12-е Преп. Космы, епископа Маиюмского, творца канонов Косма, родом из Иерусалима, оставшись в детстве сиротой после бедных родителей, был принят в дом вельможи Дамасского калифа и воспитан наравне с сыном его – Иоанном (Дамаскиным, память 4 декабря). Довершили же образование своё оба юноши под руководством пленного инока Космы. С 732 года Косма и Иоанн, связанные тесной дружбой, подвизались в Иерусалимской обители св. Саввы, где оба они усердно предавались и научным трудам. Разделял Косма и любовь своего друга Иоанна к духовным песням и сам впоследствии получил известность, и как составитель многих церковных песен, за что и называется «Песнопевцем». Около 743 г., после кончины святого Петра, епископа Маиюмского, замученного магометанами, Косма против желания своего был избран собором и поставлен в епископа Маиюмского, но, и разлучённый с Иоанном, был до конца жизни соединён с ним братской дружбой. Скончался в глубокой старости, пережив своего друга Иоанна, преставившегося около 776 года. В Греческой службе св. Косме (о канонах которого, равно как и о канонах друга его св. Иоанна Дамаскина , существует такой отзыв, что «они не имели себе равных между гимнами других песнопевцев, да и никогда не будут иметь») – говорится: «вот духовная цитра, лира священная, созывает всех к тайной трапезе; Косма священный и славный предлагает медоточные, священнозвучащие песни.... Начальника песнопевцев, равного учителям, правый образ духовных песней гармонических, трубу доброгласную, прекрасный исток песней мелодических, ревнителя песнопения ангельского, Косму песнями хочу я украсить» ... В древней же Слав. рукописной службе так изображается у св. Косма: «смиренномудр и кроток, тих и доброглаголив, приветлив и невлобен, целомудр и праведен, прост и чист был ты, преподобный Косма; и Бог явил тебя святителем, и ты упас стадо твоё, Богомудрый, на траве, орошаемой водами спасительными». «В воздержании жил ты, в бдении и посте, в смиренномудрии и смирении, славный, обогатился ведением у дольного и временного, и горнего и светлого». «Слова твои, как сот сладкий, явились для благочестивых сердец, поющих крещение Спасово, сретение и отпущение Симеоново». «Не на словах, а как на деле, изобразил ты, блаженный, воскресение Лазарево, хвалу детей и зависть Иудейскую в твоих песнях». «Как высокий умом, Косма, описал ты вечерню, на которой Господь предал живоносные Тайны, и страшное нечестивое предание Иудино, которого избегать поучал ты». «Осияваемый светом ума невещественным, Косма преподобный, пречистые описал ты страсти, погребение и восстание, и преображение Христово».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

192. Слово в день Успения Пресвятыя Богородицы 657 1811 год (Напечатано в собраниях 1844 и 1848 гг.) Бысть же ходящим им, и Сам вниде в весь некую: жена же некая именем Марфа прият Его в дом свой. ( Лук. Х. 38 ). Блаженна ты, не славная и совсем неизвестная по имени весь: ибо Христос, Господь славы, посещает тебя. Благословен ты, не богатый, вероятно, дом: ибо Христос, богатый милостию входит под кров твой. Закхей погибал от страсти любостяжания: но как скоро посетил дом его Христос, в тот же самый день «спасение дому сему бысть» ( Лyk. XIX. 9 ). Будет спасение и дому Марфы, приявшей Спасителя, будет, без сомнения. Блаженно и всякое место или дом, которыя удостоиваются посещения Божественнаго. Наипаче же блажен человек, достойно приемлющий Божественное посещение. Ибо если посещает место невместимый Бог: то для того, чтобы посетить человека, и в его душе устроить Себе обитель. И что значит, что Евангельское повествование о посещении Христовом, так часто провозглашает пред нами Церковь ? Не хощет ли она возбудить в нас жажду Божественных посещений? Не хощет ли вразумить нас, как можно привлекать, и как достойно принимать оныя? О Высокая Дверь посещений Божественных, живый град живаго Бога, первенствующая обитель Христа! «Мария», блаженная паче той, которая «избрала благую часть», ибо Ты избрала, или лучше, Тебя избрало, всецелое и всесовершенное благо, Тебя прежде всех, но и ради всех, во тме седящих, «посетил есть Восток свыше» ( Лк.1:78 ), и не только посетил, но и обитал в Тебе, и под сению Твоею, Верховный Посетитель душ! Дверию гроба отходя от нас, чтобы взаимно посетить Его, и обитать с Ним в Его славе, оставь нам за Собою отверстыми двери милосердия. Воспомяни Ему о смиренной веси на распутии мира, которая однако же принадлежит к Его царству, о утлой хижине в юдоли тления, которую однако же Он Сам, и для Себя Самого, построил. Да не вотще жаждет душа благодатнаго посещения Его, да не вотще приидет посещающая благодать в душе, не умеющей сретить и принять. Мне слышится, что душа говорит: о если бы только посетил меня Бог Своим благодатным посещением! Как бы уже не принять Его мне с благоговением, с усердием, так, как благоугодно Посещающему?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

19. Слово в день святого апостола Филиппа и в день рождения Государыни Императрицы Марии Феодоровны 55 Некогда святой пророк Елисей, когда жители города Иерихона сказали ему, что вода у них нехороша и земля оттого бесплодна, велел бросить соль в воду, и она сделалась здоровою, перестала причинять бесплодие ( 4Цар. 2, 19–22 ). Это образ чудесного действия святого крещения, воды которого оздоровляют человечество и делают его духовно плодоносным, как поется об этом: «Процвела есть пустыня, яко крин, Господи, языческая неплодящая церковь пришествием Твоим» 56 . Неплодные и нездоровые воды это жизнь людей вне Христа, жизнь, полная себялюбия и страстей, от которых душа терпит вред и делается неплодною для всякого добра. Недаром подобная жизнь называется «морем житейским»; воды моря солены и горьки, негодны для питья, так точно страсти кажутся нам «показующими сладкая», но «вкушаем мы присно чрез них горькаго напоения» 57 , потому что как морская вода горька на вкус и от нее, когда она испаряется, остается соль на дне, так и после обильного упоения страстями на душе человека остается горький осадок разочарования, томления, муки, часто делающейся все более и более сильною, неутолимою, так что человек не находит нигде места душе своей, мучимой совестью, накладывает сам на себя руки: подлинно, с ним происходит то, что с человеком, который, чувствуя жажду, напился бы соленой воды и еще более стал бы мучиться от нестерпимой жажды. Соль же, которая вложена была Елисеем в воды, это жизнь Христова, которую прежде всего восприняли святые апостолы, и о которых Сам Господь сказал: «Вы – соль земли» ( Мф. 5, 13 ). О ныне празднуемом апостоле Филиппе так и говорится в песни церковной: «Во истлевшее страстьми человечество ты вложен Божия соль от Христа, того изсуши гнилость лютую» 58 . В самом деле, как соль предохраняет от порчи и гниения разные вещества, так точно проповедь о Христе, распространенная в мире святыми апостолами, предохранила разлагавшийся от страстей мир от духовного гниения, оздоровила, обновила его.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

1. Описание сборника В принадлежащее нам собрание рукописей поступил сборник XVII-ro в. и получил по порядку Это рукопись в 8º , в досках, обтянутых оленьей замшей темного цвета с двумя петлями для застежек, верхний – из красной меди и нижний – из латуни. Крючки для застежек утрачены, остались одни ремешки, нижний приделан заклепкой из красной меди, а верхний из латуни. Края досок стесаны во внутрь. К корешку переплета приделаны три тонкие замшевых ремешка, которые должны служить закладками. В нем 339 листов, обрез был красный, но почти стерся. Бумага, на которой писан сборник с л.1 до л. 188 более тонкая, а с л.189 до конца более толстая. Филигрань бумаги одна шут (la folie). Писан сборник разными почерками, о чем скажем ниже, а теперь обратимся к перечню статей. 1) л.1 об. В рамке из трех концентрических кругов заглавие, относящееся к последующей статье Книга сия, глаголемая ответ православных. л.2. Во имя Бога Отца и Сына Его Исуса Христа и Пресвятого Духа, Единого во Святой Троице истинного Бога. Ответ православных, благочестия поборников о символе православной веры (еже есть верую в Едина Бога) и о прочих церковных догматах правых к хулящим старые святые и непорочные книги и свои догматы ново вводящие растления, и теми ныне христоименитые люди все Русские земли возмутившие. Нач. И ты, всяк православный читатель, внимай здесь крепце. Эта «книга» после общего введения разделена на следующие главы. л.7. Свидетельства о исповедании Святого Духа. Нач. Во всех Московских православных книгах л.35. О молитве Исусовой, еже есть Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нам. Нач. Сию святую молитву ныне нецыи канинулы, глаголюще неистовым языком, называют ю еретической молитвой. л.37 об. Сказание отчасти ведомости рады православным о превращении новых книг и богомерзких ересей в них и плевелах их же враг человек насеял на погибель душам христианским, пачеже на истребление православной веры, сотвори сие льстивый сатана. Нач. По тысящи лет от волния страсти Господа нашего Исуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

1) Павел, Апостол Иисуса Христа, по воле Божией, и Тимофей брат, церкви Божией, которая в Коринфе, со всеми святыми, что суть во всей Ахаии. 2) Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. 3) Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, 4) утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы сами могли утешать находящихся во всяком стеснении чрез увещевание, которым и мы сами от Бога увещеваемся! 5) Потому что [по мере], как умножаются в нас страсти Христовы, так умножается через Христа и утешение наше. 6) Скорбим ли мы, [скорбим] для вашего увещевания и спасения, утешаемся ли, [утешаемся] для вашего утешения, увещеваемся ли, [увещеваемся] ради вашего увещания и спасения, которое совершается претерпением тех же страданий, какими и мы страждем; 7) да будет надежда наша о вас тверда; зная, что как вы есть соучастники как в страданиях наших, так будете и в утешении. 8) Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, случившейся с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что нам и жить-то стало противно. 9) Но сами в себе имели ответ смерти, для того, чтобы не были надеющимися на мертвых, но на Бога, воскрешающего мертвых, 10) Который от таких опасностей избавил нас и избавляет, на Которого надеемся, что и еще избавит, 11) при помощи и вашей в молитве о нас, дабы за дарованное для нас, посредством многих лиц, чрез многих [же] возблагодарили за нас. 12) Ибо похвала наша сия есть: свидетельство совести нашей, что мы в простоте сердца и Божественной искренности, и не по плотской мудрости, но по благодати Божией, обращались в мире сем, наипаче же у вас. 13) Ибо мы пишем вам не иное, как то, что вы читали и разумели. Надеюсь же, что даже до конца уразумеете, 14) как вы и отчасти познали нас, что мы будем вашею похвалою, как и вы нашею, в день Господа нашего Иисуса Христа. 15) И в этой уверенности я намеревался прийти к вам ранее, чтобы вы имели вторую благодать, 16) и через вас пройти в Македонию, и снова из Македонии прийти к вам; и вы проводили бы меня в Иудею. 17) Когда же я восхотел сего, не легкомысленно ли я поступил? Или, что я задумываю, по плоти задумываю, так что у меня то «да», то «нет»? 18) Верен же Бог. Ибо слово наше, которое было к вам, – нет в нем [такого] – то «да», то «нет». 19) Ибо Сын Божий, Иисус Христос, Который проповедан у вас нами: мною и Силуаном, и Тимофеем, не был «да» и «нет»; но в Нем было «да», – 20) ибо все обетования Божии в Нем – «да»; посему чрез Него «аминь» Богу, к нашему прославлению. 21) Утверждающий же нас с вами во Христе и Помазавший нас – Бог, 22) Который и запечатлел нас, и дал залог Духа в сердца наши. 23) Я же Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я больше не приходил в Коринф, 24) не потому, что мы устанавливаем господство над верою вашею; но мы – споспешники радости вашей: ибо вы в вере стойки. Глава II

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

1. Сегодня – предначаток всемирной радости! Сегодня духовные лучи солнца мира предвосходят для всей вселенной. Сегодня члены Тела Господня, ранее разделенные и разсеченные в течение многих веков, спешат к взаимному единению! И не страждет Глава – Христос Бог – быть над разделенным Телом, и Любовь не желает совершенно отъять от нас узы любви! Поэтому Он побудил тебя, Первенствующего среди священнослужителей Его, пригласить нас сюда, и подвигнул благочестивейшего нашего Императора послушаться тебя, а также сотворил нашего Пастыря и Патриарха забыть старость и долговременное недомогание, а нас – пастырей (находящихся) под ним, отовсюду собрал и сотворил отважиться на долгий путь, и море и прочие бедствия. О, разве не очевидно, что это произошло силою и судом Божиим и что результат ( τ πρας) также будет хорошим и богоугодным, как уже наперед намечается? Итак, Святейший Отец, прими чад твоих, издалека с Востока приходящих: обними их, бывших в разделении в течение долгого времени; уврачуй смутившихся 1 . Всякий терний и причину преткновения, угрожающие делу мира, повели убрать из среды; скажи и сам твоим ангелам, как подражатель Бога: «Путь сотворите людем Моим, и камение, еже на пути, размещите» ( Ис. 62, 10 ). До каких пор мы, Того же Христа и той же веры, будем друг друга поражать и разсецать?! Доколе мы, почитатели Той же Троицы, будем друг друга угрызать и снедать, пока друг друга не истребим ( Гал. 5, 15 ) и дадим возможность внешним врагам уничтожить нас?! Да не будет сего, Христе Царю, и да не победит Твою благость множество наших грехов, но как в прежние времена, когда Ты видел возвышающееся и весьма распространяющееся зло, Ты Сам и чрез Твоих Апостолов остановил его течение вперед, и всех обратил к Твоему познанию, так и ныне, чрез Твоих служителей, которые ничего не ставят выше Твоей любви, соедини нас в отношении другь друга и в отношении Тебя Самого, и сотвори, чтобы исполнилась та молитва , которую в то время, когда Ты шел на Страсти, говорил, молясь: «Даждь им да едино будут, якоже и Мы едино есмы» ( Иоан. 17, 11, 21 ). Зриши, Господи, разделение наше – как оно печально, и как по самоволию и дерзости «к угождению плоти» ( Гал. 5, 13 ) мы злоупотребили свободой и стали рабами греха и совершенно плотию а ныне отданы врагам Креста Твоего в расхищение и рабство, и «яко овцы заколения вменихомся» ( Пс. 43, 23 ; Рим. 8, 36 ). Умилосердись, Господи! Вонми, Господи! Заступи ны, Господи! То, что некогда было объявлено, как подлежащее разсмотрению Вселенского Собора, то сегодня мы исполнили, и от себя внесли все; даруй же и Твое, для завершения того, что мы предприняли: ибо Тебе это возможно, если Ты пожелаешь только, и желание Твое является (уже) – исполнением на деле. Скажи и нам, как раньше чрез Пророка Твоего: «Аз с вами есмь, ...и Дух Мой настоит посреде вас» ( Агг. 2, 5 ). Итак, если Ты будешь присутствовать, все прочее будет легко и гладко.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

25 июля Канон святой мученице Бландине, глас 5. Песнь 1 Ирмос: Спасителю Богу,/в мори люди немокрыми ногами наставльшему,/и фараона со всевоинством потопльшему,/Тому Единому поим, яко прославися. Отверзи ми, Господи, устне недостойнии, да воспою радостно славныя мученицы Твоея Бландины победное торжество. Се ныне избра Бог немощная мира, и уничиженная, и не сущая, да сущая упразднит, о мученице Бландино, христианского рода похвало и радование. Никтоже о юности твоей да нерадит! тако взываше Галлийская крестоносная Церковь , внимая славному исповеданию твоему. Явила бо ся еси крепчае многих мужей, взывая непрестанно: Христу Единому поим, яко прославися. Богородичен: Царице моя, Царя царствующих Мати, укрепи ум мой царствовати над суетным мира сего пленением. Песнь 3 Ирмос: Водрузивый на ничесомже землю повелением Твоим,/и повесивши неодержимо тяготеющую,/на недвижемем, Христе, камени заповедей Твоих/ Церковь Твою утверди,/Едине Блаже и Человеколюбце. Глаголаше Бландина страждущим с нею: не убойтеся за немощь мою, о братие! аз бо познах Истину, свободившую душу мою от работы вражия и подклонихся благому игу Христову. В темницу ввержена была еси, и вяжема и к каменному столбу прикована, юнице терпеливодушная, за слово Господне еже воистину не вяжется. Кое слово изрещи возможет терзания, яже претерпела еси на многи дни, яко верная раба Христова, удивляя самих мучителей радостотворною светлостию твоею, яже утверждаше Церковь . Богородичен: Радость Ангелов, скорбящих всех пребыстрая Утешительнице, Марие, утесненное сердце мое мольбами Твоими утеши. Седален, глас 4. Подобен: Удивися Иосиф: Удивишася твоему терпению многому,/человецы на земли и бесплотнии силы небеснии:/ смерть бо горькую терпяще, честная,/змия отступника убила еси,/дева невесто Жизнодавца Бландина,/веры поборница. Песнь 4 Ирмос: Дела смотрения Твоего, Господи,/ужасиша пророка Аввакума/изшел бо еси на спасение людей Твоих,/спасти помазанныя Твоя пришел еси. Во смирении и трудах провождала еси жизнь твою, отроковице. Темже и во время страсти твоея покры тя благодать Божия и воистину непобедиму сотвори.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Sove/kan...

314. Во Христе – наша свобода Страстию Твоею, Христе, от страстей свободихомся и воскресением Твоим от нетления избавихомся: Господи, слава Тебе. Дивны пути Господни в деле нашего спасения! Согрешили первые люди; грех возобладал над человеком, и стали люди рабами греха, как говорит Господь: всяк творяй грех раб есть греха (Ии. 8:34). И свил себе гнездо грех в сердце человека, и стал властно, как господин, повелевать им. И укоренились там исчадия его – страсти, и терзают сердце чело­веческое, созданное для любви к Богу и ближнему, а совесть, этот неумолимый, беспощадный судия, обличает в измене Божиим заповедям, требует возмездия и уже здесь, на земле, дает предощущать грядущие муки вечные, уготованные не людям, а диаволу и ангелам его. Поистине, грешник есть непрестанный мученик своих страстей! Верно слово великого Апо­стола Христова: окаянен аз человек! Кто избавит мя от тела смерти сея? Не еже бо хощу, доброе, творю, но еже не хощу, злое, сие содеваю ( Рим. 7:24,19 ). Кто освободит меня от этих постоянных мук, терзаний, в борьбе с самим собою, с врагом, живущим в моем же сердце – с грехом? Если бы люди были всегда внимательны к самим себе, к движениям своего внутреннего человека, если бы произвольно не отдавали себя в рабство собственным страстям, если бы не заключали с ними преступного союза, в котором находят минутное, обманывающее их забвение своего рабства, то этот вопль Апостола громко раздавался бы среди сынов Ада­мовых во всех концах грешной земли. Но он и слышан был среди лучших людей, и плакали они плачем великим, жалуясь на самих себя, на свою беспомощность: изведи из темницы душу мою, вопияли они: от тайных моих очисти мя! Аще беззакония назриши, Господи, Гос­поди, кто постоит?.. Даже среди язычников слышалось: если не придет на землю Сам Бог , то люди никогда не узнают Его и не найдут путей к Нему. И люди все глубже и глубже погружались в омут греха, все безнадежнее отдавались своим страстям, и всему роду чело­веческому угрожала погибель. Но вот пришел желанный Освободитель, пришел Он, Чаяние народов, пришел Свет к омраченным, пришел в мир Спаситель мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

3. Слово в день Рождества Пресвятой Богородицы 13 «Неплодства (Иоакима и Анны) преложение (разрешение), мирское благих разреши неплодство» (Канон праздника 1-й, песнь 8-я). Эти слова нынешнего праздничного канона означают то, что неплодный в добродетелях духовных мир «разрешился» от этого неплодства чрез рождение Богородицы, разрешившей неплодство Иоакима и Анны. Как в древности процвел сухой Ааронов жезл ( Чис. 17, 8 ), так ныне чрез «тогда убо образуемое, ныне же действуемое» 14 рождение от бесплодных Иоакима и Анны Пресвятой Девы открылась возможность для человеческого естества произрастить лучший цвет свой Христа, Спасителя мира. Сколь неплоден был духовно мир пред пришествием Христовым на землю, об этом засвидетельствовала с очевидностью история; ибо как было в дни Ноя, когда «всякая плоть растлила путь свой» ( Быт. 6, 11, 12 ), за что была обречена на погибель в водах потопа, так было и в первое пришествие Сына Человеческого ( Лк. 17, 26 и далее), когда Сам Он явился на земле во плоти, чтобы спасти духовно-растленный от плотских похотей мир ( Рим. 1, 24–32 ); так будет и во второе пришествие Христово, когда по крайней привязанности к благам и страстям земным духовно-бесплодная по неверию во Христа часть человечества уподобится соляному столпу ( Лк. 17, 31–32 ). Конечно, были и в языческом мире добродетели, но добродетели лишь человеческие, в которых большею частью под внешним покровом добра таились глубоко внутри укоренившиеся страсти, в особенности же гордость, чуждая истинной любви к людям (какова, например, добродетель стоиков). Такими духовно-бесплодными остаются и доселе народы, не уверовавшие во Христа, как, например, японцы, которые, восприняв у европейских народов образ христианской добродетели, не приносят действительного духовного плода в самой жизни, так как, имея одинаковые по видимости с христианскими народами добродетели, остаются внутренно чуждыми последним и только ради тщеславной похвалы пред европейскими народами, которым хотят казаться народом цивилизованным, стараются быть подобными им в христианском образе жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

473. Слово в Церкви Пресвятой Богородицы в честь иконы Ее Смоленской, в Новодевичьем Монастыре, о крестном ходе (Говорено июля 28) 961 . 1825 Бысть же ходящим им, и Сам вниде в весь некую: жена же некая именем Марфа прият Его в дом свой. ( Лук. Х, 38 ). Блаженна ты, неизвестная по имени весь: ибо Христос, Господь славы, посещает тебя. Благословен ты небогатый, вероятно, дом: ибо Христос, богатый милостию, входит под кров твой. Закхей погибал от страсти любостяжания; но посещением Христовым «спасение дому» его «бысть» ( Лyk. XIX, 9 ). Будет спасение и дому Марфы, принявшей Спасителя; будет без сомнения. Блаженно и всякое место и дом, которые удостоиваются посещения Божественного. Наипаче же блажен человек, достойно приемлющий Божественное посещение; ибо для него только и место невместимый Бог посещает. Место, где мы теперь находимся, свидетельствует, что и малое, по-видимому, посещение Божественное может оставить по себе благодать великую и продолжительную. Не было здесь ниже безвестной веси, ниже убогого жилища, когда Преблагословенная Богородица Своим священным и чудотворным изображением, на краткое время, только мимо шествуя, посетила место сие, и се – видим здесь, и целым градом чтимый дом славы Божией, и сохраненную веками обитель спасения. Совершая в настоящем торжестве как бы некое подражание первоначального благодатного посещения, блаженны мы, если хотя сие благочестивое воспоминание как бы самое благодатное посещение достойно приимем. О если бы – скажет иной – о если бы только посетил меня Бог Своим благодатным посещением! Как бы уже не принять Его мне с благоговением, с усердием, и следственно так, как благоугодно посещающему? Вопреки сему справедливее можно сказать: о если бы только ты был способен, расположен, готов принять достойно благодатное посещение! Возможно ли, чтобы тотчас не посетил тебя Бог, Который по слову Иова «внимает умом» к человеку, «посещение творит ему по всяко утро, и во всякое мгновение испытует его» ( Uob. VII, 17–18 )? Но что препятствует человеку с успехом искать Бога и достойно принимать Его благодатное посещение? – Евангельское повествование о Марфе, принявшей Господа в дом свой, к наставлению нашему показывает, что наиболее препятствует в том житейское попечение или пристрастие к земному.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010