуемой «Живоносный Источник» (V). (В пяток Светлой седмицы)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

2) На вторник, среду, четверток (исключая 5-й седмицы – день чтения Великого канона), пяток и субботу (исключая 5-й седмицы – день акафиста) Великой Четыредесятницы. 3) На вторник, среду Страстной седмицы. Посему великое повечерие не совершается: 1) На сырную среду и пяток, если в эти самые дни или накануне их (т. е. во вторник и четверток) случится Сретение (Тип., 2-го февраля), или храмовой праздник (Тип., храм. гл. 28). 2) Великое повечерие не совершается в посту на понедельник, так как канун сего дня есть день праздничный, воскресный. 3) Великого повечерия не бывает накануне того дня, в который читается на 5-й седмице Великого поста канон святого Андрея Критского , т. е. на четверток или на вторник 274 . 4) Не бывает великого повечерия и на, субботу 5-й седмицы Великого поста, субботу акафиста. Великое повечерие в соединении с утренею совершается на праздничные дни, на которые, вместо малой вечерни, отправлялась вечерня вседневная или великая, именно: 1) На Рождество Христово и Богоявление, в какие бы дни седмицы ни случались эти праздники. 2) На дни храмовые, если они бывают: а) в субботу 1-й седмицы Великого поста (Тип., храм. гл. 32) 275 ; б) во вторник, среду, четверток, пяток и субботу 2-й, 3-й, 4-й, 5-й, и 6-й седмиц Великой Четыредесятницы (Тип., храм. гл. 35). На день Благовещения, если он случится: а) до Недели ваий – во вторник, среду, четверток, пяток и субботу (Тип., послед. 25 и 26 марта); б) во вторник, среду и четверток Страстной седмицы (Тип., 25 и 26 марта). Малое повечерие читается во все дни не в посту, равно и в пост, в те дни, в которые, как видели, не указано великого повечерия. Есть дни, в которые в храме не положено читать повечерия, а назначено читать его в келии, например: в 5-ю Неделю Великого поста на день чтения Великого канона и на день акафиста (Тип., послед. среды и пятка 5-й седмицы Великого поста). Полунощница бывает вседневная, субботняя и воскресная. Они совершаются (та или другая, смотря по дню седмицы) на разные праздники великие, средние и малые, если только не будет на эти праздники совершаемо всенощного бдения.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

На часах – тропарь и кондак свт. Луки. Литургия свт. Иоанна Златоуста . Блаженны свт. Луки, песнь 3я – 4 (со ирмосом) и песнь 6я 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь свт. Луки. «Слава» кондак свт. Луки, «И ныне» кондак храма. В храме святого тропарь храма, тропарь свт. Луки; кондак храма. «Слава» кондак свт. Луки, «И ныне» «Предстательство христиан…». Прокимен, аллилуиарий и причастен свт. Луки . Примечание. На основании указаний 13й Марковой главы Типикона под 24 февраля: «На Литургии, служба дне, и Предтечи», может петься прокимен, аллилуиарий и причастен дня (субботы, но не заупокойные) и свт. Луки (ср.: Богослужебные указания на 1958 год. С. 83). Апостол и Евангелие субботыседмицы (но не заупокойные) и свт. Луки (Евр., 318 зач.; Мф., 11 зач.). 1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 5 мая 2015 года был утвержден и рекомендован к общецерковному богослужебному употреблению текст службы свт. Луке исп., архиеп. Симферопольскому. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/4067673.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/313). 2 Триодь Постная в субботуседмицы Великого поста указывает: «Аллилуиа, глас 6й». 3 О последовательности канонов на повечерии в пяток вечера см. в субботу мясопустную, 5 февраля (примечание на повечерии). 4 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 639–640. 5 Ср.: Типикон, 9я Маркова глава под 24 февраля; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 564. 6 Каждение на 17й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 7 Впрочем, В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», ч. 1, отд. 3, гл. 28) допускает при полиелее святого в субботу пение Богородичного канона из службы святого или общего канона Богородицы, глас 8й: «Воду прошед…» (из Часослова) или «Колесницегонителя фараона…» (из приложения Октоиха).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Поскольку совершенно очевидна неразрывная связь между Входом Господним в Иерусалим, чудом воскрешения праведного Лазаря и Страстями Господа, соответствующее празднование в православной литургической традиции является, с одной стороны, началом Страстной седмицы, с другой – наступает после Лазаревой субботы. В древней (до X века) иерусалимской богослужебной практике в этот праздник вечером происходило торжественное символическое шествие с пальмовыми ветвями, которое возглавлял епископ, шествовавший, вероятно, верхом на осле – как в свое время Иисус. Нечто подобное сохранило и соборное богослужение Константинополя IX-XII столетий. Итак, Божественная Литургия начиналась не в Св. Софии, где была утреня, а в храме, посвященном 40 мученикам Севастийским, куда Патриарх отправлялся верхом на жеребце. В послеиконоборческих византийских монастырских Уставах – Студийском и Иерусалимском – богослужение Входа Господня в Иерусалим в целом приняло свой современный вид. Рассматриваемый праздник включен в цикл Постной Триоди. Одной из его отличительных особенностей является отсутствие предпразднства и отдания. Хотя их функционально-литургической заменой можно считать шестую седмицу Великого Поста (особенно Лазареву субботу). Итак, согласно Уставу общий формуляр празднования Входа Господня в Иерусалим таков. Предписывается всенощное бдение, состоящее из великой вечерни, великого чтения, утрени и 1-го часа. Бдение предваряется малой вечерней и трапезой. Исхождение из монастыря, символизирующее известное шествие, совершается после часов. На Литургии положены праздничные антифоны. Отдельно надо указать на следующий факт: при строгом запрете на вкушение рыбы Великим Постом, на праздник Входа Господня в Иерусалим она дозволяется. В русской богослужебной практике XVI-XVII вв. на протяжении длительного времени (вплоть до начала XVIII столетия) значительную роль играл чин шествия на осляти в Неделю ваий. Оно представляло собой усложнение предписанного Уставом праздничного крестного хода, во время которого Патриарх или архиерей с крестом и Евангелием в руках ехал по городу верхом на осле или (обычно) на наряженной лошади.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Если раньше молиться каждый день никак не удавалось, Великий пост – самое время попробовать. Начните с малого: нескольких любимых молитв и личных слов, обращенных к Богу, но постарайтесь твердо исполнять ваше небольшое правило. Это тоже может стать личной и вполне выполнимой задачей на пост. О молитве. Молитвенное правило Принять участие в «Мариином стоянии» – богослужении с чтением канона Андрея Критского в середине поста Мариино стояние – это утреня четверга пятой недели Великого поста, в ходе которого прочитывается житие Марии Египетской и полностью канон преподобного Андрея Критского. Фото: spbda.ru Канон Андрея Критского. Мариино стояние (+ аудио + видео) Спеть самый красивый акафист Богородице в Субботу Акафиста В субботу на пятой седмице Великого поста святая Церковь торжественно совершает молебное пение Акафиста, или благодарственной Похвалы Пресвятой Богородице. Суббота Акафиста. Похвала Пресвятой Богородицы (+аудио) Вовремя начать бытовые приготовления к Пасхе, чтобы уделить внимание богослужениям и проживанию Страстной седмицы Уборка, покупки, подарки к Пасхе – постарайтесь выполнить все это постепенно до начала Страстной седмицы, ведь подготовка к Празднику – это не генеральная уборка в Чистый Четверг и не кулинарные подвиги в Великую Пятницу. Эти дни надо постараться посвятить проживанию Страстей, попасть на службы Великих дней, которые бывают лишь раз в году. Желаем вам Божией помощи и сил на пути Великого поста! Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 18 февраля, 2010 9 марта, 2019 25 февраля, 2015 7 апреля, 2024 1 апреля, 2024 24 марта, 2024 22 марта, 2024 21 марта, 2024 20 марта, 2024 Лучшие материалы Показать еще

http://pravmir.ru/prochitat-evangelie-i-...

Прощать всегда нелегко, а прощать врагов еще труднее. Но с этим нужно бороться, нужно просить Господа, чтобы Он помог нам простить человека искренне. Большая радость тебя охватывает, когда ты прощаешь ближнего. Господь изливает в сердце удивительное тепло. И эту благодать нужно помнить и не забывать про нее, всегда возвращаясь к этому опыту. Если мы не можем прощать, значит, мы не можем двигаться дальше и идем назад. Нужно помнить, что Господь от нас ожидает прощения для всех. Если мы об этом знаем, но пока, по каким-то обстоятельствам, не можем простить и смириться с грехами другого человека, тогда нужно обратиться к Богу с молитвой о смягчении нашего сердца. О. Фома, крестный ход в Великую Субботу      Надо понимать, что без нашего прощения Бог не может нам дать Святого Духа, потому что это будет противоречить любви Бога к человеку. Христос умер за всех – в том числе и за наших и за Своих врагов. Прощение словно свежий воздух в наших отношениях. С одними людьми нам тяжелее, с другими легче. А прощение – это веяние Святого Духа, и оно очень ценно для души. Как всё успеть в оставшееся время Нужно довериться Богу. Бог поможет В Германии бывало, что люди брали даже отпуск на время Великого поста или хотя бы Страстной седмицы, чтобы ходить на службы. Понятно, что семье этот отпуск нужен летом, и поэтому на такое решится не каждый. Брать отпуск необязательно, главное – ходить на вечерние службы после работы, на которые каждый может успеть. Также можно попытаться договориться с начальством о том, что вы в какие-то дни будете приходить на работу позже или уходить с работы раньше, потому что вам хотелось бы посетить службу. Бог поможет, и проблемы из-за этого у вас на работе не возникнут. Нужно просто довериться Богу. Рейтинг: 9.5 Голосов: 57 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии МАРИЯ 6 апреля 2015, 08:01 БЛАГОДАРЮ ГОСПОДИ ЗА ВСЕ БЛАГОДАРЮ! НАУЧИ МЕНЯ МОЛИТСЯ ,СМИРЕНИЮ ,ЛЮБВИ ,ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ .. СПАСИБО ВАМ БАТЮШКА ЗА ПРОПОВЕДЬ .ХРАНИ ВАС ГОСПОДЬ

http://pravoslavie.ru/78370.html

Слова наставлений старца о. Илариона были кратки, ясны, просты и имели силу убедительности, потому что сам первый исполнял то, что советовал братии, и сам уже опытно побывал в различных случаях, о которых приходилось наставлять...» (Житие. 1993. С. 175). Игумения великолукского Вознесенского мон-ря Палладия (Юревич) называла И. великим старцем, к-рый «всецелым своим самопожертвованием на спасение ближних, своим собственным примером учил... духовных чад своих» (Там же. С. 236-237). Исцеление бесноватой прп. Иларионом Оптинским. Роспись кивория над ракой прп. Илариона Оптинского в ц. Владимирской иконы Божией Матери. 2000 г. Мастер мон. Мария (Левистан) Исцеление бесноватой прп. Иларионом Оптинским. Роспись кивория над ракой прп. Илариона Оптинского в ц. Владимирской иконы Божией Матери. 2000 г. Мастер мон. Мария (Левистан) Со мн. духовными детьми И. вел переписку. Его письмоводителями были иеродиак. Антоний (Глушков) в 1860-1866 гг. и мон. Порфирий (Севрюгин) в 1866-1873 гг. Согласно записной книге И., с кон. 1860 по сент. 1873 г. он отправил 4442 письма. Во мн. письмах передавал адресатам поклон от прп. Амвросия, что свидетельствует о единодушии 2 старцев. Благотворное действие молитв и советов И. ощущали мн. корреспонденты: «Часто бывало так, что напишешь старцу свою скорбь и немощь, и письмо еще не дойдет, а уже на душе просветлеет, захочется исправить себя, оставить грех. Мне случалось не раз после беседы с ним испытывать на душе такое спокойствие, такой рай, что решительно забываешь все земное» (Там же. С. 263). Нек-рые из учеников присылали И. подробные дневники своей внутренней жизни, на которые он давал обстоятельные ответы. О правилах ведения такого дневника старец писал казначее Спасо-Влахернского мон-ря мон. Леониде (Фризель): «Дневник также продолжай писать, как пишешь, пока без сокращений, а со временем, когда поопытнее будешь, можно, если пожелаешь покороче писать, в дневнике подчеркивать те места, которые более тебе нужны, чтобы они и мне лучше были видны» (РГБ ОР. Ф. 213. К. 63. Ед. хр. 29. Л. 19). В кон. XIX в. в Оптиной пуст. предполагалось издание писем И. мон. Леониде, но оно не осуществилось. Подборка его писем была опубликована в 1998 г. 4 марта 1872 г., в субботу 1-й седмицы Великого поста, И. отслужил последнюю литургию. 9 марта того же года пострижен в схиму с сохранением прежнего имени. С 17 авг. 1873 г. и до самой смерти ежедневно причащался Св. Таин. Был болен водянкой, с 22 авг. 1873 г. не мог ложиться в постель и самостоятельно двигаться, мог сидеть только в кресле. Скончался в полном сознании и памяти. Погребен за алтарем Введенского собора Оптиной пуст. в особом склепе.

http://pravenc.ru/text/389133.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010