В 32 главе пророчества Иезекииля мы также удостоверяется в сказанной страшной истине, что души погибших на веки грешников узнают друг друга. Здесь, в грозно-величественном повествовании, царь египетский изображён сошедшим во ад, находящимся там среди князей и необрезанных, а в 21 ст. означенной главы нам сказано о фараоне: «Среди преисподней будут говорить о нём и о союзниках его первые из героев. Они пали и лежат там между необрезанными, сражённые мечом». Это место св. Писания изображает пред нами жилище ада и указывает, что души отшедших в мир загробный неистовых мучителей, их союзников и их полчища находятся вместе, и мы видим их говорящими с фараоном во аде, когда и он сошёл туда к ним. А что царь египетский узнал их, это несомненно, так как вслед за перечислением царей и народов, о которых сказано, что они сошли в преисподнюю, и о которых утверждается (ст. 27), что «осталось беззаконие их на костях их, потому что они, как сильные, были ужасом на земле живых», в ст. 31 мы читаем: «увидит их фараон и утешится обо всём множестве своём, поражённом мечом, фараон и всё войско его, – говорит Господь Бог». Из означенного места книги пророка Иезекииля мы узнаём, что царь египетский не только будет видеть тех царей и народы, которых он знал на земле, но что вид этих несчастных, преданных вечным мучениям, доставит ему род дьявольского радования, раз он узнает, что те, которые были соучастниками его преступлений, станут сотоварищами его страданий. Той же истине, утешительной для благочестивых и страшной для беззаконных, что люди взаимно узнают друг друга в аду и будут обречены на вечное сотоварищество, мы научаемся и 31 главой Иезекииля, ст. 16 и 17, где Бог говорит о царе ассирийском. Закончив рассмотрение свидетельств, представляемых Ветхим Заветом, мы теперь приступим к исследованию того свидетельства, которое даётся относительно сказанной истины в евангельских повествованиях о земном служении нашего Господа. В евангелии Луки 16 главе, 19–21 ст. мы читаем о богаче жестокосердном и бедном Лазаре следующее: «некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон, и каждый день пиршествовал блистательно.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

д. Вы Бга ест, чадца, и побдисте тхъ: к болїй есть, иже въ васъ, нежели, иже въ мір. (5, 4. 2, 3. 20 Іоан. 12, 31. 2Пар. 32, 7 и дал.) 4. Дети! вы от Бога, и победили их: ибо Тот, кто в вас, больше того, кто в мире. 4 . Дети! вы от Бога и победили их: (38) вы – дети Божии, семя Его пребывает в вас (3, 9) и потому вы имеете в себе силу свыше и ничто в мире не устоит против силы этой. – Созерцая борьбу духов в членах церкви воинствующей, – борьбу, имеющую прекратиться только тогда, когда придет сам антихрист, Апостол видит и открывающийся уже исход борьбы – победу над детьми диавола детей Божиих (Ср. Апокалипс.). Противники света и истины во все время существования церкви Христовой на земле будут чувствовать слабость борьбы своей и силу церкви, хотя и никогда не будут ослабевать в изобретении всевозможных средств к обольщению и низложению Божиих детей. Как пришествие антихриста чувствуется уже в слугах его – детях диавола, так чувствуется ныне и поражение его духом уст Христовых ( 2Сол. 2, 8 .) в борьбе его духов с духами Божиими (2 ст.) (39). – Ибо Тот, кто в вас, больше того, кто в мире: победа ваша несомненна, так как сила пребывающего в вас Духа Божия, сотворившего вся, несомненно выше всего, что в мире (40). – Бог в духе нашем не только больше сердца нашего (3, 20. «побеждает» см. примеч.), но и больше сатаны и всего влияющего на наше сердце, как обладающий всем (41). (Не Бога Отца только (42) и не Христа одного (43) должно разуметь здесь по контексту речи; см. в примеч. к 29-му ст. 2-й гл.). є. н міра сть: сег ради міра глголютъ, и міръ тхъ послшаетъ. (Іоан. 3, 31. 15, 19. 2Кор. 4, 4 ). 5. Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. 5 . Они от мира и проч.: вот другой признак (см. конец 6-го ст. и ср. с началом ст. 2-го) ложного антихристианского учения (ср. 1 и 3 ст.). – Для достижения цели своей – для совращения членов истинной церкви, имеющие дух антихриста заботятся главным образом о том, чтобы в учении и самом изложении учения своего не разногласить с духом и направлением времени; – пользоваться слабостями людей мира сего, во зле лежащего (5, 19. ср. 5, 15–17 и прим.) достойное антихриста средство. Вырождаясь сами из духа времени (44), противники истинной церкви Христовой все новое, проповедуемое ими, соглашают и примиряют с этим духом. (45), поблажают страстям, извиняют нравственные недостатки общества, обольщают разными надеждами – словом, «говорят мирское» (Феофилакт.) – увлекают всем, что только может нравиться миру, что только любит мир. (Ср. Иоан. 8, 37. 43. 47. 18, 37 .).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

3Цар.22:34 .  А один человек случайно натянул лук и ранил царя Израильского сквозь швы лат. И сказал он своему вознице: повороти назад и вывези меня из войска, ибо я ранен. 3Цар.22:35 .  Но сражение в тот день усилилось, и царь стоял на колеснице против Сириян, и вечером умер, и кровь из раны лилась в колесницу. 3Цар.22:36 .  И провозглашено было по всему стану при захождении солнца: каждый иди в свой город, каждый в свою землю! 3Цар.22:37 .  И умер царь, и привезен был в Самарию, и похоронили царя в Самарии. 3Цар.22:38 .  И обмыли колесницу на пруде Самарийском, и псы лизали кровь его, и омывали блудницы, по слову Господа, которое Он изрек. Невзирая ни на что, Ахав отправляется в поход против сирийцев к Рамофу Галаадскому (ст. 29); «сопутствовал ему и Иосафат, поступив недостойно своего благочестия. Ибо, взыскав пророка, отринув лжепророков и узнав от Михея, что должно делать, благочестию предпочел дружбу» (блаженный Феодорит, вопр. 66). Судьба Ахава была решена уже прямым распоряжением сирийского царя убить его (ст. 31: так отблагодарил царь сирийский Ахава за его великодушие к нему ср. ( 3Цар.20:32–33,42 ), несмотря на принятую им меру предосторожности (ст. 30), вызванную как этим распоряжением сирийского царя, так и сильным страхом Ахава пред неблагоприятным пророчеством Михея. Переодеванием своим Ахав не намеренно послужил косвенной причиной нападения на Иосафата, который спасся лишь чудом (стихи 32–33; ( 2Пар.18:31 ) ). Спаслось и возвратилось мирно и все войско израильское (ст. 36), по слову пророка (ст. 17). «Предречение же Божие исполнилось. Раненый Ахав долгое время стоял на колеснице, чтобы удалением своим не подать повода к общему бегству. Текущая кровь его сгустилась в колеснице, правивший ею, по приближении к городу, обмыл колесницу в одном источнике. Псы лизали кровь; а блудницы рано утром, по обычаю, обмылись в ней, не имея намерения мыться в крови, напротив, думали, что, по обыкновению, моются в проточной воде; но вода сия была обагрена кровью», (блаженный Феодорит, вопр.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иез.23:31 .  Ты ходила дорогою сестры твоей; за то и дам в руку тебе чашу ее. Образ чаши гнева Божия здесь новый у Иезекииля, но довольно частый до него: Пс 74.9 ; Ис 51.17 ; Авв 2.15 и д. и особенно любим у Иеремии ( Иер 25.15–16 и еще 3 раза). «Как дается лекарство (cathartiam), чтобы вышел вредный пот, который есть в теле, так и Господь дает чашу горчайших мучений, чтобы удалить от грешников всю желчь и горечь, которая есть у них, и восстановить их в прежнем здоровье» (блаж. Иероним). Как и всякий образ и сравнение, и этот образ у Иезекииля развивается подробно, до последних оснований: ст. 31–34. Иез.23:32 .  Так говорит Го­с­по­дь Бог: ты будешь пить чашу сестры твоей, глубокую и широкую, и подвергнешься по­смеянию и по­зору, по огромной вмести­тель­ности ее. «Чашу… глубокую и широкую» – заключающую так много бедствий – «и подвергнешься посмеянию и позору» – со стороны окрестных народов, что еще увеличит бедствие. Слова несколько нарушают течение мысли, именно развитие образа чаши; Ватиканский кодекс не имеет их. – «По огромной вместительности ее» – точнее: «огромной вместительности» («по» – прибавка русск. пер.) – синоним «глубокую и широкую»; слав.: «изобилную ко совершению пиянства» – достаточную для окончательного опьянения, – причем к заключительному предложению 32 ст. привлекается первое слово 33 ст. Иез.23:33 .  Опьяне­ния и горести будешь исполнена: чаша ужаса и опустоше­ния – чаша сестры твоей, Самарии! «Опьянения и горести будешь исполнена. От ужасных бедствий помутится ум, как от опьянения; слав.: «расслабления наполнишися», а «опьянения» отнесено к последнему предложению 32 ст. «Чаша ужаса и опустошения…» – Иерусалим будет опустошен, как Самария. Иез.23:34 .  И выпьешь ее, и осушишь, и черепки ее оближешь, и груди твои истерзаешь: ибо Я сказал это, говорит Го­с­по­дь Бог. «И осушишь». Не смотря на то, что это чаша ужаса и бедствия, блудница будет пить ее с жадностью, как будто напиток был подслащен. Тонкая психологическая черта чрезмерного отчаяния, когда человек как бы наслаждается своим страданием. «И черепки ее оближешь». «Черепки» – евр. «харасим» может обозначать и целый глиняный сосуд ( Иер 19.1 и др.), так как не предполагается, что чаша разбита. «Оближешь» – точнее «обглодаешь»; по-слав. «ядущи потребиши» и devorabis Вульгаты излишне сильно, хотя в Тарг. на Пс 27.2 употребленный здесь евр. глагол «гарам» имеет значение «есть». «И груди твои истерзаешь». Высшая степень горя, потому что при меньшей степени только ударяли в грудь. Груди были и орудием греха для блудницы: ст. 3 и 21. – LXX после этого предложения имеют избыточествующее против евр. и нарушающее ход мысли: «и праздники и новомесячия твоя отвращу».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Божественное происхождение мудрости и та близость к Богу, какую доставляет человеку обладание мудростью, тем более должны делать ее предметом постоянного стремления человека, что с нею неотделимо соединены благословение в земной жизни, хранение среди опасностей: Господь есть щит и хранитель для благочестивых искателей мудрости. Он хранит их за их непорочность на всех путях жизни (ст. 7–8, сн. Пс 83.12, 90.11–12 ). Плодом следования путями Божественной премудрости явится для человека преуспевание во всех видах правды и праведности (сн. Притч 1.3 ). Притч.2:10 .  Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, Притч.2:11 .  тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, Притч.2:12 .  дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь, Притч.2:13 .  от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы; Притч.2:14 .  от тех, которые радуются, делая зло, восхищаются злым развратом, Притч.2:15 .  которых пути кривы, и которые блуждают на стезях своих; Притч.2:16 .  дабы спасти тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает речи свои, Притч.2:17 .  которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего. Притч.2:18 .  Дом ее ведет к смерти, и стези ее – к мертвецам; Притч.2:19 .  никто из вошедших к ней не возвращается и не вступает на путь жизни. Мудрость и знание для ищущего и любящего их становятся как бы друзьями и советниками, которые, утверждая человека в добром направлении мысли и жизни, предохраняют его вместе с тем от злых путей человека развращенного (10–12), для которого делать зло – привычка и удовольствие (14, сн. Притч 6.14, 10.31–32, 16.30, 23.33 ). Пути последнего рода людей – пути тьмы (ст. 13 сн., Еф 5.11 ), так как тьма – родная стихия для порока ( Ин 3.19 ); эти пути вместе с тем – пути кривые (ст. 15), полные козней и ухищрений на счет людей неопытных. Особенную опасность для юношей представляет обольстительное, но пагубное влияние со стороны развратных женщин (16–19, сн. Притч 5.3, 6.24, 7.17 и дал.). Жена прелюбодейная, оставляя руководителя (Вульг. ducem) или друга (евр. аллуф) юности своей, нарушает тем завет Бога своего (ст. 17): воззрение это весьма характерно для библейского представления, прежде всего, брака, а затем и завета с Богом ( беритэлогим). В отношении брака Ветхий Завет проводит то идеальное воззрение, что брак есть теснейший союз, союз дружбы и любви, заключенный между мужем и женой ( Иоиль 1.8 ; Мал 2.14 ), – заключенный притом пред Богом, т. е. с соблюдением известных религиозных обрядов (как справедливо утверждает Эвальд к ст. 17). Но затем этот союз, в силу нравственной высоты, в силу почивавшей на нем освящающей силы Божией, служит по библейскому представлению образом союза или завета Бога с Израилем (ср. Иер 3.1 ; Ос 1.1 – Ос 3.1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

св. Афанасий, бл. Феодорит, Августин и Евф. Зигабен). И все эти ужасные страдания завершились, наконец смертию и низвели его во гроб, но только душа Его не была оставлена во аде и плоть Его не видела истления ( Деян.2:31 ; св. Афанасий и бл. Феодорит). к быдоша м пс мнози, сонмъ лкавыхъ держаша м: ископаша рц мо и ноз мо. 17. Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Исчетоша вс ксти мо: же смотриша и презрша м. 18. Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; Раздлиша ризы мо себ, и дежди моей меташа 19. делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий. 17–19. Мучительное ожидание смерти у страждущего праведника вызывается жестокими насильственными действиями врагов его, которые, подобно стае бродящих по улицам восточных городов голодных псов ( Пс.58:7, 15–16 ), с бесстыдством и кровожадною алчностью набрасываются на него со всех сторон и подвергают его ужасным страданиям, угрожающим близкою, неминуемою смертию. Они пронзили (ископаша), руки и ноги страдальца (ст. 17) и подвергли его такого рода мучениям, что все кости его напряглись и высунулись на его исхудалом, истерзанном теле, так что легко можно было бы перечесть их ( Исчетоша вс ксти мо, ст. 18а). Казалось бы, все, кому не чужды человеческие чувства, с ужасом должны отвернуться от картины подобного бесчеловечия; но враги страдальца не чувствуют ни ужаса, ни отвращения, а охотно смотрят на свою жертву, как бы любуясь на ее страдания и намеренно устраивают из них позорное зрелище (ст. 186). Для большего позора, они мучат праведника в обнажённом виде и, определив предать его смерти, одежды его как бы уже убитого ( 1Цар.31:8 ; Суд. 14:19 ), обращают в свою добычу и делят их между собою, а об одной из них бросают жеребий (ст. 19). Из всей этой картина страданий праведника к самому Давиду может относиться только общий образ нападения врагов, подобно псам, который он употребляет в отношении к себе и в Пс.58 ; но все прочие черты описания страданий, изображающие позорную смертную казнь праведника, и именно казнь распятия Его на кресте, при которой одной только и бывает пронзение рук и ног (св.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

е. пройдут те времена, когда в стране грозил опустошением «царь» (Ассирийский, ср. 30:33) и «князья» его (ср. 31:9), и настанут времена, в которые будет царствовать правда, именно времена Мессии, противоположные настоящему времени, когда сам царь Езекия находился под влиянием нечестивых князей и советников, надеявшихся на «обман и неправду» (28:14–17), т. е. на коней в колесницы Египта (31:1). «И каждый из них – князей – будет как защита от ветра и покров от непогоды, как источники вод в степи, как тень от высокой скалы ( – в противоположность – «скале Ассура» 31:9) в земле жаждущей (ср. 4:5–6; 25:4–5). И очи видящих не будут закрываемы, и уши слышащих будут внимать (ср. 29:18; 6:9–10; 42:18–19; 43:8 и мног. др., особенно 35:5–6). И сердце легкомысленных будет уметь рассуждать; и косноязычные будут говорить ясно» (2–4 ст.). Тогда «не будут называть почтенным невежду», который «помышляет о беззаконном», «душу голодного лишает хлеба» (ср. 14:30; особ. 58:10, 11), «губит бедного словами лжи»; тогда как «честный и мыслить о честном и твердо стоит во всем, что честно» (5–8) 171 . Но славное будущее, о котором пророк начал говорить, не может наступить вскоре, так как народ не заботится об обращении к правде. Поэтому пророк постоянно переходит к обличению нечестивых современников. Он обращается с речью к женщинам, которые особенно способствовали развитию в народе легкомысленного нечестия (ср. 3 гл., 12:16 и дал.), и которых м. б. видел в поле в это время. «Женщины беспечные! встаньте беззаботные! содрогнитесь, сбросьте одежды и препояшьте чресла» 172 . «Дни к году»,... «и не будет обирания винограда и время жатвы (ср. 17 гл., 5–6 и др. параллельн.) не настанет» (9–12); «на земле народа моего будут рости терны и волчцы (ср. 7:21–25 и др. параллельн.), равно и на всех домах веселия в ликующем () городе (13 ст.); ..ибо чертоги будут оставлены (ср. 6:11; 24:10; 25:2 и др.); шумный город будет покинут; Офел и башня навсегда будут служить вместо пещер убежищем диких ослов и пасущихся стад (14 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Изложение содержания. – По особому намерению, Господь, путеводительствующий Евреями, не повел их в землю обетования ближайшим прямым путем чрез землю Филистимлян, а путем необычайным, путем пустыни на юг к Чермному морю (13:17–18) 74 . Когда Фараон узнал об этом, то подумал, что Евреи заблудились в пустыне, а между тем страх от казней Божиих прошел и он стал жалеть, что отпустил Евреев: посему, собравши войско из 600 колесниц и множества конницы, он погнался вслед за Евреями, чтобы силою воротить их (гл.14:1–9). Евреи стояли станом при Чермном море на мысе, глубоко врезавшемся в залив, когда увидали за собою грозное войско Фараона. Они упали духом и возроптали на Моисея: зачем он вывел их из Египта; лучше им было работать на Египтян. чем погибать в пустыне (ст.10–12). Моисей убеждает народ ободриться и с дерзновением и верою ожидать спасения от Бога: «Господь будет сражаться за вас, а вы успокойтесь» (ст. 13–15). Народ в трепете умолк, молчал и Моисей, вознося сердечный вопль к Богу; только вдали виделось и слышалось приближение грозных колесниц Фараоновых. На молитвенный вопль Моисея Господь отвечал: «что ты вопиешь ко мне? скажи сынам Израилевым, чтобы они шли. А ты подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше» (ст. 15–18). В то же время Ангел, путеводительствовавший Израиля в столпе облачном, двинулся и пошел позади Израильского стана, так что столп разделил Израильтян от Египтян и, будучи мраком для последних и освещая ночь для первых, не давал сблизиться двум враждебным станам (ст. 19–20). Моисей же простер руку на море, и Господь послал сильный восточный (слав. «южный») ветр, который разогнал воды и осушил дно моря, так что Евреи свободно прошли по сухому дну, а вода стояла стеною по правую и левую сторону. Египтяне услышали движение Евреев и во тьме ночи бросились за ними в погоню. К утру Евреи выходили на восточный берег залива Чермного моря, а Египтяне были в самой средине осушенного моря. Бог грозно взглянул из столпа огненного и облачного на Египтян, так что и они почувствовали грозное присутствие Бога Израилева и хотели бежать от поражающего их Господа; но было уже поздно: воды моря, по мановению руки Моисея, двинулись на свое место и покрыли Фараона с его колесницами и всадниками (ст. 21–29). В тот день (полагают что это был 21-й день Нисана, последний день праздника опресноков) Бог совершил окончательное избавление Евреев от Египтян; Евреи видели выбрасываемые морем трупы страшных врагов своих, что было ясным знаком «великой руки» Господа, поражающего врагов народа Божия; «и убояшася людие Господа, и вероваша Богу и Моисею, угоднику Божию» (ст. 30–31).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

В подтверждение повелений Своих – спасаться во время бедствий при таинственном пришествии Своем для суда над Иерусалимом, Господь и указывает на этот пример из истории, чтобы не случилось и с учениками того же, что с женою Лота, – т. е. чтобы и они не были наказаны Богом, если не послушаются прямых повелений Его на те дни (Мих.). Лк.17:33 . Иже áще взыщет дýшу свою спасти, погубит ю: и иже áще погубит ю, живит ю. (Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее.) Это изречение здесь повторено Господом, ранее оно было сказано при другом случае ( Лк.9:24 ). Оно вообще означает, что кто станет сберегать (взыщет) душу свою для сей временной жизни, напр., посредством отречения от Христа ( Мф.10:33 ) или какой измены Ему или, наконец, посредством жизни рассеянной, греховной; тот погубит ее для жизни вечной, т. е. лишится этой вечной жизни и подвергнется вечной смерти – погибели в аду. Напротив, кто погубит душу свою для сей временной жизни, напр., умрет за Христа или будет жить в строгом исполнении заповедей Христовых, тот сбережет, оживит (живит) ее для вечной жизни, т. е. наследует вечное райское блаженство (Чит. в объясн. 24 ст. 9 гл.). Здесь же в связи речи это изречение Христово значит то же, что и предшествующее (31 ст.), т. е. внушение спасаться от бедствий в страшные дни разрушения Иерусалима и заботиться о спасении своей души (Мих.). Лк.17:34 . Глагóлю вáм: в тý нóщь бýдета двá на одре едином: един поéмлется, а другий оставляется. Лк.17:35 . Бýдете две вкýпе мéлюще: едина поéмлется, а другáя оставляется. Лк.17:36 . Двá бýдета на селе: един поéмлется, а другий оставляется. (Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится.) Одни берутся (поемлются), другие оставляются. Это, значит, что суд Божий так решителен, что из двоих, часто находящихся в ближайшей и теснейшей связи между собою, один спасается, а другой погибает: из них, по изъяснению св. Ефрема, праведные берутся в царство небесное, а грешные оставляются в огне. «Как берутся праведные, пусть скажет сие ап. Павел, поясняет св. же Ефрем: живущие о Господе восхищены будут на облаках на воздухе и всегда с Господом будут ( 1Фес.4:17 ). Как оставляются праведные? Ангелы соберут избранных от четырех ветров ( Мф.24:31 ), а нечестивых сожгут огнем неугасимым ( Мф.3:13 )». Слово поемлются или берутся толкуют и в том смысле, что изъемлются от опасности бедствия, подобно Лоту во время сожжения Содома и Гоморры (см. 28 и 29 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

825 Этим псалмом завершается ряд гимнов, начинающихся со слов блажен, блаженны ( Пс. 1,31,40,111,118,127 ). В них провозглашаются и обосновываются нормы поведения, которые делают человека счастливым («блаженным»). В самом общем виде это – верность Закону Бога, ревностное исполнение Его заповедей (пс. 1, 118); особое внимание Псалмопевец обращает на такие свойства человеческой души, как отсутствие коварства (хитрости, лести – пс. 31), сочувствие и сострадание к чужой нужде и убожеству (пс. 40), благоговейный страх перед Богом (пс. 111, 127). 826 Ст. 1. ...боятся Господа – страх Божий был важнейшим требованием Моисеева Закона: «Господа, Бога твоего, бойся и Ему [одному] служи» ( Втор. 6:13 ). Это предписание ограждало древнего еврея от многобожия и одновременно запрещало ему делать зло другому человеку – ср.: «Не обижайте один другого; бойся Бога твоего» ( Лев. 25:17 ) и «Страх Господень – ненавидеть зло» ( Притч. 8:13 ); ...ходят путями Его – исполняют Его заповеди. 827 Ст. 2. Плоды трудов твоих вкушать будешь – Закон Моисеев обещал материальное благополучие за исполнение заповедей Божиих – ср.: «Даст тебе Господь [Бог твой] изобилие во всех благах, в плоде чрева твоего, и в плоде скота твоего, и в плоде полей твоих на земле» ( Втор. 28:11 ). 829 Псалом поется от лица древнееврейского народа, возвратившегося на родину из вавилонского плена (587–538 гг. до Рождества Христова) и с большими трудностями восстанавливающего Иерусалим при противодействии окружающих народов (см.: Неем. 2–6 ). 830 Ст. 1. ...боятся Господа – страх Божий был важнейшим требованием Моисеева Закона: «Господа, Бога твоего, бойся и Ему [одному] служи» ( Втор. 6:13 ). Это предписание ограждало древнего еврея от многобожия и одновременно запрещало ему делать зло другому человеку – ср.: «Не обижайте один другого; бойся Бога твоего» ( Лев. 25:17 ) и «Страх Господень – ненавидеть зло» ( Притч. 8:13 ); ...ходят путями Его – исполняют Его заповеди. 831 Ст. 2. Плоды трудов твоих вкушать будешь – Закон Моисеев обещал материальное благополучие за исполнение заповедей Божиих – ср.: «Даст тебе Господь [Бог твой] изобилие во всех благах, в плоде чрева твоего, и в плоде скота твоего, и в плоде полей твоих на земле» ( Втор. 28:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010