3Цар.9:10 .  По окончании двадцати лет, в которые Соломон построил два дома, – дом Господень и дом царский, – 3Цар.9:11 .  на что Хирам, царь Тирский, доставлял Соломону дерева кедровые и дерева кипарисовые и золото, по его желанию, – царь Соломон дал Хираму двадцать городов в земле Галилейской. 3Цар.9:12 .  И вышел Хирам из Тира посмотреть города, которые дал ему Соломон, и они не понравились ему. 3Цар.9:13 .  И сказал он: что это за города, которые ты, брат мой, дал мне? И назвал их землею Кавул, как называются они до сего дня. 3Цар.9:14 .  И послал Хирам царю сто двадцать талантов золота. Раздел этот стоит вне исторической связи с предыдущим. Несмотря на внешний блеск и богатство царствования Соломона, он, очевидно, не имел возможности иначе вознаградить Хирама, Тирского царя, за его услуги при постройках (ст. 11), ( 3Цар.5:7–12 ; 2Пар.2:8–16 ), как уступкой ему части Израильской территории, в прямом противоречии с запрещением закона продавать землю навсегда ( Лев.25:23 ), следовательно, и отчуждать как-либо часть ее. Соломон дал Хираму «20 городов в земле Галилейской», евр. Галил (ст. 11), LXX: Γαλιλια, Vulg.: Galilaea. Это – не вся Галилея в позднейшем, новозаветном смысле – область между Самарией на юге и Ливаном на севере (И. Флавий, Иудейская война III, 3, 1; ( Лк.8:26,17:11 ; Деян.9:31 ); Onomastic. 320), но только самая северная часть ее, первоначально назначенная в удел колену Неффалимову ( Нав.20:7,21:32 ), но остававшаяся в руках хананеян, преимущественно ими населенная и потому называвшаяся «Галилея язычников» ( Мф.4:15 ). В этом могло заключаться некоторое оправдание поступка Соломона с городами. Впрочем, расположенные в бедной, невозделанной провинции они, естественно, не понравились Хираму, что он выразил в названии провинции именем Кавул (ст. 13). По объяснению И. Флавия (Иудейские Древн. VIII, 5, 3), Кавул, Χβαλον с финикийского значит «неугодное, неприятное» ( οκ ρσκον). LXX передают евр. Кавул то через собств. имя Χβαλον, то через нарицат. opiov, слав.: «предел [Хавуль]», сближая, видимо, название это с евр. гебул (граница, предел). Нарицательное значение имени Кавул вообще неясно.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ст. 5 – 8. Яко рече Иов: праведен сем, Господ отъят ми суд, солга же суду моему: насильна стрела моя без неправды. Кто муж, якоже Иов, пияй поругание (μυκτηρισμν), якоже воду, не согрешая, ниже нечествовах, ниже приобщився к творящим беззакония, еже ходити с нечестивыми. Внимательный к беседе Иова с друзьями Елиус хорошо запомнил и верно утверждает то, что сказано Иовом. Страдалец действительно говорил, что на суде Божием он будет прав, а между тем – стрелы Вседержителя в нем и яд их пьет дух его, Господь безвинно умножает его раны, – что нет такого человека, как Иов; который пьет глумление как воду, а между тем во всех отношениях остается невиновным (ср. 13, 18; 23, 10 – 12; 6, 4. 25. 28 –30; 9, 17; 15, 16; 9, 21). Но Иов говорил это вполне искренно и справедливо, потому что постоянною мыслью его было благоугодить Богу и благодетельствовать ближним: именно эта настроенность и была основанием его стойкой защиты своей праведности. А Елиус обращал внимание на отдельные изречения и, не зная чистоты сердца Иова, находил их несправедливыми, с усердием, но неправильно обличал страдальца. Ст. 9. Не рцы бо, яко несть посещения мужеви, и посещения ему от Господа. Признавая себя страждущим жестоко, но незаслуженно, Иов желал суда Божия, но не видал его над собой и утверждал, что Господь не отвечает ему (9, 11. 14. 16–17. 19). А Елиус убежден, что Господь трояким способом вразумляет всякого человека (33, 12. 14. 19 –29), и потому не допускает той мысли, что Господь оставил без внимания страждущего Иова и не желает открыть ему причину его злосчастной судьбы. Ст. 10. Темже разумивии сердцем, послушайте мене: не буди ми пред Господем нечествовати, и пред Вседержителем возмутити правду. Если в первой речи своей Елиус, обращаясь к Иову, просил главным образом его внимания, то в этой, второй, он обращается предварительно к друзьям, как посредникам в прении его с Иовом, и с некоторой клятвой уверяет их, что он, по чувству глубокого благоговения пред Господом, не допустит той нечестивой мысли, будто Вседержитель иногда оставляет человека без своего промыслительного попечения. По убеждению Елиуса, так думать нечестиво, ибо это ложно, потому что несогласно с самым понятием о Боге, который все содержит своей силой и всем управляет по своей премудрости и власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

История из кн. Исход описывает действия с кровью пасхального агнца как апотропеический обряд: «губитель» должен пройти мимо домов, дверные перекладины и косяки которых помазаны кровью (Исх 12. 23), а последующее поедание запеченного мяса, ограниченное узким семейным кругом, является продолжением этого обряда. Однако уже в данном тексте в традицию празднования П. включается и предписание о 7 днях опресноков, во время к-рых запрещено вкушать дрожжевой хлеб (и вообще квасное) и к-рые отмечены «священными собраниями» в 1-й и 7-й дни, когда следует воздерживаться от работы и, очевидно, собираться для общинного богослужения (Исх 12. 15-20; 13. 3-10). Общинный характер празднования опресноков контрастирует с семейным характером вкушения пасхального агнца, и это заставляет исследователей предполагать, что эти 2 установления изначально не были связаны. Рассказ в его совр. форме исследователи классифицируют как принадлежащий к священнической традиции (о Священническом кодексе см. в ст. Пятикнижие ), но он безусловно содержит и более ранний материал. По утвердившемуся в совр. научной лит-ре мнению, самой ранней частью предания о П. является Исх 12. 21-23. В свою очередь праздник опресноков (в отличие от П.) был одним из 3 паломнических праздников Израиля, к-рые описаны в календарях Исх 23. 14-17 (часть «Книги завета») и 34. 18-24 («Культовый декалог») в качестве отмечаемых «для Господа» и к-рые были связаны с аграрным циклом,- это праздники жатвы первых плодов и собирания плодов; праздник опресноков, отмечавшийся в месяц авив, в тексте Пятикнижия уже обосновывается событием исхода из Египта. Несмотря на связь праздника опресноков с событием исхода в этих календарях, заклание пасхального агнца в связи с опресноками в них не фигурирует, что также свидетельствует в пользу предположения о различном происхождении праздников П. и опресноков. Впрочем, в Исх 23. 18 календарь «Книги завета» дополнен указанием: «Не изливай крови жертвы Моей на квасное, и тук от праздничной жертвы Моей не должен оставаться до утра», к-рое напоминает предписания Исх 12.

http://pravenc.ru/text/Пасха.html

Иов.31:18 .  Ибо с детства он рос со мною, как с отцом, и от чрева матери моей я руководил вдову. Иов.31:19 .  Если я видел кого погибавшим без одежды и бедного без покрова, – Иов.31:20 .  не благословляли ли меня чресла его, и не был ли он согрет шерстью овец моих? Не отказывая в помощи разного рода нуждающимся (ср. Иов 22.7 ), не истощая терпения просящей о помощи вдовы несбыточными обещаниями («томить глаза»; ср. 1Цар 2.33 ), Иов был покровителем сирот, вдов и бедных. С первыми он делился хлебом, являлся их отцом, вторым с самого раннего периода своей жизни заменял сына и третьих согревал от холода, доставляя одежду (ср. Иов 29.13 ). Иов.31:21 .  Если я поднимал руку мою на сироту, когда видел помощь себе у ворот, Тем более Иов не был притеснителем сирот («поднимать руку»; ср. Ис 10.32, 11.15, 19.16 ; Зах 2.9 ), хотя и мог это делать, надеясь на безнаказанность со стороны судей ( «когда видел помощь себе у ворот»; ср. Иов 29.7 ), у которых пользовался влиянием (Ibid., ст. 8 и д.). Иов.31:22 .  то пусть плечо мое отпадет от спины, и рука моя пусть отломится от локтя, Насильник, пусть он лишится органа насилия, – руки. Иов.31:23 .  ибо страшно для меня наказание от Бога: пред величием Его не устоял бы я. Насилие было для Иова невозможно: от него удерживался он страхом пред величием Божиим. Иов.31:24 .  Полагал ли я в золоте опору мою и говорил ли сокровищу: ты – надежда моя? Иов.31:25 .  Радовался ли я, что богатство мое было велико, и что рука моя приобрела много? Щедрый благотворитель (ст. 17–20), Иов был чужд корыстолюбия, не считал земные сокровища величайшим благом, основою своего благосостояния (ср. Иов 22.25 ; Пс 61.11 ; 1Тим 6.17 ). Поэтому ему была несвойственна радость при умножении богатств. Иов.31:26 .  Смотря на солнце, как оно сияет, и на луну, как она величественно шествует, Иов.31:27 .  прельстился ли я в тайне сердца моего, и целовали ли уста мои руку мою? Чуждый служению золоту ( Кол 3.5 ), Иов тем более не может быть обвиняем в настоящем идолопоклонстве, поклонении сияющим, как золото и серебро, солнцу и луне. Он «не прельщался» (ср. Втор 4.19, 11.16 ) их величественным видом и в знак почтения к ним «не целовал руки своей». «Целование руки» – знак почитания у древних. Лукиан представляет индийцев, поклоняющихся солнцу, τν χερα κσαντες περ ρχσεως... Inter adorandum, – замечает Плиний, – dexteram ad osculum referimus.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ис.64:3 . Когда Ты совершал страшные дела, нами неожидан­ные, и нисходил, – горы таяли от лица Твоего. Ис.64:4 . Ибо от века не слы­хали, не внимали ухом, и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя, который столько сделал бы для надеющихся на него. «Когда Ты совершал страшные дела... горы таяли от лица Твоего.» То, что в двух предшествующих стихах выражалось лишь гипотетически, здесь утверждается уже фактически. О великих и страшных делах Господа Библия, действительно, говорит неоднократно ( Втор.10:21 ; Пс.105:22 и др.). Подтверждает она и тот образ, что Господь есть «огонь поядающий» ( Втор.4:24 ). «Ибо от века не слыхали, не внимали ухом и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя, который бы столько сделал». Мысль эта совершенно в духе того отдела, который обнимает собой 40–45 гл. кн. пророка Исаии (см. напр., Ис.40:12–13, 17, 22–23, 28 ; Ис.41:22–24 ; Ис.43:9 ; Ис.44:11, 25 ; Ис.45:21 и др.). Заслуживает особенного внимания то, что Апостол Павел, приведя это текст из пророка Исаии, прилагает его к неизреченной тайне воплощения, которая одновременно и превышает собой всякое разумение человека и является откровением высочайшей любви Бога к людям ( 1Кор.2:9 ). Ис.64:5 . Ты милостиво встречал раду­ю­щегося и дела­ю­щего правду, по­мина­ю­щего Тебя на путях Тво­их. Но вот, Ты про­гневал­ся, по­тому что мы издавна грешили; и как же мы будем спасены?: С 5 по 7 ст. включительно идет исповедание божественного благоволения к праведникам и глубокое сознание своей собственной греховности. «Ты милостиво встречал радующегося и делающего правду». Действительно, всякое, хотя бы сравнительное и незначительное, проявление искренней религиозности и действительного послушания Богу не оставалось без награды, как это мы видим на примере многочисленных библейских праведников ( Исх.33:17 ; Исх.34:9 ; Пс.4:8 ; Пс.36:25 ). Как же мы будем спасены? Если мы припомним многочисленные и резкие обличения нечестия, беззакония, ханжества и лицемерия народа израильского, рассеянные по разным местам кн. пророка Исаии ( Ис.1:4, 6, 11–15, 21–23 ; Ис.3:9 ; Ис.58:2–5 ; Ис.59:2–3, 12–13 и др.), то нам не покажется особенно странным и этот вопрос, в котором слышится как будто бы нота отчаяния в спасении от острого и мучительного сознания всей глубины своего падения. Впрочем, LXX и славянский текст отнесли эту фразу к началу следующего стиха и перевели ее несколько иначе: «сего ради заблудихом»

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

А это означает, что к приходу Спасителя некий (не географический) «Тир» как мировая финансовая система уже существовал. Именно подрыв этой системы должен был вызвать необыкновенную ярость врагов Мессии. Пс.48:6             Почто убоюсь в дни зла?                         Беззаконие пят моих окружает меня. " В дни зла» ра – также: в дни бедствия. Будь то зло или бедствие, не этого нужно бояться; «даже если пойду долиною смертной тени, не убоюсь зла» ( Пс.23 /22:4). «Беззаконие (авон) пят» – какие это согрешения? Авон – «вина» и «виновность», грех и вольный, и первородный (см. Пс.51 /50:4). «Беззаконие пят моих» – эти грехи прямо делают меня уязвимым от диавола, который «блюдет пяту» человека ( Быт.3:15 ). Если «беззаконие пят окружает» человека, то кто его охранит, чтобы он не убоялся в эти «дни зла»? Человек кругом уязвим от диавола, и ничто человеческое не подаст ему помощь 258 . Пс.48:12             Нутро их – домы их, [будто] вечные,                         [будто] селения из в род и род,                         и они именами своими, увы мне, называют земли. «Нутро», внутренность, утроба керев – у человека: и его внутренние органы, и его нравственная природа («дух в утробе», Пс.51 /50:12; «внутренность сердца», Пс.36 /35:2). О злодеях сказано: «нутро их – пагуба» ( Пс.5:10 ); в этом Псалме сказано о «глупцах» (ст.11), что «нутро их – домы их», как будто они «вечные»:        человек отождествляет себя (свое нутро) со своим достоянием и думает, что всевластен над ним – называет земли своим именем. Первым, кто завел такой обычай, был Каин. О Каине сказано: «назвал имя города по имени сына своего Енох» ( Быт.4:17 ). Обычай своими именами (грешных людей) называть земли – очень плох («увы мне», см. Пс.42 /41:5). «Не на небесах писаны их имена, а на земле» (ПсСвОт). Пс.48:13             И человек в чести 259 не останется 260 ,                         сравнится со скотами, они истребятся. «Со скотами» бехемот – одно из имен сатаны ( Пс.36 /35:7). Мысль этого стиха – настолько важна, что повторяется в этом Псалме в ст.21.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

К сожалению, столь вредная секта распространилась довольно широко в пределах епархии и имеет своих последователей в следующих приходах: 1) Надпорожском, 2) Ольховском, 3) Устьволгском, 4) Волосовском, 5) Архангельском, 6) Троицком, 7) Кенорецком, 8) Луговском, 9) Заднедубровском, 10) Нименском, 11) Ошевенском, 12) Речно-Георгиевском, 13) Верхнечурьевском, 14) Печниковском, 15) Лядинском, 16) Красноляжском, 17) Павловском, 18) Ловзанском, 19) Ольгском, 20) Малошальском Каргопольского уезда; 21) Шунгском, 22) Кажемском, 23) Паяницком, 24) Пудожгорском Повенецкого уезда, 25) Нигижемском Пудожского уезда, 26) Онежанском, 27) Фоймогубском, 28) Вырозерском и 29) Типиницком Петрозаводского уезда. 22 Поэтому необходимо принять следующие меры: а) разъяснять православным прихожанам вред учения страннического толка и для церкви и для государства; б) беседовать с пристанодержателями и всеми склонными к странничеству прихожанами о гибельности для спасения души учения странников; в) раздавать прихожанам брошюры и листки, направленные против толка странников; г) вменять в обязанность причтам церквей, чтобы они с особым вниманием следили за всеми движениями в толке странников своего прихода и доносили об этом Епархиальному Начальству; и д) для содействия духовенству в борьбе со странничеством просить Епархиальное Начальство войти в сношение с гражданскою властью, чтобы она вменила в обязанность чинам полиции делать внезапные обыски у пристанодержателей, забирать беспаспортных лиц, а укрывателей их привлекать к законной ответственности за укрывательство таких лиц. 3. Можно ли считать за публичное доказательство раскола пение раскольниками церковной песни «Святый Боже...», при сопровождении ими умершего по почтовому тракту среди деревень? Такое деяние раскольников должно считать публичным доказательством раскола по закону 3 мая 1883 г. § 11. За исполнением изложенных в ст. 11 требований обязана наблюдать полиция, а в случае нарушения их привлекать виновных к ответственности по уставу мир. учр. (Уст. о наказ., налаг. мир. судьями, ст. 29). 4. Как искоренить существующие в приходах раскольнические школы, подготовляющие завзятых раскольниц и так называемых клирошанок?

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

В то же время слово «вечный» нередко употребляется в ВЗ условно, в значении большого периода времени, долговечности к.-л. установления и т. п. Так, вечным именуется завет между Богом и людьми о том, «что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли» (Быт 9. 11-16); о земле Ханаанской говорится, что она дается Аврааму и его потомству «в вечное владение» (Быт 48. 4); «вечным постановлением» или «уставом вечным» называются обрядовые предписания ветхозаветного законодательства (Лев 7. 36; 23. 14; Числ 19. 21). НЗ уточняет и дополняет ветхозаветное представление о вечном Боге учением о Сыне Божием, предвечном Логосе (Ин 1. 1, 18; 17. 5), едином со Отцом (Ин 10. 30) и Св. Духом (ср.: Ин 14. 26; 15. 26), открывающем всему человечеству вечную жизнь как дар Божий (Рим 6. 23), к-рый может быть усвоен верующими в Сына Божия (Ин 3. 36; 1 Ин 5. 13) и исполняющими Его заповеди (Мф 19. 17; Рим 2. 7). Историческое развитие христианского учения о В. Библейское понимание В. формулировалось Церковью в контексте космологии, гл. обр. в рамках критики оригенизма. Вопрос стоял о выборе между античной концепцией вечного космоса, связанной с цикличным пониманием времени, и библейским линейным видением истории, получившей начало благодаря творящему действию Бога (см. в ст. Время ). Античная картина мироздания дуалистична, она предполагает 2 совечных первоначала: мир умопостигаемый (платонический κσμος νοητς), т. е. безличный мир идей; и мир материи - низшая, но тем не менее столь же вечная реальность. В своей сущности умопостигаемый мир статичен, каждый из его элементов (идей) неизменен. Но на уровне материи осуществляется движение - бесконечное вращение и самоповторение, что, однако, есть лишь выражение В. и безусловной необходимости космоса. Вселенная с т. зр. античной философии может менять форму, но при этом в своей умопостигаемой сущности ее бытие неизменно и бесконечно во времени. Этот динамизм круговорота исключает саму постановку вопроса о происхождении или начале существования мира и стирает проведенное в Свящ. Писании радикальное различие между безначальным Богом и Его В., с одной стороны, и имевшим начало и существующим во времени миром - с др. ( Флоровский. С. 80).

http://pravenc.ru/text/158324.html

Вар.3:9 Слушай, Израиль, заповеди жизни, внимайте, чтобы уразуметь мудрость. Вар.3:9–38 . С 9-го ст. начинается вторая часть книги. В настоящем отделе пророк увещевает свой народ искать мудрости, от которой зависит все счастье народа ( Вар.3:9–14 ). Другие народы не поняли значения этой мудрости, будучи преданы земным интересам ( Вар.3:15–23 ). Да, впрочем, никто сам, своими собственными силами и не мог бы постичь эту мудрость! Она ведома только Одному Богу, Творцу и Устроителю вселенной, Который и сообщал ее Своему народу ( Вар.3:29–38 ). Вар.3:10 Что это значит, Израиль, что ты находишься в земле врагов? Состарился ты в чужой земле, осквернился вместе с мертвыми, Вар.3:11 причислен к находящимся в аде, Вар.3:12 оставил источник премудрости. Вар.3:13 Если бы ты ходил путем Божиим, то жил бы в мире вовеки. Вар.3:14 Познай, где находится мудрость, где сила, где знание, чтобы вместе с тем узнать, где находится долгоденствие и жизнь, где находится свет очей и мир. Вар.3:13–14 . Здесь изображаются плоды мудрости: вечный мир, долгоденствие, богатство и свет очей, или счастье и довольство. Вар.3:15 Кто нашел место ее, и кто взошел в сокровищницы ее? Вар.3:16 Где князья народов и владевшие зверями земными, забавлявшиеся птицами небесными, Вар.3:17 и собиравшие серебро и золото, на которые надеются люди, и стяжаниям которых нет конца? Вар.3:18 Где те, которые занимались серебряными изделиями, и которых изделиям нет числа? 18 . «Которые занимались серебряными изделиями». Так как непонятно, почему из числа разных художеств и ремесел поминается только это, то можно согласиться с о. Антонином, который предполагает, что слово «занимающееся» – по греч. τεκτανοντες – переводчик употребил вместо слова λογιζμενοι – думающие, интересующиеся. Вар.3:19 Они исчезли и сошли в ад, и вместо них восстали другие. Вар.3:20 Позднейшие видели свет и жили на земле, но пути мудрости не познали; Вар.3:21 не уразумели стезей ее, и не достигли ее сыновья их: они были далеко от пути ее. Вар.3:22 Не было слышно о ней в Ханаане, и не было видно ее в Фемане.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Исх.6:15 .  Сыны Симеона: Иемуил и Иамин, и Огад, и Иахин, и Цохар, и Саул, сын Хананеянки: это семейства Симеона. Исх.6:16 .  Вот имена сынов Левия по родам их: Гирсон и Кааф и Мерари. А лет жизни Левия было сто тридцать семь. Исх.6:17 .  Сыны Гирсона: Ливни и Шимеи с семействами их. Исх.6:18 .  Сыны Каафовы: Амрам и Ицгар, и Хеврон, и Узиил. А лет жизни Каафа было сто тридцать три года. Исх.6:19 .  Сыны Мерари: Махли и Муши. Это семейства Левия по родам их. Исх.6:20 .  Амрам взял Иохаведу, тетку свою, себе в жену, и она родила ему Аарона и Моисея [и Мариам, сестру их]. А лет жизни Амрама было сто тридцать семь. Исх.6:21 .  Сыны Ицгаровы: Корей и Нефег и Зихри. Исх.6:22 .  Сыны Узииловы: Мисаил и Елцафан и Сифри. Исх.6:23 .  Аарон взял себе в жену Елисавету, дочь Аминадава, сестру Наассона, и она родила ему Надава и Авиуда, Елеазара и Ифамара. Исх.6:24 .  Сыны Корея: Асир, Елкана и Авиасаф: это семейства Кореевы. Исх.6:25 .  Елеазар, сын Аарона, взял себе в жену одну из дочерей Футииловых, и она родила ему Финееса. Вот начальники поколений левитских по семействам их. Так как освобождение евреев совершилось при посредстве Моисея и Аарона, которые являются главными деятелями в дальнейших событиях, то, в виду полной уместности сказать, кто же такие были они, новый раздел начинается их родословием. Не без намерения предпосылается его изложению родословие сыновей Рувима и Симеона. Божественное избрание Моисея и Аарона в вожди народа еврейского совершается, хочет сказать этим автор, независимо от старшинства рода. Левий был третий сын Иакова, и однако его потомки удостоились этого избрания, Кааф, предок Моисея и Аарона, был также не первым, а вторым сыном Левия ( Исх.6:16 ). Намек на особенное благоволение Божье к потомкам Левия содержится и в указании долголетия его представителей ( Исх. 6:18, 20 ). По словам ст. 20, отцом Моисея и Аарона был Амрам. Судя по контексту, этот Амрам – не кто иной, как сын Каафа ( Исх.6:18 ). Но к такому выводу не располагает Чис. 3:27–28 . Как видно из данного места, по бывшему во второй год после исхода из Египта исчислению в поколении Каафа, делившемся на 4 рода, оказалось 8600 человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010