2, сн. Притч 14.31, 17.5 ; Иов 31.15 ), и Им поставлены на одном жизненном пути. Воздается хвала жизненному благоразумию (ст. 3 и 5) с осуждением неразумия, но особенно превозносится смирение и страх Божий – с указанием благодетельных плодов того и другого в самой внешней жизни человека (ст. 4). Затем, в ст. 6–12 раздельно называются добродетели, которыми охраняется и созидается доброе имя. Здесь, прежде всего, оттеняется громадная важность воспитания и обучения юноши именно с самого раннего возраста (ст. 6). В Мишнич. трактате Авот (IV, 20), в соответствии с этим говорится: «Кто учит ребенка, чему подобен? – пишущему чернилами на новой бумаге; а кто учит старого, чему подобен? – пишущему чернилами на чищенной (от прежнего письма) бумаге». Затем, упомянув о различии в житейском быту богатых и бедных (ст. 7), Премудрый указывает, что богатством и вообще благосостоянием можно пользоваться как к добру так и к злу. В последнем отношении называются: страсть к раздорам и деланию всякого рода зла (ст. 8, «сеять неправду, зло», как и «сеять правду» – обычный библейский образ: Иов 4.8 ; Притч 11.18 ; Ос 10.12 ), кощунство (ст. 10) и вероломство (ст. 12). На другой стороне ставятся – благотворительность (ст. 9), чистосердечие (ст. 11) и разумность (ст. 12). Наконец, отрицательную сторону речи о добром имени составляет предупреждение от пороков лености (ст. 13 – здесь дан образец бессмысленной отговорки ленивого, сн. Притч 26.13 ), распутства (ст. 14, сн. Притч 2.16, 5.3, 6.24 , глупости (ст. 15) и жадности, соединенной с притеснением бедных (ст. 16). Притч.22:17 .  Приклони ухо твое, и слушай слова мудрых, и сердце твое обрати к моему знанию; Притч.22:18 .  потому что утешительно будет, если ты будешь хранить их в сердце твоем, и они будут также в устах твоих. Притч.22:19 .  Чтобы упование твое было на Господа, я учу тебя и сегодня, и ты помни. Притч.22:20 .  Не писал ли я тебе трижды в советах и наставлении, Притч.22:21 .  чтобы научить тебя точным словам истины, дабы ты мог передавать слова истины посылающим тебя? Притч.22:22 .  Не будь грабителем бедного, потому что он беден, и не притесняй несчастного у ворот, Притч.22:23 .  потому что Господь вступится в дело их и исхитит душу у грабителей их.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Притч.23:14 .  ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней. Притч.23:15 .  Сын мой! если сердце твое будет мудро, то порадуется и мое сердце; Притч.23:16 .  и внутренности мои будут радоваться, когда уста твои будут говорить правое. Притч.23:17 .  Да не завидует сердце твое грешникам, но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем; Притч.23:18 .  потому что есть будущность, и надежда твоя не потеряна. Обращается особенное внимание на необходимость хорошего домашнего воспитания и при этом указывается (ст. 13) как и ранее указывалось (13:25), на необходимость физического наказания в системе воспитания, как средства педагогического и вполне целесообразного (ст. 14). В последующем увещании к мудрости выдвигается на вид способность мудрости делать человека счастливым (ст. 15–16), а первым проявлением мудрости представляется отсутствие зависти благоденствующим грешникам (ст. 17, сн. Притч 24.1 ), присутствие напротив страха Божия и надежды на воздаяние – здесь и за гробом (ст. 10); в данном случае, как и в других ( Притч 11.7, 14.32 ), выражается вера Премудрого в бессмертие души человека и посмертное воздаяние праведным и грешникам. Притч.23:19 .  Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твое на прямой путь. Притч.23:20 .  Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: Притч.23:21 .  потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище. Притч.23:22 .  Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится. Притч.23:23 .  Купи истину и не продавай мудрости и учения и разума. Притч.23:24 .  Торжествует отец праведника, и родивший мудрого радуется о нем. Притч.23:25 .  Да веселится отец твой и да торжествует мать твоя, родившая тебя. Для занятий мудростью необходимо прежде всего устранить стоящие на пути препятствия – страсть к пьянству и распутству (ст. 19–21). Затем настойчивое увещание держаться мудрости, истины, разумения (ст. 23) предваряется (ст. 22) и заканчивается увещанием почитать авторитет отца и матери (ст. 24–27) (ср. Притч 10.1, 15.20 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Притч.29:13 .  Бедный и лихоимец встречаются друг с другом; но свет глазам того и другого дает Господь. Притч.29:14 .  Если царь судит бедных по правде, то престол его навсегда утвердится. Притч.29:15 .  Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери. Притч.29:16 .  При умножении нечестивых умножается беззаконие; но праведники увидят падение их. Притч.29:17 .  Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей. В ст. 12–14 продолжается изображение явлений социальной и, отчасти, политической жизни, а в ст. 15 и 17 говорится о необходимости здравого охранения и надлежащей постановки и самого основания общественной жизни – воспитания детей (ср. Притч 23.13 ). Притч.29:18 .  Без откровения свыше народ необуздан, а соблюдающий закон блажен. Притч.29:19 .  Словами не научится раб, потому что, хотя он понимает их, но не слушается. Притч.29:20 .  Видал ли ты человека опрометчивого в словах своих? на глупого больше надежды, нежели на него. Притч.29:21 .  Если с детства воспитывать раба в неге, то впоследствии он захочет быть сыном. Притч.29:22 .  Человек гневливый заводит ссору, и вспыльчивый много грешит. Притч.29:23 .  Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь. Ст. 18 утверждает необходимость живого пророческого слова в разъяснении и охранении закона; бедность такого слова, а тем более полное отсутствие его в известные времена (ср. 1Цар 3.1 ; Ос 3.4 ; Ам 8.12 ; Пс 73.9 ) сопровождается упадком истинной религии и нравственности в народе (ср. Исх 32.25 ). Ст. 19 заключает приложение ветхозаветной педагогики с ее физическими мерами воздействия к системе отношений господ к рабам. Ст. 20, сн. Притч 26.12 . Ст. 21 дополняет мысль ст. 19, ср. Сир 33.21 . Ст. 22 сн. Притч 15.18 . Ст. 23 сн. Притч 15.33, 16.18 . Притч.29:24 .  Кто делится с вором, тот ненавидит душу свою; слышит он проклятие, но не объявляет о том. Притч.29:25 .  Боязнь пред людьми ставит сеть; а надеющийся на Господа будет безопасен.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Притчи данного отдела не раз повторяют уже ранее высказанные Премудрым мысли, сн. ст. 11 с Притч 23.15 ; ст. 13 с Притч 20.16 . Притч.27:15 .  Непрестанная капель в дождливый день и сварливая жена – равны: Притч.27:16 .  кто хочет скрыть ее, тот хочет скрыть ветер и масть в правой руке своей, дающую знать о себе. Сравнение ст. 15 для сварливой жены встречалось уже выше Притч 19.13 , а ст. 16 усиливает мысль новым сравнением. Притч.27:17 .  Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего. Притч.27:18 .  Кто стережет смоковницу, тот будет есть плоды ее; и кто бережет господина своего, тот будет в чести. Притч.27:19 .  Как в воде лицо – к лицу, так сердце человека – к человеку. Притч.27:20 .  Преисподняя и Аваддон – ненасытимы; так ненасытимы и глаза человеческие.– Притч.27 :20a.  –[Мерзость пред Господом дерзко поднимающий глаза, и неразумны невоздержанные языком.] Притч.27:21 .  Что плавильня – для серебра, горнило – для золота, то для человека уста, которые хвалят его.– Притч.27 :21a.  –[Сердце беззаконника ищет зла, сердце же правое ищет знания.] Притч.27:22 .  Толки глупого в ступе пестом вместе с зерном, не отделится от него глупость его. Изречение ст. 18 имеет широкий смысл но ближе всего может обозначать проницательность и энергию во взаимных отношениях друзей (ср. Евр 10.24 ). В ст. 18–19 взаимные отношения людей рисуются с новой стороны. Ст. 20 имеет то же сравнение, какое и ранее ( Притч 15.11 ) было употреблено, но оно имеет здесь более частный смысл, означая страстность, особенно алчность человеческого сердца (ср. Сир 14.9 ). Равным образом сравнение ст. 21 встречалось уже в Притч 17.3 . Ст. 22 представляет полушуточное выражение той мысли, что глупость обычно как бы срастается с самим существом человека, имевшего несчастие подпасть ее влиянию. Притч.27:23 .  Хорошо наблюдай за скотом твоим, имей попечение о стадах; Притч.27:24 .  потому что богатство не навек, да и власть разве из рода в род? Притч.27:25 .  Прозябает трава, и является зелень, и собирают горные травы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Притч.26:13 .  Ленивец говорит: «лев на дороге! лев на площадях!» Притч.26:14 .  Дверь ворочается на крючьях своих, а ленивец на постели своей. Притч.26:15 .  Ленивец опускает руку свою в чашу, и ему тяжело донести ее до рта своего. Притч.26:16 .  Ленивец в глазах своих мудрее семерых, отвечающих обдуманно. В изображении здесь лености повторяются дословно черты, ранее высказанные Премудрым, см. ст. 13 и Притч 22.13 ; ст. 15 и Притч 19.24 . Притч.26:17 .  Хватает пса за уши, кто, проходя мимо, вмешивается в чужую ссору. Притч.26:18 .  Как притворяющийся помешанным бросает огонь, стрелы и смерть, Притч.26:19 .  так – человек, который коварно вредит другу своему и потом говорит: «я только пошутил». В ст. 18 образно – посредством сравнения – высказывается мысль о крайнем вреде неуместных шуток и забав. Притч.26:20 .  Где нет больше дров, огонь погасает, и где нет наушника, раздор утихает. Притч.26:21 .  Уголь – для жара и дрова – для огня, а человек сварливый – для разжжения ссоры. Притч.26:22 .  Слова наушника – как лакомства, и они входят во внутренность чрева. Притч.26:23 .  Что нечистым серебром обложенный глиняный сосуд, то пламенные уста и сердце злобное. Притч.26:24 .  Устами своими притворяется враг, а в сердце своем замышляет коварство. Притч.26:25 .  Если он говорит и нежным голосом, не верь ему, потому что семь мерзостей в сердце его. Притч.26:26 .  Если ненависть прикрывается наедине, то откроется злоба его в народном собрании. Притч.26:27 .  Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится. Притч.26:28 .  Лживый язык ненавидит уязвляемых им, и льстивые уста готовят падение. В образной и прямой речи (ст. 20–21) высказывается вред раздоров и ссор. Ст. 24–25 – предостережение против опасности со стороны лицемерия; в ст. 26 – мотив к воздержанию от злобы и ненависти: неминуемость открытия тайной ненависти. Ст. 26 дает обобщение предыдущих наставлений. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Книга притчей Соломоновых. 538-654 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Притч.13:13 .  Кто пренебрегает словом, тот причиняет вред себе; а кто боится заповеди, тому воздается. Притч.13:14 .  [У сына лукавого ничего нет доброго, а у разумного раба дела благоуспешны, и путь его прямой.] Притч.13:15 .  Учение мудрого – источник жизни, удаляющий от сетей смерти. Притч.13:16 .  Добрый разум доставляет приятность, путь же беззаконных жесток. Притч.13:17 .  Всякий благоразумный действует с знанием, а глупый выставляет напоказ глупость. Здесь несколько подробнее раскрываются мысли о пользе или спасительности истинной мудрости, внимающей урокам слова Божия, и о вреде пренебрежения им (ср. Притч 1.24, 10.11 и др.). Притч.13:18 .  Худой посол попадает в беду, а верный посланник – спасение. Притч.13:19 .  Нищета и посрамление отвергающему учение; а кто соблюдает наставление, будет в чести. Притч.13:20 .  Желание исполнившееся – приятно для души; но несносно для глупых уклоняться от зла. Притч.13:21 .  Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится. Притч.13:22 .  Грешников преследует зло, а праведникам воздается добром. Притч.13:23 .  Добрый оставляет наследство и внукам, а богатство грешника сберегается для праведного. Притч.13:24 .  Много хлеба бывает и на ниве бедных; но некоторые гибнут от беспорядка. Притч.13:25 .  Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его. Притч.13:26 .  Праведник ест до сытости, а чрево беззаконных терпит лишение. Предлагается ряд разнообразных по содержанию суждений, объединяющихся лишь общим отношением к мудрости и ее значению в житейском обиходе. Так говорится о противоположных последствиях – внимания и невнимания к учению мудрости (ст. 19–20, евр. 18–19), о влиянии на человека со стороны того общества, в котором он обращается, (ст. 21, евр. 20), о личном и в потомстве счастье – праведника и несчастии – грешника (ст. 22–23, евр. 21–22), о жизненном довольстве первого и недостатках второго (ст. 24–26, евр. 23–25); здесь же (ст. 25, евр. 24), как и ниже ( Притч 23.13 ), делается замечание о необходимости применения в деле воспитания мер физического воздействия.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Исх.37:16 .  Потом сделал сосуды, принадлежащие к столу: блюда, кадильницы, кружки и чаши, чтобы возливать ими, из чистого золота. Устройство стола для хлебов предложения. См. толк. 23–30 ст. 25 гл. Опущение предписания ст. 30 объясняется тем же, что и замалчивание предписаний ст. 15–16. Исх.37:17 .  И сделал светильник из золота чистого, чеканный сделал светильник; стебель его, ветви его, чашечки его, яблоки его и цветы его выходили из него; Исх.37:18 .  шесть ветвей выходило из боков его: три ветви светильника из одного бока его и три ветви светильника из другого бока его; Исх.37:19 .  три чашечки были наподобие миндального цветка, яблоко и цветы на одной ветви, и три чашечки наподобие миндального цветка, яблоко и цветы на другой ветви: так на всех шести ветвях, выходящих из светильника; Исх.37:20 .  а на стебле светильника было четыре чашечки наподобие миндального цветка с яблоками и цветами; Исх.37:21 .  у шести ветвей, выходящих из него, яблоко под первыми двумя ветвями, и яблоко под вторыми двумя ветвями, и яблоко под третьими двумя ветвями; Исх.37:22 .  яблоки и ветви их выходили из него; весь он был чеканный, цельный, из чистого золота. Исх.37:23 .  И сделал к нему семь лампад, и щипцы к нему и лотки к нему, из чистого золота; Исх.37:24 .  из таланта чистого золота сделал его со всеми принадлежностями его. Устройство золотого светильника См. толк. 31–39 ст. 25 гл. Исх.37:25 .  И сделал жертвенник курения из дерева ситтим: длина его локоть и ширина его локоть, четыреугольный, вышина его два локтя; из него выходили роги его; Исх.37:26 .  и обложил его чистым золотом, верх его и стороны его кругом, и роги его, и сделал к нему золотой венец вокруг; Исх.37:27 .  под венцом его на двух углах его сделал два кольца золотых; с двух сторон его сделал их, чтобы вкладывать в них шесты для ношения его; Исх.37:28 .  шесты сделал из дерева ситтим и обложил их золотом. Устройство жертвенника курений. См. толк. 1–5 ст. 30 гл. Исх.37:29 .  И сделал миро для священного помазания и курение благовонное, чистое, искусством составляющего масти.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Бог любит только ищущего правды, нечестивцев же и презрителей мудрости отвращает, и их постигает гибель (ст. 9–10). Для предупреждения злых дел и даже нечистых помышлений, человеку надо всегда помнить о всеведении Божием, пред которым открыты недоступные человеческому глазу области: преисподняя, ад, евр. шеол и гибель, евр. Аваддон (ст. 11), т. е. область гибели и смерти (сн. Притч 27.20 ; Иов 26.6, 28.22 ); в Апокалипсисе именем Аваддона, по-гречески Аполлиона (т. е. губителя) назван Ангел – царь бездны ( Откр 11.9 ). Тем более открыты всеведению Божию все тайны человеческого сердца (ср. Пс 11.1 ). Далее указано несколько нравственно-психологических черт характеристики мудрого и нечестивого (ст. 13–15). Притч.15:16 .  Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога. Притч.15:17 .  Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть. Притч.15:18 .  Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю. Притч.15:19 .  Путь ленивого – как терновый плетень, а путь праведных – гладкий. Притч.15:20 .  Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою. Притч.15:21 .  Глупость – радость для малоумного, а человек разумный идет прямою дорогою. Притч.15:22 .  Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся. Притч.15:23 .  Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя! Притч.15:24 .  Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу. Притч.15:25 .  Дом надменных разорит Господь, а межу вдовы укрепит. Притч.15:26 .  Мерзость пред Господом – помышления злых, слова же непорочных угодны Ему. Притч.15:27 .  Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить. Притч.15:28 .  Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло.– Притч.15 :28a.  –[Приятны пред Господом пути праведных; чрез них и враги делаются друзьями.] Притч.15:29 .  Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит. Притч.15:30 .  Светлый взгляд радует сердце, добрая весть утучняет кости.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Сир.17:13 Пути их всегда пред Ним, не скроются от очей Его. Сир.17:14 Каждому народу поставил Он вождя, Сир.17:15 а Израиль есть удел Господа. Сир.17:16 Все дела их – как солнце пред Ним, и очи Его всегда на путях их. Сир.17:17 Не утаились от Него неправды их, и все грехи их – пред Господом. Сир.17:18 Милостыня человека – как печать у Него, и благодеяние человека сохранит Он, как зеницу ока. Сир.17:19 Потом Он восстанет и воздаст им, и даяние их на голову их возвратит. Сир.17:20 Но кающимся Он давал обращение и ободрял ослабевавших в терпении. Сир.17:21 Обратись к Господу и оставь грехи; Сир.17:22 молись пред Ним и уменьши твои преткновения. Сир.17:23 Возвратись ко Всевышнему, и отвратись от неправды, и сильно возненавидь мерзость. Сир.17:24 Кто будет восхвалять Всевышнего в аде, вместо живущих и прославляющих Его? Сир.17:25 От мертвого, как от несуществующего, нет прославления: Сир.17:26 живый и здоровый восхвалит Господа. Сир.17:27 Как велико милосердие Господа и примирение с обращающимися к Нему! Сир.17:28 Не может быть всего в человеке, Сир.17:29 потому что не бессмертен сын человеческий. Сир.17:30 Что светлее солнца? но и оно затмевается. И о злом будет помышлять плоть и кровь. Сир.17:31 За силами высоких небес Он Сам наблюдает, а люди все – земля и пепел. 24–31 . Не бессмертен сын человеческий… а люди все (по плоти) – земля и пепел. Пока человек жив, он должен пользоваться дарованною ему жизнью для прославления своего Творца (ср. 7–8 ст.). С телесной смертью для человека прекращается время земных подвигов и прославления в них своего Создателя: от мертвого, как от несуществующего на земле, нет здесь прославления Творцу. Душа умершего нисходит в шеол, но там для нее уже не место богоугодных подвигов, а место мздовоздания за жизнь на земле. Правда, во время земной жизни, в единении с телом, душа человека испытывает со стороны тела немало препятствий к богопрославлению (о злом будет помышлять плоть и кровь), но зато она имеет здесь немало времени и возможности принести Богу искреннее раскаяние в своих грехах, которое угодно и приятно пред очами Господними. (Как велико милосердие Господа и примирение с обращающимися к Нему!).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

См. толков. 23–39 ст. 25 гл. Исх.35:15 .  и жертвенник для курений и шесты его, и елей помазания, и благовонные курения, и завесу ко входу скинии, См. толков. 1–10 ст. 30 гл. Исх.35:16 .  жертвенник всесожжения и решетку медную для него, и шесты его и все принадлежности его, умывальник и подножие его, См. толков. 1–8 ст. 27 гл. Исх.35:17 .  завесы двора, столбы его и подножия их, и завесу у входа во двор, Исх.35:18 .  колья скинии, и колья двора и веревки их, См. толков. 9–19 ст. 27 гл. Лишним в данном случае является указание, что столбы внешнего двора укреплялись при помощи веревок. Исх.35:19 .  одежды служебные для служения во святилище, и священные одежды Аарону священнику и одежды сынам его для священнодействия. См. толков. 28 гл. Исх.35:20 .  И пошло все общество сынов Израилевых от Моисея. Исх.35:21 .  И приходили все, которых влекло к тому сердце, и все, которых располагал дух, и приносили приношения Господу для устроения скинии собрания и для всех потребностей ее и для [всех] священных одежд; Исх.35:22 .  и приходили мужья с женами, и все по расположению сердца приносили кольца, серьги, перстни и привески, всякие золотые вещи, каждый, кто только хотел приносить золото Господу; Исх.35:23 .  и каждый, у кого была шерсть голубого, пурпурового и червленого цвета, виссон и козья шерсть, кожи бараньи красные и кожи синие, приносил их; Исх.35:24 .  и каждый, кто жертвовал серебро или медь, приносил сие в дар Господу; и каждый, у кого было дерево ситтим, приносил сие на всякую потребность для скинии; Исх.35:25 .  и все женщины, мудрые сердцем, пряли своими руками и приносили пряжу голубого, пурпурового и червленого цвета и виссон; Исх.35:26 .  и все женщины, которых влекло сердце, умевшие прясть, пряли козью шерсть; Исх.35:27 .  князья же приносили камень оникс и камни вставные для ефода и наперсника, Исх.35:28 .  также и благовония, и елей для светильника и для составления елея помазания и для благовонных курений; Исх.35:29 .  и все мужья и жены из сынов Израилевых, которых влекло сердце принести на всякое дело, какое Господь чрез Моисея повелел сделать, приносили добровольный дар Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010