Срв. М. Viller, ор. cit. рр. 66 sqq. Р. Pourrat. I а Spirimualime Chretienne, Vol. 1, Paris 1931, р. 198 sqq. Dom Anselme Stolz. L " Chretienne, Chevetogne, 1948, р. 172 sqq. 146 Скабалланойич, стр. 208 и сл. 147 Лавсаик, 38 (34). 148 Скабалланович, цит. соч., стр. 210. 149 Письмо к Кесарии, 289. 150 Тексты собраны у Д. Мораитиса. «Литургия Преждеосвященных Даров, Фессалоника 1955 (на греч. яз) — см. мою рецензию в St. Vladimir " s Seminary Quarterly, 1957, No. 2, pp. 31–34 ср. еще статью I. Ziade в Dict. Theol. Cath. 13, 77–111. 151 Изреч. Св. Ст. Пим. 31 (цит. у Скабаллановича, 210). 152 Древний Патер 9, 15 (цит. Скабаллановича, 211). 153 J. В. Pitra. Hymnographie de 1 " Eglise grecque, Rome 1867, р. 44. 154 См. Dom J. М. Besse. Les moines d " Orient anterieurs аи Concile de Chalcedoine, Paris 1900; Abbe " Marin. Les moines de Constantinople, 1897. K. Holl. Enthusiasmus und Bussgewalt heim griechischen Moenchtum, Leipzig, 1898. 155 «La nouvea» te merveilleuse се n " est pas tant la vieille idee de s " isoler du mondo que le monde lui mem gagne a l " attrait de cette idee, que le monde а Pecole du Desert. Н. Bre " mond. Les Peres du Desert, Paris 1927, vol 1, XXIV. 156 «Исторический путь Православия», Нью–Иорк 1954, стр. 142 и сл. 157 Прот. Г. Флоровский: Византийские Отцы 5–8 в.в., Париж, 1933, стр. 144. 158 Мансветов, указ. соч.; Скабалланович, указ. соч. 159 Скабалланович, 318. 160 Ibidem. 161 Hannsens, op. cit., p. 58. 162 Baumstark, op. cit. 118 sqq. — cf. L. Petit, art. «Antiphones». DACL, 2461–2488, B. Fischer. Le Christ dans les Psaumes. «Ma son–Dieu; 27, 1951, 86–113 & D. Hedegard. Seder E. Amram Gaon p. 26. 163 cf. E. Knopf. Das nachapostolische Zeitalter, Tubingen 1905, p. 245 sq. & J. A. Jungmann. Beitraege zur Geschichte dor Gebetsliturgie. Zeitschr. f. Kathol. Theol. 72, 1950, pp. 223–226. 164 Срв. A. Baumstark, op. cit., p. 69 sq. Скабалланович, цит. соч. стр. 88 и сл. — Срв. также E. Norden. «Untersuchungen zur Stilgeschichte des Gebets und Praedikationsformeln» in Agnastos Theos, Leipzig–Berlin, 1912. О tefilla см. W. Sterk, Altjudische liturgische Gebete fur Vorlesungen und Uebungen (kleine Texte, ed. Lietzermann, 58), Benn, 1910 et D. Hedegard, op. cit. 70–71. 165

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Сл. 868 на 268 л.; 46) над сыром на Пасху (156): «Благослови Господи тварь сию млечную, да будет на спасение на здравие роду человеческому»; 47) над агнцем на Пасху (156): «Господи Боже наш приимый Авраамль олкарфос за Исака сына своего»; 48) на благословение и на преломлению артусу в неделю великую (156 об.–157 об.): а) «Радости и веселия прославляем воскресшаго Бога нашего и у сретения воскресения к празднику почтим»; б) «Господи Боже наш иже по плотскому смотрению твоему благослови 5 хлеб и две рыбе»; 49) на Пасху детем духовным (157 об.); та же, что в 868 на 260–261 лл.; 50) оград садяще (158 об.): «Ты еси Христе виноград истинный и отец твой делатель есть»; 51) над овощем зрелым (158 об.–159): «Боже Боже наш изволивый нарещися виноградом единородного Сына Твоего Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа»; 52) поставляюче честный крест (159), та же, что в 868 на л. 267 об.; 53) на заколение волу и овну (159): «Благословен еси Господи Боже отец наших и благословено имя славы твоея святое, благословен еси Господи Боже»; 54) начати хотяще вино или мед кислый (159 об.): «Господи Иисусе Христе Боже наш, преложивый воду в вино в Кана Галилейстем браце и славу свою явле учеником своим»; 55) храму в нем же начнет бес жити (160–161): «Господи Боже спасения нашего сыне Бога живого, седяй на херовимех и серафиму чинитель сый и превыше всякого начатка и власти»; 56) от соблазна диаволя (161): «Многомилостиве и премилостиве Господи невидиме бескверне едине безгрешне очисти раба своего от всякоя скверны плоти и духа»; 57) над сблажньшимся в (161 об.): «Господи Иисусе Христе Боже наш единородный Сыне Божий даром отца твоего небесна сохрани апостолы твоя от ада»; 58) ужасти и от страха (161 об.), та же, что в 868 на 270 л.; 59) егда змия или пес бежен уясть (162): «Господи Боже наш его же имя свято и милость бесчисленая и человеколюбие неизреченно»; 60) от напасти человеку и от печали (162): «Владыко пресвятый услышав молитву святого апостола своего Петра послав ему ангела своего утешающаго его от всякия печали»; 61) святого Василия от всякого зла (162 об.): «Во имя Отца и Сына и Святого Духа аллилугия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вероятно, рукою епископа Порфирия все листы рукописи перенумерованы внизу арабскими цифрами. У нас нижс приводятся два параллельных столбца, из которых в одном листы следуют друг за другом, как теперь, в другом – как должны бы следовать, и следовали: теперь: должно: КВ лист 153 КВ лист 153         »     154         »     157 r         »     155         »     157 v КГ   »     156         »     158         »     157 r         »     159         »     157 v         »     160         »     158         »     161         »     159         »     154         »     160         »     155         »     161 КГ   »     156         »     162         »     162 За листом 153 прямл следовал л.157, и, таким образом, соединяются Дeяh. I, 1–7 Дeяh. I, 7–12 , две половины апостольского чтения на Вознесение Господне. После л. 161 сразу следовал л. 154, и этим опять соединяются в целое Ebp. II, 2–3 Ebp. II, 4–10 , половины апост. чтения на день архан. Михаила. После л. 156 (который теперь получает правильную отметку КГ, как первый после 8-ми предыдущих с отмеченнымъ КВ сразу следовал л. 162, и так восстановляется цельность третьего разорванного чтения: 1Kop. I, 18–25 Кор. I, 25–29, на Воздвижение св. Креста. Листы 157 v , 158, 159 и 160, писанные другою рукою, так и стояли между лл. 153 и 161. Первый копиист видел эти листы и считал, и, вследствие, именно, их присутствия здесь, отметил свой 156 лист буквами КГ. Но упорядочение листов не решает всех затруднений. Неизвестно, почему второй копиист отмечал у себя дыхание и ударение, когда первый нигде этого не делал раньше и после. Мефологическая часть остается не вполне стройною, так что: 1) неделя Всех святых стоит пред 50-цею (лл. 157. 158) 99 . 2) после 24 июня следуют 1 и 8 ноября (лл. 159. 160. 161), за которыми 6 и 15 августа; 3) 29 августа остается по прежнему после великой субботы (л. 169). Вообще мефологическая часть производит впечатление как бы ранее заготовленной рамки, в которой не все отвечает вставленному в нее. Напр., есть четыре случая, где оглавления апостольских чтений иные, чем самые нижеследующие чтения. Это – под 4 декабря (названо послание к Евреям, а нужно – к Галатам), под 24 июня (к Евр.; нужно – к Римл.), под 1 ноября (к Евр.; нужно – к Корин. 1) и после 29 августа погребальное апостольское чтение (к Корин.; нужно – к Фессал. 1). §2. Характер письма рукописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Orlov/l...

«Доколе ты, ленивец, будешь спать? «Пробудись..., спящий, когда пробудишься от сна твоего? и восстань из мертвых, Если же будешь не ленив, и воссияет тебе то, как источник, придет жатва твоя» Христос Господь» (Притч. 6:9,11), (ср. Еф. 5:14), Отеческое слово, Солнце Воскресения, добрый Светильник, рожденное «прежде Утренней звезды», Господь, дающий свет, чтобы даровать жизнь веру и спасение всем (80.2); лучами Своими (84.2). Для Влосок вторая из цитированных строф (помеченная в правом столбце) представляется «улучшенным вариантом» первой (Laktanz... S. 162), «который либо независимо был приведен рядом, либо уже был объединен с первым в более длинное песнопение» (там же. S. 159). Влосок исходит из предположения, разделяемого и другими исследователями, что гипотетическое песнопение было христианским крещальным гимном (там же. S. 159, 162, прим. 61), но возражает некоторым из них, высказываясь в пользу того, что гимн имел дохристианское и, конкретно - «учитывая богословие логоса и просветления» - александрийско-иудейское происхождение (там же. S. 161, 162, прим. 60). Ее аргументация, однако, основана на неявном допущении, что этот гимн (в котором, предположительно, слово «κριoς» первоначальной версии Климента было заменено на «Χριστς» [там же. S. 162 и прим. 60]) цитируется в Еф. 5:14, а не наоборот; что, однако, еще надо доказать. Можно согласиться с Влосок в том, что в Еф. 5:14 связь пробуждения с крещением «еще смутная», но ее утверждение, что в Protr . 84.2 «связь с крещением несомненна» ( Wlosok . Laktanz... S. 164), представляется слишком категоричным. Во всяком случае, только в Paed . 1.28.1 Климент впервые использует идею пробуждения в своем (насколько мне известно, единственном в этом роде) толковании крещения, рассматриваемого с точки зрения крещаемого, как гнозиса. Комментарии ( 3): Сергей Демаков 06 июля 2010г. 11:42   В Евангелии от Иоанна Иисус сказал о Себе:   «Аз есмь свет» (Ин.8,12).   «А какой это свет? - рассуждает св. Иоанн Златоуст. - Свет не чувственный, а духовный, просвещающий душу».

http://bogoslov.ru/article/930005

3. Отношение христианства к государству по воззрениям гр. Л. Н. Толстого. К. Григорьев. Стр. 44–65. 4. К вопросу об образовании инородцев. И. Износков. Стр. 66–85. 5. Разбор грамоты неокружников от 6 мая 7407 лета (1899 года), поданной московскому окружническому архиепископу Иоанну, с замечаниями Арсения, епископа Уральского. Свящ. Ф. Воловей. Стр. 86–96. 6. Из миссионерских писем, дневников и летописей. Исповедь уверовавшего интеллигента. Врач С. Апраксин. Стр. 97–106. 7. Иночество и старчество в расколе. Мисс. свящ. С. Манусов. Стр. 107–113. 8. Из миссионерской полемики. О незаконности австрийский иерархии (беседа вторая с Усовым). Мисс. свящ. С. Шалкинский. Стр. 114–130. 9. Миссионерство, секты и расколы.(Хроника ). Из залы заседаний Козельского окружного миссионерского съезда. Стр. 131–144. 10. Библиография. Критическое обозрение противораскольничьих бесед, помещенных в епархиальных ведомостях. К. П. Стр. 145–158. Беседы по закону Божию в старшем классе Свято-Владимирской церковно-учительской женской школы за 1900–1901 учебный год. (Спб. 1901 г. стр. 283). Свящ. М. Лисицын. Стр. 158–159. В. П. Лебедев. Великий Страдалец. Историческая повесть. (Спб. изд. П. Сойкина. стр. 159). Стр.159. Прот. В. Бажанов . Примеры благочестия из житий святых. (Спб. 1902 г. Изд. 9-е. стр. 145)Стр. 159. Талмуд, его сущность, значение и история. Д-ра Бернфельда (перев. Г. Генкеля. Изд. Звонарева. Стр. 144. Спб. 1902). Свящ. М. Лисицын. Стр. 159–160. Филарет (Гумилевский) . Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой Церкви. (Изд. 3-е. Стр. 384). Свящ. М. Лисицын. Стр. 160. Послания Игнатия Богоносца в русском переводе. (Изд. И. Л. Тузова. Стр. 111 с рис. в тексте. Спб. 1902 г.). Стр. 161. Е. В. Богданович. Безгранична милость русского царя. (Спб. 1902 г. стр. 32). Свящ. М. Лисицын. Стр. 161. 11. Миссионерский Вестник. Первый Калужский епархиальный съезд. Э. М. Стр. 162–169. 12. Расколоведение и миссионерство на калужских церковно-школьных курсах и паломничество. Э. Я. Стр. 170–175.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Отчёркнуто. Слова: «Доказательства святости» и «в нетленности» подчеркнуты. С. 25. Л. Д. 166, т. 3. К словам: «Мощи святого Андрея» также были сфабрикованы...» Подчёркнуто. С. 27. Л. Д. 162, т. 3. К словам: «...что на юридическом языке именуется «сокрытием следов преступления...» Подчёркнуто. С. 27. Л. Д. 162, т. 3. К словам: «Тихон вошёл в тайное соглашение с инспектором РКИ гр. Мольвером ...» Слова: «в тайное соглашение с инспектором» подчёркнуты. С. 28. Л. Д. 162, т. 3. К словам: «...переговорами с английскими и французскими капиталистами...» Подчёркнуто. Вопросительный знак. С. 28. Л. Д. 162, т. 3.4 К словам: «...церковная иерархия, предводительствуемая Тихоном в период открытой гражданской войны в 1919–1920гт. против Советской власти, – вела последовательно и планомерно, во исполнение поставленной Поместным Собором задачи – свержения Власти Советов и восстановления порядка, наиболее любезного церковникам, – царского самодержавия». Слова «задачи – свержения Власти Советов и восстановления порядка, наиболее любезного церковникам царского самодержавия», подчёркнуты. Два вопросительных знака. С. 28 – 29. Л. Д. 162, т. 3. К словам: «Храповицкий подробно доносит Тихону о всех событиях эмигрантскопоповской жизни, не упуская ни малейших подробностей». Слова: «подробно доносит Тихону» подчёркнуты. «Осужд. Собора», подчёркнуто. С. 29. Л. Д. 10– 12, т. 1. К словам: «Если принять далее во внимание, что это Высшее Церковное Управление за границей было признано Тихоном как подчинённое ему учреждение, то твёрдая организационная связь между заграничными контрреволюционерами». Слова: «как подчинённое ему учреждение, то твёрдая организационная связь между заграничными контрреволюционерами» подчёркнуты. «Да!» С. 29. Л. Д. 61, т. 4. К словам: «...епископ Евлогий [Георгиевский] пишет Тихону: «Наш Собор заграничный подлил масла в огонь...» Отчёркнуто дважды. С. 30. Л. Д. 68. т. 4. К словам: «Когда некоторые члены Собора, обвиняемые своими соратниками в кадетизме и эсерстве, пытались возражать против подобной формулировки соборного единодушия, ссылаясь на то, в частности, что сам Тихон против вмешательства в политику (речь идёт о послании Тихона 25 сентября 1919 года [ст. ст.], дипломатически прикрывшем тогда истинные замыслы этого человека), то Марков 2-й заявил: «Святейший Патриарх без царя находится в плену у атеистической, враждебной Православию власти; допустима ли при подобном положении ссылка на Патриарха? Мы должны провозгласить открыто то, что не смеет сказать безмолвная Россия...»

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Notitia G., 9–18. METHODIUS, monachus, s. XIII, 140. De schismate vitando (M.), 781–808. Notitia Mai, 779–82. METOCHITA. Vide GEORGIUS M. MICHAEL ACOMINATUS Choniates, s. XII-XIII, 140. (Ex editione Ellissen.) Homilia in ramos palmarum, latine (Combefis), 323–30. Epistolæ ad Eustathium Thessalonicensem 1–6, 329–36. Monodia in Eustathium Thessalonicensem, 337–62. Monodia in fratrem suum, latine (Morellus), 361–78; græce (editio princeps), 1247–58. Ad Alexium Comnenum pro Atheniensihus, 377–82. Iambi de Athenis, , 383–4. Notitia ex Ellissen, 229–322, cum encomia anonymi græce, 311–16. MICHAEL ANCHIALUS, CP. patr., 1169–77. 119. Decreta (Leunclavius), 785–96. MICHAEL APOSTOLIUS, s. XV, 162, PGLT., 81. Proverbiorum centuriæ 1–21 (Heinsius), 162, 21, PGLT., 81, 639–820 (cum notis Pantini t Schotti, Ho_esehetii). Epistola præmittitur nuncupatoria Gasparo Osmensi episcopo, PGLT., 81, 635–8 et Aristobuli filli altera epistola, PGLT., 637–8. Heinsius. Præfatio, PGLT., 627–30. Pantinus. Præfatio, PGLT., 629–32. Elenchus Græcorum et Latinorum qui proverbial collegerunt, PGLT., 631–4. Index scriptorum ab. A. Laudatorum, PGLT., 633–6. Oratio ad Fridericum III (Freherus), 162, 443, PGLT., 819–24. Oratio ad Italos, græce, 162, 455. Epistolæ 1–45, 162. Index eorum ad quos scripsit. Laudatio funebris Bessarionis (Boissonade), 161, CXXVII-XL. Notitia Boerneri, PGLT., 81, 621–8. MICHAEL CERULARIUS, CP. patr., 1043–58, 120. Homilia in festo restitutionis imaginum. (Montjaucon), 723–36. Edictum synodale (Mansi), 735–48. Alia edicta svnodalia (Leunclavius), 119, 747–56, 849–54. Decretum de sacerdotis uxore adulterio polluta (Cotelerius), 120, 749–50. Epistolæ (cum epistolis Dominici Gradensis et Petri Antiocheni (Cotelerius), 751–820. 1 . Dominicus Gradensis ad Petrum Antiochenum, 751–56. 2 . Petrus Antiochenus ad Dominicum Cradensem, 755–82. 3 . Michael Cerularius ad Petrum Antiochenum, 781–96. 4. Petti Antiocheni, dissertatio, 790–816. 5 . Michael Cerularius ad Petrum Antiochenum, 815–20. Notitia FH., 120. 719–24.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Толстой в своей автобиографической «Исповеди» (1879-1882) делает вывод: «Живи, отыскивая Бога, и тогда не будет жизни без Бога» (ПСС. Т. 11. С. 49). Вместе с тем в «Критике догматического богословия» (1880) он выступает против христ. богословия, подвергает сомнению догматическое учение Церкви о существе Бога, о свойствах Божиих (Там же. С. 97-110), о первородном грехе (Там же. С. 151-162), о Промысле Божием (Там же. С. 155-162), о Боге-Спасителе (Там же. С. 162-169); полностью отрицает учение о Пресв. Троице (Там же. С. 111-133). В нигилистическом истолковании христианства Толстой доходит до отрицания Божественности и богочеловечества Иисуса Христа (Там же. С. 162-190), считает Его всего лишь человеком (Там же. С. 83); отвергает Церковь и таинства; воспринимает как заблуждение, а иногда и «сознательный» обман рассуждения отцов и учителей Церкви о Боге и о Пресв. Троице. Свое рационально-моралистическое учение о Боге и человеке, к-рое трудно назвать христ. и научным, Толстой развивает, в частности, в работе «Христианское учение» (1897). С одной стороны, он придерживается крайне абстрактных, или «общих» (по его словам) для всех религий, представлений о Боге как Духе и не сомневается в Его существовании, с др.- развивает эволюционное учение о животно-духовной природе человека, в к-рой постепенно, благодаря разуму, освобождающему человека от «обманов веры», происходит осознание необходимости творить благо как исполнение воли Божией. В соч. «Что такое религия и в чем сущность ее?» (1902) Толстой называет христианство «истинной религией», но все содержание его сводит к неск. элементарным положениям, «общим» для всех религий: 1) Бог есть «начало всего»; 2) «в человеке есть частица этого божественного начала», и она может увеличиваться или уменьшаться; увеличению ее содействует подавление страстей и любовь; 3) для осуществления любви надо «поступать с другими так же, как хочешь, чтобы поступали с тобой» (Соч. М., 1914. Ч. 14. С. 223). На этих положениях, выведенных формально-логическим способом из мировых религий, Толстой намеревался построить общую религию человечества.

http://pravenc.ru/text/149473.html

150 Ep. 46:5. ACO I, 1:6. P. 161:22–162:4. «Итак, он сказал, что “они стремятся повсюду обнаруживать две существующие природы”, очевидно, природы обособлен­ные» (Jo. Caes. Apol. conc. chalc. 1:1:388–393). 152 Ep. 46:5. ACO I, 1:6. P. 162:18. Ср.: Eul. Alex. apud Phot. Bibl. 230:268a:31– 35:276b:16–19. 154 Eul. Alex. apud Phot. Bibl. 230:268b:9–33:276b:16–35:277a:6–35; Le- ont. Hier. Contra Monoph. PG 86/2:1853A:13-C:6; Max. Conf. Ep. 12. PG 91:481B:10–484C( Максим Исповедник , прп. Письма. С. 141–143); Doctr. patr. 151:7–21. 155 Ephr. Ant. apud Phot. Bibl. 228:248b:24–249a:3; Eul. Alex. apud Phot. Bibl. 157 Just. Contra Monoph. 156:2–158:2; Ephr. Ant. apud Phot. Bibl. 229:259a:13– 27; Eul. Alex. apud Phot. Bibl. 230:269a:16–270b:40:277b:5–17. 159 Ep. 45:7. ACO I, 1:6. P. 154:3–8; Ep. 46:3. ACO I, 1:6. P. 160:2–6; Ep. 46:5. ACO I, 1:6. P. 162:4–10. 169 «Если мы станем отрицать, что единый и единственный Христос – из двух, и притом различных, природ, будучи неразрывен после единения, тогда противники правых догматов спросят нас: “коль скоро все в Нем – одна природа, как же Он тогда вочеловечился и какую плоть сделал Своею собственною?”» (Ep. 45:6. ACO I, 1:6. P. 154:8–11); Eul. Alex. apud Phot. Bibl. 230:273a:16–29:276a:22–24:281a:21–23. 183 Защитниками Халкидона было показано, что нет ни одного фрагмента Халкидонского ороса, которому нельзя было бы найти точное соответствие в творениях свт. Ки­рилла Александрийского. См.: Flor. Cyr. 108:12–111:16; Doctr. patr. 168:5–173:15. 186 Just. Contra Monoph. 153:3–6:167:7–11; Ephr. Ant. apud Phot. Bibl. 229:260a:18–260b:9; Anast. Sin. Viae dux 7:2:27–31:7, 2:120–135. 192 Наименование это выглядит не вполне адекватным, поскольку может подать ложную мысль о каком-то отличии учения отцов Халкидонского Собора от богословия его последующих защитников. 194 По словам свт. Евлогия Александрийского, «Собор [Халкидонский] пусть не на словах, а в мысли, провозгласил “одну природу Слова воплощенную”» (Eul. Alex. apud Phot. Bibl. 230:271a:19–21).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

Теософка – не уничижительный эпитет. Рерихи, для которых вообще было характерно поразительное нечувствие русского языка, употребляли это словечко (напр.: «Вы, как давняя теософка…» – Рерих Е. И. Письмо В. А. Дукшта-Дукшинской от 27.4.37//Рерих Е. И., Рерих Н. К., Асеев А. М. «Оккультизм и Йога». Летопись сотрудничества. Т. 2. М., 1996, с. 303), не замечая, что звучит оно скорее обзывательски. 158 Рерих Е. И. Письма 1929 – 1938. Т. 1. Минск, 1992, с. 439. 159 Рерих Е. И. Письма 1929 – 1938. Т. 2. Минск, 1992, с. 12. 160 Блаватская же отказывает Христу даже в этом. Для неё Иисус – просто человек. 161 Тареев М. М. Христианская философия. ч. 1. Новое богословие. М., 1917, сс. 31 – 32. 162 Свт. Григорий Нисский. Против Евномия. 6,3.//Творения. Ч. 6. – М., 1863. С. 52. 163 См. Доддс Э. Р. Греки и иррациональное. Спб., 2000, сс. 76-77. 164 Циркин Ю.Б. Карфаген и его культура. М…1987, с. 132. 165 Циркин Ю.Б. Карфаген и его культура. М…1987, сс. 180-182. 166 Тураев Б. А. История Древнего Востока. Т. 2. Ленинград, 1935, С. 132. 167 Честертон Г. К. Вечный человек. М., 1991, с.162. 168 Разрушенный в 146 г. до н.э. Карфаген был вновь заселён при Цезаре – в 44 г., но уже римскими колонистами. Религиозный культ был романизирован. 169 Ханаан – самоназвание жителей той страны, что греки нарекли Финикией. Латиняне называли их пунийцами. В Септуагинте (греческом переводе книг Ветхого Завета) Карфаген поименован как Кархедон; в масоретском тексте (и, соответственно, в русском синодальном переводе) это – Фарсис (см. Ис. 23,1,6,10,14). 170 Тураев Б. А. История Древнего Востока. Т. 1. Ленинград, 1935, С. 162. Подробнее – т. 2, сс. 17-18. О знакомстве библейских авторов с этим финикийским обычаем свидетельствует Иис. Н. 6, 25: «В то время Иисус поклялся и сказал: проклят пред Господом тот, кто восставит и построит город сей Иерихон; на первенце своём он положит основание его и на младшем своём поставит врата его». Ср. 3 Цар. 16, 32-34: «И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который построил в Самарии. И сделал Ахав дубраву, и более всех царей Израильских, которые были прежде него, Ахав делал то, что раздражает Господа Бога Израилева, [и погубил душу свою]. В его дни Ахиил Вефилянин построил Иерихон: на первенце своём Авираме он положил основание его и на младшем своём сыне Сегубе поставил ворота его, по слову Господа, которое Он изрёк чрез Иисуса, сына Навина». 171

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010