Враги упрекали Давида в мести к родственникам и приверженцам Саула и говорили, что Господь теперь наказывает Давида за несправедливые враждебная отношения к ним, избрав сына Давида – Авессалома орудием его наказания. Клевета имела большой успех в народе и увеличивала число врагов неповинного царя. Сам же Давид не признает эту молву справедливой и говорит: «если я платил злом тому, кто мне творил зло» – жестоко мстил, то пусть пред врагами моими я паду тощ – пусть все силы и средства мои истощатся в борьбе со врагами, через что я сделаюсь их неизбежной добычей (ст. 3 и 6). 6. Да поженет убо враг душу мою, и да постигнет, и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит. Опять, говорить Давид, если я лгу при оправдати своем (ст. 4–5), то пусть враг, гонящи меня настигнет, повалит и убьет меня и еще пусть поругается надо мной: будет топтать меня ногами с ругательством и проклятиями. Так обыкновенно древние победители обходились с побежденными. И даже славу мою – царский венец мой, клянется Давид, пусть враг бросить в пыль и будет попирать ногами: вообще, пусть я лишусь сил и средств, свободы и жизни, чести и славы, если я действительно был несправедлив к родственникам Саула. Это великая клятва Давида, подтверждающая незлобие и другие достоинства его ума и сердца! – Произнося эту клятву (ст. 4–6), Давид имел в виду ужасную судьбу своего врага, злосчастного, отверженного Богом царя, Саула. Побежденный, преследуемый и израненный врагами, Филистимлянами, Саул пал на свое копье, колесницы же и всадники врагов настигали его. Тогда он, оглянувшись назад и увидев Амаликитянина, сказал: «подойди ко мне, и убей меня». – «И я убил его, говорить Амаликитянин; ибо знал, что он не будет жив после своего падения, и взял я царский венец, бывший на голове его и запястье, бывшее на руке его»... ( 2Цар.1:4, 6–10 ). «На другой день, после битвы, враги, Филистимляне, пришли грабить убитых и нашли Саула и трех сыновей его, падших на горб Гелвуйской. И поворотили его, и отсекли ему голову, и сняли с него оружие и послали по всей земле Филистимской, чтобы возвестить о сем в капищах идолов своих и народу. И положили оружие его в капище Астарты, а тело его повесили на стене Всосана. И услышали жители Иависа Галаадского о том, как поступили Филистимляне с Саулом. И поднялись все люди сильные, и шли всю ночь, и взяли тело Саула и тела сыновей его со стены Беесана, и пришли в Гавис, и сожгли их там. И взяли кости их, и погребли под дубом в Иависе»... ( 1Цар.30–31 , ст. 1. 2. 3.8–17).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

«И мы простояли там три дня». В течение трех дней обнаружилось, что в числе возвращающихся не было левитов. Очевидно, самостоятельная, обеспеченная жизнь в Вавилоне, с одной стороны, и подчиненное, зависимое положение в Иерусалиме, с другой, – удерживало левитов от переселения в родную страну. Приняты были меры к приглашению левитов (ст. 16 и д.), а также сделаны были другие приготовления, занявшие 8 дней, так что само путешествие началось (ст. 31) в 12-й день месяца (Кейль). 1Ездр.8:17 .  и дал им поручение к Иддо, главному в местности Касифье, и вложил им в уста, что говорить к Иддо и братьям его, нефинеям в местности Касифье, чтобы они привели к нам служителей для дома Бога нашего. «И дал им поручение к Иддо, главному в местности Касифье». У LXX вместо собственного Касифья читается нарицат. τπος γαζοφολακον. Естественнее всего под именем Касифьи разуметь какую-либо местность или в самом городе Вавилоне, или вблизи его. Личность Иддо и его положение в Касифье писателем не указаны ясно. Но видно, что Ездра придавал ему большое влияние на левитов и что только благодаря этому влиянию довольно значительное число левитов согласились возвратиться в Иерусалим. Возможно думать, что левиты и нефинеи под главенством Иддо составляли в Касифье сплоченную общину, своего рода школу, посвятившую себя изучению прошлых судеб народа и его закона (Риссель). «К Иддо и братьям его, нефинеям». По ст. 20 нефинеи были служителями левитов. Едва ли они могли быть названы братьями Иддо. Поэтому приведенное выражение отличается неясностью и заставляет предполагать какой-либо пропуск. «Чтобы они привели к нам служителей для дома» Божия, т.е. левитов ( 1Пар 6:48, 16:4 ) и нефинеев. 1Ездр.8:18 .  И привели они к нам, так как благодеющая рука Бога нашего была над нами, человека умного из сыновей Махлия, сына Левиина, сына Израилева, именно Шеревию, и сыновей его и братьев его, восемнадцать человек; «И привели они к нам... человека умного, из сынов Махлия». «Человека умного» (у LXX (Ват.) во множ. числе). Евр. isch schechel, стоящее здесь, по связи речи может быть понимаемо в смысле собств. имени. Так понято оно в некоторых греч. текстах и в нашем слав., где читается «муж Сахон, от сынов Моолиевых». Упомянутый в ст. 18 Шеревия еще встречается в Неем 8:7, 9:4, 10:12, 12:24 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ст. 31. Что значат последние слова евангелия: кто имеет уши слушать, да услышит? Т. е. все, что сказано, заслуживает особенного внимания и никогда не должно быть опускаемо из виду. Иисус Христос такие слова говорил нередко, именно для возбуждения особенного внимания к какому особенному своему учению. Что особенно поучительного в сем евангельском чтении? То, что всю жизнь и деятельность свою вы должны употреблять для славы Божией и для пользы ближних и своей собственной, и будет нам на небе за то награда. Иначе – там будем наказаны. Евангелие семнадцатой недели по пятидесятницы Какое евангелие 17 недели? О чуде исцеления бесноватой дочери Хананеянки. Матф. 15, 21–28 . Зач. 62 21 Иисус пришел в страны Тирские и Сидонские. 22 И вот, женщина хананеянка, вышедши их тех мест, кричала ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов! Дочь моя жестоко беснуется. 23 Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступивши, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. 24 Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. 25 А она, подшедши, кланялась Ему, и говорила: Господи! помоги мне. 26 Он же сказал в ответ: не хорошо, взять хлеб у детей и бросить псам. 27 Она сказала: так, Господи! но и псы видят крохи, которые падают со стола господ их. 28 Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час. Ст. 22. Кто такая была Хананеянка, просившая Иисуса Христа о исцелении дочери? Это – тоже, что финикиянка. Хананеи или финикияне были язычниками, жившие в соседстве с иудеями. Хананеянка эта не только, как видно, знала веру иудеев в пришествии Мессии; но вместе со многими иудеями веровала, что явившийся чудотворец Иисус есть именно Мессия. Ст. 23. Почему Иисус Христос долго не исполнял просьбы Хананеянки о исцелении дочери, – сначала даже не отвечал ни слова на просьбу ее? Господь долго не исполнял просьбы Хананеянки, чтобы испытать и обнаружить» пред другими веру ее. Ст. 23–26. Как понимать слова Иисуса Христа апостолам: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева, после того как они стали просить Его за Ха- нанеянку, и слова ей самой: не хорошо взять хлебов у детей и бросить псам, после того, как не смотря на видимо как бы невнимание к ней Господа, она все- таки не переставала просить Его?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Оставались лишь одни пророки при прежних условиях жизни, но и они со времени Неемии прекратились. Полное осуществление грозного пророчества над недостойными пастырями еврейскими наступило во время пришествия Спасителя, Который Сам называл Себя пастырем, пришедшим отыскать заблудшую овцу ( Иоан. Х, 11 ; Мф. XVIII, 11; Лyk. XIX, 10 ) и Который учредил новозаветное христианское священство в лице св. апостолов и преемников их – епископов, пресвитеров и диаконов. Эти священнослужители, облеченные благодатью Святаго Духа, с того времени трудятся и будут трудиться на ниве Христовой до второго пришествия Господа ( 1Kop. XI, 26 ). 17–22 ст. Под руководством истинного Пастыря Господа строптивые и сильные внешними средствами из людей будут отличены от людей кротких и слабых. Первые подвергнутся осуждению за свои действия, а последние получат от Пастыря поддержку и заступление. Евангельская история жизни Спасителя действительно свидетельствует, что Он всегда ободрял надеждою на спасение смиренных и сокрушенных сердцем (например, мытарей Закхея и Матфея), тогда как гордых и строптивых, как например книжников и фарисеев, подвергал строгому осуждению. Но окончательный суд по правде Господь произведет во время второго славного Своего пришествия. Тогда соберутся пред Ним все народы и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов. И поставит овец по правую сторону, а козлов по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите благословенные Отца Моею, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира... Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. XXV, 32, 33, 34 и 41 ст.). 23–31 ст. Новый истинный Единый Пастырь, Господь Иисус Христос, произойдет по плоти от царя Давида. Слова пророка о характере Его деятельности среди людей и следствиях этой деятельности сходны с пророческими обетованиями Исаии и Иеремии. Глава XXXVI-я. Пророчество о восстановлении земли Израильской и обновлении жизни ее обитателей Пророк обращается к опустошенным горам Палестины и обещает им вознаграждение за те укоризны, которым они подверглись от нашествия враждебных народов (1–7 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

31. Нерамны, непримирителны, нелюбовны, неклтвохранителны, немилостивны. Безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Неразумны – безрассудны. У язычников оставивших истинного Бога и впавших в великие грехи, помрачился разум. Это видно уже из того, что они стали покланяться бездушным идолам, как истинному Богу. Непримирительны т. е. такие, которые не любят жить в ладу с другими. – Нелюбовны , или «жестокосердны, недружелюбны» (Геннадий). Неклятвохранительны , т. е. «безбоязненно нарушающие взаимные договоры» (бл. Феодор), – вероломные. Немилостивны – немилосердны, не сострадательны к другим. «Они, – говорит бл. Феодорит, – подражают в жестокости зверям»; у них «один другого не любит, один другого не милует». 32. Нцыи же и рамвше, к таква достойин смерти сть, не сами твортъ, но и соиволютъ творщимъ. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти: однако не только их делают но и делающих одобряют. Апостол говорит, что язычники делали грехи, какие он указал, не по неведению; нет, они знали, как Бог смотрит, на это, знали, что они за свои грехи достойны смерти, и, тем не менее, не только сами грешили, но и соизволяли грешащим, т. е., если видели, что кто-либо совершает какой-нибудь грех , то не уговаривали его не грешить, а, напротив, поощряли ко греху. Так велика была развращенность язычников! Глава 2 Язычники безответны пред Богом, потому что знали, что грех и что нет и, тем не менее, предавались греху; за это они и подлежать Божественному суду (ст. 1–16). Виновны пред Богом и иудеи, так как они не только сами знали, что угодно Богу (ст. 17–28), но старались указать это и другим (ст. 19–20), и при всем этом творили неугодное Богу, почему они виновнее даже язычников (ст. 21–29). 1. Сег ради бевтенъ ес, о члвче, вскъ сдй, имжъ бо сдомъ сдиши дрга, себ сждаеши: тажде ьо твориши сдй. Итак не извинителен ты, всякий человек, судящий другого; ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Остальные же противники Христа, сообщники антихриста, будут умерщвлены повелением Божиим и умрут общею смертью плотскою, после чего уже будут осуждены на вторую смерть – озеро огненное. Глава 20 Ст. 1. И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Ст. 2. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, Ст. 3. и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время. Под связанием диавола и заключением его в бездну разумеется здесь низложение его власти, совершившееся через пришествие Иисуса Христа на землю и Его спасительные страдания за род человеческий. Евангелист Иоанн прямо говорит, что Иисус Христос явился в мир разрушить дела диавола (см. 1 Ин. 3: 5). И Сам Господь говорил об этом: Ныне суд миру сему, ныне князь мира сего изгнан будет вон (Ин. 12: 31). И действительно, связание и обессиление диавола во время земной жизни Христа Спасителя было очевидно. Нечистые духи трепетали перед одним словом Христа, повиновались и ученикам о имени Его (см. Лк. 10: 17) и вообще всем христианам по их вере в Сына Божия. Исторически это выразилось в падении язычества и распространении христианства. Тысяча лет есть время от вочеловечения Господа до пришествия антихриста. Ст. 4. И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Такое Царство Христово началось на земле Его проповедью, ознаменовалось благодеяниями, которых можно только было ожидать от Царя царей, совершенно утвердилось и запечатлелось крестными страданиями Господа и Его славным Воскресением. Это Царство Господа на земле называется Церковью, что означает общество людей, в которых пребывает Святой Дух. Глава этого общества Сам Господь, Который и по Вознесении Своем на небо пребывает в Церкви, в силу Своих собственных слов, сказанных в лице апостолов всем: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18: 20).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Иез.17:4 .  сорвал верхний из молодых по­бегов его и при­нес его в землю Ханаанскую, в городе торговцев по­ложил его; «Верхний из молодых побегов» – слав. «верх мягкости». Разумеется Иехония, который для сопленников Иезекииля являлся последним царем их родного царства. – «В землю Ханаанскую». Так названа Вавилония за ее торговлю, в которой она заняла место Финикии (едва ли за нечестие; см. объясн. Иез.16.29 ). – «В городе торговцев», слав.: «во граде огражденном» – Вавилоне. «Уже это имя показывает, что торговля тогда только что перешла к другим (от Финикии к Вавилону) и там оставалась долго. Во время Исаии евреи большею частью – земледельцы на собственной земле ( Ис 36.16 ) и здесь еще торговля представляется как нечто чуждое Израилю, а по мнению Иезекииля и должна оставаться такою» (Берт.). Иез.17:5 .  и взял от семе­ни этой земли, и по­садил на земле семе­ни, по­местил у больших вод, как сажают иву. «И взял от семени этой земли». Разумеется Седекия (ст. 13). Выражение пророка звучит, по сравнению с предыдущим сравнением, некоторым пренебрежением. Действительно Седекия, младший сын Иосии, был ставленником Навуходоносора, который дал ему и имя Седекии. Но вместе с тем, выражение пророка содержат указание и на то, что Седекия был туземным царем, а не иностранным сатрапом Вавилона. – «Земля семени» – земля, приспособленная для посадки и сеяния. – «У больших вод». На Востоке растительность возможна только при обильном орошении (ср. Иез.31.4 ; Пс 1.3 ). И после подчинения Навуходоносору у Иудеи были все данные для процветания, даже редкие, благодаря великодушно и особенной заботливости о ней завоевателя, на что указывает и сравнение: «как сажают иву», дерево, любящее влагу. Иез.17:6 .  И оно выросло, и сделалось виноградною лозою, широкою, низкою ростом, которой ветви кло­нились к ней, и корни ее были под нею же, и стало виноградною лозою, и дало отрасли, и пустило ветви. «Виноградном лозою», которая, хотя дерево благородное, но не столь царственное как кедр (Иехония и Седекия). «Широкою, низкою ростом». Пророк имеет в виду так называемый лежачий виноград, и теперь частый в Сирии. Смысл аллегории в ст. 14. – «Которой ветви клонились к ней (слав.: «еже являтися лзию его на нем» – дополнение к «мал величеством») и корни ее были под нею же». Евр. текст может имел и такой смысл, подтверждаемый и ст. 7: «которой ветви и корни склонились бы к нему», т. е. к орлу, – указание на вассальность царства Седекии. «Этот отдел обнаруживает в Иезекииле замечательно ясное проникновение в глубочайшие намерения Навуходоносора, который желал добра Седекии и только требовал от него признания верховного владычества Вавилона» (Кречм.). – «И дало отрасли и пустило ветви». Указание на нормальное развитие царства Иудейского при Седекии, несмотря на вассальные отношения к Вавилону.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

То обстоятельство, что при купальне лежало множество больных в ожидании движения воды, указывает, что купальня была общественным благотворительным учреждением – богадельней. К этому очень прилично идет название купальни Вифездой, домом милосердия, богодельней. Что же касается воды в этой купальне, то целительность ее, по вдохновенному объяснению евангелиста, происходила от высшей, сверхъестественной причины: «Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду; и кто первый входил в купальню по возмущении воды, тот выздоравливал». Ст. 5–16. Среди других больных, которые лежали при купальне в ожидании чудесного движения воды, был человек, находившийся в болезни уже 38 лет. Когда И. Христос, увидев его, обратился к нему со словом теплого участия, больной с сожалением высказал, что он не имеет человека, который впустил бы его в купальню, когда возмутится вода. Тогда Господь говорит расслабленному: «встань, возьми постель твою и ходи». И больной вдруг почувствовал себя совершенно здоровым, тотчас встал, взял постель свою и пошел. Так как это было в субботу, то по взгляду неразумных ревнителей закона, И. Христос в данном случае дважды нарушил закон о субботнем покое: во-первых, тем, что совершил исцеление в субботу, и, во-вторых, тем, что дозволилиисцеленному нести постель свою в этот день. Посему, когда бывший больной сообщил им, что Исцеливший его есть Иисус Христос, они сильно озлобились на Господа и даже искали убить Его. Речь Иисуса Христа, сказанную Им по поводу обвинения Его в нарушении субботы (ст. 17 и т.д.), можно разделить на следующие части: в 17–20а Иисус Христос доказывает право Свое совершать исцеление в субботу указанием на единство деятельности Своей с деятельностью Отца; в 20б-30 раскрывает учение о воскресении мертвых и суде над людьми чрез Сына; в 31–47 доказывает справедливость Своего самосвидетельства и обличает неверие иудеев. Ст. 17–20а. Вероятно, ревнители закона приступили к Иисусу Христу с вопросом, какую Он имеет власть исцелять больных и разрешать исцеленным носить постель в субботу? На это Иисус Христос отвечал им: Отец Мой досем делает и Аз делаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Псалом 49 Господь – Судия всей земли. Он обличает не за недостатки жертв, а за пороки сердца: Он требует и принимает «жертву хвалы». Псалом Асафу. Составитель сего псалма и псалмопевец «Асаф был одним из тех левитов, которых Давид поставил начальниками над певцами в доме Господнем, со времени поставления в нем Ковчега. Они служили певцами пред скиниею собрания, доколе Соломон не построил дома Господня в Иерусалиме. И они становились на службу свою по уставу своему». – Асаф был братом Эмана, также знаменитого певца, и стоял по правую сторону его ( 1Пар.6:31–32,39;15:17,19 ). Тот и другой не только пели, но и «играли громко на медных кимвалах». Псалмы Асафа признавал пророческими, сам царь Езекия ( 1Пар.6:31–32,39;15:17,19;16:4–5;37 ; 2Пар.29:30 ; Неем.12:46 ). 1–4. Бог богов Господь глагола, и призва землю от восток солнца до запад. От Сиона благолепие красоты Его: Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит: огнь пред Ним возгорится, и окрест Его буря зельна. Призовет небо свыше, и землю, разсудити люди Своя. Исповедуя Бога судией всей земли, Асаф представляет величественную картину самого суда Божия. – Бог богов Господь глагола. Язычники признавали многих богов; они называли такие стихии, предметы природы, животных и пр.: но единый истинный Бог Иегова есть Творец и Повелитель всех стихий и Владыка над всякою тварью. Так, Он, как истинный Бог, являлся именно Богом над языческими или мнимыми богами некогда в Египте, так является и теперь (ст. 3, 4, 10). – И призва землю, от восток солнца до запад. Как Судия, Он призвал на суд землю, т. е. народ, населяющей Его землю, и – всю, от востока до запада. – От Сиона благолепие красоты Его: Господь, как Судия всей земли, является на суд с Сиона, где благолепие красоты Его, т. е. великолепный Его храм, украшающий самую вершину Сиона. – Бог явно приидет и не премолчит: Он явится на суд над своим народом не скрытно, как бы смущаясь кого-либо, а явно, точнее – торжественно пред всеми, ибо – Он и Судия над всеми. Огнь пред Ним возгорится и окрест Ею буря зелна: как Судия грозный, – обличающей и карающей, – Господь явится на суд в грозовом облаке, как бы на колеснице ( Ис.19:1 ) – отсюда возгорится огнь разительных молний, а вокруг Него, собственно около этой огненной колесницы Его, будет весьма сильная буря, быстро несущая эту колесницу. – Так он призовет свыше – с высоты своего престола – небо и землю, т. е. повелит стихиям неба и земли судить народ свой, иначе – быть свидетелями суда и исполнителями казни над осужденными. Так явится Господь теперь грозным Судией, как прежде – на Синае – Он, собрав весь народ к подошве этой горы, как бы к подножию Своего престола, являлся равно грозным Законодателем. Теперь по этому самому закону Он и будет судить свой народ (ст. 16–20, 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Библия : «бук»). Думают, что здесь разумеется кедр особенно высокий, так называемый pinus cedrus, по Плинию (XXIV, 5): cedrus magna, quam cedrelaten vocant. Только соединение ассур-кедр необычно; следовало бы сказать: кедр-ассур. Посему другие предполагают в одном из этих слов глоссу, или же читают вместо ашур – адир, крепкий (по эфиопскому переводу). – «И тенистою листвою», слав. «част покровом». Кедр растет не так стройно, как наши хвойные деревья, а более в ширину и опускает могучие ветви к земле часто на 6–10. – «Вершина его находилась среди толстых сучьев». Евр. авотим, сучья, LXX прочли авот, облака: и «среде облак бысть власть его» – чтение более сильное, красивое и считаемое новыми толкователями вероятнейшим. Иез.31:4 .  Воды растили его, бездна поднимала его, реки ее окружали питомник его, и она про­токи свои посылала ко всем деревам по­левым. «Воды» – Нил. – «Бездна». Вода в реках вообще подземного происхождения. Выражение особенно было уместно о Ниле, истоки которого находились в неизвестной древним и украшавшейся воображением стране. – «Реки», «протоки» – рукава и каналы Нила. – «Посылала ко всем деревам полевым». Другие деревья имели только излишек воды, которая оставалась от питания кедра. Египет окрестным царствам оставил только ненужные ему земли. Иез.31:5 .  Оттого высота его пере­высила все дерева по­левые, и сучьев на нем было много, и ветви его умножались, и сучья его становились длин­ными от множества вод, когда он раз­растал­ся. «И сучьев на нем было много». (Нет у LXX. «Сучья» евр. сарафотав; должно быть арамейская форма вместо сеафот, сучья, ст. 6 и 8. Иез.31:6 .  На сучьях его вили гнезда всякие птицы небесные, под ветвями его выводили детей всякие звери по­левые, и под тенью его жили всякие многочислен­ные народы. Сучья и ветви см. объяснение Иез.17.23 . – Птицы и звери. Народы, входившие в состав Египетской монархии, ее союзники и разноплеменная армия (соседние народы – другие дерева). – «Под тенью его жили всякие многочисленные народы». Объяснение предыдущего.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010