Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАПРАШИ [груз. ], груз. гимнограф (X-XI вв.), подвизался в груз. общинах на Афоне . В словаре груз. языка Сулхана-Сабы (Орбелиани) груз. слово определено как «красновато-желтый» ( Орбелиани. 1966. Т. 1. С. 356). Лингвист Ф. Утургаидзе переводит это слово с тушетского диалекта груз. языка как «желтый» ( Утургаидзе Ф. Тушетский диалект груз. языка. Тбилиси, 1960. С. 108 (на груз. языке)). По мнению Л. Хачидзе, изучающей гимнографическое наследие К., гимнограф «назван по внешности» и его имя можно толковать как «красноватый»; возможно, он был рыжеволосым ( Хачидзе. 2000. С. 162). Сведения о К. сохранились в источниках XI в. Его гимнографические произведения содержатся в груз. сборнике из афонского Иверского монастыря «Ирмосы и Богородичны» (Ath. Iver. georg. 85. Л. 65v - 67, рубеж X и XI вв.; 137 строк) ( Хачидзе. 2000. С. 162-167). Имя К. указано в приписке к 3-й песни («Возрадовалось сердце мое в Господе» (1 Цар 2. 1)) канона: «Христе, помилуй КПРШ» (Л. 66; Описание груз. рукописей. 1986. Т. 1. С. 126). По мнению Хачидзе, К. также принадлежат произведения на листах 128 об.- 131 того же сборника. Над этими песнопениями содержится приписка: «…улни, Христе, помилуй», что исследовательница трактует как «Капрашиулни» (), т. е. относящиеся к К. Рукопись из Иверского мон-ря была описана акад. А. Цагарели в 1886-1889 гг., акад. Н. Я. Марр в 1901 г. издал 4 колофона-завещания сборника, Р. Блейк, опираясь на сведения Цагарели и Марра, дал краткое описание рукописи, однако никто из них имени К. не упоминал. Имя автора гимнографических произведений также не было указано в составленном Г. Кикнадзе издании «Невмированные Ирмологии» (1982. С. 525-531), однако в выпущенном ею же описании рукописи (Описание груз. рукописей. 1986. Т. 1. С. 123-132) К. фигурировал уже как автор неск. песнопений. Хачидзе в ст. «Неизвестный грузинский гимнограф» описала деятельность К. и ввела его имя в научный оборот ( Хачидзе. 2000. С. 159-167).

http://pravenc.ru/text/1470355.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НАОС [Греч. νας - храм, святилище, от ναω - пребывать], центральное помещение христ. храма, предназначенное для молящихся. Термин «наос» используется с ранневизант. времени для обозначения основного внутреннего пространства церкви, где собиралась христ. община для проведения священных служб и действ. В античности Н. называлось внутреннее закрытое святилище (целла) древнегреч. храма, где находилась статуя языческого божества. В НЗ слово νας неоднократно встречается для обозначения Святая Святых храмов (наряду со словом ερο, обозначавшим церковное здание целиком), а также используется ап. Павлом как метафора в утверждении, что всякий христианин есть храм Божий и вместилище Св. Духа (1 Кор 3. 16). Н. называли и иудейский храм (напр., в Послании Варнавы - Barnaba. Ep. 16. 2). Слово Н. по отношению к части храма, предназначенной для молящихся, использовал в VII в. прп. Максим Исповедник в соч. «Мистагогия». В разд. «О том, как и каким образом Святая Церковь есть образ мира, состоящего из сущностей видимых и невидимых» он рассмотрел символику церковного здания и выделил 2 его части: ερατεον (алтарь), предназначенный для священнослужителей, и νας - место, доступное для всех верующих (PG. 91. Col. 668). В рус. текстах слово «наос» традиционно переводилось как «храм» (напр., см. перевод сочинения Максима Исповедника: Творения прп. Максима Исповедника. М., 1993. Кн. 1: Богословские и аскетические трактаты/Пер., вступ. ст., коммент.: А. И. Сидоров. С. 159). К XIV-XV вв. под Н. понимался весь храм, напр. в сочинениях свт. Симеона Солунского (PG. 155. Col. 697-749). В терминологии рус. письменных источников позднего средневековья и восходящих к нему терминов регионального церковного обихода центральное помещение храма обозначали как «церковь» или словом «настоящая». Примеры можно найти в метриках, к-рые из храмов разных епархий и губерний присылали в Академию художеств с кон. 80-х гг. XIX в.; в наст. время они представляют собой исторические источники (хранятся в ИИМК РАН. Ф. P-III). В классических сочинениях по церковной истории и литургике часть храма, предназначенную для присутствующих и молящихся мирян, также называли «собственная церковь» ( Голубинский. История РЦ. Т. 1. С. 162), или «собственно храм» ( Вениамин. Новая скрижаль. С. 10). Существование слова «наос» в рус. традиции зафиксировано в Словаре Брокгауза и Ефрона, согласно к-рому оно «доныне употребляется для обозначения продолговатой части внутри православных церквей, простирающейся от главных входных дверей до алтаря» (ЭС. Т. 20а. С. 530). В XX в. с развитием церковного искусствознания и археологии слово «наос» укоренилось как научный термин, обозначающий одну из функциональных зон христ. храма.

http://pravenc.ru/text/2564666.html

Главной особенностью деревянных А. п. являлась большая высота (до 5 м); ни одна из древних конструкций не сохранилась полностью. Во псковских и новгородских церквах роль архитрава исполняла деревянная связь, т. е. часть конструкции, устанавливаемая при строительстве сводов храма (напр., Софийский собор в Новгороде, сер. XII в.; Николо-Дворищенский собор в Новгороде, нач. XII в.; собор Рождества богородицы Антониева мон-ря, 1117-1119 гг.; ц. Спаса на Нередице, 1198 г.; Ивановский собор Иоанно-Предтеченского мон-ря во Пскове, ок. 1140 г.; Спасо-Преображенский собор Мирожского мон-ря во Пскове, 40-е гг. XII в.; Георгиевская ц. в Ст. ладоге, посл. четв. XII в.?). согласно предположению В. Д. Сарабьянова, между архитравом и парапетом могли отсутствовать столбцы, а все пространство было перекрыто завесой. Отсутствие икон в пространстве между архитравом и парапетом могло стать одним из побудительных мотивов для появления высокого иконостаса , формирование к-рого отмечается на Руси уже с сер. XIV в. (ц. Феодора Стратилата в Новгороде, 80-90-е гг. XIV в.). Ист.: Friedl ä nder P. Johannes von Gaza und Paulus Silentiarius: Kunstbeschreibungen justinianischer Zeit. Lpz.; B., 1912. Лит.: Филимонов Г. Д. Церковь св. Николая на Липне, близ Новгорода: Вопрос о первоначальной форме иконостасов в русских церквах. М., 1859; Голубинский Е. История алтарной преграды или иконостаса в православных церквах//ПО. М., 1872. Нояб. С. 570-589; Schlosser J. Von Quellenbuch zur Kunstgeschichte des abendländischen Mittelalters. W., 1896. S. 207; Kaufmann C. M. Handbuch der christlichen Archäologie. Paderborn, 19223; Davies J. G. The Origin and Development of Early Christian Church Architecture. L., 1952; Conant K. J. Carolingian and Romanesque Architecture. Harmondsworth, 1959, 19794; Шмерлинг Р. Малые формы в архитектуре средневековой Грузии. Тбилиси, 1962; Krautheimer R. Early Christian and Byzantine Architecture. Harmondsworth, 1965, 19874; Лазарев В. Н. Три фрагмента расписных эпистилиев и византийский темплон//ВВ. 1967. T. 27. С. 162-196; он же. Византийская живопись. М., 1971. С. 110-136; Mathews T. Early Churches of Constantinople: Architecture and Liturgy. L., 1971; Chatzidakis M. L " évolution de l " icône aux 11e-13e siècles et la transformation du templon//XVe Congrès intern. d " études byzantines. Athènes, 1976. [Т.] 3: Art et archéologie. P. 159-191; Epstein A. W. The Middle Byzantine Sanctuary Barrier: Templon or Iconostasis//J. of the British Archaeological Association. 1981. Vol. 134. P. 1-28; Nees L. The Iconographic Program of Decorated Chancel Barriers in the Pre-Iconoclastic Period//ZKG. 1983. Bd. 46. Heft 1. S. 15-26;

http://pravenc.ru/text/115170.html

С. 1360-1367), о св. блгв. кн. Александре Невском (1897. 11. С. 657-660). Множество статей посвящены святыням Новгородской епархии, прежде всего древним монастырям: «Исторические сведения о бывших и существующих монастырях, их строителях и основателях в Череповецком у. Новгородской епархии» Н. Поройкова (1895. 3. С. 164-172; 6. С. 345-352; 7. С. 425-433); «Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь, упраздненный по штатам 1764 г.» (1894. 15, 20; 1895. 23; 1896. 3, 4, 6); «Древности Кирилло-Белозерского монастыря» (1898. 4. С. 234-246; 1899. 9. С. 630-639; 12/13. С. 841-849; 18. С. 1154-1163) и «Ферапонтов Белозерский Рождества Пречистыя Богородицы монастырь» (1898. 11. С. 656-674) Н. П. Успенского; «Краткие сведения о Синеезерской пуст. Устюжского у. и ее основателе прп. Евфросине Синеезерском» свящ. Г. Яковцевского (1894. 18. С. 873-886; 19. С. 933-940); «Тихвинский Богородицкий Большой монастырь и строящееся при нем ДУ» прот. А. Вихрова (1898. 16. С. 1039-1047); «Успенский женский монастырь Валдайского уезда» (1899. 21. С. 1371-1375) и «Успенский Волотовский упраздненный мужской монастырь Новгородского уезда» (1903. 6. С. 373-379; 7. С. 415-426) П. М. Силина; «Несколько страниц из истории Тихвинского Введенского девичьего монастыря» (1904. 3. С. 159-168) и «Несколько страниц из истории Тихвинского Богородицкого мужского монастыря» (1904. 16. С. 1070-1077) свящ. Михаила Смелкова; «Краткая записка о времени основания новгородского 2-кл. Антония Римлянина монастыря» архим. Сергия (Титова) (1906. 27/28. С. 805-816); «О новгородском кафедральном Софийском соборе» архим. Димитрия (Сперовского; впосл. епископ Рязанский) (1898. 8/9. С. 501-519). Ряд публикаций посвящен церковным деятелям Новгородского края, в т. ч. архим. Фотию (Спасскому): «Автобиография Юрьевского архим. Фотия» (1894. 10. С. 415-428; 12. С. 521-532; 16. С. 761-775; 1895. 13. С. 755-772), «Юрьевский архим. Фотий» Е. Шиянова (1898. 16. С. 1051-1062; 17. С. 1142-1152; 19. С. 1257-1267; 20. С. 1344-1352; 21. С. 1428-1440). В нек-рых статьях сообщались сведения о жизни в Новгородской епархии лиц, широко известных за ее пределами. Напр., в статье П. К. Т. «Памяти свт. Феофана [Говорова]» (1894. 3. С. 106-111; 4. С. 152-162), составленной по документам семинарского архива, описывается «направление и характер деятельности о. Феофана как инспектора и учителя в Новгородской семинарии». Кроме того, история др. областей России часто связывалась с новгородским краеведением, напр. в ст. «Галицкая Русь в ее прошлом вообще и в отношениях к Вел. Новгороду» Е. Е. Лебедева (1915. 4. С. 134-143).

http://pravenc.ru/text/2577777.html

Богословие Иоанна Дамаскина XII или начала XIII в. Выбрасывание однородных букв особенно замечается в Греческих собственных именах, непонятных и трудно произносимых для Русского простого человека. Так в Мстиславовом списке Евангелия Москов. Благовещенского собора, писанном по повелению Новгородского князя Мстислава Владимировича для основанного им на своем дворце, на Городище, Благовещенского монастыря, в начале XII в., на л. 198 об. пишется: отъ дщерь арнъ (вместо Аарон, Лк.1:5 ., как и в Остром. Евангелии 277 об.), 162 об. и сиин матн (вместо: и Иосиина, Мф.27:56 ., так и Остром. 202), также л. 182 и об. брати го. иковъ и сии и симонъ ( Мф.13:55 ), 198 братъ иковль и осиинъ, но 158 об. правильно: матн ( Мк.15:40 ); 106 об. акима и (вместо: Иоакима), 159 об. н о матнзм мон меташа жребн (вм. о иматизме Ин.19:24 ); или выбрасываются однородные буквы в средине слова: 179 об. и др. аврамъ, исакъ (должно быть: Авраам, Исаак), 33. 37 и др. вельзевоулъ, 52. 132 об. 199. данилъмь прркъмь, азъ смь гаврилъ (должно: Веельзевул, Даниилом, Гавриил). Что касается до имени Спасителя: то, в Мстислав. списке, когда оно пишется вполне, надобно сказать, вообще пишется с двумя в начале гласными, именно или иисоусъ, – л. 23. и гоже посъла ха ( Ин.17:3 ), 32 об. гда съконьча иисоусъ ( Мф.7:28 ), потом: косноу и (прокаженного) иисоусъ (8:3), 38 об. изиде противоу (ст. 34), 40. пришьдьшю въ домъ (13:36), 43. предъ ногама (15:30), 49. пришьдьшю въ црквь (21:24), или сокращенно под титлом л. 17. в ъзведъ очи свои.. же сътвори знамени ( Ин.6:5:14 ), так и на обор., л. 18 и об. 20. 21. 22 и об. 24 об. 25 и об. 26 (шесть раз), 26 об. 31 об. 32. 33 об. 34 и об.35. 37. 38 и об. (дважды), 40 и об. (трижды) 41 (трижды) 41 об. 42 об. 43 и об. 44. 45. 46 об. 47 об. 48 об. 55 об. 56. 84. 102. 119 об. 151 об. 153. Не смотря на это, по вышеозначенному правилу выбрасывания при стечении одних и тех же букв, и в Мстиславовом списке в следующих местах, часто на одних и тех же страницах, с предыдущим правильным написанием пишется и простонародная легкая форма Исус: 9 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Kapiton_Nevost...

126-130 НОЭТ СМИРНСКИЙ (кон. II - сер. III в.), один из главных представителей ереси патрипассианских антитринитариев 130-131 НРАВСТВЕННОЕ БОГОСЛОВИЕ раздел богословия, в рамках к-рого изучается и систематически излагается христ. учение о нравственности, нравственном сознании и нравственном поведении человека 131-137 НУБИЯ топоним, в средневековой лит-ре обозначавший бассейн среднего течения Нила (по большей части соответствует территории совр. Республики Судан ; центр христианства в VI-XVI вв. 137-147 НУМАН III [ан-Нуман ибн аль-Мунзир], последний царь из династии Лахмидов (Насридов) (579/80-601/2), сын аль-Мунзира IV, внук аль-Мунзира III 147-148 148-159 НУН в древнеегип. религии и мифологии первобытный мировой океан, олицетворение состояния Вселенной до начала творения и упорядочивания ее творцом НУНЦИЙ постоянный дипломатический представитель Папского престола, аккредитуемый при главах гос-в и при международных орг-циях; также личный ранг дипломата на службе Папского престола 159-162 НУР АЛЬ-МУХАММАДИ согласно шиитским представлениям, световой световой образ Мухаммада, к-рый предшествовал творению и передавался через божественных избранников 162-163 НУСАЙРИТЫ др. название - алавиты (аль-алавия, ввиду их особого почитания халифа и имама Али ибн Аби Талиба), одна из общин «крайних» шиитов, возникшая в кон. IX - сер. X в. в Сев. Сирии НУТ в древнеегип. религии и мифологии богиня неба, супруга и сестра бога земли Геба; дочь Шу и Тефнут; мать Осириса, Сета, Исиды и Нефтиды «НЫНЕ ОТПУЩАЕШИ» евангельский гимн прав. Симеона Богоприимца (ср.: Лк 2. 29-32) во время Сретения Господня; относится к числу библейских песней 164-170 170-170 170-172 НЬЮМЕН Джон Генри (1801-1890), блж. Римско-католической Церкви (пам. 9 окт.), кард.; брит. католич. деятель, богослов 172-174 НЬЮ-ЭЙДЖ собирательное наименование синкретических оккультных и эзотерических представлений, а также связанных с ними движений 2-й пол. XX в. 174-178 178-181 НЯГОЕ БАСАРАБ [Нягое I Басараб; Нягу Басарабский] (1481/82-1521), св. Румынской Православной Церкви (РумПЦ) (пам. румын. 26 сент. н. с.) и РПЦ (пам. 26 сент. ст. ст.), господарь Валашского княжества (1512-1521), меценат, книжник

http://pravenc.ru/vol/LII.html

159-160 ИПАТИЙ (ок. 366 - 446), прп. Руфинианский (пам. 31 марта; пам. греч. 17 июня; пам. визант. 29 мая, 9 и 17 июня) 160-162 ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.) 162-168 169-170 ИПОДИАКОН в правосл. Церкви высшая степень церковнослужителя, непосредственно примыкающая к иерархии священнослужителей 171-173 173-174 174-175 ИПОПСАЛМЫ в древнем восточнохрист. богослужении припевы или стихи с припевами, повторяемые после каждого стиха псалма 175-176 176-180 180-193 193-195 ИППОЛИТ Николаевич Красновский (1883 - 1938), прот., сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 195-196 196-201 201-202 223-224 202-222 ИППОС [Гиппос, Хиппос, Иппон, Ипп, Гиппон], античный город у восточного берега Тивериадского оз. 224-229 ИППЭН ТИСИН (1239-1289), япон. буддийский монах-проповедник, основатель амидаистской школы времени (дзи-сю), «странствующий святой» (юге сенин) 229-230 ИПРАРИ (XI в.), ц. во имя Архангелов (Тарнгзел) Местийско-Земо-Сванетской епархии Грузинской Православной Церкви 230-231 ИПСИСТАРИАНЕ (ипсистарии, ипсистиане), синкретическая религ. секта, существовавшая в первые века по Р. Х. в вост. регионах Римской империи, а также в Византии до IX в. 231-232 ИПХИ (X в.), ц. во имя вмч. Георгия (Джграаг) Местийско-Земо-Сванетской епархии Грузинской Православной Церкви 232-233 233-234 ИРАИДА Осиповна Тихова (1896-1967), исп. (пам. 25 июля, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 234-235 235-268 ИРАКЛ [Иракла], свт. (пам. зап. 14 июля; пам. копт. 8 хойака/кихака (4 дек.)), архиеп. Александрии (230/1-246 или 248) 269-271 271-275 275-276 ИРАКЛИЙ (Мотях (Митяха) Иосиф (по др. данным, Сергей); 1863 - 1937), преподобноисп. (пам. 28 мая, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских), схим. 277-279 279-280 280-292 292-297 ИРАКЛИЙ ВОИН мч. (пам. 22 окт.) - см. в ст. Александр Епископ, Ираклий Воин, Анна, Елисавета, Феодотия и Гликерия, мученики Адрианопольские

http://pravenc.ru/vol/xxvi.html

31/10 54 159 Родной наш Владыко Святой! Непогода как-то действует на нравственное и физическое настроение, сидя в келье, пересмотрела Ваших писем, сколько там хороших увещаний, недостойна и не заслужила таких утешений. Спаси Вас Господи! Всегда благодарна Вам, духом не падаю, как раньше. Георгий Георгиевич, конечно, не заходил ко мне. Очень жалею. Видела только м. Маргариту в церкви. Мы немножко переговорили и думаем об Вас: «Мечты, мечты, где Ваша сладость?» Как бы хуже чего не было бы. Была на память † О. В. 160 Козицарство 161 не живет на Долгодимитровской, они купили себе дом на Кустарном переулке, недалеко от Долгодимитровской, м. Христофора недалеко от них живет, и Лида там живет. Через ее передаю Ваши благословения. Прошу, не забывайте в своих молитвах. Благодарящая Вас всегда М. Варвара. Д. 2. Л. 37–37 об. Подлинник. Автограф. 3. 29 ноября 1954 г. 162 Родной наш Владыко святой! Получила Ваше письмецо 11-го ст. ст. Очень благодарю за незаслуженно о мне доброй памяти. Приветствую Вас с праздником преп. Никона, во вторник будет 4 обедни, у преп. Никона будет ран[няя] Литургия, [в] Трапезной будет 2 литургии и у преп. Сергия [в] соборе 1 поздняя. Владыко святой! Никто такого вопроса не задавал об моих родителях, это моя большая скорбь и глубокая рана, которую от всех скрываю и переживаю одна. † О[тец] В[ладимир] во всех отношениях был очень далеко, я ему нужна была как верный человек, когда я просилась в монастырь идти, он отвечал: «Что же вы хотите, чтоб я церковь закрывал, разве вы не видите, что меня окружают больные женщины». Так 10 лет послужила в церкви, но сердце как для духовника было закрыто, может быть, Вам это не нравится, но все-таки скажу, что он не любил монашествующих. Когда меня присоединили [к] православию, епископ † Платон Юрьевский 163 служил [в] этот день панихиду о упокоении моих родных и говорил: «Я сам молюсь» и чтоб я на панихиду подавала, но имена неправославные, так на панихиду при себе поминаю и на псалтири, больше ничего не знаю. Когда я прислуживала в алтаре, на проскомидию поминала, может быть, грех мне будет, только при † о.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Архив Б. находится в С.-Петербурге в РНБ (Ф. 1147); собранные им древнерус. певч. рукописи стали основой фонда Б. в древлехранилище ИРЛИ (ПД). Остались неопубликованными его исследования «Многоголосие знаменных партитур» (опубл. частично) и «Благовещенский кондакарь» (опубл. вступ. статья к фотовоспроизведению ркп.), Словарь древнерусских музыкальных терминов, описания большого количества певч. рукописей из собраний Москвы, С.-Петербурга, Новгорода. Соч.: Пути развития и задачи расшифровки знаменного роспева XII-XVIII вв.: Применение некот. стат. методов к исследованию муз. явлений. Л.; М., 1949; Древнерусская теория музыки: По рукописным мат-лам XV-XVII вв. Л., 1972; Статьи о древнерус. музыке. Л., 1975; Многоголосие знаменных партитур//Проблемы истории и теории древнерус. музыки: Сб. ст./Под ред. А. С. Белоненко и А. Н. Кручининой. Л., 1979. С. 7-61; Лица и фиты знаменного распева. Л., 1984; Русская певческая палеография. СПб., 2002. Изд.: публикация памятников: Федор Крестьянин. Стихиры. М., 1974. (ПРМИ; 3); Христофор. Ключ знаменной. 1604/Публ., пер. М. Бражникова и Г. Никишова. М., 1983. (ПРМИ; 9); расшифровки: Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. М., 1965. С. 156-157, 162, 166-167, 169-170, 171-173, 189-190; Л., 19712. С. 133-137, 159-181, 235-236, 246-247 (доп. изд.); он же. Образцы древнерусского певческого искусства. Л., 1968. С. 133-137, 159-181, 252, 253; То же. София, 1971. С. 36-41; Новые памятники знаменного распева. Л., 1967; Памятники знаменного распева. Л., 1974. Вып. 2; Памятники русской духовной музыки: 1000 лет рус. церк. музыки/Под ред. В. Морозана. Вашингтон, 1991. С. 16, 59, 61 и др.; Большой знаменный роспев. Евангельские стихиры/Перевод Федора Крестьянина. М., 1994. Лит.: Лазаров С. Максим Бражников и неготово дело//ЛИК. 1970. 51. С. 23-48; Серёгина Н. С. О М. В. Бражникове//Музыка и жизнь: Сб. ст. Л., 1975. Вып. 3. С. 166-171; Белоненко А. С. М. В. Бражников - исследователь древнерус. профессиональной музыки//Проблемы истории и теории древнерус. музыки: Сб. ст. Л., 1979. С. 73-98; он же. Список науч. тр. М. В. Бражникова//Там же. С. 62-72.

http://pravenc.ru/text/153309.html

ИСАИЯ мч. Кесарийский (пам. 16 февр.) - см. в ст. Памфил, сщмч., пресв., и др. мученики Кесарие-Палестинские 124-125 125-126 126-127 ИСАИЯ (Балабан Иван; † между 1617 и 1620), архим., настоятель нескольких монастырей в Западнорусской митрополии, издатель 128-130 130-131 131-135 ИСАИЯ (Лукошков Иван Трофимов; ок. 1555 - ок. 1621), архим., мастер усольской школы древнерус. церковнопевч. искусства 135-140 ИСАИЯ (Поликин Иван Федорович; 1830/31 - 1871), иером., член 14-й и 15-й Пекинских духовных миссий 140-141 ИСАИЯ (Серрский; † не ранее 1375], серб. книжник, переводчик на славянский язык корпуса «Ареопагитик» 141-144 144-145 145-146 146-149 149-150 ИСАИЯ И НИКАНОР († между 1617 и 1627?) и († ранее 1615), преподобные Ручьёвские(пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Сийских святых) 150-152 152-154 ИСАИЯ КАРТВЕЛИ (Грузин), прп. (пам. груз. 4 нояб.) - см. Иоанн, Стефан и Исаия Иерусалимские, преподобные 154-155 ИСАИЯ СКИТСКИЙ (2-я пол. IV - 1-я пол. V в.), прп. (пам. в субботу сырную), егип. подвижник, автор аскетического соч. «Слова подвижнические», фрагменты из которого вошли в сб. «Добротолюбие» 155-156 ИСАЙ НАЗАРОВИЧ († ранее 2-й пол. 90-х гг. XX в.), крестьянский книжник из старообрядческого часовенного согласия 157-158 159-162 162-164 164-165 ИСИДОР прп. (пам. во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих), затворник, Киево-Печерский 165-166 166-169 ИСИДОР Решёткин († 1921), псаломщик, мч. (пам. в в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ИСИДОР († 1474 (или 1484)), блж., Христа ради юродивый (пам. 14 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Твердислов, Ростовский 169-177 ИСИДОР (ок. 1380-1390 - 1463), митр. Киевский (1436-1443), кардинал и лат. патриарх К-польский (1459-1463) 177-182 182-185 ИСИДОР (Богоявленский Иван Яковлевич; 1879-1949), еп. Таллинский и Эстонский, духовный писатель, педагог, богослов

http://pravenc.ru/vol/xxvii.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010